Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
207
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
INTERNAL AFFAIRS BODIES / PROFESSIONAL ACTIVITY / AESTHETICS / AESTHETIC EDUCATION / LEGAL REGULATION / PROBLEMS / SOLUTIONS / IMPROVEMENT / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭСТЕТИКА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОБЛЕМЫ / ПУТИ РЕШЕНИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безручко Евгений Валерьевич, Миллеров Евгений Владимирович

В статье анализируются вопросы правового регулирования эстетического воспитания и соблюдения эстетико-культурных сторон профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, исследована и доказана важность эстетического воспитания в работе с личным составом. Проанализированы нормативные правовые акты, регулирующие эстетико-воспитательный процесс в органах внутренних дел, а также эстетические рекомендации по организации служебной деятельности (внешний вид сотрудников, интерьер служебных помещений и др.). Авторами выявлены существенные пробелы правового регулирования эстетических аспектов профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, представлены авторские предложения по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Безручко Евгений Валерьевич, Миллеров Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF LEGAL REGULATION OF AESTHETIC ASPECTS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article analyzes the issues of the legal regulation of the aesthetic education and compliance with aesthetic and cultural aspects of professional employees‘ activity of the Internal Affairs bodies the importance of aesthetic education in working with personnel is investigated and proved. It is analyzed the normative legal acts that regulate the aesthetic and educational process in the bodies of the Internal Affairs, as well as aesthetic guidelines for performance management (appearance of staff, interior office space, etc.). Significant gaps in the legal regulation of aesthetic aspects of professional activity of employees of internal Affairs bodies are identified, and author’s suggestions for their elimination are presented.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 18 : 351.74 ББК 67.7

Безручко Евгений Валерьевич Bezruchko Eugene Valerievich

начальник кафедры уголовного права и криминологии Ростовского юридического института МВД России доктор юридических наук, доцент.

Head of the Department of Criminal Law and Criminology, the Rostov law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Associate Professor. E-mail: [email protected]

Миллеров Евгений Владимирович Millerov Eugeny Vladimirovich

доцент кафедры процессуального права Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации кандидат юридических наук.

Associate Professor, the Department of Procedural Law, the South Russian Institute of Management (Branch), the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, PhD in Law. E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

On the issue of legal regulation of aesthetic aspects of professional activity of employees of internal affairs bodies

В статье анализируются вопросы правового регулирования эстетического воспитания и соблюдения эстетико-культурных сторон профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, исследована и доказана важность эстетического воспитания в работе с личным составом. Проанализированы нормативные правовые акты, регулирующие эстетико-воспитательный процесс в органах внутренних дел, а также эстетические рекомендации по организации служебной деятельности (внешний вид сотрудников, интерьер служебных помещений и др.). Авторами выявлены существенные пробелы правового регулирования эстетических аспектов профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, представлены авторские предложения по их устранению.

Ключевые слова: органы внутренних дел, профессиональная деятельность, эстетика, эстетическое воспитание, правовое регулирование, проблемы, пути решения, совершенствование.

Современный сотрудник органов внутренних дел должен обладать не только высоким уровнем профессионализма, правовой культуры и моральных устоев, но и эстетическими критериями. В связи с этим правы авторы, подчеркивающие в своих научных трудах, что

The article analyzes the issues of the legal regulation of the aesthetic education and compliance with aesthetic and cultural aspects of professional employees' activity of the Internal Affairs bodies the importance of aesthetic education in working with personnel is investigated and proved. It is analyzed the normative legal acts that regulate the aesthetic and educational process in the bodies of the Internal Affairs, as well as aesthetic guidelines for performance management (appearance of staff, interior office space, etc.). Significant gaps in the legal regulation of aesthetic aspects of professional activity of employees of internal Affairs bodies are identified, and author's suggestions for their elimination are presented.

Keywords: Internal Affairs bodies, professional activity, aesthetics, aesthetic education, legal regulation, problems, solutions, improvement.

«...в условиях все более возрастающих требований к сотрудникам органов внутренних дел со стороны государства, общественных организаций и граждан возникает необходимость формирования положительного имиджа сотрудника как человека, обладающего

высоким уровнем не только профессиональной, но и личной культуры» [ 1, с. 75].

Нельзя не согласиться и с тем, что именно сегодня весьма востребованы креативно мыслящие сотрудники полиции, умеющие творчески решать свои профессиональные задачи. Сотрудник органов внутренних дел, критически оценивающий окружающие реалии с позиций эстетического идеала, делает это не только благодаря культурному кругозору, но и осознанию себя частицей определенной культурно-исторической общности [2, с. 53].

В деятельности сотрудника полиции требуется не только профессиональное мастерство, но и наличие общегуманитарного кругозора, обладание положительными человеческими качествами, а также системой эстетических ценностей. В связи с этим можно вполне согласиться с мнением авторов о том, что процесс формирования эстетической культуры является одним из важных направлений совершенствования личностных качеств сотрудников органов внутренних дел [3, с. 124].

Эстетико-культурные вопросы порождаются окружающей жизнью, бытовой необходимостью, что способствует формированию у будущих полицейских умений в творческом аспекте применять полученные эстетические знания в решении поставленных перед ними служебных задач [3, с. 124].

В эстетических аспектах деятельности сотрудников органов внутренних дел учеными в качестве главенствующего фактора называется гармония в сочетании материального и духовного, рационального и эмоционального в нравственном облике [3, с. 124].

Согласимся с А.Е. Смирновым в том, что первоначальное представление об эстетической культуре сотрудника органов внутренних дел дает его внешний вид. По тому, в каком состоянии у сотрудника форменная одежда и обувь, можно определить характер и степень дисциплинированности. Опрятный вид одежды и обуви - свидетельство общей подтянутости, собранности и организованности. Если театр начинается с вешалки, то полицейский начинается с внешнего вида. Форма - атрибут государственной власти. Человек в полицейской форме наделен контрольно-запретительными и принудительными полномочиями. Поэтому отношение к человеку в форме со-

вершенно иное, чем к представителям любой другой профессии [4, с. 388].

Согласно одному из исследований, основанному, в том числе и на анализе результатов строевых смотров, проводимых в органах внутренних дел, к наиболее часто встречающимся нарушениям ношения форменной одежды относятся: 1) так называемое смешение форменной одежды с гражданской или форменной одеждой военнослужащих; 2) загрязненность форменной одежды и ее неотглажен-ность; 3) недостаточно хорошо пришитые и мятые погоны, шевроны; 4) размещение на форменной одежде знаков различия с нарушением правил такого размещения; 5) поврежденная обувь, обувь с перфорацией, шпорами либо обувь спортивного стиля [5, с. 36-40].

Не следует забывать, что нарушение правил ношения сотрудниками органов внутренних дел форменной одежды, исходя из положений Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации [6], может повлечь привлечение такого сотрудника к дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем, решая вопрос о привлечении к ответственности сотрудника за нарушение правил ношения форменной одежды, безусловно, следует учитывать не только все объективные, но и субъективные признаки такого деяния, а также возможную малозначительность деяния, при наличии которого, как известно (п. 40 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации), руководитель (начальник) имеет право освободить подчиненного от дисциплинарной ответственности, ограничившись устным предупреждением.

В качестве примера можно привести дело по иску сотрудника полиции Ш. к районному отделу органов внутренних дел, где он проходил службу в должности оперуполномоченного отдела уголовного розыска. В своем исковом заявлении Ш. изложил, что не согласен с наложением на него дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора за нарушение установленных в МВД России правил ношения форменной одежды. Указанное дисциплинарное взыскание было наложено на него в связи со следующими событиями. В указанную в исковом заявлении дату и время он прибыл к районному отделу МВД России, в котором проходил службу, находясь в форменной одежде сотрудника полиции. Выходя из маши-

ны, он поскользнулся и уронил в грязь свой головной убор, после чего оставил его в машине (поскольку тот был грязным). В этот момент с ним находился Б., который также являлся сотрудником отдела уголовного розыска этого же отдела полиции, видел произошедший с форменной фуражкой инцидент. У входа в райотдел Ш. встретил начальника штаба, который спросил, где его головной убор, на это Ш. рассказал ему о случившемся. Начальник штаба попросил изложить данный факт в виде письменного объяснения, чего Ш. делать не стал, так как пояснил все устно. Далее в исковом заявлении Ш. обосновал, что не считает приказ о его наказании объективным и справедливым, поскольку без форменного головного убора он оказался неумышленно, буквально в пятнадцати шагах от входа в здание районного отдела внутренних дел, гражданские лица его не видели. В связи с приказом о дисциплинарном наказании он был лишен премии. В суде Ш. свои исковые требования поддержал, пояснив, что признает факт нахождения в тот день на службе без форменного головного убора сотрудника полиции по уважительной причине, в связи с чем считает дисциплинарное наказание в виде строго выговора не соответствующим тяжести совершенного проступка. Свидетель Б. дал показания, аналогичные показаниям истца.

Представитель ответчика в суде пояснил, что нарушения правил ношения форменной одежды оперуполномоченным Ш. были систематическими, поэтому и повлекли наказание в виде строго выговора.

Рассмотрев данное исковое заявление, суд принял во внимание, что показания истца Ш. подтверждены показаниями свидетеля Б., а представителем ответчика доказательств иного не представлено, поэтому факт отсутствия у Ш. форменного головного убора признан объяснимым объективными причинами. На момент привлечения Ш. к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора, неснятого дисциплинарного взыскания, наложенного на него в письменной форме, не имелось. Также ответчиком не представлено обоснованных доводов о невозможности применения в отношении Ш. более мягкого, чем строгий выговор, дисциплинарного взыскания. В результате суд пришел к выводу, что данное дисциплинарное взыскание, наложенное на

истца Ш., не соответствует тяжести совершенного им проступка. Исковые требования Ш. были удовлетворены с отменой приказа о привлечении его к дисциплинарной ответственности, суд обязал руководство районного отдела внутренних дел сделать перерасчет заработной платы Ш. без учета наложенного взыскания, выплатить ему денежную премию за добросовестное выполнение служебных обязанностей, подлежащую выплате в течение одного месяца, а также взыскать компенсацию морального вреда [7].

К особенности эстетической культуры относят ее воспитательную направленность. Эстетическая культура формирует у человека так называемый эстетический вкус, который представляет собой наличие определенного уровня эстетической подготовленности, а также способности нравственного оценивания происходящего в обществе. У эстетики имеется взаимосвязь с этикой, которая, по мнению ученых, характеризуется единством прекрасного как непосредственно в общественной жизни, так и искусстве. Эстетику в воспитательном смысле также связывают с культурно-творческой ее направленностью, поскольку эстетика способствует повышению культурного уровня людей, положительно влияет на развитие их творческих способностей [3, с. 124].

По мнению авторов, занимающихся особенностями и проблемами эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел, полноценно сформированная эстетическая культура сотрудника МВД России способствует пониманию человеческих мировоззрений, социальных и личных проблем; анализу цен-ностно-мотивационной ориентации человека; выработке уважительного отношения к историческому наследию нашей страны; толерантному восприятию культурных различий; ориентированию в различных жизненно важных процессах, происходящих в нашем обществе (политических, социальных, экономических), культурных традициях [2, с. 53].

Субъектов, осуществляющих эстетико-вос-питательную работу, разделяют на две группы. К первой из них относят субъектов так называемого внешнего воздействия. В данную группу ученые включают общество, государственные и муниципальные органы, различные негосударственные учреждения и организации, средства массовой информации, а также семьи

и близких родственников сотрудников органов внутренних дел. Ко второй группе указанных субъектов, называемых субъектами «внутреннего воздействия», относят непосредственно должностных лиц органов внутренних дел, на которых возложены функции по проведению воспитательной работы с личным составом (то есть начальники органов внутренних дел; заместители начальника органов внутренних дел по работе с личным составом), а также непосредственных начальников, коллективы подразделений органов внутренних дел, общественные формирования сотрудников МВД России и ветеранские организации [8, с. 213].

Безусловно, важную роль в эстетическом воспитании сотрудников органов внутренних дел должны играть ведомственные вузы МВД России. По этому поводу М.А. Ермоши-на отмечает, что данная работа в образовательных организациях МВД России имеет целый ряд функций, а именно: 1) функция диагностики; 2) функция целевой эстетической ориентации; 3) организационная функция; 4) побудительная функция; 5) морально-нравственная функция; 6) оценочная функция. Первая из перечисленных функций, по мнению автора, заключается в наличии творческих способностей и эстетических вкусов обучаемых, а также их потребностей. Вторая функция представляет собой выбор целей и задач воспитания эстетического восприятия. При помощи третьей функции происходит разработка мероприятий, направленных на эстетическое воспитание. Четвертая из перечисленных функций развивает способности к восприятию эстетической и художественной культуры. Пятая функция ориентирована на достижение совпадения эстетической красоты с целями добра. Наконец, шестая функция заключается в анализе и оценке результатов эстетико-воспитательного воздействия [9, с. 154].

В литературе, помимо функций эстетического воспитания, в образовательных учреждениях МВД России выделяют и структурные элементы такой воспитательной работы. В числе первого элемента здесь выступает эстетико-ху-дожественное образование, направленное на формирование теоретического базиса эстетической культуры. Например, М.А. Ермошина в качестве второго элемента называет художественное воспитание в его практическом аспекте. Под этим элементом подразумевается фор-

мирование личности в плане восприятия художественной культуры (художественные ощущения, ориентация и вкусы). В качестве третьего из указанных элементов выделяется художественно-эстетическое самообразование и самовоспитание. Под этим элементом предлагается понимать непосредственно нацеленность на человека, его самосовершенствование, развитие творческих способностей и потребностей [9, с. 154].

В образовательных организациях системы МВД России используется широкий арсенал форм работы по эстетическому воспитанию курсантов и слушателей: экскурсии; посещение театров, музеев, выставок, кинотеатров; встречи с деятелями культуры; литературные и тематические вечера; мероприятия, посвященные памятным датам; творческие конкурсы, встречи с действующими сотрудниками органов внутренних дел и ветеранами органов внутренних дел и др. [9, с. 154].

Рассматривая эстетические грани профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, нельзя не согласиться с учеными, отмечающими в своих трудах, что одной из главнейших проблем эстетического восприятия должностных лиц органов внутренних дел является профессионально-нравственная деформация, оказывающаяся результатом искажения профессиональных и нравственных качеств сотрудников МВД России под влиянием отрицательных факторов профессиональной деятельности и окружающей среды. Возникновение признаков и проявлений профессиональной деформации зависит от нравственно-эстетической культуры сотрудника, морально-психологической устойчивости, умения оценивать себя и предъявлять к себе определенные требования [4, с. 389].

Относительно правового регулирования эстетических аспектов в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел можно сказать, что федеральный закон, регламентирующий порядок прохождения службы в органах внутренних дел [10], вопросов эстетического воспитания личного состава не затрагивает. Косвенно регулирующими данную сторону служебной деятельности можно считать лишь единичные нормативные акты указанного ведомства, к примеру, приказ МВД России, предусматривающий правила ношения форменной одежды [11], или утвержденный одним из

приказов МВД России «Устав патрульно-постовой службы полиции» [12], где, к примеру, в пункте 87 предусмотрено требование к внешнему виду сотрудников патрульно-постовой службы полиции, заступающих на службу, согласно которому они должны быть одеты в установленную форму по сезону и иметь опрятный внешний вид.

Справедливости ради следует отметить, что в МВД России имел место приказ [13], регулировавший интересующие нас вопросы эстетического воспитания сотрудников ведомства, но, к сожалению, в 2018 году он утратил силу [14] без разработки и издания нового приказа по данным вопросам. Утратившим силу приказом было утверждено руководство по морально-психологическому обеспечению деятельности сотрудников органов внутренних дел. Согласно этому руководству, данное обеспечение включало в себя пять направлений работы с личным составом: морально-психологическое, воспитательное, психологическое, социальное, культурно-просветительское. Не останавливаясь на каждом из них, лишь скажем, что культурно-просветительскому направлению был посвящен отдельный раздел руководства (раздел VI), в котором были указаны субъекты проведения данной работы с личным составом, а также задачи, направления и формы ее проведения.

В Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел (далее - Кодекс) [15], который также, к сожалению, на сегодняшний день утратил силу [16], без принятия вместо него нового кодекса, имелись не только нормы, регулировавшие исключительно вопросы этики поведения, но и нормы, предусматривавшие эстетические требования. Так, в п. 4 ст. 10 данного Кодекса были предусмотрены профилактические меры недопущения профессиональной деформации, в числе которых предписывалось, в том числе и воспитание у сотрудников высокой общей и профессиональной культуры, эстетического вкуса и развитие художественного творчества.

В ст. 18 Кодекса предусматривались требования к внешнему виду. Не анализируя ее подробно, останавливаясь лишь на основных моментах, отметим, что здесь говорилось о достойном внешнем виде сотрудников, чистоте и аккуратности ношения формы, ее хорошей подгонке и выглаженности, поддержании образцового внешнего вида, выправке, здоро-

вом образе жизни и соблюдении личной гигиены. Были прописаны эстетические требования к использованию гражданской одежды при выполнении служебных обязанностей (соблюдение строгости делового стиля и т. д.), требования к стрижке, выбритости (не рекомендовалось отращивать бороду и бакенбарды, равно как и выбривать голову), умеренному использованию парфюмерии. Мужчинам-сотрудникам также не рекомендовалось носить ювелирные изделия (за исключением обручального кольца). Женщинам-сотрудникам предписывалось носить одежду в строгом деловом стиле, соблюдать скромность в использовании косметики и ношении украшений. Также было указано на то, что сотрудникам органов внутренних дел не следует делать татуировки, носить пирсинг.

В ст. 21 вышеуказанного Кодекса предусматривались требования к оформлению и содержанию служебных помещений, согласно которым последние должны были соответствовать нормам эстетической культуры, обеспечивать комфортные условия работы. Предписывалось соблюдение строгой цветовой гаммы, официального и одновременного уютного стиля оформления, поддержание порядка и чистоты. Указывалось на недопустимость размещения в служебных кабинетах различных плакатов, календарей и иных изображений или текстов циничного и низкопробного содержания. Также не рекомендовалось выставление в служебных помещениях различных предметов роскоши, старины и антиквариата, посуды, столовых приборов и чайных принадлежностей. Относительно размещения в кабинетах сотрудников различных грамот, благодарностей и дипломов рекомендовалось соблюдение скромности и чувства меры.

Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних утратил силу еще в 2013 году, а новый Кодекс до настоящего времени так и не принят. До принятия нового Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних предписано [ 16] руководствоваться Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих [17].

Справедливости ради надо сказать, что в Типовом кодексе эстетическим вопросам отведено поверхностное внимание, сформулированное кратко в п. 28, где сказано, что внешний вид государственных и муниципальных служа-

щих должен способствовать уважительному отношению со стороны граждан к государственным и муниципальным органам, соответствовать деловому стилю, основными составляющими которого являются официальность, сдержанность, традиционность и аккуратность.

Утрата силы вышеуказанного приказа вместе с утвержденным им руководством, а также Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел без принятия в замен им новых нормативных актов фактически оставила на сегодняшний день эстетические аспекты профессиональной деятельности сотрудников МВД России без правового регулирования. Вместе с тем следует признать, что раздел вышеуказанного руководства, посвященный культурно-просветительской работе, относительно особенностей этого направления, оставлял желать лучшего и носил, как нам кажется, довольно поверхностный характер, в то время как эстетические требования к внешнему виду и интерьеру, прописанные в утратившем силу Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел, имели вполне удачную, на наш взгляд, редакцию.

В современном мире деятельность органов внутренних дел контролирует общество, и именно общественное мнение является одной из составляющих, которые определяют эффективность деятельности сотрудников органов внутренних дел. Еще некоторое время назад, в 90-е годы, невозможно было себе представить граждан, которые с легкостью производят видеосъемку деятельности сотрудников милиции. Сейчас в отношении сотрудников полиции это стало нормой. Моментально видеозапись непрофессиональных, неправомерных действий представителей органов внутренних дел может распространиться практически по всему миру - везде, где существует сеть Интернет и соответствующие гаджеты, способные воспроизвести эти съемки, которые становятся достоянием общественности и влияют не только на имиджевую составляющую деятельности органов внутренних дел, но весьма часто и на судьбы сотрудников орга-

Литература

1. Гордеева Е.Н. Воспитание эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел как педагогическая проблема // Педагогика и психология в деятельности сотрудников орга-

нов внутренних дел, фигурирующих в этих видеозаписях, а также на судьбы их непосредственных руководителей.

Многие забывают, что сотрудники органов внутренних дел являются частью общества, они - не инопланетяне, прилетевшие с других планет, не роботы, которые обязаны обладать определенным набором качеств, они такие же граждане, отражение общества в целом. Сотрудники органов внутренних дел ежедневно, практически без выходных, общаются с асоциальными элементами, сталкиваются с низменными мотивами и чувствами, и оставаться воспитанным человеком без активной работы психологических служб, предоставления дополнительных дней отдыха за службу в выходные и праздничные дни практически невозможно.

Полагаем, что сотрудник органов внутренних дел должен быть высокообразованным человеком, разносторонне развитым, так как ему приходится общаться с совершенно различными людьми, должен являться воспитанным, сдержанным, знать основы психологического общения, психологию конфликтных ситуаций, быть сильным, подтянутым, регулярно заниматься физической подготовкой. Сотрудник органов внутренних дел - это лицо власти, именно с полицейскими как представителями власти граждане больше всего сталкиваются в повседневной жизни, поэтому он должен быть стройным, опрятным, форменная одежда должна быть подогнана, выглажена, обувь всегда начищена, головной убор должен быть подобран по размеру, надет ровно.

Считаем, что вопросы эстетики в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел должны получить новое правовое регулирование. Полагаем, что такие правила должны быть разработаны и сосредоточены в единых подробных рекомендациях, утвержденных отдельным приказом МВД России под названием «Об организации мер, направленных на эстетическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

Bibliography

1. Gordeeva E.N. Education of aesthetic culture of employees of internal Affairs bodies as a pedagogical problem // Pedagogy and psychology in the activity of employees of internal Affairs

нов внутренних дел: теория, методика, практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции / сост. А.С. Душкин, Е.М. Марченко. СПб., 2018.

2. Пенионжек Е.В. Прикладной характер исследования проблематики понятия «эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел» // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2013. № 4.

3. Морозова Н.М., Ермошина М.А. Эстетическая культура как средство формирования личности сотрудника органов внутренних дел // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2017. № 15-2.

4. Смирнов А.Е. Актуальность прекрасного: к вопросу эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сборник материалов XXI Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2016.

5. Ефремовцев А.Р. Вопросы реализации Правил ношения форменной одежды сотрудниками полиции в условиях реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Спец. вып. № 15.

6. Указ Президента Российской Федерации от 14.10.2012 № 1377 (ред. от 07.04.2017) «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Кон-сультантПлюс».

7. Решение Павловского районного суда Воронежской области от 19.01.2016 по делу

bodies: theory, methodology, practice: materials of the All-Russian scientific and practical conference / compilers A.S. Dushkin, E.M. Marchen-ko. St. Petersburg, 2018.

2. Penionzhek E.V. Applied nature of research on the concept of «aesthetic culture of employees of internal Affairs bodies» // Fundamental and applied research: problems and results. 2013. № 4.

3. Morozova N.M., Yermoshina M.A. Aesthetic culture as a means of forming the personality of an employee of internal Affairs bodies // Actual problems of combating crimes and other offenses. 2017. № 15-2.

4. Smirnov A.E. Relevance of beauty: to the issue of aesthetic education of employees of internal Affairs bodies // Law enforcement Activities in modern conditions: collection of materials of the XXI International scientific and practical conference. Irkutsk, 2016.

5. Efremovtsev A.R. Questions of implementation Of rules of wearing uniform by police officers in the conditions of reforming of internal Affairs bodies of the Russian Federation // Scientific and methodical electronic magazine «Concept». 2014. Special issue № 15.

6. Decree of the President of the Russian Federation of 14.10.2012 № 1377 (ed. of 07.04.2017) «On the Disciplinary Statute ofinter-nal Affairs bodies of the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».

7. Decision of the Pavlovsk district court of the Voronezh region of 19.01.2016 in case № 2-42/ 2016 // Judicial and regulatory acts of the Russian Federation. URL: https://sudact.ru.

8. Penionzhek E.V. The Role of education-

№ 2-42/2016 // Судебные и нормативные акты РФ al influence in the formation of aesthetic quali-

URL: https://sudact.ru.

8. Пенионжек Е.В. Роль воспитательного воздействия в формировании эстетических качеств сотрудника органов внутренних дел // Обучение и воспитание: методика и практика. 2013. № 4.

9. Ермошина М.А. Эстетическое воспитание в системе морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016. № 1 (30).

10. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 (ред. от 16.12.2019 № 432-Ф3) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в от-

ties of an employee of internal Affairs bodies // Training and education: methodology and practice. 2013. № 4.

9. Yarmoshyna M.A. Aesthetic education in the system of moral-psychological training of employees of internal Affairs bodies // Bulletin of the Barnaul law Institute of MIA of Russia. 2016. № 1 (30).

10. Federal law of 30.11.2011 № 342-FL (ed. of 16.12.2019 № 432-FL) «On service in the internal Affairs bodies of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».

11. Order of the Ministry of internal Affairs of Russia of 26.07.2013 № 575 (ed. of 18.09.2017)

дельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

11. Приказ МВД России от 26.07.2013 № 575 (ред. от 18.09.2017) «Об утверждении Правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия» // СПС «КонсультантПлюс».

12. Приказ МВД России от 29.01.2008 № 80 (ред. от 12.02.2015) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (вместе с «Уставом патрульно-постовой службы полиции») (зарегистрировано в Минюсте России 05.03.2008 № 11290) // СПС «Консультант-Плюс».

13. Приказ МВД России 11.02.2010 № 80 (утратил силу) «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

14. Приказ МВД России от 05.07.2018 № 428 «О признании утратившим силу приказа МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 "О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации"» // СПС «КонсультантПлюс».

15. Приказ МВД России от 24.12.2008 № 1138 (утратил силу) «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

16. Приказ МВД России от 31.10.2013 № 883 «О признании утратившим силу Приказа МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138» // СПС «КонсультантПлюс».

17. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21) // СПС «КонсультантПлюс».

«On approval Of the rules for wearing uniform, insignia and departmental insignia by employees of the internal Affairs bodies of the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».

12. The Ministry of internal Affairs order dated 29.01.2008 № 80 (as amended on 12.02.2015) «The organization of activities of front divisions patrol-sentry duty of police» (with the «Charter of the patrol service of the police») (registered in Ministry of justice of Russia 05.03.2008 № 11290) // LRS «ConsultantPlus».

13. Order of the Ministry of internal Affairs of Russia 11.02.2010 № 80 (expired) «On moral and psychological support of operational and service activities of internal Affairs bodies of the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».

14. Order of the Ministry of internal Affairs of Russia of 05.07.2018 № 428 «On invalidation of the order of the Ministry of internal Affairs of Russia of February 11, 2010 № 80 "On moral and psychological support of operational and service activities of internal Affairs bodies of the Russian Federation"» // LRS «ConsultantPlus».

15. Order of the Ministry of internal Affairs of Russia of 24.12.2008 № 1138 (expired) «On approval of the Code of professional ethics of an employee of internal Affairs bodies of the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».

16. The Ministry of internal Affairs order of 31.10.2013 № 883 «About recognition invalid Orders of the Ministry of interior of Russia dated 24 December 2008, № 1138» // LRS «Consult-antPlus».

17. Model code of ethics and official behavior of civil servants of the Russian Federation and municipal employees (approved by the decision of the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation on anticorruption of December 23, 2010 (protocol № 21) // LRS «ConsultantPlus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.