Для осуществления эффективного общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел крайне важно: во-первых, устранить пробелы в законодательстве: регламентировать организацию и осуществление общественного контроля за деятельностью органов государственной власти в целом; во-вторых, урегулировать границы информационного поля взаимодействия ОВД и общества с учетом служебной тайны; в-третьих, определить объем общественного контроля, исходя из специфики деятельности органов внутренних дел.
Литература
1. Воробьева А.Г. Социальный контроль как фактор повышения эффективности деятельности полиции (на примере Московской области): Автореф. Дисс. ... канд. социолог. наук: 22.00.08, М., 2013.
2. Грошева И.А. Особенности нормативного обеспечения
общественного контроля в России // «Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях». Материалы международной научно-практической конференции (1-2 ноября 2013 г.). Вып. 10. Ч. 1. Тюмень: ТГАМЭУП, 2013.
3. Десятых П.В. Организация и правовое обеспечение общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.11, М., 2009.
4. Типало Е.Е. Общественная палата Российской Федерации как институт гражданского общества: Автореф. дисс. . канд. социолог. наук: 22.00.04, Ростов-на-Дону, 2011.
1 См. Приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации»
2 В соответствии с п. «г» ст. 84 Конституции Российской Федерации Президент РФ В.В. Путин 12 марта 2014 г. внес в Государственную Думу проект федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ МИХАЙЛОВ,
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры управления в органах внутренних дел Уфимского юридического института МВД России Научная специальность 22.00.08 - социология управления E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена проблеме индивидуального подхода в воспитательной работе с сотрудниками органов внутренних дел. Рассматриваются основные этапы процесса организации и проведения индивидуальной воспитательной работы.
Ключевые слова: индивидуальная воспитательная работа; цели; формы; методы; планирование.
Annotation. The article is devoted to the problem of an individual approach in educational work with officers of the internal affairs bodies. It considers the main stages of the process of organizing and conducting individual educational work. Keywords: individual educational work; aims; forms; methods; planning.
В условиях развития рыночных отношений и обострения социально-экономических противоречий в российском обществе наблюдается рост организованной преступности. В этой связи актуальной задачей органов внутренних дел (ОВД) остается - обеспечение безопасности граждан и общества в целом, наступательная борьба с криминальной угрозой. В складывающейся ситуации при возросших требованиях к кадрам ОВД возникла необходимость улучшения индивидуальной воспитательной работы с каждым членом служебного коллектива. С одной стороны, ее следует рассма-
тривать как эффективный метод оказания помощи сотруднику в формировании необходимых профессиональных и нравственных качеств, средство его мобилизации на решение оперативно-служебных задач, а с другой - как способ предупреждения возможных коррумпированных связей, нарушений трудовой дисциплины, законности, других видов негативного поведения. На такие подходы к месту и роли индивидуальной воспитательной работы в системе работы с сотрудниками нас ориентируют выступления Президента Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации,
факторы политико-правового, социально-экономического и духовного характера.
Под индивидуальной воспитательной работой с сотрудниками следует понимать систему целенаправленных мер индивидуального воспитательного воздействия со стороны руководителей и общественных объединений на конкретную личность. Сущность этой работы состоит в том, чтобы на основе глубокого и всестороннего изучения личных качеств сотрудников, их особенностей - интересов, потребностей, способностей, характера, темперамента и т.д. - наилучшим образом расставлять и использовать подчиненных в интересах службы, развивать и формировать у них необходимые качества для успешного выполнения служебных задач, соблюдения дисциплины и законности, способствовать всестороннему развитию личности. Эта работа должна отвечать определенным требованиям, а именно: проводиться систематически в рамках системы воспитательной работы; строиться в единстве содержательных и организационных сторон; осуществляться в тесной связи с конкретными служебными задачами; базироваться на рекомендациях педагогики и психологии; проводиться с учетом особенностей каждого сотрудника, его профессионального и культурного уровня [1, с. 143-145].
Анализ состояния работы с сотрудниками и потребности развития ОВД в настоящее время позволяют, по нашему мнению, сформулировать следующие приоритетные цели индивидуальной воспитательной работы: осознание необходимости поиска новых подходов, форм и средств повышения эффективности своей деятельности; сознательное отношение к выполнению своего служебного и гражданского долга; повышение уровня дисциплины, организованности, соблюдение законности; выработка иммунитета к отрицательным воздействиям; повышение уровня профессионализма и овладение передовыми приемами правоохранительной деятельности; усиление трудовой бдительности; воспитание патриотизма.
Таковы, на наш взгляд, требования и основные цели, с учетом которых организуется и проводится индивидуальная воспитательная работа.
Успешное проведение и совершенствование индивидуальной воспитательной работы определяется рядом предпосылок и условий, наиболее важными из которых являются следующие: высокие личные моральные и деловые качества руководителя, его чуткое и внимательное отношение к подчиненным; знание руководителями основ педагогики и психологии, а также тех нравственных и профессиональных качеств, психологических особенностей, которыми должны обладать сотрудники ОВД для успешного решения служебных задач; дифференцированный подход к различным категориям сотрудников с точки зрения их индивидуальных особенностей; нали-
-й*
чие со стороны руководителя постоянных контактов и целенаправленных бесед с подчиненными, повседневный контроль за исполнением ими функциональных обязанностей в форме личной проверки исполнения трудовых функций, своевременности и качества исполнения заданий и т.д. Именно в процессе общения, в ходе обмена информацией, передачи знаний и навыков, жизненного опыта происходит сложный процесс формирования необходимых нравственных и профессиональных качеств сотрудников [2, с. 108-109].
Являясь сложным видом деятельности, индивидуальная работа с сотрудниками требует соответствующей организации. И с этой точки зрения руководитель решает ряд задач. Прежде всего, следует определить и назначить лиц, ответственных за проведение индивидуальной работы с сотрудниками, сформулировать их задачи и функции, наметить общую схему организации индивидуальной работы в ОВД, зафиксировав указанные моменты в соответствующем управленческом решении (приказе, указании и т.д.). Далее, на наш взгляд, следует позаботиться о том, чтобы вопросы воспитательной работы нашли отражение в плане работы ОВД.
Реализуя управленческое решение (план, приказ), целесообразно в порядке контроля вопросы индивидуального воспитания систематически рассматривать на оперативных совещаниях, а также по итогам работы за различные периоды времени. Кроме этого, одним из важных аспектов деятельности руководителя является постановка задач воспитательной работы в конкретных ситуациях или на определенный период. В решении указанных задач начальнику оказывает помощь аппарат по воспитательной работе, опираясь на который первый руководитель ОВД направляет и контролирует усилия других руководителей, общественных объединений на организацию индивидуальной работы с сотрудниками.
Наряду с этим руководителю ОВД целесообразно лично вести индивидуальную работу с конкретными сотрудниками. Руководителю целесообразно проводить лично индивидуальную работу со своими заместителями и с другими сотрудниками, намеченными по собственному усмотрению, заместителям - с соответствующими начальниками структурных подразделений, а последним - с соответствующими сотрудниками. Это, конечно, примерная организационная рекомендация, которая может иметь и другую схему.
Аппараты по воспитательной работе с привлечением необходимых специалистов призваны оказывать руководящему составу методическую помощь в выборе методов и средств индивидуального воспитания сотрудников, организуют обучение субъектов управления, консультируют их.
Индивидуальную воспитательную работу как сложный процесс целесообразно рассмотреть в виде ряда взаимосвязанных этапов (элементов), включающих в себя:
- всестороннее изучение сотрудников, выбор конкретных лиц для индивидуального воздействия, постановку конкретных воспитательных задач в отношении выбранного сотрудника, то есть определение соответствующих знаний, умений, навыков, которые необходимо сформировать или развить, или же скорректировать какие-то отрицательные качества;
- выбор методов, средств и форм индивидуально-воспитательной работы, исходя из особенностей личности сотрудника;
- планирование и учет индивидуально-воспитательной работы.
Рассмотрим поэтапно вышеназванный процесс. Важнейшей необходимой предпосылкой для успешного проведения воспитательной работы является изучение индивидуальных особенностей сотрудников. Основная цель изучения заключается в том, чтобы познать сотрудника как личность. Однако эта задача непростая и требует творческого подхода, ибо человек сам по себе многообразен, многие его качества непрерывно изменяются: одни появляются, другие развиваются, третьи исчезают. Поэтому изучать сотрудника необходимо всесторонне, выделяя нравственные и деловые качества, а также существенные психологические особенности, их обусловливающие. Для решения указанной задачи наука и практика рекомендуют разрабатывать программу изучения личности (сотрудника), то есть порядок того, какие качества нужно изучать и с чем сравнивать имеющиеся у подчиненного. В основе такой программы находится модель личности сотрудника, то есть система свойств и качеств, относительно которых будут изучаться индивидуальные особенности, включая требования, предъявляемые спецификой различных подразделений и должностей [3, с. 105-110].
На основании обобщения имеющейся практики можно предложить следующую программу изучения индивидуальных особенностей личности сотрудника:
• изучение биографических данных, жизненного опыта, семьи, ближайшего социального окружения, общественной работы, служебной деятельности, особенностей физического развития и состояния здоровья;
• направленность мировоззренческих взглядов и устремлений личности, убежденность в необходимости качественно трудиться, соблюдения законности, цели и мотивы профессиональной деятельности, ценностные ориентации, установки, привычки, определяющие отношение к труду (трудолюбие, исполнительность, дисциплинированность, чувство
долга и др.), к товарищам и коллегам (общительность, справедливость, умение сопереживать, доброта и др.), к самому себе (самокритичность, организованность, требовательность к себе и т.д.);
• уровень профессионального мастерства (уровень профессиональных знаний и навыков, опыта, результаты деятельности);
• уровень общего культурного развития (знание литературы и искусства, отношение к науке, национальным предрассудкам и т.д.);
• психологические особенности интеллектуальной сферы - характера, темперамента, эмоциональности, воли, мотивов деятельности и поведения.
Успех реализации программы изучения в значительной мере определяется избранными методами. Основными и оправдывающими себя методами изучения сотрудников являются: биографический метод, суть которого состоит в анализе и оценке фактов биографии, раскрывающих особенности личности; индивидуальная познавательная беседа, которая, как правило, направлена на выявление взглядов, мнений по различным вопросам и помогает лучше узнать сотрудника; метод обобщения независимых характеристик, суть которого заключается в опросе, изучении мнений различных лиц о личности изучаемого (руководителей и подчиненных, коллег по работе, представителей общественных объединений, родственников и т.д.); наблюдение - целенаправленное систематическое накопление данных о поведении, поступках подчиненного в динамике повседневной жизни (в учебе, работе, быту и т.д.); изучение результатов деятельности в динамике, оценка выполнения конкретных поручений; экспериментальные психологические методы (тесты), которые предназначены для выявления уровня определенных свойств личности (внимание, память, быстрота реакции и т.д.). Как показывает практика, наилучшие результаты изучения индивидуальных особенностей сотрудника приносят комплексное применение указанных методов.
Переходя к краткому изложению основных форм индивидуальной воспитательной работы, следует отметить, что наиболее распространенной и действенной формой является беседа, обладающая значительным воспитательным потенциалом. Здесь в качестве средства личного общения, воспитательного воздействия выступает живая речь руководителя, умение вести доверительный, откровенный разговор. Беседа может носить различный характер, преследовать разные цели, затрагивать многообразные вопросы служебной и личной жизни. Она может иметь информационную, побуждающую или ориентирующую направленность. Первому руководителю, всему руководящему составу важно уметь владеть этими особенностями направленности бесед, так как различные ситуации и причины требуют разного разговора. Однако, несмотря на это, при
подготовке и проведении бесед целесообразно придерживаться определенных общих правил, соблюдение которых позволяет повысить эффективность бесед. Вот некоторые из них: запланировать беседу; четко сформулировать цель и задачи беседы; предварительно составить план беседы; установить время и место встречи с подчиненным; перед началом беседы создать обстановку взаимного доверия; в ходе всей беседы придерживаться основного направления в соответствии с поставленной целью; обязательно фиксировать полученную информацию в письменном виде, иначе может быть забыто содержание конкретной беседы или перепутано с другими беседами.
Действенной формой индивидуальной воспитательной работы является поручение. Поручение дает возможность не только изучить особенности подчиненного, но и контролировать эффективность воспитательного воздействия. Поручение позволяет руководителю индивидуально в нужном направлении воздействовать на подчиненных. Оно приносит весомые результаты при условии его систематического и последовательного применения, соблюдая принцип перехода от простого к сложному. Выполнение поручений, если они целенаправленны, проникнуты интересами дела, службы, жизни всего подразделения, обусловливает формирование и развитие у подчиненных высоких нравственных и профессиональных качеств.
Результативность этой формы работы во многом определяется умением руководителя четко и ясно формулировать поручение, разъяснять подчиненному значение поставленной перед ним задачи, показать ее практическое значение для служебной деятельности, наметить возможные пути ее решения, умение убедить подчиненного, придать ему уверенность в возможности успешного выполнения поручения. Очень важно побудить подчиненного к активности, стимулировать творческое и инициативное отношение к выполнению поручения, в случае необходимости - оказать помощь и обязательно оценить достигнутый результат.
Получила распространение и такая форма индивидуальной воспитательной работы, как рабочее общение. Оно предполагает изучение сотрудника не только в процессе выполнения функциональных обязанностей, но и во рабочее время, знание бытовых условий жизни подчиненных, круга их интересов, форм проведения ими свободного времени, отношений в семье. На этой основе руководитель может оказывать влияние на формирование потребностей подчиненного, рациональную организацию досуга, правильных отношений в семье и в целом на его нравственно-духовный облик. Поэтому руководителям целесообразно посещать, естественно, с соблюдением необходимого такта, общежития и семьи сотрудников, постоянно интересоваться их
бытом, досугом, поведением вне подразделения, предупреждая тем самым возможность ведения «двойной жизни» и возникновения порочащих связей.
В процессе индивидуальной воспитательной работы руководящему составу ОВД следует использовать разнообразные методы этой работы -убеждение, поощрение, принуждение, наказание, положительный пример [4, с. 36-40]. При этом значительным потенциалом индивидуального воспитательного воздействия располагают различные общественные объединения, на которые в своей деятельности целесообразно опираться руководителю. Они своей разнообразной деятельностью содействуют улучшению воспитательной работы, являясь общественными формированиями, способствуют формированию общественного мнения и целенаправленного воспитательного воздействия на личность сотрудника [5, с. 139-141].
В проведении индивидуальной работы руководителям следует учитывать возрастающие воспитательные возможности аттестационных комиссий. Оправдывают себя периодические отчеты сотрудников о выполнении ими функциональных обязанностей и отдельных поручений на оперативных совещаниях.
В индивидуальной воспитательной работе руководители должны широко пропагандировать успехи лучших сотрудников. Это можно осуществить посредством рассмотрения и обсуждения их опыта на специальных семинарах, служебных совещаниях, освещения в стенной и многотиражной газетах, размещения фамилий и фотографий лучших сотрудников на Доску почета.
Важным средством индивидуально-воспитательной работы является дисциплинарная практика, которая реализуется в форме поощрений и взысканий. Ее умелое использование способствует укреплению дисциплины, воспитанию чувства ответственности за порученное дело, стремлению к повышению профессионального мастерства.
Возрастающая роль в индивидуальной работе с молодыми сотрудниками принадлежит наставникам. Руководитель организации, аппарат по воспитательной работе призваны следить за качественной организацией наставничества, обеспечивать необходимый контроль, направлять деятельность наставников, заботиться об обобщении и распространении положительного опыта их работы.
Важной составной частью организации индивидуальной воспитательной работы является ее планирование. Руководителю ОВД с помощью аппарата по воспитательной работе целесообразно планировать свою индивидуально-воспитательную работу и нацелить на такой же плановый подход и руководителей других уровней. Индивидуальную воспитательную работу следует планировать, пре-
жде всего, с молодыми специалистами, сотрудниками, имеющими низкие служебные показатели в деятельности, допускающими нарушения по работе, неправильно ведущими себя в быту. Вместе с тем нельзя упускать из виду и остальных сотрудников. Поэтому желательно в планах намечать работу, интересоваться служебными и личными делами и «благополучных» работников. На практике помимо плана некоторые руководители и наставники ведут журнал (дневник, карта, тетрадь) индивидуально-воспитательной работы, в котором учитывается вся проводимая работа. Данные процедуры помогают начальнику действительно лучше организовать дело воспитания подчиненных, если к нему не относиться формально.
Важная роль в воспитательной работе может и должна принадлежать представителям церковных конфессий, которые уделяют большое внимание формированию нравственных качеств сотрудников ОВД.
Однако, главным субъектом индивидуального воспитательного воздействия на подчиненного является руководитель ОВД, т.к. он в первую очередь знаток психологии человеческих взаимоотношений. Руководителям всех рангов важно постоянно учитывать моральное и психологическое состояние, нравственное сознание и умонастроение подчиненных на основе глубокого и всестороннего изучения их материальных и духовных запросов, преобладающих позитивных и негативных мнений.
Таким образом, организация и проведение индивидуальной воспитательной работы с личным составом ОВД по вышеописанной схеме, в осно-
ве которой находятся «идеи соблюдения и защиты прав человека, служения народу, гражданской ответственности и патриотизма, верности служебному долгу, гражданственности, уважения к закону, общепринятым нормам морали и нравственности, толерантности и самодисциплины» [6, с. 7], в целом будет способствовать формированию высококвалифицированного кадрового потенциала правоохранительного ведомства, способного эффективно решать задачи, стоящие перед органами внутренних дел.
Литература
1. Основы управления персоналом (кадрами) в органах внутренних дел: Учебно-методическое пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное / Под общ. ред. З.З. Абубакирова. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. С. 143-145.
2. Афоночкин С.Н., Михайлов В.И., Фаттахов С.Г. Теория и практика управления персоналом в органах внутренних дел: Монография. Уфа: ОН и РИО УЮИ МВД РФ, 2005. С. 108-109.
3. Дерешко Б.Ю., Рыбин В.А. Содержание и организация индивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. канд. пед. наук В.Л. Кубышко. М.: ЦОКР МВД России, 2010. С.105-110.
4. Там же. С. 36-40.
5. Организация воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел. М.: ДГСК МВД России, 2012. С. 139-141.
6. «Дорожная карта» дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Популярно-правовой альманах МВД России «Профессионал». 2013. № 1. С. 7.
П^оФкс;?1йнАГ1ьчли
Э1ИКА
я
СЛУЖЕБНОЙ
этмш
сотрудников ОВД
Профессиональная этика и служебный этикет: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / [И.И. Аминов и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 271 с.
Этот учебник — один из немногих опытов разработки проблем профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел. Его главная задача — способствовать повышению нравственной и правовой культуры работников криминальной полиции и полиции общественной безопасности.
С современных позиций рассматриваются основные этические проблемы: сущность морали, категории этики, история нравственных начал в деятельности царской полиции и советской милиции. Даются рекомендации по формированию у сотрудников общих и профессиональных компетенций, убеждений, умений и навыков соблюдения моральных и правовых норм в профессиональной деятельности и повседневном поведении.
Особое внимание уделяется анализу Типового кодекса профессиональной этики и служебного поведения в контексте той или иной главы.
Для учащихся и преподавателей образовательных учреждений МВД России. Учебник может быть использован в процессе служебной подготовки сотрудников полиции.