УДК 37.032
Л. А. Копысова, И. В. Шешунов РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ВРАЧА
В статье определяется сущность профессиональной активности врача, выделена ее мотивационная составляющая, обосновывается необходимость ее развития, подчеркивается роль высшего образования в развитии профессиональной активности личности врача. Отмечается значение мотивационной составляющей в развитии профессиональной активности врача. Изложены положения программы развития профессиональной активности врача на основе ее мотивационной составляющей в ходе обучения в медицинских вузах. Приведены данные эмпирического исследования развития мотивационной составляющей учебной и профессиональной активности студентов-медиков.
Ключевые слова: профессиональная активность, мотивация, мотивационная составляющая профессиональной активности, профессиональная деятельность, развитие профессиональной активности.
В современных условиях развития общества и высшего образования все более возрастает значение формирования у выпускников вузов профессиональной компетентности, стремления к профессиональному и личностному развитию, жизненной активности, гуманности, толерантности, гражданственности, социальной и личностной зрелости.
Учитывая тенденции развития образования (гуманизация, субъект-субъектный подход) и традиции отечественного медицинского образования, в настоящее время необходимо повышение социальной, гуманистической, личностной составляющих медицинского образования.
С учетом указанных положений возрастает теоретическая и практическая значимость обоснования и реализация мотивационной составляющей как основополагающей в обучении, воспитании, развитии профессиональной активности современных медицинских специалистов, призванной обеспечить выпускникам медицинского вуза успешное освоение профессии врача и обеспечение здоровья российских граждан.
Деятельность современного врача проходит в условиях повышенных социальных, профессиональных, моральных, психологических требований и связана с высоким умственным, психоэмоциональным, профессиональным напряжением [1].
Внедрение в сферу медицинского труда современных технологий, широкое использование новейшей медицинской техники, а также применение эффективных принципов управления учреждениями здравоохранения настоятельно требуют учета факторов профессиональной активности врача как в ходе профессиональной подготовки, так и на протяжении всего его профессионального пути.
Требования к моральным, гражданским, интеллектуальным качествам, профессиональной активности врача всегда были повышенными по сравнению с другими профессиями. Только при условии субъективного личностного, физического, психического благополучия, активного и заинтересованного отношения к своему труду врач способен эф-
фективно решать задачи профессиональной деятельности. Вместе с тем сама эта деятельность своими содержанием, напряженностью, нагрузками создает основу для формирования состояний дезадаптации, профессионального «выгорания», профессиональных деформаций личности.
Значительное количество упоминаний о личности врача представлено в деонтологической медицинской литературе [3]. Деонтологический подход к рассмотрению проблем подготовки медиков, развития личности врача является хронологически первым и не утратившим значения до настоящего времени. Он содержит требования общества к личности врача.
Основные деонтологические требования к врачебной деятельности и личности врача сформулированы еще в заповедях Гиппократа, являющихся профессиональной клятвой врачей. В основе этих требований лежит традиционное представление об отношениях «врач - больной», являющихся элементом структуры общественных отношений. В этих отношениях врачу предписывается оказывать помощь больному, который вправе ожидать этой помощи. Для эффективного выполнения предписанной обществом роли врач должен обладать не только квалификацией и опытом, но и определенными личностными особенностями, способствующими сознательному и добросовестному отношению к своей деятельности, установлению контакта и гуманных отношений с больным.
Зарождение в нашей стране исследований медицинского труда и подготовки к нему связано с работами В. М. Бехтерева [2]. Одним из важных аспектов данных исследований является вопрос об определении критериев профессиональной пригодности субъекта к получению медицинского образования, а затем - к профессиональной деятельности.
К. К. Платонов одним из первых изучал особенности ценностных ориентаций врачей и специфику побуждений врача к профессиональной деятельности с позиций личностного подхода [10]. В зави-
симости от направленности личности он выделял три типа врачей: врач, ориентированный на разнообразные ценности; врач, для которого ориентация на профессиональные, морально-этические ценности носит внешний, формальный характер; врач, дезориентированный в отношении личностных ценностей в силу низкого духовного и нравственного уровня.
Большое значение ценностных ориентаций, а также социогенных потребностей, мотивов деятельности в структуре личности врача, его профессиональной деятельности, необходимость их экспериментального изучения неоднократно подчеркивались в последние десятилетия [3-6].
Формированию совокупности знаний, навыков и умений традиционно уделяется существенное внимание в ходе профессиональной подготовки в отечественных вузах, подтверждением чего в современных условиях является реализация концепции непрерывного образования. Соответственно, профессиональное медицинское образование должно включать как формирование совокупности знаний, навыков и умений, так и профессиональной компетентности и активности личности врача.
Однако проблема формирования и развития мотивационной составляющей профессиональной активности врача в медицинских вузах применительно к современным условиям в научном плане практически не разработана. Следует отметить недостаточную научную разработанность проблем формирования потребностей, мотивов, мотивации, условий и тенденций развития профессиональной активности личности студента, обучающегося в медицинском вузе, как будущего врача и как субъекта образовательного процесса в вузе.
Особенности подготовки и осуществления активной профессиональной деятельности, мотивационные составляющие и факторы, влияющие на профессионально-личностное развитие современных медицинских работников, индивидуальнопсихологические особенности профессии врача -проблемы, недостаточно изученные, несмотря на высокую степень востребованности их современного научно-практического осмысления.
Таким образом, с учетом особой социальной значимости следует отметить, что вопросы профессиональной активности врача, развития ее мотивационной составляющей у обучающихся в вузах и действующих медицинских работников являются одними из важнейших и в то же время малоизученных проблем педагогики.
Противоречие между высокой социальной значимостью медицинского труда, связанного с влиянием на личность врача как позитивных, так и негативных факторов, и отсутствием обоснованной научно-педагогической теории развития мотиваци-
онной составляющей профессиональной активности врачей обусловливает проблемную ситуацию, заключающуюся в назревшей социальной, педагогической, образовательной потребности определения специфики активности профессиональной деятельности врачей, разработке концепции развития профессиональной активности врачей на основе формирования ее мотивационной составляющей в ходе подготовки в медицинских вузах, реализации данной концепции на практике.
Разработка концепции развития профессиональной активности врачей непосредственно связана с опорой на теорию и практику профессионального развития и собственной жизненной активности личности, формирования у человека возможностей, способностей, мотивов, соответствующих требованиям деятельности, ее целям, содержанию и условиям реализации.
Развитие активности личности, отмечает Е. А. Климов, происходит в нормально напряженной деятельности «за счет инициативы, активности, мотивов субъекта этой деятельности» [7].
Развитие профессиональной активности, как отмечается в ряде исследований [1, 7, 9], может начинаться только в том случае, если учебные и профессиональные требования в процессе подготовки и деятельности будут выше актуальных возможностей человека, а его мотивационная сфера будет не обедняться, а обогащаться. Профессиональная активность - это то, ради чего человек прикладывает свои профессиональные способности, реализует профессиональные качества. Сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций: побуждающую, направляющую, регулирующую. Будучи сформированной, профессиональная активность способствует профессионализму, компетентности специалиста.
Анализ теоретических источников показал, что профессиональная активность врача представляет собой психологическое образование, упорядоченную совокупность продуктивных профессиональных действий и поступков по реализации ценностных ориентаций, мотивов, побуждений, профессиональных и личностных качеств врача для достижения им социально и личностно значимых целей его профессиональной деятельности.
Мотивационная составляющая профессиональной активности врача представляет собой совокупность внутренних условий, вызывающих активность субъекта врачебной деятельности, определяющих ее направленность и побуждающих человека к осуществлению профессиональной деятельности врача и достижению ее целей
Психологическим механизмом развития профессиональной активности является то, что в ходе профессионализации потребности личности
«находят свой предмет в деятельности», формируется и реализуется мотивация профессиональной деятельности. При этом в процессе учебной и профессиональной деятельности происходит превращение объектов активности в мотивы данной деятельности.
Применив теорию А. Н. Леонтьева к анализу процесса развития профессиональной активности врачей на основе формирования ее мотивационной составляющей в медицинском вузе, следует определить, что он будет включать: сдвиг мотива на цель учебной (профессиональной) деятельности, в результате чего обучающийся находит «свой» предмет деятельности; «принятие» обучающимся профессии и нахождение личностного смысла в этой деятельности; формирование целостного поведения, активности обучающегося как будущего врача.
Основными мотивационными аспектами развития активности субъекта профессиональной подготовки и деятельности являются: трансформация общих мотивов личности в учебные и трудовые (профессиональные); системные изменения профессиональной активности человека по мере его перехода на новые уровни профессионализации.
Профессиональная активность определяется сложным, динамичным соотношением побуждений различных уровней, при этом в сознании обучающегося в вузе должен формироваться такой образ субъекта деятельности, который желателен, но которого еще нет в наличии. Стремление максимально идентифицироваться с ним, развивая при этом собственную индивидуальность, свой профессиональный стиль, направляет активность врача.
Профессиональная активность обусловливает заинтересованное отношение врача к деятельности, активную направленность на социально значимые ее аспекты. Для личности с прогрессивным мотивационным профилем это означает превышение общего уровня развивающих мотивов над средним уровнем мотивов поддержания и стени-ческий эмоциональный профиль, состоящий в доминировании у субъекта активных, деятельных переживаний [7]. Особое значение имеет наличие в структуре личности побуждений профессионального самосовершенствования, включая три компонента: активное отношение к своей профессии; отношение к себе как профессионалу; отношение к самосовершенствованию в профессии.
Среди социальных потребностей, мотивирующих профессиональную активность врача, можно выделить:
- потребность в сотрудничестве с больным, условием которого является не безусловное подчинение пациента врачу, а сознательное стремление обоих к единой цели;
- потребность в эмоциональной нейтральности пациента - врачи зачастую недовольны стремлением пациента обсуждать его житейские, личностные проблемы;
- потребность в признании, т. е. в очевидной позитивности результатов лечебного процесса, улучшении состояния пациента, одобрении коллег и общества.
Проведенный теоретический анализ проблемы активности профессиональной деятельности, ее мотивационных составляющих позволил разработать педагогическую программу развития профессиональной активности врача на основе формирования ее мотивационной составляющей в ходе подготовки обучающихся в медицинских вузах [8].
Опытно-экспериментальная реализация данной программы осуществлялась в ходе образовательного процесса в Кировской государственной медицинской академии (КГМА). Исследование показало, что эффективность программы во многом определяется уровнем психолого-педагогической компетентности, активностью участия и тесным взаимодействием руководства вуза и факультетов, преподавательского состава и самих обучающихся.
Программа включает в себя следующие разделы:
- мероприятия по развитию учебной активности и мотивации к профессиональной деятельности у студентов;
- повышение психолого-педагогической компетенции и воспитательной активности управленческого и преподавательского состава вуза;
- совершенствование учебно-материальной базы образовательного процесса, организация воспитывающей педагогической среды, жизни и деятельности в учебном заведении.
Основным путем развития профессиональной активности, формирования ее мотивационной составляющей у обучающихся в медицинском вузе являются организованные педагогические взаимодействия дидактического и воспитательного плана с акцентом на формирование нравственно-профессиональной направленности личности и положительной внутренней мотивации, включая два ведущих направления: первое - оптимизация обучения, направленная на активизацию учебно-познавательной, профессиональной деятельности студентов; второе - повышение эффективности воспитательного процесса в медицинском вузе.
Интегрированным критерием эффективности развития профессиональной активности и мотивации к деятельности у обучающихся в медицинском вузе является сформированная личностная позиция участников образовательного процесса в медицинском вузе (преподавателей, обучающихся, руководителей), включающая социально и личностно
ценностные ориентации и мотивы профессиональной деятельности врача.
Основные признаки (особенности) мотивационной составляющей профессиональной активности врача:
- первый признак заключается в социальном происхождении профессиональной мотивации с учетом того, что предметом потребностей, побуждающих деятельность врача, являются прежде всего сами люди, их здоровье, нужды, болезни, страдания. Соответственно, мотивация профессиональной деятельности врача прежде всего отвечает нуждам общества. Этим объясняются ее разнообразие, изменчивость и, что особенно важно, возможность развития под влиянием специальных формирующих (педагогических) воздействий и взаимодействий, которые составляют основное содержание воспитания и профессионального образования в целом;
- второй признак, определяющий специфику мотивационной составляющей профессиональной активности врача, - ее опосредованность специальными знаниями, навыками, умениями, длительной и сложной профессиональной подготовкой, требующей настойчивости, напряжения ума и воли. С этим связана устойчивость, определенная автономность мотивации от актуальных состояний человека, ее направленность на отдаленные цели;
- третий признак характеризует внутреннюю организацию и динамику мотивационной составляющей профессиональной активности врача с учетом внутреннего отношения к своей деятельности и как к долгу перед собой, другими людьми, обществом, и как к тому, что он приносит пользу и себе и другим людям.
В процессе формирования мотивационной составляющей профессиональной активности врача целесообразно выделить этапы:
- актуализация объектов учебной и профессиональной активности;
- превращение объектов активности в мотивы целеобразования и выбора действий;
- реализация действий в соответствии с мотивами посредством учебной и профессиональной активности;
- оценка результатов профессиональной активности, закрепления и развития мотивов.
Для развития профессиональной активности у обучающихся в медицинском вузе важно учитывать такой фактор, как мотивационная среда вуза (мотивационная составляющая образовательной среды вуза), понимая ее как совокупность условий, созданных в медицинском вузе и влияющих на активность и мотивацию обучающихся. В процессе развития мотивации у обучающихся в медицинском вузе руководителям и педагогам необходимо
особое внимание обращать на создание (корректировку) мотивационной среды как существенного средства педагогического (управленческого) воздействия (взаимодействия). При этом в зависимости от характера мотивационной среды могут вырабатываться четыре основные типа учебной и профессиональной активности будущих врачей: инициативная, исполнительская, потребительская, а также ее отсутствие.
Профессиональная активность наряду с количественной характеристикой (высокая - низкая) обусловлена и качественной (содержательной) характеристикой по принципу внутренней мотивации и мотивации, обусловленной внешними факторами (внешнего стимулирования), - внешнеорганизованной.
Если для обучающегося в вузе деятельность врача значима сама по себе, он получает от нее удовлетворение, стремится самореализоваться именно в ней, то правомерно вести речь о наличии у него внутренней мотивации. Если профессиональная деятельность побуждается заработком, престижем и так далее, то речь идет о внешних факторах мотивации (стимулах) - внешнеорганизованной мотивации. Внешние стимулы дифференцируются на положительные и отрицательные.
Для диагностики актуального состояния мотивационной составляющей профессиональной активности у обучающихся в медицинском вузе авторами было проведено эмпирическое психолого-пе-дагогическое исследование на базе КГМА.
В процессе исследования использовались методики диагностики мотивации учебной и профессиональной деятельности [6]. В ходе диагностического исследования были опрошены студенты 1-6-го курсов педиатрического и лечебного факультетов КГМА. В ходе анализа публикаций и проведенного эмпирического исследования было установлено, наиболее показательными и отражающими особенности мотивационной составляющей профессиональной активности обучающихся в медицинских вузах являются результаты диагностики студентов педиатрического факультета академии.
Всего на всех шести курсах педиатрического факультета был опрошен 221 студент, в т. ч.: на первом курсе - 68, на втором курсе - 22, на третьем курсе - 28, на четвертом курсе - 19, на пятом курсе - 52 и на шестом курсе - 35 студентов. Полученные в ходе диагностики результаты были про-ранжированы в соответствии с выбранными методиками на три уровня развития мотивов: высокий, средний и низкий.
По методике «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А. А. Реан, В. А. Якунин) опрашиваемым предлагалось из приведенных
мотивов учебной деятельности выбрать наиболее значимые.
По результатам опроса по указанной методике высокие значения имеют мотивы: стать высококвалифицированным специалистом; обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности; приобрести глубокие и прочные знания. Средние значения оценок у мотивов: получить диплом; получить интеллектуальное удовлетворение; успешно продолжить обучение на последующих курсах; добиться одобрения родителей и окружающих. Низкие значения у студентов имеют мотивы: успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»; постоянно получать стипендию; быть постоянно готовым к очередным занятиям; достичь уважения преподавателей; не запускать изучение предметов учебного цикла; не отставать от сокурсников. Особо отметим, что очень низкие значения имеют мотивы: быть примером для сокурсников; выполнять педагогические требования; избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
По результатам опроса выявлены следующие тенденции изменения мотивационной составляющей профессиональной активности:
- мотив стать высококвалифицированным специалистом, занимая в целом первое место, имеет нестабильную динамику, снижаясь на 3-4-м курсах, повышаясь на 5-м курсе и очень сильно снижаясь на 6-м курсе (75 % выпускников); мотив обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, будучи на среднем уровне у первокурсников, затем повышается достаточно сильно, занимая на 3-м и 5-м курсах вторые места, однако на 6-м курсе вновь падает (значимо для 70 % выпускников);
- мотив приобрести глубокие и прочные знания, занимая в среднем третье место, имеет нестабильную динамику, снижаясь на 2-м и 4-м курсах, повышаясь на 5-м курсе и наиболее низко спускаясь на 6-м курсе (менее 60 %);
- стремление получить диплом в целом имеет тенденцию к росту (значимо для 50 % выпускников);
- мотив получить интеллектуальное удовлетворение достаточно стабилен, выше на 3-м и 6-м курсах;
- мотив успешно продолжить обучение на последующих курсах имеет явную и отчетливую тенденцию к снижению;
- желание добиться одобрения родителей и окружающих достаточно стабильно и в целом несколько возрастает к старшим курсам;
- мотив успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» - от высоких значений на 1-м курсе явно снижается и остается на стабильно невысоком уровне, несколько повышаясь на 6-м курсе;
- необходимость быть постоянно готовым к очередным занятиям, будучи первоначально значима для 10 %, затем снижается и на 3-4-м курсах практически не значима, хотя несколько повышается на выпускном курсе;
- мотив достичь уважения преподавателей в целом значим для 10-20 %, имеет тенденцию к некоторому росту к концу учебы;
- мотив не запускать изучение предметов учебного цикла первоначально значим для 30 % первокурсников, затем снижается, несколько повышается на 5-м курсе и вновь снижается на 6-м;
- стремление не отставать от сокурсников имеет некоторую тенденцию к повышению, но значимо незначительно (около 10 %);
- мотив выполнять педагогические требования практически не значим для 2-3-х курсов и в большей степени значим для 1, 4, 6-х курсов, но в целом весьма незначительно (5-10 %);
- желание избежать осуждения и наказания за плохую учебу играет наименьшую роль в мотивации, около 5 %.
В целом по результатам опроса по методике «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» установлено, что мотивационная составляющая активности на высоком уровне и имеет позитивную структуру. В качестве основной проблемы можно выделить снижение отношения к учебе на средних курсах и в целом снижение мотивации на 6-м курсе.
На основе полученных по указанной методике данных был сформулирован ряд педагогических рекомендаций по развитию активности, мотивации учебной и профессиональной деятельности у студентов:
- следует учитывать и всячески поддерживать высокую значимость мотива стать высококвалифицированным специалистом, что весьма положительно, однако необходимо обратить внимание на усиление работы со студентами 3-4-х курсов и особенно выпускного курса;
- стремление обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности следует целенаправленно формировать у первокурсников, поддерживать на 3-5-х курсах и особо обратить внимание на его развитие у выпускников, которые, по всей видимости, теряют интерес к учебе, считая, что и так уже готовы к будущей профессиональной деятельности;
- надо усилить формирование ценностного отношения к получению диплома вуза, продумать и разъяснять его ценность и значимость;
- следует развивать мотив получения интеллектуального удовлетворения, в частности необходимо усилить проблемность, интеллектуальную составляющую учебных занятий, заданий, работы в СНО;
- необходимо активнее формировать позитивное отношение к полученным знаниям и их качеству как базе для последующей подготовки как в вузе, так и по его окончании;
- рост мотива добиться одобрения родителей и окружающих свидетельствует о развитии личности обучающихся в вузе и возрастании для них значения мнения социального окружения; его следует поддерживать, развивать и активнее использовать в учебно-воспитательном процессе;
- следует особо проанализировать, что происходит после 1-го курса и почему снижается стремление к хорошей учебе; необходимо повышать мотивацию к высоким результатам учебы на средних курсах;
- необходимо обратить внимание на то, насколько преподаватели уделяют внимание педагогической диагностике, готовности студентов к занятиям, стимулированию тех, кто старается и готовится к занятиям;
- отмечается тенденция к росту стремления достичь уважения преподавателей, что объясняется повышением личностных аспектов взаимодействия студентов и преподавателей по мере учебы; значение этого мотива следует усиливать, так как в вузе личность преподавателя должна нести особую мотивационную нагрузку, побуждая студентов к учебе своим отношением к предмету, к профессии, к студентам;
- мотив не отставать от сокурсников практически не работает; следует повысить состязательность, соревновательные моменты в обучении, рейтинги, сравнимость результатов, наглядность, ранжирование;
- мотив избежать осуждения и наказания за плохую учебу также практически не работает; необходимо усилить критику слабоуспевающих, решать вопрос отрицательного стимулирования.
В исследовании также была применена методика «Мотивы выбора профессиональной деятельности», предназначенная для качественного анализа мотивационной составляющей профессиональной активности.
По результатам опроса высокие значения получили мотивы: интерес к деятельности; желание использовать свои знания и опыт, накопленные за время учебной и профессиональной деятельности; сознание полезности своей деятельности, важности обучения в вузе; стремление к общению с людьми, помощи им; стремление к самоутверждению, к повышению своего статуса; желание находиться в среде профессионалов, образованных людей; возможность заниматься социально значимой работой, получить признание.
Средние значения имеют мотивы: стремление к творческой работе; возможность завести полезные
знакомства и использовать их; возможность удовлетворить свое стремление к власти над другими людьми. Низкие значения имеют: возможность дополнительного заработка; обстоятельства.
По результатам данного опроса выявлены следующие основные тенденции изменения мотивационной составляющей активности:
- интерес к профессиональной деятельности является высоким на 1-2-м курсах, затем падает на 3-4-м курсах, повышается на 5-м курсе, падает на 6-м курсе;
- желание использовать свои знания и опыт, накопленные за время учебной и профессиональной деятельности снижается равномерно на протяжении всей учебы от очень высоких значений до низких;
- сознание полезности своей деятельности, важности обучения в медицинском вузе также, будучи первоначально высоким, снижается;
- стремление к общению с людьми, всегда помогать им также, будучи первоначально высоким, снижается за время учебы;
- стремление к самоутверждению, к повышению своего статуса, престижа плавно возрастает за время учебы;
- желание находиться в среде профессионалов, образованных людей имеет достаточно высокие значения, незначительно снижается к выпуску;
- возможность заниматься социально значимой работой, получить признание в обществе имеет в целом достаточно высокие показатели, есть некоторое снижение на 3-м курсе;
- показатели стремления к творческой работе выше средних, есть явная тенденция к снижению, при некотором подъеме на 2-м курсе.
В целом диагностика показала, что мотивационная составляющая учебной и профессиональной активности обучающихся на высоком уровне и имеет позитивную структуру. В ней доминирует интерес к профессиональной деятельности, желание использовать знания и опыт, стремление помогать людям. Основная проблема - спад мотивов на 3-4-м курсах обучения и снижение мотивации по основным мотивам к 6-му курсу (при росте мотивов самоутверждения, статуса, знакомств, заработка).
Следует подчеркнуть, что мотивационная составляющая активности имеет позитивную структуру: доминирует по всем курсам внутренняя мотивации, затем идет внешняя положительная и наименее значимой является внешняя отрицательная мотивация. Вместе с тем внешняя отрицательная мотивация в целом растет по мере учебы и на 6-м курсе практически выравнивается с внешней положительной. При этом уменьшается разрыв между внутренней и внешней мотивацией. Обращено
особое внимание на внутреннюю мотивацию старших курсов и решение основной проблемы - спад мотивации выпускников.
В целом проведенное исследование позволило выявить особенности и динамику мотивационной составляющей профессиональной активности врача на примере обучающихся в медицинском вузе и сформулировать педагогические рекомендации по совершенствованию деятельности руководителей и преподавателей вузов по развитию профессиональной активности врачей. Подготавливая профессионала XXI в., образовательный процесс в современном медицинском вузе должен прежде всего сформировать и развить его как личность, активную в своей профессиональной деятельности, имеющую внутренние положительные побуждения к своей профессиональной деятельности.
Таким образом, психолого-педагогический ана-
лиз процесса подготовки и деятельности врачей позволяет выделить в структуре этого процесса в качестве одной из важнейших мотивационную составляющую профессиональной активности. В исследовании была обоснована педагогической концепция развития профессиональной активности врачей и осуществлена экспериментальная реализация педагогической программы развития профессиональной активности врачей на основе формирования ее мотивационной составляющей в ходе обучения в медицинских вузах.
Исследование показало, что важным компонентом образовательного процесса в медицинском вузе является развитие у обучающихся мотивационной составляющей профессиональной активности врача с учетом ее высокой социальной значимости для развития государства и общества, здоровья граждан.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности и общения // Психология личности. Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1999.
2. Бехтерев В. М. Объективная психология. М.: Наука, 1991.
3. Биомедицинская этика. М.: Медицина, 1997.
4. Вилюнас В. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006.
5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: «Питер», 2000.
6. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982.
7. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1998.
8. Копысова Л. А. Развитие мотивации к профессиональной деятельности у обучающихся в медицинском вузе. СПб.: Астерион, 2007.
9. Москалев В. А. Психолого-акмеологическое сопровождение последипломного образования специалистов лечебно-профилактических учреждений. М., 2001.
10. Платонов К. К. Личность в медицине // Этико-психологические проблемы медицины. М.: Медицина, 1978. С. 29-30.
Копысова Л. А., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Кировская государственная медицинская академия.
Ул. К. Маркса, 112, г. Киров, Кировская область, Россия, 610027. E-mail: [email protected]
Шешунов И. В., доктор медицинских наук, профессор. Кировская государственная медицинская академия.
Ул. К. Маркса, 112, г. Киров, Кировская область, Россия, 610027. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 22.01.2010.
L. A. Kopysova, I. V Sheshunov DEVELOPMENT OF MOTIVATIONAL COMPONENT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE DOCTOR
In the article the essence of professional activity of the doctor is defined, its motivational component is allocated, necessity of its development is proved, the role of higher education in development of professional activity of the person of the doctor is emphasized. The value of a motivational component in development of professional activity of the doctor is marked. The positions of the program of development of professional activity of the doctor on the basis of its motivational component during training in medical high schools are stated. Data of empirical research of development of motivational component of educational and professional activity of medical students are cited.
Key words: professional activity, motivation, a motivational component of professional activity, professional work, development of professional activity.
Kopysova L. A.
Kirov State Medical Academy.
Ul. K. Marx, 112, Kirov, Kirov oblast, Russia, 610027. E-mail: [email protected]
Sheshunov I. V.
Kirov State Medical Academy.
Ul. K. Marx, 112, Kirov, Kirov oblast, Russia, 610027. E-mail: [email protected]