УДК 37
Бочманов Александр Валентинович
Начальник Курского филиала Орловского юридического института МВД России, [email protected], Курск
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ - БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
BochmanovAlexander Valentinovich
The head of the Kursk Branch of the Orel law institute, the colonel of militia the Inter ion of Russian Federation, [email protected], Kursk
THE FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS OF STUDENTS (CADETS) - THE FUTURE PROFESSIONALS OF LAW ENFORCEMENTS ORGANS IN SPACE OF THE INSTITUTE
Новые реалии деятельности высших учебных заведений в условиях модернизации российского образования, расширения международных связей в логике Болонского процесса, усиления роли региональных факторов ставят на повестку дня усиление внимания к формированию профессионального самосознания в воспитании будущего специалиста.
Формирование профессионального самосознания курсантов - будущих сотрудников правоохранительных органов требует новых подходов к организации воспитательного пространства, применения специфических средств и условий для ее развития. На всех исторических этапах развития органов внутренних дел была и остается актуальной задача формирования профессионально-компетентного, высококультурного, морально и психологически устойчивого сотрудника органов внутренних дел, отвечающего требованиям, предъявляемым к нему обществом и государством. В этом процессе определяющая роль принадлежит воспитательной работе с личным составом курсантов - будущих сотрудников правоохранительных органов. Хорошо известно, что воспитательная деятельность эффективна тогда, когда ее цели и задачи, средства, формы и методы адекватны тем условиям, той среде, в которых функционируют и осуществляют жизнедеятельность ее сотрудники.
Однако в условиях кардинальных, революционных перемен, произошедших в российском обществе и государстве в начале 1990-х гг., сложившаяся на тот период система воспитательной работы оказалась неэф-
фективной, поскольку она была ориентирована на утратившие актуальность социально-экономические и политико-правовые реалии.
Именно из этой проблемы в настоящее время возникла необходимость реформирования и модернизации системы воспитательной работы с личным составом будущих сотрудников правоохранительных органов с целью приведения ее в соответствие с потребностями общества, государства и Министерства внутренних дел.
Термин «воспитательное пространство» был введен в категориальный аппарат отечественной педагогики Л. И. Новиковой и активно разрабатывается в рамках работы ее научных последователей. Воспитательное пространство — это результат конструктивной деятельности, достигаемый в целях повышения эффективности воспитания, причем деятельности не только созидательной, но и интегрирующей [Новикова 1993].
Воспитательное пространство вуза, по мнению М. Г. Резниченко - динамическая, многоуровневая, социально-педагогическая система, функционально объединяющая:
- подсистему личностно-профессионального развития, инициирующую развитие и реализацию творческого потенциала субъектов воспитания, укрепляющую у них способности к созданию оригинального образовательного и научного продукта, социальной активности и ответственности за принимаемые решения;
- подсистему институциональную, сохраняющую преемственность традиций, культурных, национальных, региональных особенностей, придающих опережающий характер воспитательно-образовательному процессу;
- подсистему событийно-временную, включающую упорядоченную совокупность взаимосвязанных событий, создаваемых в сфере пребывания субъектов воспитания, повышающих их еензитивноеть к творчеству [Резниченко 2009].
Воспитательное пространство возникает в результате созидающей деятельности его субъектов и влечет за собой возникновение качественно новых ресурсов, развивающихся на основе конструктивной деятельности его субъектов. Следовательно, являясь частью воспитательной среды, оно влечет за собой изменение характеристик этой среды.
Деятельность современного специалиста протекает в условиях ускоряющегося роста инновационных процессов, возрастающей социокультурной динамики, что предъявляет новые требования к сочетанию устойчивых и изменчивых компонентов его личности, способности гибко адаптироваться к изменяющимся условиям, используя имеющиеся и приобретенные внутренние резервы. Такое положение ориентирует воспитательное пространство на преимущественное развитие личностного потенциала будущих специалистов, к которым относится и профессиональное самосознание, обеспечивающее их высокую адаптивность, а также способность к практически неограниченному саморазвитию в вероятностном пространстве социальной и профессиональной жизни. Определение роли и места профессионального са-
мосознания в структуре личности современного специалиста, особенностей ее формирования в воспитательном пространстве потребовали тщательного анализа существующих взглядов на личность курсантов - будущих сотрудников правоохранительных органов в контексте системных представлений о личности.
В современных условиях профессорско-преподавательскому составу кафедрам, командирам учебно - строевых подразделений приходится решать ряд сложных задач, среди которых важнейшей выступает необходимость «вооружить» будущего сотрудника правоохранительных органов не только основами различных наук и профессионально развитыми знаниями, умениями, навыками, но и социально значимыми способностями и качествами личности, которые создадут условия для его профессионального, непрерывного образования и самообразования, формирования теоретического мышления, что, в конечном счете, будет способствовать решению проблемы формирования профессионального самосознания.
У курсантов происходят существенные изменения в профессиональном самосознании, обусловленные спецификой профессии. Это объясняется тем, что на будущих сотрудников правоохранительных органов возлагаются большая ответственность по обеспечению охраны общественного порядка; требования по выполнению закона от граждан и должност ных лиц, а также наделение правом применения мер принуждения, Являясь представителем государственной власти, олицетворением закона, сотрудники правоохранительных органов сами должны бьггь дисциплинированными, безупречными в личном поведении. Поэтому одной из основных задач, стоящих перед курсантами, как показывает наш профессиональный опыт, является не только освоение правовых норм, но и моральных прав на вмешательство в судьбы людей. Эти требования способствуют активизации профессионального самосознания будущих сотрудников правоохранительных органов.
Расширение социальных связей, участие в учебно-профессиональной деятельности существенно повышают систему требований, предъявляемых профессиональной средой к курсантам как субъектам деятельности со стороны преподавателей, командиров учебно-строевых подразделений, сверстников.
Теоретический анализ, а также анализ собственного опыта показал, что в становлении и развитии профессионального самосознания курсантов можно выделить четыре этапа, определяемые временем и характером воспитательного пространства, а также особенностями субъектов профессиональной деятельности: 1 - адаптационный; 2 - ориентации; 3 - активного становления и формирования; 4- персонализации.
Адаптационный этап означает познавательно-информационное приспособление субъектов воспитательного пространства к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения и работы в ней, ее требованиям, своим обязанностям, усвоение новых форм и методов учебной работы. Данный этап отличается несформированной у курсантов мотивацией к профессиональной деятельности.
Выделяя адаптацию как определенную стадию формирования самосознания, мы опирались на исследования ученых, утверждающих, что адаптация не сводится к простому принятию новых социальных и профессиональных норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально возможными проблемами, а также способность придавать событиям желательное для себя направление.
Данный этап характеризуется повышенной тревожностью, связанной с адаптацией к новым социальным условиям. В этот период происходит «примерка» профессии к своим интересам и ценностям, личностным качествам.
Этап характеризуется нечетким представлением курсантов о будущей профессии, недостатком интереса к ней, расплывчатым образом «Я-профессионал», слабо сформированным мотивационным компонентом. Это связано с тем, что перед поступлением б вуз с курсантами не проводится специальной профориентационной работы, в ходе которой они смогли бы изучить свои возможности, необходимые для овладения данной профессией, узнали её особенности, а также смогли сформировать ценностное отношение к ней.
Второй этап характеризуется продолжением осознания себя как будущего специалиста относительно профессиональных ценностей с целью выделения и обоснования собственной жизненной позиции, отношения к целям будущей профессиональной деятельности, формированием у курсантов общих представлений о будущей профессии в процессе изучения специальных ДИСЦИПЛИН'. В этом процессе курсант осознает и соотносит свои потребности и способности с требованиями профессии, с целями и задачами профессиональной деятельности. Характерной чертой данного этапа является также и то, что через определенную систему сложных ситуаций, целенаправленно или даже стихийно созданных в процессе профессионального обучения и воспитания, курсант постепенно освобождается от психологической напряженности, тревожности, возникающих у него в начале периода знакомства с профессией. Задача в рассматриваемый период состоит в том, чтобы в совместной работе систематически, ненавязчиво, с учетом психологических особенностей каждой личности, поэтапно вводить курсантов в профессию, вырабатывая у них те личностные качества, которые помогут им снять напряжение и будут способствовать формированию основного профессионального мастерства.
На третьем этапе по мере развития профессиональной деятельности курсантов происходит совершенствование его взаимосвязей с предметным и социальным миром, обусловленное спецификой профессии. Это ведет к активному становлению и развитию профессионального самосознания, которое становится всё более адекватным. Происходит закрепление специальных знаний, умений и навыков, активнее совершается анализ профессиональной деятельности будущего специалиста, так как объектом рефлексии становится собственная деятельность (мотивы, цели, действия, операции, результаты деятельности), он сам как её субъект. На данном этапе формируются все компоненты профессионального самосознания будущего специалиста.
Завершающий этап - этап персонализации - характеризует потребность курсанта «быть личностью». На завершающем этапе обучения курсант отчетливо осознает значимость выбранной профессии и свою принадлежность к ней, знает и принимает её требования, реально оценивает свои возможности и уровень собственного профессионализма. Этот уровень обеспечивается активным его включением в систему социальных и профессиональных связей, вхождением в квазипроизводственные и производственные отношения. Выпускник осознает необходимость изменения, преобразования своего внутреннего мира, поиска новых возможностей са-моосуществления в профессиональном труде.
Представление о логике развития профессионального самосознания явилось для нас определяющим фактором проектирования воспитательного пространства вуза, в частности, ее содержания. Оно выстроено нами в логике развития познавательно-информационного приспособления курсантов и преподавателей к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, своим обязанностям; общественную адаптацию, т. е. процесс внутренней интеграции групп курсан-тов-первокурсников и интеграция этих групп со курсантским окружением в целом; дидактическую адаптацию, которая касается подготовки курсантов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.
Психологическая служба вуза, созданная в вузе, на этапе адаптации организует тренинги общения, развивая навыки проектирования коммуникативного контакта первокурсников со сверстниками, преподавателями, администрацией и т. д.
Внеучебный компонент воспитательного пространства на этом этапе предполагает организацию воспитательных мероприятий вне вуза: адаптационный семинар, «Посвящение в первокурсники», посещение музея истории вуза, выезды на природу, фестивали первокурсников.
Ведущую роль в построении учебного компонента воспитательного пространства на этапе адаптации мы отводим администрации вуза: информационное обеспечение курсанта (буклеты, памятки, путеводители по вузу), внимание к кадровому составу, обеспечивающему учебный процесс первокурсников, разработка курса «Введение в специальность», отражающего этапы ознакомления с профессией.
На этапе адаптации преподаватели во время проведения занятий ориентируются на групповую работу, творческие задания с элементами са-мопрезентаций, демонстрируют личный профессионализм и увлеченность материалом. Как показало наше исследование, курсанты младших курсов ценят в преподавателях дружеское расположение, доброжелательность, общительность. Это необходимо для быстрого прохождения этапа адаптации в вузе. У курсанта, получившего психологическую поддержку в начале обучения, профессиональные ценности формируются раньше и успешнее. Напротив, психологические трудности на этапе адаптации мешают становлению профессионализма.
Курсантское самоуправление является органичной и необходимой частью воспитательного пространства. Необходимыми условиями эффективной работы курсантского самоуправления выступают:
- целенаправленная дифференцированная работа с различивши категориями курсантов;
- формирование организационной культуры курсантских объединений, являющихся органичной частью общей корпоративной культуры высшего учебного заведения.
Подготовка преподавателя вуза к формированию воспитательного пространства заключается в развитии навыков: проведения и анализа результатов социально-педагогической диагностики курсанта, коллектива, воспитательного пространства в целом; общения с целью установления субъект-субъектных отношений между преподавателями и будущими сотрудниками правоохранительных органов в их совместной деятельности; проектирования воспитательного пространства вуза на разных уровнях; в организации процесса самовоспитания курсантов; самоанализа, самовоспитания и саморазвития.
Целью второго, ориентационного, этапа является обеспечение социальной ориентации личности, амоопределения и самоорганизации. На этом этапе мы решаем следующие задачи: интенсификация внеаудиторного общения; вовлечение в моделирование воспитывающей среды лидеров; организация коллективной творческой деятельности; стимулирование творческой активности и самореализации личностных качеств; оказание позитивного косвенного влияния на выработку жизненной позиции; целенаправленная дифференцированная работа с различными категориями курсантов; формирование организационной культуры студенческих объединений, являющихся органичной частью общей корпоративной культуры высшего учебного заведения.
Во внеучебнон деятельности происходит дальнейшее обеспечение социальной ориентации личности, самоопределения и самоорганизации. Идет интенсификация внеаудиторного общения; вовлечение в моделирование воспитывающей среды лидеров и курсантских коллективов; организуется коллективная творческая деятельность; происходит стимулирование творческой активности и самореализации личностных качеств.
На этапе активного становления и формирования происходит развитие умений интерпретировать учебный материал, объяснять применение теорий, законов, умений доказывать и отстаивать свою точку зрения; развитие способности находить новые необычные решения; идет дальнейшая активизация познавательных интересов; развитие способности к организации условий для самостоятельного приобретения знаний; отработка мыслительных навыков (абстрагирования, обобщения, анализа, синтеза, классификации, сравнения); достижение высокого уровня умственной работоспособности.
Задачами для профессорско-преподавательского состава являются .следующие: создание условий для максимального самораскрытия и самореализации
курсанта в учебной деятельности; отработка навыков ведения дискуссии, умения отстаивать свою точку зрения, доказательство и аргументация; организация самостоятельной работы и мыследеятельности курсанта; формирование учебных действий (оперирование всей системой данной учебной задачи, эффективный выбор стратегии решения учебной проблемы); развитие творческого мышления; научно-исследовательский спектр работы (экспертиза, курсовая работа, авторская программа, реферат); формирование умения пользоваться современной научной информацией, экономно и достаточно полно принимать ее, перерабатывать и передавать для оптимального использования в творческой деятельности.
Целью психологической службы на данном этапе является сопровождение самораскрытия и самореализации личности курсанта и повышение его психологической компетентности. Для реализации цели решаются следующие задачи: мониторинг развития учебной деятельности курсанта (навыки, интеллектуальные и волевые качества, сформированность важнейших учебных действий); коррекционные мероприятия; активизация творческого мышления; актуализация самодиагностики (самооценки) психологических процессов, состояний, качеств и индивидуальных особенностей человека; развитие навыков психологической саморегуляции, релаксации; формирование навыков самоконтроля, помощь в выработке стиля поведения в конфликтных и кризисных ситуациях; формирование межгругшового сотрудничества. повышение статуса группы; формирование психологического настроя на творчество; преодоление трудностей, возникающих в личностных показателях.
На внеучебном уровне осуществлялось моделирование гуманистического воспитательного пространства с активной ролью курсанта, обеспечение его самореализации в полигоне человеческой практики (социальная реализация личности). Задачами этого этапа являются: развитие позитивного отношения к самостоятельной профессиональной деятельности, обретение профессиональной культуры через раскрытие социальной значимости деятельности ОВД; отработка навыков эффективного общения (способность адекватно реагировать на собеседника, избирать целесообразную форму общения, согласовывать свои действия с действиями других; выработка стиля поведения в конфликтных и кризисных состояниях; обеспечение активной включенности во внутригрупповое взаимодействие, устойчивого позитивного положения во взводе; формирование межгруппового сотрудничества, повышение статуса группы, моделирование совместной деятельности; углубление интересов и склонностей курсантов; формирование эмоционального настроя на творчество.
Четвертый этап — персонализация. Данный этап характеризуется на учебном уровне освоением каждым курсантом методов теоретического мышления; отработкой умений прогнозировать исход событий с учетом их вероятности; социальным проектированием; тренировкой способностей принимать правильные решения при недостатке необходимой информации, выбирать
эффективные методы; навыками самообразования (принятие установки на продолжение образования в практической профессиональной деятельности).
Для преподавательского состава цеяыо является выработка творческих исследовательских навыков, умений, новых идей, привлечение к научно-исследовательской деятельности каждого курсанта. Задачи этого этапа: изучение методов проектирования, прогнозирования идей; систематизация, концентрация, анализ, синтез, оценка информации; практическое закрепление методов теоретического мышления, формирование философского мышления (диалектического); достижение высокого уровня произвольности психических процессов (осознанность самоограничений в достижении целей, использование рациональных способов деятельности в соответствии с ее социальной и личностной значимостью).
На психологическом уровне задачами являются актуализация личностных механизмов самоопределения, самореализации, саморегуляции; само-рефлексия, сформированностъ профессионально значимых качеств; принятие пози тивной социальной мотивации, психологическое содействие в личностной саморегуляции, коррекция Я-концепции в направлении активной мотивации созидательной деятельности; формирование навыков самообразования и установок на самостоятельное продолжение образования в профессиональной деятельности; изучение и оценка уровня сформированное™ профессионально значимых качеств и необходимая коррекция актуализация групповых и межгрупповых механизмов самоопределения личности; формирование позитивной социальной мотивации; достижение психологического единства и устойчивости межличностных взаимодействий.
На внеучебном уровне осуществляется расширение спектра духовных потребностей и интересов; волевая саморегуляция; самокоррекция жизнеобеспечения; адаптация к профессии при сохранении своего «Я», обогащение содержания деятельности курсантов посредством расширения спектра духовных потребностей и интересов; моделирование таких способов деятельности курсантов, в которых закаляются волевые качества, достижение психологического единства и устойчивости межличностных взаимодействий; включенность в широкую систему социальных контактов, расширение социального пространства; развитие способностей личности к социальной интеграции.
Обучение и воспитание будущих сотрудников правоохранительных органов на всех этапах учит ставить профессиональные цель и задачи, самостоятельно осуществлять деятельность, оценивать и контролировать собственные действия. Реализация данных этапов определила условия эффективного формирования воспитательного пространства вуза. В качестве таких условий выступают: выработка, и реализация цели и задач воспитательной системы субъектами воспитательно-образовательного процесса; социально-психологическая поддержка адаптации студентов к вузовским условиям, развитие коммуникативной культуры и организаторских способностей преподавателей и курсантов; субъ-
ектная направленность формирования воспитательного пространства; психолого-педагогическая компетентность организаторов процесса формирования воспитательного пространства (высокий уровень проектной культуры, организаторские и коммуникативные способности и т. д.), внедрение и развитие механизмов курсантского самоуправления.
В качестве ведущего методологического принципа построения воспитательно' го пространства мы выделяем личностно-деятельностный подход [А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев], предполагающий акшвное участие курсантов в процессе своего профессионального становления и развития, Он должен строиться на базе прошлого опыта, личностных особенностей, способствовать вовлечению будухцих специалистов в практическое решение актуальных профессиональных задач, требующих оценки своего отношения к проблеме, профессиональных возможностей, способов выполнения и результатов учебно-профессиональной деятельности.
Курсанты в таком воспитательном i пространстве выступают в качестве субъекта личностной и профессиональной самореализации, саморазвития и самоизменения, Мы полагаем, что в формировании профессионального самосознания необходимо основной акцент сделать на первых двух этапах. В таком случае на последующих этапах будет происходить акшвное становление изучаемого явления, что приведет к осознанию курсантами себя, как будущих специалистов.
Библиографический список
1. О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел: Приказ Министра внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2007 г. № 120.
2. Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» [Текст] / С. А. Беличева, Л. И. Беляева, А. В. Буданов и др. / Под ред. проф. В. Я Кикотя, проф. А. М Столярепко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - С. 320.
3. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р. Г. Нургалиева перед участниками учебно-методических сборов руководителей кадровых и воспитательных аппаратов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, образовательных учреждений, военно-врачебных комиссий, центров психодиагностики органов внутренних дел Центрального и Северо-западного федеральных округов. Москва, 23—26 мая 2006 г.
4. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел [Текст]; учебное пособие / Под общ. ред. докт. педагог, наук, докт. юрид. наук, проф. В. Я. Кикотя. - М: ЦОКР МВД РФ, 2008. — 400 с.