Научная статья на тему 'Профессиональное и личностное развитие обучающихся в вузах в контексте модернизации отечественного образования'

Профессиональное и личностное развитие обучающихся в вузах в контексте модернизации отечественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
556
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL / EDUCATIONAL ACTIVITY / PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL SUPPORT / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копысова Лариса Анатольевна, Кочин Андрей Анатольевич

В статье рассматриваются вопросы теории и практики профессионального и личностного развития обучающихся в высших учебных заведениях. Отмечается, что модернизация образования неразрывно связана с обоснованием, разработкой и внедрением педагогических технологий профессионального и личностного развития обучающихся и требуют теоретического и практического поиска. Представлены этапы и критерии профессионального и личностного развития обучающихся в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копысова Лариса Анатольевна, Кочин Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional and personal development trained in high schools in a context of modernization of domestic education

In article questions of professional and personal development trained in higher educational institutions are considered. It is noticed that education modernization inseparably linked with working out and introduction of pedagogical technologies of professional and personal development trained and demand theoretical and practical search. Stages and criteria of professional and personal development trained in high school are presented.

Текст научной работы на тему «Профессиональное и личностное развитие обучающихся в вузах в контексте модернизации отечественного образования»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

5. About military-patriotic, youth and children’s associations: the governmental order of the Russian Federation / / Russian newspaper. — 2000. — № 144.

6. Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2006-2010: the state program / / Assembly of acts of the Russian Federation. — 2005. — № 29.

УДК 378

Л.А. Копысова*, A.A. Кочин**

Профессиональное и личностное развитие обучающихся в вузах в контексте модернизации отечественного образования

В статье рассматриваются вопросы теории и практики профессионального и личностного развития обучающихся в высших учебных заведениях. Отмечается, что модернизация образования неразрывно связана с обоснованием, разработкой и внедрением педагогических технологий профессионального и личностного развития обучающихся и требуют теоретического и практического поиска. Представлены этапы и критерии профессионального и личностного развития обучающихся в вузе.

Ключевые слова: профессиональное и личностное развитие, образовательная среда вуза; учебная деятельность; психолого-педагогическое сопровождение, мотивация учебной деятельности, мотивация профессиональной деятельности.

L.A. Kopysova*, A.A. Kochin** . Professional and personal development trained in high schools in a context of modernization of domestic education. In article questions of professional and personal development trained in higher educational institutions are considered. It is noticed that education modernization inseparably linked with working out and introduction of pedagogical technologies of professional and personal development trained and demand theoretical and practical search. Stages and criteria of professional and personal development trained in high school are presented.

Keywords: professional and personal development, educational environment of high school, educational activity, psychology-pedagogical support, motivation.

Социально-экономические процессы, происходящие в мире и стране, выдвигают высокие требования к системе образования, к качеству образовательного процесса. В Федеральном законе «Об образовании» определено, что Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. В Национальной доктрине образования отмечается, что образование должно стать основой социально-экономического и духовного развития России.

Свидетельством внимания государства и общества к проблемам образования является проведение в 2010 г. в России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 259 Года учителя. Открывая 21 января 2010 г. в Р1ПУ им. А.А. Герцена Год учителя, Президент России Д. А. Медведев отметил, что проведение Года учителя в России — это дань уважения благородному учительскому труду, и выразил надежду, что 2010-й станет годом начала серьёзной модернизации отечественного образования, годом позитивных перемен.

В настоящее время руководством страны, научно-педагогической общественностью ведущая роль образования подчеркивается в модернизации государства и общества, в решении острейших проблем современного мира, в обеспечении инновационного развития и конкурентоспособности экономики. Образование занимает важнейшее место и в моделях будущей России. Понимание значимости образования, обозначенного в государственной политике главным фактором инновационного развития страны, нашло отражение в ряде стратегических документов, в проектах развития, в конкретных действиях по реформированию отечественной системы образования:

— «Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики», отражающая стратегию развития отечественного образования;

— приоритетный национальный проект «Образование», направленный на поддержку лидеров в сфере образования;

* Копысова, Лариса Анатольевна, проректор по управлению качеством образования, Кировская государственная медицинская академия, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент. Адрес: Россия, 610027, г. Киров, ул. К.Маркса, д. 12. Тел.: (8332) 374915. Мб.: 8 9128264722. E-mail: kopysova@kirovgma.ru.

** Кочин, Андрей Анатольевич, заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 7442439. E-mail: mail@univermvd.ru

* Kopysova, Larissa Anatolevna, the pro-rector on formation quality management the Kirov state medical academy, the candidate of agricultural sciences, the senior lecturer. Address: Russia, 610027, Kirov, K.Marx"s street, 12. Ph. (8332) 374915; 89128264722.

** Kochin, Andrey Anatolevich, the deputy chief of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the doctor of pedagogical sciences, the professor. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Ph. 7442439.

Статья поступила в редакцию 21 января 2001 года.

— создание сети федеральных университетов, способствующих консолидации ресурсов и обеспечению равных возможностей получения качественного образования в различных регионах страны;

— выделение национальных исследовательских университетов, обеспечивающих формирование современной инфраструктуры инновационной деятельности в ведущих вузах России;

— национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», нацеленная на опережающее развитие системы образования Российской Федерации;

— определение базовых центров подготовки педагогических кадров.

Ключевое положение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» звучит так: «Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом XXI в., обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам». При этом образованию определена ведущая роль в решении данной задачи. Впервые в истории отечественного образования перед школой на государственном уровне поставлена задача стать институтом, соответствующим целям опережающего развития. Обычно от школы требовали «идти в ногу со временем», «гибко реагировать на динамичные изменения внешней среды» и пр. Согласно требованиям руководства страны, речь должна идти о «формировании принципиально новой системы непрерывного образования». В этой системе приоритетное место занимает высшая школа.

Система высшего образования играет важнейшую роль в достижении современного уровня образования. Динамичность процессов в жизни общества и в системе образования диктует необходимость дальнейшей разработки и внедрения положений педагогики и психологии, теории и методики профессионального образования применительно к системе высшего образования.

Как отмечается в Федеральной программе развития образования в Российской Федерации, наиболее важной проблемой являются достижение современного уровня содержания образования, гуманизация, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры.

Происходящие в обществе социальные и экономические изменения, реализация положений Болонского процесса в Европе и России оказывают существенное воздействие на образовательную сферу, что проявляется прежде всего в новых целевых установках, обновлении содержания и направленности образования, новых формах взаимодействия образовательной системы с социокультурной сферой, в критериях качества образования. Образование всё в большей степени рассматривается обществом как гарантия того, что человечество может справиться с имеющимися проблемами и противоречиями, обеспечить свое выживание и устойчивое развитие.

Модернизация образования опирается на его содержательное и структурное обновление. Анализ современных тенденций в области образования показал, что в главном они сводятся к следующему: компетентностный подход, гуманистическая направленность, гуманитаризация образования, вариативность образовательного процесса, перенос акцента с усвоения знаний на их самостоятельное получение, перераспределение теоретического и практического, гуманитарного и естественнонаучного знания, использование новых информационных и телекоммуникационных технологий.

Согласно современным взглядам, содержание образования не должно сводиться ни к основам наук, ни к системе знаний, умений и навыков. Оно должно реализовываться в процессе личностно-ориентированного педагогического взаимодействия, направленного на профессиональное и личностноеразвитие всехучастников образовательного процесса, на воспроизведение в искусственных и естественных образовательных ситуациях культуры, социального опыта, формирование и развитие познавательных интереса и деятельности, опыта осуществления способов деятельности, творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений.

В современном мире возрастает ценность и значимость высшего образования, компетентности личности как в профессиональной, так и в других сферах человеческой жизни и деятельности. Особое значение это имеет для специалистов, чья деятельность связана с обеспечением безопасности, благополучия, здоровья российских граждан. В этой связи на передний план выходят личностные показатели качества подготовки современного специалиста — такие, как гуманность, нравственная и социальная зрелость, гражданственность, высокий профессионализм, чувство долга, готовность к служению людям, обществу, профессии. Растет понимание того, что высшее образование должно иметь в значительной степени гуманистический характер. Реализация данного понимания особо важна в подготовке сотрудников, работников министерств и ведомств, чья деятельность непосредственно сопряжена с помощью людям, обеспечением их безопасности, с повседневным проявлением гуманности.

Следует подчеркнуть, что в развитии российского общества и государства особая роль отводится реализации приоритетных национальных проектов в области образования, что актуализирует необходимость совершенствования теории и практики профессионального и личностного развития в системе образования, обучающихся в вузах. Учитывая традиции отечественного образования, тенденции его развития, в качестве основы интеграции знаний, навыков, умений, профессиональных и личностных качеств, которая обеспечит целостность профессиональной подготовки и личностного развития в процессе образования, может рассматриваться гуманистическая, профессионально-личностная составляющая образования, раскрывающая закономерности профессионального и личностного развития и реализации личности в современном мире, в профессиональной деятельности. В связи с этим возрастает значимость обоснования и реализация гуманистической, личностной, мотивационной составляющей как основополагающей в обучении, воспитании, личностном развитии и профессиональной деятельности современных работников (сотрудников), призванной обеспечить их компетентное вхождение в профессию с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011

Таким образом, важным элементом образовательного процесса в вузах представляется профессиональное и личностное развитие обучающихся. Функционально данный процесс должен быть ориентирован на реализацию, как в непосредственно в ходе обучения в вузе, так и в последующей профессиональной деятельности выпускников, переподготовке и повышении квалификации кадров, в широком контексте всей жизнедеятельности современного специалиста с учетом наиболее полной реализации идеи непрерывного образования, образования на протяжении всей жизни. Профессиональное и личностное развитие сотрудников органов внутренних дел, формирование у них гуманистических ценностей, гуманистических черт личности приобретает все более высокую социальную значимость для государства, общества, личности, каждого гражданина России, особенно с учетом особой ответственности за результаты профессиональной подготовки и деятельности — безопасность российских граждан, и в то же время весьма высокую сложность проводимых в настоящее время реформ правоохранительных органов. Данные обстоятельства обусловливают как особую роль профессионального и личностного развития сотрудников органов внутренних дел, так и возрастание этой роли в современной вузовской практике. В целом актуальность и значимость исследования и решения проблем профессионального и личностного развития обучающихся в вузах обусловлена:

— возрастающими требованиями к уровню подготовленности, компетентности выпускников вузов, способных и готовых, как к самостоятельной работе по специальности, так и к дальнейшему образованию, профессиональному и личностному развитию;

— необходимостью решения проблем развития российского общества, обеспечения безопасности российских граждан;

— повышением требований как к профессиональным, так и личностным качествам выпускников вузов;

— потребностями качественного совершенствования обучения и воспитания, профессионального и личностного развития обучающихся в вузах на основе повышения роли нравственнопрофессиональной составляющей их подготовки;

— недостаточной разработанностью в научном плане и реализацией в практическом аспекте проблемы профессионального и личностного развития обучающихся в вузах;

— особым значением субъектной активности личности, успешности её развития в достижении целей подготовки и деятельности современных работников (сотрудников).

Отмеченные обстоятельства, социальная, теоретическая и практическая значимость определили научно-практическую проблему, которая заключается в необходимости современного научного обоснования и практической реализации процесса профессионального и личностного развития обучающихся в российских вузах как фактора обеспечения безопасности, повышения качества жизни российских граждан. При этом основной целью профессионального и личностного развития обучающихся в вузах является достижение их профессиональной компетентности, профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих успешность профессиональной подготовки и деятельности.

Важным средством профессионального и личностного развития обучающихся в вузах является психологопедагогическое сопровождение их подготовки, обучения и воспитания, включая адаптацию обучающихся младших курсов, сохранение их психического здоровья, формирование профессионально надежного, ориентированного на общечеловеческие и профессиональные ценности работника (сотрудника), способного нести служебную, нравственную и гражданскую ответственность за свои профессиональные действия, качественное выполнение своего профессионального, служебного долга. Это достигается посредством взаимодействия всех структур вуза и решением конкретных задач психолого-педагогического сопровождения профессионального и личностного развития обучающихся в вузе, среди которых наиболее актуальными являются следующие:

— психолого-педагогическая поддержка обучающихся первого курса в процессе их адаптации к обучению в вузе;

— психолого-педагогическая поддержка обучающихся в процессе их учебы в вузе;

— психолого-педагогическая поддержка профессионального и личностного самоопределения, формирование самосознания обучающихся и создание условий для самореализации личности;

— формирование у обучающихся социально и профессионально важных качеств личности;

— ориентирование обучающихся на гуманистические мировоззренческие установки и жизненные ценности в современных социально-политических и экономических условиях;

— формирование социальной ответственности, внутренней свободы и чувства собственного достоинства профессионала, гражданина;

— формирование национального самосознания, активной гражданской позиции, патриотизма, уважения к законности и правопорядку;

— воспитание потребности обучающихся к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, эстетических ценностей, стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни российского общества;

— реализация целостного процесса профессионального воспитания обучающихся, формирование и развитие мотивации учебной и профессиональной деятельности;

— формирование в вузовском сообществе установки на здоровый образ жизни, воспитание стремления к созданию семьи, воспитанию нового поколения в духе гуманизма и демократии;

— оказание психологической помощи в трудных жизненных ситуациях.

Решение задач воспитания в образовательном процессе вуза позволит сформировать специалиста с высшим образованием, обладающего высокими профессиональными, гражданскими, моральными и социально важными качествами. В качестве основных можно выделить следующие принципы психологопедагогического сопровождения подготовки и воспитания обучающихся в вузе:

— принцип демократизма, предполагающий сотрудничество руководителей, преподавателей и обучающихся;

— принцип гуманизма, учитывающий права и свободы личности, свободу совести, человеческие ценности;

— принцип патриотизма и гражданственности, предполагающий формирование гражданских качеств и социальной ответственности за благополучие своей страны, любви к России, чувства сопричастности и ответственности за дела вуза;

— принцип духовности, проявляющийся в формировании у обучающихся духовных ориентаций, соблюдения общечеловеческих норм, гуманистической морали, качеств российского гражданина;

— принцип толерантности, предполагающий наличие плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем, терпимость к мнениям других людей, учет их интересов, терпимость к другому образу жизни и поведению людей, не выходящему за нормативные требования законов;

— принцип индивидуализации, формирующий в вузе индивидуально ориентированную систему обучения и воспитания, учитывающую в процессе воспитания и социализации индивидуальные особенности и возможности каждого обучающегося;

—принцип непрерывности, предполагающий организацию психолого-педагогического сопровождения подготовки и воспитания обучающихся на всех уровнях (группа — курс — факультет — вуз) и всех курсах;

— принцип научности, учитывающий социальные и психолого-педагогические закономерности образовательного процесса в вузе;

— принцип социальной направленности проводимых учебных и воспитательных мероприятий;

— принцип светскости, базирующийся на «Законе об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др. законодательных актах РФ;

— принцип конфессиональной открытости, учитывающий духовный потенциал основных мировых религий.

В соответствии с общей целью воспитания обучающихся в качестве основных в вузовской практике реализуются следующие основные направления воспитания: профессиональное; гражданско-патриотическое; духовно-нравственное; физическое.Данные направления воспитания в вузе нацелены на:

— создание благоприятной социально-педагогической воспитывающей среды;

— организацию гражданского и патриотического воспитания обучающихся;

— организацию психологической поддержки обучающихся;

— пропаганду здорового образа жизни и ценностей активной социально значимой жизнедеятельности;

— организацию учебной и научно-исследовательской работы обучающихся;

— организацию работы по профилактике правонарушений;

— содействие общественным организациям, в т.ч. городским и областным, в выполнении их функций;

— создание системы материального и морального стимулирования обучающихся, преподавателей и сотрудников, активно участвующих в учебной и внеучебной деятельности.

Задачами профессионального воспитания являются:

— приобщение к профессиональной деятельности и связанным с нею функциям в соответствии со специальностью;

— формирование интереса к постоянному обновлению знаний, а также умений и навыков самостоятельной работы;

— развитие мотивации профессиональной деятельности, организаторских и управленческих умений и навыков, необходимых для работы в коллективе.

Задачами гражданско-патриотического воспитания являются:

— воспитание и развитие у обучающихся высокого сознания гражданского долга и гражданского достоинства, ответственности перед народом, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье;

— воспитание у обучающихся чувства гордости за свой вуз;

— формирование патриотического самосознания;

— формирование интернационального сознания.

Задачами духовно-нравственного воспитания являются:

— формирование высокого уровня культуры, честности и порядочности, убежденности в необходимости выполнения норм морали;

— воспитание высоких моральных качеств личности, умений и навыков соответствующего поведения в различных ситуациях.

Задачами физического воспитания являются:

— физическое воспитание обучающихся и формирование здорового образа жизни;

— становление личностных качеств, которые обеспечат будущему специалисту (сотруднику) психическое и физическое здоровье, морально-психическую устойчивость в работе (службе) и во всех сферах его жизнедеятельности.

Данные направления реализуются на всех этапах учебной и внеучебной работы. Основным системообразующим элементом профессионального и личностного развития обучающихся в вузе являются разнообразные мероприятия, проводимые в вузе, которые характеризуются комплексным подходом, коллективным характером и социальной направленностью.

Критериями оценки психолого-педагогического сопровождения профессионального и личностного развития обучающихся в вузе являются:

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011

— успешность адаптации обучающихся первых курсов;

— состояние психического здоровья обучающихся;

— успешность решения психологических проблем обучающихся;

— морально-психологическое состояние обучающихся;

— объем и содержание учебных и внеучебных мероприятий;

— активность (количество участников);

— качество педагогических условий (уровень комфортности обучающихся и преподавателей, возможности для самореализации);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— нарушения дисциплины и Устава вуза (динамика уменьшения или увеличения);

— уровень учебной и профессиональной мотивации обучающихся;

— сформированное^ у обучающихся профессионально и личностно значимых качеств (какие качества являются преобладающими, динамика развития).

Для оценки эффективности применяются следующие методы: отчеты руководителей подразделений; наблюдение; тестирование; анкетирование; экспертная оценка. Для стимулирования участия преподавателей, сотрудников и обучающихся в процессе профессионального и личностного развития обучающихся в вузе должно быть предусмотрено моральное и материальное стимулирование.

Важную роль в психолого-педагогическом сопровождении подготовки и воспитания обучающихся в вузе играет адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе. Адаптация первокурсников должна рассматриваться как начальный этап не только их учебы, но их включения в профессиональное сообщество. Соответственно, от её успешности часто зависят не только результаты дальнейшего обучения, но и профессиональной деятельности. Проведенные исследования показывают, что на начальном этапе обучения обучающиеся испытывают значительные трудности в учебно-познавательной деятельности, которая требует определённой познавательной самостоятельности, коммуникативных навыков, мотивации на избранную специальность. При этом у первокурсников проявляются противоречия и трудности в становлении самооценки, самосознания, формирования своего положительного образа. В связи с этим в вузе необходимы разработка, принятие и реализация программы адаптации первокурсников к обучению в вузе.

Реализация данной программы направлена на создание благоприятных психолого-педагогических и социальных условий для преодоления обучающимися-первокурсниками трудностей адаптации. Она обеспечивают единство, непрерывность учебно-воспитательного процесса и преемственность в развитии личности будущего специалиста. В контексте обучения в вузе социальная адаптация первокурсника представляет процесс его интегрирования в студенческое и профессиональное сообщество, как социальную группу и означает принятие её норм, ценностей, стандартов, стереотипов и требований.

Фактором, ухудшающим адаптацию в вузе, является недостаток информации. Этот фактор считается основной причиной дезадаптации. Именно из-за недостатка информации могут проявляться негативные эмоции и начинаться стрессовые расстройства. Адаптация обучающихся к условиям обучения в вузе имеет свою специфику. Основной частью адаптации в вузе является преодоление у обучающихся «дидактического барьера», т.е. перестройка «школьного» отношения к учебному процессу. Жертвами «дидактического барьера» могут оказаться обучающиеся с совершенно разным уровнем общих и специальных способностей. Успешность в обучении может быть не только и не столько показателем общей одарённости или высокой трудоспособности, сколько показателем адаптированности. Поэтому основным фактором, к которому надо адаптироваться первокурснику, является учебный процесс, т.к. учёба — главная цель в вузе. Традиционные для высшей школы методы будут более эффективны, если в ходе образовательного процесса целенаправленно формировать профессионально важные качества личности будущего специалиста. Эта позиция соответствует компетентностному подходу: результатом образовательного процесса должна стать личность специалиста, обладающая профессионально важными качествами, способного и готового к профессиональной деятельности.

Формирование профессиональной компетентности специалиста начинается с первых дней обучения в вузе, когда первокурсники ещё пребывают в состоянии эйфории от успешного поступления в вуз.

Вместе с тем у большинства первокурсников уже к середине первого семестра отмечается повышенная тревожность, связанная с ощущением непонимания изучаемого материала, страхом перед зачётами, экзаменами, возможным отчислением. Психологические проблемы, в свою очередь, мешают полноценной учёбе. Кроме того, трудности процесса адаптации для иногородних обучающихся усиливаются тем, что они проживают в общежитии или на квартирах, и к учебной адаптации добавляется социальная.

Таким образом, успеваемость первокурсников следует повышать не только с помощью методов принуждения (контроль посещаемости, административное воздействие, рейтинговая система оценки знаний, система допуска к зачётам и экзаменам) и поощрения (высокий рейтинг, стипендия, благодарственное письмо родителям), но и целенаправленно формируя личность будущего специалиста, мотивацию учебной и профессиональной деятельности, потребность в получении качественного профессионального образования, в самореализации в выбранной профессии.

С первого дня обучения в вузе у первокурсников целенаправленно развиваются те личностные качества, которые позволят, с одной стороны, успешно обучаться по выбранной специальности, а с другой—адаптироваться к учебе в вузе и работе после его окончания. Эти профессионально важные личностные качества являются составляющими мотивационно-личностного блока профессиональной компетенции специалиста.

В процессе адаптации обучающихся необходимо учитывать, что такие профессионально важные качества будущих специалистов, как трудолюбие, честность, тактичность, ответственность, выносливость, самоорганизация и самоконтроль, дисциплинированность, самоотдача, начинают

формироваться в детстве, в семье и школе, и уже развиваются в течение всего обучения в вузе. Развитие этих качеств личности обучающийся должно постоянно направляться и поддерживаться преподавателями (убеждением, личным примером, требовательностью, дисциплинированностью, доброжелательностью, тактом). Основным средством воздействия преподавателя в первую очередь является он сам как личность, а не только как специалист, владеющий знаниями и умениями, т.е. в процессе адаптации первокурсников умение грамотно выстраивать отношения со обучающимися играет не меньшую роль, чем формируемые профессиональные знания.

Обучающиеся, особенно первокурсники, видят в преподавателе представителя будущей профессии, «профессиональный эталон». Основные профессионально важные личностные качества формируются у обучающихся при личном общении с преподавателем. И здесь важным является всё: профессиональные знания, методика преподавания, коммуникативная компетентность, добросовестность [6].

С учетом этого в целях адаптации обучающихся помимо психологической поддержки первокурсников в вузе должны быть организована работа с преподавателями. В частности, это может быть постоянно действующий семинар по проблеме адаптации обучающихся, предусматривающий изучение возрастных особенностей обучающихся и различных форм адаптации к обучению в вузе; ознакомление с психолого-педагогическими аспектами учебной деятельности (динамика работоспособности в течение дня, недели, семестра; методы повышения учебной мотивации, активные методы обучения).

Кроме того, в программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава включаются вопросы изучения современных образовательных технологий, формирования у преподавателей коммуникативной компетентности, повышения педагогического и ораторского мастерства.

Умение эмоционально поддержать обучающихся, доступно и терпеливо объяснить сложный материал, по-настоящему заинтересовать своим предметом и своей личностью, поддержать стремление к учёбе, овладению профессией, научно-исследовательской деятельности — всё это составляющие педагогического мастерства преподавателя вуза.

Отмеченные положения подчеркивают ту роль, которую призваны сыграть преподаватели и сотрудники вуза в процессе адаптации первокурсников.

Важным элементом процесса подготовки в вузе является развитие у обучающихся мотивации учебной и профессиональной деятельности.

Профессиональная мотивация — это то, ради чего человек прикладывает свои профессиональные способности, реализует профессиональные качества. Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций: побуждающую, направляющую, регулирующую. Вместе с операциональной сферой она является сущностной характеристикой профессионализма.

Выделяют два основных направленияразвития мотивации субъекта профессиональной подготовки и деятельности:

— первое представляет собой трансформацию общих мотивов личности в трудовые;

— второе связано с системными изменениями профессиональной мотивации человека по мере его перехода на новые уровни профессионализации.

Основной механизм формирования и развития профессиональных мотивов заключается в том, что в ходе подготовки и профессионализации потребности личности «находят свой предмет в деятельности». При этом затрагиваются важные механизмы нравственного развития личности в ходе профессиональной подготовки и деятельности, которые до настоящего времени изучались весьма слабо.

Путями развития мотивации к профессиональной деятельности у обучающихся в вузе являются: мероприятия по развитию мотивации к профессиональной деятельности у обучающихся; повышение психологопедагогической компетенции и воспитательной активности управленческого и преподавательского состава вуза; совершенствование учебно-материальной базы образовательного процесса; применение новых технологий обучения и воспитания. Для развития мотивации учебной и профессиональной деятельности обучающихся в вузе важно учитывать такой фактор, как образовательная среда вуза (мотивационная составляющая среды вуза), понимая её как совокупность условий, созданных в вузе и влияющих на состояние обучающихся.В процессе развития мотивации у обучающихся в вузе как руководителям, так и педагогам необходимо особое внимание обращать на создание (корректировку) образовательной среды как существенного средства педагогического (управленческого) воздействия (взаимодействия).

Процесс профессионального и личностного становления обучающихся в вузе включает четыре этапа.

— этап актуализации мотивации, возникновения побуждения — выбор профессии (довузовская подготовка, первый курс обучения в вузе);

— этап целеобразования и выбора действий по достижению цели — получению профессии (второй-третий курсы обучения);

— этап реализации действий (учебных и профессиональных) в соответствии с доминирующими мотивами (четвертый курс обучения);

— этап оценки результата деятельности, на котором происходит: констатирование успеха (неуспеха), интерпретация причин успеха (неуспеха), переход к новым профессиональных и личностным целям (выпускной курс).

Основным путем профессионального и личностного развития обучающихся являются организованные педагогические взаимодействия, прежде всего дидактического и воспитательного плана, с акцентом на формировании положительной внутренней мотивации и нравственно-профессиональной направленности личности, включая два ведущих направления: первое — оптимизация обучения,

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011

направленная на активизацию учебно-познавательной, профессиональной деятельности, второе — повышение эффективности воспитательного процесса в вузе.

Особое значение имеет наличие в структуре профессионально развивающейся личности стремления к профессиональному самосовершенствованию. Оно включает три компонента: отношение к своей профессии; отношение к себе как профессионалу; отношение к самосовершенствованию в профессиональной сфере.

В целом проведенное исследование свидетельствует, что профессиональное и личностное развитие обучающихся является существенным элементом и фактором эффективности управления вузом и осуществления в нем образовательного процесса. Интегрированным критерием эффективности профессионального и личностного развития обучающихся в вузе является личностная позиция участников образовательного процесса в вузе (преподавателей, обучающихся, руководителей, других должностных лиц), включающая социально и личностно ценностные ориентации и мотивы личности, оказывающие влияние на создание социально-культурной, воспитательной, образовательной среды вуза, представляющей собой совокупность условий, созданных в вузе и влияющих на состояние обучающихся. В целом реализация разработанных положений по совершенствованию профессионального и личностного развития обучающихся в вузах является важным условием модернизации высшего образования и обеспечения его качества с учетом того, что, подготавливая специалиста XXI в., образовательный процесс в современном вузе должен прежде всего сформировать и развить его как личность, имеющую внутренние положительные побуждения к своей профессиональной, служебной деятельности. В связи с этим одной из важных задач модернизации российского высшего образования является профессиональное и личностное развитие обучающихся, подготовка таких выпускников вузов, которые готовы и желают трудиться по своей специальности, получая при этом удовлетворение от своего труда и принося пользу обществу.

Список литературы

1. Ефремов, О. Ю. Педагогика. — СПб.: Питер, 2009.

2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.

3. Климов, Е. Л. Введение в психологию труда. — М.: ЮНИТИ, 2008.

4. Кочин, Л. Л. Совершенствование психологической подготовленности будущих офицеров к профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского института ГНС МЧС России. — Вып. 1. — СПб.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2005.

5. Пономарёв, Н. Л., Смирнов, Б. М. Образовательные инновации. Государственная политика и управление. — М.: Академия, 2007.

6. Реан, Л. Л. Психология человека от рождения до смерти. — СПб., 2001.

7. Хуторской, Л. Б. Педагогическая инноватика. — М.: Академия, 2008.

Literature

1. Efremov, O. Y. Pedagogics. — St.-Petersburg, 2009.

2. Ilyin, E. P. Motivation and motives. — St.-Petersburg, 2000.

3. Klimov, E. A. Introduction in work psychology. — Moscow, 2008.

4. Kochin, A. A. Perfection of psychological readiness of the fUture officers to professional work // Bulletin

of St.-Petersburg institute GPS of the Ministry of Emergency Measures of Russia. — St.-Petersburg, 2005.

5. Ponomaryov, N. L, Smirnov, B. M. Educational innovations. A state policy and management. —

Moscow, 2007.

6. Rean, A. A. Psychology of the person from a birth to death. — St.-Petersburg, 2001.

7. Hutorskoi, A. B. Pedagogical innovates. — Moscow, 2008.

УДК: 378.14

A.O. Кособуцкий*, H.M. Филимонцев* *

Педагогические условия подготовки курсантов военного вуза к преодолению трудностей в профессиональной деятельности

В статье даются педагогические рекомендации по совершенствованию образовательного процесса в вузе, приданию ему практической направленности в интересах скорейшего преодоления будущими офицерами трудностей профессиональной деятельности в войсках.

Ключевые слова: военно-профессиональная деятельность, педагогические условия, подготовка курсантов, трудности профессиональной деятельности офицера.

A.O. Kosobutsky*, N.M. Filimontsev**. Pedagogical conditions of the cadets’ training of the military institutions for overcoming difficulties in their professional activities. This article provides

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.