173
№
Уразаева Г.И. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
THE POSITION AND THE PROBLEMS OF THE EDUCATIONAL WORK IN THE LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF RUSSIAN FEDERATION
ТУстатье рассматриваются состояние и проблемы воспитательной работы в ор-л.)ганах внутренних дел на современном этапе реализации реформы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Один из ресурсов, не в полной мере используемый в воспитательной работе в органах внутренних дел, связан с наставничеством как основной формой индивидуальной воспитательной работы с молодыми сотрудниками (стажерами).
Ключевые слова: воспитательная работа в органах внутренних дел, наставничество в органах внутренних дел, профессиональная мотивация личности, профессиональная деформация сотрудника полиции, проблемы воспитательной работы в органах внутренних дел.
The position and the problems of the educational work in the law enforcement agencies at the modern stage of the realization of the reform of the Ministry of the Interior of Russian Federation are studied in the article bellow. One of the resources is connected with tutorship. It is partly used in the educational work in the law enforcement agencies and it is the main form of the individual educational work with young specialists.
Keywords: the educational work in the law enforcement agencies, the tutorship in the law enforcement agencies,the professional motivation of the person, the professional deformation of the policeman, the problems of the educational work in the law enforcement agencies.
173
Приоритеты государственной молодежной политики должны быть направлены на формирование всестороннего развития личности, гармоничной личности, на воспитание гражданина России - зрелого общественного человека, в котором сочетается любовь к своей большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре,
традициям людей, которые живут рядом с тобой.
В.В.Путин [1]
Успешное выполнение органами внутренних дел стоящих перед ними оперативно-служебных задач, совершенствование работы с кадрами напрямую связаны с формированием у сотрудников высоких профессионально-нравственных качеств, укреплением морально-пси-
хологического климата, дисциплины и законности в служебных коллективах. Это, в свою очередь, требует повышения уровня воспитательной работы с личным составом, выделения приоритетов в системе воспитания личного состава, в числе которых ведущим является формиро-
Уразаева Гульнора Ильхамовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры философии, политологии, социологии и психологии Казанского юридического института МВД России e-mail: [email protected] © Уразаева Г.И., 2016
вание всестороннего развития личности (всестороннее развитие личности - целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его способностей и дарований, развитие различных сторон личности, её физических и духовных сил, всех её творческих способностей и дарований; развитие человека, способного к умственному и физическому труду, носителя высоких нравственных качеств, эстетических и культурных ценностей, с разносторонними материальными и духовными потребностями) сотрудника российской полиции, развитие гармоничной личности (Гармоничное развитие личности - процесс согласованного обогащения рационально-психологической сферы духовного мира человека, предполагающий достижение единонаправлен-ности его разума, воли и чувств).
Воспитательная работа в органах внутренних дел - целенаправленная дея-174 тельность руководителей, кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов; процесс формирования высоких профессиональных, гражданских и морально-психологических качеств, повышения уровня общей культуры сотрудников, мобилизации их на эффективное выполнение оперативно-служебных задач [2]. Воспитание сотрудника как профессионала-специалиста, нравственной личности, гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не осуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре, честности и порядочности, неравнодушия к боли и страданиям окружающих [3, с.30].
Известен факт: личность воспитывается личностью. В современных условиях одним из ведущих рычагов воспитания личности сотрудника в органах внутренних дел остается наставничество как форма индивидуальной воспитательной работы. Наставничество в органах внутренних дел представляет собой важную форму повышения профессионального мастерства, трудового и нравственного воспитания сотрудников. Целью настав-
ничества является ускорение процесса становления молодых сотрудников в занимаемых должностях как активных, трудолюбивых и квалифицированных специалистов, политически грамотных, обладающих высокими нравственными качествами [4]. Значение института наставничества обусловлено задачей коренного улучшения качества отбираемых на службу в полицию профессионально подготовленных кадров [5].
Сложившаяся к настоящему времени система воспитательной работы с личным составом органов и подразделений внутренних дел не соответствует современному этапу развития Министерства, не обеспечивает необходимого влияния на эффективность выполнения сотрудниками стоящих перед ним оперативно-служебных задач. Реализуемые направления воспитательной работы на местах зачастую не в полном объеме соответствуют предъявляемым требовани- 174 ям, неадекватны условиям жизни и деятельности сотрудников. Анализ ситуации в конкретных подразделениях и органах внутренних дел свидетельствует о том, что до настоящего времени кадровая работа не стала приоритетной задачей для руководителей всех уровней системы МВД России.
Это обусловливает и одну из наболевших проблем современной полиции -проблему текучести кадров. Ряд сотрудников увольняется из органов внутренних дел, не справившись с объемом работы в эмоционально напряженных условиях. Часть квалифицированных сотрудников поглотила волна сокращения. Резко подняв уровень заработных плат военным и сотрудникам полиции с 1 января 2012 года, бюджет попал в довольно сложную ситуацию. Министерство финансов РФ предложило не индексировать зарплаты в 2013 году госслужащим, военнослужащим, судьям, прокурорам. Как ожидалось, это должно было позволить сэкономить 31 миллиард бюджетных рублей. Однако, по прогнозам специалистов, и эта мера не помогла решить проблему.
В сложившейся ситуации правительство вновь стало рассматривать вопрос о сокращении штата МВД. Согласно указу Президента, с 1 января 2014 года численность МВД зафиксирована на уровне 1 миллиона 89 тысяч 870 человек, из которых 782 тысячи - полицейские, а остальные военнослужащие внутренних войск МВД и сотрудники внутренней службы [6].
Реформа МВД в направлении массового сокращения - вынужденная мера. Понятно, что реформирование любой профессиональной структуры, безусловно, вызывает существенные изменения в сознании и психике в целом у ее сотрудников [7, С.45-50]. Причем эти психологические личностные изменения далеко не всегда позитивные, когда мы анализируем возникающие у сотрудников вну-триличностные конфликты [8, с. 72-76]. Именно поэтому в процессе принятия решения о реформировании полицейской 175 системы были рассмотрены все возможные последствия. Например, нехватку кадров планируется компенсировать за счет модернизации системы управления кадрами и совершенствования кадровой политики в целом. Понятно, что все те, кто останутся в числе вневедомственных сил государства, в нагрузку получат большее количество работы и обязанностей.
Все это, соответственно, снижает мотивацию профессиональной деятельности действующих сотрудников. Профессиональная мотивация личности может быть представлена как процесс взаимного стимулирования субъектами труда (себя и других людей) к достижению определенных профессиональных успехов. Кроме того, мотивация профессиональной деятельности может быть раскрыта как система реально действующих конкретных побуждений, которые обусловливают изначально выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Многие руководители органов внутренних дел утратили чувство личной ответственности за состояние, организацию и эффективность воспитательной
работы с подчиненными, смирились с позорящими полицию нарушениями служебной дисциплины и законности у некоторых сотрудников, используют в работе с сотрудниками, главным образом, мотивацию негативного пугающего характера.
Подчеркнем, что мотивация профессиональной деятельности каждого отдельного сотрудника включает в себя помимо индивидуальных личностных регуляторов деятельности, те побуждающие факторы, которые воспринимаются им в коллективе и непосредственно от руководителя. Если в коллективе формируется общее «пофигистское» - формальное отношение к выполнению служебных заданий и контроль со стороны руководителя предполагает лишь его активное внимание к «палочным» показателям, все содержание воспитательной работы и действенное влияние наставника также могут приобретать «показушный» характер.
На этом общем фоне становятся все 175 более приемлемыми негативные отклонения от норм и ценностей профессиональной деятельности сотрудника полиции, порой принимающие характер служебного правонарушения, должностного преступления. Сотрудник с явно выраженной ситуативной житейской психологией начинает выполнять лишь те служебные задачи, решение которых требуется по приказу и распоряжению его руководителя, при этом руководитель озвучивает карающие санкции в случае несвоевременного исполнения. Получается, что нередко сотрудник флюгерно реагирует на требования-угрозы данного момента. Соответственно, если от него требуются растущие планируемые показатели, он их будет добывать любой ценой, вплоть до преступления. Преступление может совершаться сотрудником и ради утоления чрезмерных амбиций или удовлетворения корыстных устремлений.
Количество сотрудников органов внутренних дел, привлеченных к уголовной ответственности за совершенные преступления, продолжает оставаться значительным. В первом полугодии 2014
года поставлено на учет в ФКУ «ГИАЦ МВД России» 1656 (+4%) сотрудников органов внутренних дел, совершивших преступления (из них общеуголовные -747 (+1,6%), должностные и против правосудия - 1010 (+5,4%)) [9]. В отношении 270 (+23,9%) руководителей возбуждены уголовные дела, в т.ч. 169 (+32%) - за совершение должностных преступлений.
Простое перечисление многообразных и разнообразных должностных нарушений сотрудниками полиции свидетельствует о явной профессиональной деформации части из них. Только за неделю с 9 по 15 ноября 2015 года выявлены следующие факты должностных правонарушений и преступлений [10]: в Чебоксарах экс-оперуполномоченного по борьбе с коррупцией осудили за взятки; в Москве нетрезвый сотрудник полиции, находясь за рулем, стал виновником ДТП; в Костроме за взятку в размере 60 176 тысяч рублей от подчинённого задержан сотрудник полиции - командир батальона ППС; в Саяногорске бывший сотрудник полиции - старший специалист направления тылового обеспечения ОМВД России по городу Саяногорску - предстанет перед судом за совершение хищения огнестрельного оружия и боеприпасов (Хакасия); в Екатеринбурге двое полицейских выращивали коноплю в офисе; в Карелии начальник уголовного розыска изъял на незаконных основаниях дорогую машину у бизнесмена; в Бурятии полицейский вымогал взятку у сотрудников центра занятости; полицейские на Ставрополье обвинены в превышении полномочий, что нашло отражение в факте избиения одного и ранении из табельного оружия другого жителя города; в петербургском отделении полиции задержанный погиб от выстрела из табельного пистолета; в Омске многодетный полицейский был задержан с наркотиками; подмосковного участкового задержали при получении «дополнения» в полмиллион рублей к двухмиллионной взятке; экс-полицейского 23-летнего сотрудника ДПС в Нижнем Новгороде осудили за рукоприкладство,
побои и превышение должностных полномочий по отношению к водителю остановленного автомобиля, который отказался выйти из машины по требованию сотрудника; челябинского полицейского задержали за взятку в 100 тысяч рублей.
Феноменология преступлений сотрудников органов внутренних дел свидетельствует о глубине деформации личностных регуляторов деятельности и поведения. Профессиональная деформация сотрудника полиции представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды. При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости часто наблюдается развитие его профессиональной деформации. При этом профессиональная деформация негативно влияет на деловое и межличностное об- 176 щение сотрудника и эффективность его служебной деятельности [11].
Имеющийся анализ большого числа нарушений служебной дисциплины и законности полицейскими [11, С.14-21], в том числе, молодыми сотрудниками, в реальных условиях профессиональной деятельности [12, С.48-53], позволяет констатировать противоречие между запросами общества на качественную и надежную работу полиции и дефектами воспитательной работы в органах внутренних дел, нацеленной, по существу, на обеспечение этой надежной и качественной работы полицейских, но данной цели не всегда достигающей.
Поэтому сегодня как никогда МВД России остро нуждается в новом поколении специалистов, способных на высоком профессиональном уровне своевременно, эффективно и качественно решать злободневные задачи по предупреждению и пресечению, выявлению и раскрытию преступлений, защите личности, общества, государства от противоправных посягательств и др. [13]. Это такие сотрудники, для которых, по выражению
кубинского поэта, писателя, публициста Хосе Марти: «Родина — это алтарь, а не пьедестал» [14] (с исп.: La patria es ara y no pedestal - то есть Родине надо приносить жертвы, как на алтаре, а не только ждать от неё наград, как на пьедестале).
Целью нашей исследовательской деятельности в рамках заявленной темы является изучение особенностей совершенствования воспитательной работы в органах внутренних дел с использованием возможностей наставничества в системе МВД России. Первоначальным этапом исследовательской деятельности в достижении данной цели в рамках данной статьи является решение задачи по изучению состояния и проблем воспитательной работы в органах внутренних дел Российской Федерации в современных условиях.
В соответствии с разными этапами нашего исследования использованы 177 следующие методы: 1) методы организации исследования (комплексный, срав-ни-тельный); 2) методы сбора данных (выявление, анализ и обобщение педагогического опыта (опыта наставничества); педагогическое наблюдение; беседа, интервьюирование, анкетирование; педагогический анализ ситуаций и фактов; экспертные оценки 3) методы обработки данных (качественные - теоретический анализ, сравнение, систематизация, группировка, типологизация, синтез и обобщение); 4) методы интерпретации и оценки данных: теоретические (интерпретация и оценка собранного материала на основе теории А. Маслоу о потребностях личности и ее самореализации); сравнительные (интерпретация и оценка полученных данных в сравнении с ранее собранными материалами); каузальный (констатация и объяснение причин, движущих сил наставничества как педагогического процесса); феноменологический (описание фактов и отдельных случаев, представляющих изучаемый феномен); системный (выявление взаимосвязи элементов, системных свойств и функций); генетический (прослеживание процессов
становления и развития личности молодого сотрудника).
Научное исследование проблем организации и совершенствования деятельности молодого специалиста выполняет свою важную роль в противодействии коррупции и обеспечении собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации, которое является одним из основных направлений оперативно-служебной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации. Руководством МВД России вопросам борьбы с коррупцией в собственных рядах уделяется особое внимание, что предполагает предварительное изучение данного системного явления в рамках научной интеграции [15, 16].
Следует отметить, что теоретические аспекты содержания и организации воспитательной работы и, в частности, наставничества как формы индивидуальной воспитательной работы, разрабо- 177 таны в педагогической науке достаточно полно и содержательно. Проблемы часто возникают на пути согласования теории и практики воспитательной работы на этапе затянувшегося переходного периода к новому типу общественно-экономического развития российского общества в условиях мирового кризиса.
Проблемы воспитательной работы в органах внутренних дел в современных условиях имеют комплексный и системный характер. На их возникновение и существование оказывает влияние целый ряд факторов общественной жизни и социальной среды, а также несформи-рованность процесса воспитательной работы в его целостности и глубине, выраженность явлений фрагментарности в его структуре и поверхностности в динамике желаемых изменений в сочетании с их эпизодичностью.
Так, например, на данный момент одной из основных классических проблем воспитания молодого сотрудника является отсутствие однородной воспитывающей среды. Традиционный воспитывающий образ жизни (семейный, об-
щественный, национальный) со своими духовно-нравственными ориентирами разрушен. На смену коллективистскому социально ориентированному воспитанию пришло потребительски-индивидуалистическое. Условия жизни изменились: ушла в прошлое коллективистская психология ради «светлого будущего» и на ее месте сформировалась идеология актуальной жизни в настоящем, сиюминутном удовлетворении субъективно выраженных потребностей «здесь и теперь». При этом требования общества и самого полицейского ведомства к воспитанию у молодого сотрудника высокоразвитых нравственных устоев личности остались столь же высокими. В сотруднике полиции нужно воспитать гармонично развитую личность, с гражданской активной позицией, патриота своей родины, нравственного человека, сознательно делающего выбор в сторону общественного блага.
Вместе с тем такое воспитание может дать желаемые плоды лишь в обществе с доминирующими нравственными и социальными установками и устойчивым личностно значимым религиозным фундаментом. Российское же общество переживает кризис во всех областях его развития, испытывает, прежде всего, духовный кризис, не имеет пока единой идеологии, изменило в своем историческом развитии духовным и национальным корням. В таком трансформирующемся обществе эта задача формирования глубоко нравственной личности сотрудника полиции становится практически неразрешимой. Общество, государство и его граждане требуют от сотрудника того, чего не соблюдают сами.
Основополагающее педагогическое воздействие на человека на любом этапе его жизни и развития неизбежно оказывает микросреда, что отражено в народ-ном суждении «С кем поведешься, от того и наберешься». Даже на уровне профессионального коллектива влияние на сотрудника значимых других становится процессом латентным и малоуправля-емым, незаметным по силе и глубине
воздействия. Сотрудник, взаимодействуя параллельно с двумя общностями - социальной и криминальной, попадает в тиски двух совершенно противоположных по направленности, но устойчивых сложившихся систем с различными психологическими, нравственными, духовными и культурными установками. Это вынуждает его каждый раз адаптироваться к окружению и адекватно регулировать свое поведение в соответствии с требованиями среды, иначе возникают конфликтные ситуации. Попеременная адаптация к социальным полям с различной валентностью вызывает психологическое напряжение, которое усиливается, если сотрудник не может своевременно перестроиться, встроиться в изменившуюся систему отношений и принять адекватное ей и своей профессиональной роли решение.
Так постепенно разрушается единство, цельность личности, сознание «зависает» в процессе постоянной циклической 178 перестройки и раздваивается. Психологическая «перезагрузка» происходит зачастую посредством внешних допингов (например, алкоголя) или внутренних инстинктивных регуляторов накопившегося психического напряжения (типа агрессии и аутоагрессии). Растет общее количество личностных неврозов и психосоматических заболеваний. Появляются немотивированные страхи. Чтобы их заглушить, человек начинает употреблять наркотики и алкоголь с целью забыться, расслабиться, не умея или не желая адаптироваться рефлексивно, и, в конечном счете, когда внутренние ресурсы организма и психики исчерпаны, дезадаптивность личности может завершиться суицидом.
При наличии множественных противоречивых по влиянию сред (социально позитивной, криминальной, профессионально деформированной) отсутствует основа основ педагогики - единые требования к сотруднику как к воспитуемому, что, в конечном счете, ведет к предоставлению молодого человека самому себе. Он обретает псевдосвободу выбора. Од-
Слушатели КЮИ МВД России в музее истории МВД Республики Татарстан
нако в силу возрастных или личностных свойств этот выбор может быть обращен во вред себе. Недостаточно сформированная личность (даже зрелого по паспорту) человека занимает себя поисками удовольствия и узконаправленного блага для самого себя и сиюминутных потребностей, истребляя в себе социальные чувства.
Отечественную систему воспитания (семейного, общественного, профессионального), как и состояние российской педагогики в целом сегодня принято характеризовать как кризисную и выделять в ней целый спектр актуальных проблем. Эти проблемы сохраняются и в профессиональной педагогике в деятельности органов внутренних дел как отрасли российской педагогики в целом.
В первую очередь, это проблема, связанная с поиском путей возрождения в российском обществе чувства истинного патриотизма как духовно-нравственной и
социальной ценности.
Чувство патриотизма немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями - связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. В силу этого остро ощущается потребность возродить и развивать национальное самосознание всех, даже самых малых народов России. В этом смысл существования российской школы, ее деятельности в русле возрождения духовных традиций национального воспитания.
Российская Федерация - страна, в которой живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Многие десятилетия воспитание основывалось на идее сближения, слияния наций и создания единой безнациональной общно-
сти. Современное российское общество живет в условиях особо повышенной социальной и этнической тревожности, поскольку столкновения в быту, общественном транспорте, в сфере торговли легко переносятся на межнациональные отношения. Взрывы национальной конфликтов побуждают проанализировать истоки подобных явлений, осознать их причины - и не только социально-экономические, но и психолого-педагогические. В силу этого особую актуальность приобретает проблема формирования культуры межнационального общения как действенного средства по достижению согласия между людьми, представителями разных наций и народностей.
Реальностью современного российского общества становится тот факт, что все больше наций и национальностей заявляют о полной самостоятельности, а Россию наполняют беженцы из всех ре-180 спублик бывшего Союза. Одновременно наблюдаются рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой свойственны максимализм и стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В этих условиях в воспитании молодых сотрудников органов внутренних дел первостепенное значение приобретают проблемы формирования этики поведения в многонациональной среде, воспитание межнациональной толерантности. На решение этой задачи должна быть направлена воспитательная работа в целом и деятельность наставника молодого сотрудника (стажера) в частности. Именно в непосредственном взаимодействии с опытным и квалифицированным наставником могут и должны формироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению у молодого сотрудника. Можно назвать и ряд других, наиболее актуальных проблем современного воспитания молодых сотрудников (стажеров), от успешного решения которых зависит их судьба и
профессиональная успешность. Однако есть и ряд проблем воспитательной работы в органах внутренних дел и иного плана, которые тоже следует отметить.
В настоящее время в органах внутренних дел, на наш взгляд, нет системности в организации воспитания личного состава. Нередко воспитательная работа проводится либо эпизодически, в связи с возникшей экстремальной ситуацией, либо по заранее определенному и утвержденному плану, но и в том, и в другом случае характеризуется формальностью. Поэтому наши основные усилия в этом вопросе направлены на то, чтобы воспитательная работа стала составной частью не только работы кадровых и воспитательных аппаратов, но и повседневной управленческой деятельности начальников всех уровней. Посредством этих рычагов влияния оказывается позитивное воздействие на результативность выполнения оперативно-служебных задач, укрепле- 180 ние законности и служебной дисциплины, улучшение морально-психологического состояния личного состава.
Ответственные лица, среди которых мы выделим и самих наставников, в рамках проводимой индивидуальной воспитательной работы решают следующие задачи: составляют типовые схемы организации индивидуальной воспитательной работы в подразделении внутренних дел или с отдельным воспитуемым; разрабатывают планы и издают приказы об организации индивидуальной воспитательной работы; оказывают методическую помощь в выборе форм и методов индивидуального воспитания в отношении различных категорий сотрудников; выявляют сотрудников, в отношении которых требуется проведение индивидуальной воспитательной работы (в первоочередном порядке лица, недавно принятые на службу в органы внутренних дел, молодые специалисты, сотрудники, имеющие низкие показатели в оперативно-служебной деятельности, допускающие нарушения служебной дисциплины). Кроме того, данные ответственные лица
осуществляют мониторинг, контроль и анализ состояния и эффективности индивидуальной воспитательной работы. По результатам проведенного анализа вносятся предложения по совершенствованию индивидуальной воспитательной работы и содержания наставничества. Данные задачи определяют место индивидуальной воспитательной работы в механизме воспитания кадрового состава органов внутренних дел.
Следует отметить, что в последние годы особое значение придается работе по профилактике коррупционных и иных правонарушений среди личного состава органов внутренних дел. Общее предупреждение коррупционных преступлений [17, с.75] может выражаться в глубоком изучении молодыми сотрудниками уголовного законодательства, в том числе, обсуждения возможного наказания или убеждения в недопустимости любых от-181 клонений от норм закона. Во исполнение поручений Президента Российской Федерации приказом МВД России от 6 марта 2014 г. № 161 в структуре территориальных органов МВД России на окружном, региональном и межрегиональном уровнях созданы подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Регламентирован [18] порядок организации работы по приему уведомлений от сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России о получении подарка в связи с протокольными и иными официальными мероприятиями, а также их приему, учету и хранению. Реализуется Программа по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2014 г. № 816-р. Осуществляется мониторинг чрезвычайных происшествий с участием сотрудников органов внутренних дел и реакции на них руководителей территориальных органов. Наиболее резонансные из них ставятся на контроль Департамента государственной службы
и кадров МВД России. Значительное внимание уделяется укреплению законности при приеме, регистрации и рас-смотре-нии заявлений и сообщений о происшествиях, повышению роли и ответственности руководителей всех уровней за организацию этой работы. Нормативную базу в данных направлениях обеспечивает Директива МВД России от 27 февраля 2015 № 1 дсп «О мерах по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации». На наш взгляд, значительные возможности в работе по профилактике коррупционных и иных правонарушений среди личного состава органов внутренних дел по всем перечисленным направлениям имеет виктимологическая подготовка сотрудников [19, с.18-19] на этапе профессионального обучения, в том числе, с использованием возможностей наставничества как формы воспитательной работы с молодыми сотрудниками. 181
В настоящее время Департамент кадрового обеспечения МВД России значительные усилия направляет на реформирование системы воспитания личного состава, налаживание социально-психологической работы в органах внутренних дел, совершенствование нормативно-правовой базы организации этой деятельности. Работа с молодыми сотрудниками в настоящее время осуществляется в комплексе в рамках общей системы морально-психологического обеспечения. В Республике Татарстан для обеспечения профессионально-нравственного становления молодых специалистов в современных условиях в 2012 году была полностью пересмотрена система организации института наставничества - издан приказ МВД по РТ № 363-2012 «Об утверждении инструкции по организации наставничества в МВД по РТ» (доработан в 2015 году). По нашему мнению, позитивные результаты изменения существующей системы института наставничества скажутся не сразу, но обязательно будут.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Путин В. От молодежи в значительной степени зависит будущее России: http:// azerros.ru/maintheme/19008-vladimir-putin-ot-molodezhi-v-znachitelnoy-stepeni-zavisit-buduschee-rossii.html.
2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников ОВД. URL: http://studopedia. org/11-49719.html.
3. Жирикова В.В. Проблемы духовно-нравственного воспитания в современном мире // Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений: сборник материалов международной научно-практической конференции. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2015. 342 с.
4. Наставничество в органах внутренних дел. URL: http://5fan.ru/wievjob.php?id=36535.
5. Петрова А. С. Актуальные вопросы функционирования института настав-ничества в органах внутренних дел // Концепт. 2015. № 09(сентябрь). ART15315. 0,4п.л. URL: http://ekoncept.ru/2015/15315.htm.-ISSN 2304120X. 1
6. URL: http://mvd.forumbb.ru/viewtopic.php?id=358.
7. Мальцева Т.В. Влияние реформирования системы органов внутренних дел на психологические особенности будущих полицейских // Психолого-педагогические технологии в правоохранительной деятельности (Васильевские чтения - 2013) : материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2013.
8. Мальцева Т.В. Подходы к преодолению внутриличностных конфликтов у сотрудников органов внутренних дел // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1.
182 9. URL: https://mvd.ru/upload/site1/document_file/z9uKzVax7Z.doc. 182
10. Криминальные будни российской полиции. 9-15 ноября. URL: http://rusmonitor.com/ kriminalnye-budni-rossijjskojj-policii-9-15-noyabrya.html.
11. Уразаева Г.И. Профессиональная деформация сотрудников полиции в аспекте эмоционального выгорания: социально-психологические условия, механизмы, особенности, факторы // Вестник КЮИ МВД России. 2014. № 2 (16).
12. Уразаева Г.И. Социально-психологическая детерминация преступлении, совершаемых сотрудниками ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 4 (59).
13. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О поли-ции» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 7. Статья 2. Основные направления деятельности полиции.
14. Хулиан дель Касаль. Хосе Марти. Средь сумерек и теней. Избранные стихотворения: перевод с испанского Сергея Александровского. М.: Водолей, 2011. 256 с. (Звезды зарубежной поэзии).
15. Некоторые особенности воспитательной работы в органах внутренних дел: URL// https://interactive-plus.ru/article/17804/discussion_platform
16. Ищук Я.Г., Чистотина О.Н. Предупреждение коррупции в органах внут-ренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел: учебное пособие. Рязань: Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. 88 с.
17. Баранчикова М.В. Коррупционные преступления в органах внутренних дел: проблемы квалификации и предупреждения: монография. Орёл : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2015. 99 с.
18. Приказ МВД России от 5 апреля 2014 г. № 315.
19. Баранчикова М.В. Значение виктимологической подготовки сотрудников ГИБДД для обеспечения безопасности дорожного движения // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. 2016. № 7.