Научная статья на тему 'Педагогические условия нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел в учреждениях культуры'

Педагогические условия нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел в учреждениях культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
594
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL EDUCATION / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / CULTURAL INSTITUTIONS / LAW ENFORCEMENT OFFICERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Боева Ольга Михайловна

В статье рассматриваются педагогические условия нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел, пути совершенствования морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел. В качестве наиболее эффективных названы следующие: планирование и проведение мероприятий духовнонравственной и патриотической направленности в системе воспитательной работы с личным составом; включение во внештатные лекторские группы представителей традиционных религиозных конфессий для проведения государственно-правового информирования личного состава; внедрение в систему морально-психологической подготовки спецкурса «Духовность. Нравственность. Закон»; организация духовно-нравственного воспитания при активном использовании этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Отмечается, что нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел направлено на получение и усвоение сотрудниками знаний, морально-этических установок, норм и способствует формированию гражданских, нравственных, духовных, морально-психологических и других важных профессионально значимых качеств, обусловленных требованиями государства и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MORAL EDUCATION OF POLICE OFFICERS IN CULTURAL INSTITUTIONS

In article pedagogical conditions of moral education of staff of law-enforcement bodies, ways of improvement of moral and psychological ensuring operational and service activity of staff of law-enforcement bodies are considered. As the most effective the following is called: planning and carrying out actions of a spiritual and moral and patriotic orientation in system of educational work with staff of law-enforcement bodies; inclusion in non-staff lecturing groups of representatives of traditional religious faiths for carrying out state and legal informing staff; introduction in system of moral and psychological preparation of a special course «Spirituality. Moral. Law»; the organization of spiritual and moral education at active use of ethnocultural traditions of the people of that region where it is carried out. It is noted that moral education of staff of law-enforcement bodies is directed on receiving and assimilation by employees of knowledge, moral and ethical installations, norms and promotes formation and development of the personality, her civil, moral, spiritual, moral and psychological and other important professionally significant qualities caused by requirements of the state and society.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел в учреждениях культуры»

^Педагогические условия нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел в учреждениях культуры

удк 351.74:37.017.4 О. М. Боев а

московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются педагогические условия нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел, пути совершенствования морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел. В качестве наиболее эффективных названы следующие: планирование и проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности в системе воспитательной работы с личным составом; включение во внештатные лекторские группы представителей традиционных религиозных конфессий для проведения государственно-правового информирования личного состава; внедрение в систему морально-психологической подготовки спецкурса «духовность. нравственность. Закон»; организация духовно-нравственного воспитания при активном использовании этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. отмечается, что нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел направлено на получение и усвоение сотрудниками знаний, морально-этических установок, норм и способствует формированию гражданских, нравственных, духовных, морально-психологических и других важных профессионально значимых качеств, обусловленных требованиями государства и общества. Ключевые слова: педагогические условия, нравственное воспитание, сотрудники органов внутренних дел, учреждения культуры.

O. M. Boeva

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MORAL EDUCATION OF POLICE OFFICERS IN CULTURAL INSTITUTIONS

In article pedagogical conditions of moral education of staff of law-enforcement bodies, ways of improvement of moral and psychological ensuring operational and service activity of staff of law-enforcement bodies are considered. As the most effective the following is called: planning and carrying out actions of a spiritual and moral and patriotic orientation in system of educational work with staff of law-enforcement bodies; inclusion in non-staff lecturing groups of representatives of traditional religious faiths for carrying out state and legal informing staff; introduction in system of moral and psychological preparation of a special course «Spirituality. Moral. Law»; the organization of spiritual and moral education at active use of ethnocultural traditions of the people of that region where it is carried out. It is noted that moral education of staff of law-enforcement bodies is directed on receiving and assimilation by employees of knowledge, moral and ethical installations, norms and promotes formation and development of the personality, her civil, moral, spiritual, moral and psychological and other important professionally significant qualities caused by requirements of the state and society.

Keywords: pedagogical conditions, moral education, law enforcement officers, cultural institutions.

БОЕВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА — соискатель кафедры культурно-досуговой деятельности 124 Московского государственного университета культуры и искусств

BOEVA OL'GA MIKHAILOVNA — doctoral student of Department of си1Шга1 and leisure activities, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: [email protected] © Боева О. М., 2014

Проблема нравственного воспитания сотрудников правоохранительных органов является одной из актуальных проблем современной юридической педагогики и занимает приоритетное место в системе подготовки кадрового состава для органов внутренних дел.

Современная практика свидетельствует о том, что возможности воспитательной работы в органах внутренних дел, в том виде, в каком она существует сегодня, в значительной степени уже исчерпаны и не оказывают позитивного влияния на ход и результаты оперативно-служебной деятельности, формирование достойного нравственного облика сотрудника органов внутренних дел. Проведённый Министерством внутренних дел Российской Федерации мониторинг состояния служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации свидетельствует, что в первом полугодии 2013 года судами различных инстанций осуждено около 700 сотрудников органов внутренних дел. Факты участия сотрудников полиции в совершении преступлений и административных правонарушений, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, недостойное поведение вне службы, как правило, получают широкий общественный резонанс, увеличивая недоверие граждан к органам внутренних дел в целом, дискредитируют в глазах населения Министерство внутренних дел Российской Федерации как институт государственной власти.

В связи с этим в нормативных документах Министерства внутренних дел Российской Федерации подчёркивается необходимость глубокой модернизации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел.

В приказе Министерства внутренних дел Российской Федерации от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» в качестве основной цели

морально-психологического обеспечения выступает формирование и развитие у сотрудников органов внутренних дел государственно-патриотического мировоззрения, комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств личности, обусловленных требованиями государства и общества к профессионально-нравственному облику сотрудника органов внутренних дел [8]. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 10 августа 2012 года № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [9] одной из основных задач морально-психологической подготовки считает «формирование у сотрудников моральной установки на верность Присяге, личной убеждённости в приоритете защиты прав и свобод граждан, морально-психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач» [9].

Нынешние сотрудники органов внутренних дел — это молодые люди, которым, в основном, от 21 года до 35 лет, то есть это то поколение, которое формировалось в постперестроечной России, когда многие традиционные для России морально-нравственные установки утратили влияние, когда нарушилась связь времён. И теперь, принимая активное и непосредственное участие в судьбе других людей, являясь следователями, дознавателями, участковыми, оперативниками, инспекторами дорожно-пат-рульной службы, сами они зачастую имеют смутное представление о необходимых им для службы ценностных ориентирах.

Проведённый опрос по ценностным ори-ентациям более 700 сотрудников московской полиции, являющихся представителями разных служб и подразделений, показал следующую ситуацию.

Большинство опрошенных (57%) считают, что нравственность — это следование моральным нормам и запретам, а нравственные ценности и сегодня важнее всех прочих. Однако 30% респондентов считают нравст-

венность понятием изменчивым, зависимым от общественных предпочтений, и следование нравственным нормам трактуют на своё усмотрение. 13% участников опроса считают, что это понятие потеряло свою значимость в настоящее время и сегодня важнее жизненный успех, несмотря ни на что.

В общей массе сотрудники не чувствуют причастности к службе на благо государства и Отечества. У них отсутствует понимание того, что служба в органах внутренних дел — это самоограничение и жертвенность, многие (62%) даже затруднились определить нравственный смысл служения народу и закону.

В то лее время необходимо констатировать, что российские традиции и нравственные нормы являются незыблемыми ценностями для 57% сотрудников органов внутренних дел, а 19% опрошенных даже стараются руководствоваться в повседневной жизни библейскими заповедями.

Люди всё больше понимают: если нравственный идеал, передаваемый от поколения к поколению, ограждается от разрушения, то это становится гарантией сохранения и дальнейшего развития просвещённого общества и процветающего государства.

Без духовно-нравственных основ вряд ли возможна модернизация экономики и обновление общественной жизни. Именно духовно-нравственная основа является стратегической линией в развитии любого государства. И руководство страны в последние годы этому вопросу уделяет повышенное внимание. Это отмечено и в предвыборной программе 2012 года на пост Президента РФ В. В. Путина: «Наша сила — в духовном богатстве и единстве многонационального российского народа. Возрождению и укреплению этих ценностей мы будем всемерно содействовать через развитие культуры, сотрудничество с традиционными религиозными конфессиями. Мы будем активно защищать основы нравственности...» [1].

Серьёзным и актуальным является вопрос о мировоззренческой базе воспитания

личного состава. Современная общественно-научная мысль предпринимает попытки воссоздания общенациональных консолидирующих идей, девальвированных за последнее время ценностей, ориентиров, идеалов, без опоры на которые невозможно нормальное функционирование системы социальных и государственных институтов, решение любых вопросов в интересах возрождения Отечества.

В контексте традиционных для России исторических подходов духовно-нравственное воспитание в органах внутренних дел молено рассматривать как целенаправленную деятельность, ориентированную на создание условий для развития духовности и нравственности на основе общечеловеческих и отечественных ценностей с последующим формированием гралсданских, патриотических и нравственных качеств личности, способствующих лсизненному самоопределению и профессиональному становлению, а также созданию условий для самореализации и самосовершенствования личности.

Всё это свидетельствует о том, что в современных условиях нравственное воспитание кадрового состава сотрудников органов внутренних дел представляется особенно актуальным и доллено быть направлено на формирование и развитие нравственных чувств (долга, веры, ответственности, гралс-данственности, патриотизма, терпения, милосердия); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).

Нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел способно обеспечивать высокий уровень морально-психологической подготовки к оперативно-служебной деятельности. Данный процесс направлен на получение и усвоение сотрудниками знаний, морально-этических установок, норм и способствует формированию и развитию

личности, ее гражданских, нравственных, духовных, морально-психологических и других важных профессионально значимых качеств, обусловленных требованиями государства и общества.

Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел, являются: планирование и проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности в системе воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел; включение во внештатные лекторские группы представителей традиционных религиозных конфессий для проведения государственно-правового информирования личного состава; внедрение в систему морально-психологической подготовки спецкурса «Духовность. Нравственность. Закон»; организация духовно-нравственного воспитания при активном использовании этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется.

Рассматривая педагогические условия процесса нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел, имеется в виду совокупность мер воспитательного воздействия, которые обеспечивают преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности.

Успешной организации воспитательной работы как с отдельным сотрудником, так и со служебным коллективом способствуют следующие факторы: создание условий для нравственного развития сотрудников, их удовлетворительного морально-психологического состояния, устойчивости и готовности эффективно выполнять оперативно-служебные задачи; оптимальное включение религиозного компонента в нравственное воспитание сотрудников путём организации широкого взаимодействия с традиционными религиозными конфессиями; пропаганда базовых духовно-нравственных ценностей (служебный долг, честь, совесть, достоинство, моральная ответственность, смелость,

мужество и патриотизм), которые утверждают значимость государственной (полицейской) службы в современных социокультурных условиях; возрождение и развитие коллективизма в органах внутренних дел.

Разработанная автором статьи методика формирования духовно-нравственных качеств личности сотрудников органов внутренних дел, включающая спецкурс «Духовность. Нравственность. Закон», реализуется в различных формах воспитательной деятельности (конкурс творческих работ, факультативные курсы, лектории, встречи с представителями духовенства разных вероисповеданий и конфессий, общественных объединений, с деятелями науки, культуры и образования, Рождественские чтения, посещение храмов, выставок и др.), отражает основные направления морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел РФ в области духовно-нравственного и патриотического воспитания личного состава, соблюдения законности и служебной дисциплины.

Рассмотрим некоторые формы и методы данной воспитательной работы.

В органах внутренних дел хорошо зарекомендовали себя формы и методы воспитательного воздействия, основанные на ознакомлении сотрудников с достижениями мировой и отечественной истории и культуры (посещение спектаклей, концертов, выставок, музеев), а также непосредственное участие в самодеятельном художественном творчестве.

В Культурном центре Главного управления внутренних дел по городу Москве (Далее ГУ МВД России по г. Москве), в действующем музее имеется постоянно действующая экспозиция истории органов внутренних дел. В музее представлены как материальные, так и письменные экспонаты, повествующие о развитии и совершенствовании полицейских органов России с древнейших времён до наших дней. Музей организует и проводит экскурсии для со-

трудников московской полиции и членов их семей. Здесь проходят торжественные ритуалы принятия присяги, вручения погон и оружия. Богатое наследие музея используется при подготовке телепередачи «Следствие вели..» с Леонидом Каневским. Также комнаты истории — мини-музеи созданы во многих подразделениях московского Главка. Экспонаты в них собраны при самом активном участии сотрудников и ветеранов органов внутренних дел. Самая древняя экспозиция в истории органов внутренних дел принадлежит московскому уголовному розыску. Она начала складываться в 30-х годах прошлого века и создана во многом предшественниками современных московских полицейских. Музейные реликвии, наряду с профессиональными рассказами об истории органов внутренних дел, производят сильное впечатление и оказывают существенное воспитательное воздействие.

В московской полиции ежегодно проходят смотры-конкурсы художественного творчества и художественной самодеятельности среди сотрудников, членов их семей и ветеранов органов внутренних дел. Основная цель таких мероприятий — создание условий для творческой самореализации сотрудников и членов их семей, развитие художественного самодеятельного творчества личного состава, а также обеспечение функционирования постоянно действующих творческих коллективов в органах (учреждениях), обеспечение их участия в конкурсных мероприятиях, фестивалях и концертных программах МВД России. Такие конкурсы открывают массу талантов и выполняют важнейшую педагогическую задачу, связанную с развитием и самосовершенствованием личности, кроме того, способствуют укреплению института семьи. Лучшие песенные номера, отобранные компетентным жюри, в состав которого входят народные артисты России (например, И. Д. Кобзон, Е. А. Хорошевцев и др.), выдвигаются для участия в конкурсе Министерства внутренних дел «Милосердие белых ночей».

Гала-концерты, состоящие из лучших номеров художественной самодеятельности, ежегодно с 2011 года проходят для жителей Москвы в Театре эстрады [2]. Это способствует формированию позитивного образа сотрудника органов внутренних дел — защитника правопорядка, повышению на этой основе престижа службы в органах внутренних дел.

Традиционными в органах внутренних дел стали и конкурсы фоторабот. Особенно приветствуется тематика, связанная с непосредственной деятельностью сотрудников полиции. Лучшие конкурсные работы московских полицейских направляются на конкурс фоторабот «Открытый взгляд» в МВД России. В дальнейшем эти работы украшают Кремлёвский дворец съездов во время проведения концерта, посвящённо-го Дню сотрудника органов внутренних дел 10 ноября.

В ходе изучения практики проведения воспитательной работы в системе морально-психологической подготовки личного состава установлена необходимость изменения подходов в целях выполнения основной задачи данного вида подготовки — морально-психологической готовности сотрудника, служебного коллектива к выполнению оперативно-служебных задач.

На наш взгляд, совершенствование процесса нравственного воспитания сотрудников внутренних дел возможно в следующих направлениях: использование возможностей Общественных советов при МВД республик, УВД краёв, областей, городов в процессе проведения информационно-пропагандистской работы с личным составом; создание Духовно-просветительских центров при храмах, расположенных на территории органа внутренних дел или в непосредственной близости; активное привлечение семей сотрудников правоохранительных органов к участию в мероприятиях духовно-нравственной и патриотической направленности, проводимых в органах внутренних дел.

Для семей сотрудников московской полиции при содействии общественных благотворительных организаций проводится много замечательных воспитывающих мероприятий. Так, например, стало доброй традицией отмечать праздничные Пасхальные мероприятия для детей и их родителей, служащих в полиции, в Московском государственном академическом детском музыкальном театре имени Н. И. Сац. В этом году на благотворительный праздник было приглашено 550 детей и столько же родителей. Главной задачей таких мероприятий, по мнению их устроителей, является укрепление семьи, воспитание подрастающего поколения [3 , 4, 8].

Тесное сотрудничество сложилось и с Московским молодёжным театром под руководством В. Спесивцева. К Международному дню защиты детей театром, московскими полицейскими при содействии благотворительного фонда «Петровка, 38» для детей был подготовлен незабываемый праздник. Его участниками стали не только дети сотрудников московской полиции, но и ребята из кадетских корпусов и детских домов [10].

«Службой родителей гордимся». Так назывался фестиваль полицейских профессий, прошедший в августе 2014 года в детском оздоровительном лагере «Бугорок». Здесь отдыхают дети сотрудников полиции. И одной из главных задач лагеря является воспитание чувства гордости и уважения к профессии родителей, ранняя профориентация, а также, несомненно, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. В фестивале приняли участие многие полицейские подразделения Москвы. Полицейские кавалеристы показали трюки на лошадях, сотрудники ОМОН — силовые упражнения, кинологи — работу служебных собак по обезвреживанию преступников. В лагере были размещены экспозиции, рассказывающие о деятельности органов внутренних дел Москвы, в том числе представлена выставка специальной техники, стрелкового оружия и оборудования, которое используется полицейскими [5, 7]. В финале праздника дети исполнили песню «Полицейский — нет нам роднее слова», посвятив её родителям и всем сотрудникам правоохранительных органов.

Примечания

1. Владимир Путин. Предвыборная программа на пост Президента РФ [Электронный ресурс] : [вебсайт]. Электрон. дан. Москва, 2012. URL: putin2012.ru

2. Далидович Ю. С чего начинается Родина // Петровка, 38. 2014. № 16.

3. Далидович Ю. Лучшее — детям // Петровка, 38. 2014. № 20.

4. Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации на период до 2020 года.

5. Куликова А. Фестиваль полицейских профессий // Петровка, 38. 2014. № 31.

6. «О полиции» : Федеральный закон от 7 февраля 2011года № 3-ФЗ // Российская газета. 2011. 8 февраля.

7. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ // Российская газета. 2011. 7 декабря.

8. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

9. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 10 августа 2012 года № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

10. Тарасов А. Праздник радости // Петровка, 38. 2014. № 18.

References

1. Vladimir Putin. Predvybornaia programma na post Prezidenta RF [Vladimir Putin. Election Program for the post of President of the Russian Federation]. Available at: putin2012.ru

2. Dalidovich Iu. S chego nachinaetsia Rodina [What begins Motherland]. Petrovka, 38. 2014, No. 16.

3. Dalidovich Iu. Luchshee — detiam [The best — to children]. Petrovka, 38. 2014, No. 20.

4. The concept of the personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the period up to 2020. (In Russian, unpublished).

5. Kulikova A. Festival' politseiskih professii [Festival police professions]. Petrovka, 38. 2014, No. 31.

6. On Police: Federal Law of 7 February of 2011 No. 3-FZ. Rossiiskaia gazeta [Russian newspaper], 2011, 8 February. (in Russian).

7. On the Service in the Internal Affairs of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation. Rossiiskaia gazeta [Russian newspaper], 2011, 7 December. (in Russian).

8. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of February 11, 2010 No. 80 «On the moral and psychological support operational activity of law enforcement bodies of the Russian Federation». (In Russian, unpublished).

9. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of August 10, 2012 no. 777 «On organization of psychological training in the Internal Affairs of the Russian Federation». (In Russian, unpublished).

10. Tarasov A. Prazdnik radosti [Holiday of joy]. Petrovka, 38. 2014, No. 18.

И

НТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ДОСУГОВОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖЕОБРАЗУЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

УДК 17.022.1:37 И. Ф. Симонова

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

В статье рассмотрены возможные перспективы включения новых компетенций в существующие иерархии и особое внимание уделено формированию имиджеобразующих компетенций, выражающих готовность и способность специалиста, работающего в системе «человек — человек», формировать позитивный имидж как необходимое условие достижения успеха в профессиональной деятельности. Автор, основываясь на результатах комплексного педагогического эксперимента, обосновывает необходимость формирования имиджеобразующих компетенций в процессе профессиональной подготовки; раскрывает потенциал содержания гуманитарного образования, с учётом усиления межпредметных связей, как одного из условий формирования имиджеобразующих компетенций. В качестве другого важнейшего условия формирования имиджеобразующих компетенций автор выделяет досуговую деятельность, которая в интеграции с образовательными программами представляется наиболее адекватной формой деятельности, позволяющей обеспечить оптимальный баланс между образованием, развитием, саморазвитием, отдыхом, потреблением и эффективно решить проблемы формирования имиджеобразующих компетенций. Статья предназначения для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений. Ключевые слова: компетенции, имиджеобразующие компетенции, имидж, межпредметная интеграция, досуговая деятельность.

СИМОНОВА ИРИНА ФЕЛИКСОВНА — аспирантка кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

SIMONOVA IRINA FELIKSOVNA — doctoral student of Department of socio-cultural activity, St. Petersburg State University of Culture and Arts

e-mail: [email protected] © Симонова И. Ф., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.