Научная статья на тему 'К 35-летию работы в вузе МВД России нравственное становление личности сотрудника органов внутренних дел'

К 35-летию работы в вузе МВД России нравственное становление личности сотрудника органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1047
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ / НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / СЛУЖЕБНЫЙ ДОЛГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЧЕСТЬ / ДОСТОИНСТВО / НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / MORAL EDUCATION / MORAL / ETHICAL NORMS AND PRINCIPLES OF MORAL BEHAVIOR AND MORAL ATTITUDES / MORAL CONSCIOUSNESS / DUTY / PROFESSIONAL HONOR / DIGNITY / A MORAL IDEAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Анна Дмитриевна

Статья посвящена рассмотрению проблемы нравственного воспитания личности сотрудника ОВД, формированию его морального сознания, нравственных отношений, нравственного поведения и профессионально-нравственной культуры. Раскрыты факторы и условия, влияющие на нравственное воспитание сотрудника ОВД. Изучены новые направления в профессионально-нравственном воспитании сотрудника ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Анна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral formation of the person law enforcement officers

The article considers the problem of a the moral upbringing of Police Officer's, the formation of his moral consciousness, moral relations, ethical conduct and professional and moral culture, the factors and conditions affecting the moral education of Police Officers. The article explores new trends in professional and moral education of a Police Officer.

Текст научной работы на тему «К 35-летию работы в вузе МВД России нравственное становление личности сотрудника органов внутренних дел»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

УДК 174:351

А.Д. Кузнецова*

К 35-летию работы в вузе MBA России

Нравственное становление личности сотрудника органов внутренних дел

Статья посвящена рассмотрению проблемы нравственного воспитания личности сотрудника ОВД, формированию его морального сознания, нравственных отношений, нравственного поведения и профессионально-нравственной культуры. Раскрыты факторы и условия, влияющие на нравственное воспитание сотрудника ОВД. Изучены новые направления в профессионально-нравственном воспитании сотрудника ОВД.

Ключевые слова: нравственное воспитание, мораль, нравственные нормы и принципы, нравственное поведение, нравственные отношения, моральное сознание, служебный долг, профессиональная честь, достоинство, нравственный идеал.

A.D. Kuznetsova*. Moral formation of the person law enforcement officers. The article considers the problem of a the moral upbringing of Police Officer’s, the formation of his moral consciousness, moral relations, ethical conduct and professional and moral culture, the factors and conditions affecting the moral education of Police Officers. The article explores new trends in professional and moral education of a Police Officer.

Keywords: moral education, moral, ethical norms and principles of moral behavior and moral attitudes, moral consciousness, duty, professional honor, dignity, a moral ideal.

«Товарищ преподаватель! Почему вы говорите, что семейного воспитания и знаний еще недостаточно для нравственного становления личности? Ведь еще Сократ, великий древнегреческий философ, в IV веке до нашей эры говорил, что быть нравственным — удел человека знающего, интеллектуала».

Вопрос курсанта очень интересный, требующий размышлений и большого педагогического опыта. Но меня как преподавателя радует живой, а иногда противоречивый интерес курсантов к вопросам нравственности при обсуждении вышеозначенной темы. Ведь пройдет совсем немного времени, и эти курсанты, уже выпускники университета, вольются в состав различных подразделений органов внутренних дел, начнутся суровые будни службы, связанные с необходимостью выполнения профессиональных обязанностей в условиях, осложненных воздействием эмоциональных и физических стрессовых факторов, которые являются следствием обострения криминальной обстановки, напряженности социально-экономических отношений в обществе, перегруженности и нестабильного графика работы. Не вызывает сомнения, что нравственное становление личности сотрудника ОВД во время профессиональной деятельности будет происходить уже на совершенно другом фундаменте нравственных ориентиров и ценностей. Высокое психологическое напряжение в процессе службы, неумение применить на практике полученные знания в вузе заставят наших выпускников не один раз вспомнить о тех фундаментальных нравственных ценностях (честность, неподкупность, взаимопомощь, патриотизм, доброта, милосердие и т.д.), которые отражают культуро-национальные особенности нашего народа и опора на которые всегда помогает человеку преодолевать любые трудности.

На всех исторических этапах развития органов внутренних дел была и всегда остается актуальной задача формирования профессионально компетентного, высококультурного, морального и психологически устойчивого сотрудника ОВД, отвечающего требованиям, предъявляемым к нему обществом и государством. В условиях рыночных отношений в экономике, создания деидеологированного общества прежняя система нравственного воспитания сотрудника ОВД показала себя малорезультативной, оказалась неадекватной кардинально изменившимся новым условиям среды функционирования органов внутренних дел, несоответствующей потребностям их деятельности по обеспечению безопасности личности и общества, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью. Именно из этой проблемы в настоящее время вытекает необходимость реформирования и модернизации системы нравственного воспитания сотрудника ОВД с целью приведения ее в соответствие с потребностями общества, государства и министерства внутренних дел.

Мировоззренческой базой нравственного становления личности всегда была система духовных ценностей, идеалов, представлений и взглядов, норм и принципов, которая сейчас находится в глубоком кризисе.

Гарантом мирного образа жизни, гарантом общественного спокойствия являются армия и правоохранительные органы. Глубокое уважение к человеку, находящемуся на службе обществу и

*Кузнецова, Анна Дмитриевна, доцент кафедры кадровой и воспитательной работы, кандидат педагогических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 741-3784, моб.: 8-911-949-37-59. E-mail: spbukaf@mail.ru

*Kuznetsova, Anna Dmitrievna, assistant professor of human resources and educational work. PhD, associate professor. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Tel.: 741-3784. E-mail: spbukaf@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21 января 2011 года.

государству, является важной составляющей идеи национального самосознания в России. Правоохранительные органы представляют собой прямое воплощение государственной воли, поэтому хотелось бы видеть в их деятельности воплощение лучших принципов общественной нравственности.

Возникает вопрос: каким должно быть общество, в котором бы нравственные ценности человека не вступали бы в противоречие с его организацией и какова должна быть эта организация общества?

Настоящий профессионал службы по поддержанию правопорядка формируется только при условии его стремления к нравственному самосовершенствованию при сохранении преданности своему делу, при наличии у него чувства моральной удовлетворенности от своей работы и морального «стержня» повседневного поведения.

Поэтому так важно и необходимо овладение сотрудниками ОВД системой знаний в области этики, профессиональной морали, высокоразвитой профессиональной нравственной культурой. Обращение к нравственности поможет им в их профессиональной деятельности более точно ориентироваться в морально-психологической обстановке, верно квалифицировать как свое поведение, так и действия других людей, проникать в систему их мотивации, подвергать критическому пересмотру устаревшие взгляды.

Отвечая на конкретный вопрос курсанта, следует заметить, что, действительно, семейного воспитания и суммы знаний, умений и навыков, полученных человеком за достаточно длительный период времени, еще недостаточно для его нравственного становления. Какие же другие факторы влияют на процесс нравственного становления личности? Прежде всего следует обратиться к определению нравственного воспитания.

Нравственное воспитание личности предусматривает сознательное, систематическое, целенаправленное воздействие на чувства, взгляды, убеждения личности в целях выработки у нее устойчивых механизмов формирования морального сознания, нравственных отношений, нравственного поведения и нравственной культуры. Стержнем нравственного воспитания является интериоризация, т.е. перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки, личные убеждения каждого человека. Специфика же нравственного воспитания заключается в том, что оно осуществляется без назиданий, т.к. излишние нравоучения чаще всего не способствуют нравственному развитию, а вызывает обратную реакцию воспитуемых. Нравственное воспитание сотрудников основывается на положениях общечеловеческой морали, конкретизируя их применение в профессиональной деятельности, во время которой сотрудники станут непосредственными исполнителями государственной власти и от имени государства будут применять принудительные санкции к нарушителям общественного порядка, выполняя требования закона.

При анализе природы и специфики морального сознания, нравственных отношений и нравственного поведения следует исходить из понимания той роли, которую выполняет нравственность в системе социальных отношений и того способа, каким она осуществляет регулирование общественной жизнедеятельности людей. Мораль предписывает людям определенные поступки в качестве их долга, поэтому в моральных представлениях объективная общественная необходимость, исторические потребности человечества и классовые интересы выражаются в особой форме — в виде идеи о должном. Моральное сознание оценивает действия людей и общественные явления: оно не объясняет их происхождение, а лишь выражает свое положительное или отрицательное отношение к ним, осуждает или одобряет их. Оценочное отношение к действительности и деятельности человека составляет важнейшую особенность морального сознания. Отсюда следует, что моральное сознание имеет свою особую, ограниченную сферу действия. Оно способно направлять поступки людей лишь постольку, поскольку перед ними действительно раскрывается возможность свободного выбора.

На формирование морального сознания оказывают влияние социальная среда, желание самого человека самосовершенствоваться и знания, умения и навыки, которые получает личность в течение длительного времени. Нравственные отношения являются стороной общественных отношений. Их нельзя свести к результатам субъективного выбора отдельной личности. В них отражается объективный социальный интерес общества, класса, группы, коллектива, личности.

Специфика нравственных отношений состоит в том, что, во-первых, в процессе этих отношений воплощаются нравственные ценности, а жизнь индивида соотносится с высшими ценностями. Во-вторых, нравственные отношения возникают не стихийно, а целенаправленно, сознательно, свободно (нельзя быть стихийно добрым, ответственным, справедливым). Наконец, в-третьих, нравственные отношения не существуют в чистом виде, а являются компонентами хозяйственных, политических, религиозных отношений. В этом плане нравственные отношения в значительной степени зависят от характера отношений личности и общества, которые существуют в данной исторической эпохе, в конкретной стране, от политического устройства, основ экономической жизни. На нравственные отношения накладывают свой отпечаток особенности культуры, особенности той или иной религии, нации.

Между моральным сознанием и нравственными отношениями — теснейшая взаимосвязь. Но цельность, гармоничность нравственной жизни складывается при тесной взаимозависимости возвышенных мыслей, воплощенных в мотивах глубоко человечных, проникновенных чувств и практической деятельности, опирающейся на стойкость и твердую волю индивида. Мотив, оценка, самооценка представляют собой рациональные процедуры мышления, с помощью которых человек может представить себе нравственные последствия своего поведения и контролировать состояние своего внутреннего мира.

Нравственная мотивация служит не только оправданию того или иного поступка личности, определяя его связь с моральной нормой и требованиями объективной ситуации, но и позволяет прогнозировать нравственный смысл деятельности, находить оптимально гуманные решения в моральном выборе.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011

Синтезирующим моментом нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел является формирование нравственной культуры, которая состоит из вышеизложенных элементов: морального сознания, нравственных отношений, нравственного поведения.

Параметры нравственной культуры — творческий и личностный — позволяют установить научные критерии вычленения нравственной культуры из всего универсального комплекса общественных отношений. Специфика культуры заключается в том, что она раскрывает качественную сторону человеческой деятельности показывая, насколько последняя выступает реализацией творческих потенций человека, насколько эта деятельность соответствует определенным требованиям и нормам. Это верно и по отношению к нравственной жизни общества в целом, и каждого человека в отдельности. Уровень нравственного развития общества и личности может быть различным. Когда этот уровень высок, можно говорить о высокой нравственной культуре общества, и наоборот. В настоящее время уровень нравственной культуры нашего общества и многих его граждан невысок и внушает серьезные опасения.

Нравственная культура сотрудника ОВД является конкретизацией культуры личности человека вообще. Культура личности есть не что иное, как социально значимый уровень развития сущностных сил человека, мера этого развития, степень реализации результатов его деятельности. С точки зрения соотношения духовного и практического в культуре можно выделить теоретический, чувственнопсихологический и деятельностный уровни.

Деление культуры на общую, профессиональную культуру личности относительно, т.к., например, для политического деятеля профессиональной культурой является его политическая культура, для юриста — правовая. Но во всех случаях неотъемлемым элементом общей и профессиональной культуры является культура нравственная.

В итоге можно сказать, что нравственная культура — это характеристика личности человека с точки зрения ее целостного нравственного развития, сознания и поведения, а также совокупность нравственных качеств, присущих людям определенного общества, класса, профессии, характеризующих уровень их нравственного сознания и поведения. Воспитание нравственной культуры эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической организации всей жизни сотрудников: сознания, деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее морального сознания, нравственных чувств, совести, привычек, нравственного поведения. В достижении высокого уровня нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел значительную роль играют ширина и глубина нравственных, этических, психологических, управленческих знаний и поведенческих стандартов и мотивов. Именно на этой основе должна формироваться и осуществляться на практике мировоззренчески-культурологическая позиция сотрудника органов внутренних дел, в этом суть нравственного воспитания.

Таким образом, нравственное воспитание выступает как двуединый процесс. С одной стороны, оно предполагает формирование у человека необходимых представлений о моральном идеале, о нравственном и безнравственном поведении, о подлинном содержании понятий «добро» и «зло», «честь» и «достоинство», «долг», «совесть», «справедливость» и других категорий этики, о моральных принципах и нормах. С другой стороны, нравственное воспитание заключается в осознании человеком глубокой внутренней потребности поступать и действовать в соответствии с воспринятыми и усвоенными им элементами морального сознания.

Формирование нравственно-совершенной личности — это непрерывный процесс привития человеку этических знаний; моральных убеждений; нравственных качеств и чувств; моральных потребностей и привычек, которые можно рассматривать как задачи нравственного воспитания.

Исходным этапом нравственного воспитания является внесение этических знаний в сознание сотрудников. В строгом смысле слова эта операция относится к обучению, а не к воспитанию. Однако, как показывает опыт, чтобы сотрудник поступал высоконравственно, он должен знать, что нравственно, а что безнравственно, что добро, а что зло, что честь, а что бесчестие. Не секрет, что порой человек совершает безнравственные поступки не по злому умыслу, а по не знанию, из-за низкой нравственной культуры.

Применительно к системе нравственного воспитания в правоохранительных органах, важное значение имеют такие понятия, как «служебный (воинский) долг», «профессиональная честь», «личное достоинство». Нередко эти понятия служат критериями самооценки сотрудника. Человек определяет свою линию поведения или конкретный поступок, исходя из своего представления о профессиональной чести, служебном достоинстве, гражданском, сыновнем или служебном долге. Если сам поступок либо его последствия противоречат представлением человека о чести, долге, достоинстве, он не позволит себе совершить данное действие, поступок. И, наоборот, полное соответствие мотивов поступка и предполагаемых результатов представлениям сотрудника об этических категориях служит мощным стимулом решительных, энергичных и бескомпромиссных действий, в т.ч. связанных с риском для жизни и здоровья. Никакие материальные блага или угроза наказания не могли бы заставить пожарных, героев Чернобыля совершить их подвиг, если бы ими не двигало понимание долга и колоссальной ответственности за судьбы миллионов соотечественников.

Этические знания не только условие и предпосылка нравственного воспитания, но и важный элемент духовной культуры человека. Сотрудники правоохранительных органов должны знать, как влияют их действия (или бездействия) на окружающих, предвидеть моральные последствия своих поступков, помнить о морально-психологическом климате в служебном коллективе, в городе, поселке, где они несут службу, уметь силой морального авторитета, нравственного внушения влиять на сослуживцев и граждан. А это требует хорошего знания этической теории, овладев которой, сотрудник приобретает не только духовное богатство, но и верного союзника в выполнении своих служебных задач.

Важной задачей нравственного воспитания является формирование у каждого сотрудника прочных моральных убеждений. Моральные убеждения (наряду с политическими, правовыми, эстетическими, религиозными и т.д.) существенно влияют на все стороны деятельности и поведения человека, поскольку представляют собой те укоренившиеся в его сознании принципы, нормы, идеалы, категории этики, которым он считает необходимым следовать. Предопределяя линию поведения человека, его конкретные поступки, моральные убеждения выступают в качестве мотивов, т.е. показывают во имя чего человек совершает те или иные действия, либо проявляет бездействие, какие преследует цели (нравственные или безнравственные, с личной выгодой или с пользой для коллектива, общества). В силу этого моральные убеждения могут быть как положительного содержания (высоконравственного), так и негативного (безнравственного аморального). Есть моральные убеждения труженика, патриота, созидателя, защитника общественного строя и правопорядка, но не будем забывать, что ханжи, мещане, тунеядцы, карьеристы, обыватели, преступники тоже имеют определенные моральные убеждения, хотя и несовместимые с подлинной моралью, нравственными ценностями демократического общества, правового государства.

Одна из причин безнравственных, а порой и преступных действий части граждан заключается как раз в том, что аморальные акты этих людей находят оправдание в их извращенном представлении о нравственном и безнравственном, о справедливости и несправедливости, о добре и зле, о чести и бесчестии, о скромности и хамстве. Как показывает практика, разрушить моральные (по существу, безнравственные) убеждения этих людей, создающие им известный моральный комфорт там, где нравственного человека должна мучить совесть, необычайно трудно.

Человек, обладающий высокими моральными убеждениями, никогда не позволит себе проявить неуважение к людям, высокомерие, эгоизм и стяжательство, злоупотребление служебным положением, недостойное поведение в быту. Если он руководитель, то не позволит себе того, что считает непозволительным для подчиненных. У такого сотрудника одна мораль, единые нравственные оценки как собственного поведения, так и окружающих.

Одна из главных задач нравственного воспитания — привитие сотруднику моральных качеств и чувств. Моральные качества сотрудника, выступающие как свойство его характера и раскрывающие наиболее типичные черты его поведения, являются важным элементом нравственной ценности личности.

Моральные качества (как и моральные убеждения) могут быть как положительными (добродетели), так и отрицательными (в последнем случае они называются аморальными, или пороками). У сотрудников особое негодование вызывают такие негативные качества, как предательство, цинизм, лицемерие, высокомерие и некоторые другие. Ряд качеств, в зависимости от направленности деятельности и поведения человека, его мотивов, могут быть как нравственного, так и безнравственного содержания. К ним, в частности, относятся честолюбие и тщеславие.

Моральные качества имеют общезначимый характер. Вместе с тем определенные виды деятельности и некоторые профессии предъявляют особые требования к моральному облику работника. К их числу относятся профессии людей, обеспечивающих правопорядок. Для представителей этих профессий первостепенное значение имеют такие моральные качества, как политическая зрелость, высокая личная ответственность, мужество, самоотверженность, бескорыстие, бдительность, гуманное отношение к человеку и ряд других.

Формирование у сотрудника необходимых моральных качеств неотделимо от воспитания у них нравственных чувств. Эмоциональная сфера жизни людей, их настроения, мотивы и побуждения, моральные чувства выражают устойчивые отношения человека к различным общественным явлениям, другим людям, труду, к самому себе.

Без культуры чувств не может быть нравственного поведения. Как необузданные, буйные чувства, так и эмоциональная инертность, ограниченность, вялость чувств свидетельствуют о серьезных просчетах в воспитании. К тому же нередко вялость чувств — продукт лености души, равнодушия человека к окружающим. Человек, не способный подчинить свои эмоции, чувства, побуждения интересам общего дела, коллектива, а также ханжа, эгоист, мещанин имеют ущербную нравственную ориентацию и, как правило, рано или поздно морально деградируют. Нередко из среды подобных людей выходят антиобщественные субъекты, правонарушители и преступники.

Положительные нравственные чувства сотрудников правоохранительных органов играют важную роль в их служебной деятельности, общении с населением, в создании здорового моральнопсихологического климата в служебном коллективе, в быту. Какими бы профессиональными знаниями, умениями и навыками ни обладал сотрудник, если он груб, заносчив, раздражителен, мстителен, черств, то его объективно положительные профессиональные качества не дадут должного эффекта либо будут использованы во вред интересам дела, коллектива.

Большинство моральных качеств и чувств имеет профессиональное значение. Недостаток их может явиться основанием для вывода о непригодности сотрудника к службе в правоохранительных органах. Поэтому многие требования к моральным качествам и чувствам сотрудника изложены в нормативных актах (Присяге, Дисциплинарном уставе органов внутренних дел, Уставе патрульнопостовой службы милиции, ряде приказов и указаний МВД, ФСБ, Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ).

Формирование моральных чувств, охватывающее фактически всю жизнь человека, тесно связано с воспитанием у него нравственных привычек. По существу, это завершающий этап нравственного воспитания, его результат, проявляющийся в устойчивых нормах поведения человека на службе, в общественной жизни и в быту, поскольку закрепленным можно считать только то, что вошло в

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011

культуру, в быт, в привычки. Привычки упрощают и облегчают процесс деятельности и поведения человека, оптимизируют его общение с другими людьми, стандартизируют взаимоотношения людей в типичных ситуациях, позволяют предвидеть ход действий человека в той или иной ситуации. По словам А.С. Макаренко, нравственными мы называем не те действия и поступки, когда человек сел и подумал, как надо себя вести в данной ситуации, а те, когда он не может поступать иначе, вопреки его привычным нормам поведения. Нельзя, к примеру, считать в подлинном смысле слова нравственным поведение сотрудника, если он прежде, чем отдать честь, будет размышлять, ответит старший на его приветствие или нет, сделает замечание, если он не отдаст честь или пройдет мимо, знает его в лицо или нет. Точно так же нельзя признать нравственным поступок сотрудника, который прежде чем уступить место женщине в транспорте, станет анализировать, сколько ей лет, тяжела ли ее ноша, насколько она устала, видит ли его сидящим, нет ли свободных мест. Это должно делаться автоматически, «по привычке». Будучи опорным пунктом поведения человека, привычки базируются на простых законах нравственности, элементарных нормах морали и выступают либо как моральные требования к личности, либо (чаще) как моральное побуждение, мотив. Поэтому формирование моральных привычек является важной задачей нравственного воспитания. Процесс нравственного воспитания предполагает и формирование моральных потребностей личности, направленных на нравственное самосовершенствование, стремление к моральному идеалу и высоконравственному поведению как устойчивой черте характера, желание делать людям добро, приносить обществу пользу. Сформированные моральные потребности выступают побудителями нравственной деятельности человека, его активной жизненной позиции. Формирование и возвышение духовных потребностей человека, к которым относятся и нравственные потребности, является одной из наиболее актуальных задач современного этапа развития нашего общества, от решения которых во многом зависит его судьба. Обладая высокоразвитыми моральными потребностями, человек находится в естественном состоянии творческого подъема. Его глубоко волнуют дела коллектива, деятельность всего народа по преобразованию российского общества. Этот человек непримирим ко всему, что препятствует, мешает данному процессу. Он испытывает удовлетворение от личного участия в делах коллектива, всего народа и счастлив тем, что приносит пользу обществу, в служении которому он видит смысл своей жизни.

Процессу формирования у сотрудников необходимых моральных качеств и чувств, убеждений, потребностей и привычек предшествует, как мы уже отмечали выше, этап внесения в сознание сотрудников этических знаний.

Для этого используются разнообразные формы распространения этических знаний: лекции, беседы, читательские конференции, кинолектории, тематические вечера, теоретические семинары, занятия в системе служебной подготовки, встречи за «круглым» столом, диспуты, посвященные вопросам морали, нравственному облику сотрудника правоохранительных органов, другим моральным проблемам. Эффективность прямого воздействия положительного примера, силы авторитета, коллективного мнения зависит от того, насколько они восприняты, признаны, одобрены в сознании сотрудника, на которого они должны воздействовать. Сотрудник отбирает для себя то, что считает приемлемым, справедливым, правильным, целесообразным. В этом отборе — своеобразие моральной регуляции поведения, а также ее специфическая ценность. Внешний авторитет, мнение и т.п. могут оказаться ложными, мнимыми и даже социально вредными.

Решающее значение здесь имеет то, каким «фильтром» для отбора пользуется данный сотрудник, каковы те критерии, из которых сплетена «сетка» этого «фильтра». Для создания наилучшей, с точки зрения интересов общества и самой личности, «сетки», при помощи которой индивидуальное сознание сортирует внешние воздействия, необходимо моральное знание, доставляемое просвещением, обучением и образованием.

Важно только при этом избежать формализма, когда лекцию или дискуссию превращают в «мероприятие» с поисками чьей-либо вины, а не поисками истины.

Нравственное невежество, элементарная неосведомленность, относительно действующих в обществе моральных требований к поведению, является одной из распространенных причин дурных поступков, особенно у молодых людей, которых нередко отличает несдержанность в словах, преувеличенная агрессивность и обидчивость, максимализм в своих требованиях к другим и очень бережное отношение к себе и другие недостатки мало культивированного обыденного нравственного сознания, которому чужды моральная рефлексия и тонкие нравственные чувства. Формирование культуры нравственных чувств — непременное условие и признак нравственной культуры личности, культуры межличностных отношений в коллективах.

Если сотрудника окружает обстановка взаимной требовательности, справедливости, трудолюбия, принципиальности, чуткости к людям, бескорыстной дружбы, то такая среда сама побуждает к высоконравственному поведению. В такой среде легче усваивать моральные ценности, а этические знания, не встречая противоречий в общественной практике, переходят в моральные убеждения. И, напротив, если в коллективе проявляются факты грубости, двуличия, злоупотребления служебным положением, беспринципности, «дедовщины», то они служат серьезным препятствием на пути нравственного воспитания сотрудников. Поэтому забота о поддержании в служебных коллективах органов внутренних дел здоровых моральных отношений и строгом соблюдении служебного этикета является не только важной самостоятельной задачей, но и необходимым условием нравственного воспитания.

В процессе служебной деятельности сотрудникам нередко приходится делать выбор между служебным долгом и покоем, удобствами, между коллективным и личным, между принципиальностью

и дружескими отношениями с коллегами, между «хочу» и «надо». Но моральный характер закаляется только в борьбе между «могу» и «должен», «мое» и «наше», «я» и «мы». И здесь немалую роль играют морально-психологический климат коллектива, его традиции, личность руководителя-воспитателя, его авторитет и личный пример.

Потребительско-иждивенческая психология вредна прежде всего для самого ее носителя. Она неизбежно ввергает человека в конфликтные отношения с окружающими и постепенно формирует специфический, потребительский подход к оценке всех явлений. Этот подход может быть перенесен с вещей на людей — родных и близких, товарищей по учебе, когда индивид с потребительско-иждивенческими наклонностями начинает и их рассматривать и оценивать лишь как средство для удовлетворения своих эгоистичных интересов. Искажается критерий оценки достоинства своего и других людей. Так, в некоторых подразделениях ОВД, наблюдается оценка товарищей и выбор друзей по признаку утилитарной пригодности, ценится всякое ловкачество, экстравагантные манеры, «оригинальность» любой ценой, искаженным образом понимается «коммуникабельность» (в любой компании быть «своим» человеком). И, напротив, не ценятся такие качества положительной личности, как трудолюбие, организованность, аккуратность, скромность, целомудрие. Придается преувеличенное значение всему внешнему (одежде, косметике, «модным» словечкам и выражениям) и не замечается внутреннее благородство, духовное богатство человека, которые, конечно, не красуются снаружи, как брелоки и потому труднее различимы в человеке.

Склад мышления современного молодого человека характеризуется рационализмом, при котором ничто, в т.ч. и моральные принципы, не принимаются на веру. Все требует рассудочного обоснования, доказательства истинности, целесообразности, справедливости и т.д. Это не может остаться без внимания для формы и содержания воспитательной работы. Нельзя подменять серьезный, вдумчивый анализ явлений действительности, обогащающий сотрудника напыщенными, внешне наукообразными фразами, а убедительность аргументов и доверительность тона в разговоре с сотрудниками назидательностью. Сотрудник должен получить этические знания, на почве которых он может выработать стойкие убеждения, которые, превратившись в привычные мотивы его поступков, придадут необходимую стабильность и уверенность его поведению. Понятно, нельзя недооценивать силу примера и значение наставлений, когда они исходят от уважаемого, авторитетного педагога, но ничто не может сравниться с авторитетом научных знаний, которые все же весьма высоки во мнении сотрудников.

Высшие социально-нравственные чувства — совесть, патриотизм, коллективизм и т.п. — вместе с нравственными убеждениями образуются в ходе формирования мировоззрения на рациональном уровне, на гораздо более поздних этапах социализации личности под воздействием широкого круга объективных и субъективных факторов. Эти чувства могут развиваться в течение всей жизни человека. Поэтому «учиться морали» никогда не поздно, напротив, эта учеба поощряет стремление к нравственному совершенствованию. В ином случае нравственное формирование личности приобрело бы слишком фатальный характер.

Среди мер воспитательного характера, создающих заслон на пути к нравственной деформации, важное место занимает привитие сотрудникам любви к их профессии, чувства высокой личной ответственности за порученное дело, уважение к человеку и закону, непримиримости к проявлениям беззакония и аморальности.

Участие в общественной жизни служебного коллектива, в работе различного рода самодеятельных общественных организациях своего подразделения является важным условием быстрой адаптации сотрудника к регламентированному распорядку дня в подразделении, т.к. молодые люди нередко неадекватно воспринимают замечания командиров, средства и методы служебной подготовки. Большую помощь в нравственном становлении сотрудников могут оказать разработанные методические пособия, где излагаются вопросы профессиональной этики, нравственные требования к сотрудникам правоохранительных органов, правила поведения на службе и в быту, даются рекомендации по самовоспитанию.

Выше было отмечено, какое огромное влияние оказывает коллектив на нравственное становление личности сотрудника. Под влиянием коллектива сотрудники соизмеряют свои поступки теми нормами, которые одобряются или осуждаются мнением коллектива. Как существо общественное, человек постоянно испытывает потребность в оценке своего поведения со стороны коллектива. Поэтому важно, чтобы оценка коллектива была объективной, современной, не расходилась с мнением руководителя-воспитателя, была одновременно строгой и доброжелательной. Высоко ценя силу коллективного мнения, опытные руководители наиболее полно используют дисциплинарную власть, когда ее применение обосновано в глазах коллектива. Этим обеспечивается большой воспитательный эффект и моральный авторитет самого руководителя.

Подводя итог сказанному, следует заметить, что нравственное становление личности сотрудника ОВД — длительный процесс, который представляет собой широкое, многостороннее взаимодействие индивидов как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой. В этом взаимодействии сотрудник является одновременно субъектом самоизменения и объект-субъектом воздействия. В результате этого взаимодействия сотрудник заявляет о себе как социально зрелая личность, которая адаптируется к условиям жизни и деятельности, совершенствуется в этих условиях нравственно и профессионально. Нравственное воспитание сотрудников — процесс сознательного и целенаправленного формирования моральных качеств, обусловленных особенностями профессиональной деятельности.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011

Организация нравственного воспитания, управление формированием моральных качеств, необходимых для работы в ОВД, включает в себя учет и координацию действия на сознание сотрудников различных факторов: социальной среды, обучения (учебы), воспитания, личной способности. Специфика профессиональной деятельности, моральная нагрузка, ответственность перед людьми требуют от сотрудников наличия таких качеств, как стойкость, моральная чистота, устойчивость к отрицательным влияниям среды, нравственная зрелость и надежность. Обстановка возросшей социальной напряженности, используемые преступными элементами ситуации межнациональных конфликтов, массовые беспорядки, забастовки и другие социальные явления предъявляют сегодня к кадрам ОВД, их нравственным и психологическим качествам новые, высокие требования, которые можно сформулировать следующим образом:

— относиться к человеку как к высшей ценности, уважать его достоинства в соответствии с общечеловеческими принципами морали;

— понимать социальную значимость своей роли и высокого профессионализма;

— разумно и гуманно использовать представленные законом права;

— быть объективным, принципиальным, бескомпромиссным в борьбе с преступностью;

— заботиться о профессиональной чести, показывать пример поведения на службе и в быту;

— быть исполнительным, инициативным, проявлять сознательную дисциплину и взаимопомощь;

— постоянно самосовершенствоваться, повышать знания в области этики, расширять интеллектуальный кругозор.

Но высокие требования к нравственному воспитанию сотрудника останутся благими пожеланиями, если переплетение внешних требований к поведению не перейдет во внутреннее побуждение к нему. В этом смысле нравственное воспитание выступает как воздействие, которое так закрепляет в сознании моральные требования и представления, что превращает их в нравственные потребности, в убеждения и намерения, подкрепленные нравственными чувствами, привычками, устоявшимися моральными качествами самой личности.

Формирование нравственности должно быть непрерывным процессом. Оно уже более не может рассматриваться как вводный этап к «взрослой жизни», а должно быть составной частью духовной жизни всех периодов активной деятельности человека.

Занимаясь анализом факторов и условий, влияющих на успешность нравственного воспитания, невозможно было не заметить существенных изъянов в нравственном поведении многих сотрудников органов внутренних дел, порожденных определенными просчетами воспитания в семье, вузе, воздействием враждебного человеку явления «массовой культуры», пережитками в сознании людей, безнравственным поведением отдельных должностных лиц и т.д.

Нами уже было не раз подчеркнуто, что недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Законом формирования нравственной культуры является личное деятельное участие в обеспечении удовлетворения общественных и личных потребностей. Но в настоящее время можно наблюдать стремление молодых людей удовлетворять все свои потребности без участия в общественно полезном труде. Возникают тенденции потребительской психологии личности, которая искажает, извращает духовные и материальные потребности молодых людей. Многие сотрудники ОВД поражены инфантилизмом, откровенным иждивенческим настроением, страдают бездуховностью, замыкаются в своем «внутреннем круге общения». Наиболее опасной формой безнравственного состояния некоторых сотрудников является нравственное лицемерие. Одну мораль они используют в ходе выполнения служебных обязанностей, другую дома в семье, а третью только для себя и для своего круга общения. В душе у них одна убежденность, что жизнь строится по законам жесткого эгоизма.

Результаты противоречия между нравственным воспитанием в семье, вузе, коллективе и стихийным влиянием реальной действительности снимаются вместе с обновлением социальной жизни и совершенствованием самой системы нравственного воспитания, усилием воспитательного влияния всех сторон педагогически организованной жизни. Современные демократические преобразования нашего общества позволяют личности в полной мере реализовывать свой духовный потенциал, но в то же время требуют соблюдения государственной законности и правопорядка, сочетаемых с чутким и внимательным отношением к нуждам и запросам каждого человека.

Органическое единство нравственного воспитания и жизни — вот самый эффективный, оправдавший себя на практике подход в воспитании. Целостность воспитания нравственной культуры сотрудника достигается, когда основой, источником и материалом педагогического процесса является сложная и противоречивая жизнь, когда нравственное воспитание осуществляется не на словах, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых приходится постоянно разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки.

В результате человек либо приобретает умение управлять собой, преодолевать внешние препятствия и внутренние слабости, либо ситуация захватывает его, порождает растерянность и страх, заставляет обманывать и лицемерить. В процессе преодоления жизненных трудностей и противоречий личность развивает нравственное и эстетическое чувство, потребность в добрых делах, потребность в сострадании и сочувствии другим людям. Нравственность формируется в борьбе с безнравственностью. Только в подобной борьбе, преодолении противоречий внутри и вне себя, сотрудник может почувствовать, ощутить себя нравственно цельной и сильной, профессионально владеющей собой личностью.

Таким образом, педагогический процесс нравственного становления личности есть организация сотрудника на преодоление социальных противоречий, проблем, нерешенных вопросов, конфликтов и столкновений. Над этой организацией необходимо постоянно работать, сосредотачивая усилия на развитии у сотрудника нравственного чувства, сознания, привычек и поведения. Стихийное формирование нравственного сознания чревато отклонениями в поведении от требований общественной морали.

Законом научной организации нравственного воспитания является его единство с различными видами деятельности, жизнью в широком смысле этого слова. Овладение моральными нормами и требованиями, перевод их в личностно значимые принципы и навыки поведения осуществляется эффективно путем сознательного освоения конкретной общественно значимой деятельности, практического участия в ней, осознания ее нравственного значения. При организации процесса нравственного воспитания необходимо стремиться, наряду с этическим просвещением, вскрыть и осветить нравственные аспекты профессиональной деятельности сотрудников, а также осуществлять диагностику нравственной воспитанности сотрудника, учитывать обратную информацию о действенности воспитательных влияний. Важно учитывать не то, что сотрудник говорит о себе, а то, как он поступает в каждом конкретном случае. Нравственный портрет сотрудника рисует его отношение к товарищам по подразделению, его отношение к участию в общественной жизни своего коллектива, к учету общих и личных интересов, к требованиям моральной дисциплины. Необходимо всегда учитывать реальное состояние нравственно-психологического климата в служебном коллективе. По тому, как человек относится к своему окружению, можно судить о его ценностях.

Итак, основными факторами и условиями повышения эффективности нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел являются:

— объективный рост естественного осознания сотрудником социальной значимости правоохранительной деятельности в современных условиях развития общества;

— стимулирование потребности сотрудников в профессионально этическом самосовершенствовании;

— искусность и гибкость форм и методов педагогического воздействия, их совершенствование в соответствии с достигнутым уровнем профессионально нравственной зрелости сотрудника;

— целенаправленная организация служебной деятельности сотрудников, в процессе которой формируется (осознается) личностный смысл моральных норм;

— применение методов, форм и моральных стимулов воспитания, которые пробуждают у сотрудников высокие нравственные чувства, пробуждают неприятие аморальных явлений;

— постоянный анализ степени устойчивости проявления у сотрудника укоренившихся профессионально-нравственных качеств.

Ведущими направлениями, определяющими систему нравственного становления личности сотрудника ОВД, являются:

1) совершенствование содержательной, методической, организационной, эмоциональносмысловой и регулятивно-мотивационной сторон воспитательной работы;

2) формирование у сотрудников профессионально-гуманной направленности движения к высокой нравственной культуре;

3) формирование у сотрудников потребности к самовоспитанию, стремление к самообразованию и служебному профессионализму.

На современном этапе развития МВД России необходимо не оставлять без внимания новые разработки специалистов в области профессионально-нравственного воспитания сотрудника ОВД.

К новым направлениям можно отнести разработку совместно с заинтересованными подразделениями МВД России большого комплекса ведомственных нормативных документов антикоррупционной направленности, определяющих профессионально-нравственные и моральноэтические требования к служебному поведению сотрудников. Среди них положения о введении института личного поручительства при решении кадровых вопросов, о комиссиях по служебной дисциплине и профессиональной этике и ряд других.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также одним из важнейших направлений профессионально-нравственного воспитания сотрудников ОВД является российский патриотизм. Именно патриотизм является духовным и нравственным фундаментом, на котором формируются все профессионально значимые качества личности сотрудника органов внутренних дел, в т.ч. преданность своему народу и избранной милицейской профессии. В рамках выполнения государственной программы патриотического воспитания граждан в Министерстве внутренних дел Российской Федерации проводится большая работа по развитию служебных традиций и ритуалов, формирующих у сотрудников чувство гордости за милицейскую форму, профессию, ответственности за выполнение служебного долга.

Чрезвычайно важное значение имеет для профессионально-нравственного воспитания развитие в системе МВД историко-мемориальной работы. Сегодня во всех региональных органах, подразделениях и образовательных учреждениях существуют и активно строятся сотни величественных мемориалов и сооружений в память о сотрудниках, погибших при исполнении служебного долга. В настоящее время в органах и подразделениях заводятся исторические формуляры. В них по крупицам собирается бесценная информация об истории подразделений и летопись служб Министерства внутренних дел Российской Федерации. В профессионально-нравственном воспитании и обучении молодых сотрудников большую роль играют опытные наставники. Каждый зрелый сотрудник помнит

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011

того, кто обучал его азам нелегкого милицейского труда, наставлял и воспитывал, первый раз вывел на службу. К большому сожалению традиции движения наставничества во многом утрачены. Поэтому необходимо предпринять все необходимые меры по их возрождению и нормативному закреплению.

В современных условиях с учетом массового развития электронных средств информации необходимо создать на базе ДКО МВД России системы оперативного информирования личного состава органов, подразделений и учреждений МВД России о значимых событиях в жизни Министерства с использованием созданного портала в ЕИКТС и официального Интернет-сайта Департамента кадрового обеспечения МВД России, где руководители и сотрудники воспитательных аппаратов могли бы получать прямой доступ к нормативным документам, методическим материалам, базам аудио-, фото-, видеоматериалов об опыте профессионально-нравственного воспитания личного состава. В систему профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел необходимо ввести предмет гуманитарно-правовой подготовки с еженедельным проведением часовых занятий со всеми категориями личного состава.

Одним из новых направлений профессионально-нравственного воспитания является работа по взаимодействию с традиционными религиозными конфессиями (христианством, исламом, буддизмом, иудаизмом), укорененными в культуре народов нашего многонационального государства.

Главная задача для органов внутренних дел — направить сотрудничество на широкое использование духовно-нравственного потенциала традиционных религий в воспитании сотрудников и военнослужащих МВД России, противодействие попыткам проникновения в служебные коллективы проявлений национализма, ксенофобии, политического и религиозного экстремизма. Опыт подобного рода взаимодействия показывает, что совместными усилиями можно успешно противостоять разрушению духовно-нравственных устоев общества.

Важное место в профессионально-нравственном воспитании занимает культурнопросветительная работа. Как и другие сферы нашей деятельности, она пострадала и в организационном, и в творческом планах. Во многих органах внутренних дел доведены до нищеты и убожества учреждения культуры: клубы, культурные центры, библиотеки, разогнаны коллективы художественной самодеятельности.

В основе такой бездумной политики — отношение к культурно-просветительной работе только как к средству развлечения. При этом упускаются ее колоссальные воспитательные возможности по эмоциональному воздействию на сотрудников, сохранению душевного здоровья и нравственной чистоты, предотвращению влияния «блатной» субкультуры.

Сотрудники милиции — представители тяжелейшей, экстремальной профессии остро нуждаются в нравственной поддержке, одобрении и адекватной оценке обществом их повседневного труда. Но, как правило, люди судят о милиционере, опираясь на экранный образ «оборотня в погонах», «продажного мента». Поэтому важнейшим направлением профессионально-нравственной культуры сотрудника ОВД является формирование через средства массовой информации положительного имиджа сотрудника МВД России, стоящего на страже интересов своего народа и государства.

Настало время создать художественный образ защитника правопорядка — нашего современника, воплощающего лучшие черты сотрудника милиции, военнослужащего внутренних войск, который послужил бы примером нынешнему и будущему поколениям. Показательными являются 70-80-е гг. XX в., когда, глядя на героев наших фильмов, хотелось брать с них пример.

Особая роль и ответственность за воспитание личного состава органов внутренних дел принадлежит образовательным учреждениям Министерства внутренних дел Российской Федерации. Годы, проведенные в стенах образовательных учреждений, должны стать подлинной школой патриотизма и гражданственности для тех, кому предстоит определять моральный облик органов внутренних дел в XXI в.

Подчеркивая особую роль образовательных учреждений, необходимо помнить, что мы готовим не просто высококвалифицированного сотрудника органов внутренних дел, а руководителя — будущего воспитателя, которому предстоит самому на практике осуществлять весь комплекс задач, связанных с воспитанием подчиненных и граждан.

Система воспитания в образовательных учреждениях призвана выстроить незримый каркас личности из высоких духовно-нравственных качеств, направленных на успешное выполнение оперативно-служебных задач и обеспечивающих формирование стойкого иммунитета против профессиональной и моральной деформации.

Между тем за последние полтора десятка лет в ряде образовательных учреждений почти полностью оказался вытесненным воспитательный процесс. Нарушение диалектического единства обучения и воспитания привело к тому, что, получив фундаментальные знания, выпускники зачастую не имеют сформированной мотивационной готовности к продолжительной и плодотворной службе в органах внутренних дел, к преодолению трудностей милицейской профессии. Поэтому необходимо одновременно с программой обучения в образовательном учреждении реализовывать научнообоснованную четко и понятно сформулированную, организационно и методически обеспеченную программу профессионально-нравственного воспитания курсантов и слушателей на весь период обучения.

Настало время вернуться к профессиональной подготовке руководителей и сотрудников, занимающихся воспитательной работой. С этой целью необходимо ввести новые направления в системе образовательных учреждений МВД России по подготовке специалистов воспитательной работы в органах внутренних дел.

Мой ответ на вопрос курсанта о нравственном становлении личности сотрудника ОВД получился очень объемным, затрагивающим многие проблемы нравственного и профессионального воспитания сотрудника, его духовно-нравственных ориентиров, уровня его культуры и морально-психологической прочности. Но даже в таком ответе невозможно учесть все факторы, которые влияют на нравственное становление личности. Важно лишь помнить, что движущей силой этого процесса является противоречие между сущим и должным, между тем, что уже достигнуто и тем, над чем еще нужно работать с опорой на мировоззренческие ценности общества, которые стали и твоим личным убеждением.

Список литературы

1. Аракелов, Ю. С. Профессиональная этика сотрудника ОВД. — СПб.: СПбУ МВД России.

- 2002. - 214 с.

2. Бутиенко, С. М., Соколов В. П. Служебный этикет и такт. Культура межличностного общения сотрудников органов внутренних дел: лекция / МВД России, ВИПК. — Домодедово, 2001. — 29 с.

3. Аубов, Г. В. Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник для системы образовательных учреждений правоохранительных органов. — М.: Щит-М, 2007. — 523 с.

4. Марков, А. М. Методика индивидуальной воспитательной работы в ОВД : монография / под ред. П.П. Баранова. — Ростов н/Д. : МВД РФ РЮИ, 2003. — 224 с.

5. Методика проведения воспитательной работы с личным составом ОВД : учебнометодическое пособие / Х.Х. Лойт, В.М. Бутырин, В.М. Шамаров. МВД РФ ГУК. — М.: ИМЦ ГУК МВД РФ, 2002. — 171 с.

6. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел : учебное пособие / под общ. ред. В.Я. Кикотя. — М: ЦОКР МВД РФ, 2008. — 400 с.

7. Панкратов, В. Н. Культура общения сотрудника органа внутренних дел: учебнометодическое пособие / В.Н. Панкратов. — М.: Приор, 2006. — 144 с.

8. Пеньков, Е. М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. — М., 1990. — 324 с.

9. Пъыев, С. С. Духовно-нравственные и культурные основы деятельности полиции и милиции России (история и современность) : монография. — М., 2003. — 336 с.

10. Кикоть, В. Я. О совершенствовании работы по профессионально-нравственному воспитанию личного состава ОВД // сборник материалов Всероссийского совещания руководителей органов, подразделений, учреждений системы МВД РФ / под общ. ред. В.Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД России, 2008. — С. 3-7.

11. Кубышко, В. Ё. Воспитательная работа в органах внутренних дел и пути ее комплексного реформирования // Профессионал. — 2007. — № 6. — С. 8-13.

12. Нургалиев, Р. Г. Ставка на человека // Российская газета. 2009. 21 августа.

13. Щеглов А. В. Этика и милиция: вступая в XXI век // Вестник кадровой политики МВД России. — 2009. — № 1. — С. 37-42.

Literature

1. Arakelov, Y. S. Professional ethics of Police Officers. — St.-Petersburg, 2002. — 214 p.

2. Butienko, S. I., Sokolov, V. P. Business etiquette and tact. Culture interpersonal police officers : a lecture / Ministry of Internal Affairs of Russia, VIPK. — Domodedovo, 2001. — 29 р.

3. Dubov, G. V. Ethics, law enforcement officers : textbook for a system of educational institutions of law enforcement. — Moscow, 2007. — 523 р.

4. Markov, A. I. The technique of individual educational work in the police department: Monograph / A.I. Markov: ed. PP Rams: MVD RYU. — Rostov n / D., 2003. — 224 р.

5. Methods of carrying out educational work with the staff of ATS: Training Toolkit / H.H. Loit,

VM. Butyrin, VM. Shamarov. MVD STMC. — Moscow, 2002. — 171 р.

6. Basis for the organization of educational work with staff in the internal affairs: Textbook / gen.

ed. Doct. Teacher, Science, Doctor. jur. Sc. VJ. Kikot’. — Moscow, 2008. — 400 p.

7. Pankratov, V. N. Culture of communication employee internal affairs body : training manual. / VN. Pankratov. — Moscow, 2006. — 144 р.

8. Penkov, E. M. Social norms: management, education, behavior. — Moscow, 1990. — 324 р.

9. Pylev, S. S. Spiritual and moral and cultural foundations of the police and the police of Russia

(History and Present): Monograph / S.S. Pylev — Moscow, 2003. — 336 р.

10. Kikot’, V. J. On improving the work of professional and moral education of the personnel of

the ATS // Proceedings of the National Conference of heads of agencies, departments, agencies of the Ministry of the Interior / under the general. Ed. VJ. Kikot. — Moscow, 2008.

11. Kubishko, V. L. Educational work in the internal affairs and the ways of comprehensive reform / / Professional. — 2007. — № 6.

12. Nurgaliyev, R. N. Bet on the Rights of the Russian newspaper on August 21, 2009.

13. Shcheglov, A.V. Ethics and police: joining in the XXI century. Bulletin of the Russian Interior Ministry personnel policies, 2009. — № 1.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.