Формирование профессиональных ценностных установок физической культуры у курсантов образовательных организаций МВД России
Садеков Рустем Рафекович
кандидат педагогических наук
заместитель начальника кафедры психолого-педагогического и медицинского обеспечения
деятельности ОВД, ВИПК МВД России
117535, Россия, г. Москва, ул. Дорожная, 28 корпус 2, кв. 168 И [email protected]
Скляре нко Инна Сергеевна
доктор педагогических наук
профессор, кафедра педагогики, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
129343, Россия, г. Москва, ул. Берингов Проезд, 3, кв. 758
Статья из рубрики "Профессиональная подготовка сотрудников полиции"
Аннотация.
Предмет исследования -процесс формирования профессиональных ценностных установокфизической культуры у курсантов образовательных организаций МВДРоссии. В статье представлена разработанная педагогическая система,позволяющая сформировать профессиональные ценностные установкифизической культуры у будущих сотрудников ОВД. Авторы определяютпонятие профессиональных ценностных установок физической культуры икритерии их сформированности, опираясь на понимание категорий«ценность», «установка», «компетенция». В статье рассматриваются двегруппы профессиональных ценностных установок физической культурысотрудника ОВД -«установки защиты» и «установки качества», предлагается педагогический инструментарий их формирования у курсантов образовательных организаций МВД России в виде ситуативно-ролевых заданий, выполняемых в малых группах. Методами исследованияпослужили изучение, анализ, синтез и обобщение философской, психолого-педагогической, профессионально-педагогической, литературы, нормативно-служебных документов МВД России, передового опыта; педагогическийэксперимент; изучение продуктов деятельности курсантов образовательныхорганизаций МВД России. Н Новизна исследования заключается втеоретическом анализе и определении понятия профессиональнойценностной установки физической культуры; в разработке педагогическойсистемы формирования профессиональных ценностных
установокфизической культуры у курсантов образовательных организаций МВДРоссии, отражающей взаимосвязь формируемых профессиональныхценностных установок физической культуры, соответствующих имкомпетенций и педагогического инструментария; в установлении критериевоценки сформированности профессиональных ценностных установокфизической культуры у курсантов образовательных организаций МВДРоссии.
Ключевые слова: педагогическая система, профессиональные ценностные установки,
компетенции, критерии ОВД, профессионализм,
DOI:
10.7256/2454-0692.2018.5.21216
Дата направления в редакцию:
22-12-2016
Дата рецензирования:
26-11-2016
профессиональные компетенции, общекультурные
сформированности, физическая культура, сотрудники образовательная организация, курсант
Необходимость формирования профессиональных ценностных установок физической культуры у курсантов образовательных организаций МВД России обосновано рядом факторов.
Во-первых, физическая культура является составляющей физической подготовки, а та, в свою очередь, профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Она регламентирована в той или иной мере Федеральными законами [36] и приказами МВД России-^27!. Основным регламентирующим документом, содержащим задачи и средства физической подготовки, примерные программы обучения, порядок организации и контроля, перечень двигательных умений и навыков подлежащих усвоению является приказ МВД России от 13 ноября 2012 года № 1025 дсп «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». Мы согласны с позицией С.Н.Баркалова, А.В.Бакина, А.Ф.Кузнецова, которые отмечают, что в отношении мировоззренческих основ идея декларируемая государством о всестороннем гармоническом развитии человека и формировании физической культуры личности
практически не отражена в упомянутых Наставлениях [3].
Во-вторых, высокий уровень травматизма начинающих сотрудников ОВД, демонстрирующий их непрофессионализм. По исследованиям Департамента кадрового обеспечения МВД России около 50% пострадавших в ходе оперативной деятельности являются сотрудники ПП С, стаж службы которых в ОВД от 1 до 5 лет. Подобные примеры свидетельствуют о безответственном отношении к физической и боевой подготовке, а следовательно, несформированности профессиональных ценностных установок физической культуры направленных на сбережение своего здоровья, на разумно-волевые действия, на самооборону, на мобилизацию и концентрацию физических усилий, что чрезвычайно важно в силу специфики профессиональной деятельности
В-третьих, повышенная психофизическая напряженность учебной и служебной деятельности, интенсивное воздействие различных информационных технических средств предполагает более активное приобщение курсантов к физической культуре для
оздоровления организма и повышения эмоционально-волевого состояния Х^Ш. В-четвертых, наши исследования отношения выпускников образовательных организаций
МВД России к физической культуре показали следующее. Положительно относятся к занятиям по физической культуре 76% респондентов, отрицательно относящихся нет, нейтральное отношение к этим занятиям сложилось у 24%. Планируют в дальнейшем регулярно заниматься физической культурой 57%, 43% в этом не уверены. Мотивирует на занятия физической культурой собственное желание у 71 % респондентов, 14% занимаются физической культурой «потому что заставляют». Полученные данные большей частью не противоречат исследованиям А.С.Гричанова, которые показали, что к моменту окончания обязательных занятий 15% курсантов образовательных организаций МВД России выражают негативное отношение к физической культуре, не убеждены в ее положительной роли для формирования личности, для будущей профессиональной деятельности
В-пятых, в сфере физической культуры зачастую присутствует безличностный, утилитарный подход, который порождает ситуацию, когда молодые люди практически в одиночку осуществляют поиск своих ценностно-смысловых ориентиров и, к сожалению,
не в пользу личностного роста ■¿П. Так, анкетирование учащихся ряда колледжей показало, что молодые люди, занимаются физической культурой преследуя, большей частью, такие цели, как «иметь красивое тело», «удовлетворить амбиции в победе», «сдать зачет», и даже «наказать обидчика». 15% курсантов, участвующих в нашем исследовании, на вопрос, что мотивирует их на занятия физкультурой ответили: «хочу похудеть», «хочу быть в тонусе», «за компанию». Выявленные результаты свидетельствуют о том, что молодые люди в целом, и курсанты образовательных организаций МВД в частности, недостаточно связывают занятия физической культурой с личностным совершенством человека и гражданина, профессионала, не соотносят их с такой категорией как «должное».
Таким образом, в государственных структурах и в обществе осознана значимость профессиональных ценностных установок физической культуры сотрудника полиции как важного фактора его профессиональной компетентности. Это определяет необходимость их формирования уже в процессе подготовки специалистов в образовательной организации, что предполагает разработку соответствующей педагогической системы.
Понятие «установки» означает цель, направленную к чему-нибудь; состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации; готовность индивида действовать в соответствии с заданным значением. Такого представления установки через готовность придерживаются ряд зарубежных и
отечественных ученых: Г.Оллпорт, М.Рокич^41^, Л.Терстоун, М.Фишбейн^40!, А.Г.Асмолов
■Ш, Ш.А.Надирашвили В.А.Ядов [39] и др. [6]. В западной психологии в середине ХХ века было введено понятие «аттитюд» происходящее от латинского «подготовленность»
и означающее субъективное или умственное состояние готовности к действию [17].
В теории Д.Н.Узнадзе^34 установка определена как целостное динамичное состояние готовности субъекта к восприятию будущих событий и совершению действий, обуславливающееся потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией. Таким образом, «готовность» понимается им как основа целесообразной избирательной активности субъекта, способность быстро и действенно включаться в ситуации. По мнению сторонников деятельностного подхода (А.Г.Асмолова и др.), установка - это «готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к объекту»
Соответственно понятие «профессиональная установка» можно определить как целостное динамичное состояние субъекта деятельности, его готовность осуществлять профессиональную деятельность с ориентацией на заданные требования, быстро и действенно включаться в профессиональную ситуацию, обеспечивающую устойчивый, целенаправленный характер протекания профессиональной деятельности.
Для понимания профессиональной ценностной установки актуальными являются представления о ценности. В ходе проведенного анализа развития понятия ценности, начиная с XVIII века и заканчивая сегодняшними представлениями (И.Кант, В.Виндельбанд, Г.Риккерт, Ф.Знанецкий, У.Томас, М.Вебер, М.М.Бахтин, А.Г.Здравомыслов, В.А.Ядов, А.А.Ивин, М.С.Каган, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин Ф.С.Файзуллин и др. [32, С,7-9]), показано, что в большинстве исследований ценность отождествляется со значимостью, рассматривается как предмет или явление, имеющее значение для людей, полезное теми или иными свойствами, т.е. связана со способностью удовлетворять потребности людей. Ценность представляется как идеал, стремление, цель, смысл, сводится к познавательному, духовно - практическому отношению субъекта к объекту, к оценке объекта в сравнении с идеалом. Она определяется через установки, выступающие предписаниями человеческого поведения и включающие нормы, стандарты и эталоны должного. И, в этом случае, она задает направленность деятельности личности, выражает ориентацию на социальную самореализацию человека.
С учетом этих представлений, под профессиональной ценностной установкой мы
понимаем целостное динамичное состояние субъекта профессиональной деятельности, определяемое его готовностью к осуществлению профессиональной деятельности с ориентацией на значимые характеристики деятельности, определяющие ее эффективность, идеал, нормы и эталоны должного в профессиональном поведении.
Анализ документов ^^ министерства и ведомств, обобщающих требования общества и профессионального сообщества к сотрудникам правоохранительных органов, показал, что в комплекс их профессиональных ценностных установок входят: нравственные ценностные установки; ценностные установки мыслительной деятельности; ценностные установки профессионального общения; ценностные установки физической культуры.
Формирование нравственных аспектов (качеств личности, ценностей, ценностных ориентаций) курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России изучено в работах А.Ю.Ефремова А.Д.Кузнецовой Л.Ф.Тороповой аспектов
мыслительной деятельности - в работах С.А.Жалковского^11^, Е.И.Мещеряковой а профессионального общения - в исследованиях (В.С.Красник^13^, П.Я.Прыгунов Л.Б.Филонов)
В аспекте профессиональных ценностных установок физической культуры исследования
(А.А.Асхамова В.Н.Бородаенко не в полной мере раскрыты пути их формирования у сотрудников ОВД в процессе их подготовки к профессиональной деятельности. Кроме того, результаты этих исследований не позволили создать общие подходы к созданию педагогической системы формирования профессиональных ценностных установок физической культуры у курсантов образовательных организаций МВД России.
Профессиональные ценностные установки физической культуры, на наш взгляд, - это целостное динамичное состояние сотрудника правоохранительной деятельности, определяемое его готовностью, предрасположенностью к осуществлению физической
деятельности (физических действий) с ориентацией на значимые характеристики профессиональной деятельности, определяющие ее эффективность, идеал, норму и эталон физической подготовки в профессиональном поведении. Это понятие не противоречит в целом пониманию физической культуры личности, трактуемой
В.К.Бельсевичем ^ и А.С.Гричановым ^ как активное воздействие не только на физические способности человека, но и на чувства, сознание, психику и интеллект.
Проектируя педагогическую систему формирования профессиональных ценностных установок физической культуры у курсантов образовательных организаций МВД России мы учитывали мнение З.И.Равкина, представляющего ценности, прежде всего, целями образования, считающего ценности и цели, взаимосвязанными между собой, образующими фундамент педагогической системы Х^Ш.
В силу сказанного в проектируемой педагогической системе профессиональные ценностные установки физической культуры, выступающие целями обучения, определяются, исходя из требований к качеству выполнения всех видов физической деятельности.
Так, к профессиональным ценностным установкам физической культуры сотрудника ОВД мы относим две группы установок. Первая группа - «установки защиты»: установка на силовую защиту гражданина; устанолвка на силовую защиту напарника; установка на самозащиту. Вторая группа - «установки -качеств»: установка на выносливость (общую,
силовую, скоростную); установка на быстроту реакции; установка на ловкость I22!.
Формирование профессиональных ценностных установок физической культуры у курсантов в процессе обучения основано на представлении об ее условном
компонентном составе. М.Смит, Д.Креч М.Рокич и др. выявили трехкомпонентную структуру установки (когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты), и ее функции: мотивационная и регулятивная.
С учетом этого, нами обоснована четырехкомпонентная структура профессиональной ценностной установки физической культуры: когнитивный компонент - представление человека о значении профессиональных ценностных установок физической культуры; сенситивный компонент - его положительное отношение к профессиональным ценностным установкам физической культуры; мотивационный компонент - наличие у него мотивации к реализации профессиональных ценностных установок физической культуры в профессиональной деятельности; деятельностно-практический компонент -наличие у него профессиональных компетенций физической культуры, позволяющих регулировать на ценностной основе профессиональное поведение.
Выделение в профессиональной ценностной установке физической культуры деятельностно - практического компонента как основного базировалось на представлениях о компетентности как: «включенной» самостоятельно реализуемой способности к практической деятельности, к решению проблем, основанной на приобретенных знаниях, умениях, навыках обучающегося, его учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики (А.В.Баранников
При этом компетенции рассматриваются нами как нормативное требование к образовательной подготовке обучающегося, выполнение которого должно обеспечить его компетентность в определенной деятельности (Н.В.Кузьмина^14^, В.М.Шепель^38!); сочетание знаний, умений и опыта, обеспечивающее способность решать практические
задачи в различных сферах (И.С.Сергеев, В.И.Блинов^3111). С учетом деятельностного характера проявления компетенции ее «ядром» выступает умение (В.А.Ермоленко^91, Э.Ф.Зеер^121). Умеет, знчит способен что-либо сделать, а спорсобен, значит готов к деятельности.
Таким образом, педагогическая система формирования профессиональных ценностных установок физической культуры у курсантов образовательных организаций МВД России должна обеспечить, в первую очередь, освоение ими соответствующих профессиональных компетенций.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность специалитета выделены общекультурные и профессиональные компетенции (ОК-11, ОК-13, ПК-23, ПК-28) в той или иной мере касающиеся физической подготовки сотрудника ОВД.
Моделирование компетенций, подлежащих освоению курсантами, связано с обоснованием умений - способностей, обеспечивающих их готовность к профессиональной деятельности с ориентацией на заданные профессиональные ценностные установки физической культуры. Взаимосвязь профессиональных ценностных установок физической культуры и компетенций основана на деятельностном подходе, реализуемом в соответствии с психолого-педагогическими представлениями: о принципе «размывания» круга сознания, подразумевающем, что сознание должно проявляться в
деятельности (А.Н.Леонтьев о деятельности, которая определяет развитие мотивов
и ценностных установок человека, определяющих общую направленность жизнедеятельности; о видах деятельности, которые влияют на закономерности психического развития человека, т.е. его сознание и др. [32, С-138-1421.
Исходя из этого, определяя в своей совокупности цели обучения, профессиональные ценностные установки физической культуры задают, тем самым, компонентный состав компетенций (представляемых в виде способностей), обеспечивающих их формирование.
Совокупность заданных компетенций отражает требования к результатам обучения будущих сотрудников ОВД, на основе чего осуществляется отбор содержания и методов обучения, выявляются принципы организации обучения. В соответствии с этими принципами моделируется содержание деятельности педагога по физической культуре на различных этапах процесса обучения: подготовка к обучению, реализация и оценка его результатов.
Таким образом, на основе деятельностного и компетентностного подходов устанавливается взаимосвязь между образовательным процессом и процессом формирования профессиональных ценностных установок физической культуры (как системы и подсистемы), обеспечивающая их содержательное и структурное единство.
Выделенные теоретические подходы (аксиологический, системный, деятельностный, компетентностный) позволили разработать педагогическую систему формирования профессиональных ценностных установок физической культуры у курсантов образовательных организаций МВД России, включающую следующие компоненты.
1. Структурно-образующий компонент, представляющий собой структуру профессиональной деятельности по конкретной специальности, специализации (или виду профессиональной деятельности) и место в ней физической культуры.
2. Целеполагающий компонент, подразумевает обоснованные профессиональные ценностные установки физической культуры сотрудника ОВД, как цели обучения.
3. Моделирующий компонент предполагает совокупность профессиональных компетенций, определяющих готовность, предрасположенность полицейского к осуществлению профессиональной деятельности с ориентацией на заданные ее профессиональные ценностные установки физической культуры.
4. Проектирующий компонент представляет содержание и методы обучения, принципы организации деятельности курсантов, спроектированные педагогом физической культуры образовательной организации МВД России в соответствии с компетенциями.
5. Организационный компонент заключает в себе содержание деятельности педагога по физической культуре образовательной организации МВД России на различных этапах процесса обучения в соответствии с принципами организации обучения.
6. Рефлексивно-оценочный компонент включает критерии и показатели оценки эффективности педагогической системы посредством отслеживания динамики сформированности профессиональных ценностных установок физической культуры у курсанта образовательной организации МВД России.
7. Коррекционный компонент предполагает коррекционный инструментарий педагогической системы.
Поскольку результатом обучения является сформированность заданных профессиональных ценностных установок физической культуры у курсантов образовательных организаций МВД России, то оценка эффективности разработанной педагогической системы производится на основе их динамики, определяемой на базе критериев, соответствующих компонентам профессиональной ценностной установки физической культуры: когнитивного; сенситивного; мотивационного; деятельностно -практического. Каждый из этих критериев реализуется на трех уровнях в соответствии с характером их проявления в ситуациях профессионального обучения и физической деятельности: низкий (пассивный) уровень, средний (фрагментарный) и высокий (устойчивый) уровень.
Рассмотрим применение разработанной педагогической системы в подготовке специалистов 40.05.02 Правоохранительная деятельность. Особо важным этапом является установление взаимосвязи профессиональных ценнстных установок
физической культуры и компетенций из ФГОС ВПО-^2^ по указанной специальности. Здесь первой группе профессиональных ценнстных установок физической культуры «установки защиты» ставятся в соотвествие профессиональные компетенции ПК-23 и ПК-28. Где, ПК-23 отражает способность осуществлять действия по силовому пресечению пра в она руше ний, з а де рж а нию и с о про в о ж де нию пра в она рушите ле й, пра в оме рно и эффективно применять и использовать табельное оружие, специальные средства. ПК-28 характеризует способность способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач.
Второй группе профессиональных ценностных установок физической культуры «установки - качеств» ставятся в соответствие общекультурные компетенции ОК-11 и ОК-13. Где ОК-11 - это способность анализировать свои возможности,
самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности. ОК-13 предполагает способность организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности.
Исходя из выделенных компетенции, нами осуществлен выбор наиболее эффективного педагогического инструментария (формы, методы, средства обучения) и апробирован в процессе экспериментального исследования.
В таблице 1 представлена взаимосвязь формируемых у курсантов образовательных организаций МВД России профессиональных ценностных установок физической культуры соответствующих им компетенций и педагогического инструментария. Особо остановимся на применении ситуативно-ролевых задний. С точки зрения аксиологического подхода и теории референтных групп интерактивной психологии на формирование профессиональных ценностных установок физической культуры будущего сотрудника ОВД, а значит и на овладение им профессиональными компетенциями, отражающими ценностно-ориентированное профессиональное поведение, большое влияние оказывает исполнение курсантами профессионально-ситуативных ролей. Исполнение таких ролей включает: знание роли; умение ее сыграть; интериоризацию роли - признание роли значимой (ценностной) для себя. Таким образом, связываются между собой -совокупность компетенций и выбор педагогом инструментария (форм, методов и средств) для овладения ими курсантами.
Исходя из этих рассуждений, целесообразным инструментом формирования профессиональных ценностных установок физической культуры у курсантов образовательных организаций МВД России становятся ситуативно-ролевые задания, выполняемые малыми группами.
Суть ситуативно-ролевых заданий состоит в том, что курсанты должны разыграть мини спектакль из предложенных профессиональных ситуаций, моделируя реальное пространство. В процессе игры происходит интериоризация исполняемой роли, и курсант постепенно осознает ее ценность для самого себя. При этом курсанты должны, во-первых, самостоятельное придумывать реплики и действия, что позволяет им проживать ситуации, и, во-вторых, сами задания должны быть «жесткими», в этом случае происходит более сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу.
В качестве примера приведем вариант ситуативно-ролевого задания для формирования ценностной установки физической культуры на силовую защиту гражданина. Задание для курсантов: разыграть в группе ситуацию, в которой один из курсантов должен исполнить роль сотрудника с уже сформированной установкой физической культуры на защиту гражданина. Вариант ситуаций: оперативный сотрудник, возвращаясь со службы домой, увидел как двое молодых людей заталкивают в машину женщину против ее воли.
Таблица 1 Взаимосвязь формируемых у курсантов образовательных организаций МВД
России профессиональных ценностных установок физической культуры соответствующих им компетенций и педагогического инструментария.
Профессиональные ц е ннос тные установки физической культуры
Компетенции
Педагогический инструментарий
П К - 2 3 - способность осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и
сопровождению пра в о на рушите ле й, правомерно и эффективно применять и использовать табельное оружие,
специальные средства;
П К - 2 8 - способность в ыпо лня ть профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и
безопасность граждан в п р о ц е с с е решения служебных задач;
1. Групповые беседы на тему «Сила и выносливость, быстрота и ловкость - залог профессионализма полицейского».
2. Комплекс силовых упражнений (с собственным весом: по дтя гив ание , отжимание, качние пресса, лазание пог канатам; поднятие тяжестей).
3. Боевые приемы борьбы.
4. Проведение единоборства с несколькими противниками.
5. Групповые ситуативно-ролевые задания.
2 группа «Установки качества»
- установка на выносливость;
- установка на быстроту;
- установка на ловкость.
О К - 1 1 - способность а на лиз ир о в а ть с в ои
в о з мо ж но с ти, самосовершенствоваться, адаптироваться к
меняющимся условиям профессиональной деятельности и
изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, по в ыша ть с в ой
интеллектуальный и
общекультурный уровень, развивать социальные и
Формирование установки на выносливость:
- бег (в т.ч. на лыжах), плавание на длинные дистанции;
- марш-бросок;
- многократное по в торе ние с ре дних по силовым нагрузкам упражнений;
- упражнения на высоте;
- выполнение физических упражнений
профессиональные компетенции, изменять в ид и ха ра кте р с в ое й профессиональной деятельности;
О К - 1 3 - способность организовывать свою жизнь в соответствии с социально- значимыми пре дс та в ле ния ми о
здоровом образе жизни, применять методы
физического воспитания для повышения
адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня
физической по дг о то в л е нно с ти, необходимого для
обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности.
при различных погодных условиях.
Формирование установки на быстроту:
- бег на короткие дистанции;
- прыжки;
- выполнение разнообразных физических упражнений, серии бросков или ударов в максимальном те мпе ;
- различные физические состязания между малыми группами;
Формирование установки на ловкость:
- иг ро в ые в ид ы с по рта (футбол, волейбол, баскетбол);
- акробатические и гимнастические упражнения;
- полос а пре пя дс тв ий;
- бесконтактные виды спортивных единоборств.
Эффективность разработанной нами педагогической системы формирования профессиональных ценностных установок физической культуры у курсантов, экспериментально подтверждена с помощью комплекса выверенных диагностических средств и процедур в образовательных организациях МВД России.
Библиография
1. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ; Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ; Приказ МВД России от 10 января 2012 года № 1 «Об утверждении Инструкции о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации»; Приказ МВД России от 30 марта 2012 года № 210дсп «Об утверждении Наставления об организации использования сил и средств подразделений специального назначения территориальных органов МВД России при проведении специальных операций (мероприятий)»; Приказ МВД России
от 18 мая 2012 года № 521 «О квалификационных требованиях к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел российской Федерации»; Приказ МВД России от 30 июля 2012 года № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел российской Федерации»; Приказ МВД России от 13 ноября 2012 года № 1025 дсп «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
2. Баркалов С.Н., Бакин А.В., Кузнецов А.Ф. Концептуальные аспекты системы физическоой подготовки в органах внутренних дел и пути совершенствования ее нормативного обеспечения /Психопедагогика в правоохранительных органах 2015.-№ 4(63) - С. 11-16.
3. Первичные донесения о сотрудниках ОВД. - М.: ДКО, 2010.
4. Асхамов, А.А. Развитие физических качеств у курсантов ссузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях: Автореф. дис... канд. пед. наук / А.А.Асхамов-Санкт-Петербург, 2007.-25 с.
5. Овчинников А.Ю. Сущность социального воспитания курсантов образовательных учреждений ФСИН России средствами физкультурно-оздоровительной деятельности /Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Выпуск 11 (30).Серия: Педагогические и психологические науки. 2011.-С.507-510.
6. Гричанов А.С. Гричанов А.С. Социально-культурные факторы и условия формирования физической культуры курсантов вузов МВД России /Психопедагогика в правоохранительных органах 2015.-№ 4(63) - С. 16-19.
7. Павлов А.С. Исследование ценностных ориентаций подростков, занимающихся экстремальными видами спорта (на материале хоккея) /Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Выпуск 11 (30). Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. С.510-514.
8. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка - М., 1979. - 151 с.; Битянова, М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.-368 с.; Магун, В.С. История исследований социальных установок «аттитьюдов» / Хрестоматия по социальной психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-С.156-163.; Надирашвили, Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. -Тбилиси, 1974. - 170 с.; Скляренко И.С. Педагогическая система формирования профессиональных ценностных установок у курсантов вузов МВД России: Дисс. док. пед. наук-Москва, 2014. - 531 с.; Ядов, В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением - М., 1970. - 110 с.; Fishbein M. Attitude and the prediction of behavior.
- In: Readings in attitude theory and measurement / Ed. By Fishbein M.-N.Y., 1967.; Rokeache M. The nature of Woman Values.-N.Y., 1973.
9. Узнадзе Д.Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.
10. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка [Текст] / А.Г.Асмолов - М., 1979. - 151 с.
11. Скляренко И.С. Педагогическая система формирования профессиональных ценностных установок у курсантов вузов МВД России: Дисс... док. пед. наук.-Москва, 2014. - С.7-9.
12. Федеральный закон №3 «О полиции» от 01.03.2011; Приказ МВД России № 150 от 18.03.2013. «Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России». Федеральный закон от 30.11.2011. № 342-ФЗ «О службе в органах
внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации».
13. Ефремов, А.Ю. Педагогические условия формирования нравственных ориентаций
слушателей вузов МВД РФ: Автореф. дисс....канд. пед. наук-Воронеж, 1998.-24 с.; Кузнецова, А.Д. Нравственное воспитание слушателей вузов МВД России: Автореф. ...кан. пед. наук-СПб:, 1999.-24с.; Торопова, Л.Ф. Формирование нравственно-профессиональной ориентации у курсантов в процессе обучения в вузе МВД России: Автореф. дисс. .канд. пед. наук-СПб., 2001. - 22 с.
14. Жалковский, С.А. Повышение качества обучения курсантов вузов МВД России на основе изучения стилей мышления: Автореф. дисс....кан. пед. наук-СПб, 2002.-22 с.; Мещерякова, Е.И. Формирование культуры самостоятельной деятельности курсантов в креативно-акцентных системах обучения: Автореф. дис. .док. пед. наук-Воронеж, 2003.-39 с.
15. Красник, В.С. Социально-психологический тренинг профессионального общения сотрудников ИТУ с осужденными: Атореф. дисс. ... кан. псих. наук-Москва, 1992.-22 с.; Прыгунов, П.Я. Психологическое обеспечение специальных операций: ролевое поведение: Учебное пособие-М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.-336 с.; Филонов, Л.Б. Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан-М., 1992. - 75 с.
16. Асхамов А.А. Развитие физических качеств у курсантов ссузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях: дисс. канд. пед. наук.-Санкт-Петербург, 2007-172 с.; Бородаенко, В.Н. Формирование нравственной культуры личности курсантов юридического вуза в процессе занятий по физической подготовке: автореф. дис. ... кан. пед. наук.-Тула, 2004.-21 с.
17. Бельсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М., 1988. - С.11.; Гричанов А.С. Социально-культурные факторы и условия формирования физической культуры курсантов вузов МВД России /Психопедагогика в правоохранительных органах 2015.-№ 4(63) - С. 16-19..
18. Равкин З.И. Ценностная ориентация как одна из основ стратегии развития образования и предмет истоико-педагогических исследований /Хрестоматия по педагогической аксиологии-М., 2005. - С.434-435.
19. Подлипняк Ю.Ф. Педагогические основы системы физической подготовки слушателей вузов МВД СССР. Автореф. дисс.. д-ра пед. Наук. - М., 1985.; Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образоват. учреждений МВД России /под ред. В.Я.Кикотя, А.М.Столяренко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - С.306.
20. Магун, В.С. История исследований социальных установок «аттитьюдов» //Хрестоматия по социальной психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-С.156-163.; Rokeache M. The nature of Woman Values.-N.Y., 1973.
21. Баранников, А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход. -М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 51с.
22. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990. - 119 с.; Шепель, В.М. Управленческая психология. - М., 1984. - 246 с.
23. Сергеев, И.С., Блинов, В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007. - 132 с.
24. Ермоленко В.А. Проектирование содержания непрерывного профессионального образования. - М., ИТИП РАО, 2005. - 324 с.; Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие. - М.: Московский психолого-
социальный институт; Воронеж: МПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.
25. Леонтьев А.Н., Деятельность. Сознание. Личность.-2-е изд.-М.: Политиздат, 1977. -304 с.
26. Жирина М.В. Реформа российского образования: выбор адекватной модели // Политика и Общество. - 2014. - 10. - С. 1161 - 1167. DOI: 10.7256/18128696.2014.10.10900.
27. Овчарова Т.Н. Триада эффективного образования: фундаментальность, компетентность, личностное развитие // Педагогика и просвещение. - 2016. - 3. - С. 317 - 326. DOI: 10.7256/2306-434Х.2016.3.19768.