Научная статья на тему 'Методологическая культура как элемент профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России'

Методологическая культура как элемент профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЛОСОФИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / СОТРУДНИК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / METHODOLOGICAL CULTURE / PHILOSOPHY / METHODOLOGY / SPIRITUAL CULTURE / ENFORCEMENT OFFICER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрелкова Н.В.

Статья посвящена проблеме осмысления роли методологической культуры как элемента профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стрелкова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological culture as an element of professional preparation of students of universities of the Ministry of the Interior of Russia

The article is devoted to the problem of understanding the methodological role of culture as an element of professional training of students of universities of the Ministry of the Interior of Russia.

Текст научной работы на тему «Методологическая культура как элемент профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России»

УДК 1:001; 001.8 ББК Ю6

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

НИНА ВЛАДИМИРОВНА СТРЕЛКОВА,

кандидат социологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 09.00. II — социальная философия

E-mail: Strell64@mail.ru Рецензент: кандидат философских наук Галанина Н.В.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Статья посвящена проблеме осмысления роли методологической культуры как элемента профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России.

Ключевые слова: методологическая культура, философия, методология, духовная культура, сотрудник правоохранительных органов.

Annotation. The article is devoted to the problem of understanding the methodological role of culture as an element of professional training of students of universities of the Ministry of the Interior of Russia.

Keywords: methodological culture, philosophy, methodology, spiritual culture, enforcement officer.

Возрастание значения философской методологии в повышении эффективности правоохранительной деятельности сегодня уже не может быть поставлено под сомнение. Наряду с общей функцией обеспечения повседневной познавательной и практической деятельности сотрудника на передний план выдвигаются вопросы методологии оценочно-ориентирующей, исследовательской, планирующей управленческой и других видов деятельности, характеризующихся высокой сложностью и динамичностью. Все это обусловливает специфику методологической культуры сотрудника органов внутренних дел, которая реализуется в своеобразных видах его деятельности.

Понятие «методологическая культура» сравнительно недавно вошло в научный оборот, хотя ее роль и значение в научно-познавательной и практической деятельности постоянно возрастали. Поэтому ее формирование должно осуществляться в ходе всего учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, в процессе проведения раз-

личных видов и форм занятий по всем учебным дисциплинам и, прежде всего, по философии. Почему занятиям по философии принадлежит здесь особая роль? Отвечая на этот вопрос, следует, видимо, отметить два фактора: объективно-предметную и субъективную детерминацию.

С одной стороны, философия как наука и форма общественного сознания представляет собой синтез духовной культуры, а методологические обобщения философского уровня содержат в снятом виде основное содержание общественно-исторической практики человечества. Хорошо известна и зависимость методологических моделей различного уровня от философских концепций, что определяет особое место последних в сложной структуре современного методологического знания. С другой стороны, в процессе преподавания различных специальных, юридических дисциплин методологические проблемы на занятиях рассматриваются слабо, нередко и непрофессионально, что вынуждает в процессе обучения философии решать и те проблемы методологической подготовки будущих специалистов орга-

- -Я. -

нов внутренних дел, которые должны быть реализованы на уровне конкретных и общенаучных дисциплин. Это, конечно, не может не усложнять задачи преподавания философии.

Каждая форма духовного освоения действительности является сложным, многоуровневым образованием, имеет свою специфику. Не вдаваясь в проблему типологизации видов духовной деятельности, а также в дискуссию по вопросам определения термина «методологическая культура», отметим следующее. Методологическая культура, являясь составной частью духовной культуры, представляет собой синтез таких составляющих, как методологические знания, определенный стиль мышления, система ценностных ориентаций и методологических установок, а также совокупность определенных навыков, умений и стереотипов деятельности. Применительно к отдельной личности и социальной группе можно говорить и о методологическом уровне культуры, понимаемой как количественно интерпретируемый уровень овладения и применения ими методологического арсенала современного научного знания.

Известно, что любая деятельность имеет как внешнюю, так и внутреннюю детерминацию. Это в полной мере относится как к познавательной, так и к методологической деятельности. В этом смысле методологическая культура курсантов формируется под воздействием внешних условий (степень разработанности методологического знания, методологическая направленность учебных планов и программ, реализация методологических установок преподавателем на каждом занятии и т.д.) и внутренних факторов (методологические потребности курсанта, его познавательные способности, уровень общей культуры, осознание необходимости овладения методологией, умение организовать свою познавательную и методологическую деятельность и др.). Очевидно, что преподаватель призван формировать в диалектическом единстве как внешние, так и внутренние компоненты, обусловливающие, в конечном счете, методологическую культуру сотрудника. Тем самым ее формирование носит ярко выраженный комплексный характер, охватывает не только собственно философские и методологические вопросы, но и педагогические, психологические, организационные, методические проблемы, которые находятся в органической взаимосвязи и взаимообусловленности1.

Поэтому основная задача преподавателя философии (педагогического коллектива) состоит в том, чтобы осмыслить специфику методологической культуры, выявить уровень вооруженности ею обучаемых и на этой основе определить программу их методологической подготовки в процессе преподавания учебного курса во взаимосвязи с другими дисциплинами. Если с учетом профиля обучения эта программа будет построена методом «дерева целей», то тогда в каждой теме (разделе) наряду с учебными и воспитательными задачами может ставиться и решаться одна из конкретных задач методологической подготовки слушателей и курсантов.

Преподаватели философии имеют возможность оптимизировать данный процесс путем включения вопросов формирования методологической культуры в содержание изучаемого материала, а также путем использования различных методических приемов и средств. Одним из наиболее перспективных направлений, способствующих преимущественному образованию операциональных компонентов методологической культуры курсантов и слушателей, является индивидуальная работа с ними по овладению первичными навыками научного поиска, привлечение к работе в научных кружках. Именно в этот период формируются основные методологические установки, навыки, умения, которые функционируют, затем в течение достаточно длительного времени. Вот почему научное решение указанной задачи имеет значение для формирования методологической культуры курсантов.

Известно, что современное методологическое знание очень сильно различается как по форме, так и по уровням, содержанию, способам формализации и т.д. Так, в зависимости от характера и объема методологического знания выделяют философский, общенаучный и специальный (дисциплинарный) уровни методологии. Исходя из универсальности философского миропонимания и специфики философского знания, а, также учитывая особенности преподавания философии как учебной дисциплины, следует сосредоточить внимание на анализе философского уровня методологической культуры и механизма ее формирования у курсантов высших учебных заведений. Если в философии происходит про-

1 Кабанов П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога. Томск, 1999. С. 11—15.

цесс интеграции научных знаний из других областей, то и в философской методологии, в конечном счете, в снятом виде интегрируются достижения всего многоуровневого методологического знания.

Развитие ряда новых областей методологического обеспечения познавательной и практической деятельности привело некоторых исследователей к «иллюзии» автономии методологической проблематики от философии. Поэтому одна из главных задач преподавателя философии состоит в том, чтобы раскрыть обучаемым содержание философской методологии, показать методологические возможности основных категорий, законов и принципов философского знания, продемонстрировать на конкретных примерах организационное и направляющее воздействие философской методологии на познавательную и практическую деятельность сотрудника.

Начальным этапом формирования методологической культуры будущего офицера является овладение понятийным (категориальным) аппаратом философской науки. К сожалению, в процессе преподавания философии вопросам свободного оперирования философскими понятиями, выработке адекватных умений и навыков уделяется недостаточно внимания. А ведь осмысленное овладение категориальным аппаратом является не только фундаментом успешного изучения философии, но и основой перехода ко второму этапу формирования методологической культуры.

На втором этапе происходит формирование определенного типа мышления, способного преодолеть односторонность «чистого» эмпиризма. Тем самым формирование философско-методологиче-ского типа мышления есть второй ключевой этап становления методологической культуры сотрудников органов внутренних дел. Специфика теоретического познания вообще, а философского в особенности состоит в том, что оно в ряду многих других выполняет функцию опережающего отражения действительности. Вот почему формирование философ-ско-методологического типа мышления может и должно осуществляться на основе сложившегося ранее понятийно-категориального аппарата, знания системы законов и основных принципов, путем поискового решения аналитических и прогностических задач. Это и будет являться механизмом усвоения методологической культуры и ее реализации в учебно-теоретической деятельности.

Научные знания должны преподаваться не как система раз и навсегда принятых истин, «пригодных для использования во всех жизненных ситуациях», а как процесс философского освоения действительности. В центре преподавания в таком случае находится не само знание, а процесс его становления, логика познания и практического преобразования объективной действительности. Следовательно, психолого-педагогическая перестройка преподавания философии выполняет (в числе других) и методологическую функцию, формирует философско-методологический стиль мышления как один из ключевых элементов методологической культуры сотрудника ОВД2.

Известно, что в современных условиях сообщаемая в процессе обучения информация, особенно социально-политическая, устаревает нередко еще до начала ее непосредственного практического использования. Путь выхода из этой ситуации — широкая методологизация процесса образования, в том числе и философского.

В ходе формирования методологической культуры будущего специалиста следует не только опираться на общие интеллектуальные возможности личности курсанта, но и целенаправленно управлять становлением качеств «вербального конструирования действительности». В практической ситуации любой сотрудник для выполнения поставленной задачи должен построить сам (или перенять и адаптировать) определенную процедуру предстоящей деятельности. В случае, если он не знает путей и способов этого построения, возникает ситуация, которую можно назвать методологической проблемой. К сожалению, часто она решается механическим переносом прошлого опыта на будущую деятельность. Достаточно известна шутка о том, что полководцы предыдущей войны воспринимают новую подобно той, которую они уже выиграли. Нередко еще отдельные руководители при их повышении по службе, например, на уровень управления или учреждения МВД воспроизводят методы низовых структур, а в своих новых коллективах — приемы и способы работы с рядовыми сотрудниками и т.п.3.

2 Грядовой Д.И., Пылев С. С., Стрелкова Н.В. Духовность, культура — важнейший фактор формирования личности специалиста органов внутренних дел // Духовность. Патриотизм. Традиции. М., 1997. С. 27—35.

3 Стрелкова Н.В. Организационно-управленческие вопросы воспитания кадров правоохранительных органов // Наука управления. Основы организации и управления в правоохранительной деятельности. М., 2010. С. 726—728.

-■îi.^'fc--

Учитывая известную социально-психологическую оправданность и широкую распространенность данного явления, исключительно важно именно в курсантские годы, в том числе и в процессе преподавания философии, сформировать у будущих специалистов, руководителей первичные навыки методологической деятельности, т.е. деятельности по выработке новых методологических и методических приемов и предписаний.

В методологии научного познания широко известны ситуации, при которых возникает необходимость смены используемых методов. Во-первых, это когда методы перестают быть эффективными в силу изменившихся внешних или внутренних обстоятельств их применения. Во-вторых, когда происходит значительное возрастание объема информации об объекте, ее усложнение. В-третьих, когда значительно изменяются параметры функционирования самого объекта. И, в-четвертых, когда существенно трансформируется сам субъект, его возможности.

Очевидно, что специфические условия правоохранительной деятельности, а также другие факторы неизбежно будут создавать перед сотрудниками полиции указанные ситуации в своеобразном сочетании. Поэтому в процессе подготовки специалистов с высшим юридическим образованием все более актуализируется задача формирования как теоретических, так и прикладных компонентов их методологической культуры, навыков методологической деятельности. Каждый сотрудник содержательно и психологически должен быть готов в случае, если проблема не решается известными ему методами и способами, выйти на иной уровень ее решения, построить новую методологическую программу деятельности.

Всякий метод, в конечном счете, есть форма синтеза социальных и культурных элементов, а познавательная и практическая деятельность осуществляется в соответствии с определенными исследовательскими программами. В их становлении значительную роль, в том числе и в качестве исходных оснований, играет философия.

Отсюда в качестве третьего этапа становления философско-методологической культуры курсан-

тов и слушателей можно назвать знакомство с системой собственно философских методов познания и преобразования действительности. Философия заключает в себе богатейший арсенал разработанных методов и приемов, широко описанных в нашей литературе.

Методологическая культура сотрудника ОВД охватывает компоненты таких явлений, как познавательная и практическая деятельность, коммуникация, адаптация и т.д. Вот почему и процесс ее формирования носит сложный, многоуровневый характер. Опираясь на систему социальных предпосылок, она нередко реализуется одновременно на нескольких уровнях. И в первую очередь педагог должен учитывать многоуровневую структуру самой методологии в зависимости от степени общности и универсальности применения.

Литература

1. Грядовой Д.И., Пылев С. С., Стрелкова Н.В. Духовность, культура — важнейший фактор формирования личности специалиста органов внутренних дел // Духовность. Патриотизм. Традиции. М., 1997.

2. Кабанов П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога. Томск, 1999.

3. Стрелкова Н.В. Организационно-управленческие вопросы воспитания кадров правоохранительных органов // Наука управления. Основы организации и управления в правоохранительной деятельности. М., 2010.

References

1. GryadovoiD.I., PilevS.S., StrelkovaN.V. Spirituality, culture — the most important factor in the formation of personality specialist of internal affairs // spiritual. Patriotism. Tradition. M., 1997.

2. KabanovP.G. Issues of improvement of methodological culture of the teacher. Tomsk, 1999.

3. Strelkova N.V. Organizational and managerial issues of training personnel of law enforcement agencies // Management Science. Basics of organization and management in law enforcement. M., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.