психологические аспекты воспитательной, правовой и профилактической работы
УДК 378 © В. В. Васильев, 2017
Конструирование воспитательного процесса как составной части непрерывного образования сотрудников правоохранительных органов
Васильев Вячеслав Вениаминович,
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел Нижегородской академии МВД России Нижний Новгород, Россия. е-mail: [email protected]
Внедрение компьютерных технологий в жизнь современного социума неоспоримо. Не осталась в стороне от внедрения элементов в свою среду и такая основополагающая деятельность государства и общества, как образование. Сама терминология образовательного процесса часто отсылает участников образовательной деятельности к технико-компьютерным терминам «программа» (например, рабочая программа дисциплины), «тестирование» (например, остаточных знаний обучающихся), «обратная связь» и пр. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает обучение как единый, целенаправленный процесс обучения и воспитания. В свете последних изменений в государственной образовательной политике России не только воспитание возвращается на позицию равноправного с обучением элемента образования, но и приобретает особо значимую роль в подготовке в рамках непрерывного образования профессионала, специалиста и грамотного члена общества. Перед образовательными организациями федеральных правоохранительных органов задача максимальной отдачи воспитательного процесса при подготовке профессионалов-правоохранителей и патриотов Отечества стоит особенно остро. Конструирование воспитательного процесса в соответствии с деятельностью организации не только позволяет оптимизировать образовательный процесс в вузе, но и может способствовать минимизации пробелов в воспитательном «охвате» всех категорий сотрудников, проходящих обучение в рамках непрерывного образования.
Ключевые слова: непрерывное образование, «полицейский» вуз, конструирование образовательной деятельности,
воспитательный процесс.
Для цитирования: Васильев В. В. Конструирование воспитательного процесса как составной части непрерывного образования сотрудников правоохранительных органов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 4(71). С. 46-49.
Наличие программирования в процессе обучения как составной части образовательной деятельности и необходимость его дальнейшего совершенствования не подвергается сомнению . Достаточно упомянуть, что в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами образовательная деятельность в вузе осуществляется по основной профессиональной образовательной программе, преподавание дисциплин ведется по рабочим программам, определяемым примерными и рабочими учебными планами [1, с. 3].
Воспитательная работа в образовательных организациях, проводимая в рамках непрерывного образования сотрудников правоохранительных органов, также строится на плановой, упорядоченной основе
Целью данного краткого исследования является рассмотрение вопроса современного состояния и перспектив конструирования воспитательного воздействия на обучающихся [2, с. 40] как составной части непрерывного образования сотрудников правоохранительных органов . Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
— провести краткий анализ состояния воспитательной работы с обучающимися во всех структурных элементах системы образовательных организаций правоохранительных органов страны, осуществляющих непрерывное образование сотрудников правоохранительных органов (на примере системы образовательных организаций МВД России);
— разработать модель конструирования воспитательного процесса субъектов воспитательно-обучающего воздействия на обучающихся как составной части непрерывного образования сотрудников правоохранительных органов;
— оценить перспективы внедрения разработанной модели конструирования непрерывного воспитательного процесса в образовательную деятельность вузов и иных образовательных организаций правоохранительных органов
Вопросы непрерывного образования сотрудников правоохранительных органов, воспитательной составляющей образовательного процесса неоднократно станови-
лись предметом исследований диссертационного и монографического характера. Так, Э. Т. Хайруллова изучала развитие морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного образования [3]; А. А. Кежов рассматривал вопросы социально-педагогического сопровождения формирования карьерной компетентности будущих сотрудников органов внутренних дел в вузе [4, с. 49-66]; О . И . Копы-тина разрабатывала инновационные компоненты непрерывной практики как условия совершенствования профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел [5, с. 11-12]; В. В. Шалин анализировал теорию и практику непрерывного профессионального образования в учебных заведениях системы МВД России [6, с . 34-40]; И . Ш . Галеев посвятил свою диссертацию организационно-педагогическим условиям реализации личностно ориентированного подхода в непрерывном профессиональном образовании сотрудников органов внутренних дел [7], В . В . Кузнецов исследовал тему педагогического обеспечения непрерывного образования участников научных объединений военного вуза [8].
Тема непрерывного образования вообще и воспитательного сопровождения процесса обучения в частности интересна не только для ведомственных образовательных организаций силовых органов власти. Н . Ф . Ильиной исследовался вопрос становления инновационной компетентности педагога в региональном пространстве непрерывного образования [9, с . 45-62], А. А . Тимони-ной рассматривались ценностные основания программирования воспитательного процесса загородного детского оздоровительного центра [10], Т. Ю. Цибизовой изучались концептуальные основания исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования [11, с. 78-92] и т. д .
Анализируя построение системы нравственного воспитания в образовательных организациях МВД России, А. С. Эрдниев указал, что воспитательная составляющая в вузах МВД имеет свои особенности, отличные от подобной деятельности в гражданских вузах [12, с. 59]. Ю А Шаранов на уровень научной дискуссии выдвинул вопрос наличия и возможных путей решения противоречий развития ведомственного образования [13, с. 76]. Соглашаясь с мнениями коллег, мы можем сделать вывод, что в систему образовательных организаций, реализующих непрерывное образование сотрудников органов внутренних дел (полиции), входят:
— суворовские военные училища МВД России;
— образовательные организации высшего образования МВД России;
— образовательные организации повышения квалификации сотрудников МВД России
Во всех звеньях данной образовательной системы параллельно с непосредственно обучающей деятельностью на обучающихся оказывается значительное воспитательное воздействие, разное по интенсивности, но имеющее общий патриотически-профилактический характер .
В суворовских военных училищах в обучающихся воспитывается патриотизм, который применительно
к правоохранительной направленности деятельности сотрудников МВД России заключается не только в любви к родному Отечеству, но и в готовности отдать здоровье и жизнь за защищаемые интересы Родины [14, с. 226].
Воспитательная деятельность в училищах строится с обязательным учетом возрастных особенностей и развития психики обучающихся (лица, окончившие 8 классов общеобразовательного заведения, в возрасте не старше 15 лет). Воспитательное воздействие на суворовцев оказывается как в рамках обучения, так и во внеучебное время (обучающиеся проживают в общежитиях на территории училища), как преподавательским составом училища, так и сотрудниками воспитательных аппаратов, командным составом учебно-строевых подразделений По нашему мнению, приоритет воспитательного воздействия на обучающихся принадлежит преподавателям (по аналогии с учителем в школе) и командному составу, который в условиях закрытой, «интернатной» образовательной организации во многом выполняет воспитательные функции родителей старших школьников Как урочная, так и внеурочная воспитательная деятельность строится на плановой основе
Сравнивая проводимую воспитательную работу в суворовских военных училищах и образовательных организациях высшего образования МВД России, можно отметить значительное сходство стратегии и тактики воспитательной работы Однако далеко не все выпускники суворовских военных училищ МВД России связывают дальнейшую жизнь и обучение с органами внутренних дел. По данным официального сайта Новочеркасского суворовского военного училища МВД России, из 63 выпускников училища 2016 г. в вузы МВД России поступило 27 человек, еще по одному выпускнику — в вузы Минобороны и МЧС России, что в общей сложности составило менее 50%. Основная часть курсантов, зачисляемых на первый курс вуза МВД России, — выпускники муниципальных общеобразовательных организаций .
Говорить о полной тождественности воспитательного процесса в суворовском училище и вузе МВД России некорректно в силу ряда причин:
— большая сформированность личностных и психологических характеристик курсанта вуза в сравнении с личностью суворовца;
— более осознанная мотивация на обучение с последующей правоохранительной службой в органах внутренних дел;
— обязательность по окончании образовательной организации для выпускника вуза заключения контракта о дальнейшей службе в органах внутренних дел
В связи с тем что личность обучающегося в образовательной организации высшего образования МВД России к моменту поступления в вуз практически сформирована, основная часть воспитательного воздействия на курсантов и слушателей осуществляется сотрудниками воспитательных подразделений аппаратов по работе с личным составом вуза МВД России Необходимо дополнительно отметить, что, несмотря на трансформацию и частичное снижение воспитательной нагрузки на
профессорско-преподавательский состав вуза, воспитательная роль «отца-командира» редукции не подвергается, особенно в течение первых двух лет обучения курсантов Возрастает роль плановой воспитательной работы педагога-куратора учебной группы .
Воспитательная работа с обучающимися в образовательных организациях повышения квалификации сотрудников МВД России по объему и содержанию значительно отличается от аналогичной составляющей образовательной деятельности в суворовском училище и «полицейском» вузе . Основная задача этой деятельности в третьем звене непрерывного образовательного воздействия на сотрудников органов внутренних дел России состоит в корректировке и совершенствовании нравственных, профессионально-этических и социальных установок действующих сотрудников, в повседневной службе осуществляющих правоохранительные и правоприменительные полномочия органов внутренних дел Главная движущая сила и ресурс воспитательного воздействия на обучающихся — командный состав учебно-строевых подразделений и педагоги-кураторы (в случае их назначения решением руководства образовательной организации). Как в суворовском училище или в вузе, такая работа в образовательных организациях повышения квалификации сотрудников МВД России ведется на плановой основе с учетом календарного плана заезда учебных групп для прохождения обучения
Всякий процесс программирования, состоящий из ряда последовательно реализуемых стадий, берет свое начало с анализа проблемы, порождающей необходимость в программировании Относительно программирования воспитательного процесса как составной части непрерывного образования сотрудников правоохранительных органов анализ проблемы может включать:
— экспресс-оценку личностей обучающихся, прибывших на обучение;
— обработку полученных сведений и сопоставление результатов с имеющимися в образовательной организации данными по предыдущим наборам;
— разработку основных путей разрешения выявленных в результате проведенной экспресс-оценки проблемных вопросов предстоящей воспитательной деятельности;
— составление проекта технического задания на разработку программного продукта — программы воспитательной работы с новыми обучающимися
Результаты анализа проблемы рассматриваются руководством образовательной организации, после чего руководитель организации утверждает (или возвращает на доработку) техническое задание на проектирование программы воспитательной деятельности . Традиционно такого рода техническое задание направляется в одно из подразделений аппарата по работе с личным составом образовательной организации для непосредственного процесса проектирования подобной программы . К разработке могут привлекаться сотрудники гуманитарных (педагогических, психологических) кафедр, циклов, образовательных модулей и пр
Творческая группа, приняв к исполнению техническое задание, приступает непосредственно к проектированию программы воспитательного воздействия с соответствующей категорией обучающихся. Прежде всего, группа разработчиков формулирует техническое (рабочее) предложение возможного решения воспитательного воздействия, после чего представляет его на рассмотрение заказчика (руководство вуза). Согласовав с заказчиком рабочее (техническое) предложение, разработчики программы переходят ко второй стадии проектирования — подготовке эскизного и последующего технического проекта воспитательного воздействия на обучающихся в рамках непрерывного образования сотрудников правоохранительных органов Разработанный технический проект воспитательного процесса может быть представлен на рассмотрение и утверждение коллегиальных органов власти образовательной организации Завершающей стадией проектирования является создание рабочего проекта воспитательного процесса
Третий этап программирования воспитательной деятельности в рамках непрерывного образования сотрудников правоохранительных органов России — разработка методического сопровождения организованного воспитательного воздействия, позволяющего использовать «воспитательный продукт» в любой заинтересованной образовательной организации соответствующего профиля
Разработанный воспитательный продукт-программа проходит тестирование и отладку — выявление и устранение рабочим коллективом ошибок в созданном программном продукте
По нашему мнению, решающим этапом программирования воспитательного процесса как составной части непрерывного образования остаются финальное испытание и сдача программного продукта заказчику
Авторское сопровождение программного продукта является завершающим этапом программирования воспитательного процесса непрерывного образования сотрудников правоохранительных органов России.
Оценивая перспективы реализации разработанной модели конструирования непрерывного воспитательного процесса в образовательную деятельность вузов и иных образовательных организаций правоохранительных органов, можно утверждать, что элементы такого программирования уже имеют место в образовательных организациях, создавая реальные предпосылки для полного внедрения системы программирования в воспитательный процесс правоохранительного вуза на всех этапах непрерывной образовательной деятельности .
Подводя итоги рассмотрения вопроса конструирования воспитательного процесса как составной части непрерывного образования сотрудников правоохранительных органов, мы считаем необходимым еще раз обратить внимание на актуальность данной тематики для совершенствования воспитательного процесса как составной части воспитательно-обучающего воздействия на обучающихся в образовательных организациях высшего образования правоохранительных органов Внедрение конструирования воспитательного процесса позволит:
— оптимизировать весь воспитательный процесс вуза;
— способствовать минимизации пробелов в воспитательном «охвате» всех категорий сотрудников, проходящих обучение;
— синхронизировать воспитательный процесс во всех структурных элементах системы ведомственного «полицейского» непрерывного образования
Мы считаем чрезвычайно важным и актуальным продолжение исследования вопроса конструирования непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования МВД России, его составных частей — непрерывного обучения и непрерывного воспитательного процесса в системе правоохранительных органов России Предполагается рассмотреть вопрос конструирования процесса обучения в вузах МВД России и исследовать ценностные основания «полицейского» непрерывного образования
Список литературы
1 . Административно-служебная деятельность участкового уполномоченного полиции : учебник / В. В. Васильев [и др . ]. Н . Новгород, 2017.315 с .
2 . Вызулин Е. А. Этические принципы и нормы деятельности сотрудников органов внутренних дел // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015 . № 4. С. 39-46.
3 . Хайруллова Э. Т. Развитие морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного образования : автореф . дис. ... канд. пед . наук. Казань, 2016. 24 с .
4. Кежов А. А. Социально-педагогическое сопровождение формирования карьерной компетентности будущих сотрудников органов внутренних дел в вузе : дис . канд пед наук Великий Новгород, 2015 152 с
5 . Копытина О. И. Инновационные компоненты непрерывной практики как условия совершенствования профес-
сиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел : автореф дис . канд пед наук Воронеж, 2003 24 с
6. Шалин В. В. Теория и практика непрерывного профессионального образования в учебных заведениях системы МВД России : дис . ... канд. пед. наук. М. , 1997. 183 с .
7. Галеев И. Ш. Организационно-педагогические условия реализации личностно ориентированного подхода в непрерывном профессиональном образовании сотрудников органов внутренних дел (на примере ОВД Республики Татарстан) : автореф . дис . канд пед наук Казань, 2003 20 с
8 . Кузнецов В. В. Педагогическое обеспечение непрерывного образования участников научных объединений военного вуза : автореф дис . канд пед наук Кострома, 2015 28 с
9 . Ильина Н. Ф. Становление инновационной компетентности педагога в региональном пространстве непрерывного образования : дис.... д-ра пед. наук. Красноярск, 2014. 358 с.
10 . Тимонина А. А. Ценностные основания программирования воспитательного процесса загородного детского оздоровительного центра : автореф . дис . ... канд. пед. наук. Кострома, 2013 23 с
11. Цибизова Т. Ю. Концептуальные основания исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования : дис . ... д-ра пед. наук. М . , 2013. 431 с .
12 . Эрдниев А. С. Построение системы нравственного воспитания в образовательных организациях МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 4(59) . С. 59-62.
13 . Шаранов Ю. А. Основные противоречия развития ведомственного образования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 1(64). С. 76-82.
14. Вызулин Е. А., Мусина Н. И., Мухина Т. Г. Педагогические условия патриотического воспитания обучающихся в ведомственных общеобразовательных организациях МВД России // Формирование патриотизма у молодежи средствами социально-культурной деятельности: векторы исследовательских и практических перспектив : мат-лы междунар . электрон . науч . -практ. конф. Н . Новгород, 2016 . С. 225-229.
Поступила 03.04.2017
The design of the educational process as an integral part of continuing education of law enforcement officers
Vasiliev Vyacheslav V.,
Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia candidate of legal Sciences, associate Professor, The professor of the Department of administrative activities
of the bodies of internal affairs Nizhny Novgorod. Russia. е-mail: [email protected]
Abstract. The introduction of computer technologies in life of modern society is undeniable. Not left out of the introduction of elements in its environment, and this fundamental activity of the state and society as education. The terminology of the educational process often sends participants in the educational activities of such technical and computer terms such as program (for example: the working program of the discipline), testing (e.g. residual knowledge of students), feedback, etc. Current Federal law «On education in the Russian Federation» considers training as a single purposeful process of education and upbringing. In light of recent changes in state educational policy of Russia, education is not only on the position co-ordinate with the training element of education, but also acquires a particularly significant role in the preparation of a competent professional specialist and member of society in the framework of lifelong education. Before educational organizations, Federal law enforcement task maximum benefit of the educational process in the training of law enforcement officers and at the same time patriots of the Fatherland is particularly acute. The introduction of design in the educational process of the educational organization of law enforcement body allows not only to optimize the entire educational process of the University, but also can help to minimize educational gaps in "coverage" of all categories of employees undergoing training within the framework of lifelong education.
Keywords: continuing education, police school, design educational activity, educational process.
Citation: Vasiliev V. V. The design of the educational process as an integral part of continuing education of law enforcement officers. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 4(71) 2017. P. 46-49.