Научная статья на тему 'О современных проблемах профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел: деонтологические и правовые аспекты'

О современных проблемах профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел: деонтологические и правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2113
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
LAW ENFORCEMENT BODIES / PROFESSIONAL ETHICS / EDUCATION / STANDARDS / LEGAL REGULATION / ETHICAL CODE / PROBLEMS / SOLUTIONS / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ВОСПИТАНИЕ / НОРМЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОДЕКС ЭТИКИ / ПРОБЛЕМЫ / ПУТИ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безручко Евгений Валерьевич, Миллеров Евгений Владимирович

В статье исследуются особенности профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел как одного из видов профессиональной этики, рассматривается роль воспитательного процесса, анализируются особенности правового регулирования профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел и ответственности за нарушение этических норм в служебной деятельности. Авторами сформулированы предложения, направленные на повышение уровня профессиональной этики сотрудников данного ведомства, в том числе и по совершенствованию правового регулирования рассматриваемых вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT MODERN PROBLEMS OF THE OFFICER PROFESSIONAL ETHICS OF THE INTERNAL AFFAIRS: DEONTOLOGICAL AND LEGAL ASPECTS

This article examines the features of the professional ethics of a law enforcement officer as one of the types of professional ethics, considers the role of the educational process, analyzes the features of legal regulation of professional ethics of law enforcement officers and the responsibility for violation of ethical standards in their official activities. The authors formulate proposals aimed at improving the level of professional ethics of the officials of this Department, including the proposals for improving the legal regulation of cases in point.

Текст научной работы на тему «О современных проблемах профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел: деонтологические и правовые аспекты»

УДК 174 : 351.74 ББК 87.7

Безручко Евгений Валерьевич Bezruchko Evgeniy Valerievich

начальник кафедры уголовного права и криминологии Ростовского юридического института МВД России доктор юридических наук, доцент.

Head of the Department of Criminal Law and Criminology, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Associate Professor. E-mail: bezrutschko@mail.ru

Миллеров Евгений Владимирович Millerov Evgeniy Vladimirovich

доцент кафедры процессуального права Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации кандидат юридических наук.

Associate Professor, Department of Procedural Law, the Southern-Russian Institute of Management - Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation, PhD in Law.

E-mail: millerovyevea@yandex.ru

О СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

About modern problems of the officer professional ethics of the Internal Affairs:

deontological and legal aspects

В статье исследуются особенности профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел как одного из видов профессиональной этики, рассматривается роль воспитательного процесса, анализируются особенности правового регулирования профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел и ответственности за нарушение этических норм в служебной деятельности. Авторами сформулированы предложения, направленные на повышение уровня профессиональной этики сотрудников данного ведомства, в том числе и по совершенствованию правового регулирования рассматриваемых вопросов.

Ключевые слова: органы внутренних дел, профессиональная этика, воспитание, нормы, правовое регулирование, кодекс этики, проблемы, пути решения.

Эффективность деятельности органов внутренних дел зависит от многих факторов, среди которых не последнее место должен занимать уровень профессиональной этики сотрудников данного ведомства. Профессиональная этика, как абсолютно верно, на наш взгляд, отмечают в своих трудах некоторые авторы, помогает в изучении кадрового состава, потенциала сотрудников. Этические правила приме-

This article examines the features of the professional ethics of a law enforcement officer as one of the types of professional ethics, considers the role of the educational process, analyzes the features of legal regulation ofprofessional ethics of law enforcement officers and the responsibility for violation of ethical standards in their official activities. The authors formulate proposals aimed at improving the level of professional ethics of the officials of this Department, including the proposals for improving the legal regulation of cases in point.

Keywords: law enforcement bodies, professional ethics, education, standards, legal regulation, ethical code, problems, solutions.

няются в выработке оценочных требований к сотрудникам. В процессе прохождения службы в профессиональном облике сотрудника полиции этические аспекты также занимают важное место, вне зависимости от должности и специального звания. Нередко этика помогает разобраться в вопросах, возникающих перед сотрудником полиции (честь, принципиальность и пр.) [1, с. 309].

Согласимся с Н. Д. Эриашвили в том, что в вопросах поддержания должного морального облика полицейских нет простых решений. Необходим комплексный подход в аспекте воспитания и обучения будущих полицейских [2, с. 52]. Л. А. Нагорная и Н. Н. Нагорный в вопросах профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел важную роль отводят профилактике профессионально-нравственной деформации, так как даже высокий уровень знаний специфики профессиональной деятельности при низком уровне нравственного сознания, по их мнению, неминуемо приводит к формальному выполнению профессиональных обязанностей, а то и к возможным злоупотреблениям своим служебным положением в эгоистических целях. Напротив, стойкие нравственные убеждения, ценности, ценностные ориентации позволяют сотруднику противостоять повреждающим факторам, сохраняя тем самым целостность, гармоничность, полноценность своей телесности [3, с. 177].

Безусловно, правы ученые, считающие, что нравственное воспитание, культурное поведение в обществе, соблюдение профессиональной этики существенно влияют на формирование образа современного сотрудника органов внутренних дел [4, с. 184-186]. Наконец, от уровня профессиональной этики в немаловажной степени зависит и эффективность противодействия коррупции в структуре МВД России. По этому поводу некоторые авторы справедливо отмечают, что как коррупционная виктимность, так и правомерность поведения сотрудника в немалой степени зависят от наличия (либо отсутствия) так называемого этического конфликта и этической неопределенности [5, с. 51].

В целях достижения высокого уровня профессиональной этики должностных лиц органов внутренних дел в некоторых научных исследованиях этой тематики важная роль отводится профессионально-нравственному воспитанию (особенно на стадии обучения будущих сотрудников органов внутренних дел), так как оно развивает представление о нравственных основах службы, требованиях к служебному долгу. Само же профессионально-нравственное воспитание заключается в целенаправленной деятельности субъектов воспитательного процесса по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями

служебной деятельности в органах внутренних дел и составляющих внутреннее содержание морального облика личности сотрудника МВД России [6, с. 225-226].

Если же говорить о правовых вопросах регулирования этики сотрудников органов внутренних дел, то в первую очередь отметим, что в последние годы ученые в своих трудах говорят о так называемой этизации государственной службы в целом ряде стран мира, которая заключается в регламентации этической составляющей профессиональной деятельности государственных служащих [7, с. 264]. Вместе с тем следует согласиться с мнением Ф. В. Пекарского о том, что правила профессиональной этики не являются чем-то принципиально новым. Они лишь в аккумулированном виде выражают уже сложившиеся нормы профессиональной деятельности, общения и поведения сотрудников органов внутренних дел, распространяемые в служебных коллективах средствами идеологической и прежде всего воспитательной работы [8, с. 251].

Служебная этика сотрудника органов внутренних дел, как и других государственных правоохранительных ведомств, является одной из разновидностей этики государственного служащего. Это подтверждает принятие в 2010 году Типового кодекса этики государственных и муниципальных служащих [9]. О. Н. Горохова, характеризуя этику государственного служащего, подчеркивает, что она является одной из разновидностей профессиональной этики в целом. Исходя из этого, этика государственного служащего наделена как общими с общефилософской этикой характеризующими признаками, так и специфическими, присущими именно ей чертами [10, с. 37]. О значимости профессиональной этики государственных служащих верно сказано Д. М. Ивановым: «...их действия "всегда на виду", несут в себе традиционные представления о справедливости и долге, о добре и зле, о наличии или отсутствии совести у конкретных представителей власти. Именно поэтому госслужащие должны быть не только юридически, но и морально состоятельными, так как моральное сознание формирует чувство профессиональной чести, достоинства и патриотизма» [11, с. 86].

На сегодняшний день некоторые ученые считают, что профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел остается недос-

таточно разработанной, но крайне востребованной наукой и учебной дисциплиной для образования и воспитания сотрудников полиции [12, с. 118]. На наш взгляд, помимо воспитательного аспекта профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел, она также должна получать и соответствующее правовое регулирование, которое, к сожалению, сегодня сложно назвать идеальным.

Во-первых, требования соответствия должностных лиц, поступающих или проходящих службу в МВД России, должны получить более активную правовую регламентацию в Федеральном законе от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон).

В ст. 13 данного Закона, предусматривающей требования к служебному поведению сотрудника, можно выделить целый ряд положений, на наш взгляд, напрямую указывающих на соблюдение профессиональной этики сотрудником (забота о сохранении своих чести и достоинства, репутации; проявление уважения, вежливости и тактичности по отношению к гражданам; проявление уважения к национальным обычаям и традициям, к культуре различных этнических и социальных групп). Если не касаться присяги сотрудника органов внутренних дел и ее содержания (ст. 28 Закона), то на этом плюсы правового регулирования профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел в рамках данного Закона фактически заканчиваются.

Так, в ст. 1 7 анализируемого нормативного правового акта в числе требований, предъявляемых к лицам, претендующим на службу в органах внутренних дел, перечислено, безусловно, много необходимых критериев (гражданство; необходимый возраст; независимость от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям; владение государственным языком; соответствие установленным законодательством квалификационным требованиям; наличие личных и деловых качеств; физическая подготовка; состояние здоровья).

Вместе с тем хочется обратить внимание на то, что в числе этих критериев имеется ука-

зание на то, что на службу в органы внутренних дел может быть принято лицо независимо от его убеждений. Жизнь показывает, что убеждения бывают разными, не только патриотическими, но и, к примеру, антигосударственными либо связанными с принадлежностью к каким-либо субкультурам. Поэтому положение ст. 17 вышеуказанного Закона вызывает сомнения относительно эффективности законотворческого результата в формулировании содержания данной нормы. В ст. 17 Закона нет требований о том, что лицо, претендующее на службу в органах внутренних дел, должно соответствовать определенным моральным качествам, что можно отнести к упущениям. Так, к примеру, в ст. 16 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» в числе требований к гражданам, принимаемым на службу в данное ведомство, прописана необходимость обладания не только необходимыми профессиональными, но и моральными качествами.

В ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в числе ограничений, обязанностей и запретов, связанных с прохождением службы, также нет таковых требований именно нравственного характера, равно как их нет в числе предусмотренных ст. 49 данного Закона видов нарушения служебной дисциплины.

Помимо федеральных законов, профессиональная этика государственных служащих в разных ведомствах, как правило, еще регулируется и кодексами этики профессионального поведения. Относительно же Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел следует сказать, что последний из них был утвержден приказом МВД России от 24.12.2008 № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации». Данный Кодекс утратил силу 2013 году в связи с принятием Приказа МВД России от 31.10.2013 № 883 «О признании утратившим силу Приказа МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138», в котором указано, что до издания нового Кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД следует руководствоваться Типовым кодексом этики и служеб-

ного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих 2010 года. До настоящего времени новый Кодекс профессиональной этики так и не принят, в связи с чем нельзя не разделить озабоченность целого ряда авторов по этому поводу [13, с. 18; 14, с. 127-128; 15, с. 77], в то время как в п. 3 вышеупомянутого приказа Департаменту государственной службы и кадров МВД России было поручено представить проект нового Кодекса до 1 июля 2014 года.

Между тем нельзя не согласиться с учеными, акцентирующими внимание на том, что Кодекс профессиональной этики играет существенную роль воспитательного характера, способствует формированию и поддержанию необходимых нравственных качеств личного состава органов внутренних дел [16, с. 257-258].

Нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел насущно необходимы для морального личностного становления сотрудников, которым ежедневно приходится общаться с различными по своему воспитанию и нравственному состоянию гражданами. В основном сотрудники органов внутренних дел сталкиваются с представителями маргинального слоя населения, что влияет на душевное и нравственное состояние полицейских. Необходимо планомерное воспитательное воздействие на сотрудников органов внутренних дел, большое значение имеет и постоянная работа по формированию личностных качеств, которые положительно повлияют на служебное, внеслужебное поведение сотрудников, взаимоотношения в коллективе, формирование антикоррупционного поведения.

Общественное мнение является одним из критериев деятельности органов внутренних дел, определяющих эффективность ведомства. В настоящее время, в век высоких технологий, деятельность сотрудников полиции стала прозрачной и общественно заметной. Многочисленные видеоролики в сети Интернет демонстрируют фактическую неспособность сотрудников органов внутренних дел грамотно и корректно общаться с гражданами, что влияет и на имиджевую составляющую МВД России.

Не останавливаясь подробно на содержании утратившего силу Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации 2008 года, лишь скажем, что в сравнении с аналогичными кодек-

сами других правоохранительных ведомств он оценивается нами положительно, хоть и несколько перегружен правилами, не имеющими, по нашему мнению, к этике профессионального поведения прямого отношения (некоторые правила работы с информацией; цветовая гамма и оборудование служебных помещений и другое).

Существенным пробелом в сфере правового регулирования этики государственных служащих также является то, что нарушение ее правил, прописанных в кодексах этики различных государственных органов, как правило, не влечет для государственного служащего юридической ответственности или наступления для него каких-либо негативных последствий, о чем нами упоминалось в некоторых более ранних публикациях [17, с. 101-103; 18, с. 42-46].

Исключением здесь является Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации (утв. Следственным комитетом РФ от 11.04.2011). В нем имеется раздел IV, который посвящен ответственности за нарушение правил Кодекса. Так, в соответствии с п. 29 государственный служащий, который допустил нарушения правил этики поведения, подлежит моральному осуждению на заседаниях аттестационной комиссии и соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Помимо этого, в п. 30 Кодекса также предусмотрено, что в случаях нарушения его правил государственный служащий Комитета несет не только моральную, при наличии к тому оснований, но и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Также в числе указанных исключений находится и Кодекс этики прокурорского работника (утв. Приказом Генпрокуратуры России от 17.03.2010 № 114), где ответственности за его несоблюдение посвящен отдельный раздел (раздел 5). Если сравнивать с Кодексом этики сотрудников Следственного комитета РФ, то существенным отличием в Кодексе этики прокурорского работника является то, что в нем имеются меры воздействия за его нарушение. В соответствии с положениями п. 5.1 за нарушение правил поведения, прописанных в указанном Кодексе, к работнику прокуратуры

могут применяться следующие меры воздействия: устное замечание, предупреждение о недопустимости неэтичного поведения, требование о публичном извинении.

Перечисленные меры воздействия используются руководителем органа прокуратуры лично, также допустимо их применение руководителем и в присутствии трудового коллектива. Согласно же п. 5.2 нарушение работником прокуратуры норм Кодекса этики, выразившееся в проступке, который порочит честь представителя органов российской прокуратуры, уже служит основанием для привлечения этого должностного лица к дисциплинарной ответственности.

Утративший силу в 2013 году Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом МВД России от 24.12.2008 № 1138) также предусматривал меры порицания за его несоблюдение, что, безусловно, следует отнести к его плюсам. Так, согласно ст. 3 данного Кодекса факты нарушения норм профессиональной этики подлежали рассмотрению на общих собраниях соответствующего (младшего, среднего или старшего) начальствующего состава, а также на заседаниях комиссий по служебной дисциплине и профессиональной этике. По итогам рассмотрения сотруднику могло быть вынесено общественное предупреждение или общественное порицание. При наличии соответствующих законных оснований должностное лицо также могло быть подвергнуто дисциплинарной ответственности.

Вопрос о взаимосвязи кодексов профессиональной этики правоохранительных ведомств, в том числе и органов внутренних дел, и от-

Литература

1. Сабельфельд Т. Ю., Сажаев А. М. Полицейская этика и служебный этикет сотрудника полиции в современный период // История, теория, практика российского права. 2019. № 12.

2. Эриашвили Н. Д. Профессиональная этика российского полицейского // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1.

3. Нагорная Л. А., Нагорный Н. Н. Формирование профессионально-этического сознания как основное направление работы по профилактике профессиональной деформации

ветственности за нарушение их норм, на наш взгляд, недостаточно проработан. Поэтому выглядят вполне логичными замечания некоторых авторов о том, что в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел, помимо требований к деятельности сотрудников полиции, должна быть отражена взаимосвязь моральных и правовых норм в системе осуществления профессиональной деятельности [19, с. 140]. Кстати, ученые, посвятившие свои исследования сравнительно-правовому анализу кодексов профессиональной этики полицейских ряда стран Запада, также говорят о том, что нарушение их норм, помимо потерь морально-нравственного характера, может повлечь применение к сотруднику полиции и мер юридической ответственности [20, с. 105].

Таким образом, в целях повышения уровня профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел, на наш взгляд, необходимо:

- совершенствовать меры воспитательного характера сотрудников органов внутренних дел, в особенности в рамках образовательного процесса в ведомственных учебных заведениях МВД России;

- внести ряд обозначенных выше изменений в Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленных на усиление акцента нравственной составляющей при приеме и прохождении службы в рядах сотрудников МВД России;

- разработать и принять новый Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Bibliography

1. Sabelfeld T. Yu., Sazhaev A. M. Police ethics and official etiquette of a police officer in the modern period. // History, theory, and practice of Russian law. 2019. № 12.

2. Eriashvili N. D. Professional ethics of the Russian police officer // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. № 1.

3. Nagornaya L. A., Nagornyi N. N. Formation of professional and ethical consciousness as the main direction of work on prevention of professional deformation of employees of internal

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

сотрудников органов внутренних дел // Ростовский научный журнал. 2017. № 12.

4. Каданцева Н. П. Имидж сотрудников органов внутренних дел России: история и направления развития // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 3 (55).

5. Петров В. Е., Сенаторова О. Ю. Морально-этические стандарты антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2013. № 3 (27).

6. Щеглов А. В., Смирнов А. В., Вохонце-ва Н. С. Моральный облик курсанта Московского университета МВД России - будущего высокопрофессионального специалиста современной полиции // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 8.

7. Садкина Т. М. Роль профессиональной этики в формировании профессиональной культуры государственных служащих в России // Современное общество и власть. 2017. № 2 (12).

8. Пекарский Ф. В. Психолого-трудовые аспекты профессионального этикета сотрудников ОВД Республики Беларусь // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 8.

9. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23.12.2010 (протокол № 21) // СПС «КонсультантПлюс».

10. Горохова О. Н. Профессиональная этика государственного служащего: понятие, сущность, структура, предназначение // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2010. № 5.

11. Иванов Д. М. Профессиональная этика государственных служащих Российской Федерации в контексте осуществления антикоррупционной политики // Мир политики и социологии. 2016. № 9.

12. Егошин И. В., Зарубина Е. В. Предмет профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Достижения вузовской науки. 2015. № 14.

13. Боева М. А., Сергунова А. С. Значение этических норм в деятельности полиции // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2019. № 3 (80).

Affairs bodies // Rostov scientific journal. 2017. № 12.

4. Kadantseva N. P. Image of employees of internal Affairs bodies of Russia: history and directions of development // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2012. № 3 (55).

5. Petrov V. E., Senatorova O. Yu. Moral and ethical standards of anti-corruption behavior of employees of internal Affairs bodies // Bulletin of the All-Russian Institute for advanced training of employees of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2013. № 3 (27).

6. Shcheglov A. V., Smirnov A. V., Vohont-seva N. S. The moral character of the student of the Moscow University of the MIA of Russia -the future of a highly professional modern police force // Vestnik of Moscow University of the MIA of Russia. 2014. № 8.

7. Sadkina T. M. The role of professional ethics in the formation of professional culture of civil servants in Russia // Modern society and power. 2017. № 2 (12).

8. Pekarskyi F. V. Psychological and labor aspects of professional etiquette of police officers of the Republic of Belarus // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2013. № 8.

9. Model code of ethics and official behavior of civil servants of the Russian Federation and municipal employees (approved by the decision of the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation on anti-corruption of23.12.2010 (protocol № 21) // LRS «ConsultantPlus».

10. Gorokhova O. N. Professional ethics of a civil servant: concept, essence, structure, purpose // Altai Bulletin of state and municipal service. 2010. № 5.

11. Ivanov D. M. Professional ethics of civil servants of the Russian Federation in the context of the implementation of anti-corruption policy // World of politics and sociology. 2016. № 9.

12. Yegoshin I. V., Zarubina E. V. Subject of professional ethics of employees of internal Affairs bodies of the Russian Federation // Achievements of University science. 2015. № 14.

13. Boeva M. A., Sergunova A. S. Importance of ethics in policing // Scientific Bulletin of Orel law Institute of the MIA of Russia named after V. V. Lukyanov. 2019. № 3 (80).

14. Vengersky Yu. A. Introduction of the Code of professional ethics as one of the ways to pre-

14. Венгерский Ю. А. Введение Кодекса профессиональной этики как один из способов предупреждения преступности сотрудников МВД // Устойчивое развитие науки и образования. 2019. № 11.

15. Легачева Т. А. Кодекс профессиональной этики сотрудников ОВД: несостоявшийся документ // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 2.

16. Бялт В. С. Значение Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в воспитании личного состава органов внутренних дел // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 31.

17. Миллеров Е. В. К вопросу об эффективности некоторых этико-правовых оснований увольнения со службы в таможенных органах // Проблемы права. 2013. № 2 (40).

18. Миллеров Е. В. О совершенствовании правового регулирования этической составляющей служебного поведения должностных лиц таможенных органов // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. № 7 (38).

19. Емельянова Е. В., Батхаев В. В. Деон-тологические основания принятия Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 4 (44).

20. Кислухин В. А. Кодексы профессиональной этики и их значение для полиции государств союза Бенилюкс и России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 1 (29).

vent crime among employees of the Ministry of internal Affairs // Sustainable development of science and education. 2019. № 11.

15. Legacheva T. A. Code of professional ethics of police officers: a failed document // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 2.

16. Byalt V. S. The meaning of the Code of professional ethics of an employee of the internal Affairs bodies of the Russian Federation in the education of the personnel of the internal Affairs bodies // Collections of conferences of SIC So-ciosphere. 2013. № 31.

17. Millerov E. V. On the question of the effectiveness of certain ethical and legal grounds for dismissal from service in the customs authorities // Problems of law. 2013. № 2 (40).

18. Millerov E. V. On improving the legal regulation of the ethical component of official behavior of customs officials // Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. 2013. № 7 (38).

19. Yemelyanova E. V., Bathaev V. V. Deonto-logical grounds for the adoption of a Code of professional ethics of the employee of internal Affairs bodies // Proceedings of Academy of management of MIA of Russia. 2017. № 4 (44).

20. Kislukhin V. A. Codes of professional ethics and their significance for the police of the Benelux Union and Russia // Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 1 (29).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.