При анкетировании группы курсанты, прошедшие обучение названными методиками, показали следующие результаты: появление уверенности в себе при групповом общении отметили 70% участников; необходимость усвоения новых правил поведения в общении, умений и продолжения тренингов указали 81% их; неадекватность привычных приемов общения и необходимость получения новых знаний о себе отметили 73% участников.
В дальнейшей работе с курсантами планируется изложение результатов измерения выработанных знаний, умений, навыков путем тестирования пси-
хологическими методиками контрольной и опытной групп.
1 Левин К. Теория поля в социальных науках / пер. Е. Сур-пина. СПб., 2000. С. 126.
2 Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссия / под ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. М., 2001. С. 620.
3 VorwergM. Sozial psychologisches Training. Jena, 1971. С. 189.
4 Рейнин Г. Р. Группа биполярных признаков в типологии К. Г. Юнга // Соционика, ментология и психология личности. 1996. № 6. С. 44-48.
5 Бэндлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг. Ориентация личности с помощью речевых стратегий. Воронеж, 2001. С. 36-39.
УДК 37.013.42
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С СОТРУДНИКАМИ ОВД
Е. В. Пенионжек
В статье рассматриваются вопросы формирования личностных качеств сотрудника органов внутренних дел силами индивидуальной воспитательной работы. Анализируются особенности проведения индивидуальных бесед и аспекты организации воспитательных дел.
Ключевые слова: формирование личности, структура индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел, педагогические особенности изучения личности, педагогический процесс, педагогический эксперимент, воспитательное дело.
Центральной педагогической проблемой всегда являлся вопрос формирования личности. Формированием личности называется процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, возникновение физических и социально-психологических новообразований в структуре личности и в связи с этим — изменение внешних проявлений (форм) личности, благодаря которым она существует для других людей. Воспитание в органах внутренних дел в целом демонстрирует прохождение данного процесса, но ярче всего процессы формирования личности проявляются в результативности индивидуальной воспитательной работы. Именно в этой составляющей воспитательного процесса возможно четко зафиксировать образование, преобразование, изменение отдельных качеств личности сотрудника или облика его личности в целом, что происходит в результате внешнего воздействия или включенного индивидуальной воспитательной работой самовоспитания личности.
Основное направление реализации задач воспитания, посредством чего целенаправленно оказывается психолого-педагогическое воздействие на личностные качества каждого сотрудника ОВД для развития свойств его личности, которые необходимы для успешного исполнения служебных обязанностей, — это индивидуальная воспитательная рабо-
та с личным составом. Целью такой работы является воздействие на формирование и развитие у сотрудников профессиональных и морально-психологических качеств личности — комплекса качеств гражданина-патриота, специалиста-профессионала и высоконравственной личности — как того, что свойственно конкретному сотруднику, эффективно осуществляющему оперативно-служебную и служебно-боевую деятельность.
Индивидуальная воспитательная работа в органах внутренних дел направлена на решение следующих задач:
— всестороннее и глубокое изучение личных качеств каждого сотрудника, интересов, потребностей, способностей, особенностей характера и темперамента;
— обеспечение оптимальной расстановки кадров и эффективного использования кадрового потенциала в интересах оперативно-служебной и слу-жебно-боевой деятельности;
— оказание помощи сотруднику в адаптации к условиям служебной деятельности, снижение уровня проблемности в профессиональном становлении, оказание поддержки в трудных жизненных ситуациях;
— подготовка сотрудников к самостоятельному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, обеспечение их профессионального роста и развития;
— оказание воспитательного корректирования поведения сотрудников, в котором прослеживаются признаки девиантных или иных деструктивных ценностных ориентаций, оказание поддержки или коррекции повышенного психолого-педагогического внимания.
Коллектив подразделения состоит из людей, имеющих неповторимые и уникальные индивидуальные характеристики, обусловленные социальными, образовательными, национальными, профессиональными различиями, неодинаковостью жизненного опыта и интересов. Реализация индивидуального подхода в воспитании в органах внутренних дел обеспечивает значимость изучения человека, сильных сторон его личности и слабостей, избирательного отношения к мерам воздействия на человека. При этом индивидуальный
подход способствует не только выбору и применению средств воздействия на человека, но и формированию внутренней убежденности сотрудника в понимании происходящих в нем изменений для адекватного выполнения практических задач. «Профессиональный опыт человека складывается не только из результатов собственной активности, ценностей и смыслов объективно необходимой для общества служебной деятельности, он включает присвоенные результаты социальной практики» '. Такой процесс реализации индивидуального подхода показывает двустороннюю связь воспитателя и воспитуемого, выражающуюся в повышении уровня взаимоответственности. Именно поэтому индивидуальная воспитательная работа должна стать повседневной работой по формированию у каждого сотрудника высоких нравственных и гражданских качеств, способствующих совершенствованию служебного мастерства.
В настоящее время «все большее значение приобретает наличие... профессионально значимых качеств личности, которые обеспечат успех в практической деятельности» 2. Индивидуальная воспитательная работа, формируя сознательное отношение сотрудников к выполнению служебного долга, организует повседневную жизнь сотрудников и имеет четкую структуру, основными элементами которой являются: во-первых, глубокое изучение личности на основании предъявляемых требований к сотруднику органов внутренних дел и анализа соответствия личности конкретного сотрудника предъявляемым к нему требованиям; во-вторых, определение перспектив воспитания, составление программы воспитательной работы в отношении конкретного сотрудника и реализация оптимальных методов, форм воспитательного воздействия в консолидации усилий руководителя и служебного коллектива и, возможно, других институтов воспитательного воздействия; в-третьих, постоянный контроль за ходом и результатами индивидуальной воспитательной работы, выражающийся в оценке личностных качеств сотрудника.
При осуществлении индивидуальной воспитательной работы с различными категориями сотрудников руководитель должен знать конкретные педагогические особенности изучения личности. Только всестороннее изучение человека способствует адекватному руководству людьми. Личность каждого сотрудника своеобразна, наполнена различными составляющими: духовной, физическими характеристиками, социальным обликом. Все эти составляющие называются общественными свойствами человека как теми его свойствами, которые проявились при взаимодействии с людьми. Поэтому личностью называют совокупность общественных отношений человека, где он проявляет многообразные, неповторимые свойства своего Я. Формирование личностных особенностей начинается с рождения и продолжается в течение всей жизни под влиянием социальной среды. Руководитель должен стремиться узнать 3 о семье сотрудника, школьных годах, работе в производственном коллективе, служ-
бе в армии, должен знать о месте жительства, семейных взаимоотношениях, круге близких друзей сотрудника, особенностях темперамента, уровне физического развития, здоровье и работоспособности сотрудника, так как некоторые личностные особенности могут проявиться в определенных социальных условиях, что необходимо предупреждать, либо побуждая к конкретным действиям, либо профилактируя какое-то явление. Также руководитель должен принимать во внимание тот факт, что те или иные личностные качества свойственны людям в зависимости от принадлежности к категории сотрудников, психических особенностей, срока службы в органах внутренних дел и вида служебной деятельности.
Изучение личности начинается с изучения документов, характеризующих сотрудника, затем эти данные перепроверяются в ходе личного общения, которое становится ведущим в практике индивидуальной воспитательной работы. Поэтому можно утверждать, что «повседневная организационная работа руководителя ОВД насыщена психологическими проблемами. Как показывает анализ практики. существует прямая зависимость между успехом текущей работы и умением руководителя увидеть и учесть ее психологические особенности, решить возникающие в связи с этим проблемы» 4. Постепенно наращивая опыт индивидуальной воспитательной работы, руководитель анализирует 5 структуру служебных и личных целей, ведущие интересы сотрудника, показатели уравновешенности и подвижности темперамента, отношение сотрудника к окружающему миру, обществу, государству, службе в органах внутренних дел, своим профессиональным знаниям, навыкам, умениям, профессиональной квалификации. Руководителю необходимо знать и устойчивые показатели личностного проявления, и временные аспекты демонстрации личностных особенностей, знать, как выражает человек эмоциональные состояния. Недостаточная проработка подобных вопросов может привести к неверному представлению о человеке и неверному истолкованию его действий, а значит, не всегда прогнозируемым последствиям. Если руководитель не в состоянии проанализировать данные о сотруднике, то ему необходимо обратиться к сотрудникам отдела морально-психологического обеспечения, консультируясь в психолого-педагогических вопросах.
Правилами для изучения личности являются понимание динамичности изучения, комплексности изучения, изучения в коллективе, целенаправленного изучения, систематического изучения. Так, нужно всегда предвидеть развитие личности, стремиться получить объективные результаты, изучать главное в личности и свойственное отношениям в коллективе, накапливать факты и определять типичное для личности. При проведении индивидуальной воспитательной работы следует опираться на положительные качества сотрудника, развивать их, а не фиксировать недостатки и заострять на них все внимание воспитательного процесса.
При проведении индивидуальной беседы нужно учитывать следующие рекомендации. Беседы могут быть обширного характера и краткие (по конкретному вопросу). Следует вести разговор доверительно в обоюдном ключе, что обеспечивает откровенность, расположение к себе, а значит, и влияние на человека, на его последующие размышления о мире, на эмоционально-волевую сферу: «Индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разговору» 6. Для этого должны быть созданы условия: руководитель должен изучить документацию, характеризующую сотрудника, и наблюдения сотрудников, находящихся в контакте с сотрудником; четко определить цель беседы; постараться создать обстановку доверительности, взаимного интереса; недопустимо упрекать и обвинять сотрудника, что, скорее всего, вызовет негативную реакцию или спровоцирует замкнутость, отстраненность сотрудника. Индивидуальная беседа не должна превратиться в допрос, не должна стать потоком нравоучений. Следует тщательно подбирать слова, избегать общих фраз, подобрать тон, не обрывать собеседника. Необходимо продемонстрировать доброжелательность, интерес к человеку и тем самым стремиться к тому, чтобы сотрудник оценил самостоятельно свои качества, стремился изменить свое поведение. Тогда индивидуальная воспитательная работа будет способствовать включению функции самовоспитания в воспитательном процессе.
При проведении индивидуальной беседы необходимо обращать внимание на показатели «поведения сотрудника: легко ли вступает в беседу; охотно ли отвечает на вопросы; отвечает длинно или лаконично; приходится ли повторять вопросы, чтобы получить ответ; грамотна ли речь; богат ли словарный запас; сдержан ли, как ведет себя (свободно, развязно, напряженно); характер речи, мимика, находчивость в ответах, остроумие» 7. Нужно грамотно направлять разговор, «проводить красной нитью» предмет анализа, не давать уклоняться от вопросов. Если налицо противоречивые ответы сотрудника, необходимо указать на это и постараться выяснить, с чем связано противоречие, обсудить вопрос в различных ракурсах, умело использовать ситуацию. Ответы в середине или в конце беседы являются более истинными. В заключение следует кратко подвести итоги, сообщив сотруднику объективную оценку разговора, поведения сотрудника. Именно тогда сотрудник получит полное представление о значимости воспитательного процесса, так как педагогика взрослых имеет важную особенность: осознание того, что человека изучают и воспитывают, сводит на нет все усилия включения самостоятельности в воспитании. Воспитательный процесс в целом стремится к реализации самовоспитания как главной функции в педагогическом процессе.
Если функция самовоспитания является важнейшей в пролонгации воспитательного процесса, возникает вопрос: как руководителю подразделения выяс-
нить, формируется ли она в процессе проведения им конкретных мероприятий индивидуальной воспитательной работы? Объективный и надежный анализ полученных данных зависит от знания особенностей протекания педагогических процессов. Всякий педагогический процесс может иметь неоднозначные результаты, которые зависят от многих причин и могут отличаться от планируемых. Нужно не бояться изменять один-два фактора в работе, стремясь к полноценно проведенной индивидуальной воспитательной работе, формирующей самовоспитание.
Все педагогические действия неповторимы: каждый сотрудник является новым педагогическим «материалом», и в такой работе с людьми нельзя достичь подтверждения того или иного положения даже при создании типичных условий. При всей своей противоречивости эти действия не должны нанести вред здоровью и развитию сотрудника, а реализовы-вать положительный воспитательный эффект и ни в коем случае не противоречить этическим нормам. Так, получить объективные сведения о сформиро-ванности самовоспитания сотрудника можно только одним способом — многократно увеличив массив проводимой индивидуальной воспитательной работы, так как цель реализации любого педагогического процесса состоит в выявлении действий, качеств специалиста-профессионала, гражданина-патриота, высоконравственной личности, а значит, в их регулярной фиксации руководителем при осуществлении воспитательного процесса. Для рационального осмысления отношения сотрудника к службе руководителю требуется понять действия самовоспитания сотрудника. Важно ответить на вопрос: почему сотрудник проявляет те или иные качества, как они есть? Или так: почему сотрудник не может быть иным, чем он есть?
Ответить на этот вопрос можно, наблюдая за человеком, изучая его деятельность, документацию о нем, общаясь с ним или проводя педагогический эксперимент. Он представляет собой получение педагогического опыта из преобразования действительности в специальных условиях. Эксперимент в педагогике, несомненно, имеет созидательный характер, но нуждается в предварительно созданных, специальных, точно учитываемых условиях. При проведении индивидуальной воспитательной работы в духе эксперимента руководитель должен увидеть процесс формирования самовоспитания, который он сам целесообразно создал и планомерно осуществляет. Видами педагогического эксперимента являются педагогическое тестирование и педагогическое анкетирование. Тестирование способствует целенаправленной оценке качеств, характеризующих процессы самовоспитания посредством предложенных вариантов ответа. Анкетирование предполагает оценивание того же путем откровенного и достаточно развернутого ответа на специально разработанные вопросы. Для того чтобы получить объективную информацию, следует задавать непрямые, завуалированные вопросы при
тестировании или анкетировании, чтобы для сотрудника не было ясно, что именно стремится узнать руководитель. Можно расширить спектр ответов.
Эксперименты могут быть длительными и краткосрочными, но любой педагогический эксперимент должен быть педагогически обоснован гипотезой, детально составленным планом, сопровождаться строгим соблюдением плана, точной фиксацией результатов и завершаться тщательным анализом полученных сведений о сотруднике и формулировкой выводов о личностных особенностях сотрудника.
Зная особенности педагогических процессов, руководитель может формировать собственные технологии индивидуальной воспитательной работы, применяя при этом некоторые правила. Во-первых, понимать воспитание как целостный процесс (технология воспитательных воздействий состоит не в реализации последовательно-параллельных шагов, но в комплексности многих шагов). Во-вторых, руководитель должен понимать, что личность нельзя сформировать «по частям», привлекая для этого примеры из разных сфер. Только личность, ведущая от начала до конца воспитательный процесс, может создать личность сотрудника с необходимым комплексом профессиональных, нравственных и гражданских качеств. В-третьих, руководитель должен наработать свой специфический, «воспитывающий» сотрудников характер. В настоящее время востребованы апробированные технологии, унифицирующие требования к сотрудникам и воздействующие на сознание, чувства и поведение. Только такие технологии достигают результата соединения воспитания и самовоспитания личности.
Комплекс профессиональных, гражданских, нравственных качеств личности сотрудника формируется посредством системы воспитательных дел, а не воспитательных мероприятий, как это воспринимается многими. Индивидуальная воспитательная работа в отношении того или иного сотрудника должна пониматься руководителем подразделения как воспитательное дело, где комплексно рассматриваются особенности интеллектуального, нравственного, физического развития сотрудника как факторы условий деятельности, образа жизни сотрудника, условия работы в коллективе, нормы взаимоотношений, индивидуальные черты. Воспитательное дело должно отражать все эти аспекты. Воспитательное дело — это и форма, и содержание воспитательного процесса как вид организации, и конкретное осуществление воспитательного процесса. В основе создания воспитательного дела закладываются два принципа: деятель-ностный и комплексный. Первый демонстрирует организационную сторону, указывает направленность, второй — соединение воспитания и самовоспитания в самом содержании воспитательного процесса.
Воспитательное дело при индивидуальной воспитательной работе с конкретным сотрудником должно отражать цели, планирование, организацию, непосредственное осуществление и анализ. Целя-
ми могут быть воспитательное влияние на личность: а) в определенной ситуации; б) в рамках деятельности подразделения; в) на конкретные качества личности. Целеполагание может быть скорректировано такими вопросами: каков человек, на которого оказывается воспитательное влияние? каков уровень развития этого человека? чего необходимо достигнуть? какой системой средств? На основании целеполагания устанавливаются задачи, определяющие содержание воспитательного процесса, которые могут быть эмоционального воздействия, активного характера, непохожими на задачи другого дела.
Планирование связано с определением деталей реализации. Следует опираться на подготовленность сотрудника в восприятии воспитательного воздействия, на ответственность сотрудника в реализации самовоспитания. Организация допускает вопросы: как достичь результата? при помощи чего? чем стимулировать достижение цели? При осуществлении главная задача руководителя — наблюдать за сотрудником, отслеживать шаги по решению задач и достижению цели. На данном этапе руководитель может увидеть в сотруднике нежелательные, отрицательные качества личности. Возникает вопрос: разбираться тотчас или оставлять на потом? Ответ однозначный — исправлять нужно сразу, чтобы не допустить закрепления. Вообще, руководителю при осуществлении индивидуальной воспитательной работы нужно быть готовым к неожиданному повороту, вырабатывать умение преодолевать трудности такой работы.
Этап анализа имеет целью вскрыть причины успешности индивидуальной воспитательной работы или ее неудачи. Руководитель может задать себе следующие вопросы: каково было целеполагание, планирование, организация? имелись ли ресурсы для этих мер? какие фрагменты воспитательного процесса прошли более удачно и почему? сколько времени было потрачено на осуществление? воспитательное воздействие было систематичным или было набором малосвязанных частей? было ли что-то новое? не было ли эмоциональной перегруженности? каково было отношение сотрудника? каково было поведение сотрудника? почему возникала отрицательная реакция? от чего далее следует отказаться? что нового следует сделать? Такой анализ поможет руководителю грамотно проводить индивидуальную воспитательную работу с различными категориями сотрудников, избирая наиболее эффективные меры по ее реа лизации.
На основе выработанной технологии индивидуальной работы руководитель подразделения может осуществлять практику воспитательной работы с разными сотрудниками своего подразделения: окончившими образовательные организации МВД России; вновь назначенными на вышестоящие должности; переведенными для дальнейшего прохождения службы из других органов (учреждений). Организуя воспитательные дела, руководитель сможет учитывать особенности психологического восприя-
тия индивидуальной работы многодетными сотрудниками, сотрудниками, воспитывающими детей без одного из родителей, сотрудниками, пережившими сложные жизненные ситуации. Педагогическая практика руководителя подразделения может быть отражена в специально отведенном месте («уголке») для обеспечения профессиональной направленности и позитивного воздействия на морально-психологический климат в служебных коллективах, на состояние служебной дисциплины и законности, соблюдения норм профессиональной этики. «Уголок» воспитательной работы может задействовать формы и методы использования ресурсов современных информационных технологий и средств наглядной агитации и на этом основании распространять положительный опыт профессионально-нравственного, патриотического, правового воспитания сотрудников подразделения. Оформление «уголка» воспитательной работы должно отражать профессиональные условия работы различных категорий сотрудников, идейно-художественный уровень и тематическую направленность, соответствующую задачам, решаемым сотрудниками подразделения, и при этом быть эстетичным, эмоционально выразительным. Оформление может быть оригинальным, функциональным, целесообразно использовать стенд, панно, выставку. «Уголок» воспитательной работы может быть организо-
ван с участием представителей творческих союзов, средств массовой информации, общественных объединений, организаций ветеранов, представителей музеев, клубов, библиотек, архивов.
Положительная педагогическая практика руководителя в любой линии воспитательной работы формирует активную жизненную позицию сотрудников его подразделения, где социальная активность сотрудников формирует критическое отношение к действительности, означающее постоянную потребность осмысливать события, происходящие в обществе, стране, мире, а значит, стремиться сделать жизнь лучше.
1 Статный В. М. Концепция неопределенных состояний субъекта правоохранительной деятельности: акмесинергети-ческий подход // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1. С. 123.
2 Караваев А. Ф., Левин Г. И. Условия профессионального становления сотрудников ОВД // Там же. 2012. № 4. С. 44.
3 Дерешко Б. Ю. Содержание и организация индивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел / под общ. ред. В. Л. Кубышко. М., 2010. С. 105-109.
4 Марьин М. И. Научно-практические проблемы повышения эффективности психологической работы в ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1. С. 81.
5 Дерешко Б. Ю. Указ. соч. С. 107-110.
6 Там же. С. 23.
7 Там же.