Научная статья на тему 'Особенности воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России'

Особенности воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
782
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СРЕДСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / UPBRINGING / EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL WORK / PROFESSIONAL AND MORAL EDUCATION / BEHAVIOR / EDUCATIONAL INSTITUTION / MEANS OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубенко Виктор Викторович, Пахомов Алексей Николаевич, Злобин Михаил Николаевич

Современное российское общество и государство предъявляют высокие требования к организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях с точки зрения гуманистического, личностно-ориентированного и деятельностного подходов. В данной статье на примере своего педагогического опыта автор делится идеями по улучшению образовательного процесса, пытается донести место и роль воспитания в становлении личности и государства в целом. В статье раскрыты особенности воспитательной работы с правоохранителями, обоснована необходимость в разработке новых методов и средств воспитательного воздействия. Подробно раскрыто значение патриотического воспитания правоохранителя в масштабах государства. В статье также описаны основные составляющие данного направления в воспитательном процессе, мероприятия по внедрению патриотического настроения в ряды правоохранителей. Раскрыта структура воспитательного процесса, представляющая взаимосвязь основных элементов, целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Рассмотрена совокупность объективных и субъективных факторов, оказывающих, значительное влияние на ход исследования воспитательного процесса и найдены оптимальные способы и методы упрощения данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубенко Виктор Викторович, Пахомов Алексей Николаевич, Злобин Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

Modern Russian society, the state place high demands on the organization of educational process in educational institutions from the point of view of the humanistic, personality-oriented and activity approaches. In this article, on the example of his teaching experience, the author shares ideas to improve the educational process, trying to convey the place and role of education in the development of the individual and the state as a whole. The article reveals the peculiarities of educational work with police officers, the necessity to develop new methods and means of educational influence. Elaborated the importance of Patriotic education of law enforcement across the state. The article also describes the main components of this direction in the educational process, implementation of Patriotic sentiment in the ranks of law enforcement. The structure of the educational process, representing the relationship of the basic elements, objectives and content, methods and tools, as well as the results achieved. Considered the totality of objective and subjective factors that have a significant impact on the course of the research and educational process and found the best ways and methods to simplify the process.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России»

педагогические науки

Зубенко Виктор Викторович, Пахомов Алексей Николаевич, Злобин Михаил Николаевич ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ...

УДК 37.0

DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0026

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ

© 2019

Зубенко Виктор Викторович, подполковник полиции, начальник Пахомов Алексей Николаевич, подполковник полиции, заместитель начальника кафедры огневой и физической подготовки Злобин Михаил Николаевич, капитан полиции, старший преподаватель кафедры огневой и физической подготовки Ростовский юридический институт МВД России, Волгодонский филиал (347360, Россия, Волгодонск, ул. Степная д. 40,e-mail: y137os@yandex.ru)

Аннотация. Современное российское общество и государство предъявляют высокие требования к организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях с точки зрения гуманистического, личностно-ориенти-рованного и деятельностного подходов. В данной статье на примере своего педагогического опыта автор делится идеями по улучшению образовательного процесса, пытается донести место и роль воспитания в становлении личности и государства в целом. В статье раскрыты особенности воспитательной работы с правоохранителями, обоснована необходимость в разработке новых методов и средств воспитательного воздействия. Подробно раскрыто значение патриотического воспитания правоохранителя в масштабах государства. В статье также описаны основные составляющие данного направления в воспитательном процессе, мероприятия по внедрению патриотического настроения в ряды правоохранителей. Раскрыта структура воспитательного процесса, представляющая взаимосвязь основных элементов, целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Рассмотрена совокупность объективных и субъективных факторов, оказывающих, значительное влияние на ход исследования воспитательного процесса и найдены оптимальные способы и методы упрощения данного процесса.

Ключевые слова: воспитание, образование, воспитательный процесс, воспитательная работа, профессионально-нравственное воспитание, поведение, образовательное учреждение, средства воспитательного процесса

FEATURES OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

© 2019

Zubenko Viktor Viktorovich, police Lieutenant Colonel, chief Pakhomov Alexey Nikolaevich, police Lieutenant Colonel, Deputy head of the Department of fire and physical training Zlobin Mikhail Nikolaevich, police captain, senior lecturer of the Department of fire and physical training Rostov law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, Volgodonsk branch (347360, Russia, Volgodonsk, Stepnaya str., 40, e-mail: y137os@yandex.ru)

Abstract. Modern Russian society, the state place high demands on the organization of educational process in educational institutions from the point of view of the humanistic, personality-oriented and activity approaches. In this article, on the example of his teaching experience, the author shares ideas to improve the educational process, trying to convey the place and role of education in the development of the individual and the state as a whole. The article reveals the peculiarities of educational work with police officers, the necessity to develop new methods and means of educational influence. Elaborated the importance of Patriotic education of law enforcement across the state. The article also describes the main components of this direction in the educational process, implementation of Patriotic sentiment in the ranks of law enforcement. The structure of the educational process, representing the relationship of the basic elements, objectives and content, methods and tools, as well as the results achieved. Considered the totality of objective and subjective factors that have a significant impact on the course of the research and educational process and found the best ways and methods to simplify the process.

Keywords: upbringing, education, educational process, educational work, professional and moral education, behavior, educational institution, means of educational process

Особое значение в становлении государства отражается в воспитании общества и человека, при наличии различных концептуальных компонентов. Проблемы, непосредственно связанные с улучшением качества образования, характеризуются особенностями социальной сферы, стремления к совершенствованию профессиональной подготовки. Современная тенденция позволяет актуализировать вопросы в направлении воспитания сотрудников полиции. Существенные изменения производятся как по составу и характеру работ воспитательного процесса, так и по организационным аспектам. В любой сфере, в частности, образовательной, воспитание переплетено с учебным процессом, обусловлено это тем, что они составляют единую систему - общая нацеленность, ход работы, результат. Появляется необходимость в уточнении составляющих воспитательной работы с сотрудниками правоохранительных органов:

- формирование в период обучения у слушателя качеств различной категории (сюда включены: гражданские, социальные, моральные, специальные);

- восприятие правоохранителя как профессионала, нацеленного на быстрое реагирование, принятие правильного решения по задачам, связанным с защитой общественного порядка, обеспечением безопасно-

сти человека при соблюдении конституционных прав отдельных лиц и граждан и их усиленной защитой; создание условий, позволяющих противодействовать коррупции, предотвращать наступление профессиональной деформации конкретного человека.

Во время воспитательного процесса могут возникнуть задачи следующего характера:

- выбор сильной позиции, для реализации деятельности по воспитанию правоохранителя;

- работа с личным составом на фоне воспитательного процесса (кадровый аппарат) с учетом замечаний;

- обеспечение высокого уровня воспитательной работы путем совершенствования профессиональных качеств, обучение специалистов подразделений по воспитательной работе с правоохранителями;

- систематизированная подготовка руководителей по направлению воспитательной работы в своих подразделениях.

В многочисленных трудах понятие «воспитание» носит многогранный характер, оно находит применение в различных областях. Что касается воспитания правоохранителя, нельзя не отметить высокую значимость научного подхода при изучении воспитательного процесса.

Педагогика в рамках правовой и правоохранительной

Zubenko Viktor Viktorovich, Pakhomov Alexey Nikolaevich, Zlobin Mikhail Nikolaevich FEATURES OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN EDUCATIONAL ...

pedagogical sciences

деятельностиявляетсяосновойвыполненияслужебныхза-даний правоохранителей с учетом специфики профессии.

По мере возникновения проблем, связанных с особенностями педагогики воспитания правоохранителя, мы можем разработать и внедрить меры по их предотвращению. Необходимо перечислить компоненты, составляющие единый комплекс воспитательной работы для правоохранителя:

- совершенствование личностных качеств правоохранителя, повышение мотивации к службе, его высокий уровень подготовленности;

- развитие конструктивного мышления у всех сторон воспитательного процесса: состав компонентов, условий, особенностей, позволяющих предотвратить и устранить возможные сложности, связанные с данной деятельностью;

- единство мнений всех сторон;

- связь с высокой продуктивностью в рамках воспитательного процесса (а также профессиональной и служебной подготовки), с применением соответствующих умений, знаний и навыков;

- отбор кандидатов на службу при условии повышения качества - с использованием психологического, педагогического исследования общего состояния претендентов;

- моделирование воспитательного и учебно-тренировочного процессов специальной (первоначальной) подготовки лиц (накопление положительного опыта, закрепление профессионального мастерства);

- разработка новых технологий, повышающих эффективность применяемых средств, в зависимости от разновидности воспитания.

Перечислив компоненты единого комплекса воспитания правоохранителя, поясним, что «содержание воспитания» - это система знаний, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должны овладеть сотрудники органов внутренних дел в соответствии с поставленными целями и задачами [1, с. 35].

Заинтересованность государства в правильном определении ценностей народной духовности, национального достоинства, чувства патриотизма, позволяет сформулировать целесообразное планирование всей воспитательной работы среди правоохранителей. Она отвечает на вопросы, связанные с правоохранительной деятельностью с учетом постоянных реформирований: позволяет создать условия для оптимального набора качеств, навыков и умений для становления правоохранителя настоящим профессионалом, способным с достоинством отстаивать государственные интересы.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов [2, с. 82]. Соответственно, его многокомпонентность подразумевает, что высокая доля от общего педагогического процесса приходится на воспитание. Следующим уровнем выступает развитие, которое отражает особенности (связи, характеристики) глобальных систем. Рассматриваемый процесс имеет высокие показатели сложности, разнообразия, противоречивости, тем самым показывая, насколько изучен данный аспект. По вопросам воспитания правоохранителей, исследования проводили следующие ученые: В.Я. Кикоть, Н.С. Кравчун, А.В. Буданов, И.В. Горлинский, И.Ф. Колонтаевская, А.Д. Лазукин, И.А. Латковая, И.Б. Пономарев, А.М. Столяренко, А.А. Федотов, И.Н. Медведев. Авторы описывали отношения сторон процесса воспитания правоохранителя. Базисом правильного формирования воспитательного процесса образовательной деятельности правоохранительных органов, является работа педагогического коллектива, сориентированная на получение положительного результата данной деятельности (в качестве примера можно привести благоприятное воздействие на формирование общечеловеческих ценностей у сотрудника право-

охранительных органов), на составление плана мероприятий, подбор и применение необходимых методов, на реализацию разработанного плана и алгоритмов, на управленческую составляющую поведения правоохранителей.

В исследовании воспитательного процесса выделяют такие факторы, как: объективные и субъективные [6, с. 92].

Совокупность факторов, оказывающих значительное влияние на его ход, позволяет нам определить, насколько данный процесс усложнен, и как найти оптимальные способы и методы для его упрощения. Если мы попробуем разделить и сопоставить учебный процесс с воспитательным, то возникает потребность в указании трудоемкости контроля за результатом работы, сложность выражается в качественном и количественном отношении (временной фактор также не исключаем).

Зачастую воспитательная работа с правоохранителями предусматривает следующую направленность: со стороны формирования государственно-правового мировоззрения (соблюдение служебной дисциплины и законности), правового воспитания, профессионально-нравственного воспитания, патриотического воспитания (укрепление культуры межнациональных отношений), эстетического воспитания [3, с. 107].

Государственно-правовое мировоззрение вбирает в себя морально-психологическую подготовку правоохранителей, их осведомленность в правовой направленности. Ознакомление с устройством государства, органами государственной власти, с направлением деятельности сотрудников полиции. Организуют семинары, круглые столы, викторины, посвященные вопросам о роли государства и общества, его основных задачах, функциях.

Итак, правовое воспитание у правоохранителя формирует правовую ориентацию, правовое осмысление с практическим применением обретенных знаний и навыков, составляющих в конечном результате правовую воспитанность и образованность. Наряду с программами в образовательном учреждении предусмотрена организация мероприятий, формирующих картину изменений профессиональной направленности (в форме лекций, совещаний с руководством образовательного учреждения, практических занятий, научных конференций). Важная деталь при первоначальной профессиональной подготовке заключается в ее ускоренном режиме с постоянным контролем над слушателем (проведение психологического исследования, анкетирования, групповых и личных бесед). Понятие «профессионально-нравственного воспитания» подразумевает под собой готовность к защите прав и свобод граждан, соблюдение принципов морально-нравственной этики, передаче положительного опыта начинающим правоохранителям. Эффективность повышается за счет проведения семинаров, совещаний, встреч с ветеранами.

Переходя к вопросам патриотического воспитания, мы должны четко представлять, что лежит в основе данного направления. Знание истории Российского государства, уважение к многонациональной и многоконфессиональной стране, прилежная и добросовестная работа правоохранителя - все это ключевые определения воспитательной работы в патриотическом содержании. Так, по словам Б.А. Федулова: «государство стремится к социальной стабильности» [4, с. 11]. И именно правоохранители должны донести до гражданина эту мысль, обеспечив его безопасность и безопасность общества в целом. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года №1493, выступает основополагающей для учебно-воспитательного процесса в патриотической направленности для правоохранителей.

Для успешной реализации государственной программы сотрудники совместно со слушателями ВФ РЮИ МВД России подготавливают мероприятия следующего

106

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)

педагогические науки

Зубенко Виктор Викторович, Пахомов Алексей Николаевич, Злобин Михаил Николаевич ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ...

плана:

- научно-просветительская деятельность по вопросам патриотизма;

- внедрение проектов патриотического характера (съемка документального фильма) с привлечением специалистов из разных областей;

- проведение круглых столов, конкурсов по вопросам патриотического воспитания правоохранителей;

- подготовка к ритуалам служебной деятельности; торжественных маршей, чтений произведений, уроков мужества, собраний;

- выражение почитания героев, погибших при исполнении долга перед Родиной;

- воссоздание истории в музее; обозначение особых дат в летописи Министерства внутренних дел Российской Федерации;

- организация встреч с Героями Отечества, ветеранами Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, ветеранами органов внутренних дел, внутренних войск, боевых действий, содействие в их жизни;

- общественная, культурно-просветительская, спортивная деятельность;

- прикладное искусство и творчество с эстетическим уклоном.

Торжественные ритуалы тесно связаны с патриотическим воспитанием и благоприятно воздействуют на обучаемых, стимулируя их на совершение подвигов, добросовестное несение службы в органах внутренних дел, желание стать примером для своих последователей. Торжественность, величие, красота, официальность призывают сохранить и поддерживать данные традиции.

Эстетическое воспитание участвует в процессе духовного становления сотрудника полиции. Это связано с развитием в человеке способности воспринимать, ценить и анализировать, создавать прекрасное в повседневной жизни. Здесь следует уточнить, что понятие «прекрасное» в контексте художественного формирования личности не совпадает со значением слова «красота», точнее сказать, что это описание внешней формы и включает в себя такие понятия, как гармония, гуманизм, совершенство. Самым действенным методом в эстетическом воспитании можно считать личный пример.

Так называемый личностный пример преподавателя перед сотрудниками включает в себя: манеру поведения, общения, внешний вид и моральные качества, которые олицетворяют усваиваемые сотрудниками полиции идеалы. Путем подражания формируется социально-нравственные цели личностного поведения. В механизме подражания можно выделить, по крайней мере, три этапа. На первом этапе в результате восприятия конкретного действия у человека появляется субъективный образ этого действия, желание поступать также. На втором этапе между примером для подражания может возникнуть связь, а на третьем этапе происходит синтез подражательных и самостоятельных действий, на который активно влияют жизненные и специально созданные воспитывающие ситуации. Таким образом, подражательность и основанный на ней пример могут и должны найти достойное применение в педагогическом процессе. На это обращал внимание К.Д. Ушинский, который подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности может действовать только личностью. В глазах учащихся только тот поступок заслуживает подражание, который совершил авторитетным и уважаемым человеком. [5, с. 9].

В научной литературе отношение к воспитанию со стороны слушателей складывается из взглядов, жизненной позиции, духовно-нравственных ценностей, поведения, занимая важное место в учебно-воспитательном процессе [7, с. 129]. Следует отметить, что правоохранитель всегда должен стремиться к положительному отношению, руководствуясь указаниями «воспитателя» (им может являться руководитель, преподаватель, инструктор и т.д.). Лекционное, практическое занятие (тре-

нировка, консультация, совещание) всегда включают в свой состав элементы воспитательного процесса. В образовательном учреждении МВД России уделяется особое внимание строевой подготовке и служебным дисциплинам. При использовании основных принципов и приемов строевой подготовки у слушателя формируются способности, по самовоспитанию и самосовершенствованию личности правоохранителя. На занятиях по служебной подготовке придается немалое значение оценке ситуации плана действий в тех или иных ситуациях. Если правоохранитель способен объективно оценивать свои возможности, то процесс самовоспитания ускоряется. В среде сотрудников полиции развито взаимовоспитание с единой нацеленностью на положительный результат осуществляемой деятельности. В процессе обучения оно особенно развито, поскольку перед слушателями ставятся единые цели и задачи. Сотрудничество внутри группы носит прогрессирующий характер.

Специалисты по воспитательной работе правоохранителей должны учитывать особенности поведения конкретного лица, коллектива в целом, благодаря этому происходит рациональный подбор методов взаимодействия при построении воспитательного процесса.

Ознакомление с описанием воспитательного процесса, разработкой методики решения задач данной деятельности, применением воспитательных мер призывает к тщательному анализу и исследованию его особенностей в рамках обучения правоохранителей. Понимается, что образовательная сфера в концепте воспитания сотрудников полиции должна носить научно обоснованный характер и отвечать всем требованиям правоохранительной деятельности. В результате проведенного исследования мы раскрыли особенности воспитательной работы с правоохранителями, обосновали необходимость в разработке новых методов и средств воспитательного воздействия. Установили, как влияют личностные качества на процесс воспитания в правоохранительной деятельности применительно к образовательной сфере.

Подробно раскрыли значение патриотического воспитания правоохранителя в масштабах государства. В статье также описаны основные составляющие данного направления в воспитательном процессе, мероприятия по внедрению патриотического настроения в ряды правоохранителей. Воспитательная работа с сотрудниками полиции ведется на протяжении всей службы, но основы закладываются в период обучения в образовательных учреждениях: так профессиональная и служебная подготовка правоохранителей обязательно имеет в своем арсенале инструменты воспитательной работы. В дальнейшем, именно они участвуют в формировании необходимых навыков, знаний, умений для осуществления правоохранительной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кикоть В.Я. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник /Под общ.ред. докт. педаг. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.

2. Тихомиров С.Н. Педагогика высшей школы: учебное наглядное пособие. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2016.

3. Пидкасистый П.И. Психология и педагогика: учебник для вузов/ Под ред. П.И. Пидкасистого . — М.: Юрайт; М.: Высшее образование, 2010.

4. Сластенин В.А. Ведение в педагогическую аксиологию. М.: Школа — Пресс, 2003.

5. Леонова И.А. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие в вопросах и ответах. Орел: Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова, 2017.

6. Марченков, В. И. Педагогика [Текст] : учебник / В. И. Марченков, В. Н. Герасимов, И. А. Алехин. — М. : Изд-во Военного университета, 2002.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для вузов, 2-е изд., Академический проект, Фонд «Мир», 2008.

Статья поступила в редакцию 22.04.2019

Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.