Научная статья на тему 'Организационно-управленческое обеспечение интеграции духовно-нравственного, патриотического и профессионального воспитания кадров правоохранительных органов'

Организационно-управленческое обеспечение интеграции духовно-нравственного, патриотического и профессионального воспитания кадров правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / INTEGRATED APPROACH / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL EDUCATION / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ / MOSCOW UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA NAMED AFTER V.YA. KIKOT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грядовой Дмитрий Иосифович., Стрелкова Нина Владимировна.

Рассмотрена проблема осмысления роли комплексного подхода к воспитанию личного состава органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and management ensuring the integration of spiritually - moral, patriotic and professional education personnel of law enforcement agencies

Considered the problem of understanding the role of an integrated approach to education of police officers.

Текст научной работы на тему «Организационно-управленческое обеспечение интеграции духовно-нравственного, патриотического и профессионального воспитания кадров правоохранительных органов»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 1:001; 001.8 ББК Ю6

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО, ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КАДРОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНОВ

ДМИТРИЙ ИОСИФОВИЧ ГРЯДОВОЙ,

профессор кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор философских наук, профессор; НИНА ВЛАДИМИРОВНА СТРЕЛКОВА, заместитель начальника кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат социологических наук, доцент Научная специальность 09.00.11 - социальная философия

E-mail: Strell64@mail.ru Рецензент: доктор исторических наук, доцент А.В. Чертищев

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрена проблема осмысления роли комплексного подхода к воспитанию личного состава органов внутренних дел.

Ключевые слова: комплексный подход, нравственное воспитание, патриотизм, духовность, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя.

Annotation.Considered the problem of understanding the role of an integrated approach to education of police officers. Keywords: integrated approach, moral education, patriotism, spirituality, Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V. Ya. Kikot.

Вопросы духовности, нравственности, профессионализма приобретают статус основополагающих в работе по формированию общей культуры специалиста органов внутренних дел и его духовному становлению как личности. Это положение обусловлено объективными тенденциями развития российского общества. Правоохранительная деятельность постоянно требует совершенствования процесса формирования личности специалиста органов внутренних дел. Анализ и обобщение воспитательной практики показывает, что ослабление внимания к процессу формирования личности сотрудника органов внутренних дел приводит к потере престижа службы в органах внутренних дел, значительной текучести кадров, росту нарушений дисциплины и законности среди личного состава, профессиональной деформации и т.п.

Изменение данной ситуации возможно достичь путем воспитания у сотрудников твердых государ-

ственно-правовых ориентиров, гуманистического подхода, доброжелательного отношения к гражданам, бескомпромиссности в борьбе с преступностью. Решению указанных задач способствовало бы применение комплексного подхода к воспитанию личного состава органов внутренних дел. Комплексный подход предполагает определенную связь, которая образует органическое единство, т.е. определенную систему, в которой все элементы взаимосвязаны, занимают определенное место и взаимовлияют друг на друга.

Тем самым комплексный подход противостоит:

• во-первых, одностороннему подходу, при котором тот или другой элемент абсолютизируется, что приводит к искажению даже того элемента, которому, казалось бы, уделяется наибольшее внимание;

• во-вторых, противостоит хаотичному, бессистемному подходу, который сознательно или несознательно полагает воспитание неким конгломератом несвязных, обособленных воздействий;

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

С ситуацией бессистемного подхода к воспитанию нередко приходится встречаться в практике воспитательной работы первичных коллективов, когда вся эта работа проводится с единственной опорой на сложившиеся стереотипы, на случайные навыки или личный опыт организатора воспитательной работы;

• в-третьих (и это наиболее существенно) противостоит разобщенному подходу, когда формально значение системы воспитания признается, но работа в принятых направлениях подобна, в лучшем случае, «движению по параллельным» - каждое направление само по себе, без точек пересечения. А ведь следует не только учитывать, но и реализовывать в воспитательной работе возникающие взаимосвязи; более того, прогнозировать с определенными воспитательными целями такие взаимосвязи. Без этого совершенствование системы воспитания личного состава органов внутренних дел обречено на неудачу1.

Цель комплексного подхода - достижение органического единства воспитательных воздействий на формирование личности посредством организации, управления и совершенствования всей системы вос-питания2.

Вышеизложенное понимание комплексного подхода требует совершенствования всей работы по формированию у сотрудников органов внутренних дел твердых государственно-правовых ориентиров, всего образования и воспитания. Такое совершенствование как раз и связано, прежде всего, с реализацией комплексного подхода к воспитанию.

В чем суть этого подхода?

Во-первых, в органическом единстве трех сторон идейно-мировоззренческого, профессионального и нравственного воспитания. Именно они образуют «идейно-нравственную основу личности», определяют общую направленность ценностных ориентаций, составляют ядро жизненной позиции человека. Органическое единство трех сторон комплексного подхода требует не только учитывать при реализации одной - две другие стороны, но и видеть их взаимосвязь и целенаправленно управлять этой взаимообусловленностью.

Во-вторых, в учете особенностей различных профессиональных групп и коллективов. Это является непременным условием организации и проведения воспитательной работы в органах внутренних дел, повышения его эффективности. «Учет особенностей» означает дифференциацию воспитательных воздействий применительно к определенной социальной группе, конкретному коллективу и даже индивидуализацию воспитательного подхода, учитывающую особенности составляющих коллектив личностей. Комплексный подход предполагает и соответствующую особенностям объекта воспитания дифференцированность методов, форм и средств воспитательной работы.

В плане организационном, управленческом целесообразно различать уровни этого подхода. Самый общий, государственный уровень, связанный с необхо-

димостью учета особенностей развития страны и с вытекающими из этого общегосударственными решениями по вопросам системы образования и воспитания, деятельности массовых средств информации и т.п. Следующий уровень - коллектив. Данный уровень, в свою очередь, требует учета профессиональных особенностей коллективов правоохранительной системы. Это, как учет специфики каждого конкретного коллектива, так и учет внутри его разных социальных и возрастных групп, профессиональных различий, уровня и характера общеобразовательной, профессиональной и специальной подготовки. Только благодаря такой дифференциации обеспечивается оптимальность применения основных принципов комплексного подхода для каждого сотрудника органов внутренних дел; только такая «предметность и конкретность» обеспечивает «обратные связи», эффективность и качество самой воспитательной работы. Именно в таком случае в центре воспитательной работы оказывается личность, коллектив, а не «общий охват», не отдельные мероприятия, проводимые ради «галочки», т.е. отметки о выполнении безотносительно к качеству и смыслу.

И, наконец, в-третьих, комплексный подход, как уже отмечалось, предполагает продуманную во всех деталях систему воспитания, функционирующую на различных уровнях, - от общегосударственной системы воспитания до системы воспитательной работы в каждом подразделении органов внутренних дел, где эта система составляет органическую часть социального управления. Комплексный подход представляет собой реализацию задачи управления процессом формирования личности, т.е. применение теории управления социальными процессами в одной из наиболее сложных сфер жизни общества.

Теория и практика воспитания показывает, что перевод воспитательной работы на уровень управления является основным направлением повышения эффективности воспитания. Управление процессом воспитания предполагает формирование и утверждение в сознании сотрудника органов внутренних дел прочных, опирающихся на научные знания об обществе и социальной деятельности, убеждений и узловых ценностных ориентаций, социальных и духовных «матриц» целеполагания им своей многообразной деятельности. Конечная цель всего этого процесса - обусловить общую направленность всего жизненного пути сотрудника органа внутренних дел, создать условия для правильного самоопределения, нахождения своего места в активной созидательной жизни общества.

Успешное выполнение данной задачи достигается при непременном осуществлении тесного взаимодействия трех направлений работы:

• организация системы мировоззренческого образования и нравственного воспитания;

• формирование мышления специалиста;

• создание условий для реализации мировоззренческих знаний, духовно-нравственных и профессиональных установок в практической деятельности со-

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

трудника органа внутренних дел3.

В рамках юридического образования формирование специалиста возможно только на базе всесторонней подготовки. Этот процесс весьма сложен. Он не только сводится к овладению знаниями, а всегда предполагает оценку социальной действительности, опирающуюся на жизненные установки личности. Сами же эти установки формируются под влиянием духовной культуры личности.

Исследование проблем формирования духовной культуры в процессе овладения знаниями будущими специалистами органов внутренних дел, анализ сложившейся в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя практики воспитания курсантов приводит к следующим положениям.

Во-первых, мировоззренческое и нравственное воспитание личности носит всеобъемлющий, всепроникающий характер, является неотъемлемым условием выработки у специалистов высшей квалификации идейности, гражданственности, политической зрелости, высокой нравственности, богатой правовой культуры.

Во-вторых, формирование мировоззрения и нравственности будущего специалиста органов внутренних дел важно не только для общего интеллектуального развития личности, но имеет непосредственную профессиональную значимость. Будучи прочно закрепленными в сознании специалиста, научное мировоззрение и нравственные принципы являются одним из важнейших условий процесса постоянного самообразования, духовного совершенства, повышения качества профессиональных знаний4; они придают политическим, нравственным и правовым оценкам действительности и поведению людей широкую масштабность, силу социальной перспективы.

В-третьих, сложный характер формирования правового мышления сотрудников органов внутренних дел как явления духовной жизни личности требует политического подхода к его формированию, а именно - тесной взаимосвязи всех изучаемых слушателями общественных, юридических и специальных дисциплин, единство теоретического осмысления научных данных и социальной практики будущего специалиста, органической связи социальной теории с современными проблемами правоохранительной практики.

В-четвертых, формирование мировоззренческих начал, духовности, правового мышления специалиста органов внутренних дел должно опираться на мировое культурное наследие. Современный человек должен рассматривать данное культурное наследие не только с точки зрения своих личностных мировоззренческих установок, но и с позиции общечеловеческих ценностей.

В-пятых, формирование духовной культуры специалиста органов внутренних дел обусловлено нравственным воспитанием. Цель нравственного воспитание практическая: сформировать нравственную личность, у которой не отдельные поступки, а вся система поведения соответствовала бы принципам и

нормам общественной морали.

На этих этапах формирования личности можно обнаружить три уровня нравственно-воспитательного воздействия.

Первый: целенаправленная работа по нравственному воспитанию. Это и есть то, что охватывается -более или менее полно, более или менее систематично

- программами и планами нравственного воспитания, которые сегодня существуют не только в системе образовательных учреждений МВД РФ, но и в каждом подразделении органов внутренних дел.

Второй: косвенное нравственно-воспитательное воздействие всей системы воспитания и обучения во всем многообразии форм идейно-воспитательной, культурно-воспитательной работы, работы по повышению квалификации, по обучению новой специализации и т.п.

Еще более широкий круг образуется на этом уровне благодаря косвенному нравственно-воспитательному воздействию всей планируемой в подразделении системы органов внутренних дел деятельности: надо ясно представлять, что не только раздел нравственного воспитания в плане работы подразделения (коллектива), но и весь план со всеми его разделами обнаруживает при его реализации определенный нравственно-воспитательный эффект. Его необходимо прогнозировать, иначе он обнаружит себя стихийно и далеко не всегда в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания.

Третий: нравственно-воспитательный, нравственно-формирующий эффект повседневного общения

- стихийный, непланируемый, однако доступный косвенной регуляции, позволяющий уменьшить элемент стихийности. Это нравственно-воспитательный эффект межличностных контактов в коллективе, между коллективами, в ситуациях, когда сотрудник органов внутренних дел оказывается вне служебного коллектива; контактов, возникающих на службе, в быту, на улице, - словом в процессе тех мимолетных, одноразовых или более длительных межличностных контактов.

При организации работы по нравственному воспитанию с необходимостью следует учитывать все три уровня, поскольку они не существуют независимо друг от друга, но взаимодействуют, взаимовлияют и в результате дают весьма сложную, неоднозначную картину. Повышение эффективности воспитательной работы предполагает умение руководителя регулировать, координировать служебную деятельность сотрудников, целенаправленно стимулировать и поддерживать у них инициативу и творчество5.

Управление формированием нравственной жизни личности предполагает три относительно самостоятельных направления:

• управление процессом нравственного воспитания;

• управление нравственным формированием личности сотрудника органов внутренних дел;

• управление нравственностью.

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Из этих трех направлений складывается целостная структура воспитательного процесса в органах внутренних дел. Позволим себе вкратце рассмотреть эти основные направления в управлении формированием нравственной жизни сотрудника органов внутренних дел.

Управление процессом нравственного воспитания представляет собой систему средств, методов и форм деятельности, направляемых на его организацию и эффективное функционирование. Помимо средств и методов, данный процесс предполагает также создание системы материальных и духовных стимуляторов; организации подготовки кадров, участвующих в воспитательном процессе; определение субъектов воспитания и т.д.

Управление нравственным формированием личности сотрудника органов внутренних дел состоит в обеспечении согласованности конкретных социальных факторов и субъективного отношения индивида к действительности нравственных отношений, становления его внутреннего миропонимания. Практическое решение проблемы управления нравственным формированием личности состоит в том, чтобы уметь сознательно ограничивать цели, задачи и компетенцию управления применительно к субъекту воспитания (личность, коллектив).

Управление нравственностью, т.е. функционированием подсистем морали (нормативно-оценочной, ценностно-ориентирующей) в служебных коллективах органов внутренних дел не сводится к определенным методам и средствам нравственного воспитания. Моральное управление ориентировано на формирование у личности представления о собственной социально-нравственной сущности, отражающей социальные потребности; оно связано с трансформацией моральных ценностей общества в мотивационную структуру личности. Речь идет не о подстраивании воспитания к некоему спонтанному процессу нравственного развития личности, а об организации ее деятельности. Последняя является сильнейшей доминантой, определяющей воспитание людей.

Программа повседневной трудовой деятельности конкретного служебного коллектива системы органов

внутренних дел определяется руководителем, который наделен полномочиями по принятию решения. И если эта система реализуемых решений не учитывает нравственных последствий, то никакие специальные методы и целенаправленные мероприятия не возместят ущерба, нанесенного воспитательной работе с сотрудниками правоохранительных органов.

Отсюда можно сделать вывод, что высокий уровень грамотности и компетентности проявляется только в умелом учете социальных, служебных и духовно-нравственных последствий каждого конкретного управленческого решения, представляет собой одно из основных качеств личности руководителя, без которого нельзя руководить коллективом системы органов внутренних дел. Многообразие же форм и методов позволяет руководителю осуществлять дифференцированный подход к различным категориям сотрудников, усиливать эмоциональное воздействие на них, обогащать их духовными ценностями, способствовать формированию преданных делу кадров органов внутренних дел, обладающих высокими моральными и деловыми качествами.

1 СтрелковаН.В. Организационно-управленческие вопросы воспитания кадров правоохранительных органов // Наука управления. Основы организации и управления в правоохранительной деятельности: научное издание. М., 2010. С. 726 -728.

2 Грядовой Д.И. Комплексный подход к воспитанию кадров правоохранительных органов // Юбилейный сборник научных трудов Московской академии МВД России. М., 2000. С. 101-104.

3 Игошев Н.А. Духовно-нравственное становление личности курсанта в процессе его воспитания в вузе МВД России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Н. Новгород, 2003. С. 15 -16.

4 Боровых А.С. Профессиональное воспитание курсантов и слушателей в учебных заведениях МВД России в 1980-90-е годы: Дисс... на соиск. уч. ст. канд. истор. наук. СПб., 2000. С. 25-26.

5 Грядовой Д.И., Пылев С.С., Стрелкова Н.В. Духовность, культура - важнейший фактор формирования личности специалиста органов внутренних дел // Духовность. Патриотизм. Традиции. Сборник. М., 1997. С. 27 -35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.