Научная статья на тему 'Культурно-просветительская работа как ресурс развития эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел'

Культурно-просветительская работа как ресурс развития эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AESTHETIC CULTURE / EMPLOYEES OF INTERNAL АЙШГЕ BODIES / CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK / ANDRAGOGY / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / АНДРАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Екатерина Николаевна

Рассматривается организация культурно-просветительской работы в органах внутренних дел, направленная на развитие эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел. Анализируются данные проведенного исследования, направленного на изучение проблемы развития эстетической культуры сотрудников ОВД (анкетирование и фокусированное интервью). Акцентируется внимание на особенностях педагогических субъектов, участвующих в культурно-воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and educational work as a resource for the development of aesthetic culture of internal affairs officers

The article deals with the organization of cultural and educational work in the internal bodies, aimed at the development of aesthetic culture of employees of the internal bodies. The data of the conducted research aimed at studying the problem of development of aesthetic culture of ATS officers (questionnaires and focused interviews) are analyzed. Attention is focused on the features of pedagogical subjects involved in the cultural and educational process.

Текст научной работы на тему «Культурно-просветительская работа как ресурс развития эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел»

© Гордеева Е.Н. 2019

CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK AS A RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF AESTHETIC CULTURE OF INTERNAL AFFAIRS OFFICERS

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Ekaterina Nikolaevna Gordeeva,

post graduate of the Department of psychology, pedagogy and organization of work with personnel Academy of management of Interior Ministry of Russia E-mail: ekategor@yandex.ru

Екатерина Николаевна Гордеева,

адъюнкт по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России Е-mail: ekategor@yandex.ru

Для цитирования: Гордеева Е.Н. Культурно-просветительская работа как ресурс развития эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2019. С. 19-21.

Annotation. The article deals with the organization of cultural and educational work in the internal affairs bodies, aimed at the development of aesthetic culture of employees of the internal affairs bodies. The data of the conducted research aimed at studying the problem of development of aesthetic culture of ATS officers (questionnaires and focused interviews) are analyzed. Attention is focused on the features of pedagogical subjects involved in the cultural and educational process.

Key words: aesthetic culture, employees of internal affairs bodies, cultural and educational work, andragogy.

Аннотация. Рассматривается организация культурно-просветительской работы в органах внутренних дел, направленная на развитие эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел. Анализируются данные проведенного исследования, направленного на изучение проблемы развития эстетической культуры сотрудников ОВД (анкетирование и фокусированное интервью). Акцентируется внимание на особенностях педагогических субъектов, участвующих в культурно-воспитательном процессе.

Ключевые слова: эстетическая культура, сотрудники органов внутренних дел, культурно-просветительская работа, андрагогика.

Проводимая в органах внутренних дел культурно-просветительская работа в соответствии с методическими рекомендациями «Организация морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» № 21/8/10998 от 10 октября 2018 г. решает такие задачи, как культурно-эстетическое воспитание личного состава, развитие у сотрудников потребности в личностном совершенствовании и повышении уровня образования и культуры, внедрение эстетических правил в служебную деятельность и быт сотрудников, воспитание уважения к культуре народов Российской Федерации через приобщение к ценностям и лучшим образцам отечественной и мировой культуры.

В настоящее время с целью развития эстетической культуры сотрудников правоохранительных органов культурно-просветительская работа проводится в 56 культурных центрах. В ОВД функционирует 40 оркестров, 51 самодеятельный ансамбль, 200 постоянно действующих экспозиций, внештатных музеев и комнат истории, 90 библиотек. В рамках действующих университетов и институтов

культуры проводятся лекционные и практические занятия с сотрудниками, направленные на развитие их эстетической культуры, которые включают мастер-классы, встречи с известными деятелями культуры и искусства, экскурсии и выставки, посвященные различным видам творчества.

Проводимый Министерством фестиваль «Щит и Лира» является одним из значимых культурных событий, в заключительном этапе которого ежегодно принимает участие более 300 сотрудников органов внутренних дел. С 1991 года в г. Санкт-Петербург ежегодно проводится благотворительная акция «Милосердие белых ночей», направленная на раскрытие творческого потенциала сотрудников правоохранительных органов. С 2008 года среди сотрудников ОВД проводятся фотоконкурс «Открытый взгляд» и литературный конкурс «Доброе слово». Все эти мероприятия направлены на развитие эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел и соответствуют концепции государственной культурной политики Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 808 от 24 декабря

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTIVITIES

2014 г., где эстетическое воспитание обозначено как один из основных видов культурной деятельности, а одной из основных миссий культуры отмечена передача новым поколениям «свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности». Однако, несмотря на проводимую воспитательную и культурно-просветительскую работу в системе органов внутренних дел, уровень культуры, в том числе и эстетической, не достигает требуемого уровня, что находит отражение в оценке имиджа и деятельности правоохранительных органов со стороны общественности и негативно сказывается на оценке имиджа и деятельности со стороны населения. Проведенные социологические опросы показывают, что хотя в сознании граждан сложился положительный образ сотрудника правоохранительных органов, которого характеризуют такие качества, как опрятность (77 % россиян считают, что это качество присуще ему в большей степени, чем неряшливость), дружелюбие (66 %), храбрость (65 %), готовность оказать помощь (64 %) [1], в то же время в представлениях граждан сложившийся образ характеризуется с такими типичными негативными чертами, как «хитрый, раздражительный, медлительный ... человек, безразличный к патриотическим ценностям и склонный к неадекватным действиям. действующий по инструкции» [2, С. 23]. Кроме того, учеными наблюдается такой феномен: в ходе проведенных реформ был сформирован положительный образ сотрудника правоохранительных органов, однако ему соответствует всего лишь 15 % полицейских. С целью изучения проблемы развития эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел, в том числе и в процессе культурно-просветительской работы, нами было проведено исследование методом анкетирования, которое показало, что удовлетворяя свои эстетические потребности, более 40 % опрошенных посещают театр, 37 % - музеи, почти 35 % респондентов предпочитают музыкальные концерты, чуть больше 20 % - художественные выставки.

Изучение материалов исследования также отразило стремление сотрудников ОВД к посещению различных культурных мероприятий - большое количество из опрошенных хотели бы посещать театр (почти 40 %), чуть меньше 30 % - музеи и выставки, просмотру кинофильмов и музыкальных концертов отдали предпочтение 18 % респондентов. При этом сотрудники отмечали определенную ограниченность своих возможностей. Почти три четверти опрошенных указало недостаток свободного времени как основную причину невозможности посещения культурных мероприятий.

Также ответы на вопросы анкеты передали желание сотрудников заниматься творчеством - положительно на этот вопрос ответили почти 50 % респондентов. Большое число опрошенных хотели бы проводить свой досуг, занимаясь хобби в различных областях искусства - в области фотоискусства (треть опрошенных), в танцевальной области 26 %, 25,3 % - музыкой, 16 % - рисованием, живописью, 12 % - театральной деятельностью, 11,6 % - литературным творчеством. Подавляющее большинство опрошенных (более 90 %) считают, что творческие занятия способствует их личностному развитию, и почти четверть респондентов полагают, что занятия искусством способствует их профессиональной деятельности.

Таким образом, весомый процент опрошенных, желающих иметь хобби и творческие увлечения, указывает на то, что сотрудники являются творческими людьми, способны увлекаться творчеством. Однако в силу ограниченности возможностей (времени) сотрудники ОВД порой лишены возможности полноценного восприятия культурных ценностей общества. Вот почему эстетический компонент в профессиональной подготовке специалистов является необходимой составной частью их обучения и воспитания, обязательной составляющей в культурно-просветительской работе в рамках морально-психологического обеспечения.

Результаты проведенного исследования с помощью фокус-группового интервью подтвердили итоги анкетирования. Положительное мнение о том, что грамотно организованная культурно-просветительская работа непосредственно влияет на развитие эстетической культуры высказали 40 % респондентов. При этом 60 % опрошенных указали на нехватку свободного времени у сотрудников на посещение культурных мероприятий. Респондентами были предложены следующие пути культурно-просветительской работы с целью развития эстетической культуры сотрудников - открытие библиотек (18,2 %), посещение театров, музеев, выставок (63,6 %), проведение спортивных мероприятий на природе (27,3 %), встречи с интересными людьми (писателями, музыкантами, художниками, театральными деятелями) (10 %). Почти половина опрошенных отметила, что занятия с сотрудниками в рамках культурно-просветительской работы должны проводиться с использованием медиатехнологий. Кроме того, подавляющее большинство опрошенных считают, что культурно-просветительскую работу в органах внутренних дел должны организовывать руководители подразделений, являющиеся образцом и примером для подражания.

20

№ 3/2019

Следует отметить, что воспитательная работа в рамках культурно-просветительской деятельности имеет свои особенности, которые исследуются ан-драгогикой - наукой о систематизированном образовании (обучении и воспитании), предметом изучения которой является процесс образования взрослых, рассматриваемый с различных точек зрения - философской, социально-экономической, специально-педагогической, социально-психологической, а субъектом исследования - сформированная личность.

К специфике воспитания взрослого человека исследователи в области андрагогики относят: накопленный личностью профессионально-жизненный опыт; сложившаяся у него ценностно-смысловая система отношений к себе и окружающей действительности (внутренняя позиция); сформи-рованность вкусов и интересов; экономия времени на занятия, не вызывающие интерес; консерватизм, установка барьеров предубеждений против нововведений и перемен; тенденция к партнерству ученика и андрагога; обязательная индивидуализация обучения [3].

История развития педагогической мысли и практика использования современных технологий обучения свидетельствуют о невозможности реализации полноценного воспитательного процесса без решающего участия в нем значимого взрослого - педагога [4]. Важно учитывать не только особенности субъектов, испытывающих воспитательное влияние, но и личностные и профессиональные особенности субъектов-воспитателей. В нашем случае субъектами-воспитателями выступают специальные сотрудники, ответственные за морально-психологическое обеспечение, а в ОВД - прежде всего руководители подразделений ОВД [5]. Они несут ответственность за профессионально-личностное развитие каждого подчиненного, выполняют ведущую функцию по формированию своих коллективов, играют основную роль в профилактике и разрешении конфликтов, наставничества для вновь принятых сотрудников, подготовки резерва кадров, оценки деятельности коллектива и подчиненных сотрудников.

Осуществляя основную профессиональную функцию влияния на процесс эстетического развития личности обучаемого, педагог-воспитатель индивидуально подбирает, комбинирует и преобразует компоненты культурно-просветительской деятельности. Итоговая композиция базируется не только на особых педагогических знаниях и навыках, но в большей мере на личностном опыте педагога-руководителя, который становится особым источником содержания воспитания и обучения и средством педагогической деятельности. Воспитание только тог-

да становится личностно-развивающим, когда личность педагога задает индивидуально-личностный контекст, принимая решающее участие в личности воспитанника. Формирование и развитие целостной личности становится возможным только под влиянием другой целостной личности, в диалоге с ней. Диалогическое отношение может возникнуть к преподавателю, автору текста, музыкального или художественного произведения, создающему образы неожиданных смысловых толкований, героического и волевого преодоления обстоятельств, гуманных отношений с окружающими людьми.

Деятельность педагога-воспитателя при реализации личностно ориентированного обучения состоит во включении таких средовых факторов, как другие субъекты и средства коммуникации, образная коммуникативная информация, представленная знаками, символами, ассоциациями. Такие средовые факторы, выстроенные в специальную композицию, проводятся в виде цикла проблемно-этических диалогов, бесед, мастер-классов.

Таким образом, проведенные опросы сотрудников показали следующее: в культурно-просветительской работе наравне с существующими методами необходимо осуществлять поиск новых средств, внедрять инновационные технологии с целью большего вовлечения сотрудников правоохранительных органов в область культуры и искусства и развития их эстетической культуры; для осуществления воспитательной работы в рамках культурно-просветительской деятельности необходимо осуществлять специальную подготовку педагогов-воспитателей и руководителей ОВД, ответственных за данное направление деятельности.

Литература

1. Работа полиции: доверие и оценки на максимуме! [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=8766 (дата обращения: 13.09.2019).

2. Цветков В.Л., Ануфриева Д.А. Психология имиджа сотрудника полиции: состояние и возможная положительная динамика // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 3(74). С. 23-26.

3. Капитанская А.К. Особенности образования взрослых // Вопросы интернет-образования. [Электронный ресурс]. URL: http://vio.uchim.info/Vio_30/cd_site/articles/art_2_5.htm (дата обращения: 13.09.2019).

4. Ходякова Н.В. Целостные источники и средовые компоненты содержания личностно ориентированного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 10(74). С. 13-17.

5. Методические рекомендации по организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. М., 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.