Научная статья на тему 'Проектирование педагогической системы формирования профессиональных ценностных установок у будущих сотрудников ОВД'

Проектирование педагогической системы формирования профессиональных ценностных установок у будущих сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК КУРСАНТА / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / THEORETICAL / DESIGN / EDUCATIONAL SYSTEM / EDUCATIONAL PROCESS / THE FORMATION OF PROFESSIONAL VALUES OF STUDENT / PERSONNEL OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скляренко Инна Сергеевна

В статье представлены теоретические подходы к проектированию педагогической системы формирования профессиональных ценностных установок у будущих сотрудников правоохранительных органов. На основе указанных подходов автор разработал технологию проектирования педагогической системы формирования профессиональных ценностных установок у курсантов образовательных организаций МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скляренко Инна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing of pedagogical system of formation of professional values of future police officers

The article presents the theoretical approaches to the design of pedagogical system of formation of professional values of future law enforcement officers. Based on these approaches, the author developed the technology of designing of pedagogical system of formation of professional values of students of educational institutions of the MIA of Russia.

Текст научной работы на тему «Проектирование педагогической системы формирования профессиональных ценностных установок у будущих сотрудников ОВД»

УДК 159.922 ББК 6

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК У БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОВД

ИННА СЕРГЕЕВНА СКЛЯРЕНКО,

доцент кафедры педагогики УНКПСДМосковского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор педагогических наук E-mail: ic-k@mail.ru

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье представлены теоретические подходы к проектированию педагогической системы формирования профессиональных ценностных установок у будущих сотрудников правоохранительных органов. На основе указанных подходов автор разработал технологию проектирования педагогической системы формирования профессиональных ценностных установок у курсантов образовательных организаций МВД России.

Ключевые слова: теоретические подходы, проектирование, педагогическая система, образовательный процесс, формирование профессиональных ценностных установок курсанта, сотрудник органов внутренних дел.

Abstract. The article presents the theoretical approaches to the design of pedagogical system of formation of professional values of future law enforcement officers. Based on these approaches, the author developed the technology of designing of pedagogical system of formation of professional values of students of educational institutions of the MIA of Russia.

Keywords: theoretical, design, educational system, educational process, the formation of professional values of student, personnel of bodies of internal Affairs.

В процессе политических, социальных, экономических перемен в обществе произошел пересмотр основополагающих ценностей, утвердившихся ранее в общественном сознании. Анализ современной практики труда показывает, что случаи непрофессионализма, наблюдающиеся в разных сферах деятельности, связаны с тем, что при подготовке специалистов не уделяется должного внимания формированию у них необходимых профессиональных ценностных установок.

Особенно остро это касается сферы правоохранительной деятельности [11, 13]. Поэтому сегодня, в период обновления Российских правоохранительных органов, крайне важно обеспечить формирование у сотрудников ОВД профессиональных ценностных установок, гарантирующих проявление ими лучших образцов доблести.

Одну из причин явлений непрофессионализма сотрудников ОВД ученые (В.Л. Васильев, М.И. Ени-кеев, В.Я. Кикоть, Ф.И. Собянин, Ю.В. Чуфаровский, В.В. Ярцев и др.) видят в слабом развитии у них ценностной сферы [4, 5, 7, 11, 12, 16, 17]. В связи с этим актуально проектирование педагогической системы формирования профессиональных ценностных установок у будущих сотрудников ОВД.

Где под проектированием педагогической системы рассматриваются последовательные стадии его проведения, подчиненные общей логике организации процесса продуктивной практической деятельности: выявление проблем, определение цели, выбор критериев, определение содержания, методов, средств и форм. Причем системообразующим элементом педагогической системы является цель [10, С. 213—218].

А, под профессиональной ценностной установкой сотрудника правоохранительных органов мы понимаем целостное динамическое состояние его личности, характеризуемое его внутренней готовностью, предрасположенностью к осуществлению правоохранительной деятельности с ориентацией на ее значимые характеристики, определяющие ее эффективность, идеал, нормы и эталоны должного в профессиональном поведении.

Такое представление о профессиональной ценностной установке сложилось из различных подходов к пониманию категорий «установка» и «ценность».

В общей психологии понятие «установки» определяется как готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту (А.Г. Ас-молов, Д.Н. Узнадзе) [1, 9, 15]. В зарубежной психологии с середины ХХ века (Г. Олпорт) вводится понятие «аттитюд» (от лат. «подготовленность») как состояние нервно-психической готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан [3, 6, 11, 18].

Термин «аттитюд» переводится как социальная установка и входит в область рассмотрения социальной психологии. Большинство ученых (И.Р. Ал-тунина, Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, М.А. Ко-вальчук, И.А. Мейжис, Р.С. Немов, Л.Г. Почебут, П.Н. Шихерев, В.А. Ядов) понимают социальную установку как устойчивое, фиксированное, ригидное образование личности, придающее стабильность направленности ее деятельности, поведению, представлениям о мире и самом себе [1, 3, 6, 8, 9,

11, 15].

Любая профессиональная деятельность является значимой частью деятельности человека в социуме. Понятие социальной установки тесно связано с понятием ценности. Еще в XIX У. Томас и Ф.Знанецкий определяли социальную установку как индивидуальную сторону социальной ценности, а ценность как объективную сторону установки.

На сегодняшний день в науке нет единообразия и в определении понятия «ценность», несмотря

на то, что аксиологической проблематикой ученые активно занимаются уже более трех столетий, начиная с XVIII века. Это известные зарубежные и отечественные философы: Э. Кант, Р.Г. Лотце, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Б. Баух, Н. Бердяев, И.Я. Ильин, С.Ф. Франк и др. [2; 6; 11, С. 27—31]. В ХХ веке аксиологические аспекты изучали: В.А. Василенко, А.Г. Здравомыслов, В.Б. Ольшанский, Т. Парсонс, М. Рокич, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов, и наши современники: В.П. Барышков, А.А. Ивин, М.С. Каган, В.А. Канке, Н.Д. Никандров, В.А. Сла-стенин, Ф.С. Файзуллин, Г.И. Чижакова, Н.Е. Чува-това и др. [11, С. 32—96].

Теоретический анализ представлений о ценностях позволяет объединить их в три группы: 1-я группа — «сигнификативное представление». Здесь ценность отождествляется со значимостью, рассматривается как предмет или явление, имеющее значение для людей, полезное теми или иными свойствами, т.е. ценность способна удовлетворять потребности людей. Эта группа ценностей относится к образованиям мотивационно — потребностной сферы. 2-я группа — «оценочное представление». В этой группе ценность представляется как идеал, стремление, цель, смысл. Она сводится к познавательному, духовно — практическому отношению субъекта к объекту, к оценке объекта в сравнении с идеалом. 3-я группа — «деятельностное представление». В этой группе ценность определяется через установки, выступающие предписаниями человеческого поведения и включающие нормы, стандарты и эталоны должного, то на что ориентируется субъект в своей познавательной, практической деятельности. Ценностная установка задает направленность деятельности личности, выражает ориентацию на социальную самореализацию человека [12].

Вкладывая различный смысл в понятие ценности большинство ученых все же считают, что ценность объективно задана практической деятельностью субъекта и зависит от свойств как субъекта, так и объекта. Отражением этой объективной значимости является оценка.

В понимании профессиональной ценности мы опирались на ее значимость, с одной стороны, и представление об установке с другой. Это что позволило нам определить ее как значимую характе-

ристику профессиональной деятельности, отражающую ее эффективность. При таком понимании профессиональные ценности служат ориентиром профессиональной активности специалиста и регулятором его поведения [12].

Исследуя проблему формирования профессиональных ценностных установок, мы также учитываем идеи интеракционистов (Д. Мид, Г. Блумер, Л. Бэрг, Н. Дензин, Г. Келман, М. Кун, Б. Мельтцер, С. Моррис, Д. Мэнис, А. Роуз, А. Стросс, Т. Шибу-тани и др.), связанные с представлением социальной установки как важного механизма формирования «Я-концепции». Механизм формирования «Я-концепции», складывается из интернализации установок других людей, которые интегрируются в нормы и эталоны должного поведения, где «Я-концепция» — познанный аспект «Я», а интер-нализация — означает принятие человеком убеждений, ценностей, социальных установок, норм, способов поведения некоторой социальной группы как своих собственных [11, С. 43—48].

В силу этого в проектируемой педагогической системе формирования профессиональных ценностных установок, они выступают как цели обучения, которые определяются, исходя из требований к качеству выполнения всех видов (функций) правоохранительной деятельности.

Формирование профессиональной ценностной установки у курсантов осуществляется в четырех сферах, определяемых нами с учетом трехком-понентной структуры установки, предложенной Ф. Зимбардо, М. Ляйппе, Д. Кречем, М. Рокичем, М. Смитом, Л. Тертоуном, М. Фишбейном, и ее функциях, описанных в трудах Д. Каца, Д. Брунера, М. Смита, Р. Уайта [11 С. 178—181; 18, 19, 20, 21]. В когнитивной сфере формируются представления человека о значении профессиональных ценностных установок. В сенситивной сфере формируется его положительное отношение к профессиональным ценностным установкам. В мотивационной сфере формируется мотивация личности к реализации профессиональной деятельности с ориентацией на профессиональные ценностные установки. И, в деятельностно — практической сфере личность осваивает профессиональные компетенции, позволяющие регулировать ее профессиональное поведение на ценностной основе.

Исходя из вышесказанного, сформированность профессиональной ценностной установки у курсанта в процессе его обучения определяется четырьмя критериями: когнитивным показывает полноту представлений о специфике профессиональной деятельности и роли в ней профессиональных ценностных установок; сенситивным, оценивает отношение курсанта к профессиональным ценностным установкам; мотивационным, характеризует устойчивость сформированной у него системы мотивов к реализации профессиональной деятельности с ориентацией на профессиональные ценностные установки; деятельностно — практическим, оценивает уровень проявления у курсанта компетенций, отвечающих профессиональным ценностным установкам в ситуациях профессионального обучения и моделируемой профессиональной деятельности. Для оценки уровня реализации каждого критерия мы предлагаем три показателя: низкий — пассивный, средний — фрагментарный, высокий- устойчивый [11, С. 178—181].

Следует отметить, что в проектировании педагогической системы мы ориентируемся, прежде всего, на формирование деятельностно -практического компонента как определяющего в структуре профессиональной ценностной установки.

В процессе исследования мы обосновали ряд теоретических подходов и положения для проектирования педагогической системы формирования профессиональных ценностных установок у курсантов. Это: системный, деятельностный, компе-тентностный подходы и положения интерактивной психологии. Системный подход связан с принятым нами представлением о том, что процесс формирования профессиональных ценностных установок и образовательный процесс соотносятся как система и подсистема, что определяет их содержательное и структурное единство. Отсюда, проектирование педагогической системы формирования профессиональных ценностных установок предполагает постановку целей обучения, отбор содержания, методов и форм обучения, реализацию соответствующих принципов его организации. Взаимосвязь между этими компонентами устанавливается на основе деятельностного и компетентностно-го подходов, а так же положений интерактивной психологии.

В основе отмеченной взаимосвязи лежит принятое нами представление о профессиональной ценностной установке сотрудника ОВД, определяющего требования к выполнению профессиональной деятельности, касающиеся ценностной сферы, ее роли, как цели обучения (И.Ф. Исаев, В.А. Сла-стенин), и представление о профессиональной компетенции как реализующей эти требования. Профессиональные компетенции, представляемые нами в виде подтвержденной способности использовать ноу-хау, умений, квалификации и знаний для осуществления профессиональной деятельности в знакомых и новых ситуациях (В.А. Ермоленко, О.Н. Олейникова), в своей совокупности определяют принципы отбора содержания, методов и форм организации обучения. В соответствии с последними, моделируется содержание деятельности педагога на различных этапах образовательного процесса, выделенных А.М.Новиковым: подготовка к обучению, реализация обучения, рефлексия обучения [10, С. 212].

Обоснованные подходы и положения позволили разработать технологию проектирования педагогической системы формирования профессиональных ценностных установок у курсантов образовательных организаций МВД России. Указанная технология определяет содержание деятельности педагога по проектированию педагогической системы на выделенных нами этапах.

1-й этап — аналитический — выявление структуры профессиональной деятельности по конкретной специальности, специализации (или виду профессиональной деятельности);

2-й этап — целеполагающий — обоснование в рамках каждого вида деятельности профессиональных ценностных установок сотрудников ОВД как целей обучения;

3-й этап — моделирующий — моделирование профессиональных компетенций, совокупность которых определяет готовность сотрудника ОВД к осуществлению профессиональной деятельности с ориентацией на заданные профессиональные ценностные установки;

4-й этап — проектирующий — проектирование педагогом вуза МВД России в соответствии с этими компетенциями содержания, методов и форм обучения, определение принципов организации обучения;

5-й этап — организационный — определение в соответствии с принципами организации обучения содержания деятельности педагога на различных этапах процесса обучения (проективном, технологическом, рефлексивном);

6-й этап — рефлексивно-оценочный — оценка педагогом эффективности построения педагогической системы посредством отслеживания динамики сформированности профессиональных ценностных установок у курсанта вуза МВД России на основе определенных критериев и показателей;

7-й этап — коррекционный — коррекция педагогической системы (при неудовлетворительных результатах) [11, С. 124—190].

Данная технология проектирования педагогической системы формирования профессиональных ценностных установок была успешно реализована при проектировании педагогической системы формирования ценностных установок профессионального общения у курсантов образовательных организаций МВД России.

С этой целью нами уточнена обобщенная структура профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, обоснована определяющая роль профессионального общения в их деятельности, с учетом его интегративного характера выявлены его подструктуры: стилевая, общение в ходе реконструктивной деятельности, общение в ходе организационно-управленческой деятельности, общение в ходе поисковой деятельности, общение в ходе удостоверительной деятельности, общение в ходе воспитательной деятельности.

В рамках выделенных подструктур проведен анализ затруднений, возникающих в процессе профессионального общения сотрудников ОВД, для преодоления которых определен состав ценностных установок профессионального общения — приоритетных для успешности их профессиональной деятельности, в соответствии с которым выявлена совокупность профессиональных компетенций.

В соответствии с выявленными компетенциями осуществлялся отбор содержания обучения. Проведенный анализ литературных источников позволил обосновать роль обучения в малых группах как ведущей формы обучения курсантов в целях формирования у них ценностных установок професси-

онального общения [11, С. 273—332]. Психологами и педагогами давно обосновано, что групповая форма деятельности реализует продуктивное обучения через социальную фасилитацию, состоящую в повышении активности индивида в условиях группы. При групповой деятельности проявляется эффект «группового заражения», заключающийся в «пожертвовании» личными интересами ради групповых и оказывающий мотивационное воздействие. Кроме того в процесс группой работы возникает возможность выполнения разнообразных функций и ролей, создается атмосфера доверия, толерантности и взаимопомощи.

С учетом этого, и на основе совокупности выявленных компетенций разработаны принципы организации обучения в малых группах. Среди них: деление курсантов на группы по различным основаниям; варьирование составом, количеством, ролями в группах; разработка модели и сценария ролевого общения; создание условий для усвоения правил работы в группе; разработка уровневых дифференцированных заданий; разработка проблемных заданий для общения в малой группе; оперативное руководство деятельностью группы; сочетание групповой работы с индивидуальной и фронтальной; перспективное планирование совместной работы в малых группах; универсальное использование малых групп во всех формах учебной и внеучебной деятельности; организация открытого представления группой результатов своей работы; создание ситуаций само- и взаимооценки.

Таким образом, предлагаемая нами технология проектирования педагогической системы формирования у будущих сотрудников ОВД профессиональных ценностных установок, предполагает овладение курсантами в процессе обучения профессиональными компетенциями соответствующими профессиональным ценностным установкам. Именно подобный технологический процесс, на наш взгляд, обеспечит готовность сотрудников ОВД к осуществлению правоохранительной деятельности на нравственной и законодательной основе предписанного ему поведения.

Дальнейшие направление исследования мы связываем с рассмотрением теоретического обоснования и проектированием педагогической системы для развития профессиональных ценностных

установок у действующих сотрудников правоохранительных органов при повышении их квалификации с учетом новых требований, предъявляемых к ним.

Литература

1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. 151с.

2. Бай Т.В. Социокультурный аспект ценностей образования // Омский научный вестник. 2008. № 4 (69). Серия Общество. История. Современность — ОмГТУ. С. 8—10.

3. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. 368 с.

4. Васильев В.Л.Юридическая психология. СПб.: Питер, 2002. 656 с.

5. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000. 517 с.

6. Ермоленко В.А., Скляренко И.С. Формирование профессиональных ценностных установок у курсантов вузов МВД // Среднее профессиональное образование. 2011. № 12. С. 25—27.

7. Лотоненко А.В., Собянин Ф.И., Куликов А.Ф. Ценности профессионального физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 2004. № 6. С. 15—17.

8. Магун В.С. История исследований социальных установок «аттитьюдов» //Хрестоматия по социальной психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 156—163.

9. Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974. 170 с.

10. Новиков А.М. Методология образования [Текст] / А.М. Новиков. М.: Эгвес, 2006. 488 с.

11. Скляренко И.С. Педагогическая система формирования профессиональных ценностных установок у курсантов вузов МВД России: дис. ... док. пед. наук, М., 2014. 531 с.

12. Скляренко И.С. Педагогическое обеспечение формирования профессиональных ценностных установок / Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 4(47). С. 3—7.

13. Скляренко И.С., Курипченко Ю.И. Профессиональные затруднения сотрудников ПДН во взаимодействии с семьями группы риска //

Вестник экономической безопасности. № 3. 2016. С. 381—386.

14. Столяренко А.М. Юридическая педагогика: Курс лекций. М.: Ассоц. авторов и издателей «ТАНДЕМ»; ЭКМОС, 2000.

15. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001.

16. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: учебник для вузов. М.: Новый Юрист, 1998.

17. Ярцев В.В. Формирование ценностно-смысловых аспектов деятельности курсантов вузов МВД России в процессе реализации личностно ориентированного подхода. Владикавказ: СКВИ ВВ МВД РФ, 2004.

18. Alport G.W Attitudes (1935). Reprinted in: Readings in attitude theory and measurement / Ed. By Fishbein M. N.Y.: Wiley, 1967.

19. Fishbein M. Attitude and the prediction of behavior. In: Readings in attitude theory and measurement / Ed. By Fishbein M. N.Y.: Wiley, 1967. P. 477—492.

20. Rokeache M. The nature of Woman Values. N.Y., 1973.

21. Thurstone L.L. The measuring of social attitudes. In: Journ. of Abnorm. Soc. Psychol. 1931. v. 26. P. 249—269.

References

1. Asmolov A.G. Activities and installation. M., 1979. 151с.

2. Bai T.V socio-cultural aspect of values education // Omsk scientific Bulletin. 2008. No. 4 (69). Series Society. History. The Present — Omsk State Technical University. P. 8—10.

3. BityanovaM. R. Social psychology: a textbook. SPb.: Peter, 2008. 368.

4. Vasilev V.L. Legal psychology. SPb.: Peter, 2002. 656 p.

5. Enikeev M.I. Legal psychology: Textbook for universities. M.: NORMA, 2000. 517 p.

6. Ermolenko V.A., Sklyarenko I.S. Formation of professional values of students of universities of Ministry of internal Affairs // Secondary professional education. 2011. No. 12. P. 25—27.

7. Lotonenko A.V., Sobyanin F.I., Kulikov A.F. Values of professional sports education // Theory

and practice of physical culture. 2004. No. 6. P. 15—17.

8. Magoon VS. History studies social attitudes «attitudes» //readings in social psychology. M.: the international pedagogical Academy, 1995. P. 156—163.

9. Nadirashvili Sh.A. Concept of the installation in General and social psychology. Tbilisi, 1974. 170 p.

10. Novikov A.M.Methodology of education [Text] / A.M. Novikov. M.: Agues, 2006. 488 p.

11. Sklyarenko S.I.Pedagogical system of formation of professional values of students of universities of Ministry of internal Affairs of Russia: dis. ... doc. ped. sciences, M., 2014. 531 p.

12. Sklyarenko I.S. Pedagogical support of the formation of professional values / Psychopedagogy in law enforcement. 2011. No. 4(47). P. 3—7.

13. Sklyarenko I.S., Korobchenko Y.I. Professional difficulties of the employees PD, in collaboration with families of risk group // Herald of economic security. No. 3. 2016. S. 381—386.

14. Stolyarenko A.M. Legal pedagogy: Course of lectures. M.: Assoc. authors and publishers «TANDEM»; EKMOS, 2000.

15. Uznadze D.N. Psychology installation. SPb.: Peter, 2001.

16. Chufarovskiy Y.V. Legal psychology: textbook for universities. M.: New Lawyer, 1998.

17. Yartsev V.V. Formation of axiological and conceptual aspects of the work of students of universities of Ministry of internal Affairs of Russia in the process of realization of personality oriented approach. Vladikavkaz: of skvi of the MIA of Russia, 2004.

18. Allport G.W. Attitudes (1935). Reprinted in: Readings in attitude theory and measurement / Ed. By Fishbein M. N.Y.: Wiley, 1967.

19. Fishbein M. Attitude and the prediction of behavior. In: Readings in attitude theory and measurement / Ed. By Fishbein M. N.Y.: Wiley, 1967. P. 477—492.

20. Rokeache M. The nature of Woman Values. N.Y., 1973.

21. Thurstone L.L. The measuring of social attitudes. In: Journ. of Abnorm. Soc. Psychol. 1931. v. 26. P. 249—269.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.