Историко-педагогическая практика воспитательного процесса сотрудников органов внутренних дел средствами культурно-просветительской работы
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА МАКСИМОВА,
адъюнкт 3 факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
Historical and pedagogical practice of the educational process of employees of the Internal Affairs bodies by means of cultural and educational work
ТATYANA VLADIMIROVNA MAKSIMOVA,
Adjunct of the 3rd Faulty (Training of Sсientifiс and Pedagogiœl Staff) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
E-mail: [email protected]
УДК 371.486
Аннотация. В статье на основе исторических фактов рассматривается воспитательная и образовательная функция культурно-просветительской работы с сотрудниками органов внутренних дел с момента становления регулярной полиции в России до настоящего времени в целях определения ее роли в повышении гражданского самосознания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Ключевые слова и словосочетания: воспитательная работа; культурно-просветительская деятельность; культурно-досуговые учреждения; творческие коллективы; эстетическое воспитание; морально-психологическое состояние.
Annotation. The article, based on historical facts, consider the educational and educational function of cultural and educational work with employees of the Internal Affairs bodies from the moment of the formation of the regular police in Russia to the modern historical period in order to determine its role in raising the civic consciousness of employees of the Internal Affairs bodies of the Russian Federation.
Key words and phrases: educational work; cultural and educational activities; cultural and leisure institutions; creative teams; aesthetic education; moral and psychological state.
Культурно-просветительская работа в системе органов внутренних дел Российской Федерации, пройдя сложный исторический путь, стала неотъемлемой частью организации служебной деятельности сотрудников. Это направление работы не раз меняло свое название: «культурно-просветительская», «культурно-досу-говая», «социально-культурная», при этом педагогическая суть процесса оставалась неизменной.
Культурно-просветительская работа является частью морально-психологического обеспече-
ния оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел. Она направлена на формирование и развитие у сотрудников нравственно-эстетических качеств и поддержание их морально-психологического состояния на уровне, способствующем качественному выполнению профессиональных задач.
Этот вид воспитательной работы не случайно сохранил свою актуальность в условиях реформирования органов внутренних дел Российской Федерации, модернизации системы воспита-
тельной работы. Развитие культурного просветительства является одной из задач Основ государственной культурной политики, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808
Культурно-просветительская деятельность в России имеет свою очень интересную и непростую историю возникновения. Ее появлению способствовали реформы Петра I, совершившие переворот в науке, образовании, культуре, в жизни людей в целом. Вторая половина XVII в. знаменательна открытием библиотек и музеев. В 1718 г. вводятся ассамблеи — новеллы досуговых мероприятий. Их не сразу приняло общество. Слишком много новшеств они принесли: положили начало светской жизни, танцевальной культуре и культуре общения. Ассамблеи проводились для определенного круга лиц, в широкие массы не вышедшие.
Приобщение полицейских к такому виду культурно-досуговой деятельности в исторических источниках не упоминается. Известно лишь о первом генерал-полицмейстере А. Деви-ере, участвовавшем в ассамблеях с определенной миссией: ему было поручено присутствовать у хозяина дома, где проводилась ассамблея, и записывать фамилии всех присутствующих, осуществлять строгий контроль за исполнением указа Петра I об ассамблеях.
Зарождение и последующее развитие культурно-просветительской деятельности в Х^П-ХК вв. в России имело огромное значение для общественного сознания людей независимо от сословия. Просвещение почиталось «как надежное средство борьбы с невежеством». Культурно-просветительская деятельность обретает новые формы: народные чтения, публичные лекции, выставки, экскурсии, народные театры и концерты, гуляния, народные дома и многое другое [6, с.174—175].
Изучая разного рода источники, которые могли бы рассказать о культурно-просветительской работе среди полицейских дореволюционного периода, можно с определенной уверенностью сказать, что население России имело общий низкий культурный уровень развития. Допускалось брать на службу в полицию людей, освободившихся с каторги, позволявших себе разного рода непристойности и пьянство [7, с.108].
Конечно, со временем ситуация в полиции стала меняться. В ней стали служить более грамотные люди, которым не чужды были досу-
1 Об утверждении Основ государственной культурной политики [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
говые мероприятия. Но низкое материальное обеспечение сотрудников дореволюционной полиции и значительная продолжительность рабочего времени не давали им возможности посещения культурно-досуговых учреждений, предназначенных лишь для узкого круга лиц [7, с.109].
Становление культурно-просветительской деятельности в российской полиции происходило через индивидуальные формы. Коллективные формы досуга появятся уже после Октябрьской революции. Культурное просвещение сотрудников полиции в этот период можно определить как самостоятельную форму обучения. Для большинства полицейских более доступными были досуговые мероприятия (праздники, ярмарки), просветительская составляющая которых была минимальна [2, с. 2-4]
В корне меняется ситуация в осуществлении культурно-просветительской деятельности с организацией советской милиции. Именно в 20-е гг. закладываются формы отдыха, основой которых становится воспитание и просвещение человека новой формации. Празднование государственных и профессиональных праздников, творческие вечера, конкурсы художественной самодеятельности через столетие дойдут до современного сотрудника органов внутренних дел.
В период Гражданской войны создаются милицейские клубы, которые на какой-то период станут центрами культурно-воспитательной и политической работы не только среди сотрудников, но и членов их семей. Руководство НКВД приглашает к работе в клубах представителей интеллигенции. Немногие соглашались на такое сотрудничество, и немногие среди них вызывали доверие у власти. Вплоть до 30-х гг. не было и политико-воспитательного аппарата, способного организовать данную работу [5, с. 1-2].
Организация и проведение политико-воспитательной и культурно-просветительной деятельности возлагались на начальников органов милиции, которые несли и ответственность за ее результативность. Высокой культуры и просвещения в этой работе было не много. Коммунистическая идеология была основой воспитания.
Полагаем, что представители политических органов, в том числе профсоюзных организаций, членами которых в то время были практически все работники милиции, обладали определенными организаторскими и творческими способностями. Под их руководством осуществляли свою деятельность клубы, библиотеки,
добровольные общества. Процветали художественная самодеятельность, коллективное творчество сотрудников милиции. Через такие средства происходило воспитание сотрудников, приобщение их к организованной досуговой деятельности и советской культуре в целом.
Политотделы были созданы во всех областных, краевых и республиканских управлениях, а в школах милиции, в железнодорожных отделах и на курсах милиции — политические части.
Дальнейшее становление культурно-просветительской деятельности сотрудников милиции прервала Великая Отечественная война. Многие из политработников, которые фактически осуществляли обязанности культпросветработников, ушли на фронт, содержать клубы было невозможно. Все было переориентировано на выполнение задач защиты Отечества [3, с. 62].
После войны в период долгого восстановления народного хозяйства наличие свободного времени для досуговых мероприятий будет сведено к минимуму. Воспитание личного состава милиции по-прежнему будут осуществлять партийные ячейки. Культурно-просветительская работа восстановится позже через разные ее формы.
Несмотря на то, что еще до начала Великой Отечественной войны начали формироваться кадровые подразделения в системе органов внутренних дел, функцию воспитания личного состава милиции многие годы будут исполнять политотделы [1, с. 58—59].
До 50-х гг. прошлого столетия вся страна восстанавливала разрушенное народное хозяйство, в том числе и учреждения культуры, которые в военные годы использовались не по назначению. Личный состав советской милиции, как и все граждане СССР, становится свидетелем и активным участником возрождения и развития культурно-просветительской деятельности. Главными формами культурно-просветительской деятельности в милиции были лекции, проводимые для личного состава, беседы и доклады на профессиональные, естественнонаучные и политические темы. Сотрудники политотделов и приглашенные работники культуры проводили встречи с передовиками производства, деятелями культуры и науки, культпоходы и тематические выставки, витрины, стенды, пропагандирующие достижения советского народа в строительстве коммунизма, традиции советских сотрудников органов внутренних дел.
В 70-е гг. многие сотрудники вовлечены в полноценные творческие коллективы, которые успешно будут выступать на различных сценических площадках.
Вплоть до начала 90-х гг. XX в. культурно-просветительская работа, наряду с иными видами воспитательной работы, займет устойчивые позиции, способствуя реализации творческих способностей сотрудников, их эстетическому воспитанию, укреплению служебных коллективов [8, с. 279].
Особый интерес в это время появляется к музейному делу. В органах и подразделениях открываются музеи и музейные выставки, экспозиции которых пополняются имеющимися вещественными доказательствами, форменным обмундированием сотрудников разных лет, личными вещами, фотографиями. У советской милиции появилась история, которая была дорога многим поколениям сотрудников и членам их семей.
Многие информационные источники, описывающие сложный период политического и экономического кризиса в конце 90-х—начале 2000-х гг. в нашей стране, говорят о снижении интереса к культурно-просветительской деятельности в органах внутренних дел, минимизации ее до празднования профессионального праздника.
Тем не менее, являясь участником тех событий, отмечу полноценное развитие художественной самодеятельности в массовом порядке. В тот период времени в состав МВД входили подразделения федеральной службы исполнения наказания и противопожарной службы. Каждое исправительное учреждение или пожарная часть стремилась организовать свой творческий коллектив. По договору или в штат принимались хормейстеры, баянисты, организаторы массовых праздников. Уже выйдя из состава МВД, ведомства сохранили эту форму культурно-просветительской работы.
В это непростое время в подразделениях органов внутренних дел создавались духовые оркестры, во взаимодействии с художниками и скульпторами ваялись скульптуры, памятники, посвященные подвигам сотрудников, писались замечательные картины о событиях, людях, делавших историю милиции.
Проблемы в организации культурно-просветительской работы как вида воспитательной работы в органах внутренних дел были и в период реформы 2011 г.
Сокращение численности личного состава во многих регионах России привело, в первую очередь, к ликвидации домов культуры, клубов в системе органов внутренних дел. Прекратилось целевое финансирование мероприятий культурно-просветительской работы.
В настоящее время культурно-просветительская деятельность в системе МВД России
преимущественно сконцентрирована в индивидуальных формах. Вовлечь в мероприятия основных форм культурно-просветительской работы с участием значительного количества личного состава возможно только обучающихся в образовательных организациях МВД России. Это и коллективные посещения учреждений культуры, организованные занятия в студиях, клубных объединениях, в университетах, школах, лекториях культуры.
Культурно-просветительская рабо-
та в настоящее время — это массовые мероприятия всероссийского уровня. Стали традиционными фестиваль музыкального творчества «Щит и лира», литературный конкурс «Доброе слово», фотоконкурс «Открытый взгляд» [4, с. 19; 8, с. 280].
В современных условиях в системе органов внутренних дел культурно-просветительскую деятельность осуществляют подразделения морально-психологического обеспечения. Квалификационные требования к сотрудникам, организующим данный вид воспитательной работы, нормативно-правыми актами МВД России не определены.
Издание приказа МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» в очередной раз укрепило позиции культурно-просветительской работы как вида воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел2.
Значимость, необходимость осуществления культурно-просветительской работы в системе органов внутренних дел изучается многими исследователями. И, как правило, делаются схожие выводы о том, что культурно-просветительской работе, как никогда, нужны новые ме-
2 Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900.
тоды и средства, инновационные технологии, профессионально подготовленные сотрудники в области организации и проведения воспитательной работы, способные научить, увлечь, стать примером для подражания.
В ходе подготовки материала был проведен опрос среди сотрудников — слушателей и адъюнктов Академии управления МВД России (очной и заочной форм обучения), касающийся культурно-просветительской работы в органах внутренних дел Российской Федерации, который показал интересный результат:
— 65,3 % респондентов продолжили фразу «Для Вас лично мероприятия культурно-просветительской работы ...», ответив «приносят эстетическое удовлетворение, способствует интеллектуальному, нравственному развитию»;
— на вопрос: «Культурно-просветительская работа способствует формированию нравственно-эстетических качеств у сотрудников органов внутренних дел и поддержанию их морально-психологического состояния?» — 81,6 % респондентов ответили «способствует»;
— на вопрос: «Считаете ли Вы, что в результативности культурно-просветительской работы как одному из видов воспитательной работы, в том числе направленной на формирование благоприятного социально -психологического климата в коллективе, должен быть заинтересован руководитель подразделения, который в обязательном порядке должен принимать участие в проводимых мероприятиях совместно с подчиненным личным составом?», — 89,8 % ответили «да, должен быть заинтересован и принимать участие».
Как и 100 лет назад, личный состав органов внутренних дел главным просветителем видит своего руководителя. Проведение культурно-просветительской работы на высоком профессиональном уровне — это не только требование времени, это необходимое условие для создания благоприятного морально -психологического климата в служебном коллективе.
Список литературы:
1. Алексеева Л. А., Беляева О. В. К вопросу об особенностях воспитательной работы среди сотрудников ОВД в советской период // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 2.
2. Борисов А. В. Интеллигенция и культурно-просветительская работа милиции в первые годы советской власти // Труды Академии управления МВД России. 2008. № 2.
3. Горбунов А. П. Культурно-просветительская деятельность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. № 2 (14). 2011.
4. Гордеева Е. Н. Культурно-просветительская работа как ресурс развития эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел // Психология и педагогика служебной деятельности. 2019. № 3.
5. Зыбин С. Ф. Избранные труды. Том I. Санкт-Петербург, 2012.
6. Морозова С. А. История развития культурно-просветительской деятельности в отечественном образовании (конец XVIII—начало XXI века) // Человек и образование. 2013. № 4 (37).
7. Романюк В. С. Проблемы развития социально-культурной деятельности в дореволю-
ционной России // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2018. Т. 3. № 6.
8. Романюк В. С. Становление и развитие социально-культурной деятельности в системе МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24. № 3 (78).