И.Ю. ВОРОБЬЕВ,
адъюнкт* кафедры психологии, педагогики и работы с кадрами (Академия управления МВД России)
Педагогическая стратегия руководителя в процессе профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
В статье рассматривается профессиональная деятельность руководителя органа внутренних дел МВД России, организационно-педагогическая функция, педагогическая стратегия воспитания и непосредственно программа воспитания, а также содержание воспитательного процесса в целом.
Педагогическая стратегия, руководитель, воспитание, сотрудники органов внутренних дел.
Деятельность руководителя органа внутренних дел по организации воспитательной работы с личным составом и показатели ее результативности регламентируются приказами Министра внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2007 г. «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» № 120 и от 11 февраля 2010 г. «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» № 80 [1, 2].
В некоторых учебных пособиях и научных трудах отмечается, что главным содержанием профессиональной деятельности руководителя является не только обучение и воспитание сотрудников, но и управленческое обеспечение решения задач по укреплению правопорядка и борьбе с преступностью силами вверенного ему подразделения или организации [3, с. 26]. Кроме того, реализация оперативно-служебных задач осуществляется сотрудниками полиции, которые по своим профессиональным характеристикам должны соответствовать требованиям профессионального долга. Это предопределяет особую составляющую в деятельности руководителя, которую можно обозначить как организационно-педагогическую функцию1.
* Заместитель начальника управления организации охраны общественного порялка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления МВД по Чувашской Республике.
1 Организационно-педагогическая функция руководителя вктючает в себя решение комплекса задач, связанных с профессиональным обучением и воспитанием персонала органа внутреннихдел. Отметим. что нами рассматривается преимущественно воспитательный аспект реализации руководителем данной функции.
Данная функция конкретизируется в следующих аспектах его работы:
— аналитическом, когда руководитель определяет реальные цели и возможности профессионального воспитания сотрудников;
— экспертном, когда руководитель оценивает ход и результаты профессионального воспитания сотрудников;
- менеджмента, когда руководитель выступает организатором процесса профессионального воспитания;
- воспитательном, когда руководитель является непосредственным участником процесса профессионального воспитания сотрудников.
Следовательно, руководитель должен знать все факторы, воздействующие на личный состав подчиненного ему коллектива (организации); уметь выделить из их системы управляемые факторы и определить методы воздействия на них; выявить в комплексе управляемых факторов те, что имеют педагогический потенциал и могут быть использованы для целенаправленного педагогического воздействия на сотрудников; определить педагогическую стратегию в управленческой деятельности (цели, силы, средства, программу, критерии оценки и т. д.); организовать эффективное управление реализацией педагогической стратегии; построить работу по осуществлению конкретно-педагогических акций (тех, которые педагогически целесообразно выполнять только руководителю, например, ведение торжественных собраний коллектива, организации, или тех, которые могут быть выполнены только руководителем — к примеру, индивидуальная работа с заместителями) [3, с. 26].
Исходя из вышерассмотренных требований, руководителю необходимо разрабатывать свою педагогическую стратегию, адекватную реальной картине профессиональной деятельности; при этом его педагогические познания, умения и навыки должны позволить ему принимать решения по поставленным задачам. Другими словами, руководитель должен действовать, руководствуясь управленческой логикой, обоснованной с точки зрения психологии и наполненной педагогическим содержанием, а также
подкрепленной соответствующими формами и методами.
Вместе с тем при построении педагогической стратегии руководитель в качестве основы может использовать разработку системных представлений о цели деятельности как «модели результата деятельности». В первую очередь это конкретное представление о том, каков тип характера сотрудника, в какие службы и по каким направлениям деятельности его целесообразно рекомендовать для получения наивысших профессиональных результатов. Это также его понимание того, каких педагогических характеристик (сплоченность, моральный климат, характер делового взаимодействия и т. д.) должен достигнуть данный коллектив или организация за конкретное время в определенных условиях [4, с. 352].
Следовательно, руководитель должен представлять характеристики сотрудников и соотносить их с реальностью. Вместе с тем необходимо выделять и имеющиеся позитивные свойства развития, выявлять и анализировать возникающие противоречия между намеченной целью и реальным уровнем культуры в коллективе сотрудников.
При определении руководителем содержания педагогической стратегии, направленной на достижение поставленной цели в процессе профессионального воспитания сотрудников, особенно важна разработка системы реальных критериев (качественных характеристик) и показателей — фиксируемых проявлений сформированное™ или несформированности того или иного качества личности, коллектива, организации в его динамике [4, с. 352].
Рассматривая педагогическую стратегию воспитания, необходимо уделить внимание и собственно программе воспитания, которая включает в себя следующие компоненты.
Анализ педагогической обстановки, складывающейся по «внешнему контуру», т. е. весь комплекс факторов, функционирующих вне данного коллектива, но способных оказать на него воздействие. К ним относятся:
— социально-экономическая обстановка в регионе;
— влияние макросреды (региона, города и т. д.), в которой осуществляется правоохранительная деятельность, в частности, уровень криминальной «зараженности» и социальной деформированности отдельных групп населения, степень их влияния на общественное мнение и общественные настроения граждан в целом;
— отношение населения как к органам внутренних дел, так и представителям их конкретных служб, а также степень оказываемого доверия к правоохранительной деятельности, пре-
стиж профессии сотрудника полиции в обществе;
— состояние преступности и характер воздействия криминальной среды на правоохранительные органы;
— характер взаимодействия и взаимоотношения территориальных органов МВД России с другими правоохранительными органами, а также представителями государственной власти, местного самоуправления:
— характер взаимоотношений территориальных органов МВД России с общественными организациями (в частности, правозащитными) и средствами массовой информации;
— влияние состояния системы МВД в целом на ее сотрудников.
Анализ педагогической обстановки, складывающейся по «внутреннему контуру», т. е. осмысление комплекса факторов, связанных непосредственно с состоянием территориальных органов МВД России, коллектива, отдельных сотрудников, а именно:
— личные проблемы сотрудников, влияющие на профессиональную деятельность (обеспеченность жильем, уровень материального благосостояния, собственное здоровье и здоровье близких и т. д.);
— индивидуальные профессиональные трудности сотрудников (профессиональная компетентность, удовлетворенность службой, соотнесенность ее с личными способностями, перспективы роста и т. д.);
— влияние особенностей профессиональной деятельности на сотрудников (режим работы, нагрузка, экстремальность и т. д.);
— степень сплоченности коллектива, наличие позитивного общественного мнения, вну-триколлективных ценностей, норм, традиций;
— состояние социальной, профессиональной и психологической защищенности сотрудников в коллективе;
— характер деловых и межличностных отношений в коллективе;
— уровень компетентности коллектива, т. е. его способность к совместному решению профессиональных задач;
— соответствие стиля руководства уровню развития коллектива, решаемым профессиональным задачам и условиям профессиональной деятельности;
— характер взаимоотношений и взаимодействия отдельных структурных подразделений коллектива, деловых и межличностных контактов между руководителями;
— характер деловых и межличностных отношений руководителя коллектива, его заместителей и руководителей подчиненных структурных подразделений.
Анализ обеспечения решения воспитательных задач, в частности, распределение ресурсов, сил. средств, а именно:
— наличие средств и потребности в материально-технических ресурсах для обеспечения решения воспитательных задач;
— оценка возможности проведения обучающих занятий и построения воспитательного процесса с сотрудниками (перегруженность работой, сложности, связанные с графиком работы, расположением отдельных подразделений и т. д.);
— педагогическая компетентность сотрудников (особенно тех. которые решают задачи воспитания персонала), их педагогический потенциал (например, оценка личных возможностей при поиске решения педагогических задач);
— педагогический потенциал коллектива;
— педагогический потенциал руководителя;
— педагогический потенциал сторонних лиц. групп и организаций, которые могут быть привлечены к обучению и воспитанию сотрудников (семья, ветеранские организации, общественные организации и объединения, учебные заведения, деятели культуры и т. д.). Конкретизация цели как «модели результата». обозначенная в качестве решения комплекса педагогических задач.
Распределение функций (в «педагогической команде») для достижения воспитательных целей. Например, на руководителя территориального органа МВД России объективно (кроме распределения функций) возлагаются следующие конкретные функции в работе по воспитанию персонала:
— определение роли и места данной работы в системе управленческой деятельности;
— оценка ее состояния;
— определение приоритетных задач;
— мобилизация сил и средств;
— контроль за разработкой и утверждением планов воспитания сотрудников;
— участие в отдельных мероприятиях по данному направлению деятельности.
Обучение лиц, решающих воспитательные задачи, методике и приемам этой работы.
Разработка программ и планов воспитания сотрудников.
Организация исполнения программ и планов, их корректировка и текущая оценка исполнения.
Итоговая оценка исполнения программ и планов воспитания сотрудников по критериям достижения «цели - модели результата».
Формирование новых педагогических проблем, которые необходимо решать в контексте реализации воспитательной функции управления территориальных органов МВД России [3, с. 355-356].
Содержание воспитательного процесса реализуется посредством определенных методик. Так, могут использоваться массовые, групповые, индивидуальные методики работы с сотрудниками. Относительно методики подготовки и проведения массовых и групповых мероприятий заметим, что она носит индивидуальный характер и определяется уровнем руководителя.
Что касается методики применения инновационных педагогических технологий, то она зависит от компетенции руководителя, которая является частью его управленческой компетентности, а обшая управленческая компетентность выступает первостепенным условием решения педагогических задач.
Таким образом, педагогическая стратегия руководителя в процессе профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел заключается в совершенствовании стиля руководства коллективом сотрудников, оптимизации педагогического арсенала методов, форм, средств и приемов воспитательной работы с личным составом, а также в глубоком и всестороннем понимании педагогических основ управленческой деятельности.
Список литературы
1.
О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел: приказ Министра внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2007 г. № 120.
О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ Министра внутренних дел Российской Федерации от 11 февраля 2010 г. №80.
3. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: учеб. пособ. / под общ. ред. докт. пед. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. М., 2008.
4. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учеб. для курсантов и слушателей в образоват. учрежд. МВД России юрид. профиля / под ред. В.Я. Кикотя, A.M. Столяренко. М., 2008.
E-mail: [email protected]