Научная статья на тему 'Эффективность применения методов воспитательной работы сотрудниками младшего и среднего начальствующего состава органов внутренних дел'

Эффективность применения методов воспитательной работы сотрудниками младшего и среднего начальствующего состава органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
940
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / УБЕЖДЕНИЕ / УПРАЖНЕНИЕ / ПООЩРЕНИЕ / ПРИНУЖДЕНИЕ / METHODS OF EDUCATION / PERSUASION / DRILL / ENCOURAGEMENT / ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Степанов Роман Иванович

В статье представлены результаты исследования современной практики применения методов воспитательной работы сотрудниками органов внутренних дел, утвержденных нормативными документами. Определен педагогический потенциал субъектов воспитательной работы. Сделаны выводы о частоте и эффективности применения методов воспитания сотрудниками органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of educational work methods used by entryand mid-level commanders of the Internal Affairs’ agencies

The article presents the results of studying the contemporary use of educational work methods by Internal Affairs agencies’ officers approved by legal acts. The author determines pedagogical potential of the subjects of educational work and makes the conclusions about the frequency and effectiveness of using methods of education by Internal Affairs agencies’ officers.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения методов воспитательной работы сотрудниками младшего и среднего начальствующего состава органов внутренних дел»

Степанов Р. И. Эффективность применения методов воспитательной работы сотрудниками...

УДК 351.74

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СОТРУДНИКАМИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Р. И. Степанов

В статье представлены результаты исследования современной практики применения методов воспитательной работы сотрудниками органов внутренних дел, утвержденных нормативными документами. Определен педагогический потенциал субъектов воспитательной работы. Сделаны выводы о частоте и эффективности применения методов воспитания сотрудниками органов внутренних дел.

Ключевые слова: методы воспитательной работы, убеждение, упражнение, поощрение, принуждение.

В подразделениях органов внутренних дел проходит службу большое количество сотрудников, находящихся на должностях младшего и среднего начальствующего состава. Именно эта категория сотрудников составляет достаточно высокий процент среди субъектов воспитательной работы в органах внутренних дел. Необходимо постоянно изучать и анализировать эффективность применяемых ими методов воспитательной работы, определенных нормативными документами, в процессе формирования у сотрудников органов внутренних дел комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности.

Напряженные условия службы сотрудников ОВД и связанные с этим проявления деструктивного поведения 1 создают необходимость участия психологов в реализации мер по преодолению предпосылок и факторов риска надежности профессиональной деятельности личного состава органов внутренних дел 2. По нашему мнению, не только психологи, но и другие субъекты воспитательной работы также обладают потенциалом для поддержания показателей надежности сотрудников органов внутренних дел.

Методы воспитательного воздействия применяются в изменяющихся условиях конкретной педагогической ситуации, которая определяется общественными потребностями и объективными требованиями воспитательного процесса. Всесторонняя подготовка сотрудников, выработка у них высоких профессиональных, нравственных, психологических и других качеств требуют использования таких методов воздействия, которые отвечали бы характеру общественных отношений, отражали специфику всех факторов жизнедеятельности, влияющих на воспитание. Большое значение в выборе необходимых методов воспитания имеет правильная оценка сложившейся педагогической ситуации, учет целей и задач всей воспитательной работы. На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший, оптимальный. Выбор метода — это всегда поиск оптимального пути воспитания 3.

Целью нашего исследования являлось обобщение опыта применения методов воспитательной работы сотрудниками младшего и среднего начальствующего состава органов внутренних дел в процессе формирования у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных сущностью правоохранительной деятельности. Выборку составили 128 сотрудников из различных подразделений органов внутренних дел Свердловской области.

Приказом МВД Российской Федерации от 11 февраля 2010 г. № 80 определено, что воспитательную работу обязаны организовывать и проводить руководители всех уровней, заместители руководителей по работе с личным составом, подразделения воспитательной работы, а при их отсутствии — должностные лица, на которых возложены обязанности по осуществлению морально-психологического обеспечения 4. Для того чтобы конкретизировать данное достаточно общее определение и составить максимально полный список субъектов воспитательного воздействия, мы провели анализ документов по организации воспитательной работы в органах внутренних дел за последние пятнадцать лет (как правило, в содержании документов такого плана в ряде аспектов сохраняется преемственность с предыдущими нормативно-правовыми актами).

В Методических рекомендациях по организации воспитательной работы в органах внутренних дел МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО, образовательных учреждениях МВД России (основной документ по организации воспитательной работы до приказа от 11 февраля 2010 г. № 80) было определено, что субъектами воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел выступают:

— общество в целом, государственные институты и учреждения;

— органы регионального и местного самоуправления;

— средства массовой информации;

— служебные коллективы органов и подразделений внутренних дел;

— различные общественные и религиозные объединения;

— семьи и близкие родственники сотрудников;

— организаторы воспитательной работы: начальники органов внутренних дел, их заместители по кадровой и воспитательной работе;

— воспитатели: непосредственные начальни-

ки (командиры), педагоги-воспитатели, наставники, члены общественного актива подразделения. Персональная ответственность за организацию, проведение и состояние воспитания личного состава возлагалась на начальников органов внутренних дел и их заместителей по кадровой и воспитательной работе 5.

Чтобы определить, какие из субъектов воспитательного воздействия воспринимаются сотрудниками как наиболее значимые, в анкету нами был включен максимальный их перечень. При этом мы исполь-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

67

Степанов Р. И. Эффективность применения методов воспитательной работы сотрудниками...

Таблица 1. Оценка значимости воспитательного воздействия субъектов воспитательной работы

на сотрудников органов внутренних дел

№ п/п Субъекты воспитательной работы Высокая степень, % Достаточно высокая степень, % Низкая степень, % Не имеет значения, % Затрудняюсь ответить, % Ранг

1 Начальник органа внутренних дел 17 33 33 11 6 5

2 Заместитель начальника по работе с личным составом 11 22 50 17 0 6

3 Психолог органа внутренних дел 0 22 22 45 11 7

4 Непосредственный начальник 55 45 0 0 0 2

5 Наставник 0 55 0 17 28 3

6 Служебный коллектив подразделения ОВД 11 50 22 0 17 4

7 Семья и близкие родственники 39 44 11 6 0 1

8 Федеральные органы власти 0 11 17 55 17 9

9 Органы местного самоуправления 0 11 22 50 17 10

10 Средства массовой информации 0 0 44 39 17 8

11 Общественные формирования 0 11 28 44 17 11

12 Религиозные объединения 0 0 28 55 17 12

зовали два варианта оценивания: респондентам было предложено: а) указать степень значимости воспитательного воздействия посредством качественной оценки (высокая степень, достаточно высокая степень, низкая степень, не имеет значения, затрудняюсь ответить); б) осуществить процедуру ранжирования субъектов воспитательного воздействия по степени значимости.

Результаты двух вариантов оценивания мы представили в виде единой таблицы (в виде относительных показателей и ранговой оценки) для удобства восприятия и выявления различий (табл. 1).

По результатам первой методики (данные приведены в порядке убывания) наиболее высокие показатели значимости получили непосредственный начальник (высокая степень — 55%, достаточно высокая — 45%), семья и близкие родственники (высокая степень — 39%, достаточно высокая — 44, низкая — 11, не имеет значения — 6%), служебный коллектив подразделения ОВД (высокая степень — 11%, достаточно высокая — 50, низкая — 22, не имеет значения — 0, затрудняюсь ответить — 17%), наставник (высокая степень — 0%, достаточно высокая — 55, низкая — 0, не имеет значения — 17, затрудняюсь ответить — 28%), начальник органа внутренних дел (высокая степень — 17%, достаточно высокая — 33, низкая — 33, не имеет значения — 11, затрудняюсь ответить — 6%).

Самые низкие показатели у органов регионального и местного самоуправления (высокая степень — 0%, достаточно высокая — 11, низкая — 22, не имеет значения — 50, затрудняюсь ответить — 17%), средств массовой информации (высокая степень — 0%, достаточно высокая — 0, низкая — 44, не имеет значения — 39, затрудняюсь ответить — 17%), религиозных объединений (высокая степень — 0%, достаточно высокая — 0, низкая — 28, не имеет значения — 55, затрудняюсь ответить — 17%).

Однако при ранжировании (результаты второй методики) на первом месте у сотрудников оказалась семья, и только потом непосредственный начальник (ранг 2), наставник (ранг 3), служебный коллектив подразделения ОВД (ранг 4), начальник органа внутренних дел (ранг 5), заместитель начальника по работе с личным составом (ранг 6), психолог органа внутренних дел (ранг 7). Религиозные объединения остались на последнем месте (ранг 12), но ближе к ним оказались по рангу общественные формирования (ранг 11), органы регионального и местного самоуправления (ранг 10), федеральные органы власти (ранг 9), средства массовой информации (ранг 8).

Полученные данные мы обсудили в форме беседы с сотрудниками, включенными в кадровый резерв территориальных органов МВД России на районном уровне (25 человек), обучавшимися по программе повышения квалификации в Уральском юридическом институте МВД России (далее — группа экспертов, эксперты).

Эксперты согласились с тем, что семья для многих сотрудников действительно является «инструментом воспитательного воздействия». Участники экспертной группы привели примеры того, как руководители подразделений или они сами оказывали воспитательное воздействие при помощи членов семьи (как правило, это были родители или супруги сотрудников). Чаще всего при этом применялись метод убеждения и критика действий и поступков.

Непосредственный начальник имеет высокий статус как субъект воспитания, однако, по мнению экспертов, только в том случае, если он является «авторитетом» для подчиненных. Особенно ценным качеством начальника эксперты называют его умение признавать ошибки в воспитательном воздействии (если таковые случились).

Наставник, по мнению экспертов, может иметь высокий уровень воздействия на сотрудников, но

68

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

Степанов Р. И. Эффективность применения методов воспитательной работы сотрудниками...

Таблица 2. Частота применения методов воспитания непосредственными начальниками

Метод Частота применения, %

часто редко никогда

Убеждение 67 28 5

Пример 50 33 17

Соревнование 11 33 56

Упражнение 5 39 56

Поощрение 33 56 11

Принуждение 22 50 28

Критика действий и поступков 22 61 17

с рядом «оговорок». Во-первых, наставник должен подбираться с учетом его профессиональных и педагогических качеств. Во-вторых, количество подопечных должно быть как можно меньше (по крайней мере, не превышать число два).

Служебный коллектив, при условии, что это не просто формальное объединение людей, а реальная группа единомышленников, также имеет высокую степень «субъектности» воспитательного воздействия.

Начальники органа внутренних дел, заместители начальника по работе с личным составом имеют, по мнению экспертов, высокие возможности («рычаги») по силе воспитательного воздействия, но только в том случае, если они действительно уделяют внимание этому направлению.

Остальные субъекты воспитательной работы имеют гораздо менее выразительные оценки. Однако нет ни одного субъекта, который совсем не имел бы значения в процессе воспитательной работы. Кроме того, эксперты отмечают, что потенциал воспитательного воздействия такого субъекта, как «средства массовой информации», достаточно высок. Однако политика средств массовой информации, которые односторонне, чаще негативно представляют работу сотрудников внутренних дел, дискредитировала их возможности.

Следующий компонент нашего исследования был направлен на оценку частоты использования методов воспитательной работы различными категориями со-

Таблица 4. Частота применения методов воспитания начальниками органа внутренних дел

Метод Частота применения, %

часто редко никогда

Убеждение 33 33 34

Пример 17 39 44

Соревнование 5 28 67

Упражнение 5 28 67

Поощрение 17 72 11

Принуждение 28 28 44

Критика действий и поступков 28 33 39

Таблица 3. Частота применения методов воспитания заместителями начальника по работе с личным составом

Метод Частота применения, %

часто редко никогда

Убеждение 33 33 34

Пример 11 56 33

Соревнование 5 39 56

Упражнение 5 39 56

Поощрение 17 28 55

Принуждение 5 39 56

Критика действий и поступков 11 56 33

трудников. Результаты оценки представлены в относительных показателях (табл. 2-5).

Анализ результатов проведенного нами опроса показал, что наиболее часто непосредственные начальники применяют метод убеждения и метод примера. Эксперты признали реальность данной ситуации, подтвердив, что это достаточно эффективные методы.

Реже всего используются методы соревнования и упражнений.

Соревнование как метод воспитательного воздействия оценивается экспертами как достаточно эффективный, если соревнования организуются между подразделениями и победитель материально поощряется. Однако постоянное применение этого метода снижает его воспитательную силу.

И респонденты, и эксперты не очень четко понимают суть метода «упражнение». Упражнение подразумевает повтор каких-либо действий. Какие действия можно регулярно повторять в процессе воспитания, сотрудники затрудняются определить.

Заместители начальника по работе с личным составом, по мнению экспертов, достаточно большой объем сил и времени затрачивают на работу с документами. Непосредственному воспитательному воздействию с их стороны, по мнению экспертов, чаще подвергаются сотрудники, находящиеся «на виду». Высокий процент оценок, относящихся к категориям «Редко» и «Никогда», означает, что сотрудники младшего и среднего начальствующего состава ощущают

Таблица 5. Частота применения методов воспитания респондентами по отношению к подчиненным

Метод Частота применения, %

часто редко никогда

Убеждение 83 17 0

Пример 78 22 0

Соревнование 11 50 39

Упражнение 17 39 44

Поощрение 56 28 17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принуждение 28 39 33

Критика действий и поступков 44 44 11

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

69

Степанов Р. И. Эффективность применения методов воспитательной работы сотрудниками...

Таблица 6. Воспитательная работа непосредственных руководителей: виды методов и эффективность применения

Метод Характер воспитательного воздействия

ср. знач ст. отклон. низкие оценки, % высокие оценки, %

Убеждение 21,09 17,96 68,8 13,5

Пример 11,57 15,16 85,4 3,1

Соревнование 5,89 11,98 95,8 1,0

Упражнение 5,26 10,23 95,8 2,1

Поощрение 11,20 14,70 87,5 2,1

Принуждение 31,42 32,65 55,2 25,0

Критика действий и поступков 24,34 21,93 61,5 18,8

Примечание: Здесь и далее — в табл. 8: ср. знач. клонение, %.

Таблица 7. Воспитательная работа начальников органов внутренних дел: виды методов и эффективность применения

Метод Характер воспитательного воздействия

ср. знач ст. отклон. низкие оценки, % высокие оценки, %

Убеждение 26,95 21,93 61,5 18,8

Пример 12,58 14,85 84,4 2,1

Соревнование 7,06 14,62 94,8 2,1

Упражнение 5,70 9,63 95,8 1,0

Поощрение 12,99 16,31 89,6 6,3

Принуждение 23,44 21,54 66,7 18,8

Критика действий и поступков 17,5 15,91 76,1 4,2

— среднее значение, %; ст. отклон. — стандартное от-

недостаток личного воспитательного воздействия (табл. 3). Наиболее часто заместители начальника по работе с личным составом используют в качестве методов воспитания убеждение, поощрение, пример и критику. Но процент реализации данных методов невысокий (соответственно — 33, 17, 11 и 11%). Наименьшей популярностью пользуются методы соревнования, упражнения, принуждения.

Начальники органа внутренних дел, помимо убеждения, чаще используют принуждение и критику (табл. 4). Поощряют, но реже. Тем не менее, активность начальников органа внутренних дел как у субъекта воспитательной работы оценивается респондентами выше, чем активность его заместителей.

Соотношение частоты видов воспитательного воздействия, применяемых самими сотрудниками младшего и среднего начальствующего состава, в целом совпадает с представленными выше категориями сотрудников. Лидируют методы убеждения и примера. Респонденты могут и поощрить, и «покритиковать», и «принудить» (табл. 5).

Для объективации полученных данных мы использовали еще один способ оценки эффективности воспитательных методов. Респондентам было предложено представить семь методов как сто процентов и распределить частоту их использования в отношении друг друга. Оценивались следующие субъекты воспитательной работы: непосредственный начальник, руководитель органа внутренних дел, респондент по отношению к своим подчиненным. После обработки ответов респондентов при помощи методов математической статистики были сформированы четыре показателя: среднее значение, стандартное отклонение, процент низких оценок и процент высоких оценок (табл. 6-8).

Анализ результатов, представленных в табл. 6-8, позволяет сделать вывод, что на самом деле руководители любого ранга достаточно часто прибегают к методу принуждения как «лучшему способу убеж-

дения». В то же время «палитра» применяемых методов у начальников гораздо выше, чем у респондентов. У респондентов возникает ощущение, что они оказывают на своих подопечных серьезное воспитательное воздействие, однако на самом деле это не совсем так. Соотношение долей высоких и низких оценок показывает, что сотрудники младшего и среднего начальствующего состава нуждаются в дополнительной педагогической подготовке как субъекты воспитательной работы.

Выводы.

1. Обозначенные в приказе МВД Российской Федерации от 11 февраля 2010 г. № 80 субъекты воспитательной работы в целом способны оказывать эффективное воспитательное воздействие. Наибольшим воспитательным потенциалом обладают непосредственный начальник (при наличии авторитета) и наставник (если это высококлассный специалист с педагогическими способностями). Старший начальствующий состав в целом использует методы воспитания более эффективно, чем младший и средний.

2. Возможно, следует рассмотреть вопрос о том, чтобы семье и близким родственникам сотрудников был официально возвращен статус субъекта воспитательной работы на уровне нормативных документов. Или рекомендовать субъектам воспитательной работы учитывать достаточно высокий воспитательный потенциал семьи сотрудника при коррекции его поведения.

3. Убеждение, пример, упражнение являются наиболее эффективными методами воспитания. Однако для более глубокого осознания сотрудниками младшего и среднего начальствующего состава сути применения метода упражнения его следует охарактеризовать в нормативных документах более подробно.

4. Метод соревнования является эффективным методом, если применяется при оказании воспитательного воздействия на субъекта через коллектив.

70

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

Водяная М. Ю. Перспективы совершенствования деятельности полиции в сфере предупреждения...

Таблица 8. Воспитательная работа респондентов: виды методов и эффективность применения

Метод Характер воспитательного воздействия

ср. знач ст. отклон. низкие оценки, % высокие оценки, %

Убеждение 12,40 18,57 78,1 8,3

Пример 9,43 13,78 84,4 2,1

Соревнование 3,65 7,13 97,9 0,0

Упражнение 1,82 4,36 100,0 0,0

Поощрение 5,21 11,10 95,8 3,1

Принуждение 5,78 9,77 93,8 0,0

Критика действий и поступков 4,48 7,52 97,9 0,0

Организация соревнования между коллективами, как правило, не является компетенцией сотрудников младшего и среднего начальствующего состава.

5. Критика действий и поступков, поощрение и принуждение как методы воспитательного воздействия достигают положительного результата, если применяются сбалансированно, объективно и справедливо. Постоянное использование принуждения и критики снижает результативность данных методов. Применение метода «поощрение» иногда зависит

от внутренней политики, проводимой государственными структурами.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют рекомендовать проведение специального занятия с сотрудниками младшего и среднего начальствующего состава в рамках служебной подготовки, на котором были бы актуализированы особенности применения методов убеждения, примера, упражнения, поощрения и принуждения.

1 Злоказов К. В. Особенности деструктивности личности в связи с различными формами служебных злоупотреблений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 3(50). С. 47-52.

2 Крук В. М. Актуальные проблемы обеспечения надежности профессиональной деятельности личного состава ОВД // Там же. 2014. № 1(56). С. 100-105.

3 Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел : учеб. пособие / под общ. ред. д-ра педагог. наук, д-ра юрид. наук, проф. В. Я. Кикотя. М., 2008. С. 52.

4 О морально-психологическом обеспечении оперативнослужебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80. п. 27 гл. III.

5 Методические рекомендации по организации воспитательной работы в органах внутренних дел МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО, образовательных учреждениях МВД России. М., 2000. С. 3-4.

УДК 342.9

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПЬЯНСТВОМ

М. Ю. Водяная

В статье анализируется отечественный опыт борьбы с пьянством, необходимость возобновления деятельности учреждений, выполняющих функции медицинских вытрезвителей, законодательного закрепления права органов исполнительной власти на оказание принудительной медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.

Ключевые слова: борьба с пьянством, алкоголизм, оказание медицинской помощи, полиция, доставление, медицинский вытрезвитель.

Преодоление таких пагубных явлений, как пьянство и алкоголизм, — одна из глобальных задач, стоящих перед человечеством. Борьба с пьянством началась практически с изобретением человечеством алкоголя. Более 2000 лет до Р. Х. в Китае пьянство наказывалось смертью, как впоследствии и в Японии. В Древнем Риме запрещалось пить мужчинам, не достигшим 30 лет, а женщинам — всю жизнь. Римские цезари имели право пьяного сенатора лишить долж-

ности и конфисковать его имущество. В средневековой Европе «горьких пьяниц» (алкоголиков) отправляли на костер («в них вселялся бес»). В царской России с началом Первой мировой войны (1914 г.) был объявлен «сухой закон» '.

По данным Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ), злоупотребление алкоголем находится на третьем месте среди причин смертности. Причем если первые две причины — сердечные болезни и онкозаболевания — люди не властны отменить, то алкоголизм — «рукотворное» заболевание. Он же является причиной травм, инвалидизации населения. В 1998-2008 гг. непрямые потери в виде смертей от злоупотребления алкоголем составили более 550 тыс. 1 2

Потребление алкоголя (в литрах чистого эта-нола-этилового спирта) на душу населения (в возрасте от 15 лет и старше) за 2011 г. зафиксировано максимально в Молдавии — 18,12 литра, в России — 13,5, Великобритании — 13,37, Финляндии — 12,52, США — 9,44 литра. При этом превышение уровня употребления алкоголя 8 литров в год является крайне опасным для здоровья нации. Традиционно низкий уровень потребления алкоголя в мусульманских странах: Саудовская Аравия — 0,25; Афганистан — 0,02; Пакистан — 0,06 и т. п. 3 4 5 Анализируя указанные выше цифры, следует констатировать, что Россия за-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.