Научная статья на тему 'Педагогическая концепция развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузе'

Педагогическая концепция развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
313
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ / MOTIVATION / PROFESSIONAL WORK / DEVELOPMENT OF MOTIVATION AT TRAINED IN HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Копысова Лариса Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы разработки и реализации педагогической концепции развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузе. Отмечается, что развитие образования неразрывно связано с разработкой и внедрением технологий профессионального и личностного развития, которые включают мотивационную составляющую и требуют теоретического и практического поиска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical theory of development of motivation of professional work at trained in high school

In article questions of development and realization of the pedagogical theory and practice of development of motivation of professional work at trained in high school are considered. It is marked, that development of education is indissolubly connected with development and introduction of technologies of professional and personal development which include a motivational component and demand theoretical practical search.

Текст научной работы на тему «Педагогическая концепция развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузе»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

научно-практической конференции 19 мая 2005 г. «Юридическая психология: современные технологии психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников правоохранительной системы» / Шаповал В. А. - СПб. : СПб ун-т МВД России, 2005.

5. Воробьев, В. М., Кустова, А. П. Психофизиологические компоненты психического здоровья суворовцев ВУ МВД России // Здоровье подрастающего поколенья Мегаполиса / В. М. Воробьев, А. П. Кустова ; Сб. тр. РГПУ им. А.И.Герцена. - СПб., «Милена», 2007.

Literature

1. Vorobjov, V. M., Inusheva, E. A., Mikhailov, A. I., Chebakov, V. P., Shvaiko, P. A.

Computerized system of psychophysiological self-control and self-regulation // Russian Military-Medical Academy Bulletin: supplement 2006. - SPb, 2006. - № 1 (15).

2. Rubinstein, S. L. The problems of general psychology. - M., 1973.

3. Luria, A. R. The basis of neuropsychology. - M., 2006.

4. Shapoval, V. A. Psychodynamically-oriented method of military Ministry of Internal Affairs RF students mental health estimation and prognosis - POLO «Resource» // Materials of All-Russian scientific-practical conference of May the 19th 2005 «Juridical psychology: modern technologies of psychological maintenance of operational and official activity of law-enforcement system officers». - SPb., 2005.

5. Vorobjov, V. M., Kustova, A. P. Psychophysiological components of mental health of Syvorov’s Academy students of MIA Russia // The rising urban generation health. Work Collection of Gertsena RGPU.

- SPb., 2007.

УДК 378

Л.А. Копысова*

Педагогическая концепция развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузе

В статье рассматриваются вопросы разработки и реализации педагогической концепции развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузе. Отмечается, что развитие образования неразрывно связано с разработкой и внедрением технологий профессионального и личностного развития, которые включают мотивационную составляющую и требуют теоретического и практического поиска.

Ключевые слова: мотивация, профессиональная деятельность, развитие мотивации обучающихся в вузе.

L.A. Kopysova*. The pedagogical theory of development of motivation of professional work at trained in high school

In article questions of development and realization of the pedagogical theory and practice of development of motivation of professional work at trained in high school are considered. It is marked, that development of education is indissolubly connected with development and introduction of technologies of professional and personal development which include a motivational component and demand theoretical practical search.

Keywords: motivation, professional work, development of motivation at trained in high school.

В современном мире возрастает ценность и значимость высшего образования, компетентности личности, как в профессиональной, так и в других сферах человеческой жизни и деятельности. В этой связи на передний план выходят такие показатели качества подготовки современного специалиста, как гуманность, нравственная и социальная зрелость, высокий профессионализм, готовность к творческой деятельности. Растет понимание того, что высшее образование должно иметь в значительной степени гуманистический характер. Реализация данного понимания в практике

* Копысова, Лариса Анатольевна, проректор по учебно-методической работе Кировской государственной медицинской академии, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, член-корреспондент Академии менеджмента в образовании и культуре. 610027 г. Киров ул. К. Маркса 112. Тел. 8(8332) 374915. E-mail: [email protected]

* Vice-rector for teaching work Kirov State Medical Academy, Candidate of Agricultural Sciences, associate professor, corresponding member of Academy of Management in Education and Culture.

профессионального образования требует выделения основы интеграции знаний, которая обеспечит целостность общепрофессиональной подготовки в высшей школе.

Учитывая традиции отечественного образования и тенденции развития образования за рубежом, в качестве такой основы применительно к подготовке в вузе выдвигается гуманистическая составляющая медицинского образования, раскрывающая закономерности профессионального и личностного развития личности работника. В этой связи возрастает значимость обоснования и реализация гуманистической, мотивационной составляющей как основополагающей в обучении, воспитании, личностном развитии и профессиональной деятельности современных работников, призванной обеспечить выпускникам вуза компетентное вхождение в профессию с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии.

Соответственно, важным элементом образовательного процесса в вузах является развитие у обучающихся мотивации профессиональной деятельности, ориентированной на реализацию данной мотивации, как в ходе образовательного процесса, так и в последующей профессиональной деятельности, с учетом включенности данной мотивации в широкий контекст жизнедеятельности современного специалиста, имеющей высокую социальную значимость для развития государства, общества, личности.

Анализ теоретических источников показал, что мотивация профессиональной деятельности обучающихся в вузе представляет собой сложное системное образование, упорядоченную совокупность профессиональных ценностных ориентаций, мотивов, побуждений личности к осуществлению как непосредственно профессиональной деятельности, так и реализации её различных, в том числе гуманистических аспектов.

Внедрение современных технологий, широкое использование новейшей техники, а также применение эффективных принципов управления настоятельно требуют учёта личностных факторов, как в процессе профессиональной подготовки, так и на протяжении всего профессионального пути личности. Соответственно, профессиональное образование в современных условиях должно включать как формирование совокупности знаний, навыков и умений, так и профессионально значимых личностных качеств, включая как одно из важнейших таких качеств мотивацию профессиональной деятельности.

Формированию совокупности знаний, навыков и умений традиционно уделяется существенное внимание в ходе профессиональной подготовки работников, подтверждением чего в современных условиях является реализация концепции непрерывного образования, однако проблема формирования и развития мотивации профессиональной деятельности специалистов на всех этапах профессионального развития разработана слабо как в теоретическом, так и в практическом плане.

В процессе проведенного исследования проблема развития мотивации профессиональной деятельности рассматривалась на примере обучающихся в медицинских вузах.

Особенности подготовки к профессиональной деятельности, мотивационные составляющие и факторы, влияющие на профессионально-личностное развитие медицинских работников, индивидуально-психологические особенности врачей - проблемы недостаточно изученные, несмотря на высокую степень востребованности их научно-практического осмысления.

Важной особенностью деятельности врача, как представителя профессий типа «человек-человек», является то, что она проходит в условиях повышенных социальных, профессиональных, моральных, психологических требований и связана с высоким умственным и психоэмоциональным напряжением.

Соответственно, с учетом особой социальной значимости, следует отметить, что вопросы профессиональной подготовки в вузе, профессионального и личностного развития медицинских работников являются одними из важнейших и малоизученных проблем педагогики.

Значительное количество упоминаний о личности врача представлено в деонтологической медицинской литературе1. Деонтологический подход к рассмотрению проблем подготовки и развития личности врача является хронологически первым и не утратившим значения до настоящего времени. Его можно обозначить как нормативно-регулирующий, т.к. он содержит основные требования к личности врача, выработанные обществом. Основные деонтологические требования к врачебной деятельности и личности врача сформулированы еще в заповедях Гиппократа, являющихся профессиональной клятвой врачей. В основе этих требований лежит традиционное представление об отношениях «врач - больной», являющихся элементом структуры общественных отношений. В этих отношениях врачу предписывается оказывать помощь больному, который вправе ожидать этой помощи. Для эффективного выполнения предписанной обществом роли врач должен обладать не только квалификацией и опытом, но и определенными личностными особенностями, способствующими сознательному и добросовестному отношению к своей деятельности, установлению контакта и гуманных отношений с больным.

В связи с тем, что объектом деятельности является человек, требования к моральным, гражданским, интеллектуальным качествам медика всегда были повышенными по сравнению с другими категориями профессий. При этом ни у кого не вызывает сомнения, что только при условии субъективного личностного, физического, психического благополучия, активного и заинтересованного отношения к своему труду, врач способен эффективно решать задачи профессиональной деятельности.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

Вместе с тем, сама эта деятельность своими содержанием, напряженностью, нагрузками создает основу для формирования состояний дезадаптации, профессионального «выгорания» медицинского работника, профессиональных деформаций его личности.

Проблемы подготовки к профессиональной деятельности медицинских работников недостаточно изучены в отечественной психолого-педагогической литературе. Зарождение в нашей стране исследований медицинского труда и подготовки к нему связано с работами В.М. Бехтерева2. Одним из важных аспектов данных исследований является вопрос об определении критериев профессиональной пригодности субъекта к получению медицинского образования, а затем - к профессиональной деятельности. К.К. Платонову принадлежит типология личности врача, в основу которой положены особенности его ценностных ориентаций3. В зависимости от направленности личности К.К. Платонов определяет три типа врачей: врач, ориентированный на разнообразные ценности; врач, для которого ориентация на профессиональные, морально-этические ценности носит внешний, формальный характер; врач, дезориентированный в отношении личностных ценностей в силу низкого духовного и нравственного уровня. Работа К.К. Платонова была первой научной попыткой исследовать специфику личностных особенностей врача, его побуждений к профессиональной деятельности с позиций личностного подхода.

В ценностных ориентациях, утверждает К.К. Платонов, выявляются миропонимание, нравственные принципы, притязания, ожидания, идейные убеждения, т.е. то, что составляет содержание жизненной направленности личности4. К.К. Платонов утверждает, что, изучая систему ценностных ориентации, мы тем самым изучаем личность врача как определенный социальный и нравственно-психологический тип.

Большое значение ценностных ориентаций, а также социогенных потребностей, мотивов деятельности в структуре личности врача, необходимость их экспериментального изучения неоднократно подчеркивалась в последние десятилетия.

Однако в целом следует отметить недостаточную педагогическую разработанность проблем формирования потребностей, мотивов, индивидуального стиля учебной и профессиональной деятельности, условий и тенденций развития личности обучающегося в медицинском вузе как будущего врача и как субъекта образовательного процесса в вузе.

Противоречие между высокой социальной значимостью медицинского труда, связанного с влиянием на личность врача, как позитивных, так и негативных факторов, и отсутствием обоснованной научно-педагогической теории развития мотивации профессиональной деятельности обучающихся в медицинских вузах, обусловливает проблемную ситуацию, заключающуюся в назревшей социальной, педагогической, образовательной потребности определения специфики мотивации профессиональной деятельности медицинских работников и формирования на этой основе концепции и технологии развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в медицинском вузе.

Значение для личности конкретной выбираемой профессии и профессионализации в целом определяется субъективной оценкой той роли, которую они призваны сыграть в её индивидуальной жизни, иначе говоря, профессиональный выбор есть предметная сторона направленности личности.

Профессиональное развитие личности - это формирование у человека возможностей (прежде всего - способностей) и мотивов, оптимально соответствующих требованиям деятельности, ее целям, содержанию и условиям реализации. Развитие личности, отмечает Е.А. Климов, происходит в нормально напряженной деятельности «за счет инициативы, активности, мотивов субъекта этой деятельности»5.

Важно учитывать, что профессиональное развитие, как отмечается в ряде исследований6, может начинаться только в том случае, если учебные и профессиональные требования в процессе подготовки будут выше актуальных возможностей человека, а его мотивационная сфера будет не обедняться, а обогащаться.

Профессиональная мотивация - это то, ради чего человек прикладывает свои профессиональные способности, реализует профессиональные качества. Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций: побуждающую, направляющую, регулирующую. Вместе с операциональной сферой она является сущностной характеристикой профессионализма.

Выделяют два основных направления развития мотивации субъекта профессиональной подготовки и деятельности. Первое представляет собой трансформацию общих мотивов личности в трудовые; второе связано с системными изменениями профессиональной мотивации человека по мере его перехода на новые уровни профессионализации.

Основной механизм формирования и развития профессиональных мотивов заключается в том, что в ходе подготовки и профессионализации потребности личности «находят свой предмет в деятельности». При этом затрагиваются важные механизмы нравственного развития личности в ходе профессиональной подготовки и деятельности, которые до настоящего времени изучались весьма слабо.

Применив теорию А.Н. Леонтьева к анализу процесса формирования и развития мотивов профессиональной деятельности обучающихся в вузе, следует определить, что он будет включать:

- сдвиг мотива на цель трудовой деятельности, в результате чего обучающийся находит «свой» предмет деятельности;

- «принятие» обучающимся своей профессии и нахождение личностного смысла в этой деятельности;

- формирование целостного поведения обучающегося как будущего работника, как результат развития профессиональной мотивации.

Мотивация профессиональной деятельности медицинского работника определяется сложным, динамичным соотношением побуждений различных уровней, при этом в сознании обучающегося в медицинском вузе должен формироваться такой образ субъекта деятельности, который желателен, но которого еще нет в наличии. Стремление максимально идентифицироваться с ним, развивая при этом собственную индивидуальность, свой профессиональный стиль, направляет активность обучающегося.

Можно выделить следующие группы потребностей, мотивирующих профессиональную активность врача:

1) потребность в сотрудничестве с больным, условием которого является не безусловное подчинение пациента врачу, а сознательное стремление обоих к единой цели;

2) потребность в эмоциональной нейтральности пациента - врачи, зачастую, недовольны активным стремлением пациента обсуждать житейские, психолого-социальные проблемы. Эти жалобы тем более неохотно выслушиваются врачом, чем реальнее он осознает, что профессионально не может чем-либо помочь в решении проблемы;

3) потребность в признании: потребность в очевидной позитивности результатов лечебного процесса, улучшении состояния пациента.

При изучении мотивационной стороны процесса подготовки обучающегося в медицинском вузе следует учитывать двойственную природу ценностей7, предполагающую совокупность производительной и потребительной систем в структуре мотивации личности. Функция потребительных процессов состоит в поддержании жизнедеятельности субъекта, поэтому, будучи направленными на ее обеспечение, они обусловливают гомеостатичность бытия личности. Функция производительных процессов состоит в развитии человека и общества, высвобождении и проявлении внутреннего богатства индивида, его сущностных сил. Отсюда - антигомеостатичность природы производительной системы ценностей. Эти процессы соединяются в структуре мотивации и, взаимодействуя на различных уровнях развития, формируют у субъекта один из мотивационных профилей - прогрессивный или регрессивный. Производительная мотивация обусловливает заинтересованное отношение субъекта к деятельности, активную направленность на социально значимые ее аспекты. Для личности с прогрессивным мотивационным профилем это означает превышение общего уровня развивающих мотивов над средним уровнем мотивов поддержания и «стенический» эмоциональный профиль, состоящий в доминировании у субъекта активных, деятельных переживаний.

Особое значение имеет наличие в структуре профессионально развивающейся личности врача мотивации профессионального самосовершенствования. Она включает три компонента: отношение к своей профессии; отношение к себе как профессионалу; отношение к самосовершенствованию в профессиональной сфере. При этом в исследованиях развития мотивации обнаружена положительная корреляционная связь между формированием феномена психической дезадаптации личности врача и низким уровнем выраженности мотивации профессионального самосовершенствования, выражающемся, прежде всего, в отношении к себе как к профессионалу, и отношении к самосовершенствованию.

Таким образом, психолого-педагогический анализ процесса подготовки обучающихся в вузе позволяет выделить в структуре этого процесса в качестве одной из важнейших - мотивационную составляющую подготовки, которая представляет собой педагогическую систему развития мотивации, иерархических отношений личности: от «интереса к профессии вообще» к потребности «быть профессионалом»; от потребностей - к мотивам профессионального и личностного развития и формированию целостной мотивационной сферы современного специалиста, которая вместе с деятельностной сферой составляет сущностную характеристику профессионализма и компетентности личности.

Список литературы

1. Карвасарский, Б. Д. Медицинская психология / Б. Д. Карвасарский. - Л. : Медицина, 1982.

2. Ташлыков, В. А. Психология лечебного процесса / В. А. Ташлыков. - Л. : Медицина, 1984.

3. Бехтерев, В. М. Личность и труд / В. М Бехтерев // Научно-технический вестник.

- 1920. - № 1.

4. Бехтерев, В. М. Личность и условия ее развития и здоровья / В.М Бехтерев. - СПб., 1905.

5. Бехтерев, В. М. Объективная психология / В. М Бехтерев / Под ред. В. А. Кольцовой.

- М. : Наука, 1991.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (41) 2009

6. Платонов, К. К. Проблема личности в медицине / К. К. Платонов // Философские и социальные проблемы медицины. - М. : Изд-во «Медицина», 1968. - С. 227-243.

7. Платонов, К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. - М.,1972.

8. Платонов, К. К. Личность в медицине / К. К. Платонов // Этико-психологические проблемы медицины. - М. : Медицина, 1978. - С. 29-30.

9. Климов, Е. А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов : Учебник для вузов. - М.

: Культура и спорт ЮНИТИ, 1998. - С. 30.

10. Абульханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности и общения / К. А. Абульханова-Славская / Психология личности: Хрестоматия. - Т. 2. - Самара : изд. дом «БАХРАХ», 1999.- С. 301-330.

11. Зеличенко, А. И., Шмелев, А. Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора / А. И. Зеличенко, А. Г. Шмелев // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. - 1987. - № 4. - С.33-43.

12. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : «Питер», 2000.

13. Мерлин, B. C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. -М. : Педагогика, 1986.

14. Мильман, В. Э. Производительная и потребительная мотивация / В.Э. Мильман // Психологический журнал. - 1988. - № 1. - С. 27-39.

15. Москалев, В. А. Психолого-акмеологическое сопровождение последипломного образования специалистов лечебно-профилактических учреждений / В.А. Москалев. - М., 2001.

The list of the literature

1. АЬи1Ьапоуа-81ау8ка]а, К. А. The person during activity and dialogue / Psychology of the person. V. 2 - Samara, 1999.

2. Bekhterev, V. М. The person and work // Scientific and technical bulletin. - 1920. - № 1.

3. Bekhterev, V. М. The person and conditions of her development and health. - SPb., 1905.

4. Bekhterev, V. M. Objective psychology. - М., 1991.

5. Zelichenko, A. I., Shmelev, А. G. To a question on classification of motivators of labour

activity and a professional choice // The Moscow State University. Sulfurs. 14. Psychology. - 1987. - № 4.

6. ilyin, E. P. Motivation and motives. SPb., 2000.

7. Karvasarskii, B. D. Medical psychology. - L., 1982.

8. Klimov, E. A. Introduction in psychology of work. - М., 1998.

9. Marylin, V. S. A sketch of integrated research of individuality. - М., 1986.

10. Milman, V. E. Productive and consumer motivation // Psychological magazine. 1988. - № 1.

11. Moska1ev, V. A. Psychological support educations of experts of treatment-and-prophylactic establishments., 2001.

12. Platonov, K. K. Problem of the person in medicine // Philosophical and social problems of medicine. - М., 1968.

13. Platonov, K. K. Problem of abilities. - М., 1972.

14. Platonov, К. К. The person in medicine // Psychological problems of medicine. - М., 1978.

15. Tashlycov, V. A. Psychologу of medical process. - L., 1984.

1 См.: Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982; Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. Л.: Медицина, 1984.

2 Бехтерев В.М. Личность и труд // Научно-технический вестник. 1920. № 1; Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. СПб., 1905; Бехтерев В.М. Объективная психология / Под ред. В.А. Кольцовой. М.: Наука, 1991.

3 Платонов К.К. Проблема личности в медицине // Философские и социальные проблемы медицины. М.: Изд-во «Медицина», 1968. С. 227-243; Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Платонов К.К. Личность в медицине // Этико-психологические проблемы медицины. М.: Медицина, 1978. С. 29-30.

5 Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт ЮНИТИ, 1998. С. 30.

6 См.: Абульханова-Славская К.А. Личность в процессе деятельности и общения / Психология личности: Хрестоматия. Т. 2. Самара: изд. дом «БАХРАХ», 1999. С. 301-330; Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1987. № 4. С. 33-43; Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: «Питер», 2000; Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

7 См.: Мильман В.Э. Производительная и потребительная мотивация // Психологический журнал. 1988, № 1. С. 27-39; Москалев В.А. Психолого-акмеологическое сопровождение последипломного образования специалистов лечебнопрофилактических учреждений. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.