Научная статья на тему 'Формирование профессиональных ценностных установок в процессе самостоятельной работы курсантов'

Формирование профессиональных ценностных установок в процессе самостоятельной работы курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / VALUE INSTALLATION OF PROFESSIONAL COMMUNICATION / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / АДАПТИВНОСТЬ / ADAPTABILITY / РОЛЕВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ROLE MOBILITY / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ / FUNCTIONAL VARIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скляренко Инна Сергеевна

В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы курсантов в высших учебных заведениях МВД России и один из способов ее решения. Новизной в статье можно считать предложенную структуру ценностных установок профессионального общения сотрудников ОВД. Автор обосновывает педагогические средства формирования ценностных установок профессионального общения у курсантов вузов МВД России в процессе самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скляренко Инна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF PROFESSIONAL AND VALUE AIMS IN THE PROCESS OF INDEPENDENT WORK OF CADETS

The article introduces the problem of independent work organization of cadets in Interior Ministry universities in Russia. It also proposes one decision. The novelty described in the article is the proposed structure of value aims of professional contact of the Department of Interior Affairs workers. The author explains the pedagogical means of forming value aims of the professional contact among the cadets of the educational institutions of the MIA of the RF in the process of independent work

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных ценностных установок в процессе самостоятельной работы курсантов»

мировоззренческую культуру в системе подготовки кадров МВД России.

Изменения должны затронуть не только саму систему ведомственного образования, методологию и технологию образовательного процесса, но и, главным образом, цели образования, его стратегическую ориентацию [3].

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кособуцкий А. О. Педагогические условия реализации принципа практической направленно-

сти обучения курсантов вузов внутренних войск МВД России педагогической деятельности: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2011.

2. Материалы кафедры проектирующей психологии Института психологии им. Л. С. Выготского [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.rsuh.ru/ kf_proekt.html (дата обращения 13.06.2012).

3. Карабаш Д. В. Формирование ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов в процессе обучения в вузе МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2012.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ

FORMING OF PROFESSIONAL AND VALUE AIMS IN THE PROCESS OF INDEPENDENT WORK OF CADETS

И. С. Скляренко

В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы курсантов в высших учебных заведениях МВД России и один из способов ее решения. Новизной в статье можно считать предложенную структуру ценностных установок профессионального общения сотрудников ОВД. Автор обосновывает педагогические средства формирования ценностных установок профессионального общения у курсантов вузов МВД России в процессе самостоятельной работы.

I. S. Sklyarenko

The article introduces the problem of independent work organization of cadets in Interior Ministry universities in Russia. It also proposes one decision. The novelty described in the article is the proposed structure of value aims of professional contact of the Department of Interior Affairs workers. The author explains the pedagogical means of forming value aims of the professional contact among the cadets of the educational institutions of the MIA of the RF in the process of independent work.

Ключевые слова: ценностные установки профессионального общения, самостоятельная работа, адаптивность, ролевая мобильность, функциональная вариативность. _

Keywords: value installation of professional communication, independent work, adaptability, role mobility, functional variety.

«Истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения».

М. М. Бахтин

Самостоятельная работа в век все возрастающей информации и увеличения объема учебного материала играет важнейшую роль, и ее организация не праздный вопрос, а серьезная проблема. В эпоху перемен, поиска нравственных оснований и подготовки сотрудника нового облика, бесспорна актуальность формирования профессиональных ценностных установок у будущих сотрудников ОВД. Опыт показывает: объединение указанных проблем в целостную систему при их решении будет способствовать сокращению времени и энергетических затрат, а также существенно повысит качественные показатели.

Самостоятельная работа в образовательных учреждениях МВД России имеет свои особенности. Она, как правило, ассоциируется с самостоятельной подготовкой, которая, с одной стороны, является формой организации внеучебной деятельности курсантов, а с другой - одним из видов самостоятельной работы, регламентируемым нормативными актами и документами. Самостоятельная подготовка курсантов базируется на положении об ее организации, принятом учебным заведением, и направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов. Главное ее отличие в том, что она обязательна для курсантов и непосещение рас-

сматривается как грубое нарушение служебной дисциплины, влечет за собой меры взыскания. Внеучебная самостоятельная работа, установленная распорядком дня учебного заведения, предъявляет новые, более высокие требования к личности курсанта, его ценностным установкам [1].

Большой потенциал в повышении эффективности самостоятельной работы курсантов вузов МВД России на наш взгляд есть у малых групп. Малые группы в процессе самостоятельной работы моделируют реальность, являясь имитаторами-образцами решения жизненных и профессиональных проблем общения [2].

Отечественные и зарубежные психологи в своих исследованиях показали неоценимое влияние общения в малых группах на развитие психики индивида и становление его как личности. Деятельность малых групп в разнообразных направлениях рассматривалась в трудах В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Б. Ф. Ломова, Д. Б. Эльконина, А. Адлера, К. Левина, Ж. Пиаже, Ф. Оллпорта и других [2-3].

Самостоятельная работа в условиях групповой и индивидуальной деятельности отличается по своим характеристикам, таким как эффективность динамики и регуляции психических познавательных процессов. Так, при воспроизведении вербального материала на самостоятельной работе групповая деятельность обусловливает его проверку, коррекцию, выявляет «провалы памяти», формирует стратегию воспроизведения, осуществляет упорядочение воспроизводимых частей. При усвоении понятий, благодаря групповой деятельности, организованной на самостоятельной работе, расширяется база обобщения и абстрагирования; происходит содействие отбору и упорядочению усваиваемых знаний. Решению разнообразных задач на самостоятельной работе групповая деятельность благоприятствует путем смены стратегий поиска их решений [3].

В любом познавательном процессе при переходе от стадии к стадии осуществляется интеграция и трансформация информации. В условиях индивидуальной деятельности интегрируется и трансформируется только та информация, которой располагает данный индивид. В условиях групповой деятельности в индивидуально протекающий познавательный процесс вовлекается также информация, которую индивид получает от партнера по общению. При этом образуются специфические механизмы регулирования динамики индивидуальных познавательных процессов, совместные стратегии решения задач и общий для группы стиль деятельности. Именно этим определяется более высокая эффективность динамики познавательных процессов в условиях групповой деятельности на самостоятельной работе.

Анализ психологической литературы позволил нам выделить психологические условия, создающиеся малой группой в процессе организации самостоятельной работы [2].

Малая группа является моделью общества в миниатюре, в которой отражается внешний мир с его законами коммуникации и добавлением ингредиентов реализма в искусственно создаваемую среду.

Неудачи, возникающие при решении проблемы у кого-либо из членов группы, вызывают сопереживание у согруп-

пников. Сопереживание увеличивает вероятность предоставления помощи. Известно, что обучающийся активнее помогает согруппнику, который до этого помогал ему, так как возникает ответное чувство благодарности за помощь.

Условия малой группы позволяют ускоренно установить обратную связь, а с ней - возможность получения поддержки и развитие групповой чувствительности, что влияет на воспитание человеческих отношений, способности к взаимопониманию и эмпатии.

Проявление искренних чувств в группе, отрицательных или положительных, способствует развитию атмосферы взаимного доверия. Каждый участник групповой деятельности приближается к принятию себя таким, какой он есть. Почувствовав себя принятым группой, возникает ощущение полного доверия: ему доверяют, и он доверяет. Отношения, построенные на полном доверии в группе, делают общение в деятельности более тесным, с общими взглядами на жизнь, на отношения между людьми, то есть формируются ценностные установки. В доверительном общении появляются предпосылки общности.

В группе в силу факта множества каждый обучающийся испытывает чувство «неодолимой мощи». Психологическим результатом этого является возрастающее ощущение силы духа и воли. Зарождается сплоченность, коллективность, единение и спаянность, отражающие групповую силу. Ответ от имени группы отличается от индивидуального ответа ощущением «многоликости» и тыловой поддержки.

Возникающий в группе эффект «психического заражения», воздействуя, меняет психику индивида так, что он жертвует личными интересами в пользу групповых. «Групповая заразительность» имеет гипнотическую природу и проявляется, если индивид чувствует себя составной частью группы. Группа заражает индивида, а индивид, заражаясь, подражает группе, что можно рассматривать «корнем» коллективности.

При организации деятельности малых групп успех достигается за счет того, что работа осуществляется на виду друг у друга, так как на виду обостряется эмоция стыда, внешний план которой составляет публичное бесчестие. Именно поэтому на виду у товарищей культивируется работоспособность, а лениться становится стыдно. Коллектив при этом трудится дружнее, все чувствуют себя частями одного «механизма».

Стремление к власти помогает человеку преодолевать чувство слабости, мотивирует желание занимать определенное положение в профессиональной среде. Поэтому необходимо предоставлять обучающемуся возможность хотя бы эпизодически руководить товарищами, выполняя разнообразные роли. Это способствует формированию его мобильности и адаптивности, любви к профессии, которую он приобретает, развивает способность болеть за дело, которое выполняет, и гордиться им.

В группе возможно применение технологии продуктивного обучения через социальную фасилитацию, подразумевающую один из эффектов группы, состоящий в том, что активность индивида повышается в условиях ее осуществления в группе по сравнению с обычным уровнем этой же активности при индивидуальном осуществлении.

Было выдвинуто предположение, что перечисленные условия, складывающиеся в процессе организации самостоятельной работы малыми группами, будут создавать предпосылки для формирования ценностных установок профессионального общения у будущих сотрудников ОВД.

Основываясь на теории установки Д. Н. Узнадзе [4], под ценностными установками профессионального общения сотрудника ОВД мы понимаем целостное динамичное состояние готовности к осуществлению профессионального общения с ориентацией на его значимые характеристики, определяющие эффективность, нормы и эталоны должного поведения в профессиональном общении, регламентирующегося процессуальными документами. К таким ценностным установкам профессионального общения мы относим: установку на адаптивность в общении, установку на ролевую мобильность в общении, установку на эмпатий-ность в общении, установку на субординацию в общении, установку на функцианальную вариативность в общении, установку на распределение ответственности в общении, установку на само- и взаимооценивание в общении.

Рассмотрим формирование ценностных установок профессионального общения у курсантов образовательных учреждений МВД РФ в процессе организации самостоятельной работы на примере некоторых из них.

Установка на функциональную вариативность в общении формируется посредством самостоятельной работы на основе двух принципов организации обучения в малых группах: перспективного планирования совместной работы в малых группах и универсального использования малых групп во всех формах учебной и внеучебной деятельности. Первый принцип предполагает систематичность в использовании малых групп на самостоятельной работе, а не эпизодическое их применение. Системность и плановость позволяет выработать навык сотрудничества в группе, закрепить его при изучении разных тем и дисциплин, а значит, использовать в разнообразных видах профессиональной деятельности. Универсальное использование малых групп во всех формах учебной и внеучебной самостоятельной работы дает возможность отработать различные виды профессиональной деятельности.

Формирование на самостоятельной работе такой профессиональной ценностной установки, как адаптивность в общении в системе обучения малых групп, происходит посредством деления курсантов на группы по различным основаниям (учебным возможностям, интересам, психологической совместимости) и в зависимости от целей и задач организуемой деятельности. Самостоятельная работа, организованная в малых группах, состав и количество которых меняется от занятия к занятию или на самостоятельной подготовке, позволяет сформировать у курсантов адаптивность за счет искусственного создания условий необходимости взаимодействия в разных группах. Что, кстати сказать, моделирует профессиональную ситуацию общения.

Формирование профессиональной ценностной установки на ролевую мобильность в общении (изменчивость личности в общении) достигается благодаря возможности перехода курсантов из одной группы в другую, смене лиде-

ров, варьированию составом, количеством и ролями в группах, то есть использованию в процессе самостоятельной работы так называемых «подвижных» групп. Условия подвижной группы позволяют курсантам попробовать исполнить разные ролевые функции, заставляют находить контакт, передавать информацию, взаимодействовать с большим числом товарищей по учебной группе, причем даже с теми, к которым они не испытывают особой симпатии. Чем шире круг общения, тем больше возможностей для заимствования положительного опыта в установлении психологических контактов. С другой стороны, примеряя на себя роль лидера группы, каждый курсант саморазвивает организаторские способности, ответственность, уверенность в себе. Возможность выступить в роли руководителя позволяет курсантам попробовать распорядиться человеческими ресурсами, спланировать и проконтролировать работу, позволяет командовать другими. Постоянное перекомплектование групп и выполнение членами группы разнообразных ролевых функций в процессе самостоятельной работы делает группу и ее членов более мобильными.

Если вести речь о самостоятельной работе, организованной на самостоятельной подготовке, то там курсантам приходится менять свои группы в силу службы, несения нарядов, хозяйственных работ и др. Но как было сказано выше, это весьма полезно для формирования мобильности.

Таким образом, мы полагаем, что эффективной формой организации самостоятельной работы обучающихся может быть обучение в малых группах, которое в свою очередь оказывает существенное влияние на формирование ценностных установок профессионального общения. Обучение в малых группах обеспечивает: продуктивное обучение через социальную фасилитацию, проявление эффекта «группового заражения», максимизацию межличностного взаимодействия обучающихся в образовательном пространстве; построение эффективных структур взаимодействия; возможность выполнения разнообразных функций и ролей; создание позитивной взаимозависимости, сопереживание, групповую поддержку и взаимопомощь, групповую рефлексию учебной работы. По законам малой группы в ней существует взаимовлияние, конформизм, что воздействует на установки каждого члена группы, изменяет его поведение, воспитывает как личность, формирует профессиональные ценностные установки.

список источников и литературы

1. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник / под ред. В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 512 с.

2. Скляренко И. С. Формирование ценностей профессионального общения у сотрудников правоохранительных органов: моногр. Уссурийск: УГПИ, 2009. 212 с.

3. Ломов Б. Ф. Вопросы общей педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. 296 с.

4. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 451 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.