Научная статья на тему 'Формирование ценностей профессионального общения курсантов посредством обучения в малых группах'

Формирование ценностей профессионального общения курсантов посредством обучения в малых группах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предкоммуникативные профессиональные умения / ценности профессионального общения / АДАПТИВНОСТЬ / ролевая мобильность / эмпатийность / дискурсивное мышление / субординированность / распределение ответственности / функциональная вариативность / взаимооценивание / pre-сommunicative professional skills / values of the professional communication / adaptability / role mobility / discourse thinking / Empathy / Subordination / delegating responsibility / functional variety / mutual evaluation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скляренко Ирина Сергеевна

В статье предпринимается попытка представления ин-тегративного характера подструктуры общения, входящей в состав других подструктур профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Новацией в статье можно считать предложенную автором структуру ценностей профессионального общения сотрудников ОВД и средства их формирования у курсантов образовательных учреждений МВД России. Автор показывает практическое применение малых групп для развития ценностей профессионального общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article attempts to present the integrative nature of the communicational sub-structure included in various other structures of professional activities of law enforcement officers. The novelty consists in the value structure of professional communication of law enforcement officers developed by the author, and the means of their development in the cadets of the educational institutions of the MIA of RF. The author demonstrates the practical application of small groups in developing the values of professional communication.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностей профессионального общения курсантов посредством обучения в малых группах»

4. Методы воспитания рассматриваются в контексте тонких и мягких средств и условий, представленных в творчески развиваемых моделях конструирования самоорганизующейся педагогической ситуации [9; 10].

Таким образом, изучение базовых компонентов лич-ностно ориентированного воспитания способствует развитию творческого педагогического мышления, позволяет выработать собственное видение проблем воспитания и обучения в высшей школе, а также определить собственную стратегию и тактику педагогической деятельности в ведомственном вузе.

1. Гузенко И. Г Идеалы и ценности современного воспитания // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: мат-лы второй межрегиональной науч.-практ. конф. Воронеж, 2001. С. 27-31.

2. Буторина Т. С., Мосягина С. Ю. Основные направления воспитательной работы в вузе // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: мат-лы второй межрегион. науч.-метод. конф. Воронеж, 2001. С. 42-43.

3. Новые ценности образования / под ред. П. В. Анохиной и др. М., 1996. № 6. 162 с.

4. Биочинский И. В. Воспитательные аспекты подготовки специалистов в вузах МВД России. Н. Новгород, 1997. 46 с.

5. Биочинский И. В. Воспитание в вузе МВД: процесс и результат // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. 1996. № 4. С. 147-152.

6. Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. М., 1995. Вып. 2. С. 16-45.

7. Там же.

8. Биочинский И. В. Воспитание в вузе МВД: процесс и результат.

9. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие. М., 1999. 560 с.

10. Кульневич С. В. Педагогика личности: от концепции до технологии: учебное пособие. Ростов н/Д, 2001. 160 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ КУРСАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ В МАЛЫХ ГРУППАХ

И. С. Скляренко

«Есть только одна подлинная ценность -это связь человека с человеком»

Антуан де Сент-Экзюпери

В статье предпринимается попытка представления интегративного характера подструктуры общения, входящей в состав других подструктур профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Новацией в статье можно считать предложенную автором структуру ценностей профессионального общения сотрудников ОВД и средства их формирования у курсантов образовательных учреждений МВД России. Автор показывает практическое применение малых групп для развития ценностей профессионального общения.

Ключевые слова: предкоммуникативные профессиональные умения, ценности профессионального общения, адаптивность, ролевая мобильность, эмпатийность, дискурсивное мышление, субординированность, распределение ответственности, функциональная вариативность, вза-имооценивание.

Органы внутренних дел являются государственной системой исполнительной власти, выполняющей в сфере охраны права и порядка самые различные функции. Основными видами деятельности сотрудников ОВД можно считать, прежде всего, работу следователей, дознавателей, сотрудников оперативного состава, розыска, патрульно-постовой службы и штаба.

В структуре современной профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов ученые (В. Л. Васильев, М. И. Еникеев, А. М. Столярен-ко, Ю. В. Чуфаровский, А. А. Караванов и др.) выделяют 6 основных подструктур: реконструктивную, организационно-управленческую, поисковую, удостоверительную, воспитательную и общения.

Большинство ученых, практические работники отмечают, что едва ли не вся профессиональная деятельность сотрудников ОВД состоит из общения, в соотношении указываются цифры 90% и более. Сюда включается общение с коллегами, гражданами, противоправными элементами, различными органами и организациями [1-6].

Исходя из того, что общение в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов имеет главенствующее значение, на наш взгляд, в структуре общения правоохранительной деятельности можно выделить все из перечисленных выше 6 подструктур. Подобный ракурс представляет общение как интегрирующую составляющую данных подструктур и показывает связь каждой подструктуры с общением.

Содержательная сторона интегрирующих составляющих структуры общения в профессиональной деятельности правоохранительных органов определяется предкоммуникативными профессиональными умениями сотрудников ОВД. Термин «предкоммуникативные умения» введен в психологию А. А. Леонтьевым и перенесен на педагогическое общение. Под предкоммуникативными профессиональными умениями сотрудников ОВД мы понимаем совокупность умений, которые служат для успешного профессионального общения [7].

Предкоммуникативные профессиональные умения сотрудников правоохранительных органов, исходя из структуры общения в профессиональной деятельности, предъявляют к сотрудникам требования относительно развития ряда ценностей профессионального общения. Ценности профессионального общения представляются нам, с одной стороны, как значимые объекты в общении для сотрудников правоохранительных органов, своего рода определенный комплекс требований к профессиональному общению для его максимальной эффективности, с другой - как правила поведения сотрудников в процессе профессионального общения, способность чувствовать близость к сослуживцу, руководителю, подчиненному, любому человеку.

Проведенные нами исследования говорят о том, что формированию приоритетного отношения к ценностям профессионального общения и развитию этих ценностей у курсантов учреждений МВД России способствует система организационно-педагогических методов деятельности малых групп в процессе обучения. Рассмотрим содержание каждой подструктуры общения в профессиональной деятельности ОВД в аспекте развития ценностей профессионального общения.

В рамках представления общения интегрирующей составляющей вышеупомянутых сложившихся в научной теории профессиональной деятельности 6 подструктур подструктуру общения целесообразнее именовать «стилевая подструктура» [8; 9, с. 173].

В основе стилевой подструктуры общения лежит совокупность умений в общении сотрудников ОВД, направленном на установление истины, законности и справедливости. Предкоммуникативными профессиональными умениями сотрудников ОВД в рамках этой подструктуры являются умения: ролевого перевоплощения, а также быстро адаптироваться при работе в разных коллективах и понимать людей.

Умение быстро адаптироваться при работе в разных коллективах основывается на том, что при расследовании уголовных дел каждый раз собирается новая команда специалистов. Для расследования сложных уголовных дел применяется метод группового расследования преступлений, на время следствия создаются следственно-оперативные группы, имеющие в своем составе нескольких следователей, оперативных сотрудников и криминалистов. Поэтому сотрудникам ОВД важно обладать способностями: сплотить коллектив; определить место каждого сотрудника в команде и свое собственное; учитывать личностные качества коллег, необходимых для разных видов совместной деятельности; максимально использовать возможности сотрудников в интересах коллектива.

Развитие умения быстро адаптироваться при работе в разных коллективах способствует формированию такой ценности профессионального общения сотрудников ОВД, как адаптивность в общении. Адаптивность подразумевает способность сотрудника приспосабливаться к различным группам, коллективам, условиям службы.

В системе обучения малых групп указанная ценность развивается посредством деления курсантов на группы по различным основаниям (учебным возможностям, интересам, психологической совместимости) и в зависимости от целей и задач организуемой деятельности. Организация учебной деятельности в малых группах, состав и количество которых меняется от занятия к занятию, искусственно создает условия необходимости общения в разных группах. При этом моделируется профессиональная ситуация общения.

Умение в ходе личностного ролевого перевоплощения менять образ объясняется тем, что сотрудникам ОВД в процессе профессиональной деятельности приходится играть разнообразные социальные и профессиональные роли, взаимодействовать с разным числом коллег. Например, дежурный следователь на выезде по месту

происшествия выступает в роли руководителя оперативной группы, а сотрудник отдела розыска для добывания оперативной информации, перевоплощаясь, играет различные социальные роли. В силу этого данное умение подразумевает развитие специфических профессиональных способностей: вживаться в образ, представляя себя в качестве другого лица на основе точной его характеристики и ситуаций, переживаемых другими людьми; способность к взаимозаменяемости; речевую находчивость.

Умение личностного ролевого перевоплощения развивает у курсантов такую сторону профессионального общения, как ролевая мобильность в общении, т. е. подвижность личности в общении. При использовании в ходе обучения малых групп это достигается благодаря возможности перехода курсантов из одной группы в другую, смены лидеров, варьирования состава, количества и ролей в группах, т. е. построения в процессе обучения «подвижных» групп. Условия подвижной группы позволяют курсантам исполнять разные роли, развивают речевую находчивость, заставляют находить контакт, передавать информацию, взаимодействовать с товарищами по учебной группе, даже с теми, к которым не испытывают особой симпатии. Систематическое перекомплек-тование делает членов группы более мобильными.

Умение быть проницательным важно для сотрудников правоохранительных органов, так как по долгу службы им приходится соприкасаться с такими жизненными ситуациями, о которых человек поведает не сразу. Участковый уполномоченный должен сам увидеть, кому нужна помощь, и оказать ее так, чтобы человек принял эту помощь. Для этого необходимо суметь завоевать доверие, уважение и авторитет у граждан. Следователь обязан уметь располагать к себе людей, уметь слушать, слышать и говорить с ними. Оперативник должен уметь установить и поддерживать контакты со своими доверителями для получения информации. Все перечисленное возможно, если сотрудники ОВД будут иметь ценностно ориентированную установку на гуманное отношение к человеку, сопереживать окружающим, «проживать вместе с ними их жизнь». Умение понимать людей включает способность находить индивидуальный подход и общий язык с различными категориями граждан при разных обстоятельствах, добиваться понимания людьми справедливости применяемых норм права.

Умение понимать людей развивает у курсантов такую ценности профессионального общения, как эмпа-тийность в общении, понимание человека, умение слушать и слышать его, прислушиваться к его мнению, способность сочувствовать и сопереживать ему, быть дисциплинированным в части выполнения своих обещаний. В системе использования малых групп эмпатийность развивается путем постепенного усвоения правил работы в группе, так называемого кодекса групповой работы, который настраивает курсантов на достижение общего успеха, дисциплинирует их, прививает навыки дискутирования, воспитывает уважение к мнению, идеям, чувствам товарищей. Подобный процесс органичного взаимодействия позволяет им постигать духовный мир людей.

В реконструктивной подструктуре общение сотрудников ОВД заключается в воссоздании картины преступления. На практике это зачастую делается совместными усилиями, так как следователь, участковый, оперативный сотрудник на первоначальной стадии расследования обладают различной информационной базой по конкретному преступлению, которую следует воссоединить.

Содержательная сторона реконструктивной подструктуры предполагает умение решать проблемы в процессе коллективной мыследеятельности, что, в свою очередь, подразумевает совместное решение задачи, при котором на базе определенной информации зародившаяся у кого-то из группы идея мгновенно подхватывается коллегами, анализируется, оценивается и развивается. Происходит как бы движение мысли, мыследей-ствие, которое, обрастая информацией, многократно повторяется по возрастающей, образуя мыследеятель-ность. Мыследеятельность включает в себя способности: коллективного воссоздания образа по словесным описаниям; коллективного конструирования и моделирования поведения; коллективного проектирования и прогнозирования событий; групповой рефлексии.

Развитие умения решать проблемы в процессе коллективной мыследеятельности формирует такую ценность профессионального общения сотрудников ОВД, как дискурсивное мышление в общении. Это понятие означает опосредованное прошлым опытом речевое логическое мышление, процесс связанного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Исторические корни понятия лежат в учениях представителей коммуникативной этики (Ю. Хабермас, К. -О. Апель), которые под дискурсом понимали выработку общего мнения. Ценность дискурсивного мышления в общении предполагает не просто коллективное решение, а коллективное нахождение решения, совместную решенность проблемы как результат совместной деятельности.

Указанная ценность в рамках организационно-педагогических методов деятельности малых групп формируется посредством предоставления группам дифференцированных и проблемных заданий. Предлагаемые на выбор задания заставляют курсантов оценивать уровень учебных возможностей каждого члена и группы в целом, что влияет на совместное его выполнение. Сообща выбирая и выполняя задания, группа продвигается от более простых к более сложным, одновременно усваивая и более сложные формы совместной работы. Проблемный характер заданий усиливает потребность в коллективной мысли и взаиморазъяснении каких-либо аспектов.

Общение в ходе организационно-управленческой деятельности предполагает организацию и управление профессиональной деятельностью сотрудников ОВД. Предкоммуникативным профессиональным умением сотрудников в этой подструктуре является умение выполнять и отдавать приказы, исходящее из принципа единоначалия, главного принципа построения правоохранительной системы, заложенного в основу руководства и взаимоотношений между сотрудниками. Единоначалие заключается в наделении начальника всей полнотой

распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством. Подчиненный обязан выполнить приказ начальника беспрекословно, точно в срок. Приказы отдаются в порядке подчиненности, соблюдается строгая субординация в отношениях сотрудников.

Умение выполнять и отдавать приказы вырабатывает у курсантов ценность профессионального общения, которую мы называем субординированностью. Она определяется как соблюдение такта в общении и поведении сотрудников, дистанции в служебной деятельности. Способность подчиняться на занятии преподавателю, командиру группы (как старшим по званию и должности), лидеру малой группы (который может быть ниже по воинскому званию, но выше в данный момент «по должности») вырабатывается благодаря методу оперативного руководства деятельностью малой группы. Этот же метод позволяет курсантам самим выступить в роли руководителя. Умение подчинять себе других развивается через умение подчиняться, формирует управленческие способности, ответственность и уверенность в себе.

Общение в ходе поисковой деятельности предполагает поиск и преследование преступников сотрудниками ОВД. Содержание данной подструктуры заключается в умении принимать ответственность и разделять ее с коллективом. Деятельность сотрудников ОВД наполнена открытой конфронтацией, к которой нужно быть постоянно готовыми физически, психологически и морально. При расследовании преступления уже в самом начале предопределено неравенство противоборствующих сторон: преступника и сотрудников. Преимущество преступников состоит во времени, информированности относительно преступления, а значит, в инициативе, что позволяет им оказывать воздействие на ход расследования. Сотрудники находятся в ситуации информационного дефицита, в остроконфликтных, ограниченных временем условиях. Противодействие заинтересованных лиц превращается в состязание с сотрудниками ОВД. Уступание преступнику на начальном этапе расследования компенсируется слаженной работой сотрудников, принятием ответственности и разделением ее с коллективом. Коллектив сотрудников разных специальностей и уровней противопоставляет преступнику групповую поддержку, придающую каждому смелость, находчивость, веру в справедливый успех дела, дисциплинированность и ответственность.

При формировании умения принимать ответственность и разделять ее с коллективом происходит становление такой ценности профессионального общения сотрудников ОВД, как распределение ответственности в общении. Основное содержание заключается в осознании персональной ответственности за выполнение коллективной задачи, в результате чего возникает чувство сопричастности к общему делу. Такая ценность профессионального общения, как распределение ответственности, имеет сходство с понятием А. С. Макаренко «ответственная зависимость», которую в учении о коллективе он считал основным фактором развития группы в коллективе.

В распределении ответственности большую роль играют общественные интересы личности, стремление

к общению в совместной работе, умение сочетать общественное с личным и, при необходимости, предпочесть интересам личным интересы коллектива. Распределение ответственности как ценность профессионального общения характеризуется объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности; ответственностью каждого члена за коллектив и коллектива - за каждого его члена; дружескими отношениями и одновременно требовательностью, преобладанием удовлетворенности при оказании помощи.

Распределение ответственности в общении развивается посредством сочетания групповой, индивидуальной и фронтальной работы, что порождает дух соревнования. Фронтальная работа, организуемая вслед за групповой для представления результатов деятельности групп ведет к тому, что у курсантов возникает непроизвольное желание показать лучшее решение. В группах наблюдается самостимулирование взаимопомощи, азартность подготовки. У курсантов появляется решимость взять ответственность за всю группу на себя. Распределение индивидуальных заданий в малой группе мобилизует умственные возможности каждого благодаря сильнейшему желанию не подвести, оправдать доверие группы, справиться с порученным заданием.

Общение в ходе удостоверительной деятельности предполагает сбор и фиксирование информации сотрудниками ОВД. Предкоммуникативные профессиональные умения сотрудников заключаются в умении осуществлять в команде разные виды профессиональной деятельности (допрос, обыск, осмотр места происшествия, очную ставку, досмотр, задержание), документально оформлять эти и другие виды действий. Указанное умение подразумевает: умение организовать совместную работу и определить в ней место каждого члена профессиональной группы; владение вербальными и невербальными средствами общения; способность к тактическому, коммуникативному взаимопониманию; навыки взаимной тактической поддержки.

Умение осуществлять в команде разные виды профессиональной деятельности развивают такую ценность профессионального общения сотрудников ОВД, как функциональная вариативность в общении, варьирование разными видами деятельности в профессиональном общении, стремление и умение работать совместно, помогая и поддерживая членов команды, коллективно анализировать ход и результат деятельности. Функциональная вариативность в общении основывается на перспективном планировании совместной работы в малых группах, что предусматривает не эпизодическое, а систематическое использование малых групп. Системность и плановость позволяет наряду с развитием ценности профессионального общения выработать навыки сотрудничества и партнерства, закрепить их при изучении разных тем и дисциплин, а значит использовать в разнообразных видах профессиональной деятельности. Универсальное использование малых групп во всех формах учебной и внеучебной деятельности дает возможность отработать различные виды профессиональной деятельности.

Общение в ходе воспитательной деятельности предполагает передачу нравственных ценностей сотрудниками ОВД; воспитание товарищей, самовоспитание, воспитание правонарушителей. Умение адекватно оценивать себя, своих коллег, других людей, т. е. способность оглянуться назад, осмыслить вместе с коллегами сделанное, отметить позитивные и негативные элементы в сотрудничестве.

Становление умения адекватно оценивать себя, своих коллег и других людей способствует развитию такой ценности профессионального общения сотрудников ОВД, как взаимооценивание в общении, коллективный обмен оценками взаимодействующих партнеров, совместное оценивание деятельности каждого на основе взаимопроверки. Взаимооценивание осуществляется в процессе рефлексивного анализа достигнутых результатов, выявляет осваиваемую систему ценностей и становится отправным моментом для рождения идей и определенного морального выбора. Здесь практически реализуется идея Ю. А. Шрейдера: «Выбор того, что является безусловным благом для других, есть выбор моральных ценностей». В процессе групповой рефлексии курсанты обосновывают позицию другого и соотносят ее со своей позицией [10].

Развитие обозначенной ценности происходит благодаря использованию двух организационно-педагогических методов деятельности малых групп. Первый метод - презентация от группы результатов своей работы, т. е. открытое (наглядное) их представление, заключающее в себе определенный ресурс для построения индивидуальной образовательной программы. Здесь, с одной стороны, группа, объясняя свое решение еще раз, осмысливает его качество. С другой стороны, сравнивает свои результаты с результатами других групп, отмечая позитивные и негативные моменты. Увидев, как другие группы пришли к тому или иному решению, оценив все разнообразие решений и путей поиска, каждый курсант выбирает для себя более приемлемый и доступный лично для него. Открытое представление результатов -залог активных партнерских, деловых связей между малыми группами, отчетность перед ними и контроль с их стороны. Второй метод - применение особых способов контроля, обеспечивающих объективность оценивания групп. Они вытекают из качества ответственности и применяются в следующих разновидностях: групповая самостоятельная работа, групповой тест, групповой диктант, групповой коллоквиум, групповой зачет.

Формирование ценностей сотрудников ОВД в целом и ценностей профессионального общения в частности обосновывается тем, что только профессионально и нравственно развитая личность будет постоянно добиваться достижения целей укрепления законности и правопорядка, ориентируясь на соответствующие ценности. Напротив, трудно ожидать подобного от сотрудника с недостаточно активной гражданской позицией, склонного к формализму, гипертрофированной пунктуальности, немобильного, чрезмерно честолюбивого, недобросовестного, эгоистичного единоличника. М. И. Еникеев и Э. А. Черных в своих исследованиях отмечают, что многие виды правоохранительной деятель-

ности требуют взаимодополнения различных психических возможностей, которыми обладают разные сотрудники. Однако различные ценностные ориентации, неуважение, неприязнь отдельных сотрудников друг к другу делают их, как правило, несовместимыми во всех видах деятельности, что особенно резко проявляется в критических ситуациях [11].

1. Дмитриев Ю. А., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология. Ростов н/Д, 2007. 681 с.

2. ЕникеевМ. И., Черных Э. А. Психология следователя (практикум по юридической психологии). М., 1988. 162 с.

3. Жалинский А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». М., 2007. 368 с.

4. Караванов А. А. Краткий курс юридической психологии: учебное пособие. Ростов н/Д, 2007. 329 с.

5. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России / под ред. В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко. М., 2008. 512 с.

6. Прикладная юридическая психология: учебное пособие для вузов / под ред. А. М. Столяренко. М., 2001. 639 с.

7. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Минск, 2005. 720 с.

8. Ермоленко В. А. Проектирование содержания непрерывного профессионального образования. М., 2005. 324 с.

9. Ермоленко В. А., Скляренко И. С. Система проектирования и реализации групповых форм работы студентов в учреждениях профессионального образования // Теоретические исследования. 2006 г.: мат-лы ежегодной конф. М., 2007. С. 173-180.

10. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич.

11. Еникеев М. И., Черных Э. А. Указ. соч.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОКУРСНИКА В ВУЗЕ МВД РОССИИ

А. Ф. Караваев, Е. А. Скиданов, Н. А. Кожедуб

В статье на основе анализа общих данных кандидатов, поступивших на учебу в Омскую академию МВД России в 2009 г., составлен обобщенный социально-психологический портрет первокурсника.

Ключевые слова: уровень мотивационной готовности, социально-демографический компонент, психологический компонент, психофизиологический компонент.

С целью совершенствования психологической работы с личным составом и повышения качества психологического обеспечения учебного процесса по результатам профессионально-психологического отбора кандидатов на учебу в вуз МВД составлен обобщенный социально-психологический портрет первокурсника. Составление портрета предусматривает интеграцию социально-демографического, психологического, психофизиологического компонентов.

Социально-демографический компонент включает следующие характеристики: пол, возраст, степень социальной активности, уровень физической готовности, наличие вредных привычек. В этот блок включены воп-

росы о наличии родителей, братьев и сестер, месте работы отца и матери, уровне материальной обеспеченности семьи, месте проживания, наличии родственников в системе МВД.

Психологический компонент определяет доминирующую мотивацию поступления в образовательное учреждение МВД России, сформированность представлений о выбранной профессии и собственных возможностях, уровень индивидуальной мотивационной готовности к обучению в академии.

Психофизиологический компонент предполагает оценку познавательных психических процессов - памяти, внимания, мышления, способности к быстродействию в условиях дефицита времени.

Для составления социально-психологического портрета первокурсника использовались данные, полученные в результате профессионального психологического отбора кандидатов на обучение в Омскую академию МВД России в 2009 г. Методики, использованные психологической службой академии, прошли процедуру согласования с ДКО МВД России и обладают достаточной степенью валидности. При проведении профессионального психологического отбора использовались следующие методики:

- анкета кандидата;

- анкета мотивационной готовности к обучению;

- личностный ориентационный опросник (ЛОО);

- методика исследования особенностей мышления (МИОМ);

- счетно-оперативная методика (СОМ).

Для статистической обработки данных применялась программа 8Р88 11.0. При составлении обобщенного портрета использовались данные 177 человек, что составляет 70,8% от общего числа первокурсников. Выборка репрезентативна и позволяет делать достоверные выводы.

Проведенный анализ общих данных кандидатов, поступивших на учебу в Омскую академию МВД России в 2009 г., показал, что большинство - это юноши, выпускники средних общеобразовательных школ (73,4%) в возрасте 17-18 лет, не служившие в рядах Вооруженных Сил и ОВД, не имеющие рабочей специальности и стажа, которые приняли решение о поступлении в академию МВД до 9 класса (84,5%). Они принимали активное участие в общественной жизни школы: 27,7% из них были старостой класса, 15,3% -физоргом (табл. 1).

Таблица 1

Общественная активность

Общественные поручения %

Поручений не имел 33,9

Староста 27,7

Физорг 15,3

Разовые поручения 12,4

Редколлегия 3,4

Другие поручения 2,7

Завуч 1,7

Заместитель командира взвода 1,1

Культмассовый сектор 1,2

Научная деятельность 0,6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.