УДК 351.74(470)08
В. И. МИХАИЛОВ, доцент кафедры управления в органах внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидат социологических наук, доцент
V. I. MIKHAILOV, an assistant professor of management in the internal affairs of Ufa Law Institute Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Social Sciences, associate professor
ЗАДАЧИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
THE TASKS OF THE MANAGER IN ORGANIZING AND CONDUCTING OF EDUCATIONAL WORK WITH THE STAFF OF THE INTERNAL
AFFAIRS BODIES
Аннотация. Статья посвящена главной организаторской роли руководителя в системе воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел.
Ключевые слова и словосочетания: воспитательная работа, задачи руководителя, формы работы, анализ деятельности.
Annotation. The article is devoted to a major organizational role of the head in the system of educational work with the personnel of law enforcement bodies.
Key words and phrases: educational work, tasks of the head, forms of work, activity analysis.
Порой на занятиях со слушателями в системе повышения квалификации многие практические работники дают отрицательные характеристики своим руководителям. Думается, это происходит по причине невнимательного, бездушного отношения отдельных руководителей к сотрудникам ОВД, психологически травмированным при исполнении должностных обязанностей, нуждающимся в серьезной социально-психологической помощи, реабилитации. Отдельные же руководители вообще цинично заявляют: «Это ваши личные проблемы, не можете работать -уходите». Главная задача руководителя - с пониманием, справедливостью относиться к сотрудникам, знать проблемы и нужды работников, принимать реальные меры по их разрешению, уделять внимание воспитательной работе с личным составом. Особенно это важно
в условиях наступательной борьбы с криминальной угрозой.
В складывающейся ситуации при возросших требованиях к кадрам ОВД возникла необходимость улучшения индивидуальной воспитательной работы с каждым членом служебного коллектива. С одной стороны, ее следует рассматривать как эффективный метод оказания помощи сотруднику в формировании необходимых профессиональных и нравственных качеств, средство его мобилизации на решение оперативно-служебных задач, а с другой - как способ предупреждения возможных коррумпированных связей, нарушений трудовой дисциплины, законности, других видов негативного поведения. На такие подходы к месту и роли индивидуальной воспитательной работы в системе работы с сотрудниками нас ориентируют выступления Президента Рос-
<ч >
<ч а а и
и ^
и «
а
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
1
£
а «
сийской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации, факторы политико-правового, социально-экономического и духовного характера.
Многообразие задач и направлений воспитательной работы диктует необходимость наличия в штате ОВД должностных лиц, профессионально занимающихся организацией и проведением воспитательной работы с личным составом. Однако главная организаторская роль в этой работе во всех случаях все-таки принадлежит руководителю.
Как организатор воспитательной работы с подчиненными руководитель правоохранительного ведомства обязан обеспечить:
- постановку задач руководителям отделов, служб и подразделений по организации и содержанию, конкретным целевым направлениям их деятельности как воспитателей подчиненных;
- ориентирование сотрудников в вопросах государственной политики и
<ч профессиональной этики; ^ - руководство и контроль за ин-
^ дивидуальной воспитательной работой и дисциплинарной практикой руководила телей отделов, служб и подразделений; © - личное участие в индивидуаль-
^ ной работе с подчиненными, в проведении лекций, докладов, бесед, инстру-щ руктажей и т. п.;
^ - создание здорового морально-
| психологического климата в коллекти-
§ ве, проявление заботы о кадрах, их со-«
а циальной и правовой защите;
| - деловое и творческое взаимодействие с общественными организа-
* циями и органами общественного само-
1 управления в деле воспитания кадров;
^ совместную работу с активом, настав-
| никами по осуществлению воспитательных мероприятий с молодыми со-
§ трудниками;
^ - воздействие на подчиненных
« позитивной силой личного примера и
Ц нравственного авторитета, практиче-
^ ский показ эффективности новых форм
и методов проведения воспитательной работы;
- обучение подчиненных руководителей формам и методам воспитания личного состава, разумному сочетанию морального и материального стимулирования и воспитательного воздействия, методике изучения и формирования профессионально-нравственных качеств сотрудников, анализу морального состояния служебных коллективов.
Руководитель ОВД осуществляет воспитательную работу и решает диктуемые конкретной обстановкой воспитательные задачи в следующих формах:
- повседневное общение с подчиненными, личные индивидуальные беседы по различным вопросам;
- проведение оперативных совещаний, собраний, профессиональной подготовки, разбор жалоб, конфликтов и обсуждение итогов работы;
- информирование персонала о положении дел в трудовом коллективе, стране и мире;
- встречи и беседы с членами семей сотрудников и мероприятия культурно-просветительной работы;
- осуществление дисциплинарной практики путем разумного применения поощрений и взысканий, проведения профилактических бесед с нарушителями дисциплины;
- принятие кадровых решений по вопросам перемещения, выдвижения и зачисления в резерв на выдвижение, представление к присвоению очередных специальных званий, прием на работу и увольнение, направление сотрудников на учебу и др.
Как всякая целенаправленная деятельность воспитательная работа должна периодически подвергаться анализу с целью дать ответ на вопросы: достигнуты ли ожидаемые результаты; правильно ли определены направления и приоритеты; насколько оправдались усилия руководителей-воспитателей; что изменилось в поведении, поступках сотрудников, в их отношении к служеб-
ному долгу; какие из мер оказались неэффективными; какие мнения и настроения преобладают среди сотрудников, как они влияют на результаты служебной деятельности, дисциплину и соблюдение законности; каков авторитет ОВД? Для этого следует:
- изучать общественное мнение о деятельности ОВД;
- анализировать морально-психологическое состояние сотрудников;
- взаимодействовать с общественными объединениями, средствами массовой информации, учреждениями культуры, религиозными деятелями, трудовыми коллективами в целях пропаганды оперативно-служебной деятельности, повышения авторитета и престижа сотрудников.
На практике более широко стали применяться социологические и психологические методы воспитательной работы. Так, в ряде подразделений проводятся социометрическая диагностика и социологические исследования, которые позволяют выявить людей, имеющих высокую степень тревожности и эмоциональной возбудимости. Специалистами подготовлены рекомендации по проведению тренингов с такими сотрудниками, каждому из них психолог дает необходимые советы. С такими сотрудниками проводятся занятия по выработке эмоциональной устойчивости, способности не теряться, сохранять самообладание. Данный подход позволяет принимать обоснованные управленческие решения по совершенствованию воспитания и развитию кадрового потенциала ОВД как наиболее важного фактора повышения эффективности выполнения оперативно-служебных задач.
Руководитель ОВД заинтересован в целенаправленном формировании у личного состава высокой сознательности, недостающих или недостаточно развитых, но профессионально необходимых духовных качеств. Сознательность работников в значительной сте-
пени освобождает руководителя от излишнего контроля, опеки, постоянного должностного нажима. При этом руководящие кадры должны хорошо понимать, что воспитательная работа - не только объективно обусловленный, но и регулируемый управленческий процесс.
Организацию и проведение воспитательной работы с сотрудниками руководитель осуществляет в тесном взаимодействии со своим заместителем по работе с личным составом. Анализ соответствующих нормативных актов, а также практика показывают, что основными задачами заместителя руководителя по работе с личным составом являются следующие:
- организация и проведение воспитательной, культурно-просветительной и спортивно-оздоровительной работы среди сотрудников;
- организация профессиональной подготовки сотрудников, участие в проведении занятий;
- анализ состояния дисциплины и законности и подготовка предложений по их укреплению;
- осуществление мер по реализации прав и гарантий социальной защиты сотрудников;
- рассмотрение писем, жалоб и заявлений; прием подчиненных, а также населения по вопросам, касающимся работы с кадрами, и принятие мер по устранению выявленных недостатков;
- на основе изучения запросов и настроений сотрудников, знания их нужд определения мер по улучшению условий жизни и деятельности личного состава;
- установление и укрепление деловых связей с трудовыми коллективами.
Такие примеры целенаправленной и плодотворной работы имеются на практике. В частности, в вопросах заботы о людях в число приоритетных поставлены проблемы обеспечения жильем, создания достойных социально-
<ч >
<ч а а
и и
ч
и «
а
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и
1 £
а «
<ч >
<ч а а
и и
бытовых условий, оказания помощи ветеранам, многодетным семьям.
Опорой заместителя руководителя по работе с личным составом являются руководители подразделений, а также наставники, руководители общественных органов и объединений. Заместитель руководителя по работе с личным составом проводит работу, по сути, с коллективом воспитателей, оказывает им помощь, добивается единства, согласованности и преемственности в воспитательной работе, обучает их практике воспитательной работы, организации различных мероприятий, использованию различных форм и методов воспитания, культурно-просветительной и спортивно-массовой работы. Он также формирует у воспитателей ответственность за порученное дело, руководит их самообразованием и саморазвитием [1, с. 13].
От продуманной, целеустремленной работы заместителя руководителя по работе с личным составом во многом зависит эффективность оперативно-служебной деятельности отделов, служб, подразделений. Каждое организационное и воспитательное мероприятие, вся система подбора и расстановки кадров, пропаганда требований Конституции, законов, других правовых актов, глубокое разъяснение служебных задач, объективное информирование сотруд-
ников об обстановке - все это должно быть нацелено на главное - на позитивное отношение личного состава к работе, на ее качество и эффективные результаты.
При этом необходимо исходить из той истины, что любая социальная система, независимо от ее целей и задач, не будет функционировать, пока не захотят работать люди. В данной связи, во-первых, особую актуальность приобретают проблемы социально-психологических методов управления, особенно с учетом изменений состава и структуры, уровня образования и квалификации рабочей силы, стиля управления, поведения руководителя, его взаимоотношения с сотрудниками, создания благоприятного морально-психологического климата, способствующих проявлению инициативы, творческому принятию решений и т. д.; во-вторых, в основе воспитательной работы с личным составом должны находиться идеи соблюдения и защиты прав человека, служения народу, гражданской ответственности и патриотизма, верности служебному долгу, гражданственности, уважения к закону, общепринятым нормам морали и нравственности, толерантности и самодисциплины [2, с. 7].
и «
а
о
^
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1
£
а «
ЛИТЕРАТУРА
1. Организация воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел. М.: ДГСК МВД России, 2012. 160 с.
2. «Дорожная карта» дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Популярно-правовой альманах МВД России «Профессионал». 2013. № 1.
© Михайлов В. И.
X « X