«
НАУКА. ТЕОРИЯ.
ДЕТЕРМИНАНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД
РОССИИ
THE DETERMINANTS OF UPBRINGING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA
УДК 378.6
И.Н. ОЗЕРОВ,
кандидат юридических наук, доцент [email protected]
Ю.И. АНДРИЕНКО,
кандидат политических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
I.N. OZEROV,
candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the
Interior of Russia)
YU.I. ANDRIENKO,
candidate of political sciences, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the
Interior of Russia)
Аннотация: статья посвящена рассмотрению детерминант педагогического воспитания курсантов образовательных организаций МВД России.
Ключевые слова: детерминанта, воспитание, проблема, модель, педагогическая система, личность, процесс, формирование, морально-психологическая атмосфера, морально-психологический климат, технология, компонент, общение, профессиональная ориентация, мотивация, патриотизм, деонтология, социальные ценности, интеллект, познание, коммуникативная компетентность, благополучие.
Abstract: the article is devoted to the determinants of pedagogical education of students of educational institutions of the MIA of Russia.
Keywords: determinant, education, problem, model, pedagogical system, person, process, formation, moral and psychological atmosphere, morale, technology, component, communication, professional orientation, motivation, patriotism, ethics, social values, intelligence, knowledge, communicative competence, well-being.
Воспитание сотрудников правоохранительных органов имеет большое значение в свете изменений, которые происходят в кадровой политике МВД России под влиянием меняющихся социально-экономических условий в стране. В современной России важной становится реализация в системе образовательных организаций МВД целенаправленной, четко спланированной воспитательной работы, направленной на профессиональную подготовку специалистов правоохранительных органов и формирование их профессиональной культуры, в том числе и культуры общения, коммуникативной культуры.
В связи с современными тенденциями в обществе потребность в квалифицированных специалистах правоохранительных органов не-
уклонно растет, причем предъявляются высокие требования к уровню подготовленности данных специалистов. Так, Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая 4 марта 2015 г. на заседании коллегии МВД России, ставя задачи на год, в частности, сказал: «Если мы с вами не сможем формировать, воспитывать хорошего специалиста, у нас, конечно, не будет будущего. Это очевидный факт. Нам нужны люди со специальными знаниями и навыками. Но если мы не сможем воспитать человека с широкими, глубокими, всеобъемлющими, объективными знаниями в гуманитарной сфере, если мы не воспитаем человека самодостаточного, но осознающего себя частью великой многонациональной и многоконфессиональной общности, если мы этого не сделаем, у нас с вами не будет страны. Чрез-
ПРАКТИКА
вычайно важная задача стоит перед вами в гуманитарной сфере».
В сегодняшней социально-экономической и культурной ситуации профессорско-преподавательский состав образовательных организаций МВД России не может самоустраниться от проблем воспитания курсантов. Воспитание, являясь важнейшей и неотъемлемой составляющей образования, требует к себе самого пристального внимания. Очевидна в настоящее время необходимость обновления содержания воспитательной работы с курсантами. Но предварять поиск нового содержания, форм и методов должно осмысление самого понятия «воспитание».
Сейчас, по мнению Л.Б. Железновой, нередко приходится сталкиваться с трактовкой воспитания в искусственно зауженной интерпретации, когда под значением этого термина понимают лишь воспитание моральности, общественно-приемлемого поведения [1].
Проблема воспитания лежит в отсутствии понимания у педагогов законов, действующих внутри воспитательного процесса; знания факторов, которые могут позитивно или негативно влиять на эффективность воспитания; знания его сущности в целом и характеристик «воспитанного» курсанта в частности. Рассматривая воспитание, мы исходим из его общих признаков, которые выделяют большинство исследователей: целенаправленность воздействий на курсантов; социальная направленность этих воздействий; создание условий для усвоения курсантами определенных норм отношений; освоение курсантами комплекса социальных ролей. Общая социальная функция воспитания курсантов состоит в том, чтобы осваивать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В узком смысле под воспитанием понимают целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности) [2]. Воспитательный процесс может рассматриваться как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности курсанта, реализуемая во взаимодействии педагога и курсанта [3].
Воспитание состоит из отдельных взаимосвязанных процессов: из процессов воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания. В состав динамической системы «воспитательный процесс» входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия.
Существуют различные толкования понятия «детерминанта», такие как определяющий [4], определитель [5] и другие. В нашем случае мы будем под детерминантой понимать предпосылку, причину, предшествующее условие, которое приводит к некоторому определенному результату [6].
Модель детерминант действия в теории планируемого действия по Айзену выглядит так:
Схема 1
Личностные склонности и предпочтення: воздействия и ограничения среды и т.д.
Детерминантой возникновения педагогических систем является цель образования как совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства, как социальный заказ на подготовку высоконравственных сотрудников правоохранительных органов. В содержании образования в организациях МВД России детерминанта педагогически интерпретируется в связи с учетом, например, возраста курсантов, уровня их личностного развития, развития служебных коллективов, морально-психологической атмосферы и климата в служебных коллективах, уровня морально-психологической готовности курсантов и т.д. Таким образом, будучи выражением заказа государства, общества и интерпретированная в педагогических терминах, детерминанта выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогической системы, т.е. внешней силы по отношению к ней. Педагогическая система создается с ориентацией на цель, способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе образовательных организаций МВД России являются обучение и воспитание. От их педагогической инструментовки зависят те внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъектах
- руководителях служебных коллективов всех рангов, профессорско-преподавательском составе, и курсантах. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана. Обучение также ограничено временными рамками (учебный год, урок и т.п.), требует определенных технических и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники, компьютеры и др.). Обязательное условие
- внедрение интерактивных методов обучения и
НАУКА.ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА
воспитания. Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса характеризуют, таким образом, технологии образования (или педагогические технологии), в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Под педагогической технологией мы понимаем последовательную, взаимообусловленную систему действий, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач. Педагогическая задача - это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, «моменты» педагогического процесса прослеживаются от совместного решения одной задачи к другой. Именно педагогическая задача является единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие. Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы поэтому может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, в которую неизбежно включены во взаимодействии с педагогами и воспитанники. Воспитание и обучение обусловливают качественную характеристику образования — результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования. В свою очередь, результаты образования как педагогического процесса связаны со стратегиями развития образования, ориентированными на перспективу. В содержании образования она педагогически интерпретируется в связи с учетом, например, возраста курсантов, уровня их личностного развития, развития служебного коллектива и т.д. Таким образом, цель, будучи выражением заказа общества и интерпретированная в педагогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогической системы, т.е. внешней силы по отношению к ней.
Личность курсанта как объект воспитания представляет собой совокупность устойчивых физических и психологических характеристик, позволяющих идентифицировать себя в служебном коллективе и обществе, с устойчивыми свойствами (генетическими, демографическими, личностными), обладающая подсистемами (интра-индивидная, интериндивидная, метаиндивидная) и индивидуальными потребностями (физиологическими, безопасности и социальной защищенности, социальными, престижными, личностными, духовными). Личность обладает специфическими особенностями: во-первых, объективные (общие
- высокие личностно-профессиональные стандарты, сила личности, субъективность, мобилизованность, умение принимать решения); во-вторых, субъективные (специфические - наблюдательность, беспристрастность, рефлексия, эмпатия, тактичность); в-третьих, объективно-субъективные (индивидуальные - эмоциональность, активность, энергичность, самобытность, самоэффективность). Личностными факторами, которые влияют на формирование личности курсанта, являются вера, ожидание, самовосприятие. Личности присущи направленность (проявляется в потребностях, интересах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрении); знания, умения, навыки (приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности, т.е. это продукт деятельности психических процессов, психических свойств и психических состояний личности); индивидуально-типологические особенности (проявляются в темпераменте, характере, состояниях). Личности будущего офицера полиции как объекта образовательной среды в образовательных учреждениях присущи компоненты: интегративный, рефлексивный, креативный, проектировочный, аксиологический, стимулирую-ще-мотивационный, оперативно-деятельностный, социальный, ресурсный, акметехнологический. Личность еще рассматривают как результат включения индивида в пространство межличностных связей. И в личностном развитии в онтогенезе выделяются соответственные фазы, т.е. рассматриваются процессуальные моменты становления личности как временной возрастной дистанции. А взаимоотношения между индивидом как продукт антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передан формулой «индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».
Рассмотрим основные детерминанты педагогического воспитания личности курсанта образовательных организаций МВД России. Во-первых, это педагогические условия успешной адаптации курсантов в образовательной среде. Вторая детерминанта направлена на профессиональную ориентацию. Акмеологические факторы и условия, детерминанты профессионального развития можно представить схематично:
Схема 2
Профессионал как активный субъект служебной деятельности
Образовательный стандарт
Профессионализм Профессионализм
служебной личности
деятельности
Профессиональный стандарт
ПРАКТИКА
Механизмами профессионализации являются внутренние условия (физиологические резервы, система отношений, задатки) и внешние условия (социальная ситуация, экстремальность деятельности, интеллектуальные нагрузки, требования образовательной организации МВД России). Формирование функциональных систем поведения, адекватных требованиям профессиональной среды, включает самосознание; когнитивное формирование концепции профессионального поведения; образование профессионального мышления, памяти, сознания; функциональные состояния; саморегуляцию; формирование профессиональной структуры личности. Формирование профессиональных способов поведения включает проявления личности в отношениях, свойствах поступков и действиях. В-третьих, это преодоление педагогических трудностей профессионального становления. На сегодняшний день система психологического сопровождения, в основном, нацелена на этап подготовки будущих специалистов в период обучения в вузе. В то же время существует необходимость распространить эту деятельность за пределы данного периода. К числу важнейших факторов, влияющих на эффективность деятельности служебных коллективов правоохранительных органов, относятся стабильность кадров и наличие устойчивого профессионального ядра. Именно руководящие кадры способствуют формированию у личного состава профессионально важных качеств, морально-психологической готовности к действиям в сложных оперативно-служебных условиях. В соответствии с этим нами выделяются компоненты структуры профессионального становления личности молодых сотрудников правоохранительных органов как многомерного, многоу-ровнего, динамически развивающегося явления: мотивационно-регулятивная составляющая, когнитивная составляющая, коммуникативная составляющая. В-четвертых, это формирование мотивации (организаторской, материальной, социальной, административной, информационной, морально-психологического стимулирования) к службе в правоохранительных органах МВД России на основании теорий мотиваций: содержательные теории мотивации (теория потребностей Абрахама Маслоу, двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга, теория потребностей Д. Мак-клелланда, теория ERG Альдерфера); процессуальные теории мотивации (теория ожиданий В. Врума, теория постановки целей Тейлора и Эдвина Локка). В-пятых, это патриотическое и деонто-логическое воспитание. Патриотизм является основой формирования личности сотрудника органов внутренних дел, так как система ценностей - это «фундамент» его отношения к миру, а ценностные ориентации - определенная совокупность иерар-
хически связанных между собой ценностей, которая задает курсанту направленность его жизнедеятельности. Патриотизм - это важнейшее морально-политическое качество и одна из базовых ценностей. Уровнями патриотизма обычно считают личностный и общественный. А.Н. Выр-щиков выделяет следующие разновидности патриотизма: государственный (державный), российский, национальный, местный [7]. В содержание патриотизма входит четыре основных элемента: патриотическое сознание, патриотические отношения, патриотическая деятельность, патриотические организации [8]. Выделяют следующие виды патриотического воспитания: военно-патриотическое, героико-патриотическое, национально-патриотическое, гражданское, гражданско-патриоти-ческое. Деонтология (от греческого deon - долг, родительный падеж deontos - должное, должного и logos - наука, учение, знание) - есть наука о долженствовании, должном поведении, профессиональных и моральных обязанностях. Принадлежность человека к конкретной профессиональной группе (макрогруппе) объективно предполагает соответствие его поведения и всей его служебной деятельности определенным социальным нормам, правилам и стандартам, морально-этическим и многим другим требованиям общества, предъявляемым к нему как к профессионалу. Соответствие профессионала конкретной социальной роли измеряется не только его знаниями, умениями, навыками, но и соблюдением в процессе деятельности своеобразных норм общения и профессионального поведения. В-шестых, общение может рассматриваться как детерминанта педагогического воспитания. Шестая детерминанта включает формирование нравственно-этических ценностей. Для их формирования необходимо соблюдать принципы профессиональной морали: гуманизм, законность, объективность, справедливость, толерантность, лояльность, коллективизм. В седьмых, это формирование социальных и лидерских качеств курсанта. Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, организуя и направляя их усилия на достижение определенных целей. Выделяют также формальное и неформальное лидерство. Лидерство, зависящее от направленности влияния на реализацию целей организации, делится на конструктивное и нейтральное. Ролевая теория личности выделяет три типа лидерства: деловое, эмоциональное и ситуативное. Интересной представляется типология лидерства, предложенная проф. Б.Д. Прыги-ным [9]. В ее основу положены три различных критерия: во-первых, по содержанию (различают: лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения; лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже за-
НАУКА.ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА
данной программы; лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами); во-вторых, по стилю (различают авторитарный, демократический и пассивный). Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров: 1) «один из нас»; 2) «лучший из нас»; 3) «хороший человек»»; 4) «служитель». Концепция атрибутивного лидерства опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего. Концепция харизматического лидерства предполагает две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая - ведет к лидерской харизме и попытке подчиненных приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях божественные качества. В-восьмых, это формирование волевых качеств и физической выносливости. В-девятых, это формирование интеллектуальных качеств и умственных действий курсантов. Умственная деятельность включают в себя цели, мотивы, приемы, с помощью которых решаются те или иные умственные задачи, способы и конкретные результаты. Наиболее полно умственная деятельность как мыслительный процесс выступает при самостоятельном решении сотрудниками органов внутренних дел возникающих задач [10]. Среди направлений, способствующих решению задач интеллектуального развития курсантов, могут быть следующие: во-первых, учет уровня развития интеллектуальных качеств у курсантов; во-вторых, включение в план семинарского занятия вопросов проблемного характера; в-третьих, подбор литературы, содержащей различные точки зрения на ту или иную проблему; в-четвертых, проведение консультаций поискового характера, целевая установка на творческое обсуждение вопросов семинарского занятия; в-пятых, применение приемов активизации творческого мышления курсантов. К таким приемам относятся: свободное обсуждение одной или двух самых важных проблем; постановка преподавателем дополнительных вопросов, побуждающих курсантов к творческим размышлениям; целенаправленная подготовка к докладу, реферату, сообщению и привлечение курсантов к их рецензированию; создание в ходе группового занятия проблемных ситуаций; организация творческой дискуссии и побуждение курсантов к оценке выступления своих товарищей. В-десятых, это активизация познавательной деятельности курсантов путем внедрения интерактивных методов обучения. Обучение с использованием форм, активизирующих познавательную деятельность
курсантов - это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности курсантов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют служебные ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел по разрешению различных проблем. Такой образовательный процесс учитывает мотивационный аспект познавательной деятельности. В-одиннадцатых, это формирование коммуникативной компетенции, толерантности и лояльности. В-двенадцатых, это формирование здорового служебного коллектива, для чего необходимо создание морально-психологической атмосферы, морально-психологического климата и психолого-педагогического комфорта служебного коллектива для формирования устойчивости к негативным факторам оперативно-служебной деятельности [11]. Морально-психологическая атмосфера - это отражение эмоциональных состояний коллектива за небольшой отрезок времени. Морально-психологический климат - это отражение на эмоциональном уровне содержания взаимоотношений курсантского коллектива в данный момент.
Детерминанты благополучия могут быть представлены в виде схемы.
Специфическая неудовлетворенность (активация слишком высокая)
Снижение напряженности
Схема 3
Распределенный дискомфорт (активизация слишком слаба)
Борьба со скукой
Комфорт
Насыщаемая потребность
Наслаждение (Динамическое) Стимуляция
Потребность без насыщения Потребность без насыщения
Общее благополучие
Педагогические усилия должны быть направлены на общее благополучие курсантов, а именно на создание психолого-педагогического комфорта. Проблема формирования психолого-педагогического комфорта и воспитания в нем гармонично развитой личности курсантов обусловлена современной стратегией образования, предусматривающей поиск и создание таких психолого-педагогических условий для непосредственных субъектов образовательного
ПРАКТИКА
процесса (и курсанта, и педагога), в которых они будут чувствовать себя комфортно и смогут полностью реализовать свои личностные возможности. Нередко это недооценивается, что приводит к сдерживанию процесса развития личности и реформированию образовательных организаций. В-тринадцатых, формирование морально-психологического состояния личного состава и готовности к применению спецсредств и оружия (соответствие цели и средств Концепции). В связи с тем, что в образовательных организациях МВД России обучаются девушки, гендерная четырнадцатая детерминанта педагогического воспитания имеет большое значение.
Для того чтобы учебно-воспитательный процесс был успешным, педагогические усилия
руководителей всех степеней и профессорско-преподавательского состава должны быть скоординированы. Они должны не только реа-лизовывать требования Конституции Российской Федерации, приказов и распоряжений, но и лично внедрять в служебную деятельность принципы и нормы служебного этикета. Особенности индивидуального стиля деятельности профессорско-преподавательского состава должны коррелироваться с задачами по формированию высоконравственной личности будущего офицера полиции, а реализация педагогических детерминант педагогического воспитания является успехом выполнения заказа государства и общества по подготовке кадров в системе МВД России.
Литература
1. Железнова Л.Б. Воспитание в философской, педагогической и социальной антропологии // Педагогика. 2002. № 10. С. 36-49.
2. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Гребенюк О.С. Концепция организации воспитательного процесса // Педагогика. 2004. № 2. С. 16.
3. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. 10 избранных лекций по педагогической психологии. - М.: Академия, 2005. 115 с.
4. Энциклопедия социологии, 2009.
5. Нелюбин Л.Л. Толковый переводоведческий словарь, 3-е изд., перераб. - М.: Флинта, Наука, 2003.
6. Толковый словарь по психологии. - М., 2013.
7. Вырщиков А.В., Кусмарцев М.Б., Лутовинов М.И. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. С. 172.
8. Вырщиков А.В., Кусмарцев М.Б. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007.
9. Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. - Л., 1973.
10. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков, М.И. Чеховских. 3-е изд., стер. Серия: Высшее образование. - М.: Новое знание, ИНФРА-М, 2011. С. 336.
11. Заварзина Л.В. Формирование эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников органов внутренних дел: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Санкт-Петербург, 2002. С. 300.
References
1. Zheleznova L.B. Education in philosophical, pedagogical, and social anthropology // Pedagogy. 2002. № 10. P. 36-49.
2. Rozhkov M.I., Bayborodovа L.V., Grebenyuk O.S. The Concept of educational process // Pedagogy. 2004. № 2. Р. 16.
3. Logvinov I.N., Sarychev S.V. 10 selected lectures on educational psychology. - M.: Academy, 2005. 115 p.
4. Encyclopedia of sociology, 2009.
5. Nelyubin L.L. Explanatory translation dictionary, 3rd edition, revised. - M.: Flinta, Nauka. 2003.
6. Dictionary of psychology, 2013.
7. VyrshchikovA.B., Kusmartsev M.B., Lutovinov M.I. Patriotic education of youth in the modern Russian society: monograph. - Volgograd: NP SPD «Author's pen», 2006. Р. 172.
8. VyrshchikovA.B., KusmartsevM.B. The Education of patriotism in the conditions of social change: theoretical, methodological and applied bases. - M.: state research Institute of family and education, 2007.
9. Parygin B.D. Management and leadership. - L., 1973.
10. Fundamentals of psychology and pedagogy: textbook / N.A. Berezovin, V.T. Chepikov, M.I. Chekhovskih. 3-e izd., erased. Series: Higher education. - M.: New knowledge, INFRA-M, 2011. P. 336.
11. Zavarzina L.V. Formation of the emotional-volitional sustainability of employees of bodies of internal Affairs: dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.01. - St. Petersburg, 2002. P. 300.
(статья сдана в редакцию 30.11.2015)