Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ'

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8083
543
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ВОСПИТАНИЕ / РАБОТА / ПРИНЦИПЫ / РУКОВОДИТЕЛЬ / ПРОБЛЕМЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайликов В. Л., Михайликова В. В.

Эффективность исполнения сотрудником правоохранительных органов своих должностных обязанностей зависит от ряда факторов. С одной стороны, сотрудник должен обладать определенными профессиональными навыками и умениями, позволяющими ему качественно выполнять свои должностные обязанности, с другой стороны, немаловажным является его личное отношение к службе, воспитанность в духе патриотизма и нравственности, что, безусловно, сказывается на эффективности работы сотрудника и формирует соответствующее общественное мнение граждан о деятельности полиции в целом. На любом этапе своей профессиональной деятельности, будь то первоначальное поступление на службу в органы внутренних дел, становление молодого специалиста либо перевод сотрудника на вышестоящую должность с большим объемом обязанностей и ответственностью, пристальное внимание уделяется вопросам профессионального воспитания сотрудника, которое принято считать частью воспитательного процесса, подчиняющегося основным принципам и закономерностям функционирования. Значение воспитания в становлении личности человека трудно переоценить, тоже самое касается и воспитательной работы, которая ведется в органах внутренних дел как неотъемлемая часть организации морально-психологического обеспечения их деятельности. В статье авторы обращаются к понятию «воспитательная работа», принципам воспитания, акцентируют внимание на основных направлениях реализации воспитательной работы в органах внутренних дел. Определяется ведущая роли руководителей разных уровней в проведении индивидуальной воспитательной работы с подчиненным личным составом. Ставятся проблемные вопросы и предлагаются пути их решения. По результатам исследования авторами делается вывод о необходимости системного проведения указанной работы, основанной на современных психолого-педагогических подходах, учитывающих не только положительный опыт, но и работу, свободную от формализма, бюрократии и лишнего бумаготворчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайликов В. Л., Михайликова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL EDUCATIONAL WORK IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES: THE CONCEPT, MAIN DIRECTIONS OF REALISATION AND PROBLEMS OF IMPLEMENTATION

Efficiency of executing by the law enforcement officer his/herofficial duties depends on a number of factors. On the one hand, the officer should possess certain professional skills and the abilities allowing him/her to carry out the functions qualitatively, on the other hand, it is also important his/her personal attitude to the service, education in the spirit of patriotism and morality, which certainly affects the efficiency of the officer’s work and forms the corresponding public opinion of citizens to police activity as a whole. At any stage of the professional activity, whether it is the initial entry into the service of the internal affairs bodies, formation of the young specialist, transfer of an officer to a higher position with a great volume of obligations and responsibility the steadfast attention is given to questions of the officer’s professional education which is considered to be a part of the educational process submitting to main principles and mechanism of functioning. The importance of education in the formation of a person’s personality is difficult to overestimate; the same applies to the educational work that is carried out in the internal affairs bodies as an integral part of organizing moral and psychological support for their activities. In the articlethe authors address to concept of educational work, to education principles, focus attention on the basic directions of realizing educational work in the internal affairs bodies. It is determined the leading role of managers at different levels in carrying out to individual educational work with the subordinate staff. Problematic issues are raised up and ways to solve them are proposed. By the results of research the authors conclude about necessity of system carrying out of this work based on modern psychologo-pedagogical approaches considering not only positive experience, but also the work free of formalism, bureaucracy, and superfluous paperwork.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

INDIVIDUAL EDUCATIONAL WORK IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES: THE CONCEPT, MAIN DIRECTIONS OF REALISATION AND PROBLEMS OF IMPLEMENTATION

УДК 34:37.01

В.Л. МИХАИЛИКОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]

VITALY L. MIKHAJLIKOV,

Сandidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

В.В. МИХАИЛИКОВА,

аспирант

(Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Россия, г. Белгород) [email protected]

VITALINA V. MIKHAJLIKOVA,

Postgraduate (Belgorod Shukhov State Technological University, Belgorod, Russia)

Аннотация: эффективность исполнения сотрудником правоохранительных органов своих должностных обязанностей зависит от ряда факторов. С одной стороны, сотрудник должен обладать определенными профессиональными навыками и умениями, позволяющими ему качественно выполнять свои должностные обязанности, с другой стороны, немаловажным является его личное отношение к службе, воспитанность в духе патриотизма и нравственности, что, безусловно, сказывается на эффективности работы сотрудника и формирует соответствующее общественное мнение граждан о деятельности полиции в целом.

На любом этапе своей профессиональной деятельности, будь то первоначальное поступление на службу в органы внутренних дел, становление молодого специалиста либо перевод сотрудника на вышестоящую должность с большим объемом обязанностей и ответственностью, пристальное внимание уделяется вопросам профессионального воспитания сотрудника, которое принято считать частью воспитательного процесса, подчиняющегося основным принципам и закономерностям функционирования.

Значение воспитания в становлении личности человека трудно переоценить, тоже самое касается и воспитательной работы, которая ведется в органах внутренних дел как неотъемлемая часть организации морально-психологического обеспечения их деятельности.

В статье авторы обращаются к понятию «воспитательная работа», принципам воспитания, акцентируют внимание на основных направлениях реализации воспитательной работы в органах внутренних дел. Определяется ведущая роли руководителей разных уровней в проведении индивидуальной вос-

^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 2'21 ^^^^^^^^^^^^^^

54

питательной работы с подчиненным личным составом. Ставятся проблемные вопросы и предлагаются пути их решения.

По результатам исследования авторами делается вывод о необходимости системного проведения указанной работы, основанной на современных психолого-педагогических подходах, учитывающих не только положительный опыт, но и работу, свободную от формализма, бюрократии и лишнего бумаготворчества.

Ключевые слова: органы внутренних дел, воспитание, работа, принципы, руководитель, проблемы, формирование, подготовка.

Для цитирования: Михайликов В.Л., Михайликова В.В. Индивидуальная воспитательная работа в органах внутренних дел: понятие, основные направления реализации и проблемы осуществления // Проблемы правоохранительной деятельности. 2021. № 2. С. 54-60.

Abstract: Efficiency of executing by the law enforcement officer his/herofficial duties depends on a number of factors. On the one hand, the officer should possess certain professional skills and the abilities allowing him/ her to carry out the functions qualitatively, on the other hand, it is also important his/her personal attitude to the service, education in the spirit of patriotism and morality, which certainly affects the efficiency of the officer's work and forms the corresponding public opinion of citizens to police activity as a whole.

At any stage of the professional activity, whether it is the initial entry into the service of the internal affairs bodies, formation of the young specialist, transfer of an officer to a higher position with a great volume of obligations and responsibility the steadfast attention is given to questions of the officer's professional education which is considered to be a part of the educational process submitting to main principles and mechanism of functioning.

The importance of education in the formation of a person's personality is difficult to overestimate; the same applies to the educational work that is carried out in the internal affairs bodies as an integral part of organizing moral and psychological support for their activities.

In the articlethe authors address to concept of educational work, to education principles, focus attention on the basic directions of realizing educational work in the internal affairs bodies. It is determined the leading role of managers at different levels in carrying out to individual educational work with the subordinate staff. Problematic issues are raised up and ways to solve them are proposed.

By the results of research the authors conclude about necessity of system carrying out of this work based on modern psychologo-pedagogical approaches considering not only positive experience, but also the work free of formalism, bureaucracy, and superfluous paperwork.

Keywords: the internal affairs bodies, education, work, principles, manager, problems, forming, training.

For citation: Mikhajlikov V.L., Mikhajlikova V.V. Individual educational work in the internal affairs bodies: the concept, main directions of realisation and problems of implementation // Problems of Law Enforcement Activity. 2021. № 2. P. 54-60.

Проблема комплексного подхода к воспитанию сотрудников органов внутренних дел связана с состоянием законности, дисциплины среди личного состава в целом, что вызывает обоснованную тревогу в обществе, способствует процессу формирования негативного отношения граждан к деятельности полицейского, к значимости его работы. Все это, так или иначе, снижает эффективность мер, принимаемых Министерством внутренних дел по укреплению правопорядка и законности внутри самого ведомства.

В современных условиях, в тот момент, когда со стороны государства и общества к сотруднику органов внутренних дел предъявляются повышенные требования в области духовности и нравственности, патриотического воспитания и высокой культуры, все больше возникает

необходимость более активного проведения с личным составом воспитательной работы. Правильная ее организация и системный подход позволят, в конечном итоге, укрепить авторитет органов внутренних дел в обществе, завоевать доверие граждан, что само по себе является хорошей платформой для успешного выполнения поставленных государством и обществом перед полицией задач.

С учетом изменения действующего законодательства в рассматриваемой сфере, в частности вступления в силу приказа МВД России от 25 декабря 2020 года № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», которым определен Порядок организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел

Российской Федерации1, а также приказа МВД России от 26 июня 2020 года № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», существует необходимость более подробного рассмотрения вопросов проведения индивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел, ее реализации и проблем осуществления2.

Что касается общих изменений в организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, то в соответствии с приказом МВД России от 25 декабря 2020 года № 900 они заключаются в следующем:

1. Изменены направления морально-психологического обеспечения. Ранее данная работа включала в себя воспитательную, социальную, психологическую, культурно-просветительную и работу по укреплению служебной дисциплины и законности. Сейчас только лишь воспитательную, социальную и психологическую. В свою очередь, культурно-просветительная работа и работа по поддержанию служебной дисциплины и законности перешли в виды воспитательной работы.

2. Изменены направления воспитательной работы. Ранее направлениями воспитательной работы являлись патриотическое, профессионально-нравственное и правовое воспитание. По новому приказу к направлениям воспитательной работы отнесены патриотическое воспитание, профессиональное воспитание, правовое воспитание, нравственно-этическое воспитание и эстетическое воспитание.

3. Изменены виды воспитательной работы. Воспитательная работа стала включать в себя следующие виды: морально-психологическую подготовку; индивидуальную воспитательную работу, информационно-пропагандистскую работу, работу по поддержанию служебной дисциплины и законности, культурно-просветительскую работу. В свою очередь, к видам воспитательной работы приказом отнесены морально-психологическая подготовка и работа по поддержанию служебной дисциплины и законности (ранее они были самостоятельными направлениями).

1 Приказ МВД России от 25 декабря 2020 года № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

2 Приказ МВД России от 26 июня 2020 года № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

С учетом того, что морально-психологическое обеспечение органов внутренних дел Российской Федерации включает в себя воспитательную, психологическую и социальную работы, в нашей статье мы постараемся сделать акцент именно на индивидуальной воспитательной работе как одном из видов воспитательной работы.

Понятие «воспитание» тесным образом связано с процессом образования человека, то есть воспитание, как правило, реализуется через систему образования (обучения) и направлено на всестороннее развитие личности и привитие принятых в обществе норм морали и нравственности.

Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский в середине XIX века писал: «Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая. Поэтому обучение должно служить ... духовному, нравственному развитию чувств и воли человека» [1, с. 75]. В свою очередь, известный русский философ И.А. Ильин утверждал, что грядущая Россия будет нуждаться в новом воспитании русского духовного характера. «Не просто в образовании, ибо образование само по себе есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотный, и что формальная образованность вне веры, чести, и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации» [2, с. 143].

Воспитание является важнейшей категорией педагогической науки. Оно тесно связано с господствующей идеологией общества, и в силу этого в различные исторические периоды изменяются цели, содержание, методы, условия организации и критерии оценки его результативности [3, с. 300].

В своих исследованиях различные авторы понятие «воспитание» рассматривают в широком социальном, широком педагогическом и узком смыслах: как общий процесс социализации человека, как формирование личности определенного типа и как воспитание конкретных личностных качеств - нравственности, патриотизма, дисциплинированности, ответственности и др. [4, с. 3; 5; 6].

Сам по себе процесс воспитания может реа-лизовываться в более узком объектном составе, что позволяет, в свою очередь, подробнее изучать особенности каждой личности и предоставляет возможность «точечной» работы по привитию воспитываемому необходимых мо-

рально-психологических и профессиональных качеств. Этот процесс реализуется в индивидуальном и дифференцированном подходе субъекта воспитания к каждому воспитываемому.

Коллектив органов внутренних дел представляет собой сложную социальную общность, состоящую из неповторимых индивидуальностей. Предпосылки индивидуального подхода обусловлены именно этим объективно существующим разнообразием индивидуальностей, а также социальными, образовательными, национальными, профессиональными различиями сотрудников, неодинаковостью жизненного опыта и интересов. Они реализуются путем изучения и учета всех качеств и свойств личности, анализа внешних и внутренних ее проявлений (действий, целей,настроений,интересов и т.д.), учета положительных сторон личности и ее недостатков. Основой индивидуального подхода является глубокое и всестороннее изучение человека [7, с. 127].

Под индивидуальной воспитательной работой с личным составом понимается система мер целенаправленного психолого-педагогического воздействия руководителя органа, подразделения, образовательной организации системы МВД России на личность сотрудника в целях формирования и развития качеств и свойств, необходимых для эффективного осуществления оперативно-служебной деятельности [8, с. 112].

Важнейшим слагаемым успеха индивидуальной воспитательной работы является знание руководителем (либо иным субъектом воспитательного процесса) принципов воспитания и умение их реализовывать на практике.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, представляют целостную систему. К ним относятся:

- связь воспитания с жизнью и деятельностью сотрудника;

- опора на положительное в личности и коллективе;

- целеустремленность воспитания;

- воспитание в коллективе и через коллектив;

- единство воспитания и самовоспитания;

- требовательность к личности и уважение его личного достоинства;

- индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;

- единство и согласованность воспитательных воздействий субъектов воспитания [9, с. 45].

Безусловно, хорошим подспорьем (ориентиром) в работе любому руководителю разного уровня на сегодняшний день является Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 26 июня

2020 года № 460. В нем нормативно закреплены основные этические требования, предписанные сотруднику, обращено внимание на этические требования к служебному поведению сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников). В свою очередь, положения Кодекса находят свое отражение в Порядке организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 25 декабря 2020 года № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» (далее - Порядок). В пункте 44 указанного Порядка определено, что индивидуальная воспитательная работа организуется на основе принципа «старший воспитывает младшего, начальник -подчиненного».

В соответствии с вышеназванным пунктом индивидуальная воспитательная работа в органах внутренних дел направлена на:

1) оптимизацию воспитательной работы посредством всестороннего и глубокого изучения интересов, потребностей, способностей и индивидуальных особенностей сотрудников;

2) обеспечение оптимальной расстановки и эффективного использования сотрудников в интересах служебной деятельности;

3) содействие сотрудникам в адаптации к служебной деятельности, а также решение проблем профессионального становления;

4) выявление сотрудников, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, а также оказание им помощи;

5) подготовку сотрудников к самостоятельной оперативно-служебной деятельности;

6) стимулирование профессионального роста сотрудников, развития их личностных качеств;

7) оказание корректирующего воспитательного воздействия, пропаганду здорового образа жизни.

В соответствии с пунктом 47 Порядка учет результатов индивидуальной воспитательной работы ведется осуществляющими ее лицами в карте индивидуальной воспитательной работы (далее - карта ИВР) в отношении двух категорий сотрудников:

а) впервые принятых на службу в органы внутренних дел - в течение первого года службы;

б) нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании - постоянно, до исключения сотрудника из указанной категории.

На наш взгляд, при учете результатов проведения индивидуальной воспитательной работы в карте ИВР не совсем правильно ограничи-

ваться этими двумя категориями сотрудников, так как индивидуальная воспитательная работа - это постоянная деятельность уполномоченных субъектов, которая должна носить длящийся характер и охватывать максимальное количество личного состава. Естественно, результаты указанной работы должны найти свое отражение в документе (карта ИВР), иначе при возникновении любой внештатной ситуации, связанной с нарушением сотрудником служебной дисциплины и законности, норм морали и нравственности, возникнет вопрос у любого проверяющего, какая работа проводилась с подчиненным и с какой периодичностью. И, как правило, все это необходимо подтвердить документально, а не на словах!

В связи с этим было бы целесообразно нормативно закрепить необходимость учета результатов проведения индивидуальной воспитательной работы в карте ИВР с каждым сотрудником органов внутренних дел, что позволит систематизировать работу руководителя соответствующего уровня в указанном направлении, установить более устойчивый личностный и профессиональный контакт с подчиненным и, что немаловажно, в случае необходимости подтвердит его работу в указанном направлении.

Также в Порядке имеется рекомендуемый образец карты ИВР, где указано, что лист учета ИВР начинается вестись руководителем на обороте карты, что также, на наш взгляд, является не совсем практичным. Дело в том, что первоначальные сведения, заносимые руководителем в карту ИВР, могут по истечении определенного периода времени (с учетом их актуальности) меняться. Вышеназванное обстоятельство будет требовать постоянного переноса информации по учету индивидуальной воспитательной работы, находящейся на оборотной стороне карты с учетом соответствующих изменений (простыми словами, нужно будет периодически переписывать карту ИВР вместе с оборотной стороной, где первоначально была сделана учетная запись). Следует полагать, что необходимо карту ИВР заводить отдельно (лист формата А-4), а учетные записи в листе индивидуальной воспитательной работы начинать с отдельного от карты ИВР листа.

Хотелось бы обратить внимание на то, что новым Порядком не предусмотрено ведение плана и отчета индивидуальной воспитательной работы руководителя со своими подчиненными. Да, мы говорим о том, что лишняя документация в деятельности руководителя как субъекта управления всегда расценивается как бюрократия, требующая затрат времени, что отвлекает от выполнения основных должност-

ных обязанностей. Однако пункт 45 Порядка предусматривает, что руководитель (начальник) органа, организации, подразделения МВД России организует индивидуальную воспитательную работу, учитывает ее результаты при выработке управленческих, организационных и кадровых решений. Сказанное свидетельствует, что индивидуальная воспитательная работа является неотъемлемой частью деятельности руководителя разного уровня и имеет большое значение при принятии решений различной направленности. Исходя из сказанного, мы делаем вывод о значимости рассматриваемого направления деятельности руководителя, а как известно, любая деятельность требует своей упорядоченности. Следует отметить, что план работы как инструмент упорядочивания деятельности в различных сферах является наилучшим средством (инструментом) в оказании руководителю помощи в реализации своих полномочий. Достаточно руководителю подразделения завести карты ИВР на каждого сотрудника, вести их в установленном порядке, иметь план осуществления индивидуальной воспитательной работы, предусмотреть в плане отметку об исполнении - и это будет способствовать в целом лучшей организации морально-психологического обеспечения деятельности органа внутренних дел. Дополнительно вести другие документы или оформлять отчет об исполнении плана считаем нецелесообразным.

Пункт 51 Порядка определяет основные формы индивидуальной воспитательной работы, в частности: индивидуальные беседы (ознакомительные, поддерживающие или корректирующие); психолого-педагогическое наблюдение; изучение документов, характеризующих сотрудника; обобщение независимых характеристик и др. При этом не определено время, в течение которого субъекту воспитания (руководителю) необходимо их использовать в полном объеме, на что, как правило, обращается внимание при проведении служебных проверок, особенно в случае допущения подчиненными сотрудниками грубых нарушений служебной дисциплины и законности, в которых указывается, что «руководителем в работе с личным составом применялись не все формы индивидуальной воспитательной работы».

В этой связи считаем целесообразным нормативно закрепить период времени, в течение которого руководитель должен применить в отношении подчиненного сотрудника все основные формы индивидуальной воспитательной работы.

Отдельно хотелось бы остановиться на роли руководителя служебного коллектива в органи-

зации и проведении индивидуальной воспитательной работы с подчиненными. Дело в том, что именно на эту категорию, в связи с принятием соответствующего Порядка, утвержденного приказом МВД России от 25 декабря 2020 года № 900, возлагаются вопросы организации, общего руководства и контроля данного вида деятельности, что в конечном итоге влияет на общую оценку эффективности и результативности работы подразделения в указанном направлении.

Следует также отметить, что в соответствии с требованиями Директивы МВД России от 27 февраля 2015 года № 1 дсп «О мерах по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации», при подготовке характеристик на категорию сотрудников «руководители» в обязательном порядке дополнительно необходимо отражать состояние служебной дисциплины и законности в подчиненном подразделении; умение организовывать профилактическую и воспитательную работу с личным составом; показатели уровня авторитета и социально-психологического климата в служебном коллективе.

Все вышесказанное, в очередной раз, подтверждает значимость воспитательной работы в органах внутренних дел и пристальное внимание со стороны руководителей Министерства внутренних дел к указанному направлению деятельности.

Никто не сомневается в том, что успешное осуществление служебной деятельности, взвешенное принятие оптимальных решений зависит от сочетания в лице руководителя кроме знаний, умений и профессиональных навыков еще и таких природных качеств, как умение находить подход к людям, находить компромисс в принятии решения, а главное - неподдельный интерес к решению как профессиональных, так и личных проблем своих подчиненных. Все это дает возможность руководителю сознательно и творчески решать поставленные задачи с учетом конкретных условий и использовать в своей работе наиболее эффективные средства и методы воздействия на личный состав. Надо отметить, что эффект этого воздействия может быть как положительным, так и отрицательным.

В соответствии с управленческими функциями руководителя органа внутренних дел требования к индивидуальной воспитательной работе должны включать:

- объективную оценку подчиненных;

- личную непредвзятость;

- уважение и доверие к подчиненным;

- заботу о развитии подчиненных;

- устойчивую обратную связь;

- создание обстановки «свободных высказываний» и поддерживающий контроль [10, с. 99].

Все перечисленные требования, по мнению автора, должны быть взаимосвязаны и реа-лизовываться в комплексном соотношении, а главным критерием эффективности деятельности любого руководителя должны выступать достигнутые результаты оперативно-служебной деятельности коллектива и уровень служебной дисциплины и законности в подразделении.

К сожалению, не каждый руководитель в полной мере обладает указанными качествами, навыками и просто природным талантом руководителя. Это, так или иначе отрицательно отражается на возможности проведения им с личным составом воспитательной работы, социально-психологическом климате в служебном коллективе и, как следствие, качественном выполнении сотрудниками оперативно-служебных задач. Большим психологическим барьером является нежелание некоторых руководителей что-то менять уже в сложившейся годами системе управления коллективом. Им кажется, что она оптимальна и максимально эффективна, а любые предложения подчиненных расцениваются как лишняя инициатива и не нужная суета. Все это приводит к застою в реализации перспективных (творческих) идей, работе по устоявшемуся шаблону, боязни чего-то нового, нежеланию что-то менять в своей работе в лучшую сторону.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что значение воспитания в становлении личности человека трудно переоценить. На сегодняшний день вопросы качественного проведения индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел не потеряли свою актуальность. В связи с принятием новых нормативных правовых документов существует необходимость системного подхода к проведению указанного вида деятельности, основанной на современных психолого-педагогических подходах, учитывающих не только положительный опыт, но и работу, свободную от формализма, бюрократии и лишнего бумаготворчества.

Следует подчеркнуть, что центральное место в вопросах организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, включая проведение воспитательной работы с личным составом, возлагается на руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, и связано это с тем, что руководитель является центром, фундаментом любого коллектива, основой его становления и развития. И особо актуально, если сфера деятельности этого руководителя - служба в пра-

воохранительных органах, когда он выступает не просто начальником для подчиненного, а командиром, который своим личным примером

воспитывает сотрудников в духе соблюдения закона и правопорядка, патриотизма и любви к Родине.

- Литература -

1. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. - Москва: Педагогика, 1974. С. 75.

2. Ильин А.И. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: статьи 1948-1954 гг. В 2 т. - Москва, 1992. С. 143.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Бородавко Л.Т. Педагогические основы профессионального воспитания сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: теория и практика: монография. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006. С. 360.

4. Барышников Е.Н., Колесников Е.Н. О воспитании и воспитательных системах. - Санкт-Петербург, 1996.

5. Беспалько В.П. Персонифицированное образование // Педагогика. 1998. № 2. С. 12-16.

6. Бодалев А.А., Караковский В.А., Новикова Л.И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях // Педагогика. 1991. № 5. С. 3-9.

7. Рыбин В.А. Индивидуальная воспитательная работа в органах внутренних дел: учебно-методическое пособие. - Москва: ВНИИ МВД России, 2010. - 127 с.

8. Дерешко Б.Ю., Рыбин В.А. Содержание и организация индивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел: учебно-методическое пособие / под общ. ред. канд. пед. наук В.Л. Кубышко. - Москва: ЦОКР МВД России, 2010. - 112 с.

9. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: учебное пособие / под общ. ред. В.Я. Кикотя. - Москва: ЦОКР МВД России. 2008. С. 45.

10. Аксенов С.Ф. О методах активизации индивидуальной работы в подразделении // Право в Вооруженных Силах. 2008. № 3. С. 99.

— References —

1. Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. V 2 t. T. 1. - Moskva: Pedagogika, 1974. S. 75.

2. Il'in A.I. Nashi zadachi. Istoricheskaya sud'ba i budushchee Rossii: stat'i 1948-1954 gg. V 2 t. - Moskva, 1992. S. 143.

3. Borodavko L.T. Pedagogicheskie osnovy professional'nogo vospitaniya sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov v vuzah MVD Rossii: teoriya i praktika: monografiya. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii, 2006. S. 360.

4. Baryshnikov E.N., Kolesnikov E.N. O vospitanii i vospitatel'nyh sistemah. - Sankt-Peterburg, 1996.

5. Bespal'ko V.P. Personificirovannoe obrazovanie // Pedagogika. 1998. № 2. S. 12-16.

6. Bodalev A.A., Karakovskij V.A., Novikova L.I. Psihologo-pedagogicheskie problemy vospitaniya v sovremennyh usloviyah // Pedagogika. 1991. № 5. S. 3-9.

7. Rybin V.A. Individual'naya vospitatel'naya rabota v organah vnutrennih del: uchebno-metodicheskoe posobie. - Moskva: VNII MVD Rossii, 2010. - 127 s.

8. Dereshko B.YU., Rybin V.A. Soderzhanie i organizaciya individual'noj vospitatel'noj raboty v organah vnutrennih del: uchebno-metodicheskoe posobie / pod obshch. red. kand. ped. nauk V.L. Kubyshko. - Moskva: COKR MVD Rossii, 2010. - 112 s.

9. Osnovy organizacii vospitatel'noj raboty s lichnym sostavom v organah vnutrennih del: uchebnoe posobie / pod obshch. red. V.YA. Kikotya. - Moskva: COKR MVD Rossii. 2008. S. 45.

10. Aksenov S.F. O metodah aktivizacii individual'noj raboty v podrazdelenii // Pravo v Vooruzhennyh Silah. 2008. № 3. S. 99.

(статья сдана в редакцию 23.03.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.