Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОВД И ПРИНЦИПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОВД И ПРИНЦИПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3331
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ВОСПИТАНИЕ / ПРИНЦИПЫ / РУКОВОДИТЕЛЬ / КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайликов В.Л., Михайликова В.В.

В соответствии с Порядком организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД Рос- сии от 25 декабря 2020 года № 900 (далее - Порядок), под организацией морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации понимается вид управленческой деятельности руководителей (начальников), органов, организаций, подразделений МВД России, заместителей начальников образовательных организаций МВД России по работе с личным составом, руководителей подразделений по работе с личным составом (помощников по работе с личным составом), руководителей (начальников) структурных подразделений органов, организаций, подразделений МВД России, направленной на формирование и поддержание морально-психологического состояния личного состава на уровне, позволяющем эффективно выполнять служебные задачи в повседневных и служебных условиях. Воспитательная работа является частью морально-психологического обеспечения деятельности ОВД. В статье авторы обращаются к понятию воспитательной работы в ОВД и акцентируют внимание на общих принципах ее реализации. По результатам исследования делается вывод о том, что чем выше идеологическая неопределенность в обществе, тем труднее формировать нравственно-идеологические ценности подрастающего поколения. Неправильное понимание сущности вопросов воспитания сотрудников полиции субъектами воспитательного процесса, неумение четко решать задачи воспитания с помощью основных средств воспитания приводит к деструктивным последствиям морально-психологического обеспечения деятельности ОВД Российской Федерации в целом. Делается акцент на важной роли в процессе воспитания непосредственных руководителей сотрудников, а также деятельности наставников, которые должны являться личным примером в выполнении служебных обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайликов В.Л., Михайликова В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL WORK IN LAW ENFORCEMENT BODIES AND ITS OPERATING PRINCIPLES

According to the Organization of Moral and Psychological Support for the Activity of the Law Enforcement Bodies of the Russian Federation approved by Order of the MIA RF of 25 December 2020 № 900 (further referred to as Order) the Organization of Moral and Psychological Support for the Activity of the Law Enforcement Bodies of the Russian Federation is a kind of management activity of the heads, bodies, organizations and subdivisions of the MIA RF, Deputy heads of educational organizations of the MIA for the work with the staff, heads of units for the work with the staff (assistants for the work with the staff), and heads (chiefs) of structural units of bodies; organizations and units of the MIA RF aimed at forming and maintaining the moral and psychological state of their personnel at a level that allows them to perform their official tasks effectively in day-to-day and service conditions. Educational work is a part of the moral and psychological support of the law enforcement bodies’ activity. In the article, the authors refer to the concept of educational work in the law enforcement bodies and emphasize the general principles of its implementation. According to the research they conclude that the greater the ideological uncertainty in society, the more difficult it is formed the moral and ideological values of the younger generation. Misunderstanding of police education by subjects of the educational process and failure to clearly solving educational tasks by means of basic education have destructive effect of the moral and psychological support for the activity of the law enforcement bodies of the Russian Federation as a whole. Emphasis is placed on the important role in the educational process played by firsthand heads of their personnel as well as the activity of mentors who should be personal role models in performing official duties.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОВД И ПРИНЦИПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОВД И ПРИНЦИПЫ

ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

EDUCATIONAL WORK IN LAW ENFORCEMENT BODIES AND ITS

OPERATING PRINCIPLES

УДК 351.74

В.Л. МИХАИЛИКОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) mihailikov.vitalii@mail.ru

VITALY L. MIKHAJLIKOV,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

В.В. МИХАИЛИКОВА,

аспирант

(Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Россия, г. Белгород) M.vitalina111@yandex.ru

VITALINA V. MIKHAJLIKOVA,

Postgraduate (Belgorod Shukhov State Technological University, Belgorod, Russia)

Аннотация: в соответствии с Порядком организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 25 декабря 2020 года № 900 (далее - Порядок), под организацией морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации понимается вид управленческой деятельности руководителей (начальников), органов, организаций, подразделений МВД России, заместителей начальников образовательных организаций МВД России по работе с личным составом, руководителей подразделений по работе с личным составом (помощников по работе с личным составом), руководителей (начальников) структурных подразделений органов, организаций, подразделений МВД России, направленной на формирование и поддержание морально-психологического состояния личного состава на уровне, позволяющем эффективно выполнять служебные задачи в повседневных и служебных условиях.

Воспитательная работа является частью морально-психологического обеспечения деятельности ОВД.

В статье авторы обращаются к понятию воспитательной работы в ОВД и акцентируют внимание на общих принципах ее реализации. По результатам исследования делается вывод о том, что чем выше идеологическая неопределенность в обществе, тем труднее формировать нравственно-идеологические ценности подрастающего поколения. Неправильное понимание сущности вопросов воспитания сотрудников полиции субъектами воспитательного процесса, неумение четко решать задачи воспитания с помощью основных средств воспитания приводит к деструктивным последствиям морально-психологического обеспечения деятельности ОВД Российской Федерации в целом.

Делается акцент на важной роли в процессе воспитания непосредственных руководителей сотрудников, а также деятельности наставников, которые должны являться личным примером в выполнении служебных обязанностей.

Ключевые слова: органы внутренних дел, воспитание, принципы, руководитель, коллектив.

Для цитирования: Михайликов В.Л., Михайликова В.В. Воспитательная работа в ОВД и принципы ее реализации // Проблемы правоохранительной деятельности. 2021. № 4. С. 16-21.

Abstract: According to the Organization of Moral and Psychological Support for the Activity of the Law Enforcement Bodies of the Russian Federation approved by Order of the MIA RF of 25 December 2020 № 900 (further referred to as Order) the Organization of Moral and Psychological Support for the Activity of the Law Enforcement Bodies of the Russian Federation is a kind of management activity of the heads, bodies, organizations and subdivisions of the MIA RF, Deputy heads of educational organizations of the MIA for the work with the staff, heads of units for the work with the staff (assistants for the work with the staff), and heads (chiefs) of structural units of bodies; organizations and units of the MIA RFaimed at forming and maintaining the moral and psychological state of their personnel at a level that allows them to perform their official tasks effectively in day-to-day and service conditions.

Educational work is a part of the moral and psychological support of the law enforcement bodies' activity.

In the article, the authors refer to the concept of educational work in the law enforcement bodies and emphasize the general principles of its implementation. According to the researchthey conclude that the greater the ideological uncertainty in society, the more difficult it is formed the moral and ideological values of the younger generation. Misunderstanding of police education by subjects of the educational process and failure to clearly solving educational tasks by means of basic education have destructive effect of the moral and psychological support for the activity of the law enforcement bodies of the Russian Federation as a whole.

Emphasis is placed on the important role in the educational process played by firsthand heads of their personnel as well as the activity of mentors who should be personal role models in performing official duties.

Keywords: law enforcement bodies, education, principles, of management, team.

For citation: Mikhajlikov V.L., Mikhajlikova V.V. Educational work in law enforcement bodies and its operating principles // Problems of Law Enforcement Activity. 2021. № 4. Р. 16-21.

Воспитание является одной из категорий педагогической науки. Оно, как правило, тесно взаимосвязано с преобладающей идеологией, существующей в обществе, а значит, в силу указанных обстоятельств в разные периоды времени изменялись его цели, принципы, методы, задачи, порядок организации и критерии оценки его эффективности.

Как отмечает В.И. Гинецинский, сложность определения этой стержневой педагогической категории затрудняется тем обстоятельством, что понятие «воспитание» в равной степени правомерно употребляется в повседневном языке, в художественной и философской литературе и в педагогике. Многосторонний анализ данной категории позволил выделить пять уровней рассмотрения и реализации воспитательного процесса:

социальный уровень - трансляция от поколения к поколению создаваемой обществом культуры;

институциональный уровень - процесс ограничен рамками тех учреждений, организаций, которые специально создаются с целью осуществления воспитательного воздействия;

социально-психологический уровень - субъектом педагогического воздействия здесь выступают неинституциализированные социальные общности: ассоциации, кооперации, корпорации, коллективы, а объектом - члены этих групп;

межличностный уровень - отражает практику межличностного взаимодействия;

интраперсональный уровень - субъектом и объектом педагогического воздействия выступает сам индивид [1, с. 15-16].

После вступления в силу приказа МВД России от 25 декабря 2020 года № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»1, а также приказа МВД России от 26 июня 2020 года № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Фе-

1 Приказ МВД России от 25 декабря 2020 года № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

дерации»2 основными целями морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел являются:

• воспитание у сотрудников высоких гражданских, профессиональных, психологических и нравственных качеств, определяющих способность и готовность к успешному осуществлению оперативно-служебной деятельности;

• формирование высокой профессиональной культуры сотрудников, укрепление авторитета органов внутренних дел в обществе, повышение престижа службы в них;

• сплочение служебных коллективов, поддержание в них на должном уровне служебной дисциплины и законности;

• формирование высокой управляемости служебных коллективов, надежности сотрудников, их морально-психологической устойчивости к влиянию психотравмирующих факторов и деструктивного информационно-психологического воздействия;

• формирование в служебных коллективах благоприятного социально-психологического климата.

В соответствии с п. 4.5. Порядка под воспитательной работой понимается основной вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса гражданских, профессиональных, психологических и нравственных качеств, обусловленных потребностью службы.

В нашем исследовании мы хотели бы более подробно остановиться на общих принципах воспитательной работы в органах внутренних дел как основополагающем начале процесса воспитания, имеющем важное значение в формировании профессионально-нравственных, этических качеств сотрудников правоохранительных органов, а также раскрыть их содержание с точки зрения понимания их сущности и значения.

Воспитательная работа в органах внутренних дел основывается на следующих общих принципах:

1. Принцип целенаправленности и целесообразности воспитания, устанавливающий необходимость определения ожидаемого результата воспитания и оценки его эффективности.

То есть воспитательный процесс должен быть направлен на достижение определенной цели. Под целью понимается будущий желаемый результат, который должен быть получен после осуществления действий управления [4].

2 Приказ МВД России от 26 июня 2020 года № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

Основное из них в системе органов внутренних дел - это эффективное выполнение сотрудником поставленных перед ним служебных задач в повседневных и особых условиях, а также морально-психологическая готовность (устойчивость) личного состава к оперативно-служебной деятельности. При этом оценка эффективности результата воспитания может строиться как на объективных, так и на субъективных подходах его определения. Как уже отмечалось выше, немаловажное значение имеет преобладающая идеология, существующая в обществе, с учетом которой в разные периоды времени изменялись как цели воспитания, так и критерии оценки его эффективности. Следует констатировать, что чем выше идеологическая неопределенность в обществе, ниже общий уровень культуры населения, тем труднее формировать нравственно-идеологические ценности как обычных граждан, так и сотрудников правоохранительных органов. В настоящий момент вызывает озабоченность наличие в обществе так называемых «двойных стандартов», навязывание странами Европы другим государствам своего образа жизни, культуры и правил поведения. Мы наблюдаем элементарное «бессилие» норм международного права в решении глобальных вопросов мирового сообщества. Все это, так или иначе, отрицательно сказывается на процессе формирования как общей положительной государственной идеологии, так и на осуществлении воспитательного процесса в самой системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

2. Гражданско-патриотическое направление воспитания, нацеливающее воспитательный процесс на формирование у сотрудника высоких качеств гражданина и патриота.

Патриотизм - любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу [5, с. 673]. Каждый сотрудник полиции должен обладать не только базовыми знаниями в области юриспруденции, но и быть воспитанным в духе соблюдения закона, правопорядка и любви к своей Родине. Поступая на службу в органы внутренних дел, независимо от замещаемой должности и специального звания, сотрудник принимает на себя обязательства по соблюдению этических норм, правил и требований, относящихся к поведению сотрудника правоохранительных органов при осуществлении как служебной деятельности, так и во внеслужебное время. Обязуется неукоснительно выполнять ограничения, требования и запреты, связанные с выполнением им своих должностных обязанностей. Невыполнение сотрудником принятых в обществе этических требований приводит к недоверию со стороны граждан, вызывает непонимание со

стороны коллег и озабоченность руководителей. В данном случае именно качественный кадровый отбор, даже в условиях имеющегося некомплекта, играет важную роль в формировании профессионального ядра сотрудников органов внутренних дел.

3. Профессиональная направленность воспитания, означающая нацеленность любого воспитательного мероприятия на формирование у сотрудника профессиональных качеств, необходимых для успешной служебной деятельности.

Следует отметить, что профессиональное воспитание сотрудников органов внутренних дел является неотъемлемой составляющей их профессиональной подготовки, в основу которой должны быть положены существующие в обществе общепринятые нормы морали и нравственности, а также умение преодолевать кризисные ситуации, возникающие при исполнении сотрудником своих служебных обязанностей. Немаловажным является то, что необходимо выработать такую модель поведения, при которой сотрудник будет воспитываться не на запретах и ограничениях, не на боязни быть наказанным за допущенные ошибки, а на чувстве ответственности за порученный участок работы, гордости за оказанное ему доверие и желании выполнить эту работу как можно лучше.

В этой связи очень важным моментом является привитие сотруднику, начиная уже с первого года его работы, базовых навыков эффективной управленческой деятельности. Этот процесс должен носить системный, комплексный характер, и очень важно, кто в этот момент окажется рядом с ними, с кого они будут брать пример, и на кого равняться. Немаловажным является признание сотрудником приоритета государственных и служебных интересов над личными, неукоснительное соблюдение законности и требований служебной дисциплины.

4. Воспитание в ходе повседневной деятельности и в интересах службы, требующее оказывать воспитательное воздействие на сотрудника при осуществлении всех видов повседневной деятельности - служебной, учебной, общественной, творческой - и обеспечивать его положительный практический эффект.

В период службы руководителям разных уровней необходимо создавать благоприятные условия для развития у подчиненных сотрудников лидерских качеств, научить их индивидуальному мышлению в составе подразделения, при этом не теряя чувства коллективизма и товарищества. Поощрять проявленную подчиненным инициативу, направленную на решение актуальных вопросов оперативно-служебной деятельности коллектива. Большое значение имеет объектив-

ная оценка результатов служебной деятельности подчиненных, непредвзятое и справедливое распределение между сотрудниками служебных обязанностей, учитывая их опыт работы и квалификацию. Необходимо помнить, что грамотный руководитель всегда беспокоится о надлежащих условиях службы своего личного состава, об организации их отдыха и досуга, вникает в нужды и проблемы людей, в пределах своих возможностей оказывает им социальную и правовую помощь и поддержку.

5. Воспитание личности в служебном коллективе и через коллектив, предполагающее существенное влияние межличностных отношений в служебном коллективе и коллективного мнения на процесс развития личности, ее настроение, мотивацию и результаты деятельности.

Здесь возникает вопрос, а есть ли та основа, на которой должен строиться процесс формирования профессионального полицейского с точки зрения развития его первоначальных (базовых) качеств как члена коллектива сотрудников органов внутренних дел, а возможно, и руководителя данного коллектива? Да, есть! И эта основа, на наш взгляд, должна заключаться в следующем:

- во-первых, должен присутствовать хороший базовый уровень подготовки сотрудника полиции после завершения обучения в образовательной организации высшего образования МВД России (другой образовательной организации иной подведомственности);

- во-вторых, на первоначальном этапе осуществления своей профессиональной деятельности сотруднику должен быть назначен наставник, который в соответствии с приказом МВД России от 1 февраля 2018 года № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» (в ред. приказа МВД России от 24.11.2020 года № 801)3 [6] назначается из числа опытных сотрудников приказом руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, в котором сотрудник проходит службу. Институт наставничества, на наш взгляд, является действенным механизмом в становлении молодого сотрудника как опытного профессионала, в овладении им умениями и навыками, необходимыми для качественного выполнения своих служебных обязанностей;

- в-третьих, процесс развития личности, ее настроение, мотивация к выполнению задач, поставленных перед Министерством внутренних

3 Приказ МВД России от 1 февраля 2018 года № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» (в ред. приказа МВД России от 24.11.2020 № 801) [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

дел Российской Федерации, проходит благоприятно только лишь тогда, когда сотрудник ощущает заботу со стороны государства в лице соответствующих должностных лиц и государственных органов. Эта поддержка заключается в предоставлении ему необходимых социальных гарантий, своевременной и достаточной для обеспечения жизни как самого сотрудника, так и членов его семьи выплаты заработной платы, создание сотруднику нормальных условий труда и быта.

Воспитание сотрудника в служебном коллективе и через коллектив должно строиться на принципах открытости, справедливости и уважения.

6. Индивидуальный и дифференцированный подход, определяющий необходимость учета в процессе воспитания индивидуальных и групповых психологических, профессиональных, национальных, возрастных и иных особенностей сотрудника.

Необходимо помнить, что в коллективе взаимодополняемость психологических качеств может стать важным условием формирования положительных отношений, улучшения социально-психологического климата. Различия выступают в качестве позитивных психологических условий межличностного взаимодействия, способствуя успешному развитию положительных взаимоотношений между людьми. В этом случае ведущая роль тоже принадлежит руководителю коллектива, который должен максимально эффективно использовать кадровый потенциал своего личного состава на всех участках оперативно-служебной деятельности. Умение сплотить подчиненных вокруг решения поставленных перед подразделением задач является важнейшим критерием оценки деятельности руководителя любого уровня.

В данном случае, на наш взгляд, пристальное внимание необходимо уделять вопросам национальных особенностей коллектива сотрудников органов внутренних дел. Сфера общения современного человека необычайно велика. Человек одновременно является гражданином своего государства, представителем определенной этнической общности, религиозной конфессии, трудового коллектива и др. Все люди вместе составляют человечество. При этом современная наука все больше ориентируется на понимание целостности последнего, на общность исторических судеб различных рас и народов. Необходимо помнить, что каждая нация существует за счет системы устойчивых внутренних связей и отношений составляющих ее людей, которая формируется в процессе этнического развития, регулируется традициями и нормами поведения, принятыми в их среде. Нельзя допускать предвзятого отношения к представителям

одних национальностей и, наоборот, наделять привилегиями других. Руководители служебных коллективов должны быть всегда справедливыми к каждому сотруднику, независимо от его национальной принадлежности. Важным моментом в работе с коллективом является умение и желание руководителя учитывать индивидуально-психологические особенности личности каждого сотрудника (характер, темперамент, способности, волевые качества и др.). И только лишь наличие у руководителя высокого уровня профессиональной и психологической компетентности в работе с личным составом, открытость в его действиях, справедливое отношение к каждому сотруднику помогут ему правильно определить индивидуальные и групповые психологические, профессиональные и иные особенности сотрудника, что в конечном счете будет способствовать решению поставленных перед коллективом задач.

7. Сочетание высокой требовательности к подчиненным с уважением их прав и личного достоинства.

Произносимые нами слова и наши действия во многом характеризуют нас и говорят об уровне нашей культуры и воспитания. Проблема современного общества состоит в том, что люди не до конца осознают важность и значение произносимых ими слов, не могут оценить всю силу возможности их влияния на человека, не уделяют должного внимания своим обещаниям и зачастую безразлично относятся к своим поступкам (не рассматривают их через призму справедливости). В этой связи важным является установление единых этических норм, правил и требований к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел как к государственным служащим, что в итоге должно способствовать укреплению авторитета полиции в обществе и повышению доверия к ней со стороны граждан.

Низкий уровень управленческой культуры руководителя (культуры общения с подчиненными) отрицательно сказывается как на общем социально-психологическом климате в коллективе, так и на межличностных отношениях руководителя с подчиненными. Систематическое нарушение режима службы приводит к накоплению усталости, ведет к снижению эффективности управления и отражается на качестве выполняемых сотрудником задач. В данном случае сочетание высокой требовательности к подчиненным с уважением их прав и личного достоинства является важной составляющей деятельности руководителя любого уровня, что, в итоге, характеризует его как высококлассного профессионала и порядочного человека.

8. Личный пример, выражающий прямую зависимость воспитательной работы от уровня управленческого, профессионального и личностного авторитета должностного лица, осуществляющего воспитательный процесс.

Эффективность руководящей деятельности в любом коллективе во многом зависит от уровня авторитета самого руководителя.

Авторитет - это личное влияние руководителя на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Это общественное признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств человека объективным потребностям деятельности.

Авторитетный руководитель, как правило, в своей управленческой деятельности более демократичен, потому что авторитет является той составляющей, которая положительно воздействует на подчиненных и не требует затрат дополнительного времени на объяснение необходимости выполнения подчиненными поставленных задач.

Стоит отметить, что немаловажную роль в умении сплотить подчиненных вокруг решения поставленных задач играет собственный положительный пример руководителя в выполнении своих должностных обязанностей, проявление им заинтересованности не только к служебным вопросам деятельности коллектива, но и к личным проблемам сотрудников, которые порой требуют простого человеческого внимания. Только в этом случае руководитель будет выступать абсолютным авторитетом для

своих подчиненных и пользоваться безграничным уважением.

Подводя итог всему вышесказанному, мы делаем вывод о том, что чем выше идеологическая неопределенность в обществе, ниже общий уровень культуры населения, тем труднее формировать нравственно-идеологические ценности как обычных граждан, так и сотрудников органов внутренних дел. Сотрудники полиции должны служить примером исполнения законов, быть патриотами своего Отечества и рассматривать защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан как высшую нравственную цель своей служебной деятельности. Неправильное понимание соответствующими субъектами сущности вопросов воспитания, неумение четко определять, а затем решать задачи воспитания приводит к деструктивным последствиям морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел в целом. Профессиональное воспитание сотрудников органов внутренних дел должно являться неотъемлемой составляющей их профессиональной подготовки. В ее основу должны быть положены существующие в обществе общепринятые нормы морали и нравственности, личный положительный пример непосредственных руководителей, а также создание для сотрудников благоприятных условий труда, включая достойное их материальное и социальное обеспечение. Только лишь в совокупности всех указанных факторов можно говорить об успешной реализации воспитательного процесса в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, что, несомненно, будет способствовать выполнению поставленных перед ним задач.

Литература

1. Генецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - Санкт-Петербург: СПбГУ, 1992.

2. Ожегов С.И., Шведова С.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. - Москва, 1997. - 873 с.

3. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - Москва, 2008. - 673 с.

4. Машекуашева М.Х. Психологическое обеспечение деятельности сотрудников спецподразделений в условиях массовых беспорядков // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3. С. 258-261.

= References =

1. Genecinskij V.I. Osnovy teoreticheskoj pedagogiki. - Sankt-Peterburg: SPbGU, 1992.

2. Ozhegov S.I., SHvedova S.YU. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: 80000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij. 4-e izd., dop. -Moskva, 1997. - 873 s.

3. Ushakov D.N. Bol'shoj tolkovyj slovar' sovremennogo russkogo yazyka. - Moskva, 2008. - 673 s.

4. Mashekuasheva M.H. Psihologicheskoe obespechenie deyatel'nosti sotrudnikov specpodrazdelenij v usloviyah massovyh besporyadkov // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2014. № 3. S. 258-261.

(статья сдана в редакцию 15.11.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.