Л. А. Копысова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ
Работа представлена кафедрой педагогики Кировской государственной медицинской академии.
В статье рассматриваются вопросы педагогической теории и практики развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в медицинских вузах, представлены результаты эмпирического исследования мотивации студентов медицинского вуза, отмечается, что совершенствование медицинского образования неразрывно связано с актуализацией мотиваци-онной составляющей процесса подготовки и требует теоретического и практического поиска.
Ключевые слова: мотивация учебной и профессиональной деятельности, развитие мотивации, медицинские вузы, исследование мотивации.
L. Kopysova
PEDAGOGICAL RESEARCH OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL ACTIVITY MOTIVATION AMONG MEDICAL STUDENTS
Questions of the pedagogical theory and practice of developing motivation for professional activity among medical students are considered in the article. Results of the empirical research of medical students' motivation are presented. The author marks that the development of medical education is indissolubly connected with a motivational component and demand theoretical and practical search.
Key words: motivation for educational and professional activity, development of motivation, medical establishment of higher education, research of motivation.
В развитии педагогической теории и практики современного профессионального образования важное место занимают тенденции
гуманизации и гуманитаризации, обеспечения качества подготовки, профессионального и личностного развития всех участников обра-
профессиональной деятельности, а также мо-тивационные составляющие и факторы, влияющие на профессионально-личностное развитие медицинских работников, индивидуально-психологические особенности врачей.
В ходе развития у обучающихся в медицинских вузах мотивации к профессиональной деятельности следует учитывать, что деятельность врача проходит в условиях повышенных социальных, профессиональных, моральных, психологических требований и связана с высоким умственным, психоэмоциональным и физическим напряжением.
В связи с тем, что объектом деятельности врача является человек, требования к его моральным, гражданским, психологическим, интеллектуальным качествам всегда были повышенными по сравнению с другими профессиями. Врач способен эффективно решать задачи профессиональной деятельности при условии субъективного личностного, физического, психического благополучия, активного и заинтересованного отношения к своему труду.
При этом для эффективного выполнения своей профессиональной деятельности врач должен обладать не только квалификацией и опытом, но и определенными личностными особенностями, способствующими сознательному и добросовестному отношению к своей деятельности, установлению контакта, гуманных отношений с больным, учету его психологии.
Важно учитывать, что профессиональное развитие может начинаться только в том случае, если учебные и профессиональные требования в процессе образования будут выше актуальных возможностей человека, а его моти-вационная сфера будет не обедняться, а обогащаться [4; 5].
Мотивационная сфера выполняет ряд функций: побуждающую, направляющую, регулирующую. Вместе с операциональной сферой она является сущностной характеристикой профессионализма.
Выделяют два основных направления развития мотивации субъекта подготовки и деятельности: первое представляет собой транс-
формацию общих мотивов личности в трудовые (профессиональные); второе связано с системными изменениями профессиональной мотивации человека по мере его перехода на новые уровни профессионализации.
Проведенный теоретический анализ проблемы мотивации учебной и профессиональной деятельности обучающихся в медицинских вузах позволил определить логику и содержание эмпирического педагогического исследования указанной проблемы на примере Кировской государственной медицинской академии.
Данное эмпирическое исследование было проведено автором в 2007—2008 учебном году и включало анкетирование студентов Кировской государственной медицинской академии по методикам, выбранным на основе проведенного анализа для диагностики состояния мотивации учебной и профессиональной деятельности.
В ходе диагностического исследования состояния мотивации учебной и профессиональной деятельности обучающихся в Кировской государственной медицинской академии (КГМА) были опрошены студенты 1-6-х курсов педиатрического и лечебного факультетов.
Для опроса использовались методики диагностики мотивации учебной и профессиональной деятельности [1, с. 270].
Как было выявлено в ходе проведенного анализа публикаций и проведенного эмпирического исследования, наиболее показательными и отражающими общие особенности и тенденции динамики мотивации учебной и профессиональной деятельности обучающихся в медицинских вузах представляются результаты диагностики студентов педиатрического факультета КГМА.
Всего на всех шести курсах педиатрического факультета был опрошен 221 студент, в том числе: на первом курсе — 68, на втором курсе — 22, на третьем курсе — 28, на четвертом курсе — 19, на пятом курсе — 52 и на шестом курсе — 35 студентов.
Полученные в ходе диагностики результаты были проранжированы в соответствии с выбранными методиками диагностики на три
• мотив возможность заботиться о своем здоровье — после первого курса, с получением медицинских знаний возрастает; его следует поддерживать и увязывать с заботой и о своих близких и с желанием лечить людей, формируя в мировоззрении установку на равноценность и необходимость поддержания здоровья (лечения) всех трех категорий — других людей, своих близких и себя;
• престиж профессии и семейные традиции — значимость этого мотива следует закреплять и по возможности повышать, в том числе и с использованием воспитательных мероприятий;
• особое внимание должен привлечь мотив решать научные медицинские проблемы, так как проведенный опрос показал чрезвычайно низкие оценки этого мотива, причем тенденция к снижению этого мотива совпадает со значениями, полученными в отношении стремления к творческой работе. Представляется, что у студентов в недостаточной степени формируется стремление к научно-исследовательской работе, поиску нового, творчеству в своей деятельности. В то же время, определенное возрастание значения этого мотива на пятом курсе связано, возможно, с работой над курсовыми, дипломом, участием в студенческом научном обществе и т. п.;
• отмечается достаточно невысокая роль в мотивации учебы материальной заинтересованности обучающихся в будущей профессии;
• требует усиления мотив возможность оказывать влияние на других людей; необходимо разъяснение роли медиков в формировании здорового образа жизни других людей, оказания влияния в этом плане.
Также в исследовании использовалась методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов», предложенная А. А. Реаном и В. А. Якуниным [1, с. 382]. Опрашиваемым предлагалось из приведенных в списке мотивов учебной деятельности выбрать пять наиболее значимых.
По результатам опроса по указанной методике высокие значения имеют мотивы: стать высококвалифицированным специалистом;
обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности; приобрести глубокие и прочные знания.
Средние значения оценок у мотивов: получить диплом; получить интеллектуальное удовлетворение; успешно продолжить обучение на последующих курсах; добиться одобрения родителей и окружающих
Низкие значения у студентов имеют мотивы: успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»; постоянно получать стипендию; быть постоянно готовым к очередным занятиям; достичь уважения преподавателей; не запускать изучение предметов учебного цикла; не отставать от сокурсников. Необходимо особо отметить, что очень низкие значения имеют мотивы: быть примером для сокурсников; выполнять педагогические требования; избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
По результатам опроса по методике «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» выявлены следующие тенденции изменения мотивации обучающихся:
• мотив стать высококвалифицированным специалистом, занимая в целом первое место, имеет нестабильную динамику, снижаясь на 3—4-м курсах, повышаясь на 5-м курсе и наиболее низко снижаясь на 6-м курсе (значимо для 75% выпускников);
• мотив обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, будучи на среднем уровне у первокурсников, затем повышается достаточно сильно, занимая на 3-м и 5-м курсах вторые места, однако на 6-м курсе вновь падает (значимо для 70% выпускников);
• мотив приобрести глубокие и прочные знания, занимая в среднем третье место, имеет нестабильную динамику, снижаясь на 2-м и 4-м курсах, повышаясь на 5-м курсе и наиболее снижаясь на 6-м курсе (значимо менее чем для 60%);
• стремление получить диплом в целом имеет тенденцию к росту, значимо для 50% выпускников;
• мотив получить интеллектуальное удовлетворение достаточно стабилен, он выше на 3-м и 6-м курсах;
• мотив успешно продолжить обучение на последующих курсах — имеет явную и отчетливую тенденцию к снижению;
• желание добиться одобрения родителей и окружающих достаточно стабильно и в целом несколько возрастает к старшим курсам;
• мотив успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» — от высоких значений на 1-м курсе явно снижается и остается на стабильно невысоком уровне, несколько повышаясь на 6-м курсе;
• мотив постоянно получать стипендию — имеет значение менее чем для 20%, колеблется, повышается на 4-м курсе;
• необходимость быть постоянно готовым к очередным занятиям, будучи первоначально значима для 10%, затем снижается и на 3-4-м курсах практически не значима, хотя несколько повышается на выпускном курсе;
• мотив достичь уважения преподавателей в целом значим для 10—20%, имеет тенденцию к некоторому росту к концу учебы;
• мотив не запускать изучение предметов учебного цикла первоначально значим для 30% первокурсников, затем снижается, несколько повышается на 5-м курсе и вновь снижается на 6-м;
• стремление не отставать от сокурсников имеет некоторую тенденцию к повышению, но значимо незначительно (около 10%);
• мотив быть примером для сокурсников также несколько повышается и в целом практически не значим для студентов;
• мотив выполнять педагогические требования практически не значим на 2-3-м курсах и в большей степени, но в целом весьма незначительно (5—10%), значим на 1, 4, 6-х курсах;
• желание избежать осуждения и наказания за плохую учебу играет наименьшую роль в мотивации, около 5%.
В целом по результатам опроса по методике «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» установлено, что мотивация обучающихся на высоком уровне и имеет позитивную структуру. В качестве основной проблемы можно выделить снижение отношения к учебе на средних курсах и в целом снижение мотивации на 6-м курсе.
На основе полученных по указанной методике данных был сформулирован ряд педагогических рекомендаций по развитию мотивации учебной и профессиональной деятельности у студентов-медиков:
• следует учитывать и всячески поддерживать высокую значимость мотива стать высококвалифицированным специалистом, что весьма положительно, однако необходимо обратить внимание на усиление работы со студентами 3-4-го курсов и, особенно, выпускного курса;
• стремление обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности следует целенаправленно формировать у первокурсников, поддерживать на 3-5-м курсах, и особо обратить внимание на его развитие у выпускников, которые, по всей видимости, теряют интерес к учебе как средству обеспечения успешности будущей профессиональной деятельности, может быть, считая, что и так уже к ней готовы; стоит подумать и о содержании их подготовки;
• в определенной степени надо усилить формирование ценностного отношения к получению диплома медицинского вуза, продумать и разъяснять его ценность и значимость для медицинского специалиста;
• следует развивать мотив получения интеллектуального удовлетворения, в частности необходимо усилить проблемность, интеллектуальную составляющую учебных занятий, заданий, работы в СНО;
• необходимо активнее формировать позитивное отношение к полученным знаниям и их качеству как базе для последующей подготовки как в данном вузе, так и по его окончанию с учетом непрерывности образования в современных условиях;
• рост мотива добиться одобрения родителей и окружающих свидетельствует о развитии личности обучающихся в вузе и возрастании для нее значения мнения социального окружения; его следует поддерживать, развивать и активнее использовать в учебно-воспитательном процессе;
• следует особо проанализировать, что происходит после 1-го курса и почему снижается стремление к хорошей учебе: либо эта учеба ока-
зывается на первом курсе сложная и ее результаты низкие, и в дальнейшем у студентов снижается стремление показывать высокие результаты; необходимо повышать мотивацию к высоким результатам учебы на средних курсах;
• необходимо обратить внимание на то, насколько преподаватели уделяют внимание педагогической диагностике, готовности студентов к занятиям, стимулированию тех, кто старается и готовится к занятиям;
• отмечается тенденция к росту к концу учебы стремления достичь уважения преподавателей, что, видимо, объясняется повышением личностных аспектов взаимодействия студентов и преподавателей по мере учебы; значение этого мотива следует усиливать, так как в вузе личность преподавателя должна нести особую мотивационную нагрузку, побуждая студентов к учебе своим отношением к предмету, к профессии, к студентам;
• мотив не отставать от сокурсников практически не работает; следует попробовать повысить состязательность, соревновательные моменты в обучении, рейтинги, сравнимость результатов, наглядность, ранжирование;
• мотив избежать осуждения и наказания за плохую учебу также практически не работает; необходимо усилить критику слабоуспевающих, решать вопрос отрицательного стимулирования.
В исследовании также была применена методика «Мотивы выбора медицинской деятельности», которая предназначена для качественного анализа мотивационной структуры деятельности обучающихся в медицинском вузе.
По результатам опроса высокие значения получили мотивы: интерес к медицинской деятельности; желание использовать свои знания и опыт, накопленные за время учебной и профессиональной деятельности; сознание полезности своей деятельности, важности обучения в медицинском вузе; стремление к общению с людьми, всегда помогать им; стремление к самоутверждению, к повышению своего статуса, престижа; желание находиться в среде профессионалов, образованных людей; возможность заниматься социально значимой работой, получить признание.
Средние значения имеют мотивы: стремление к творческой работе; возможность завести полезные знакомства и использовать их; возможность удовлетворить свое стремление к власти над другими людьми.
Низкие значения имеют мотивы: возможность дополнительного заработка; вынудили обстоятельства.
По результатам проведенного опроса выявлены следующие основные тенденции изменения мотивации студентов:
• интерес к медицинской деятельности является высоким на 1-2-м курсах, затем следует спад на 3-4-м курсах, повышается на 5-м курсе и падает на 6-м курсе;
• желание использовать свои знания и опыт, накопленные за время учебной и профессиональной деятельности, снижается равномерно на протяжении всей учебы от очень высоких значений до низких;
• сознание полезности своей деятельности, важности обучения в медицинском вузе также, будучи первоначально высоким, снижается;
• стремление к общению с людьми, всегда помогать им — также, будучи первоначально высоким, снижается за время учебы;
• стремление к самоутверждению, к повышению своего статуса, престижа — этот мотив плавно возрастает за время учебы;
• желание находиться в среде профессионалов, образованных людей имеет достаточно высокие значения, незначительно снижается к выпуску;
• возможность заниматься социально значимой работой, получить признание в обществе имеет в целом достаточно высокие показатели, есть некоторое снижение на 3-м курсе;
• показатели стремления к творческойра-боте выше средних, есть явная тенденция к снижению, при некотором подъеме на 2-м курсе.
В целом проведенное исследование позволило выявить особенности и динамику мотивации обучающихся в медицинском вузе и сформулировать педагогические рекомендации по совершенствованию деятельности руководителей и преподавателей вуза по развитию мотивации обучающихся.
В целом диагностика показала, что мотивация обучающихся на высоком уровне и имеет позитивную структуру. В ней доминирует интерес к медицинской деятельности, желание использовать знания и опыт, стремление помогать людям. Основная проблема — спад мотивов на 3-4-м курсах и снижение мотивации по основным мотивам к 6-му курсу (при росте мотивов самоутверждения, статуса, знакомств, заработка).
Следует подчеркнуть, что мотивация имеет позитивную структуру: доминирует по всем курсам внутренняя мотивации, затем идет внешняя положительная и наименее значимой является внешняя отрицательная мотивация. Вместе с тем внешняя отрицательная мотивация в целом растет по мере учебы и на шестом курсе практически выравнивается с внешней положительной. При этом уменьшается разрыв между внутренней и внешней мотивацией. Необходимо обратить особое внимание на внутреннюю мотивацию старших курсов. При этом выявлена основная проблема — спад мотивации выпускников (студентов выпускного курса).
Проведенное исследование позволило определить основные теоретические выводы о том, что педагогическая технология развития
у студентов медицинских вузов мотивации к профессиональной деятельности должна предполагать формирование иерархических отношений личности: от «интереса к медицине вообще» к потребности «быть профессионалом»; от потребностей — к мотивам профессионального и личностного развития и формированию целостной мотивационной сферы современного медицинского работника, которая вместе с деятельностной сферой составляет сущностную характеристику профессионализма врача.
Таким образом, в результате педагогического анализа путей совершенствования процесса профессиональной подготовки в медицинских вузах и реализации в них современных тенденций развития образования можно в теоретическом плане выделить профессиональ-но-мотивационный подход к подготовке обучающихся в вузах, а в практическом плане — мотивационную составляющую образовательного процесса в медицинских вузах, включающую прежде всего развитие у студентов мотивации к профессиональной деятельности, что является важным условием обеспечения качества подготовки врачей, медицинских работников в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
2. Казакова А. Г. Педагогика профессионального образования. М., 2007. 551 с.
3. Москалев В. А. Психолого-акмеологическое сопровождение последипломного образования специалистов лечебно-профилактических учреждений. М., 2001. 124 с.
4. Педагогика как учебный предмет / под ред. А. П. Тряпицыной и И. С. Батраковой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 240 с.
5. Педагогика / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластёнина. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 576 с.
6. Платонов К. К. Личность в медицине // Этико-психологические проблемы медицины. М.: Медицина, 1978. С. 29-30.