Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ НОРМАТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА МВД РОССИИПО ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОГО СОСТАВА'

К ВОПРОСУ НОРМАТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА МВД РОССИИПО ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОГО СОСТАВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / INTERNAL AFFAIRS BODIES / METHODS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вальшин Евгений Рамазанович

В статье рассматривается педагогическая деятельность руководителя территориального органа МВД России по воспитанию личного состава путем анализа научных позиций и нормативно-правовой базы. Автор делает вывод о необходимости нормативного закрепления в ведомственном приказе педагогического статуса начальника, определений и условий использования воспитательного инструментария в отношении подчиненных сотрудников органов внутренних дел со стороны их руководителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вальшин Евгений Рамазанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF REGULATORY FIXING OF PEDAGOGICALACTIVITIES OF THE TERRITORIAL BODY HEAD OF THE RUSSIAN MIAFOR POSITIONING PERSONNEL

Based on the analysis of scientific points of view and regulatory sources, the article discusses the pedagogical activity of the head of the territorial body of the MIA of Russia on the education of personnel. The author concludes that there is a need for normative consolidation in the departmental order of the pedagogical status of the head, definitions and conditions for the use of educational tools in relation to subordinate employees of internal affairs bodies from their leaders.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ НОРМАТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА МВД РОССИИПО ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОГО СОСТАВА»

К вопросу нормативного закрепления педагогической деятельности руководителя территориального органа МВД России по воспитанию личного состава

Е.Р. ВАЛЬШИН,

слушатель 2 факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]

To the question of regulatory fixing of pedagogical activities of the territorial body head of the Russian MIA

for positioning personnel

E.R. VALSHIN,

Listener of the 2nd Faculty (Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

В статье рассматривается педагогическая деятельность руководителя территориального органа МВД России по воспитанию личного состава путем анализа научных позиций и нормативно-правовой базы. Автор делает вывод о необходимости нормативного закрепления в ведомственном приказе педагогического статуса начальника, определений и условий использования воспитательного инструментария в отношении подчиненных сотрудников органов внутренних дел со стороны их руководителей.

Педагогическая деятельность, органы внутренних дел, методы воспитания.

УДК 351.74:37.034

Based on the analysis of scientific points of view and regulatory sources, the article discusses the pedagogical activity of the head of the territorial body of the MIA of Russia on the education of personnel. The author concludes that there is a need for normative consolidation in the departmental order of the pedagogical status of the head, definitions and conditions for the use of educational tools in relation to subordinate employees of internal affairs bodies from their leaders.

Pedagogical activity, internal affairs bodies, methods of education.

Педагогика является наиболее востребованной из наук, издавна и комплексно занимающихся проблемами воспитания, которые стали приоритетными в работе с кадрами. Соответственно, возможности педагогики находят все более широкое применение в деятельности органов внутренних дел, потому как в данной области общественных отношений особенно высока ценность образования, воспитания и личностное развитие.

В сфере организации управленческого процесса правоохранительными структурами, в том числе органами внутренних дел, педагогика может рассматриваться как самостоятельное направление или отрасль этой науки [1].

С. Е. Борисова, И. С. Скляренко, Н. В. Стря-пина в этой связи отмечают, что «педагогика в деятельности сотрудников ОВД — наука, изучающая педагогические явления в сфере деятельности сотрудников ОВД» [1, 3], как-то:

— педагогические факты, закономерности, механизмы, с учетом которых проектирует свою деятельность сотрудник правоохранительной системы (к примеру, применение метода педагогического влияния сотрудниками ОВД при взаимодействии с различными категориями граждан или руководителем подразделения с подчиненными сотрудниками ОВД);

— педагогические факты, закономерности, механизмы воспитания и обучения профессионала для правоохранительной системы.

Учитывая, что сфера деятельности ОВД охватывает как внешние правоотношения, реализуемые в ходе правоохранительной деятельности, так и внутренние отношения управленческой деятельности, то вполне правомерно утверждать, что объектом педагогики могут выступать как граждане, с которыми сотрудники ОВД взаимодействуют при выполнении своих служебных обязанности, так и сами сотрудники, подвергающиеся педагогическому воздействию со стороны своих руководителей.

Таким образом, комплексный подход к профессиональному воспитанию и непрерывному обучению сотрудников ОВД подразумевает применение теории и практики педагогики во взаимодействии руководитель — сотрудник, сотрудник — гражданин.

Рассматривая методологию педагогики в деятельности сотрудников ОВД, отметим, что ее основу составляют принципы, закономерности, инструментарий воспитания и обучения, которые, с одной стороны, являются общими для педагогики как науки, а с другой стороны, имеют специфику реализации, свойственную только органам внутренних дел.

Анализируя методы воспитания сотрудников ОВД и педагогические условия их успешного применения, необходимо сделать акцент на интеграционной составляющей. Комплексный подход в данном случае подразумевает необходимость использования педагогического инструментария, представляющего собой совокупность различных методов воспитания, самовоспитания, реализуемых с учетом индивидуальных особенностей объектов воспитания (сотрудников ОВД) при учёте субъективных обстоятельств внешней среды.

Однако проблематика данного направления деятельности обусловлена его недостаточным нормативным правовым обеспечением в ведомственных нормативных актах.

Так, после отмены приказа МВД России от 11 февраля 2010 г. № 801, определявшего дея-

1 О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федера-

тельность по морально-психологическому обеспечению, в настоящее время в нормативной базе МВД России не предусмотрено использование каких-либо методов оказания педагогического влияния на сотрудников ОВД со стороны вышестоящего руководства. П. 30 ч. III данного приказа предусматривал использование в работе с сотрудниками таких методов воспитания, как убеждение и принуждение, то есть фактически предлагал в качестве морально -психологического обеспечения применять методы педагогического воздействия на сотрудников со стороны их руководителей.

При этом начальник территориального органа МВД России на региональном2 и районном уровнях3 обязан выполнять задачи, сопряженные с воспитанием личного состава.

Решением обозначенной проблемы может стать разработка и внедрение Методических рекомендаций руководителю территориального органа МВД России по использованию педагогического инструментария в воспитании личного состава. Данные рекомендации направлены на повышение уровня воспитательной работы с подчиненными и должны содержать: описание эффективных воспитательных методов, приемов и технологий; алгоритм и условия их применения в управленческой деятельности.

Соответственно, предлагаем коррективы нормативно-правовых актов, которые выделят статус начальника территориального органа МВД России в административно-правовом поле:

— добавить в п. 19 Указа Президента РФ № 699 от 21 декабря 2016 г.4 ст. 37 в следующей формулировке: «...организует педагогическую деятельность по воспитанию личного состава»;

— добавить в п. 16 Приказа МВД России № 355 от 05 июня 2017 г. ст. 36 в следующей формулировке: «...организует педагогическую деятельность по воспитанию личного состава».

Кроме того, на текущий период времени в рамках регулирования в части педагогической деятельности руководителя территориального органа МВД России применяются Методиче-

ции: приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 (утратил силу на основании приказа МВД России от 05.07.2018 № 428).

2 Там же.

3 Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: приказ МВД России от 05.06.2017 № 355 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http: // www.pravo.gov.ru (дата обращения: 13.07.2017).

4 Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 (ред. от 25 декабря 2019 г.) // СЗ РФ. № 52. Ч (V). Ст. 7614.

ские рекомендации ДГСК5, где разъясняются требования к воспитательной работе с сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации. Здесь отмечается, что воспитательную деятельность осуществляют руководители всех уровней, руководители подразделений по работе с личным составом, подразделения воспитательной работы, должностные лица, на которых возложены обязанности по осуществлению морально-психологического обеспечения.

Однако и в указанных выше приказах МВД России, и в методических рекомендациях воспитательный инструментарий лишь перечислен, нет четких определений, не выделены его особенности и условия эффективности применения. Результаты наших исследований не противоречат результатам исследований проведенных ранее (К. М. Астраханцев, И. С. Скляренко, Р. И. Степанов и др.) и показывают, что 93 %

5 Методические рекомендации ДГСК о морально-психологическом обеспечении № 21/8/10998 от 10 октября 2018 г.

сотрудников ОВД разного уровня, не имеющих педагогической подготовки, указали на то, что формального перечисления педагогических методов в нормативных документах и методических рекомендациях крайне недостаточно [2, 4]. Для глубокого осознания руководителями и сотрудниками ОВД педагогических категорий, условий и техники применения педагогического инструментария в нормативных документах его следует охарактеризовать более подробно. Так, среди наиболее сложных педагогических методов в части, касающейся условий и техники их применения в профессиональной деятельности, респонденты отметили метод упражнения и метод соревнования.

В заключение отметим, что внесение в документы изменений, касающихся педагогического статуса начальника, определений и условий использования воспитательного инструментария, позволит повысить уровень эффективности педагогической деятельности руководителя территориального органа МВД России по воспитанию личного состава.

Список литературы:

1. Борисова С. Е. Педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: курс лекций. Орел, 2011.

2. Скляренко И. С., Астраханцев К. М. Ин-

струментарий педагогического воздействия

в деятельности сотрудника органа внут-

ренних дел // Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики [Электронный ресурс]: материалы всероссийской науч.-практич. конф. (СПб., 31 октября 2019 г.). СПб., 2019.

3. Скляренко И. С., Стряпина Н. В. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: учеб. пособ. Хабаровск, 2003.

4. Степанов Р. И. Эффективность применения методов воспитательной работы сотрудников младшего и среднего начальствующего состава органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 2015. № 2 (61).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.