ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 1:001; 001.8 ББК Ю6
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО, ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КАДРОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ
ДМИТРИЙ ИОСИФОВИЧ ГРЯДОВОЙ,
профессор кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор философских наук, профессор; НИНА ВЛАДИМИРОВНА СТРЕЛКОВА, заместитель начальника кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат социологических наук, доцент Научная специальность 09.00.11 - социальная философия
E-mail: [email protected] Рецензент: доктор исторических наук, доцент А.В. Чертищев
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрена проблема осмысления роли комплексного подхода к воспитанию личного состава органов внутренних дел.
Ключевые слова: комплексный подход, нравственное воспитание, патриотизм, духовность, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя.
Annotation.Considered the problem of understanding the role of an integrated approach to education of police officers. Keywords: integrated approach, moral education, patriotism, spirituality, Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V. Ya. Kikot.
Вопросы духовности, нравственности, профессионализма приобретают статус основополагающих в работе по формированию общей культуры специалиста органов внутренних дел и его духовному становлению как личности. Это положение обусловлено объективными тенденциями развития российского общества. Правоохранительная деятельность постоянно требует совершенствования процесса формирования личности специалиста органов внутренних дел. Анализ и обобщение воспитательной практики показывает, что ослабление внимания к процессу формирования личности сотрудника органов внутренних дел приводит к потере престижа службы в органах внутренних дел, значительной текучести кадров, росту нарушений дисциплины и законности среди личного состава, профессиональной деформации и т.п.
Изменение данной ситуации возможно достичь путем воспитания у сотрудников твердых государ-
ственно-правовых ориентиров, гуманистического подхода, доброжелательного отношения к гражданам, бескомпромиссности в борьбе с преступностью. Решению указанных задач способствовало бы применение комплексного подхода к воспитанию личного состава органов внутренних дел. Комплексный подход предполагает определенную связь, которая образует органическое единство, т.е. определенную систему, в которой все элементы взаимосвязаны, занимают определенное место и взаимовлияют друг на друга.
Тем самым комплексный подход противостоит:
• во-первых, одностороннему подходу, при котором тот или другой элемент абсолютизируется, что приводит к искажению даже того элемента, которому, казалось бы, уделяется наибольшее внимание;
• во-вторых, противостоит хаотичному, бессистемному подходу, который сознательно или несознательно полагает воспитание неким конгломератом несвязных, обособленных воздействий;
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
С ситуацией бессистемного подхода к воспитанию нередко приходится встречаться в практике воспитательной работы первичных коллективов, когда вся эта работа проводится с единственной опорой на сложившиеся стереотипы, на случайные навыки или личный опыт организатора воспитательной работы;
• в-третьих (и это наиболее существенно) противостоит разобщенному подходу, когда формально значение системы воспитания признается, но работа в принятых направлениях подобна, в лучшем случае, «движению по параллельным» - каждое направление само по себе, без точек пересечения. А ведь следует не только учитывать, но и реализовывать в воспитательной работе возникающие взаимосвязи; более того, прогнозировать с определенными воспитательными целями такие взаимосвязи. Без этого совершенствование системы воспитания личного состава органов внутренних дел обречено на неудачу1.
Цель комплексного подхода - достижение органического единства воспитательных воздействий на формирование личности посредством организации, управления и совершенствования всей системы вос-питания2.
Вышеизложенное понимание комплексного подхода требует совершенствования всей работы по формированию у сотрудников органов внутренних дел твердых государственно-правовых ориентиров, всего образования и воспитания. Такое совершенствование как раз и связано, прежде всего, с реализацией комплексного подхода к воспитанию.
В чем суть этого подхода?
Во-первых, в органическом единстве трех сторон идейно-мировоззренческого, профессионального и нравственного воспитания. Именно они образуют «идейно-нравственную основу личности», определяют общую направленность ценностных ориентаций, составляют ядро жизненной позиции человека. Органическое единство трех сторон комплексного подхода требует не только учитывать при реализации одной - две другие стороны, но и видеть их взаимосвязь и целенаправленно управлять этой взаимообусловленностью.
Во-вторых, в учете особенностей различных профессиональных групп и коллективов. Это является непременным условием организации и проведения воспитательной работы в органах внутренних дел, повышения его эффективности. «Учет особенностей» означает дифференциацию воспитательных воздействий применительно к определенной социальной группе, конкретному коллективу и даже индивидуализацию воспитательного подхода, учитывающую особенности составляющих коллектив личностей. Комплексный подход предполагает и соответствующую особенностям объекта воспитания дифференцированность методов, форм и средств воспитательной работы.
В плане организационном, управленческом целесообразно различать уровни этого подхода. Самый общий, государственный уровень, связанный с необхо-
димостью учета особенностей развития страны и с вытекающими из этого общегосударственными решениями по вопросам системы образования и воспитания, деятельности массовых средств информации и т.п. Следующий уровень - коллектив. Данный уровень, в свою очередь, требует учета профессиональных особенностей коллективов правоохранительной системы. Это, как учет специфики каждого конкретного коллектива, так и учет внутри его разных социальных и возрастных групп, профессиональных различий, уровня и характера общеобразовательной, профессиональной и специальной подготовки. Только благодаря такой дифференциации обеспечивается оптимальность применения основных принципов комплексного подхода для каждого сотрудника органов внутренних дел; только такая «предметность и конкретность» обеспечивает «обратные связи», эффективность и качество самой воспитательной работы. Именно в таком случае в центре воспитательной работы оказывается личность, коллектив, а не «общий охват», не отдельные мероприятия, проводимые ради «галочки», т.е. отметки о выполнении безотносительно к качеству и смыслу.
И, наконец, в-третьих, комплексный подход, как уже отмечалось, предполагает продуманную во всех деталях систему воспитания, функционирующую на различных уровнях, - от общегосударственной системы воспитания до системы воспитательной работы в каждом подразделении органов внутренних дел, где эта система составляет органическую часть социального управления. Комплексный подход представляет собой реализацию задачи управления процессом формирования личности, т.е. применение теории управления социальными процессами в одной из наиболее сложных сфер жизни общества.
Теория и практика воспитания показывает, что перевод воспитательной работы на уровень управления является основным направлением повышения эффективности воспитания. Управление процессом воспитания предполагает формирование и утверждение в сознании сотрудника органов внутренних дел прочных, опирающихся на научные знания об обществе и социальной деятельности, убеждений и узловых ценностных ориентаций, социальных и духовных «матриц» целеполагания им своей многообразной деятельности. Конечная цель всего этого процесса - обусловить общую направленность всего жизненного пути сотрудника органа внутренних дел, создать условия для правильного самоопределения, нахождения своего места в активной созидательной жизни общества.
Успешное выполнение данной задачи достигается при непременном осуществлении тесного взаимодействия трех направлений работы:
• организация системы мировоззренческого образования и нравственного воспитания;
• формирование мышления специалиста;
• создание условий для реализации мировоззренческих знаний, духовно-нравственных и профессиональных установок в практической деятельности со-
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
трудника органа внутренних дел3.
В рамках юридического образования формирование специалиста возможно только на базе всесторонней подготовки. Этот процесс весьма сложен. Он не только сводится к овладению знаниями, а всегда предполагает оценку социальной действительности, опирающуюся на жизненные установки личности. Сами же эти установки формируются под влиянием духовной культуры личности.
Исследование проблем формирования духовной культуры в процессе овладения знаниями будущими специалистами органов внутренних дел, анализ сложившейся в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя практики воспитания курсантов приводит к следующим положениям.
Во-первых, мировоззренческое и нравственное воспитание личности носит всеобъемлющий, всепроникающий характер, является неотъемлемым условием выработки у специалистов высшей квалификации идейности, гражданственности, политической зрелости, высокой нравственности, богатой правовой культуры.
Во-вторых, формирование мировоззрения и нравственности будущего специалиста органов внутренних дел важно не только для общего интеллектуального развития личности, но имеет непосредственную профессиональную значимость. Будучи прочно закрепленными в сознании специалиста, научное мировоззрение и нравственные принципы являются одним из важнейших условий процесса постоянного самообразования, духовного совершенства, повышения качества профессиональных знаний4; они придают политическим, нравственным и правовым оценкам действительности и поведению людей широкую масштабность, силу социальной перспективы.
В-третьих, сложный характер формирования правового мышления сотрудников органов внутренних дел как явления духовной жизни личности требует политического подхода к его формированию, а именно - тесной взаимосвязи всех изучаемых слушателями общественных, юридических и специальных дисциплин, единство теоретического осмысления научных данных и социальной практики будущего специалиста, органической связи социальной теории с современными проблемами правоохранительной практики.
В-четвертых, формирование мировоззренческих начал, духовности, правового мышления специалиста органов внутренних дел должно опираться на мировое культурное наследие. Современный человек должен рассматривать данное культурное наследие не только с точки зрения своих личностных мировоззренческих установок, но и с позиции общечеловеческих ценностей.
В-пятых, формирование духовной культуры специалиста органов внутренних дел обусловлено нравственным воспитанием. Цель нравственного воспитание практическая: сформировать нравственную личность, у которой не отдельные поступки, а вся система поведения соответствовала бы принципам и
нормам общественной морали.
На этих этапах формирования личности можно обнаружить три уровня нравственно-воспитательного воздействия.
Первый: целенаправленная работа по нравственному воспитанию. Это и есть то, что охватывается -более или менее полно, более или менее систематично
- программами и планами нравственного воспитания, которые сегодня существуют не только в системе образовательных учреждений МВД РФ, но и в каждом подразделении органов внутренних дел.
Второй: косвенное нравственно-воспитательное воздействие всей системы воспитания и обучения во всем многообразии форм идейно-воспитательной, культурно-воспитательной работы, работы по повышению квалификации, по обучению новой специализации и т.п.
Еще более широкий круг образуется на этом уровне благодаря косвенному нравственно-воспитательному воздействию всей планируемой в подразделении системы органов внутренних дел деятельности: надо ясно представлять, что не только раздел нравственного воспитания в плане работы подразделения (коллектива), но и весь план со всеми его разделами обнаруживает при его реализации определенный нравственно-воспитательный эффект. Его необходимо прогнозировать, иначе он обнаружит себя стихийно и далеко не всегда в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания.
Третий: нравственно-воспитательный, нравственно-формирующий эффект повседневного общения
- стихийный, непланируемый, однако доступный косвенной регуляции, позволяющий уменьшить элемент стихийности. Это нравственно-воспитательный эффект межличностных контактов в коллективе, между коллективами, в ситуациях, когда сотрудник органов внутренних дел оказывается вне служебного коллектива; контактов, возникающих на службе, в быту, на улице, - словом в процессе тех мимолетных, одноразовых или более длительных межличностных контактов.
При организации работы по нравственному воспитанию с необходимостью следует учитывать все три уровня, поскольку они не существуют независимо друг от друга, но взаимодействуют, взаимовлияют и в результате дают весьма сложную, неоднозначную картину. Повышение эффективности воспитательной работы предполагает умение руководителя регулировать, координировать служебную деятельность сотрудников, целенаправленно стимулировать и поддерживать у них инициативу и творчество5.
Управление формированием нравственной жизни личности предполагает три относительно самостоятельных направления:
• управление процессом нравственного воспитания;
• управление нравственным формированием личности сотрудника органов внутренних дел;
• управление нравственностью.
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Из этих трех направлений складывается целостная структура воспитательного процесса в органах внутренних дел. Позволим себе вкратце рассмотреть эти основные направления в управлении формированием нравственной жизни сотрудника органов внутренних дел.
Управление процессом нравственного воспитания представляет собой систему средств, методов и форм деятельности, направляемых на его организацию и эффективное функционирование. Помимо средств и методов, данный процесс предполагает также создание системы материальных и духовных стимуляторов; организации подготовки кадров, участвующих в воспитательном процессе; определение субъектов воспитания и т.д.
Управление нравственным формированием личности сотрудника органов внутренних дел состоит в обеспечении согласованности конкретных социальных факторов и субъективного отношения индивида к действительности нравственных отношений, становления его внутреннего миропонимания. Практическое решение проблемы управления нравственным формированием личности состоит в том, чтобы уметь сознательно ограничивать цели, задачи и компетенцию управления применительно к субъекту воспитания (личность, коллектив).
Управление нравственностью, т.е. функционированием подсистем морали (нормативно-оценочной, ценностно-ориентирующей) в служебных коллективах органов внутренних дел не сводится к определенным методам и средствам нравственного воспитания. Моральное управление ориентировано на формирование у личности представления о собственной социально-нравственной сущности, отражающей социальные потребности; оно связано с трансформацией моральных ценностей общества в мотивационную структуру личности. Речь идет не о подстраивании воспитания к некоему спонтанному процессу нравственного развития личности, а об организации ее деятельности. Последняя является сильнейшей доминантой, определяющей воспитание людей.
Программа повседневной трудовой деятельности конкретного служебного коллектива системы органов
внутренних дел определяется руководителем, который наделен полномочиями по принятию решения. И если эта система реализуемых решений не учитывает нравственных последствий, то никакие специальные методы и целенаправленные мероприятия не возместят ущерба, нанесенного воспитательной работе с сотрудниками правоохранительных органов.
Отсюда можно сделать вывод, что высокий уровень грамотности и компетентности проявляется только в умелом учете социальных, служебных и духовно-нравственных последствий каждого конкретного управленческого решения, представляет собой одно из основных качеств личности руководителя, без которого нельзя руководить коллективом системы органов внутренних дел. Многообразие же форм и методов позволяет руководителю осуществлять дифференцированный подход к различным категориям сотрудников, усиливать эмоциональное воздействие на них, обогащать их духовными ценностями, способствовать формированию преданных делу кадров органов внутренних дел, обладающих высокими моральными и деловыми качествами.
1 СтрелковаН.В. Организационно-управленческие вопросы воспитания кадров правоохранительных органов // Наука управления. Основы организации и управления в правоохранительной деятельности: научное издание. М., 2010. С. 726 -728.
2 Грядовой Д.И. Комплексный подход к воспитанию кадров правоохранительных органов // Юбилейный сборник научных трудов Московской академии МВД России. М., 2000. С. 101-104.
3 Игошев Н.А. Духовно-нравственное становление личности курсанта в процессе его воспитания в вузе МВД России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Н. Новгород, 2003. С. 15 -16.
4 Боровых А.С. Профессиональное воспитание курсантов и слушателей в учебных заведениях МВД России в 1980-90-е годы: Дисс... на соиск. уч. ст. канд. истор. наук. СПб., 2000. С. 25-26.
5 Грядовой Д.И., Пылев С.С., Стрелкова Н.В. Духовность, культура - важнейший фактор формирования личности специалиста органов внутренних дел // Духовность. Патриотизм. Традиции. Сборник. М., 1997. С. 27 -35.