Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование по формированию ценностных установок профессионального общения у курсантов образовательных организаций МВД России'

Экспериментальное исследование по формированию ценностных установок профессионального общения у курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсанты / ценностные установки профессионального общения / экспериментальное исследование / cadets / value attitudes of professional communication / experimental research

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скляренко Инна Сергеевна

В статье представлены результаты экспериментального исследования по формированию ценностных установок профессионального общения у курсантов образовательных организаций МВД России. Рассматривается уровень сформированности ценностных установок профессионального общения курсантов по следующим критериям: когнитивному, сенситивному, мотивационному и деятельностнопрактическому. Отмечена положительная динамика выделенных критериев и обоснована эффективность используемой педагогической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental research on developing the Interior institutions cadets’ value attitudes of professional communication

The article dwells on the results of experimental research on developing the Interior intuitions cadetsvalue attitudes of professional communication. The author estimates the level of the cadets' value attitudes of professional communication on the following criteria: cognitive, sensitive, motivational and practical. The focus is made on the positive dynamics of the identified criteria, and the effectiveness of the used pedagogical system is proved.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование по формированию ценностных установок профессионального общения у курсантов образовательных организаций МВД России»

психолот-пЕддгогичЕскиЕ аспекты становления и развития личности

УДК 159.922

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

И. С. Скляренко

В статье представлены результаты экспериментального исследования по формированию ценностных установок профессионального общения у курсантов образовательных организаций МВД России. Рассматривается уровень сформированности ценностных установок профессионального общения курсантов по следующим критериям: когнитивному, сенситивному, мотивационному и деятельностно-практическому. Отмечена положительная динамика выделенных критериев и обоснована эффективность используемой педагогической системы.

Ключевые слова: курсанты, ценностные установки профессионального общения, экспериментальное исследование.

В настоящее время, в период развития и становления деятельности российских правоохранительных органов, основанной на нравственных принципах (гуманизм, законность, объективность, справедливость, толерантность) важно обеспечить формирование у сотрудников органов внутренних дел (далее — ОВД) ценностных установок профессионального общения.

Под ценностными установками профессионального общения сотрудника ОВД понимается состояние готовности к осуществлению профессионального общения с ориентацией на ее значимые характеристики, определяющие эффективность, идеал, нормы и эталоны должного поведения в профессиональном общении, регламентированном документами.

Такая направленность подготовки утверждается нормативными актами МВД России, где в числе первостепенных целей совершенствования деятельности ОВД называется формирование профессионально подготовленной, ценностно-ориентированной, авторитетной, морально и психологически устойчивой личности сотрудника правоохранительных органов '.

Имеющиеся факты непрофессионализма полицейских существенно препятствуют их работе, лишают морального права на уважение и доверие со стороны граж-

дан, дискредитируют подразделение, подрывают репутацию всей правоохранительной системы.

Одну из основных причин непрофессионального поведения некоторые авторы 2 видят в слабом развитии у сотрудников ОВД ценностной сферы, полагая, что формирование профессионально-нравственных основ личности сотрудников происходит уже в стенах образовательных организаций.

Нами была разработана педагогическая система формирования профессиональных ценностных установок у курсантов образовательных организаций МВД России 3, проведена ее экспериментальная апробация на базе Уссурийского филиала Дальневосточного юридического института МВД России и Московского университета МВД России при подготовке курсантов по специальностям «Правоохранительная деятельность», «Юриспруденция», «Педагогика и психология девиантного поведения».

Эксперимент осуществлялся на занятиях по дисциплинам «Юридическая психология», «Профессиональная этика сотрудников ОВД», «Теория и методика воспитания», «Социальная педагогика, «Коррекционная педагогика» и др.

Для проведения эксперимента по формированию у курсантов ценностных установок профессионального общения сотрудника ОВД были выделены по 8 контрольных и экспериментальных групп (КГ и ЭГ, 192 и 202 человека соответственно). Традиционно обучение проходило в КГ, а в ЭГ весь учебный процесс и профессиональное общение были построены в соответствии с разработанной педагогической системой формирования профессиональных ценностных установок у курсантов образовательных организаций МВД России. При этом содержание деятельности педагогов в ЭГ основывалось на выявленных ранее принципах организации группового обучения 4, так как именно эта форма стала ведущим педагогическим инструментарием.

В целом эффективность разработанной педагогической системы оценивалась нами по степени сформиро-ванности у курсантов ценностных установок профессионального общения. За основу брались следующие методы: беседы, опросы, анкетирование, сочинение (оценка по когнитивному критерию); специально разработанный тест (оценка по сенситивному критерию); анкетирование и ранжирование (оценка по мотивацион-

ному критерию); метод экспертной оценки проявления компетенций профессионального общения в ситуациях профессионального обучения и моделируемой профессиональной деятельности (оценка по деятельностно-практическому критерию).

При этом когнитивный критерий показывает полноту представлений о специфике профессиональной деятельности и роли в ней профессиональных ценностных установок. Сенситивный оценивает отношение курсанта к профессиональным ценностным установкам, мотива-ционный характеризует устойчивость сформированной у него системы мотивов к реализации профессиональной деятельности с ориентацией на профессиональные ценностные установки, а деятельностно-практический оценивает уровень освоения им профессиональных компетенций, соответствующих профессиональным ценностным установкам, при их проявлениях в процессе обучения и моделируемой деятельности.

По каждому из критериев установлены показатели для различных уровней их реализации: низкий (пассивный), средний (фрагментарный) и высокий (устойчивый).

Для оценки уровня овладения курсантами профессиональными компетенциями мы определили содержание последних:

— для умения быстро адаптироваться при работе в разных коллективах важна терпеливость, способность быстро адаптироваться в новой группе и находить общий язык с людьми в разных обстоятельствах;

— для умения ролевого перевоплощения и изменения образов нужны коммуникабельность, контактность, развитая речь, доброжелательность; способность к быстрому переключению в общении; готовность к выполнению разных ролей;

— для умения понимать людей, быть проницательным — способность выразить сочувствие; умение выслушать и понять; умение в общении оценить эмоциональное состояние другого человека; способность мириться с мелкими слабостями людей;

— для умения решать проблемы в процессе коллективной мыследеятельности — способность в общении к аналитическому совместному мышлению, аргументированной критике;

— для умения выполнять и отдавать приказы необходимо подчиняться и подчинять себе других; должно быть развито чувство долга перед людьми; важна безусловность в исполнении поручений;

— для умения принимать ответственность и разделять ее с коллективом человек должен интересы дела ставить выше личных, отвечать за свои слова, оказывать содействие;

— для умения осуществлять в команде разные виды профессиональной деятельности необходимо руководить группой, постигать и выполнять разные виды деятельности, быть взаимозаменяемым, честным с группой;

— для умения адекватно оценивать себя, своих коллег и других людей важна способность объективно оценивать успехи и неудачи группы, видеть в ошибках

группы свои недочеты, признавать достоинства товарищей; курсант должен адекватно оценивать себя, делать справедливые и аргументированные замечания.

Результаты диагностики уровня сформированно-сти ценностных установок профессионального общения курсантов по каждому критерию показали положительную динамику.

Для оценки когнитивного критерия использовались специально разработанная анкета 5 и сочинения курсантов на тему «Роль профессиональных ценностных установок в моей будущей профессии». Все это проводилось после первого этапа подготовки курсантов к обучению в малых группах и по окончании экспериментальной работы 6.

Результаты контрольных срезов (в начале и в конце эксперимента) показали, что уровень представлений о специфике профессиональной деятельности и роли в ней профессиональных ценностных установок в ЭГ существенно выше, чем в КГ. Число высоких уровней в ЭГ увеличилось на 8,16; количество средних уровней — на 23,91; число низких уровней, напротив, снизилось на 32,06, т. е. более чем в два раза. Позитивные изменения в КГ произошли на уровнях представлений курсантов о профессиональной деятельности и роли в ней профессиональных ценностных установок. Количество высоких уровней возросло на 3,21, а низких упало на 7,05.

Опрос курсантов позволил изучить их мнение относительно эффективности использования обучения в малых группах в процессе профессиональной подготовки. Были получены следующие результаты:

— формирование профессиональных ценностных установок возможно посредством обучения в малых группах за счет большого психолого-педагогического потенциала (96%);

— систематическое использование в учебном процессе группового обучения способствует формированию установки на дискурсивное мышление в общении (63%);

— формирование установки на адаптивность в общении. Работа в малых группах влияет на развитие логического, творческого мышления, воображения, памяти и речи (37%);

— комфортность в условиях малой группы. В поддержку своего выбора курсанты приводили следующие доводы: «в малой группе легче прийти к общему мнению, а чем больше взвод, тем больше непонимания»; «можно проанализировать мнение товарищей, поспорить и выбрать правильный ответ»; «в малой группе существует мгновенная поддержка»; «в малой группе товарищи делятся своими знаниями и можно посоветоваться» (93%);

— в процессе выполнения групповой работы происходит обмен знаниями: «группа вместе знает значительно больше, чем один человек»; «знания в группе закрепляются через примеры, которых в группе столько, сколько ее членов»; «когда материал разбирается группой, его усвоение происходит лучше» (96%). В число несогласных с этим попали успешные курсанты — 4%, яркие индивидуалисты по своей сути. У них были свои объяснения: «Не все члены группы могут быть готовы к за-

Таблица 1. Динамика положительного отношения курсантов к ценностным установкам профессионального общения сотрудника ОВД, %

Уровень Экспериментальные группы Контрольные группы

исходные конечные исходные конечные

Высокий (устойчивый) 7,78 54,47 8,67 7,63

Средний (фрагментарный) 31,78 39,03 35,67 40,08

Низкий (пассивный) 60,44 6,5 55,66 52,29

нятию»; «Не все члены группы дают правильные ответ, это затрудняет запоминание»; «Не все стараются».

Отметим, что среди курсантов не было опровергающих древнее изречение: «Обучая, учишься сам». Большинство из них (98%) полагают, что использование малых групп заставляет всех принимать активное участие в работе, даже если курсант не приготовился к занятию, не ознакомился с изученным материалом.

Упомянутая проблема важна именно для курсантов, так как им (в силу специфики обучения) часто приходится пропускать лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную подготовку по долгу несения службы (наряды, караул, различные дежурства). Если многие из них утверждают, что при групповой работе они заняты делом, то можно быть уверенным: базовый минимум знаний от такого занятия курсантами получен.

Для изучения отношения курсантов к ценностным установкам профессионального общения сотрудников ОВД (сенситивный критерий) был разработан тест «Ценностные установки профессионального общения сотрудников правоохранительных органов».

Результаты контрольных срезов в начале и в конце эксперимента показали, что уровень отношения курсантов к ценностным установкам профессионального общения в ЭГ существенно выше, чем в КГ (табл. 1).

Тест «Ценностные установки профессионального общения сотрудников правоохранительных органов» состоит из 8 пар полярных суждений и соответствующих им градуированных шкал. Испытуемые отмечали степень выраженности своей позиции. Шкалы этого теста образуют два субтеста.

Первый субтест (А) отражает отношение курсантов к выявленным ценностным установкам профессионального общения сотрудников ОВД как готовности к профессиональному общению (адаптивность в общении, ролевая мобильность в общении, эмпатийность в общении, дискурсивное мышление в общении, субординация в общении, распределение ответственности в общении, функциональная вариативность в общении, само- и взаимооценивание в общении).

Второй субтест (Б), составленный из суждений, выражающих общее самоощущение респондентов по отношению к ценностным установкам профессионального общения сотрудника ОВД, диагностирует меру удовлетворенности и обладания указанными ценностными установками 7.

Результаты заключительного среза выявили существенные различия между КГ и ЭК по обеим шкалам теста. По приоритетному отношению ко всем ценностным установкам профессионального общения и по их оцен-

ке курсанты ЭГ приблизительно в два раза превосходят курсантов КГ. Курсанты ЭГ в качестве приоритетных выделили такие ценностные установки профессионального общения, как установка на мобильность в общении, адаптивность в общении, дискурсивное мышление в общении, распределение ответственности в общении, функциональная вариативность в общении. Курсанты КГ в целом оказались равнодушны к ценностным установкам профессионального общения. У них снижена потребность в общении, они менее коммуникабельны, мобильны и адаптивны, крайне низко оценивают помощь товарищей, совместную работу и состязательность.

Полученные результаты (высокая оценка ценностных установок профессионального общения сотрудника ОВД экспериментальными группами и их низкая оценка контрольными) объясняются, на наш взгляд, различием в методике проведения занятий. Благодаря систематическому и целенаправленному использованию малых групп курсантам ЭГ удается привить позитивное отношение к выявленным ценностным установкам профессионального общения сотрудника правоохранительных органов.

В оценке мотивационного критерия мы опирались на теоретические исследования в области мотивации учебной деятельности (В. А. Серебрякова и др.): среди мотивов учебной деятельности выделяются внутренние и внешние 8. К внутренним мотивам относят: научно-познавательные, самоусовершенствование, профессиональные. К внешним мотивам — широкие социальные, социального престижа, социальной идентификации, личного благополучия и т. д.

Внутренние мотивы:

— профессиональные, связанные с подготовкой к будущей профессии, выработкой качеств, необходимых для будущих специалистов в области права и порядка;

— самосовершенствование, т. е. желание совершенствоваться во всем, в том числе и в общении, получать знания для повышения своего уровня общения, общения с людьми в разных ситуациях;

— научно-познавательные, включающие интерес к общению в целом и к профессиональному в частности, к ценностным установкам профессионального общения сотрудника ОВД, к содержанию, процессу и результатам общения.

Внешние мотивы:

— социальные (хочу быть полезным обществу, помогать людям, поэтому буду действовать в соответствии с ценностными установками профессионального общения сотрудника ОВД);

— утилитарные (хочу получить диплом юриста, сделать карьеру, иметь материальное вознаграждение за

Таблица 2. Развитие структуры ведущих мотивов курсантов образовательных организаций МВД России

Мотивы Ранг (значимость) мотива

исходные конечные

Внутренние мотивы

Научно-познавательные 2 5

Самосовершенствования 1 4

Профессиональные 7 9

Внешние мотивы

Утилитарные 8 8

Социальные 6 10

Достижения успеха в общении 3 7

Боязни неуспеха в общении 5 3

Примечание. Наиболее значимый мотив получает м;

профессиональную практику, поэтому буду действовать в соответствии с ценностными установками профессионального общения сотрудника ОВД);

— достижения успеха в профессиональном общении;

— боязни неуспеха в профессиональном общении.

Особой действенностью эти мотивы обладают, если

они объединены. Комплекс мотивов позволяет активно воздействовать на человека для стимулирования к деятельности, постоянно удерживая его в зоне действия данных мотивов. Взаимосвязи мотивов повышают результативность их влияния, закрепляясь в сознании индивида. В процессе профессионального обучения будущего сотрудника ОВД в образовательных организациях МВД России задействованы не все мотивы выполнения профессиональной деятельности (в соответствии с профессиональными ценностными установками общения).

Проведенное анкетирование курсантов позволило выявить ведущие мотивы выполнения профессиональной деятельности в соответствии с ценностными установками профессионального общения сотрудника ОВД, в качестве которых выступали: утилитарные мотивы, социальные и профессиональные.

Отметим, что слабо задействованы остальные группы мотивов: научно-познавательные, самосовершенствования, достижения успеха в профессиональном общении и мотив боязни неуспеха в профессиональном общении.

Формирование мотива предполагает его соотнесение с определенным стимулом. Различают три основных категории стимулов учебной деятельности: внешние, внутренние и личные.

Процесс формирования мотивов происходит следующим образом: стимулирование — возникновение потребности — ее осознание — соединение потребности и стимула — осознание стимула — преобразование потребности в мотив — осознание мотива 9. Системы мотивов, формирующихся под воздействием стимулов, детерминируют учебную деятельность обучающихся, способствуя повышению ее эффективности.

В результате апробации педагогической системы у курсантов наблюдалось повышение значимости ведущих мотивов выполнения профессиональной деятель-

симальный балл — 10.

ности (табл. 2) и уровня их мотивации в отношении ценностных установок профессионального общения (табл. 3). Для оценки применялись методы ранжирования и анкетирования 10.

Результаты контрольных срезов в начале и в конце эксперимента показали, что уровень мотивации курсантов вузов МВД России в отношении ценностных установок профессионального общения в ЭГ существенно выше, чем в КГ (табл. 3).

Изучение деятельностно-практического критерия производилось методом экспертной оценки. Уровень усвоения курсантами профессиональных компетенций (как основных компонентов профессиональных ценностных установок) оценивала группа экспертов в ситуациях профессионального обучения и в условиях моделируемой профессиональной деятельности. В экспертную группу были включены лица, хорошо знающие курсантов: преподаватели, курсовые командиры, сотрудники отдела кадров, психолог и курсанты учебного взвода, в котором обучался курсант.

Эксперты получали «бланк экспертной оценки» 11, где представлено восемь характеристик профессиональных компетенций, выявленных нами, которые диагностируются по проявлению пяти признаков. Каждую характеристику необходимо оценить применительно к конкретному курсанту по 5-балльной шкале. Общий средний балл оценки проявления характеристик профессиональных компетенций (в ситуациях профессионального общения) позволил сделать заключение об уровне их развития у курсанта по следующей системе:

Таблица 3. Динамика уровня мотивации курсантов в отношении ценностных установок профессионального общения, %

Уровень ЭГ КГ

исходные конечные исходные конечные

Высокий (устойчивый) 22,2 39,0 23,3 27,1

Средний (фрагментарный) 47,3 51,4 48,4 49,2

Низкий (пассивный) 30,5 9,6 28,3 23,7

Таблица 4. Динамика уровня сформированности профессиональных компетенций, отвечающих ценностным установкам профессионального общения, %

Уровень ЭГ КГ

исходные конечные исходные конечные

Высокий (устойчивый) 14,13 20,65 16,67 17,95

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний (фрагментарный) 35,87 54,35 39,10 45,51

Низкий (пассивный) 50 25 44,23 36,54

низкий уровень — менее 8-19 баллов; средний — 20-32 балла; высокий — 33-40 баллов.

Результаты контрольных срезов в начале и в конце эксперимента показали, что уровень сформированности этих компетенций в ЭГ выше, чем в КГ (табл. 4).

Количество высоких уровней в ЭГ увеличилось на 6,52; средних — на 18,48; а низких уровней уменьшилось на 25, т. е. в два раза. В КГ произошли положительные изменения в уровнях сформированности профессиональных компетенций. Число высоких уровней возросло на 1,28; средних уровней — на 6,41; процент низких уровней снизился на 7,69.

Полученные результаты были проверены по динамике уровня сформированности профессиональных компетенций, отвечающих ценностным установкам профессионального общения у курсантов, с помощью математической статистики 12.

Проведенный математический анализ показал, что применяемая нами педагогическая система в целях формирования профессиональных ценностных установок у курсантов составила с доверительной вероятностью а = 0,9.

Методика экспертной оценки, кроме выявления общих уровней, позволяет проследить динамику изменений каждой профессиональной компетенции — как составляющих профессиональных ценностных установок общения у курсантов образовательных организаций МВД России.

До применения разработанной педагогической системы в процессе профессионального обучения курсантов в ЭГ низкий уровень «умения быстро адаптироваться при работе в разных коллективах» имели 10% курсантов. Вторая экспертная оценка показала, что низкий уровень «умения быстро адаптироваться при работе в разных коллективах» встречается теперь у 5% курсантов, т. е. положительное изменение составляет 5%. В КГ по указанной характеристике изменение составило 2%.

Наиболее интересные сдвиги произошли в «умении личностного ролевого перевоплощения и изменения образов» и «умении понимать людей, быть проницательным». В первом случае низкий уровень (по данным первой экспертной оценки) наблюдался у 13% курсантов, по данным второй экспертной оценки низкий

уровень «умения личностного ролевого перевоплощения и изменения образов» показали всего 4% обследуемых. Число средних уровней возросло в два раза, а высоких — в три и более раза. В то же время результаты КГ практически не изменились. Процент низких уровней «умения понимать людей, быть проницательным» в ЭГ (по результатам второй экспертной оценки) уменьшился в три раза, а процент высоких и средних уровней возрос в три раза и более. Результаты же контрольных групп улучшились незначительно.

В процессе проведения эксперимента была подтверждена эффективность педагогической системы формирования ценностных установок профессионального общения у курсантов образовательных организаций МВД России. Были выявлены условия эффективности указанной педагогической системы: подготовленность педагога к ее проектированию и реализации; анализ профессиональных проблем и формирование мотивации курсантов к овладению ценностными установками профессионального общения; включение курсантов в учебную деятельность (соответствующую видам профессиональной деятельности для «проживания» профессиональных ситуаций), нацеленную на формирование профессиональных ценностных установок.

В качестве перспективного направления исследования нами рассматривается теоретическое обоснование и разработка педагогической системы для развития профессиональных ценностных установок у действующих сотрудников правоохранительных органов при повышении их квалификации с учетом новых требований, предъявляемых к ним.

1 О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел : приказ МВД России № 120 от 1 февраля 2007 г. ; Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России : приказ МВД России № 150 от 18 марта 2013 г.

2 Буданов А. В. Работа с сотрудниками ОВД по профилактике профессиональной деформации. М., 1994. 98 с. ; Столяренко А. М. Юридическая педагогика: курс лекций. М., 2000. 496 с.

3 Скляренко И. С. Педагогическая система формирования профессиональных ценностных установок у курсантов вузов МВД России: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2014. С. 192-333.

4 Там же. С. 405-432.

5 Там же. С. 524-525.

6 Там же. С. 412-416.

7 Там же. С. 527-529.

8 Серебрякова В. А. Организационно-педагогические условия развития мотивации учащихся к профессиональному обучению: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. С. 11.

9 Там же. С. 12.

10 Скляренко И. С. Указ. соч. С. 526.

11 Там же. С. 530-531.

12 Жучок П. М. Оценка эффективности обучения методами математической статистики // Советская педагогика. 1965. № 6. С. 83-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.