Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В АСПИРАНТУРЕ'

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В АСПИРАНТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / образование / наставничество / аспирантура / pedagogy / education / mentoring / postgraduate studies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Горбунова

В данной работе изучена сущность и особенности управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре. В ходе рассмотрения данной темы был проведен анализ различных научных исследований. В статье поднимается проблема снижения мотивации студентов к продолжению образовательного процесса с помощью учебы в аспирантуре. Также в данной работе предлагаются способы ее решения и необходимые меры, которые проявляются через особенности управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре. В статье сделаны выводы о том, что на сегодняшний день достаточно важно повышать у студентов бакалавриата и магистратуры желание поступать в аспирантуру и подготавливать их к этому. Необходимо, чтобы данный процесс затрагивал различные аспекты образовательной деятельности студентов, такие как мотивация, психическое состояние по поводу изменения формата образовательного процесса, консультации с более «старшими» студентами, которые уже обучаются в аспирантуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND FEATURES OF THE MANAGEMENT OF STUDENTS’ PREPARATION FOR POSTGRADUATE STUDIES

In the paper, the essence and features of managing the preparation of students for postgraduate studies are studied. During the consideration of this topic, an analysis of various scientific studies is carried out. The article raises a problem of ceasing of motivation of students to continue the educational process through postgraduate studies. The author suggests ways to solve it and the necessary measures, which are manifested through the peculiarities of managing the preparation of students for postgraduate studies. The article concludes that today it is quite important to increase the desire of undergraduate and graduate students to enter graduate school and prepare them for this. It is necessary that this process affects various aspects of students’ educational activities, such as motivation, mental state regarding changes in the format of the educational process, consultations with senior students who are already studying in graduate school, etc.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В АСПИРАНТУРЕ»

7. Мурзалиева Д.Р Развитие профессиональной рефлексии студентов будущих педагогов-психологов посредством имитационной игры. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021; Т. 3-2: 98-102.

8. Бажук О.В. Формирование функциональной грамотности у студентов педагогического вуза (на примере читательской грамотности). Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 7-9.

9. Новик H.H. Формирование функциональной грамотности будущих педагогов в цифровом профессиональном образовательном пространстве. Вестник экономической безопасности. 2020; № 6: 316-319.

10. Гаджикурбанова ГМ. Методологический и мировоззренческий аспекты профессионально-педагогического образования. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 67-69.

11. Чибаков A.C., Крылов Д.А. Коммуникативные процессы объяснения и диалога в профессиональном обучении квалифицированных рабочих, служащих и специалистов на основе логикоинформационного подхода. Вестник Марийского государственного университета. 2021; Т. 15, № 2: 187-200.

12. Ушева Т.Ф. Реализация рефлексивного подхода в педагогическом образовании. Сибирский педагогический журнал. 2014; № 5: 66-70.

13. Соловьева И.Б. Подготовка будущего учителя технологии к реализации трудовых функций в эпоху «цифры». Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 115-118.

14. Тарасова Е.М., Разуваева Л.Н. Профессиональное самоопределение студентов бакалавриата. Гуманитарные науки. 2020; № 2: 28-34.

15. Супрунов А.Г Учебно-методические сборы педагогических работников образовательной организации: вопросы модернизации и совершенствования. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020; № 4 (52): 113-117.

References

1. Levshina N.I., Sannikova L.N., Yurevich S.N. Professional'nye kompetencii kak rezul'tat podgotovki buduschih specialistov sfery doshkol'nogo obrazovaniya. Nauchnaya mysl': tradicii i innovacii: sbornik nauchnyh trudov I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan', 2020: 72-76.

2. Krasnoshlykova O.G., Shefer I.V., Sadretdinova M.V. Rezul'taty issledovaniya «Udovletvorennost' pedagogov professional'noj deyatel'nost'yu» v kontekste realizacii regional'nogo proekta «Uchitel' buduschego». Gumanitarnye nauki. 2020; № 3: 48-62.

3. Ajsuvakova T.P. Psihologicheskie usloviya razvitiya refleksivnyh umenijstudenta - buduschego uchitelya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Samara, 2008.

4. Ajsuvakova T.P. Refleksiya kak komponent professional'nogo samosoznaniya buduschego psihologa. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 63-4: 268-272.

5. Grevceva G.Ya. Rol' refleksivnoj deyatel'nosti v razvitii patriotizma professional'no orientirovannoj napravlennosti u studentov. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2020; № 4 (28): 88-93.

6. Cvetkova A.V. Vzaimoposescheniya uchebnyh zanyatij kak faktor povysheniya kachestva prepodavaniya inostrannogo yazyka v vuze v processe realizacii professional'noj refleksii deyatel'nosti prepodavatelya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 121-124.

7. Murzalieva D.R. Razvitie professional'noj refleksii studentov buduschih pedagogov-psihologov posredstvom imitacionnoj igry. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2021; T. 3-2: 98-102.

8. Bazhuk O.V. Formirovanie funkcional'noj gramotnosti u studentov pedagogicheskogo vuza (na primere chitatel'skoj gramotnosti). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 7-9.

9. Novik N.N. Formirovanie funkcional'noj gramotnosti buduschih pedagogov v cifrovom professional'nom obrazovatel'nom prostranstve. Vestnik 'ekonomicheskoj bezopasnosti. 2020; № 6: 316-319.

10. Gadzhikurbanova G.M. Metodologicheskij i mirovozzrencheskij aspekty professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 67-69.

11. Chibakov A.S., Krylov D.A. Kommunikativnye processy ob'yasneniya i dialoga v professional'nom obuchenii kvalificirovannyh rabochih, sluzhaschih i specialistov na osnove logikoinformacionnogo podhoda. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021; T. 15, № 2: 187-200.

12. Usheva T.F. Realizaciya refleksivnogo podhoda v pedagogicheskom obrazovanii. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2014; № 5: 66-70.

13. Solov'eva I.B. Podgotovka buduschego uchitelya tehnologii k realizacii trudovyh funkcij v 'epohu «cifry». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 115-118.

14. Tarasova E.M., Razuvaeva L.N. Professional'noe samoopredelenie studentov bakalavriata. Gumanitarnye nauki. 2020; № 2: 28-34.

15. Suprunov A.G. Uchebno-metodicheskie sbory pedagogicheskih rabotnikov obrazovatel'noj organizacii: voprosy modernizacii i sovershenstvovaniya. Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2020; № 4 (52): 113-117.

Статья поступила в редакцию 22.02.24

УДК 378

Gorbunova N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: natalya-gor2008@yandex.ru

THE ESSENCE AND FEATURES OF THE MANAGEMENT OF STUDENTS' PREPARATION FOR POSTGRADUATE STUDIES. In the paper, the essence and features of managing the preparation of students for postgraduate studies are studied. During the consideration of this topic, an analysis of various scientific studies is carried out. The article raises a problem of ceasing of motivation of students to continue the educational process through postgraduate studies. The author suggests ways to solve it and the necessary measures, which are manifested through the peculiarities of managing the preparation of students for postgraduate studies. The article concludes that today it is quite important to increase the desire of undergraduate and graduate students to enter graduate school and prepare them for this. It is necessary that this process affects various aspects of students' educational activities, such as motivation, mental state regarding changes in the format of the educational process, consultations with senior students who are already studying in graduate school, etc.

Key words: pedagogy, education, mentoring, postgraduate studies

Н.В. Горбунова, д-р пед. наук, проф., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: natalya-gor2008@yandex.ru

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В АСПИРАНТУРЕ

В данной работе изучена сущность и особенности управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре. В ходе рассмотрения данной темы был проведен анализ различных научных исследований. В статье поднимается проблема снижения мотивации студентов к продолжению образовательного процесса с помощью учебы в аспирантуре. Также в данной работе предлагаются способы ее решения и необходимые меры, которые проявляются через особенности управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре. В статье сделаны выводы о том, что на сегодняшний день достаточно важно повышать у студентов бакалавриата и магистратуры желание поступать в аспирантуру и подготавливать их к этому. Необходимо, чтобы данный процесс затрагивал различные аспекты образовательной деятельности студентов, такие как мотивация, психическое состояние по поводу изменения формата образовательного процесса, консультации с более «старшими» студентами, которые уже обучаются в аспирантуре.

Ключевые слова: педагогика, образование, наставничество, аспирантура

Актуальность исследования связана с тем, что устройство системы образования требует особого внимания со стороны субъектов, участвующих в данном процессе. Вместе с тем не менее важно понимание важности индивидуального влияния на каждого обучающегося в учебном заведении, ведь внутреннее состояние каждого студента является ключевым фактором в становлении образовании. Подобный аспект влияет на результативность не только в «данный момент»

или на ближайшее будущее, но и на дальнейшие действия обучающегося, ведь уровень продуктивности непосредственно воздействует на дальнейшие решения и действия. Актуальность работы заключается и в том, что необходимо особое внимание уделять обучению в аспирантуре, поскольку среди молодежи стремительно падает желание приступить к данному этапу обучения и продолжить образовательный процесс на данном уровне. Меркулова Л.В. в своей научной

работе «Сущность инновационных изменений в подготовке аспирантов в системе непрерывного образования» [1] отмечает, что в России занятие наукой находится всего лишь на 8 месте по престижности, что является показательным фактором.

Цель данной статьи - определение сущности и выявление особенностей управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре.

Основные задачи статьи видятся в следующем: на основе анализа психолого-педагогической литературы определить состояние изученности особенностей управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.

Научная новизна статьи заключается в обосновании необходимости поиска путей заинтересованности обучающихся магистратуры в дальнейшем поступлении в аспирантуру. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о значимости обучения выпускников вуза в аспирантуре.

Практическая значимость заключается в обосновании целесообразности создания и формирования желания студентов продолжать свою образовательную деятельность, переходя на новый этап - обучение в аспирантуре.

Для наиболее глубокого изучения темы необходимо определить сущность управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре, которая представляет собой совокупность мер и способов воздействия на студента с целью изменения различных аспектов, влияющих на его желание продолжать образовательный процесс посредством обучения в аспирантуре [2-9]. В научной работе «Привлечение талантливой молодежи к обучению в аспирантуре в классическом вузе» [7] Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. описывают мероприятия, на которые приглашают аспирантов, желающих рассказать о своей учебе в аспирантуре большой аудитории: студентам бакалавриата и магистратуры. Подобные мероприятия очень полезны в повышении желания студентов поступать в аспирантуру и двигаться дальше в рамках образовательного процесса.

Преподаватели обязаны помогать студентам осознать, что они должны руководить своим обучением. Многие педагоги придерживаются позиции, которая отражает позицию «по-своему или ни по-своему». Сочувствие и взгляд на вещи с точки зрения другого иногда могут быть дорогой с односторонним движением в образовательном процессе. Такое отношение негативно влияет на развитие студента как личности и будущего члена команды внутри компании или организации. Как бы то ни было, иногда решение может быть простым: необходимо студентам, которые готовятся к аспирантуре, вести за собой других, нуждающихся в помощи. Они могут внести свой вклад в формирование группы аспирантуры и даже самой учебной программы. Открытость перед студентами, выслушивание их потребностей на раннем этапе, совместное обсуждение содержательных разговоров могут улучшить будущий процесс обучения, вызвать интерес у обучающихся к аспирантуре. Создание ситуаций, стимулирующих любопытство студентов, является важной практикой для мозга. Хотя любопытство нельзя воспитать как черту, можно воспитать его в студенте в зависимости от конкретного контекста. Внеучебные мероприятия могут помочь студентам, например, вырваться из повседневной академической монотонности. Данную необходимость подтверждают Милованова Г В., Куляшова Н.М., Шемякина Е.Ю. в своем научном исследовании «Сравнительный анализ мотивационных особенностей студентов на разных этапах обучения» [5], в котором с помощью сопоставления ответов опрошенных можно сделать вывод, что за годы обучения у студентов мотивация только снижается, и это представляет собой серьезную проблему.

Каждый студент уникален по-своему; следовательно, каждый обучающийся может сказать разное, видит вещи особым и индивидуальным образом, основываясь на анатомии и опыте своего мозга, и имеет свой стиль обучения. Существует множество способов обучения учащихся, и поэтому студентов следует поощрять к обучению в соответствии с их собственным типом обучения, чтобы стимулировать их дальнейший переход на новый уровень образования - аспирантуру. В том числе речь может быть о вовлеченности работы в группе. Когда людей поощряют собираться и сотрудничать, уникальные идеи могут стать частью чего-то большего. Групповая работа подталкивает обучающихся к развитию способности принимать решения, а также создает социальную среду, в которой работа может выполняться более эффективно и в рамках совместных усилий. Необходимо создать благоприятную среду для студентов, поскольку она непосредственно влияет на психическое состояние обучающихся. В постоянно меняющемся мире при учебе в аспирантуре нужны не только способности запоминать факты, но и умение их применять. Поощрение творчества и обучение обмену имеют первостепенное значение. Студенты любят делиться своими многочисленными мыслями и яркими идеями, поэтому данный интерес к знаниям необходимо не только сохранить, но и попытаться увеличить в аспирантуре. Таким образом, принятие мер по оценке и вознаграждению творческих способностей обучающихся - это важное дело. Кроме того, устранение определенных ограничений - это некоторые из вещей, которые могут помочь создать желаемый климат, благоприятный для процветания творчества, необходимого для студента на текущем этапе образовательного процесса и в дальнейшем аспирантуре.

Развитие необходимых для аспирантуры навыков. Простое определение критического мышления - это «способность объективно анализировать информацию и выносить обоснованные суждения». Из этого можно сделать вывод, что способность объективно думать о конкретных проблемах и ситуациях и находить логичные решения. Взгляд на проблемы с учетом быстрых, но разумных решений

может развить мастерство, которое может очень помочь обучающимся по мере их взросления. Вот некоторые вещи, которые требует критическое мышление: выявление проблемы, тщательное исследование, используя объективный взгляд, анализ ситуации со всех сторон, принятие обоснованного решения. Очень важно отметить, что студенту предоставлено больше выбора в аспирантуре, поскольку данный этап образовательного процесса принимает все более самоорганизующийся характер, что отмечает Старшинова Т.А. в своей статье «Адаптивность и самоорганизация системы подготовки кадров в аспирантуре» [6].

Подготовка студентов к перемене в формате обучения. Перемены неизбежны, а рост оптимален. Все находится в постоянном движении, включая сам мир. Вот почему отказ от перемен может помешать кому-то на пути к получению столь желанных целей будущего при поступлении в аспирантуру. Еще одна причина, по которой людям могут не нравиться перемены, заключается в том, что неизвестное вызывает дискомфорт. Никто не может на 100% предсказать, как будет выглядеть общество через пару лет (хотя некоторые пытаются), не говоря уже о десятилетии или двух.

Один из лучших способов справиться с этим конкретным дискомфортом -признать, что это чувство существует, и одновременно принять то, что не может измениться. В студенческие годы фокус иногда может быть узким. С учетом новых технологических разработок и требований к учебе в аспирантуре, которые ждут их в будущем, смещение фокуса и легкая замена страха волнением могут стать противоядием от дискомфорта.

Определить и активировать сильные стороны обучающихся. Инструкция должна помочь учащимся поверить: «Я могу это сделать». Обучение сильным сторонам учащихся помогает им стать более уверенными в своих способностях и дает возможность учиться на новом этапе образовательного процесса лучше, одновременно формируя установку на рост. Ориентироваться следует на высокую интеллектуальную работоспособность. Высокие интеллектуальные способности должны быть целью для всех учащихся, а не только для тех, кто был определен для участия в одаренных и талантливых программах. Необходимо преподавать, осознавая, что все учащиеся обладают высокими способностями. Дети рождаются с мозгом, который хочет учиться. Они также рождаются с разными сильными сторонами - и лучше всего развиваются благодаря этим сильным сторонам. Один размер не подходит всем в оценке и обучении. Существующая система тестирования и учебная программа, которую она породила, оставляют позади большинство учащихся. Они, возможно, не справляются с линейным, последовательным обучением, необходимым для такого рода тестирования. Следует просмотреть карту учебной программы и помочь заранее заинтересовать каждого учащегося этой темой, используя методы «фронтальной загрузки», которые будут им любопытны.

Развитие коммуникабельности, а также умения вести письменную и устную речь (Ю.В. Сорокопуд, А.С. Канюк, ГС.Х. Дудаев [9]). Хотя существуют различия между устным и письменным общением, оба этих способа жизненно важны на рабочем месте. Поэтому научить студентов эффективному общению просто необходимо для их дальнейшего образовательного процесса в аспирантуре.

Развивать существующие навыки и знания. Сегодняшним студентам нужны навыки, которые сделают их готовыми к сотрудничеству с другими людьми на глобальном уровне. Что бы они ни делали, мы можем ожидать, что их работа будет включать в себя поиск творческих решений возникающих проблем. Преподавателям необходимо изучить, что учащимся нужно для прогресса в учебе, а также то, какие базовые знания им необходимо иметь в качестве базовых, какие дополнительные навыки следует приобрести, чтобы добиться успеха на следующем уровне.

Достаточно важно включить обучение в жизнь учащихся, а также понять, видят ли студенты связь между тем, чему их учат, и тем, что происходит в мире. Необходимо сосредоточиться на проблемах и событиях, происходящих в окружающем мире, и включить эти тенденции в процесс обучения. Основная причина, по которой так важно развивать понимание того, как вербально общаться, заключается в том, что, на первый взгляд, это самый простой и ясный способ обмена идеями. Хорошее общение - это ключ к открытию совершенно новой вселенной возможностей для каждого. Новая информация обнаруживается и распространяется с феноменальной скоростью. Прогнозируется, что 50 процентов фактов, которые студенты запоминают сегодня, в ближайшем будущем перестанут быть точными и полными. Студенты должны знать, как находить точную информацию и как использовать критический анализ для оценки правдивости или предвзятости, а также текущего или потенциального использования новой информации. Это исполнительные функции, которые им необходимо развивать и практиковать в учебном заведении сегодня, потому что без них учащиеся будут не готовы находить, анализировать и использовать информацию завтрашнего дня.

Культура влияет на процесс обучения и является фундаментальным строительным блоком для учащихся, однако это также может сдерживать студентов даже в учебном заведении. Если образовательная культура не отражает культуру студентов, то в итоге возникнут всевозможные дисфункции. Также при подготовке студентов в аспирантуре необходимо отслеживание роста в каждом учебном процессе, сделать каждый учебный опыт возможностью оценить рост. Крайне важно получение отзывов об их успеваемости и областях роста, что помогает учащимся чувствовать уверенность в том, что они смогут прогрессировать в обучении. Так, Дроздова М.А., Зарубкина О.В. своем исследовании «Новый порядок правового

регулирования государственного управления системой подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре» [2] наглядно показывают, что за 8 лет (с 2013 по 2021) количество студентов, подающих документы в аспирантуру, снизилось на 28%, и на данный момент ситуация не изменяется: у обучающихся все меньше желания продолжать свою образовательную деятельность, переходя на новый этап - обучение в аспирантуре.

Опираясь на данные тезисы, можно сделать выводы о том, что на сегодняшний день достаточно важно повышать у студентов бакалавриата и магистратуры желание поступать в аспирантуру и подготавливать их к этому. Необходимо, чтобы данный процесс затрагивал различные аспекты образовательной

Библиографический список

деятельности студентов, таких как мотивация, психическое состояние по поводу изменения формата образовательного процесса, консультации с более «старшими» студентами, которые уже обучаются в аспирантуре и т. п. Это подтверждают научные исследования, которые приведены в работе. Посредством развития у студентов целеустремленности, коммуникабельности, продуктивности, а также умения работать в группе и тем не менее самостоятельно принимать решения, студентов можно подготовить к образовательной деятельности в аспирантуре. С каждым годом процент студентов, желающих поступать в аспирантуру, снижается, поэтому необходимо привлечь внимание к описанной проблеме и направить силы на привлечение обучающихся в аспирантуре.

1. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Жучкова С.В. О влиянии институциональных трансформаций на результативности российской аспирантуре. Высшее образование в России. 2022; № 11: 9-29.

2. Дроздова М.А., Зарубкина О.В. Новый порядок правового регулирования государственного управления системой подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. МНИЖ. 2022; № 7-2 (121): 179-183.

3. Егорихина С.Ю. Совершенствование педагогической подготовки аспирантов. Образовательные технологии. 2020; № 2: 105-113.

4. Меркулова Л.В. Сущность инновационных изменений в подготовке аспирантов в системе непрерывного образования. Вестник ОГУ. 2011; № 17 (136): 276-282.

5. Милованова ГВ., Куляшова Н.М., Шемякина Е.Ю. Сравнительный анализ мотивационных особенностей студентов на разных этапах обучения. Концепт. 2022; № 6: 46-57.

6. Старшинова Т. А. Адаптивность и самоорганизация системы подготовки кадров в аспирантуре. Высшее образование в России. 2021; № 12: 156-166.

7. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Привлечение талантливой молодежи к обучению в аспирантуре в классическом вузе. Вестник ТГУ. 2020; № 189: 7-14.

8. Худяков Е.Е. Модернизация юридического образования в непрерывной системе подготовки кадров: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 58-1: 274-277.

9. Сорокопуд Ю.В., Канюк А.С., Дудаев Г.С.Х. Организация эффективного коммуникативного взаимодействия в высшей школе в процессе реализации идей гуманистической образовательной парадигмы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 332-334.

References

1. Bednyj B.I., Rybakov N.V., Zhuchkova S.V. O vliyanii institucional'nyh transformacij na rezul'tativnosti rossijskoj aspiranture. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2022; № 11: 9-29.

2. Drozdova M.A., Zarubkina O.V. Novyj poryadok pravovogo regulirovaniya gosudarstvennogo upravleniya sistemoj podgotovki nauchno-pedagogicheskih kadrov v aspiranture. MNIZh. 2022; № 7-2 (121): 179-183.

3. Egorihina S.Yu. Sovershenstvovanie pedagogicheskoj podgotovki aspirantov. Obrazovatel'nye tehnologii. 2020; № 2: 105-113.

4. Merkulova L.V. Suschnost' innovacionnyh izmenenij v podgotovke aspirantov v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Vestnik OGU. 2011; № 17 (136): 276-282.

5. Milovanova G.V., Kulyashova N.M., Shemyakina E.Yu. Sravnitel'nyj analiz motivacionnyh osobennostej studentov na raznyh 'etapah obucheniya. Koncept. 2022; № 6: 46-57.

6. Starshinova T.A. Adaptivnost' i samoorganizaciya sistemy podgotovki kadrov v aspiranture. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021; № 12: 156-166.

7. Stromov V.Yu., Sysoev P.V., Zav'yalov V.V. Privlechenie talantlivoj molodezhi k obucheniyu v aspiranture v klassicheskom vuze. Vestnik TGU. 2020; № 189: 7-14.

8. Hudyakov E.E. Modernizaciya yuridicheskogo obrazovaniya v nepreryvnoj sisteme podgotovki kadrov: bakalavriat, magistratura, aspirantura. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 58-1: 274-277.

9. Sorokopud Yu.V., Kanyuk A.S., Dudaev G.S.H. Organizaciya 'effektivnogo kommunikativnogo vzaimodejstviya v vysshej shkole v processe realizacii idej gumanisticheskoj obrazovatel'noj paradigmy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 332-334.

Статья поступила в редакцию 10.02.24

УДК 371.4

Zemskov A.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy, Mordovian State Pedagogical University n.a. M.E. Evseviev

(Saransk, Russia), E-mail: hmfanaticus@mail.ru

Kayvanov V.A., postgraduate, Department of Social Technologies, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: kaf.socteh@yandex.ru

DEVELOPMENT OF SOCIAL AND PERSONAL EXPERIENCE OF ADOLESCENTS IN VOLUNTEER ACTIVITIES. The article presents some problems of development of social and personal experience of children and adolescents in the process of socialization. The practical and effective basis for implementing this process is proven. The importance of attracting sociocultural practices is being updated, among which the most productive is volunteer activity. The participation of adolescents in the volunteer movement as a way of self-improvement and self-affirmation of personality during the period of social adaptation is substantiated. Its substantive and procedural advantages for the development of individual abilities of each person at the stage of adolescence are considered. External and internal factors that influence the development of personality and the formation of experience in the process of volunteering are presented. The areas of volunteer activities implemented with teenagers in secondary schools have been identified.

Key words: volunteering, sociocultural practices, socialization, communication, adolescents, social experience, volunteering

A.Е. Земское, канд. пед. наук, ст. преп., Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск,

E-mail: hmfanaticus@mail.ru

B.А. Кайеаное, аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: kaf.socteh@yandex.ru

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА ПОДРОСТКОВ В ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлены проблемы развития социального и личностного опыта детей и подростков в процессе социализации. Доказывается практи-ко-действенная основа в осуществлении данного процесса. Актуализируется значимость привлечения социокультурных практик, среди которых наиболее продуктивной является волонтёрская деятельность. Обосновано участие подростков в добровольческом движении как способ самосовершенствования и самоутверждения личности в период социальной адаптации. Рассматриваются его содержательные и процессуальные преимущества для развития индивидуальных способностей каждой личности на этапе подросткового периода. Представлены внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на развитие личности и формирования опыта в процессе волонтерской деятельности. Определены направления волонтерской деятельности, реализуемой с подростками в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, социокультурные практики, социализация, коммуникация, подростки, социальный опыт, добровольчество

Актуальность работы определяется тем, что развитие современного общества привело к обособленности личности: его рыночная потребительская направленность оттесняет и нивелирует социальную и гражданскую ответственность каждого человека. Утрата общественных нравственных идеалов модифи-

цировала ценностные ориентации в быстроизменяющихся динамических условиях, ответственность за воспитание детей и подростков возложена на семью и образовательные учреждения. Очевидные ценности: доброта, сострадание, сочувствие, помощь и участие, вызывают недоверие окружающих. Глобальные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.