Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основы развития мотивации профессиональной деятельности обучающихся в вузах'

Психолого-педагогические основы развития мотивации профессиональной деятельности обучающихся в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
709
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ / MOTIVATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / UNIVERSITY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копысова Лариса Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузе. Утверждается, что развитие образования неразрывно связано с разработкой и внедрением технологий профессионального и личностного развития, которые включают мотивационную составляющую и требуют теоретического и практического поиска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional and pedagogic basis for enhancing motivation of profes- sional activity in university students

Developing motivation of professional activities in university students is discussed. It is suggested that progress in education is inseparably linked with technologies of professional and personal growth that include a motivational component and call for theoretical and practical quest for development.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основы развития мотивации профессиональной деятельности обучающихся в вузах»

Л. А. Копысова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ

В современных условиях все более значимы такие аспекты подготовки специалиста, как гуманность, нравственная и социальная зрелость, профессиональная компетентность, стремление к самообразованию и саморазвитию.

Учитывая традиции отечественного образования и современные тенденции развития образования, в качестве важной основы подготовки в вузе выдвигается гуманистическая личностная составляющая высшего образования, раскрывающая закономерности профессионального и личностного развития личности. С учетом этого возрастает теоретическая и практическая значимость обоснования и реализации гуманистической, мотивационной составляющей как основополагающей в обучении, воспитании, личностном развитии и профессиональной деятельности современных специалистов.

Профессиональное образование в современных условиях должно включать в себя как формирование совокупности знаний, навыков и умений, так и развитие профессионально значимых личностных качеств, в том числе мотивацию профессиональной деятельности.

Мотивация профессиональной деятельности обучающихся в вузах представляет собой сложное системное образование, упорядоченную совокупность профессиональных ценностных ориентаций, мотивов, побуждений личности к осуществлению профессиональной деятельности, реализации ее различных аспектов.

Формированию совокупности знаний, навыков и умений традиционно уделяется существенное внимание в ходе профессиональной подготовки в отечественных вузах, подтверждением чего в современных условиях является реализация концепции непрерывного образования, однако проблема формирования и развития мотивации профессиональной деятельности обучающихся в вузах, применительно к современным условиям, разработана слабо как в теоретическом, так и в практическом плане.

Деятельность современного специалиста зачастую предъявляет к нему повышенные социальные, профессиональные, моральные, психологические требования и связана с высоким умственным и психоэмоциональным напряжением. Особенности подготовки к профессиональной деятельности, мотивационные составляющие и факторы, влияющие на профессионально-личностное развитие современных работников, индивидуально-психологические особенности различных профессий — проблемы, недостаточно изученные, несмотря на очевидную необходимость их научно-практического осмысления.

Разработка психолого-педагогических основ развития мотивации профессиональной деятельности обучающихся в вузах непосредственно связана с опорой на теорию и практику профессионального развития личности, формированием у человека возможностей, способностей, мотивов, соответствующих требованиям деятельности, ее целям, содержанию и условиям реализации [8].

Развитие личности, отмечает Е. А. Климов, происходит в нормально напряженной

© Л. А. Копысова, 2010

деятельности «за счет инициативы, активности, мотивов субъекта этой деятельности» [5].

Важно учитывать, что профессиональное развитие, как отмечается в ряде исследований [1, 3], может начинаться только в том случае, если учебные и профессиональные требования в процессе подготовки будут выше актуальных возможностей человека, а его мотивационная сфера будет не обедняться, а обогащаться.

Профессиональная мотивация — это то, ради чего человек прикладывает свои профессиональные способности, реализует профессиональные качества. Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций: побуждающую, направляющую, регулирующую. Будучи сформированной, данная мотивация является сущностной характеристикой профессионализма, компетентности специалиста.

Выделяют два основных направления развития мотивации субъекта профессиональной подготовки и деятельности: трансформация общих мотивов личности в трудовые, профессиональные; системные изменения профессиональной мотивации человека по мере его перехода на новые уровни профессионализации.

Психологическим механизмом формирования и развития профессиональных мотивов является то, что в ходе подготовки и профессионализации потребности личности «находят свой предмет в деятельности». При этом затрагиваются важные механизмы нравственного развития личности в ходе профессиональной подготовки и деятельности, которые до настоящего времени изучались весьма слабо.

Мотивация профессиональной деятельности определяется сложным, динамичным соотношением побуждений различных уровней, в сознании обучающегося в вузе должен формироваться такой образ субъекта деятельности, который желателен, но которого еще нет в наличии. Стремление максимально идентифицироваться с ним, развивая при этом собственную индивидуальность, свой профессиональный стиль, направляет активность обучающегося.

Особое значение имеет наличие в структуре личности обучающегося мотивации профессионального самосовершенствования. Она включает три компонента: отношение к своей профессии; отношение к себе как профессионалу; отношение к самосовершенствованию.

В исследованиях обнаружена положительная корреляционная связь между формированием феномена психической дезадаптации личности и низким уровнем выраженности мотивации профессионального самосовершенствования, выражающимся, прежде всего, в отношении к себе как к профессионалу и к самосовершенствованию.

При этом происходит развитие иерархических отношений личности: от «интереса к профессии вообще» к потребности «быть профессионалом»; от потребностей к мотивам профессионального и личностного развития и формированию целостной мотивационной сферы современного работника, которая, вместе с деятельностной сферой, составляет сущностную характеристику компетентности специалиста.

Теоретический анализ проблемы мотивации профессиональной деятельности обучающихся в вузах позволил определить логику и содержание эмпирического педагогического исследования указанной проблемы. Данное исследование было проведено в 20072008 учебном году и включало анкетирование студентов Кировской государственной медицинской академии по методикам, выбранным на основе анализа состояния мотивации профессиональной деятельности.

Для опроса использовались методики диагностики мотивации учебной и профессиональной деятельности [3, с. 270].

В ходе диагностического исследования состояния мотивации профессиональной дея-

тельности обучающихся в Кировской государственной медицинской академии (КГМА) были опрошены студенты 1-6 курсов педиатрического и лечебного факультетов.

Как было выявлено в ходе проведенного анализа публикаций и проведенного эмпирического исследования, наиболее показательными и отражающими общие особенности и тенденции динамики мотивации учебной и профессиональной деятельности обучающихся в медицинских вузах представляются результаты диагностики студентов педиатрического факультета КГМА.

Всего на шести курсах педиатрического факультета было опрошено 224 студента, в том числе на первом курсе — 68, на втором — 22, на третьем — 28, на четвертом — 19, на пятом — 52 и на шестом — 35 студентов.

Полученные результаты были проранжированы, в соответствии с выбранными методиками диагностики выделены три уровня развития мотивов: высокий, средний и низкий.

В исследовании использовалась методика «Изучения мотивов учебной деятельности студентов», предложенная А. А. Реаном и В. А. Якуниным [1, с. 382]. Опрашиваемым предлагалось из приведенных в списке мотивов учебной деятельности выбрать пять наиболее значимых.

По результатам опроса по указанной методике высокие значения имеют мотивы «стать высококвалифицированным специалистом»; «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности»; «приобрести глубокие и прочные знания».

Средние значения оценок — у мотивов «получить диплом»; «получить интеллектуальное удовлетворение»; «успешно продолжить обучение на последующих курсах»; «добиться одобрения родителей и окружающих».

Низкие значения имеют мотивы «успешно учиться», «сдавать экзамены на “хорошо” и “отлично”»; «получать стипендию»; «быть постоянно готовым к очередным занятиям»; «достичь уважения преподавателей»; «не запускать изучение предметов учебного цикла»; «не отставать от сокурсников».

Необходимо особо отметить, что очень низкие значения оказались у мотивов «быть примером для сокурсников»; «выполнять педагогические требования»; «избежать осуждения и наказания за плохую учебу».

По результатам опроса по методике «Изучения мотивов учебной деятельности студентов» выявлены следующие тенденции изменения мотивации обучающихся:

1. Мотив стать высококвалифицированным специалистом, занимая в целом одно из первых мест, имеет нестабильную динамику, снижаясь на 3-4 курсах, повышаясь на 5 курсе и наиболее сильно снижаясь на 6 курсе (значимо для 75% выпускников).

2. Мотив обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, будучи на среднем уровне у первокурсников, затем повышается достаточно сильно, занимая на 3 и 5 курсах вторые места, однако на 6 курсе вновь падает (значимо для 70% выпускников).

3. Мотив приобрести глубокие и прочные знания, занимая в среднем третье место, имеет нестабильную динамику, снижаясь на 2 и 4 курсах, повышается на 5 курсе и наиболее снижается на 6 курсе (значимо менее чем для 60%).

4. Стремление получить диплом в целом имеет тенденцию к росту, значимо для 50% выпускников.

5. Мотив получить интеллектуальное удовлетворение достаточно стабилен, он выше на 3 и 6 курсах.

6. Мотив успешно продолжить обучение на последующих курсах имеет явную и отчетливую тенденцию к снижению.

7. Желание добиться одобрения родителей и окружающих достаточно стабильно и в целом несколько возрастает к старшим курсам.

8. Мотив успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» — от высоких значений на 1 курсе явно снижается и остается на стабильно невысоком уровне, несколько повышаясь на 6 курсе.

9. Мотив постоянно получать стипендию имеет значение менее чем для 20%, колеблется, выше на 4 курсе.

10. Необходимость быть постоянно готовым к очередным занятиям, будучи первоначально значимая для 10%, затем снижается и на 3-4 курсах практически не значима, хотя несколько повышается на выпускном курсе.

11. Мотив достичь уважения преподавателей в целом значим для 10-20%, имеет тенденцию к некоторому росту к концу учебы.

12. Мотив не запускать изучение предметов учебного цикла первоначально значим для 30% первокурсников, затем снижается, несколько повышается на 5 курсе и вновь снижается на 6-м.

13. Стремление не отставать от сокурсников имеет некоторую тенденцию к повышению, но незначительно (около 10%).

14. Мотив быть примером для сокурсников также несколько повышается, но в целом практически не значим для студентов.

15. Мотив выполнять педагогические требования практически не значим для 2-3 курсов и в большей степени, но в целом весьма незначительно (5-10%), значим для 1,

4, 6 курсов.

16. Желание избежать осуждения и наказания за плохую учебу играет наименьшую роль в мотивации — около 5%.

В целом, по результатам опроса по методике «Изучения мотивов учебной деятельности студентов» установлено, что мотивация обучающихся высока и имеет позитивную структуру. В качестве основной проблемы можно выделить снижение мотивации к учебе на средних курсах и мотивации на 6 курсе.

На основании полученных по указанной методике данных был сформулирован ряд педагогических рекомендаций по развитию мотивации учебной и профессиональной деятельности студентов:

1. Следует учитывать и всячески поддерживать высокую значимость мотива стать высококвалифицированным специалистом как весьма положительную, однако необходимо обратить внимание на усиление работы со студентами 3-4-х курсов и особенно выпускного курса.

2. Стремление обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности следует целенаправленно формировать у первокурсников, поддерживать на 3-5 курсах и особо обратить внимание на его развитие у выпускников, которые, по всей видимости, теряют интерес к учебе как средству обеспечения успешности будущей профессиональной деятельности, может быть, считая, что и так уже к ней готовы; следует усилить практическую направленность подготовки.

3. В определенной степени надо усилить формирование ценностного отношения к получению диплома вуза, продумать и разъяснять его ценность и значимость для специалиста.

4. Следует развивать мотив получения интеллектуального удовлетворения, в частности необходимо усилить проблемность, интеллектуальную составляющую учебных занятий, заданий, работу в СНО.

5. Необходимо более активно формировать позитивное отношение к полученным знаниям и их качеству как базе для последующей подготовки, как в данном вузе, так и по его окончанию с учетом непрерывности образования в современных условиях.

6. Усиление мотива добиться одобрения родителей и окружающих свидетельствует о развитии личности обучающихся в вузе и возрастании для нее значения мнения социального окружения; его следует поддерживать, развивать и учитывать в учебновоспитательном процессе.

7. Следует особо проанализировать, что происходит после 1-го курса и почему снижается стремление к хорошей учебе: может быть, она оказывается на первом курсе сложной и ее результаты не в достаточной мере удовлетворительны, вследствие чего в дальнейшем у студентов снижается стремление показывать высокие результаты. Необходимо повышать мотивацию к высоким результатам учебы на средних курсах.

8. Важно понять, насколько преподаватели уделяют внимание педагогической диагностике, готовности студентов к занятиям, стимулированию тех, кто старается и готовится к занятиям.

9. Отмечается тенденция усиления к концу учебы стремления достичь уважения преподавателей, что, видимо, объясняется повышением личностных аспектов взаимодействия студентов и преподавателей по мере учебы. Значение этого мотива следует усиливать, так как в вузе личность преподавателя должна нести особую мотивационную нагрузку, побуждая студентов к учебе своим отношением к предмету, профессии, студентам.

10. Мотив не отставать от сокурсников практически «не работает»; следует попробовать усилить состязательность, использовать соревновательные моменты в обучении, рейтинги, сравнимость результатов, наглядность, ранжирование.

11. Мотив избежать осуждения и наказания за плохую учебу также практически «не работает»; необходимо усилить критику слабоуспевающих, решать вопрос отрицательного стимулирования.

В исследовании была применена также методика «Мотивы выбора профессиональной деятельности», которая предназначена для качественного анализа мотивационной структуры деятельности обучающихся в вузе.

В результате опроса получены высокие значения в отношении мотивов «интерес к деятельности»; «желание использовать свои знания и опыт, накопленные за время учебной и профессиональной деятельности»; «сознание полезности своей деятельности, важности обучения в вузе»; «стремление к общению с людьми, всегда помогать им»; «стремление к самоутверждению, к повышению своего статуса, престижа»; «желание находиться в среде профессионалов, образованных людей»; «возможность заниматься социально значимой работой, получить признание».

Средние значения имеют мотивы «стремление к творческой работе»; «возможность завести полезные знакомства и использовать их»; «возможность удовлетворить свое стремление к власти над другими людьми».

Низкие значения — мотивы «возможность дополнительного заработка»; «вынудили обстоятельства».

По результатам опроса выявлены следующие основные тенденции изменения мотивации студентов:

1. Интерес к профессиональной деятельности — является высоким на 1-2 курсах, затем следует спад на 3-4 курсах, повышается на 5-м и падает на 6 курсе.

2. Желание использовать свои знания и опыт, накопленные за время учебной

и профессиональной деятельности — снижается равномерно на протяжении всей учебы от очень высоких значений до низких.

3. Сознание полезности своей деятельности, важности обучения в медицинском вузе — также, будучи первоначально высоким, снижается.

4. Стремление к общению с людьми, всегда помогать им — первоначально также высокое, снижается за время учебы.

5. Стремление к самоутверждению, к повышению своего статуса, престижа — значимость этого мотива плавно возрастает за время учебы.

6. Желание находиться в среде профессионалов, образованных людей — имеет достаточно высокие значения, незначительно снижается к выпуску.

7. Возможность заниматься социально значимой работой, получить признание в обществе — имеет в целом достаточно высокие показатели, есть некоторое снижение на 3 курсе.

8. Показатели стремления к творческой работе — выше средних, есть явная тенденция к снижению, при некотором подъеме на 2 курсе.

Исследование позволило выявить особенности и динамику мотивации обучающихся в вузе и сформулировать педагогические рекомендации по совершенствованию деятельности руководителей и преподавателей вуза по развитию мотивации обучающихся.

Диагностика показала, что мотивация обучающихся высока и имеет позитивную структуру. В ней доминирует интерес к профессиональной деятельности, желание использовать знания и опыт, стремление помогать людям. Основная проблема — спад мотивов на 3-4 курсах и снижение мотивации по основным мотивам к 6 курсу (при усилении мотивов самоутверждения, статуса, знакомств, заработка).

Следует подчеркнуть, что мотивация имеет позитивную структуру: на всех курсах доминирует внутренняя мотивация, затем — внешняя положительная, и наименее значимой является внешняя отрицательная мотивация. Вместе с тем внешняя отрицательная мотивация в целом растет по мере учебы и на шестом курсе практически выравнивается с внешней положительной. При этом уменьшается разрыв между внутренней и внешней мотивацией. Необходимо обратить особое внимание на внутреннюю мотивацию студентов старших курсов (основная проблема — спад мотивации студентов выпускного курса).

Таким образом, психолого-педагогический анализ процесса подготовки обучающихся в вузах позволяет выделить в структуре этого процесса в качестве одной из важнейших — мотивационную составляющую подготовки, которая представляет собой теоретическую и практическую основу развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузах.

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности и общения // Психология личности: хрестоматия. Самара, 1999. Т. 2. С. 301-330.

2. Вилюнас В. Психология развития мотивации. СПб., 2006.

3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

4. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. Л., 1982.

5. Климов Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие. М., 2004.

6. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007.

7. Москалев В. А. Психолого-акмеологическое сопровождение последипломного образования специалистов лечебно-профилактических учреждений. М., 2001.

8. Платонов К. К. Проблемы способностей. М., 1972.

Статья поступила в редакцию 14 апреля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.