2. Шустова И. Ю. Фактор детско-взрослой общности в воспитании и развитии субъектности юношества: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.
3. Иванова Е. Ю. Типология включенности в детско-взрослую общность. М., 2007.
4. Слободчиков В. И. Педагогика Антона Семеновича Макаренко - социально-педагогическое открытие ХХ века // Народное образование. 2006. № 6.
5. Кларина Л. М. [и др.] Создание детско-взрослого клуба как условие развития семейно-педагоги-
ческой общности в детском саду № 690 // Российско-американский форум образования: электронный журнал. 1/08/2010. Vol. 2, Is. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=art&article = 1000745&iid=7 (дата обращения 21.02.2012).
6. Резухина Е. В. Нарушение детско-взрослой общности как фактор школьной дезадаптации учащихся начальных классов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тула, 2003.
ЭМПАТИЙНОСТЬ В ОБЩЕНИИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТНАЯ УСТАНОВКА СОТРУДНИКА ОВД
EMPATHY IN COMMUNICATION AS PROFESSIONAL VALUE INSTALLING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS
И.С.Скляренко
В статье предпринимается попытка решения одной из проблем профессионального общения сотрудников ОВД педагогическими средствами. Новизной можно считать понятие профессиональной ценностной установки на эмпатийность в общении сотрудников ОВД и педагогические средства ее формирования у курсантов вузов МВД России.
Ключевые слова: общение, эмпатия, профессиональная ценностная установка, эмпатийность в общении, малые группы.
I. S. Sklyarenko
In the article the author suggest his solution of one of the problems of the professional contact employee of law enforcement officers by pedagogical means. The novelty in article lies in the notion of professional value guideline on to empathic ability in contact of the law-enforcement employees and facility of its shaping beside midshipman of the educational institutions of the Ministry of the Interior of RF.
Keywords: contact, empathy, professional value installation, empathic ability in contact, small groups.
Одна из профессиональных проблем сотрудников правоохранительных органов связана с характером профессионального общения. Она состоит в том, что сотруднику ОВД по долгу службы приходится иметь дело с множеством судеб, требующих понимания, проникновения, индивидуального, творческого подхода, внимательного изучения правоотношений, высокого уровня навыков межличностного общения.
Сотрудники правоохранительных органов соприкасаются с самыми сокровенными жизненными ситуациями человека, о которых поведают не каждому. Так, участковый должен постоянно общаться с людьми для того, чтобы быть в курсе событий, происходящих на вверенной ему территории. Должен уметь вовремя получить информацию или сам заметить человека, которому нужна помощь, и оказать ее так, чтобы человек принял эту помощь. Для этого участковому необходимо в общении завоевать доверие, уважение и авторитет у жителей разного возраста, социального положения и статуса.
Следователь и дознаватель, осуществляющие функцию уголовного преследования лиц, совершивших престу-
пление, обязаны уметь в процессе общения располагать к себе различных участников процесса (потерпевших, подозреваемых, свидетелей и др.), слушать, слышать и говорить с ними. Для них при общении важно вовремя сказать или промолчать, отвлечь или заострить внимание, выслушать, помочь вспомнить, навести на мысль, предупредить неблагоприятный момент, убедить не скрывать все детали события, которые могут оказаться недостающим звеном в логической цепочке рассуждений при раскрытии преступления. Общение с подозреваемым, организованное в рамках, предусмотренных законом, и на основе этических норм, порой бывает недостаточным. Желание понять и помочь изменить жизнь в нравственно-правовом направлении, проявление беспокойства о близких несут с собой эффективность в расследовании.
Оперативный сотрудник, общаясь, должен уметь устанавливать и поддерживать контакты со своими доверителями для получения необходимой информации по преступлению. Выполнение должностных обязанностей по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений требует от оперативника умений представлять
себя в качестве другого лица, изображать различные социальные и профессиональные типы людей. Убедительное «вживание» в образ другого человека возможно только в том случае, если сотрудник не просто понимает реальную мотивацию его поведения, а чувствует другого человека.
К сожалению, на деле сотрудники ОВД не всегда проявляют в общении должное понимание людей. По данным социологических исследований, проведенных ЗападноСибирским отделом ВНИИ МВД России, 44% респондентов отмечают, что действия сотрудников ОВД сопровождались невнимательностью, даже грубостью и бестактностью; 34% опрошенных указали на бездействие и волокиту сотрудников в отношении разбирательств по правонарушениям; 24% опрошенных испытали на себе проявление неоправданного насилия с их стороны. Приведенные факты непрофессионального общения сотрудников ОВД подрывают репутацию всей правоохранительной системы и даже достоинство представляемого ими государства. Причины явлений непрофессионального общения многие ученые (А. В. Буданов, В. Л. Васильев, М. И. Еникеев, В. Я. Кикоть, В. Л. Кубышко, А. М. Столяренко, Ю. В. Чуфаровский и другие) видят в слабом развитии у сотрудников ОВД ценностной сферы [1-6].
Исходя из этого одним из способов решения проблемы взаимопонимания сотрудника ОВД и гражданина может быть его ориентация в профессиональной деятельности на такую ценностную установку профессионального общения, как эмпатийность в общении.
Е. С. Рапацевич трактует эмпатию как внерациональ-ное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование). Понять - значит признать, что влиять на человека можно не только силой, голос человечности -тоже сила [7]. М. И. Еникеев полагает, что эмпатия - это понимание воспринимаемого человека посредством эмоционального чувствования, сопереживания его состояния [3]. В. В. Аврамцев ссылается на эмоциональную природу эм-патии, проявляющуюся в том, что ситуация другого человека, партнера по общению не столько «продумывается», сколько «прочувствуется» [8]. А. Я. Гришко и Т. Н. Демко указывают на то, что способность сочувствовать - одно из лучших человеческих качеств, также необходимых для исторического прогресса. По отношению же к людям, которые обманывают и оскорбляют, к преступникам, которые убивают, грабят, насилуют, трудно найти сочувствие и снисхождение. Они вызывают только негодование. Однако наши предки видели в преступнике не только злодея, но и несчастного, заблудившегося, попавшего в беду и обреченного на страдания человека. По праздникам православные русские молились за грешные души, чтобы Бог послал им просветление. Христианские ценности учат сочувствию, терпимости и прощению, чтобы каждый человек, а вместе с ним все общество не озлобились окончательно.
С точки зрения психологии эмпатия есть эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого человека. При эмоциональном отклике человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым, что побуждает его к помощи. Свое восприятие и понимание другого люди, как правило, строят на базе собственного опыта, в основе ко-
торого лежит механизм идентификации, включающий уподобление другого себе и уподобление себя другому. Так, законопослушные граждане легче представляют себя потерпевшими, чем обвиняемыми. Поэтому сотрудник ОВД идентифицирует себя с потерпевшим и легко начинает ему сочувствовать. В отношении подозреваемых и обвиняемых возникает барьер невосприятия, поэтому становится труднее реализовывать правовые гарантии, презумпцию невиновности, принцип обеспечения права на защиту.
Производная от понятия «эмпатия» профессиональная ценностная установка на эмпатийность в общении предполагает готовность в ситуациях общения проявить гуманное отношение к человеку, сопереживание, понимание, умение слушать, слышать и говорить с человеком, грамотно изъясняясь, нести ответственность за данные обещания, то есть ориентироваться на значимые характеристики эффективного общения, нормы и эталоны должного поведения в профессиональном общении.
Формирование профессиональных ценностных установок, важных для успешной деятельности сотрудников правоохранительных органов, актуально уже в процессе их обучения в стенах специализированных учебных заведений МВД России. Ведь именно в них, по мнению В. Л. Кубышко, происходит формирование профессионально-нравственных основ личности сотрудника ОВД [5].
В целях формирования профессиональной ценностной установки на эмпатийность в общении обучение курсантов организуется в малых группах на основе принципа создания условий для усвоения правил работы в группе. Реализация этого принципа позволяет настроить курсантов в процессе их общения на достижение общего успеха, привить им навыки говорения и дискутирования, воспитать уважение к мнению и чувствам товарищей. Если на «традиционном» занятии невозможно предоставить слово каждому курсанту, то при обучении в малой группе каждый курсант может высказать свое мнение, прежде всего адресуясь к товарищам по группе. Общение курсантов в группе позволяет им включаться в духовный мир друг друга, и обучающий эффект при этом достигается не только моделированием деятельности, но и за счет особенностей внутригрупповых отношений, на которые большое влияние оказывает грамотная речь.
Создание условий для усвоения правил работы в группе было связано с введением в учебный процесс особых элементов, искусственно направляющих курсантов на этические формы общения, в процессе которого они применяли определенные правила общения, составляющие так называемый Кодекс групповой работы. Среди этих правил следующие: уважай мнение каждого члена группы; не понял - переспроси; высказывайся кратко и четко; не согласен - обоснуй; критикуешь - предлагай; не согласны с тобой - установи причину; аргументированно доказали неверность твоих взглядов - признай ошибку; успешное выполнение задания зависит от каждого члена группы и другие [9].
Поясним воспитательный аспект некоторых правил для групповой работы с точки зрения развития профессиональной ценностной установки на эмпатийность в общении. Такие правила, как «выслушай товарища внимательно, не пе-
ребивая», «постарайся понять мысль товарища», «не понял -спроси еще раз» воспитывают доброжелательность, вежливость, понимание и уважение мнения товарищей в процессе общения. Правило «высказывайся кратко и четко» (то есть не демонстрируя своего красноречия) способствует развитию деловитости, уважения чужого внимания и времени. Кодекс запрещает перебивать согруппника, в целях воспитания у курсантов выдержки. Правила «не согласен - обоснуй», «не согласны с тобой - установи причину» учат обосновывать собственную позицию, прививают навыки культурного ведения дискуссии. Правило «аргументированно доказали неверность твоих взглядов - признай ошибку» развивает самоуважение, самообладание, воспитывает чувство собственного достоинства и одновременно благородство. Особое значение приобретает для юношей такое качество, как самообладание. Указанное правило необходимо разъяснить курсантам и с той точки зрения, что в понимании человека весьма важно позволить ему быть правым. С другой стороны, объективное признание своей ошибки означает уважение к себе самому. Умение владеть собой считается ценным качеством, а эмоциональная несдержанность не приветствуется коллективом и переживается личностью. Если курсант не проявляет выдержку при выслушивании товарища, перебивает его, грубит, не реагирует на замечания членов группы, то ставится вопрос о несовместимости его стиля общения с будущей профессиональной деятельностью. Правило «успешное выполнение задания зависит от каждого члена группы» воспитывает дух коллективности, развивает взаимопомощь и активную жизненную позицию, не позволяет отсиживаться за спинами других [9].
Кроме правил, входящих в Кодекс, целесообразно оговорить права и обязанности групповой работы: право получать поддержку и помощь со стороны группы; право на собственное мнение; обязанность слушать не перебивая; обязанность высказываться; обязанность говорить за себя.
В целом Кодекс, права и обязанности групповой работы организуют и управляют работой в группах, воспитывают самостоятельность, понимание товарищей, прививают культуру общения. Все это дисциплинирует взаимоотношения внутри группы. Дисциплинированность проявляется в поступках и действиях курсантов, отражает сознательное выполнение правил групповой работы. Дисциплинированность не требует постоянного напряжения мысли, потому что постепенно становится следствием привычки в соответствии со сложившимся образом взаимоотношений в группе. Благодаря этому в дальнейшем курсанты намного быстрее смогут найти верную линию поведения в различных ситуациях общения. Дисциплинированность, основанная на Кодексе групповой работы, имеет волевое начало и требует от курсантов выдержки, твердости, настойчивости, умения себя сдерживать, но включает и другие нравственные привычки общения: вежливость, предупредительность, внимание к окружающим, внутреннюю собранность и организованность. Перечисленные качества являются неотъемлемыми для сотрудника ОВД и находят свое отражение в профессиональной ценностной установке на эм-патийность в общении.
В процессе проведенного нами исследования изучалось отношение курсантов экспериментальных и контрольных групп к профессиональной ценностной установке сотрудников ОВД на эмпатийность в общении. В экспериментальных учебных группах обучение строилось на основе использования Кодекса групповой работы. В контрольных группах Кодекс для курсантов не вводился, правила работы внутри группы не оговаривались.
Для исследования отношения курсантов к установке на эмпатийность в общении был разработан специальный тест. Он отражал отношения курсантов к этой ценностной установке профессионального общения и их готовность к профессиональному общению в соответствии с ней.
В начале эксперимента ответов, отражающих положительное отношение к установке на эмпатийность в общении, в экспериментальных и контрольных группах было приблизительно одинаковое количество (по 3%). Результаты заключительного среза выявили существенные различия между контрольными и экспериментальными группами. В экспериментальных группах процент ответов, отражающих положительное отношение к установке на эмпатийность в общении, составил 60%, в контрольных группах он возрос всего лишь в два раза - до 6%. Полученные результаты объясняются, на наш взгляд, введением разработанного Кодекса. Благодаря систематическому, целенаправленному использованию правил работы внутри малых групп в процессе обучения курсантам экспериментальных учебных групп удается привить позитивное отношение к ценностной установке на эм-патийность в профессиональном общении.
Предлагаемый педагогом свод правил работы в группе помогает курсантам правильно ориентироваться в сложных коллизиях групповых взаимоотношений, сопровождающих выполнение заданий. Заложенные в нем ценностно-этические требования к общению служат ориентирами контроля со стороны группы и критериями профессиональной пригодности. Разработанный педагогом Кодекс групповой работы в процессе развития опыта группового общения корректируется курсантами с целью его приближения к практической деятельности.
Ориентация в профессиональной деятельности на такую ценностную установку, как эмпатийность в общении, предполагает, что ценность другого человека становится ведущим нравственным ориентиром.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буданов А. В. Работа с сотрудниками ОВД по преодолению профессиональной деформации. М., 1994.
2. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2002. 656 с.
3. Еникеев М. И. Юридическая психология: учеб. для вузов. М.: НОРМА, 2000. 517 с.
4. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник / под ред. В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 512 с.
5. Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникативной компетентности у сотрудников органов внутренних дел: учеб.-метод. пособие / под ред. В. Л. Ку-бышко. М.: ЦОКР МВД России, 2007. 192 с.
6. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология: учебник для вузов. М.: Новый Юрист, 1998. 448 с.
7. Педагогика: Большая современная энциклопе-
дия / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Соврем. слово, 2005. 720 с.
8. Аврамцев В. В. Психология профессионального общения юриста: учеб.-метод. пособие. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. 88 с.
9. Скляренко И. С. Формирование ценностей профессионального общения у сотрудников правоохранительных органов: моногр. Уссурийск: УГПИ, 2009. 212 с.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЖЕНЩИНАМИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ОТКАЗОВ ОТ НОВОРОЖДЕННЫХ
SOCIAL WORK WITH WOMEN TO AVOID ABANDONING OF NEWBORN
В. С. Тарченко
Статья освещает основные аспекты социальной работы с женщинами по предотвращению отказов от новорожденных. На основании мотивационных исследований и экспертного опроса медицинского персонала автор классифицирует женщин-отказниц. В зависимости от типа отказницы автором предложен собственный план работ. В социальной работе с молодежью предлагается сделать акцент на профилактику.
Ключевые слова: отказ от новорожденных, мотивация, женщины-отказницы, профилактика.
Проблема детей, оставленных сразу после рождения, является одной из актуальных для современного российского общества, но, к сожалению, она усугубляется тем, что отсутствуют эффективные инструменты для ее решения.
В настоящее время приоритетными мерами правительства заинтересованности семьи в ребенке являются материальные стимулы, в то время как основным направлением деятельности должна стать государственная семейная политика, направленная на укрепление статуса благополучной семьи через возрождение семейных традиций, на профилактику девиантного отношения к детям.
Некоторые женщины оставляют своего ребенка в роддоме. Законодательство не преследует их. Вместе с тем известно немало случаев, когда женщина, забрав ребенка из роддома, тут же оставляет его где-то на улице. Хорошо, если его быстро обнаружат и он не успеет замерзнуть. Ребенка, оставленного матерью, направляют в дом малютки, а затем в детский дом.
Надо заметить, что в основном детей оставляют в роддомах в больших и средних городах. По информации уполномоченного по правам ребенка Москвы Алексея Голова-ня, как правило, это иногородние и жительницы стран СНГ.
V. S. Tarchenko
The article is devoted to the main aspects of social work with women to avoid abandoning of the newborn children. On the basis of the investigation (motivational study of women and expert interview of medical personnel) the author introduces classification of types of women who decided to abandon newborn. The author suggests different plans of work depending on women's types. Preventive measures should be emphasized in social work with the youth.
Keywords: abandoning of newborn, motivation, women who decided to abandon newborn, preventive measures.
В небольших поселениях, где сохранилось еще традиционное представление о ценности детей и женщина включена в определенный социум, который ее непременно осудит за брошенного ребенка, такая ситуация, как правило, возникает редко. Или эти женщины стремятся скрыть свою беременность от близких и уехать рожать в другой город.
Сегодня для проведения эффективной политики в области стимулирования репродуктивного поведения необходимо учитывать всю совокупность социальных, экономических, медицинских и психологических составляющих жизненного мира женщин как до, так и после рождения ребенка. Исследуют жизненный мир женщин представители разных наук: и демографы, и психологи, и врачи, и социологи [1-9].
Однако ощущается недостаток в исследованиях, которые дали бы комплексную оценку влияния социальных факторов на решение женщины оставить своего ребенка в родильном доме и предложили бы способы решения этой проблемы.
В 2008 г. нами было начато исследование, целью которого являлось изучение комплекса мотивов, побуждающих женщину отказаться от новорожденного. Кроме того, была поставлена задача - выяснить влияние культурных норм и ценностей Северного Кавказа на решение женщины-