УДК 378; ББК 74
DOI 10.24412/2658-63 8Х-2021 -1 -94-99
© Боева О.М. 2021
CHARACTERISTICS OF THE INTERNET CRIMINAL'S PERSONALITY ДУХОВНОСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ЗАКОН
Olga M. Boeva,
Academy of Management of the MIA of Russia,
Candidate of Pedagogical Sciences
8, bldg. 1 Zoya and Alexandra Kosmodemyanskikh str.,
125993, Moscow
E-mail: [email protected]
Ольга Михайловна Боева,
Академия управления МВД России, кандидат педагогических наук 125993, г.Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д.8, корп.1 E-mail: [email protected]
Для цитирования: Боева О.М. Духовность, нравственность, закон. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2021. С. 94-99.
Научная специальность: 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности.
Abstract. That statement shows the actual problem of the ethic education, trying to find new pedagogical ways for the moral and ethical revival. In statement you can find education program «The moral, the ethic and the law». This statement was approved by the internal affair employees from the special subunits in the system of moral and psychological training. This statement shows the realization of assigned pedagogical aims and tasks.
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема нравственного воспитания, осуществляется поиск новых педагогических средств для возрождения нравственности. Предлагается обучающая программа «Духовность, нравственность, закон», прошедшая апробацию в спецподразделениях сотрудников органов внутренних дел в системе морально-психологической подготовки и показавшая реализацию поставленных педагогических целей и задач.
Keywords: The ethic, traditional Russian values, internal affair employees, professional trainings, moral and psychological training, education program.
Ключевые слова: Нравственность, традиционные российские ценности, сотрудники органов внутренних дел, профессиональная подготовка, морально-психологическая подготовка, обучающая программа.
Важнейшая проблема сегодняшней России -в отсутствии нравственности в мыслях, делах и поступках. Необходима национальная идея, которая могла бы быть основой мировоззрения личности и «составить нравственное ядро общества» [Жарков, 2012, С. 170].
Опора на нравственные взаимоотношения -это способ выживания человеческой цивилизации.
Очевидно, что экономические, социальные и прочие попытки изменения развития страны к лучшему не приводят к положительному результату, поскольку налицо духовно-нравственный кризис самого человека, утрата жизненных ориентиров, извращение мышления, отсутствие духовно-нравственных скреп.
Какую опору мы можем использовать в борьбе с бездуховностью и безнравственностью? Как показывает исторический опыт, спасительным оплотом может служить образование и воспитание личности. Казалось бы, теоретически такая плат-
форма существует, закреплена законодательно [2]. Образование признается единым целенаправленным процессом воспитания и обучения, а его цель - интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности. Есть понимание, что обучать и воспитывать необходимо на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, традиционных для России. Обучение должно быть направлено на развитие способностей человека, подготовке его к жизни в социуме. Воспитание должно формировать человека - гражданина - думающего о судьбе страны, приносящего реальную пользу и стремящегося к общественному благу. Сегодня, к сожалению, такие понятия, как чувство долга, ответственности, порядочности, жертвенности для других как бы растворяются в суете нашей жизни, уступая место корысти, лицемерию, стремлению, прежде всего, к личному процветанию и обогащению.
Опора на нравственные ценности, которые должны стать убеждениями, установками, ориентацией поможет нам выйти из кризиса. А может возврат к духовно-нравственным традициям России и должен стать нашей национальной путеводной звездой? Нравственное воспитание поможет разбудить мотивацию нравственного поведения так как его базисом являются идеалы, образцы, доблестные примеры, к которым необходимо стремиться. Целенаправленный процесс формирования и развития нравственных качеств, норм поведения, ориентация на нравственный идеал несомненно положительно повлияют на моральный облик современного человека.
Если речь идет о людях в погонах, призванных охранять закон, в том числе и нравственный, то, не отделяя их от других граждан и не возвышая, как это часто происходит в сфере человеческих мнений и суждений, мы должны признать необходимость и их нравственного воспитания. В приказе МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» определены основные направления воспитательной работы в органах внутренних дел: патриотическое, профессиональное, нравственно-этическое, правовое, эстетическое.
Этические требования, предъявляемые к сотрудникам органов внутренних дел, основываются «на нравственных принципах и ценностях, лучших профессиональных традициях [4]. В исторической практике нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел основывалось на служебных традициях, героических примерах бескорыстного служения и самоотдачи. Воспитание осуществлялось с опорой на традиционные российские ценности, целенаправленное воздействие на мысли и чувства. Поэтому аксиологический подход считается наиболее целесообразным в воспитательном процессе сотрудников полиции.
Принятие традиционных российских ценностей (справедливость, мир, свобода, единство, нравственность, достоинство, честность, патриотизм, солидарность, семья, культура, национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность) [5], их осмысление и восприятие нелегкая задача, как для самого человека, так и для субъектов воспитания. Воспитательный процесс должен базироваться на отечественной истории и культуре, поэтому социально-культурная деятельность приобретает особое значение и является способом сохранения и развития общечеловеческих ценностей через призму
творческих и эмоционально-волевых основ личности. Необходимо подчеркнуть, что культурно-просветительская деятельность очень востребована в органах внутренних дел, она включает в себя: государственные и профессиональные праздники, ритуалы, церемонии и социально-культурные программы.
Традиционные социальные институты (семья, школа, трудовые и служебные коллективы, профсоюзы, советы наставников, ветеранов, женские советы) в современном обществе утрачивают одну из своих главнейших функций - нравственное воспитание личности. О воспитании вспоминают спонтанно, от случая к случаю, делая акцент на самовоспитании и самообразовании. Жизненно важно возрождение системы воспитания, основанной на традиционных для России ценностях.
Положительные результаты нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел обеспечило взаимодействие с учреждениями культуры и общественными организациями. Мэтры искусства, культуры, науки, образования охотно выступают с лекциями и концертными номерами, демонстрируют свои произведения перед благодарной аудиторией полицейских. Так, например, в Академии управления МВД России создан университет культуры, председателем которого является народный артист Российской Федерации Е.В. Князев. В стенах Академии картинная галерея, в которой известные современные художники выставляют свои картины, действующий домовой храм Святого благоверного князя Александра Невского. Обучающиеся в Академии полицейские из разных уголков России, а также зарубежных государств имеют возможность на льготных условиях посещать театры, концертные и выставочные залы Москвы. Женский совет - общественная организация Академии регулярно приглашает на различные экскурсии. Нельзя не отметить позитивный эмоциональный настрой и положительное влияние на внутренний мир личности всех проводимых социально-культурных программ.
Несмотря на довольно жесткие требования к служебному поведению правоохранителей, принципиальную дисциплинарную практику, проведение воспитательных и профилактических мероприятий, на сегодняшний день существует еще достаточно нерешенных проблем в сфере обеспечения деятельности личного состава. Это выражается в фактах совершения преступлений и правонарушений межличностных отношениях в служебных коллективах, повышенном напряжении во взаимоотношениях между начальниками и подчиненными. Востребована целенаправ-
ленная, систематическая воспитательная работа по привитию нравственности. Как показал проведенный в 2012-2014 гг. педагогический эксперимент [Боева, 2015], наиболее целесообразно проведение данной работы на занятиях морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел по обучающей программе «Духовность, нравственность, закон». В реализации данной программы активное участие должны принимать представители культуры, науки, образования, традиционных религиозных конфессий.
В основе моральной, психологической и профессиональной готовности сотрудников полиции к выполнению поставленных задач - нравственная составляющая (долг, честь, совесть, ответственность, справедливость, жертвенность). Развитию и укреплению профессионально значимых свойств и качеств личности современных полицейских будет способствовать социально-культурная, просветительская, обучающая и воспитывающая деятельность, основанная на познании истории и культуры Отечества. Тем более, что это востребовано и отражено в регламентирующих нормативных правовых документах [3]. Воспитательная работа включает в себя широкий спектр деятельности в следующих видах: морально-психологическая подготовка, индивидуальная воспитательная, культурно-просветительская и информационно-пропагандистская работа, поддержание служебной дисциплины и законности.
Ответственные воспитательные задачи требуют системного, комплексного, целенаправленного подхода. Необходима профессиональная компетентность, знания и эрудиция субъектов воспитания, совершенствование форм и методов работы с опорой на достижения педагогической науки, творческое использование передового опыта. Результативность гарантирована при привлечении воспитательных возможностей общественных формирований, общественных организаций, учреждений культуры.
Предлагаю в качестве положительного опыта обучающую программу «Духовность, нравственность, закон». Программа была апробирована в системе морально-психологической подготовки сотрудников полиции и показала востребованность в получении исторических и культурологических знаний. При проведении занятий необходимо привлечение специалистов: представителей науки и культуры, общественных организаций, священнослужителей.
Обучающая программа «Духовность, нравственность, закон».
Программа направлена на формирование мо-
рально-психологической готовности к выполнению профессиональных задач сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации и реализацию задач профессионального, нравственно-этического, патриотического, эстетического и правового воспитания.
Основные задачи программы:
- обучение, воспитание, развитие, интеллектуализация, ориентирование на профессиональную культуру;
- опора на аксиологический подход в обучении и воспитании;
- привитие базисных российских ценностей посредством изучения истории и культуры России;
- духовно-нравственное воспитание, основанное на традициях и ритуалах службы;
- формирование профессионального поведения, соответствующего этическим установкам и требованиям, предъявляемым обществом к государственным служащим;
- развитие компетенций мобилизации, стрес-соустойчивости, готовности к профессиональной деятельности;
- ознакомление с философией, культурологией и религиоведением;
- стимулирование познавательной активности;
- развитие мыслительной активности и кругозора.
Место программы в системе воспитательной работы определяется необходимостью создания духовно-нравственной основы служения, реализация морально-психологической готовности к выполнению правоохранительных задач, насыщение знаниями в области истории, этики, морали для интериоризации и руководства в профессиональной деятельности и в повседневной жизни.
Планируемые результаты обучения по программе «Духовность, нравственность, закон»:
- сформировать представления о:
• цивилизационном развитии России, ее истории, традициях и ценностях;
• воинском служении, великих полководцах и флотоводцах;
• 300-летнем периоде развития органов правопорядка России;
• об этических установках и требованиях к служебному поведению;
• законах и принципах здорового образа жизни, способах преодоления тягот службы;
• мировых религиях и культуре;
- обеспечить знание:
• нравственных норм и требований нормативных правовых документов в отношении поведения должностных лиц;
• высших нравственных ценностей, основных моральных категорий;
• специфики профессиональной этики и морали сотрудника органов внутренних дел;
• этических требований к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел;
• профессиональных и нравственных традиций органов внутренних дел;
- приобрести навыки и умения:
• овладение нравственными нормами, востребованными в различных сферах социальных отношений, приобретение способности к их практической интерпретации;
• привитие умений творческого применения нравственных, профессионально-этических понятий и принципов в каждой конкретной ситуации;
• антикоррупционный стандарт поведения;
• умение вербального и невербального общения;
• умение давать правильную нравственную оценку фактам и явлениям профессиональной деятельности и общественной жизни;
• умение стратегически мыслить при принятии и реализации решений;
• умение противостоять дискредитации правоохранительных органов;
• способность воплощать положительный образ сотрудника органов внутренних дел;
• навыки психологической и эмоциональной устойчивости;
• навыки здорового образа жизни;
• навыки работы над собой с целью самосовершенствования;
• умение оказать помощь окружающим людям и гражданам в разрешении мировоззренческих противоречий и конфликтных ситуаций.
Программа обеспечивает понимание сущностных характеристик таких понятий, как: духовность, нравственность, законность, восприятие истории России и правоохранительных органов, нацеливает на самосовершенствование.
В Программе обобщен и систематизирован нравственный опыт и духовный мир людей. Мысли о нравственных ценностях не просто представляют собой теоретические формулировки, но определяют систему моральных координат, побуждают к действию. Основная идея программы - воспитание нравственной личности, формирование ее убеждений и самосознания, правильное понимание жизненных и общественно важных потребностей, интересов, стремлений, понятий о добре и зле, достоинстве, долге, ответственности, свободе и рабстве, патриотизме, верности.
Программа подготовлена для обучающихся в образовательных организациях МВД России, но может быть использована для разработки различных учебно-методических материалов.
Курс рассчитан на 12 часов, из них: 4 часа -лекции, 4 часа - семинары, 4 часа - практические (выездные) занятия.
Примерный тематический план и распределение учебного времени по темам
и видам занятий
№ Наименование темы Всего часов Лекция Семинар Практ. (выездные) занятия
1 Нравственный смысл службы в органах внутренних дел. 2 2
2 Духовно-нравственные истоки (этические установки) в деятельности полиции и милиции России. 2 1 1
3 Законы и заповеди. Нравственный закон и нравственный поступок 2 1 1
4 Духовно-нравственная культура личности. 2 2
5 Влияние образа жизни на физическое и духовное здоровье человека 2 1 1
6 Нравственно-психологические особенности поведения в экстремальных условиях. 2 1 1
7 Всего по курсу 12 4 4 4
Примерное содержание Тема 1. Нравственный смысл службы в органах внутренних дел.
Духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание, нравственные ценности. Нравственная сущность служения обществу и государству. Православные традиции. На службе Отечеству: великие полководцы и флотоводцы России. Духовно-нравственный потенциал патриотизма.
Тема 2. Духовно-нравственные истоки (этические установки) в деятельности полиции и милиции России.
Становление органов общественного порядка в России в ХУ1-ХУИ вв. Учреждение полиции Петром I. «Добрую полицию учредить». Требования к полицейским чинам в «Уставе благочиния, или Полицейском» 1782 г. Создание Министерства внутренних дел в 1802 г. «Инструкция городовым московской полиции» 1883 г. «Клятвенное обещание околоточных надзирателей» 1894 г. Развитие нравственных традиций в советской милиции и современной полиции. Профессионально-этические кодексы служебного поведения сотрудников органов внутренних дел.
Тема 3. Законы и заповеди. Нравственный закон и нравственный поступок.
«Золотое правило нравственности». Заповеди Библии и Моральный кодекс строителей коммунизма. Понятие профессиональной деонтологии. Борьба мотивов в ситуации нравственного выбора. Суд совести - высший суд.
Тема 4. Духовно-нравственная культура личности.
Внутренний мир и мировоззрение человека. Профессиональное, нравственное, этическое и эстетическое воспитание личности в органах внутренних дел. Духовная сущность слова. Грех сквернословия и его последствия. Профессионально-нравственная деформация: причины и пути преодоления. Ученые, философы, писатели и поэты о вечных ценностях.
Тема 5. Влияние образа жизни на физическое и духовное здоровье человека.
Человек - образ. Разрушающее действие пороков. Внутренние и внешние угрозы духовной безопасности России. Духовное, нравственное, физическое и психическое здоровье семьи.
Тема 6. Нравственно-психологические особенности поведения в экстремальных условиях.
Экстремальные условия и их влияние на поведение людей. Взаимосвязь и взаимовлияние духовного состояния человека с состоянием окружающего мира.
Выездные занятия целесообразно запланировать и провести в музеях, например, в Центральном музее МВД России, (ул. Селезневская, 11). В фондах музея собрано более 73 тыс. экспонатов, размещенных в двадцати залах, поэтому музей по праву считается научно-методическим центром музеев в системе МВД России [7] или Постоянно действующей экспозиции истории органов внутренних дел г. Москвы (ул. Сретенка, 15), а также Комнате истории московского уголовного розыска (ул. Петровка, 38) [7].
Нравственное воспитание несомненно направлено на развитие всех универсальных способно-
стей человеческого духа в соответствии с его природой и эволюционным назначением.
Главнейшей педагогической задачей современности является возрождение нравственности. Необходимо в воспитательный и образовательный процесс динамичное внедрение новых форм и методов, продуктивных технологий, которые бы обеспечивали достижение поставленной цели.
Надеюсь, что предложенная программа будет востребована в педагогическом процессе образовательных организаций.
Библиографический список
1. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности : учебник. М. : МГУКИ, 2012.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
4. Приказ МВД России от 26 июня 2020 г. № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
5. Базисные ценности - основа единства народов. М., 25-26 мая 2011 г. МОО «ВРНС», 2012.
6. Боева О.М. Педагогические условия нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел в учреждениях культуры: аксиологический подход : дисс. ... канд. пед. наук. М. : МГУКИ, 2015.
7. Слепцова Т.В., Боева О.М. Музеи МВД России как центры сохранения памяти по истории органов внутренних дел, патриотического воспитания личного состава и популяризации героики полицейско-милицейской профессии // Журнал «КЛИО». 2020, № 9 (165).
8. Щеглов А.В. Профессионально-нравственное воспитание как основа кадровой политики в МВД // Государственная служба и кадры. 2014. № 1.
9. Щеглов А.В. Деонтологические основы воспитания патриотизма (из опыта работы кафедры Профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России) // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 3.
10. Щеглов А.В. Кафедра идеологической работы: краткий очерк пятнадцати доблестных лет // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 3.
References
1. Zharkov A.D. Theory, methodology and organization of socio-cultural activities: textbook. Moscow: MGUKI, 2012.
2. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 «On Education in the Russian Federation».
3. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 900 of December 25, 2020 «Issues of organization of moral and psychological support for the activities of Internal Affairs bodies of the Russian Federation».
4. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 460 of June 26, 2020 «On Approval of the Code of Ethics and Official Conduct of Employees of Internal Affairs Bodies of the Russian Federation».
5. Basic values-the basis of the unity of peoples. M., May 25-26, 2011, MOO «VRNS», 2012.
6. Boeva O. M. Pedagogical conditions of moral education of employees of internal affairs bodies in
cultural institutions: axiological approach: diss. 7. Sleptsova
T. V., Boeva O. M. Museums of the Ministry of Internal Affairs of Russia as centers for preserving memory on the history of internal affairs bodies, patriotic education of personnel and popularization of the heroics of the police and police profession.». 2020, № 9 (165).
8. Shcheglov A.V. Professional and moral education as the basis of personnel policy in the Ministry of Internal Affairs / / State Service and personnel. 2014. No. 1.
9. ShcheglovA.V. Deontological bases ofeducation of patriotism (from the experience of the Department of Professional Ethics and Aesthetic Culture of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia) // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. № 3.
10. Shcheglov A.V. Department of ideological work: a brief sketch of fifteen valiant years. The science. Scientific personnel. 2020. № 3.
А.М. Склш;:■::■■ 1\п
Педагогии ескз я
системология
feSfma rlxim.ij ti in ■!н Ш-MHCi Лм«г«л
É
Педагогическая системология. Теория, методика, исследования, практика : учебно-методическое пособие / А. М. Столяренко. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 319 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.
Рассмотрены науковедческие, методологические, а также ряд теоретических и прикладных проблем педагогики с позиций общей теории систем.
В части первой анализируются зарождение, развитие и современное состояние системных исследований в педагогике. На основе анализа системных исследований в разных науках делается вывод об обязательности адаптации положений общей теории систем к специфике природы и закономерностей педагогических явлений и проблем. Излагается и обосновывается педагогическая системоло-гия - специальная методология, организация и методика системных исследований, реализующая положения общей теории систем применительно к специфике реальностей педагогической природы.
В части второй описан опыт исследований автора и других ученых, в ходе которых создавалась и совершенствовалась педагогическая системология. Применение положений педагогической системологии позволило по-новому осветить некоторые фундаментальные положения педагогики и предложить практическое применение их для совершенствования педагогической практики в современных условиях создания нового демократического, социального, правового общества в России. Они нашли отражение в главах по общей педагогике, социальной педагогике, педагогике личности, педагогике высшего образования, педагогике управления, юридической педагогике, экстремальной психопедагогике и физиологической педагогике.
Для исследователей педагогических проблем, преподавателей, аспирантов, а также студентов педагогических вузов и педагогов-практиков.