Научная статья на тему 'Профессиональное самосознание будущих юристов'

Профессиональное самосознание будущих юристов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1971
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самосознание / профессиональная деятельность и профессионально важные качества юриста / professional self-awareness / career and professionally significant qualities of a lawyer

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенова Елена Александровна

В статье дается обоснование актуальности изучения проблемы профессионального самосознания студентов, представлен теоретический анализ основных подходов к понятию «профессиональное самосознание». Раскрываются особенности профессионального самосознания будущих юристов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides the substantiation of the urgency of studying the problem of professional self-awareness of students and presents theoretical analysis of the basic approaches to the concept of professional self-awareness. The author reveals the features of professional self-awareness of future lawyers in higher school.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самосознание будущих юристов»

жанием Конституции РФ, федеральных нормативных актов, о нормах экономических, правовых и иных отношений в обществе; сформированность элементов гражданско-патриотического сознания; усвоение обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем);

- общеинтеллектуальное (усвоение понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задач и другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности; усвоение элементов общенаучных методов познания);

- общекультурное (усвоение общеэстетических понятий; усвоение экологических понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствия; усвоение понятий, определяющих управление собой - своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием и т. д.).

При более детальной конкретизации воспитательного компонента образования по своим направлениям в соответствии с указанными направлениями развития личности, современной спецификой образования в РФ и применительно к содержанию и методам оценки воспитательного компонента в системе государственного контроля качества общего образования целесообразно говорить о направлениях воспитательного компонента образования, служащих основаниями для определения оцениваемых в рамках такого контроля критериев, как: нравственно -этиче ское; гражданско -патриотиче ско е (формирование национального самосознания, патриотических чувств и готовности действовать в соответствии с уважительным отношением к ценностям отечественной культуры и, как следствие, других культур, формирование способности к межличностному и межкультур-ному диалогу, формирование собственной позиции личности по отношению к обществу); правовое, трудовое, экономическое, художественно-эстетическое, экологическое, умственное, физическое, формирование готовности личности управлять собой.

Таким образом, важнейшим условием эффективности работы по патриотическому воспитанию является постоянный анализ ее состояния, объективная оценка достигнутых результатов и определение на этой основе новых возможностей и направлений их реализации в целях обеспечения перспектив развития этой деятельности. Активная разработка ее научно-методических основ призвана способствовать значительному повышению уровня и качества работы по патриотическому воспитанию, сделать дееспособными все звенья этого процесса, завершенность которого определяется достигнутым результатом. В силу этого постоянная нацеленность на него в ходе выполнения различных задач при проведении тех или иных форм патриотического воспитания должна стать правилом, нормой, критерием этой деятельности в образовательных учреждениях, от которых во многом зависит настоящее и будущее России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Письмо Минобразования России от 15 октября 2003 г. № 24-51-212/13-28-51-793/16 «Методические рекомендации

по аттестационной и аккредитационной оценке образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности» // Вестник образования. - 2003. - № 23.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422 «О Государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - N° 29. - Ст. 3064.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Е. А. Семенова

В статье дается обоснование актуальности изучения проблемы профессионального самосознания студентов, представлен теоретический анализ основных подходов к понятию «профессиональное самосознание». Раскрываются особенности профессионального самосознания будущих юристов в вузе.

Ключевые слова: профессиональное самосознание, профессиональная деятельность и профессионально важные качества юриста.

Демократизация и гуманизация современного общества, политические, экономические и социальные перемены в нашей стране требуют подготовки компетентных специалистов, обладающих высоким интеллектуальным потенциалом, глубоконравственными личностными качествами и адекватной профессиональной Я-концепцией. Изучение профессиональной Я-концеп-ции и самосознания является перспективным направлением исследований в психологии. Особенно важно изучение указанного феномена как составной части человеческого фактора в современной юриспруденции (В. Л. Васильев (1), Л. А. Воскобитова (8), М. И. Ени-кеев (2), В. Б. Тепликов (10) и др.).

Психологические исследования свидетельствуют, что профессия влияет на восприятие и понимание мира субъектом и самого себя в этом мире (Е. А. Климов (3), Ю. Н. Кулюткин (5), С. В. Тарасов (5) и др.). Профессионалы, как правило, воспринимают себя и окружающий мир через призму своей профессии. По мнению психологов, мир профессии представляет собой групповой инвариант субъективного отношения человека к миру и является неотъемлемой частью субъективной модели образа мира у профессионалов. Люди, воспринимающие свою профессию как образ жизни, отражают объективную действительность и самого себя в соответствии с опытом пережитых деятельностей. Исследования ученых А. К. Марковой (4), Т. Л. Мироновой (6), Л. М. Митиной (7) и других доказывают, что существует связь между сформированностью профессионального самосознания и успешностью профессионала независимо от вида профессиональной деятельности.

Проблема развития и формирования профессионального самосознания неоднократно рассматривалась разными авторами (Е. А. Климов (3), А. К. Маркова (4), Т. Л. Миронова (6), Л. М. Митина (7), Е. Ю. Пряжникова

(9) и др.). Несмотря на обилие работ, посвященных исследованию проблемы самосознания личности, вопрос

становления профессионального самосознания будущих юристов изучен недостаточно.

Как считает А. К. Маркова (4), профессиональное самосознание - это осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, это эталон для осознания своих качеств. В профессиональном самосознании отражаются основы профессионального мировоззрения, субъективной концепции профессионального труда, осознание профессионально значимых качеств у профессионалов, других людей, сравнение себя с неким абстрактным идеалом или конкретным коллегой; знание оценки себя как профессионала со стороны коллег; самооценивание субъектом своих отдельных сторон - понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. По мнению автора, у профессионалов, обладающих сформированным уровнем профессионального самосознания, повышается эффективность работы, удовлетворенность своей профессией, возрастает стремление к самореализации, повышается уверенность в себе (4). Т. Л. Миронова (6) рассматривает профессиональное самосознание как разновидность социально-специфического самосознания, которое формируется под воздействием профессиональной среды и активного участия человека в профессиональной деятельности.

По мнению Е. Ю. Пряжниковой, профессиональное самосознание - это «... самосознание человека, для которого конкретная трудовая деятельность - главное средство утверждения чувства собственного достоинства как состоявшейся личности, это самосознание индивида, активно участвующего в производительном труде, и тем самым через такой труд утверждающего себя в качестве полноценного члена данного общества» (9, 59).

С точки зрения Е. А. Климова, профессиональное самосознание выступает частью самосознания личности и включает в себя следующие характеристики: сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей; знание о степени его признания в профессиональной группе; знание своих сильных и слабых сторон, путей самосовершенствования, вероятных зон успехов и неудач; представление о себе и своей работе в будущем (3). По мнению автора, становление профессионального самосознания непосредственно связано с развитием личности в целом. В процессе включения в ту или иную деятельность субъект осознает уникальность своих возможностей, соотносит эти возможности с реальными условиями их реализации, оценивает свое соответствие выбранным идеалам, корректирует представление о себе. Автор подчеркивает, что «образы самосознания человека (наряду с образами окружающего мира) - необходимая основа целесообразной регуляции, саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми, ибо это взаимодействие существенно определяется тем, как человек понимает свое место среди людей, “за кого себя принимает”, что думает о том, как он выглядит “в глазах” окружающих» (3, 41).

Профессиональное самосознание является сложным личностным образованием, формирующимся под

воздействием профессиональной среды, общения с профессионалами, активного участия субъекта в профессиональной деятельности. Оно конкретизируется, проявляет специфику за счет особенностей профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность является одной из определяющих в жизни человека. Именно профессия задает содержательные характеристики профессионального самосознания, оставляя возможность для различных вариантов самореализации внутри профессии. Можно предположить, что каждая конкретная деятельность еще больше конкретизирует и дифференцирует самосознание, так как существуют качественные различия в самих профессиональных деятельностях. Поэтому профессиональное самосознание будущих юристов определяется спецификой их профессиональной деятельности.

Как отмечает В. Б. Тепликов (10), юридическая деятельность весьма многогранна, она осуществляется во всех сферах социальной жизни. Юристы работают в органах законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти, прокуратуре и адвокатуре. Специалисты-правоведы трудятся в юридических отделах, бюро, службах предприятий и социально-культурных учреждений, в организациях, общественных объединениях, в органах, осуществляющих международные связи, в образовательных и научно-исследовательских учреждениях. Специалисты юридического профиля привлекаются к работе в контрольных и инспекционных органах (торговля, финансы и др.), в комиссиях по защите прав несовершеннолетних и иных комиссиях при органах исполнительной власти и местного самоуправления, в аппарате отделов и управлений исполнительных органов. Юристы возглавляют комитеты по законодательству и другие комитеты законодательных органов. Наметившаяся тенденция привлечения к работе в указанных органах специалистов, имеющих юридическое образование, обусловлена построением правового государства, повышением роли права в жизни современного общества (8). В свою очередь, общество предъявляет высокие требования к юристам.

В отечественной юридической психологии существует достаточно много точек зрения относительно структуры трудовой деятельности и профессионально важных качеств личности юриста (В. Л. Васильев (1),

А. Б. Гутников (8), М. И. Еникеев (2), В. Б. Тепликов

(10) и др.). Юрист должен обладать необходимым объемом профессиональных знаний, умений и навыков и личностными качествами, которые соответствуют той важной социальной роли, для выполнения которой он предназначен. К общим профессиональным требованиям, предъявляемым к юристу, относятся: обладание глубокими и прочными теоретическими знаниями, современным правовым и экономическим мышлением, способностью разбираться в политических течениях и государственной политике; знание действующего законодательства; умение применять знания в своей практической профессиональной деятельности; владение практическими навыками по специальности (6).

Юрист должен знать основы философии, психологии, экономических и политических учений, научной

организации управления и труда в объеме, необходимом для квалифицированного выполнения юридической работы, применения правовых норм, укрепления законности и правопорядка, реализации правоохранительных функций. Необходимым условием успешного изучения конкретных отраслевых наук является глубокое знание общеюридических наук: теории государства и права, истории государства и права. Профессия юриста требует знания содержания отраслевых юридических наук, к которым относятся: конституционное право, административное право, гражданское право, семейное право, трудовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право, природоохранительное право, международное право и другие отрасли права. От юриста требуется знание отраслей права и законодательства, Конституции Российской Федерации, конституций, уставов субъектов Федерации, директивных документов высших органов государственной представительной и исполнительной власти по вопросам укрепления законности, правопорядка, совершенствования управления, действующего законодательства и практики его применения (2).

Обязательным требованием к профессии юриста является знание политической системы, действующей в нашем обществе; взаимных прав и обязанностей государства и личности; правового статуса гражданина; национально-государственного устройства России; избирательной системы; порядка формирования государственных органов, их правового статуса и деятельности, правового статуса общественных объединений и иных формирований граждан. Специальность юриста требует знания способов уяснения и толкования правовых норм, их реализации, процедуры принятия и исполнения юридических решений, актов совершения действий, имеющих правовое значение. В зависимости от специализации юрист обязан в совершенстве знать отраслевое законодательство и практику его реализации. Однако одних знаний для профессии юриста недостаточно. Кроме знаний, юрист должен обладать практическими умениями и навыками (2).

Юрист должен уметь: обеспечивать законность в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан, соблюдение государственной, трудовой, договорной, финансовой и иной дисциплины; вскрывать, устанавливать и доказывать факты преступлений и иных правонарушений; в точном соответствии с законом определять виды ответственности и применять меры наказания к виновным; толковать и применять законы и иные нормативные акты, квалифицировать юридические факты и обстоятельства, принимать правовые решения, совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять контроль и надзор за исполнением законов и других государственных актов, принимать меры по предупреждению, пресечению нарушений прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; обеспечивать строгое соблюдение установленного порядка рассмотрения обращений, предложений, заявлений и жалоб граждан; проводить работу по предупреждению преступлений и иных

правонарушений, укреплению правопорядка; осуществлять пропаганду правовых знаний и правовое воспитание граждан, оказывать им юридическую помощь; уметь свободно ориентироваться в специальной юридической литературе и законодательном материале; применять в своей работе достижения науки и техники, а также использовать положительный практический опыт (6).

Так как юрист имеет дело с достоверными фактами и нормами права, реализует право в порядке, установленном процессуальным законодательством, в его работе присутствует аспект формализованности, так как он опирается на точные, зафиксированные данные. Предметом его труда служит информация, собранная и закрепленная в установленном порядке в документах. Точность, аккуратность, строгое соблюдение законности нередко требуют от юриста собственноручной фиксации и удостоверения имевших место фактов, совершенных действий и принятых решений. Этим объясняется то обстоятельство, что в профессии юриста значительное место занимает канцелярская работа, которая имеет низкий статус, но совершенно необходима (10).

Специальность юриста требует владения навыками по составлению и оформлению юридических и иных служебных документов, использованию и применению криминалистической, специальной, компьютерной техники, а также навыками публичных выступлений, проведения встреч, бесед и других форм общения с населением. Коммуникация является важной составной частью профессиональной деятельности юриста, независимо от его специализации. Юрист как субъект общественных отношений, межличностных контактов активно участвует в различных видах профессионального и делового общения. Ему постоянно приходится вступать в контакты с различными людьми (должностными лицами, руководителями учреждений, потерпевшими, обвиняемыми и пр.), устанавливать с ними взаимопонимание, поддерживать на должном уровне психологический контакт (1). Поэтому особенности коммуникативного поведения юриста в различных ситуациях имеют важное значение для эффективности его работы.

К юристу-руководителю в полной мере относятся требования, предъявляемые к руководителю других профессий: умение разбираться в людях, организаторское чутье, практический опыт, способность привлекать к себе людей, сильная воля, профессиональный и моральный авторитет, знание основ науки управления и научной организации управленческого труда. Юрист должен обладать организаторскими способностями, постоянно стремиться к новому, обладать умением оказывать положительное воздействие на людей, высокой работоспособностью, уметь действовать четко и решительно в нетипичных экстремальных ситуациях, обладать способностью переключаться с одного вида деятельности на другой. Юрист также должен обладать общей и профессиональной культурой; уметь вести правовую пропаганду и воспитательную работу среди населения; постоянно повышать свою квалификацию; уметь работать в изменяющихся условиях (10).

К профессионально важным личностным качествам юриста относятся: высокая гражданственность, нрав-

ственность, интеллектуальность, развитое чувство долга и ответственность за исполнение своих обязанностей, принципиальность и независимость в принимаемых решениях, преданность своему делу, чувство непримиримости в борьбе с правонарушениями, справедливость, гуманистическая направленность, профессиональная этика, личная безупречность, общительность (коммуникабельность). Недооценка личностных качеств при выборе юридической профессии ведет к осложнениям и трудностям в правовой работе (низкому качеству следствия, судебным ошибкам и т. д.), непригодности лица для работы в целом в правоохранительных органах (1).

Рассмотренные выше общие черты отличают юридическую профессию от других профессий интеллектуального труда. Эти черты сопряжены со специальными личностными и квалификационными требованиями к профессии юриста и находят отражение в его профессиональном самосознании.

Большинство отечественных исследователей (Л. М. Митина (7), Е. Ю. Пряжникова (9) и др.) предполагают, что профессиональное самосознание - это установка на себя в профессионально-трудовой сфере. Как любая установка, самосознание имеет когнитивную, аффективную и поведенческую подструктуру («Я-по-нимание», «Я-отношение», «Я-поведение»). Так, если рассматривать профессиональное самосознание юриста как совокупность трех уровней: когнитивного, аффективного и поведенческого, то на каждом уровне проявляется профессиональная специфика самосознания. Когнитивная подструктура («Я-понимание») содержит понимание себя в системе профессиональной деятельности, делового общения, осознание себя в системе личностного развития. Все это складывается в образ «Я -юрист», который является обобщенной системой представлений субъекта о себе, образующейся в результате процессов осознания себя в трех взаимодополняющих-ся и взаимопересекающихся системах. Аффективная подструктура «Я-отношение» характеризуется совокупностью трех видов отношений: 1) отношением к системе своих профессиональных действий, к целям, средствам и способам достижения целей; 2) отношением к системе межличностных связей с людьми, в которые вступает юрист в профессиональной деятельности, эмоциональной оценкой того, как он реализует основные функции общения; 3) отношением к своим профессионально значимым качествам и в целом к своей личности профессионала, оценкой своей личностной и профессиональной компетентности и соответствия своему собственному идеальному Я-образу юриста. Общим итогом всего этого является глобальное самоотношение (7). Поведенческая подструктура включает в себя тенденцию действовать по отношению к себе как профессионалу и реальные действия, связанные с его профессиональной позицией, знанием себя как субъекта профессиональной деятельности и отношения к себе как к профессионалу. Кроме того, профессиональное самосознание имеет профессиональное содержание Я-образов. Так, «Я-профессионал в прошлом» может рассматриваться как негативный образ «неумехи», но как личность в целом «хорошим парнем»; «Я-профессионал в насто-

ящем» как совокупность индивидуальных профессиональных особенностей, качеств, умений и знаний; «Я-профессионал в будущем» рассматривается как статусное содержание, профессиональная перспектива, карьера человека. По составу Я-образов самосознание определяется спецификой профессиональной деятельности. Так, если в деятельности фигурирует клиент, заказчик или другой человек, выступающий объектом деятельности, то важное место в профессиональном самосознании юриста может занимать «Я-образ глазами клиента».

Становление самосознания является длительным процессом. Существуют две наиболее значимые группы факторов развития профессионального самосознания: 1) ожидания и оценочные суждения представителей непосредственного социального окружения - коллег, администрации, интериоризируемые индивидом в процессе социального взаимодействия и общения; 2) собственные мотивационно-ценностные ориентации и ожидания от самого себя как профессионала, вытекающие из его практической деятельности (7). Благодаря самосознанию у будущего юриста формируется субъективная картина профессионального пути.

Анализ литературы показал, что особенности профессионального самосознания юристов обусловлены спецификой их профессиональной деятельности. Успешность развития профессиональной Я-концепции студен-тов-юристов детерминирует взаимодействие психологических факторов и условий и зависит от наличия у будущих специалистов опыта саморазвития, позитивного самоотношения, адекватной самооценки и оптимальных способов удовлетворения профессиональных потребностей. Внутреннюю согласованность структуры профессионального самосознания обеспечивает оптимальное равновесие между отношением будущего юриста к себе как профессионалу и внешнему миру, сформированная социально-психологическая и профессиональная компетентность, психологическая готовность к профессиональной деятельности (10).

Названные выше психологические детерминанты позволяют определить перспективные направления оптимизации процесса развития профессионального самосознания студентов-юристов в процессе обучения. Первое направление - оптимизация содержания образования будущих юристов. Второе направление - применение активных методов обучения и психологических технологий формирования социально-психологической и профессиональной компетентности у будущих специалистов. Третье направление оптимизации - психологическое сопровождение студентов-юристов на всех этапах профессионального обучения в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев В. Л. Юридическая психология: учебник для вузов. - М., 1991.

2. Еникеев М. И. Основы юридической психологии: учебник для студентов. - М., 2001.

3. КлимовЕ. А. Введение в психологию труда. - М., 1998.

4. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996.

5. Мировосприятие и образ жизни: научное издание / под науч. ред. Ю. Н. Кулюткина, С. В. Тарасова - СПб., 1999.

6. Миронова Т. Л. Самосознание профессионала. - Улан-Удэ, 1999.

7. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. - М., 1998.

8. Профессиональные навыки юриста: опыт практического обучения / авт. кол.: Л. А. Воскобитова, А. Б. Гутников,

В. В. Захаров и др.; отв. ред. Л. А. Воскобитова и др. - М., 2001.

9. Пряжникова Е. Ю. Организационно-методические основы деятельности профконсультанта службы занятости: учебно-методическое пособие. - М., 2001.

10. ТепликовВ. Б. Психолого-педагогические условия становления профессиональной Я-концепции студентов юридического вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006.

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ

Л. А. Копысова

В статье рассматриваются вопросы развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузе. Утверждается, что развитие образования неразрывно связано с разработкой и внедрением технологий профессионального и личностного развития, которые включают мотивационную составляющую и требуют теоретического и практического поиска.

Ключевые слова: мотивация, профессиональная деятельность, развитие мотивации у обучающихся в вузе.

В современных условиях все более значимы такие показатели качества подготовки специалиста, как гуманность, нравственная и социальная зрелость, профессиональная компетентность, стремление к самообразованию и саморазвитию. Учитывая традиции отечественного образования и тенденции образования за рубежом, в качестве важной основы подготовки в вузе выдвигается гуманистическая, личностная составляющая высшего образования, раскрывающая закономерности профессионального и личностного развития личности. С учетом этого возрастают теоретическая и практическая значимость обоснования и реализации гуманистической, мотивационной составляющей как основополагающей в обучении, воспитании, личностном развитии и профессиональной деятельности современных специалистов.

Профессиональное образование в современных условиях должно включать формирование как совокупности знаний, навыков и умений, так и профессионально значимых личностных качеств, включая одно из важнейших - мотивацию профессиональной деятельности.

Мотивация профессиональной деятельности обучающихся в вузах представляет собой сложное системное образование, упорядоченную совокупность профессиональных ценностных ориентаций, мотивов, побуждений личности к осуществлению профессиональной деятельности, реализации ее различных аспектов.

Формированию совокупности знаний, навыков и умений традиционно уделяется существенное внимание в ходе профессиональной подготовки в отечественных вузах, подтверждением чего в современных условиях

является реализация концепции непрерывного образования, однако проблема формирования и развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузах, применительно к сложившимся условиям, разработана слабо как в теоретическом, так и в практическом плане.

Деятельность современного специалиста проходит в условиях повышенных социальных, профессиональных, моральных, психологических требований и связана с высоким умственным и психоэмоциональным напряжением. Особенности подготовки к профессиональной деятельности, мотивационные составляющие и факторы, влияющие на профессионально-личностное развитие современных работников, индивидуально-психологические особенности различных профессий - проблемы, недостаточно изученные, несмотря на высокую степень востребованности их научно-практического осмысления.

Разработка педагогической теории развития мотивации профессиональной деятельности у обучающихся в вузах непосредственно связана с опорой на теорию и практику профессионального развития личности, формирования у человека возможностей, способностей, мотивов, соответствующих требованиям деятельности, ее целям, содержанию и условиям реализации (8).

Развитие личности, отмечает Е. А. Климов, происходит в нормально напряженной деятельности за счет инициативы, активности, мотивов субъекта этой деятельности (5). Важно учитывать, что профессиональное развитие, как отмечается в ряде исследований (1; 3), может начинаться только в том случае, если учебные и профессиональные требования в процессе подготовки будут выше актуальных возможностей человека, а его мотивационная сфера будет не обедняться, а обогащаться.

Профессиональная мотивация - это то, ради чего человек прилагает свои профессиональные способности, реализует профессиональные качества. Мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций: побуждающую, направляющую, регулирующую. Будучи сформированной, данная мотивация является сущностной характеристикой профессионализма, компетентности специалиста.

Выделяют два основных направления развития мотивации субъекта профессиональной подготовки и деятельности: трансформацию общих мотивов личности в трудовые, профессиональные; системные изменения профессиональной мотивации человека по мере его перехода на новые уровни профессионализации.

Психологическим механизмом формирования и развития профессиональных мотивов является то, что в ходе подготовки и профессионализации потребности личности находят свой предмет в деятельности. При этом затрагиваются важные механизмы нравственного развития личности в ходе профессиональной подготовки и деятельности, которые до настоящего времени изучались весьма слабо.

Мотивация профессиональной деятельности определяется сложным, динамичным соотношением побуждений различных уровней, при этом в сознании обучающегося в вузе должен формироваться такой образ субъекта деятельности, который желателен, но которого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.