Л. А. Копысова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ
В современных условиях все более значимы такие аспекты подготовки специалиста, как гуманность, нравственная и социальная зрелость, профессиональная компетентность, стремление к самообразованию и саморазвитию.
Учитывая традиции отечественного образования и современные тенденции развития образования, в качестве важной основы подготовки в вузе выдвигается гуманистическая личностная составляющая высшего образования, раскрывающая закономерности профессионального и личностного развития личности. С учетом этого возрастает теоретическая и практическая значимость обоснования и реализации гуманистической, мотивационной составляющей как основополагающей в обучении, воспитании, личностном развитии и профессиональной деятельности современных специалистов.
Профессиональное образование в современных условиях должно включать в себя как формирование совокупности знаний, навыков и умений, так и развитие профессионально значимых личностных качеств, в том числе мотивацию профессиональной деятельности.
Мотивация профессиональной деятельности обучающихся в вузах представляет собой сложное системное образование, упорядоченную совокупность профессиональных ценностных ориентаций, мотивов, побуждений личности к осуществлению профессиональной деятельности, реализации ее различных аспектов.
Формированию совокупности знаний, навыков и умений традиционно уделяется существенное внимание в ходе профессиональной подготовки в отечественных вузах, подтверждением чего в современных условиях является реализация концепции непрерывного образования, однако проблема формирования и развития мотивации профессиональной деятельности обучающихся в вузах, применительно к современным условиям, разработана слабо как в теоретическом, так и в практическом плане.
Деятельность современного специалиста зачастую предъявляет к нему повышенные социальные, профессиональные, моральные, психологические требования и связана с высоким умственным и психоэмоциональным напряжением. Особенности подготовки к профессиональной деятельности, мотивационные составляющие и факторы, влияющие на профессионально-личностное развитие современных работников, индивидуально-психологические особенности различных профессий — проблемы, недостаточно изученные, несмотря на очевидную необходимость их научно-практического осмысления.
Разработка психолого-педагогических основ развития мотивации профессиональной деятельности обучающихся в вузах непосредственно связана с опорой на теорию и практику профессионального развития личности, формированием у человека возможностей, способностей, мотивов, соответствующих требованиям деятельности, ее целям, содержанию и условиям реализации [8].
Развитие личности, отмечает Е. А. Климов, происходит в нормально напряженной
© Л. А. Копысова, 2010
деятельности «за счет инициативы, активности, мотивов субъекта этой деятельности» [5].
Важно учитывать, что профессиональное развитие, как отмечается в ряде исследований [1, 3], может начинаться только в том случае, если учебные и профессиональные требования в процессе подготовки будут выше актуальных возможностей человека, а его мотивационная сфера будет не обедняться, а обогащаться.
Профессиональная мотивация — это то, ради чего человек прикладывает свои профессиональные способности, реализует профессиональные качества. Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций: побуждающую, направляющую, регулирующую. Будучи сформированной, данная мотивация является сущностной характеристикой профессионализма, компетентности специалиста.
Выделяют два основных направления развития мотивации субъекта профессиональной подготовки и деятельности: трансформация общих мотивов личности в трудовые, профессиональные; системные изменения профессиональной мотивации человека по мере его перехода на новые уровни профессионализации.
Психологическим механизмом формирования и развития профессиональных мотивов является то, что в ходе подготовки и профессионализации потребности личности «находят свой предмет в деятельности». При этом затрагиваются важные механизмы нравственного развития личности в ходе профессиональной подготовки и деятельности, которые до настоящего времени изучались весьма слабо.
Мотивация профессиональной деятельности определяется сложным, динамичным соотношением побуждений различных уровней, в сознании обучающегося в вузе должен формироваться такой образ субъекта деятельности, который желателен, но которого еще нет в наличии. Стремление максимально идентифицироваться с ним, развивая при этом собственную индивидуальность, свой профессиональный стиль, направляет активность обучающегося.
Особое значение имеет наличие в структуре личности обучающегося мотивации профессионального самосовершенствования. Она включает три компонента: отношение к своей профессии; отношение к себе как профессионалу; отношение к самосовершенствованию.
В исследованиях обнаружена положительная корреляционная связь между формированием феномена психической дезадаптации личности и низким уровнем выраженности мотивации профессионального самосовершенствования, выражающимся, прежде всего, в отношении к себе как к профессионалу и к самосовершенствованию.
При этом происходит развитие иерархических отношений личности: от «интереса к профессии вообще» к потребности «быть профессионалом»; от потребностей к мотивам профессионального и личностного развития и формированию целостной мотивационной сферы современного работника, которая, вместе с деятельностной сферой, составляет сущностную характеристику компетентности специалиста.
Теоретический анализ проблемы мотивации профессиональной деятельности обучающихся в вузах позволил определить логику и содержание эмпирического педагогического исследования указанной проблемы. Данное исследование было проведено в 20072008 учебном году и включало анкетирование студентов Кировской государственной медицинской академии по методикам, выбранным на основе анализа состояния мотивации профессиональной деятельности.
Для опроса использовались методики диагностики мотивации учебной и профессиональной деятельности [3, с. 270].
В ходе диагностического исследования состояния мотивации профессиональной дея-
тельности обучающихся в Кировской государственной медицинской академии (КГМА) были опрошены студенты 1-6 курсов педиатрического и лечебного факультетов.
Как было выявлено в ходе проведенного анализа публикаций и проведенного эмпирического исследования, наиболее показательными и отражающими общие особенности и тенденции динамики мотивации учебной и профессиональной деятельности обучающихся в медицинских вузах представляются результаты диагностики студентов педиатрического факультета КГМА.
Всего на шести курсах педиатрического факультета было опрошено 224 студента, в том числе на первом курсе — 68, на втором — 22, на третьем — 28, на четвертом — 19, на пятом — 52 и на шестом — 35 студентов.
Полученные результаты были проранжированы, в соответствии с выбранными методиками диагностики выделены три уровня развития мотивов: высокий, средний и низкий.
В исследовании использовалась методика «Изучения мотивов учебной деятельности студентов», предложенная А. А. Реаном и В. А. Якуниным [1, с. 382]. Опрашиваемым предлагалось из приведенных в списке мотивов учебной деятельности выбрать пять наиболее значимых.
По результатам опроса по указанной методике высокие значения имеют мотивы «стать высококвалифицированным специалистом»; «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности»; «приобрести глубокие и прочные знания».
Средние значения оценок — у мотивов «получить диплом»; «получить интеллектуальное удовлетворение»; «успешно продолжить обучение на последующих курсах»; «добиться одобрения родителей и окружающих».
Низкие значения имеют мотивы «успешно учиться», «сдавать экзамены на “хорошо” и “отлично”»; «получать стипендию»; «быть постоянно готовым к очередным занятиям»; «достичь уважения преподавателей»; «не запускать изучение предметов учебного цикла»; «не отставать от сокурсников».
Необходимо особо отметить, что очень низкие значения оказались у мотивов «быть примером для сокурсников»; «выполнять педагогические требования»; «избежать осуждения и наказания за плохую учебу».
По результатам опроса по методике «Изучения мотивов учебной деятельности студентов» выявлены следующие тенденции изменения мотивации обучающихся:
1. Мотив стать высококвалифицированным специалистом, занимая в целом одно из первых мест, имеет нестабильную динамику, снижаясь на 3-4 курсах, повышаясь на 5 курсе и наиболее сильно снижаясь на 6 курсе (значимо для 75% выпускников).
2. Мотив обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, будучи на среднем уровне у первокурсников, затем повышается достаточно сильно, занимая на 3 и 5 курсах вторые места, однако на 6 курсе вновь падает (значимо для 70% выпускников).
3. Мотив приобрести глубокие и прочные знания, занимая в среднем третье место, имеет нестабильную динамику, снижаясь на 2 и 4 курсах, повышается на 5 курсе и наиболее снижается на 6 курсе (значимо менее чем для 60%).
4. Стремление получить диплом в целом имеет тенденцию к росту, значимо для 50% выпускников.
5. Мотив получить интеллектуальное удовлетворение достаточно стабилен, он выше на 3 и 6 курсах.
6. Мотив успешно продолжить обучение на последующих курсах имеет явную и отчетливую тенденцию к снижению.
7. Желание добиться одобрения родителей и окружающих достаточно стабильно и в целом несколько возрастает к старшим курсам.
8. Мотив успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» — от высоких значений на 1 курсе явно снижается и остается на стабильно невысоком уровне, несколько повышаясь на 6 курсе.
9. Мотив постоянно получать стипендию имеет значение менее чем для 20%, колеблется, выше на 4 курсе.
10. Необходимость быть постоянно готовым к очередным занятиям, будучи первоначально значимая для 10%, затем снижается и на 3-4 курсах практически не значима, хотя несколько повышается на выпускном курсе.
11. Мотив достичь уважения преподавателей в целом значим для 10-20%, имеет тенденцию к некоторому росту к концу учебы.
12. Мотив не запускать изучение предметов учебного цикла первоначально значим для 30% первокурсников, затем снижается, несколько повышается на 5 курсе и вновь снижается на 6-м.
13. Стремление не отставать от сокурсников имеет некоторую тенденцию к повышению, но незначительно (около 10%).
14. Мотив быть примером для сокурсников также несколько повышается, но в целом практически не значим для студентов.
15. Мотив выполнять педагогические требования практически не значим для 2-3 курсов и в большей степени, но в целом весьма незначительно (5-10%), значим для 1,
4, 6 курсов.
16. Желание избежать осуждения и наказания за плохую учебу играет наименьшую роль в мотивации — около 5%.
В целом, по результатам опроса по методике «Изучения мотивов учебной деятельности студентов» установлено, что мотивация обучающихся высока и имеет позитивную структуру. В качестве основной проблемы можно выделить снижение мотивации к учебе на средних курсах и мотивации на 6 курсе.
На основании полученных по указанной методике данных был сформулирован ряд педагогических рекомендаций по развитию мотивации учебной и профессиональной деятельности студентов:
1. Следует учитывать и всячески поддерживать высокую значимость мотива стать высококвалифицированным специалистом как весьма положительную, однако необходимо обратить внимание на усиление работы со студентами 3-4-х курсов и особенно выпускного курса.
2. Стремление обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности следует целенаправленно формировать у первокурсников, поддерживать на 3-5 курсах и особо обратить внимание на его развитие у выпускников, которые, по всей видимости, теряют интерес к учебе как средству обеспечения успешности будущей профессиональной деятельности, может быть, считая, что и так уже к ней готовы; следует усилить практическую направленность подготовки.
3. В определенной степени надо усилить формирование ценностного отношения к получению диплома вуза, продумать и разъяснять его ценность и значимость для специалиста.
4. Следует развивать мотив получения интеллектуального удовлетворения, в частности необходимо усилить проблемность, интеллектуальную составляющую учебных занятий, заданий, работу в СНО.
5. Необходимо более активно формировать позитивное отношение к полученным знаниям и их качеству как базе для последующей подготовки, как в данном вузе, так и по его окончанию с учетом непрерывности образования в современных условиях.
6. Усиление мотива добиться одобрения родителей и окружающих свидетельствует о развитии личности обучающихся в вузе и возрастании для нее значения мнения социального окружения; его следует поддерживать, развивать и учитывать в учебновоспитательном процессе.
7. Следует особо проанализировать, что происходит после 1-го курса и почему снижается стремление к хорошей учебе: может быть, она оказывается на первом курсе сложной и ее результаты не в достаточной мере удовлетворительны, вследствие чего в дальнейшем у студентов снижается стремление показывать высокие результаты. Необходимо повышать мотивацию к высоким результатам учебы на средних курсах.
8. Важно понять, насколько преподаватели уделяют внимание педагогической диагностике, готовности студентов к занятиям, стимулированию тех, кто старается и готовится к занятиям.
9. Отмечается тенденция усиления к концу учебы стремления достичь уважения преподавателей, что, видимо, объясняется повышением личностных аспектов взаимодействия студентов и преподавателей по мере учебы. Значение этого мотива следует усиливать, так как в вузе личность преподавателя должна нести особую мотивационную нагрузку, побуждая студентов к учебе своим отношением к предмету, профессии, студентам.
10. Мотив не отставать от сокурсников практически «не работает»; следует попробовать усилить состязательность, использовать соревновательные моменты в обучении, рейтинги, сравнимость результатов, наглядность, ранжирование.
11. Мотив избежать осуждения и наказания за плохую учебу также практически «не работает»; необходимо усилить критику слабоуспевающих, решать вопрос отрицательного стимулирования.
В исследовании была применена также методика «Мотивы выбора профессиональной деятельности», которая предназначена для качественного анализа мотивационной структуры деятельности обучающихся в вузе.
В результате опроса получены высокие значения в отношении мотивов «интерес к деятельности»; «желание использовать свои знания и опыт, накопленные за время учебной и профессиональной деятельности»; «сознание полезности своей деятельности, важности обучения в вузе»; «стремление к общению с людьми, всегда помогать им»; «стремление к самоутверждению, к повышению своего статуса, престижа»; «желание находиться в среде профессионалов, образованных людей»; «возможность заниматься социально значимой работой, получить признание».
Средние значения имеют мотивы «стремление к творческой работе»; «возможность завести полезные знакомства и использовать их»; «возможность удовлетворить свое стремление к власти над другими людьми».
Низкие значения — мотивы «возможность дополнительного заработка»; «вынудили обстоятельства».
По результатам опроса выявлены следующие основные тенденции изменения мотивации студентов:
1. Интерес к профессиональной деятельности — является высоким на 1-2 курсах, затем следует спад на 3-4 курсах, повышается на 5-м и падает на 6 курсе.
2. Желание использовать свои знания и опыт, накопленные за время учебной
и профессиональной деятельности — снижается равномерно на протяжении всей учебы от очень высоких значений до низких.
3. Сознание полезности своей деятельности, важности обучения в медицинском вузе — также, будучи первоначально высоким, снижается.
4. Стремление к общению с людьми, всегда помогать им — первоначально также высокое, снижается за время учебы.
5. Стремление к самоутверждению, к повышению своего статуса, престижа — значимость этого мотива плавно возрастает за время учебы.
6. Желание находиться в среде профессионалов, образованных людей — имеет достаточно высокие значения, незначительно снижается к выпуску.
7. Возможность заниматься социально значимой работой, получить признание в обществе — имеет в целом достаточно высокие показатели, есть некоторое снижение на 3 курсе.
8. Показатели стремления к творческой работе — выше средних, есть явная тенденция к снижению, при некотором подъеме на 2 курсе.
Исследование позволило выявить особенности и динамику мотивации обучающихся в вузе и сформулировать педагогические рекомендации по совершенствованию деятельности руководителей и преподавателей вуза по развитию мотивации обучающихся.
Диагностика показала, что мотивация обучающихся высока и имеет позитивную структуру. В ней доминирует интерес к профессиональной деятельности, желание использовать знания и опыт, стремление помогать людям. Основная проблема — спад мотивов на 3-4 курсах и снижение мотивации по основным мотивам к 6 курсу (при усилении мотивов самоутверждения, статуса, знакомств, заработка).
Следует подчеркнуть, что мотивация имеет позитивную структуру: на всех курсах доминирует внутренняя мотивация, затем — внешняя положительная, и наименее значимой является внешняя отрицательная мотивация. Вместе с тем внешняя отрицательная мотивация в целом растет по мере учебы и на шестом курсе практически выравнивается с внешней положительной. При этом уменьшается разрыв между внутренней и внешней мотивацией. Необходимо обратить особое внимание на внутреннюю мотивацию студентов старших курсов (основная проблема — спад мотивации студентов выпускного курса).
Таким образом, психолого-педагогический анализ процесса подготовки обучающихся в вузах позволяет выделить в структуре этого процесса в качестве одной из важнейших — мотивационную составляющую подготовки, которая представляет собой теоретическую и практическую основу развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузах.
Литература
1. Абульханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности и общения // Психология личности: хрестоматия. Самара, 1999. Т. 2. С. 301-330.
2. Вилюнас В. Психология развития мотивации. СПб., 2006.
3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
4. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. Л., 1982.
5. Климов Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие. М., 2004.
6. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007.
7. Москалев В. А. Психолого-акмеологическое сопровождение последипломного образования специалистов лечебно-профилактических учреждений. М., 2001.
8. Платонов К. К. Проблемы способностей. М., 1972.
Статья поступила в редакцию 14 апреля 2010 г.