Научная статья на тему 'Педагогическая стратегия руководителя в процессе профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел'

Педагогическая стратегия руководителя в процессе профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1352
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / PEDAGOGIC STRATEGY / РУКОВОДИТЕЛЬ / HEAD / ВОСПИТАНИЕ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / PERSONNEL OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / ATTITUDE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьев И. Ю.

В статье рассматривается профессиональная деятельность руководителя органа внутренних дел МВД России, организационно-педагогическая функция, педагогическая стратегия воспитания и непосредственно программа воспитания, а также содержание воспитательного процесса в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьев И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Strategy of the Head in the Course of Attitude Development of the Personnel of Internal Affairs Agencies

The paper considers professional activity of the head of internal affairs agency of the Ministry for Internal Affairs of Russia, organizational-pedagogic function, pedagogic strategy of attitude development, attitude development and the content of attitude development process as a whole.

Текст научной работы на тему «Педагогическая стратегия руководителя в процессе профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел»

И.Ю. ВОРОБЬЕВ,

адъюнкт* кафедры психологии, педагогики и работы с кадрами (Академия управления МВД России)

Педагогическая стратегия руководителя в процессе профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

В статье рассматривается профессиональная деятельность руководителя органа внутренних дел МВД России, организационно-педагогическая функция, педагогическая стратегия воспитания и непосредственно программа воспитания, а также содержание воспитательного процесса в целом.

Педагогическая стратегия, руководитель, воспитание, сотрудники органов внутренних дел.

Деятельность руководителя органа внутренних дел по организации воспитательной работы с личным составом и показатели ее результативности регламентируются приказами Министра внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2007 г. «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» № 120 и от 11 февраля 2010 г. «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» № 80 [1, 2].

В некоторых учебных пособиях и научных трудах отмечается, что главным содержанием профессиональной деятельности руководителя является не только обучение и воспитание сотрудников, но и управленческое обеспечение решения задач по укреплению правопорядка и борьбе с преступностью силами вверенного ему подразделения или организации [3, с. 26]. Кроме того, реализация оперативно-служебных задач осуществляется сотрудниками полиции, которые по своим профессиональным характеристикам должны соответствовать требованиям профессионального долга. Это предопределяет особую составляющую в деятельности руководителя, которую можно обозначить как организационно-педагогическую функцию1.

* Заместитель начальника управления организации охраны общественного порялка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления МВД по Чувашской Республике.

1 Организационно-педагогическая функция руководителя вктючает в себя решение комплекса задач, связанных с профессиональным обучением и воспитанием персонала органа внутреннихдел. Отметим. что нами рассматривается преимущественно воспитательный аспект реализации руководителем данной функции.

Данная функция конкретизируется в следующих аспектах его работы:

— аналитическом, когда руководитель определяет реальные цели и возможности профессионального воспитания сотрудников;

— экспертном, когда руководитель оценивает ход и результаты профессионального воспитания сотрудников;

- менеджмента, когда руководитель выступает организатором процесса профессионального воспитания;

- воспитательном, когда руководитель является непосредственным участником процесса профессионального воспитания сотрудников.

Следовательно, руководитель должен знать все факторы, воздействующие на личный состав подчиненного ему коллектива (организации); уметь выделить из их системы управляемые факторы и определить методы воздействия на них; выявить в комплексе управляемых факторов те, что имеют педагогический потенциал и могут быть использованы для целенаправленного педагогического воздействия на сотрудников; определить педагогическую стратегию в управленческой деятельности (цели, силы, средства, программу, критерии оценки и т. д.); организовать эффективное управление реализацией педагогической стратегии; построить работу по осуществлению конкретно-педагогических акций (тех, которые педагогически целесообразно выполнять только руководителю, например, ведение торжественных собраний коллектива, организации, или тех, которые могут быть выполнены только руководителем — к примеру, индивидуальная работа с заместителями) [3, с. 26].

Исходя из вышерассмотренных требований, руководителю необходимо разрабатывать свою педагогическую стратегию, адекватную реальной картине профессиональной деятельности; при этом его педагогические познания, умения и навыки должны позволить ему принимать решения по поставленным задачам. Другими словами, руководитель должен действовать, руководствуясь управленческой логикой, обоснованной с точки зрения психологии и наполненной педагогическим содержанием, а также

подкрепленной соответствующими формами и методами.

Вместе с тем при построении педагогической стратегии руководитель в качестве основы может использовать разработку системных представлений о цели деятельности как «модели результата деятельности». В первую очередь это конкретное представление о том, каков тип характера сотрудника, в какие службы и по каким направлениям деятельности его целесообразно рекомендовать для получения наивысших профессиональных результатов. Это также его понимание того, каких педагогических характеристик (сплоченность, моральный климат, характер делового взаимодействия и т. д.) должен достигнуть данный коллектив или организация за конкретное время в определенных условиях [4, с. 352].

Следовательно, руководитель должен представлять характеристики сотрудников и соотносить их с реальностью. Вместе с тем необходимо выделять и имеющиеся позитивные свойства развития, выявлять и анализировать возникающие противоречия между намеченной целью и реальным уровнем культуры в коллективе сотрудников.

При определении руководителем содержания педагогической стратегии, направленной на достижение поставленной цели в процессе профессионального воспитания сотрудников, особенно важна разработка системы реальных критериев (качественных характеристик) и показателей — фиксируемых проявлений сформированное™ или несформированности того или иного качества личности, коллектива, организации в его динамике [4, с. 352].

Рассматривая педагогическую стратегию воспитания, необходимо уделить внимание и собственно программе воспитания, которая включает в себя следующие компоненты.

Анализ педагогической обстановки, складывающейся по «внешнему контуру», т. е. весь комплекс факторов, функционирующих вне данного коллектива, но способных оказать на него воздействие. К ним относятся:

— социально-экономическая обстановка в регионе;

— влияние макросреды (региона, города и т. д.), в которой осуществляется правоохранительная деятельность, в частности, уровень криминальной «зараженности» и социальной деформированности отдельных групп населения, степень их влияния на общественное мнение и общественные настроения граждан в целом;

— отношение населения как к органам внутренних дел, так и представителям их конкретных служб, а также степень оказываемого доверия к правоохранительной деятельности, пре-

стиж профессии сотрудника полиции в обществе;

— состояние преступности и характер воздействия криминальной среды на правоохранительные органы;

— характер взаимодействия и взаимоотношения территориальных органов МВД России с другими правоохранительными органами, а также представителями государственной власти, местного самоуправления:

— характер взаимоотношений территориальных органов МВД России с общественными организациями (в частности, правозащитными) и средствами массовой информации;

— влияние состояния системы МВД в целом на ее сотрудников.

Анализ педагогической обстановки, складывающейся по «внутреннему контуру», т. е. осмысление комплекса факторов, связанных непосредственно с состоянием территориальных органов МВД России, коллектива, отдельных сотрудников, а именно:

— личные проблемы сотрудников, влияющие на профессиональную деятельность (обеспеченность жильем, уровень материального благосостояния, собственное здоровье и здоровье близких и т. д.);

— индивидуальные профессиональные трудности сотрудников (профессиональная компетентность, удовлетворенность службой, соотнесенность ее с личными способностями, перспективы роста и т. д.);

— влияние особенностей профессиональной деятельности на сотрудников (режим работы, нагрузка, экстремальность и т. д.);

— степень сплоченности коллектива, наличие позитивного общественного мнения, вну-триколлективных ценностей, норм, традиций;

— состояние социальной, профессиональной и психологической защищенности сотрудников в коллективе;

— характер деловых и межличностных отношений в коллективе;

— уровень компетентности коллектива, т. е. его способность к совместному решению профессиональных задач;

— соответствие стиля руководства уровню развития коллектива, решаемым профессиональным задачам и условиям профессиональной деятельности;

— характер взаимоотношений и взаимодействия отдельных структурных подразделений коллектива, деловых и межличностных контактов между руководителями;

— характер деловых и межличностных отношений руководителя коллектива, его заместителей и руководителей подчиненных структурных подразделений.

Анализ обеспечения решения воспитательных задач, в частности, распределение ресурсов, сил. средств, а именно:

— наличие средств и потребности в материально-технических ресурсах для обеспечения решения воспитательных задач;

— оценка возможности проведения обучающих занятий и построения воспитательного процесса с сотрудниками (перегруженность работой, сложности, связанные с графиком работы, расположением отдельных подразделений и т. д.);

— педагогическая компетентность сотрудников (особенно тех. которые решают задачи воспитания персонала), их педагогический потенциал (например, оценка личных возможностей при поиске решения педагогических задач);

— педагогический потенциал коллектива;

— педагогический потенциал руководителя;

— педагогический потенциал сторонних лиц. групп и организаций, которые могут быть привлечены к обучению и воспитанию сотрудников (семья, ветеранские организации, общественные организации и объединения, учебные заведения, деятели культуры и т. д.). Конкретизация цели как «модели результата». обозначенная в качестве решения комплекса педагогических задач.

Распределение функций (в «педагогической команде») для достижения воспитательных целей. Например, на руководителя территориального органа МВД России объективно (кроме распределения функций) возлагаются следующие конкретные функции в работе по воспитанию персонала:

— определение роли и места данной работы в системе управленческой деятельности;

— оценка ее состояния;

— определение приоритетных задач;

— мобилизация сил и средств;

— контроль за разработкой и утверждением планов воспитания сотрудников;

— участие в отдельных мероприятиях по данному направлению деятельности.

Обучение лиц, решающих воспитательные задачи, методике и приемам этой работы.

Разработка программ и планов воспитания сотрудников.

Организация исполнения программ и планов, их корректировка и текущая оценка исполнения.

Итоговая оценка исполнения программ и планов воспитания сотрудников по критериям достижения «цели - модели результата».

Формирование новых педагогических проблем, которые необходимо решать в контексте реализации воспитательной функции управления территориальных органов МВД России [3, с. 355-356].

Содержание воспитательного процесса реализуется посредством определенных методик. Так, могут использоваться массовые, групповые, индивидуальные методики работы с сотрудниками. Относительно методики подготовки и проведения массовых и групповых мероприятий заметим, что она носит индивидуальный характер и определяется уровнем руководителя.

Что касается методики применения инновационных педагогических технологий, то она зависит от компетенции руководителя, которая является частью его управленческой компетентности, а обшая управленческая компетентность выступает первостепенным условием решения педагогических задач.

Таким образом, педагогическая стратегия руководителя в процессе профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел заключается в совершенствовании стиля руководства коллективом сотрудников, оптимизации педагогического арсенала методов, форм, средств и приемов воспитательной работы с личным составом, а также в глубоком и всестороннем понимании педагогических основ управленческой деятельности.

Список литературы

1.

О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел: приказ Министра внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2007 г. № 120.

О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ Министра внутренних дел Российской Федерации от 11 февраля 2010 г. №80.

3. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: учеб. пособ. / под общ. ред. докт. пед. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. М., 2008.

4. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учеб. для курсантов и слушателей в образоват. учрежд. МВД России юрид. профиля / под ред. В.Я. Кикотя, A.M. Столяренко. М., 2008.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.