УДК 343.9 Манукян Алинэ Романовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеправовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ
Manukian Aline Romanovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, General Legal Disciplines Department, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
THE TOPICAL ISSUES OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL WORK WITH THE POLICE OFFICERS
Аннотация:
В статье представлен сравнительный анализ существующих подходов к содержанию и организации индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел, а также к оценке эффективности мер индивидуального воспитательного воздействия и ее критериев. Сформулированы доктринальные положения, образующие в совокупности модель оценки эффективности индивидуальной воспитательной работы как системы.
Summary:
The article carries out a comparative analysis of existing approaches to the content and the management of the individual educational work with police officers, as well as estimation of the individual education efficiency and its criteria. The author has formulated doctrinal the-ses, which form a model of efficiency evaluation of the individual educational work as a system.
Ключевые слова:
индивидуальная воспитательная работа, эффективность мер, критерии, кадровый потенциал, органы внутренних дел, модель оценки, воспитательное воздействие.
Keywords:
individual educational work, efficiency of measures, criteria, human resources, internal affairs bodies, model of assessment, educational impact.
Важнейшей задачей современного этапа развития органов внутренних дел является создание условий для формирования высокопрофессионального, морально и психологически устойчивого личного состава [1; 2; 3]. Успешное выполнение оперативно-служебных задач сотрудниками органов внутренних дел актуализирует разработку подходов к осуществлению кадровой и воспитательной работы [4]. В соответствии с руководящими документами, регламентирующими содержание и организацию воспитания сотрудников полиции [5], индивидуальная работа является одной из приоритетных задач повседневной управленческой деятельности в подразделениях, учреждениях органов внутренних дел.
Несмотря на постоянно ведущуюся работу по совершенствованию работы с личным составом и разработанные методические рекомендации по организации индивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел, все еще сохраняется значительная неопределенность в ряде важных вопросов. В частности, существует насущная необходимость объективно оценить эффективность мер индивидуального воспитательного воздействия. В результате анализа существующих подходов к содержанию и организации индивидуально-воспитательной деятельности в органах внутренних дел, ее действенности и эффективности, ее критериев, проведенного в существующих исследованиях, представляется возможным сформулировать ряд выводов и суждений.
1. Целью индивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел является позитивное воздействие на укрепление законности и служебной дисциплины, улучшение морально-психологического состояния личного состава, повышение уровня общей и правовой культуры, стимулирование на эффективное выполнение оперативно-служебных и боевых задач [6, с. 166]. Ответственные лица [7] в рамках проведения индивидуальной воспитательной работы решают следующие задачи: составляют типовые схемы организации индивидуальной воспитательной работы в подразделении внутренних дел; разрабатывают планы и издают приказы об организации индивидуальной воспитательной работы; оказывают методическую помощь в выборе форм и методов индивидуального воспитания в отношении различных категорий сотрудников; выявляют сотрудников, в отношении которых требуется проведение индивидуальной воспитательной работы в первоочередном порядке (лица, недавно принятые на службу в органы внутренних дел, молодые специалисты, сотрудники, имеющие низкие показатели в оперативно-служебной деятельности, допускающие нарушения служебной дисциплины [8; 9]); осуществляют мониторинг, контроль и анализ состояния и эффективности индивидуальной воспитательной работы; по результатам проведенного анализа вносят предложения по совершенствованию индивидуальной
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 10)
воспитательной работы. Данные задачи определяют место индивидуальной воспитательной работы в механизме воспитания кадрового состава органов внутренних дел. Их решение обусловливает использование соответствующих форм и методов индивидуально-педагогического воздействия, в том числе [10, с. 11 —13]: индивидуальных воспитательных бесед (ознакомительная, поддерживающая или корректирующая); психолого-педагогического наблюдения; индивидуальной помощи; индивидуального задания и поручения; индивидуального контроля; изучения и обобщения документов, характеризующих сотрудника; посещения сотрудников по их месту жительства; использования средств морального и дисциплинарного воздействия и т. п.
В настоящее время основными противоречиями процесса осуществления воспитательной функции являются противоречия между содержанием деклараций о целях индивидуальной воспитательной работы и содержанием ее реальной деятельности [11; 12; 13]. Необходимым в связи с этим признается совершенствование проводимой индивидуальной воспитательной работы, ее содержательных и методических аспектов [14, с. 32-34].
2. Существует большое количество статей, монографий и ведомственных нормативных актов, предлагающих различные методики ведения индивидуальной воспитательной работы. При этом дискуссия в отечественной педагогической науке сосредоточена вокруг необходимости оценки действенности, результативности и эффективности индивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел. Тем не менее в теории отсутствуют четкие определения данных понятий, критерии, показатели и процедуры оценки результативности (эффективности) индивидуальных воспитательных мер как системы позитивного воздействия. Остается открытым и вопрос о совершенствовании правовой основы оценки эффективности деятельности индивидуальной работы по реализации воспитательной функции.
3. Научная и методическая литература содержит разные подходы к оценке эффективности воспитательной работы: оценка эффективности в публичных выступлениях и докладах о деятельности органов внутренних дел; составление рейтингов эффективности научно-исследовательскими и образовательными организациями; оценка эффективности мер индивидуальной воспитательной работы сотрудниками органов внутренних дел. Эффективность индивидуальной воспитательной работы подчас определяется как отношение результатов управления и ресурсов, прежде всего бюджетных, которые были затрачены на их достижение. Однако такая оценка не вполне корректна, так как результат деятельности руководителей (воспитателей, наставников) зачастую 1) приводит как к непосредственным, так и опосредованным результатам и 2) в качестве эффектов подразумевает эффекты социальные, психологические, организационные и т. п.
Наиболее обоснованной, на наш взгляд, является точка зрения, согласно которой под эффективностью индивидуальной воспитательной работы как системы мер воспитательного воздействия понимаются выраженные в объективных показателях оценки результатов деятельности ответственных за воспитание сотрудников лиц по выполнению их функциональных задач. Непреложным императивом эффективной индивидуальной воспитательной работы является ориентация всех ее форм, методов и инструментов на такие цели и задачи, которые не просто декларируются в отчетах, докладах и программах деятельности органов внутренних дел, а реально обеспечивают максимально возможное удовлетворение индивидуальных профессиональных, образовательных, психологических и духовно-нравственных потребностей сотрудников [15, с. 46].
4. Авторские исследования по проблематике индивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел и ее анализу, проводимые с 2007 г., позволяют сделать вывод, что различные научные концепции (социология, психология, педагогика и т. д.) подходят к данной проблеме как к инструменту реализации своих целей. В современных условиях существует объективная потребность выработки нового подхода к содержанию и организации индивидуальной воспитательной работы, выходящего за рамки узконаучного подхода. Анализ тематики индивидуальной воспитательной работы с узкодисциплинарных позиций влечет возможность исключения из нее вопросов, без учета которых проводимый анализ будет сведен к набору инструментальных решений в рамках той или иной системы знаний. Междисциплинарный (комплексный) подход способен внести значимый вклад в поиск интегративного подхода к содержанию и организации индивидуальной воспитательной работы, анализу эффективности индивидуальных воспитательных мер: объяснить и обобщить принципы индивидуальной воспитательной работы, разработать комплексный инструментарий деятельности, проанализировать способность ответственных работников обеспечить рост ее эффективности.
Совершенствование индивидуальной воспитательной работы сотрудников полиции возможно путем [16, с. 34]:
1) повышения психолого-педагогической составляющей в деятельности и подготовке ответственных за реализацию воспитательной функции лиц;
2) разработки и внедрения концептуальных и технологических основ воспитания с учетом индивидуальных особенностей сотрудников («неформальные лидеры», «сотрудники, входящие в группу риска», и т. д.).
5. В Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел Российской Федерации (п. 6.2) указано, что «работа с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации направлена на оптимальное формирование, интенсивное развитие и рациональное использование кадрового потенциала органов внутренних дел». В связи с этим в качестве одного из критериев эффективности индивидуальной воспитательной работы целесообразно использовать обеспеченность деятельности органов внутренних дел качественными людскими ресурсами.
Под эффективностью индивидуальной воспитательной работы как системы можно понимать такое свойство реализации индивидуального воспитательного воздействия, которое выражает меру его способности при соразмерных затратах своевременно обеспечивать достижение определенного социально значимого результата, направленного на достижение поставленных целей, к которым в первую очередь следует отнести реализацию и рост кадрового потенциала органов внутренних дел.
Эффективность индивидуальной воспитательной работы можно считать параметром, который описывает степень разрешимости «кадрового вопроса», стоящего перед руководством органов внутренних дел, и измерять ее с помощью критерия обеспеченности деятельности органов внутренних дел качественными людскими ресурсами, отражающего изменения показателя кадрового потенциала в различных параметрах. При этом социальный эффект от индивидуальной воспитательной работы должен определяться как степень достижения поставленных целей по реализации и росту кадрового потенциала в процентном или абсолютном выражении при условии позитивной оценки мер индивидуальной воспитательной работы сотрудниками органов внутренних дел и населением. Таким образом обеспечивается рациональное использование педагогического потенциала, заложенного в общественном мнении сотрудников полиции и населения. Актуальным направлением повышения социальной эффективности индивидуальной воспитательной работы является совершенствование методического обеспечения на основе использования передового педагогического опыта, с помощью которого возможно оптимизировать процесс принятия управленческих решений.
Ссылки и примечания:
1. Манукян А.Р. Основные проблемы совершенствования индивидуально-воспитательной работы с личным составом в ОВД // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2013. Т. 4. С. 1026-1030.
2. Михайлов В.И. Некоторые вопросы организации индивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 9. С. 226-230.
3. Толкачев А.В. Теория и практика воспитания сотрудников органов внутренних дел : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. 230 с.
4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2014 году [Электронный ресурс]. М., 2015 ЫРЬ: https://mvd.ru/Deljatelnost/results/annual_reports (дата обращения: 25.05.2015).
5. В числе нормативных правовых актов, регулирующих вопросы проведения индивидуальной воспитательной работы в органах внутренних дел, можно особо отметить федеральные законы от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также приказы МВД России от 01 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885, Концепцию кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел Российской Федерации (на период до 2020 года) и др.
6. Мальцева О.А. Особенности деятельности психологов ГИБДД МВД России // Наука и практика. 2014. № 4 (61). С. 165-168.
7. Субъектами индивидуальной воспитательной работы являются руководители кадровых и воспитательных подразделений.
8. Аулов А.Ю. Применение мер поощрения в целях укрепления законности и дисциплины в деятельности сотрудников ГИБДД // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. № 8. С. 296-299.
9. Караваев А.Ф., Скиданов Е.А. Профессиональное становление молодых сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 4. С. 32-38.
10. Панарин Д.А. Воспитательная работа с личным составом как средство эффективной жизнедеятельности ведомственных образовательных организаций (опыт Академии ФСИН России) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 7 (146). С. 11-16.
11. Караваев А.Ф., Скиданов Е.А. Указ. соч.
12. Лебедев Г.П., Акимов М.А. Организация индивидуально-воспитательной работы в органах внутренних дел : лекция. 2-е изд., перераб. и доп. Домодедово, 2005.
13. Табурца В.А., Никифоров В.М. Факторы суицидального поведения сотрудников органов внутренних дел // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2014. № 2 (24). С. 96-99.
14. Караваев А.Ф., Скиданов Е.А. Указ. соч.
15. Толкачев А.В. Указ. соч.
16. Там же.