Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ'

ПОДГОТОВКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-педагогические кадры / аспирантура / постдипломная подготовка / вуз / scientific and pedagogical personnel / postgraduate study / postgraduate training / higher school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.П. Звягинцева, С.В. Ляляев

В статье рассматриваются некоторые аспекты подготовки кадров высшей квалификации, которую осуществляют многие отечественные университеты. Приводится краткое описание развития системы подготовки научно-педагогических кадров в вузах СССР и Российской Федерации. На основе проведенного анализа научной литературы, метода экспертной оценки и обобщения практического опыта делается вывод о том, что обучение в аспирантуре является престижным треком профессионального развития индивида и одновременно с этим сопряжено с большим количеством трудностей для участников образовательного процесса. Обозначены некоторые проблемы постдипломной подготовки в российских вузах. Описаны отдельные причины ослабления результативности обучения в аспирантуре. Предложены практические рекомендации, которые могли бы способствовать решению выявленных проблем в ходе подготовки кадров высшей квалификации на современном этапе развития научно-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF INLAND SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL: CHALLENGES OF THE TIME

The article discusses some aspects of training highly qualified personnel, which is carried out by many inland universities. A brief description of the development of the system, organized for training scientific and pedagogical personnel in higher schools in the USSR and the Russian Federation is given. Based on the analysis of scientific literature, the method of expert assessment and personal experience of the author’s, it is concluded that postgraduate study is a prestigious track of an individual’s professional development, but, on the other hand, it is associated with a large number of difficulties for participants in the educational process. A number of problems linked to postgraduate training in Russian universities are identified. Some reasons for the weakening of the effectiveness of postgraduate studies are described. Practical recommendations proposed in the article could help solve the identified problems during the training of highly qualified personnel at the present stage of development of scientific and pedagogical activities.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ»

пособия и др. Количество таких ресурсов просто зашкаливает, но нельзя не согласиться с мнением исследователей, что при планировании занятий в рамках эдьютейнминга нужно учитывать три основных постулата: тщательную подготовку со стороны преподавателя, максимальное погружение студентов в интерактивное образовательное пространство, использование ролевого, или игрового подхода [5]. Современный студент с бОльшим удовольствием составит сообщение в виде презентации или слайд-шоу, нежели напишет этот текст просто на бумаге в виде сочинения или эссе. Он охотнее перескажет сюжет видеоролика или фильма, чем изложит пересказ прочитанного текста [6]. Нынешний уровень развития индустрии развлечения превращает современного человека в homo ludans (человек играющий), и образование неизбежно вынуждено отвечать на вызовы времени. К сожалению, оно также стало заложником тенденции побеждающего материального и медиаконсьюмеризма, ведущего к притуплению чувств и эмоций, как и все остальные отрасли социального бытия. В научной литературе по методике преподавания иностранного языка можно найти описание технологии геймификации и эдьютейнмента, многочисленные игровые шаблоны, которые могут применяться в ходе иноязычной подготовки [7].

Начинающие педагоги, к сожалению, могут стать заложниками этих методов и технологий, но они хороши только на начальном этапе обучения иностранному языку. Это доказывают и результаты формирующего эксперимента. Для его осуществления группа студентов 3 курса по направлению подготовки «Социология» (профиль «Экономическая социология») Финансового университета при Правительстве РФ в 2022-2023 учебном году была поделена на 2 подгруппы по 13 человек в каждой. Уровень языковой подготовки во время входного тестирования у студентов был примерно одинаковым (от В1 до В2 по шкале Совета Европы). В одной группе обучение по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере» проходило по стандартной программе, в экспериментальной группе - с использованием элементов эдьютейнмента. Студенты охотнее посещали такие занятия, активнее реагировали на задания, специально разработанные педагогом. Однако результаты текущего контроля и итоговой аттестации (экзамен) не показали каких-то явных различий в уровне подготовки

Библиографический список

студентов экспериментальной группы. Примерно одинаковое количество отличных, хороших и удовлетворительных оценок были получены студентами обеих подгрупп. В этой связи возникает вопрос: так ли нужен эдьютейнмент в образовательной среде в ходе обучения языку специальности, когда на старших курсах в большей степени студенты ориентированы на получение профессиональных знаний, они уже знакомы со стандартами академического образования и приняли условия обучения в высшем учебном заведении, когда за короткий срок им приходится усваивать большие объемы знаний по специальности? Многие студенты после окончания курса по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере» предоставили фидбэк (дали обратную связь), отмечая, что работа с привычными картами памяти (mind maps) для них оказалась более продуктивной и привычной, эффективной и понятной, чем работа с кроссвордами, онлайн-игры по теме, викторины на платформе Madtest, Kahoot, Factile и прочие задания в рамках эдьютейнмента. Еще одним огромным недостатком технологии эдьютейнмента можно считать затратность, т. к. преподаватель готовится несколько часов, создавая задания в рамках обучения через развлечение. Контроль выполнения подобных заданий также не выдерживает критики: у студентов нет ощущения, что они глубоко и полноценно отработали изучаемый материал, в достаточной мере закрепили его на практике. Соревновательный характер многих заданий приводит к тому, что студенты с низким уровнем владения иностранным языком не очень активно участвуют в них, избегая неизбежного провала на фоне более подготовленных одногруппников.

В заключение можно сделать вывод о том, что на современном этапе имеется основательная теоретическая научная база принципов, подходов и концепций игрового обучения, в которую можно включить и технологию эдьютейнмен-та. Вместе с тем элементы данной педагогической технологии целесообразнее использовать в начале занятия как warming-up (разогрев), а не строить на его основе все занятие целиком. Современные условия существования, развития и конкурирования образования требуют более осмысленного внедрения подобных технологий, если речь заходит о классическом академическом образовании в высшей школе России.

1. Kuzmina N.N., Kochkina D.V., Korotkova E.G. Implementation of edutainment technology in foreign students' language teaching. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational sciences. 2023; Vol. 15, № 1: 82-96.

2. Флегонтов Д.С., Макарова О.С. Эдьютейнмент в образовании как новый стиль преподавания. Modern Science. 2023; № 1-1: 213-215.

3. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие. Москва: КноРус, 2012.

4. Зиновкина М.М. Педагогическое творчество: модульно-кодовое учебное пособие. Москва: МГИУ, 2007.

5. Береснева В.А., Макарова М.Б. Понятие технологии «Эдьютейнмент» и ее место в обучении иностранному языку Педагогический вестник. 2023; № 26: 9-11.

6. Resnick M. Edutainment? No Thanks. I Prefer Playful Learning. Associatzione Civita. 2004; № 1 (1): 2-4. Available at: https://web.media.mit.edu/~mres/papers/edutainment.pdf

7. Иванова Е.А. Опыт геймификации и эдьютейнмента при преподавании иностранного языка в неязыковом вузе. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2022; № 6 (87): 5-11.

References

1. Kuzmina N.N., Kochkina D.V., Korotkova E.G. Implementation of edutainment technology in foreign students' language teaching. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational sciences. 2023; Vol. 15, № 1: 82-96.

2. Flegontov D.S., Makarova O.S. 'Ed'yutejnment v obrazovanii kak novyj stil' prepodavaniya. Modern Science. 2023; № 1-1: 213-215.

3. Gnatyuk O.L. Osnovy teoriikommunikacii: uchebnoe posobie. Moskva: KnoRus, 2012.

4. Zinovkina M.M. Pedagogicheskoe tvorchestvo: modul'no-kodovoe uchebnoe posobie. Moskva: MGIU, 2007.

5. Beresneva V.A., Makarova M.B. Ponyatie tehnologii «'Ed'yutejnment» i ee mesto v obuchenii inostrannomu yazyku. Pedagogicheskij vestnik. 2023; № 26: 9-11.

6. Resnick M. Edutainment? No Thanks. I Prefer Playful Learning. Associatzione Civita. 2004; № 1 (1): 2-4. Available at: https://web.media.mit.edu/~mres/papers/edutainment.pdf

7. Ivanova E.A. Opyt gejmifikacii i 'ed'yutejnmenta pri prepodavanii inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze. Municipal'noe obrazovanie: innovacii i 'eksperiment. 2022; № 6 (87): 5-11.

Статья поступила в редакцию 16.10.23

УДК 378.048.2

Zvyagintseva Е.Р., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of English for Professional Communication, Financial University

under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: EZvyagintceva@fa.ru

Lyalyaev S.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of English for Professional Communication,

Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia); senior lecturer, Department of English Philology, RSHU

(Moscow, Russia), E-mail: Slyalyaev@yandex.ru

TRAINING OF INLAND SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL: CHALLENGES OF THE TIME. The article discusses some aspects of training highly qualified personnel, which is carried out by many inland universities. A brief description of the development of the system, organized for training scientific and pedagogical personnel in higher schools in the USSR and the Russian Federation is given. Based on the analysis of scientific literature, the method of expert assessment and personal experience of the author's, it is concluded that postgraduate study is a prestigious track of an individual's professional development, but, on the other hand, it is associated with a large number of difficulties for participants in the educational process. A number of problems linked to postgraduate training in Russian universities are identified. Some reasons for the weakening of the effectiveness of postgraduate studies are described. Practical recommendations proposed in the article could help solve the identified problems during the training of highly qualified personnel at the present stage of development of scientific and pedagogical activities. Key words: scientific and pedagogical personnel, postgraduate study, postgraduate training, higher school

Е.П. Звягинцева, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве РФ (Финуниверситет), г. Москва, Е-mail: EZvyagintceva@fa.ru

С.В. Ляляев, канд. филол. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет

при Правительстве РФ (Финуниверситет), г. Москва, доц. ИФИ Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), г. Москва,

E-mail: Slyalyaev@yandex.ru

ПОДГОТОВКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

В статье рассматриваются некоторые аспекты подготовки кадров высшей квалификации, которую осуществляют многие отечественные университеты. Приводится краткое описание развития системы подготовки научно-педагогических кадров в вузах СССР и Российской Федерации. На основе проведенного анализа научной литературы, метода экспертной оценки и обобщения практического опыта делается вывод о том, что обучение в аспирантуре является престижным треком профессионального развития индивида и одновременно с этим сопряжено с большим количеством трудностей для участников образовательного процесса. Обозначены некоторые проблемы постдипломной подготовки в российских вузах. Описаны отдельные причины ослабления результативности обучения в аспирантуре. Предложены практические рекомендации, которые могли бы способствовать решению выявленных проблем в ходе подготовки кадров высшей квалификации на современном этапе развития научно-педагогической деятельности.

Ключевые слова: научно-педагогические кадры, аспирантура, постдипломная подготовка, вуз

Актуальность темы данного исследования определяется изменениями в подготовке кадров высшей квалификации, которые стали заметны с развитием цифровой экономики и перестройкой образовательных институтов на современном этапе развития общества. Подписание Российской Федерацией Болонской конвенции привело в свое время не только к перестройке образовательной системы, в которой появились бакалавриат, магистратура и аспирантура как три компонента высшего образования, но и к переходу на систему кредитов, урезанию учебных программ специалитета, перекраиванию рабочих программ дисциплин в угоду новым требованиям, постоянному изменению и дополнению ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов). Все это и многие другие нововведения не могли не наложить отпечаток на систему подготовки научных и научно-педагогических кадров Российской Федерации.

Цель данной статьи заключается в поиске возможных решений, направленных на формирование в вузах устойчивой системы академической подготовки кадров высшей квалификации.

Задачи, поставленные для достижения данной цели, лежат в плоскости решения проблем, связанных с:

- организацией работы по подготовке научно-педагогических и научных кадров в вузах России;

- поиском мотивации более осознанного отношения аспирантов к процессу приращения знаний и умений в ходе получения постдипломного образования.

Научная новизна статьи заключается в определении точек роста для подготовки научно-педагогических кадров на современном отрезке времени в рамках активно развивающейся Индустрии 4.0.

Теоретическая значимость состоит в определении мотиваторов, которые могли бы повлиять на более качественную подготовку кадров высшей квалификации.

Практическая значимость видится в предложенных для обсуждения рекомендациях, направленных на более эффективную организацию учебного процесса в аспирантуре в вузах России.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали анализ научно-педагогической литературы по теме и метод экспертной оценки (беседы с преподавателями Финансового университета при Правительстве Российской Федерации и Российского государственного гуманитарного университета, чей индивидуальный план работы включал занятия в аспирантуре, прием вступительных экзаменов по иностранному языку и экономике, участие в комиссии по приему кандидатского экзамена по этим дисциплинам).

Подготовка научно-педагогических кадров в вузах России осуществляется на протяжении почти 100 лет. Начиная с 1925 года, специалисты с высшим образованием и опытом работы не менее 2 лет поступали в аспирантуру, которая готовила их для научной и научно-педагогической деятельности. Иметь ученую степень в СССР было престижно, получить ее считалось делом сложным, вузы в ХХ веке давали «зеленую улицу» в первую очередь кандидатам и докторам наук. Новый век принес с собой новые тренды: вскоре после того, как Российская Федерация подписала Болонскую конвенцию, обучение в аспирантуре стало обязательным элементом трехуровневой системы высшего образования. Обучаться в ней мог любой выпускник специалитета или магистратуры, который успешно сдал вступительные экзамены. Работа над диссертацией приветствовалась, но не была обязательной. После трех лет обучения аспирант мог пройти итоговую аттестацию и получить заветный диплом, который давал ему/ей право препода-

вать в высшем учебном заведении. Именно в этот период появился термин под названием «аспирантский пузырь»: желающих учиться в аспирантуре было достаточно, но научными исследованиями и защитой качественно подготовленной диссертаций занимались всего несколько процентов от общего числа аспирантов. В этот период стало популярным соискательство степени кандидата наук, когда специалист «прикреплялся» к нужной кафедре выбранного им вуза с уже готовой научной работой, совершенствовал ее, следуя рекомендациям ученого совета, и выходил на защиту своей диссертации. Данный вариант был более привлекательным для тех, кто уже отлично разбирался в нюансах профессиональной сферы, желал внедрить свои инновации, разработки, практические рекомендации для улучшения рабочих процессов. Все они были апробированы в «полевых условиях» и являлись реальным вкладом в конкретный сектор экономики - будь то производство, сфера оказания услуг или образование.

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что вопросы подготовки научно-педагогических кадров были актуальны на протяжении многих десятилетий, ими занимались ведущие отечественные ученые, такие как П.Я. Гальперин, А.П. Миньяр-Белоручева, Н.Н. Поспелов, Н.Ф. Талызина и др. Все они приходят к выводу, что главным навыком, который приобретают и развивают аспиранты в ходе обучения и в рамках своей деятельности, является умение расширять границы научного познания (как своего, так и социума). О проблеме качественной подготовки научно-педагогических кадров говорят в своих выступлениях и отражают в публикациях современные педагоги-практики [1; 2], поднимая проблемы плагиаризма в среде аспирантов [3], акцентируя внимание на необходимости организации целевого обучения, которое позволило бы действовать в интересах вуза и реального сектора экономики [4], сравнивая и анализируя системы подготовки отечественных и зарубежных научных кадров [5].

Преемственность организации подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре СССР и в современной России прослеживается вполне отчетливо, но есть и некоторые изменения, повлекшие за собой снижение уровня подготовки кадров высшей квалификации. В первую очередь существуют различия в условиях обучения:

1) в современной аспирантуре имеется как бесплатное обучение (подобно внедренной системе подготовки в советский период), так и на возмездной основе (т. е. оплачиваемое самими аспирантами);

2) стаж практической и научной работы по окончании высшего учебного заведения уже не так важен, как в советской аспирантуре (стаж должен был составлять не менее 2 лет по избранной специальности, наличие научных публикаций было решающим при прочих равных условиях при отборе кандидатов);

3) стипендии современных аспирантов, успешно сдавших промежуточные экзамены, не дотягивают даже до прожиточного минимума, в то время как обучающиеся в очной аспирантуре Советского Союза обеспечивались государственными стипендиями (в размере их основного должностного оклада, но не свыше 100 руб. в месяц);

4) в отличии от современной системы обучения в аспирантуре, когда вузы набирают максимально возможное количество аспирантов на платной основе, советская аспирантура имела четкое планирование в количественном отношении обучаемых, не создавая переизбытка научно-педагогических кадров и избегая острого дефицита.

Интересный портрет современного российского аспиранта представили в своем исследовании ученые из Высшей школы экономики [6], осуществив ан-

Таблица 1

Мотивы для постдипломной научной подготовки в Российской Федерации

Академические мотиваторы Неакадемические мотиваторы

занятие исследовательской деятельностью в вузе или научной организации 56% развитие карьеры вне академической среды 38%

преподавательская деятельность в высшей школе 48% возможность продолжить обучение по профессии 33%

планы на развитие карьеры исследователя-аналитика в коммерческой организации 25% желание пребывать в университетской среде 23%

необходимость проживания в общежитии вуза 8%

кетирование в 14 ведущих вузах России. По результатам проведенного опроса делается вывод о том, что существуют две основные группы мотиваторов для желающих пройти обучение в аспирантуре (табл. 1). При этом каждый четвертый аспирант отмечал, что ему важно получить отсрочку от призыва на военную службу.

Сможет ли российская аспирантура сдвинуть приоритеты в сторону академических мотиваторов, зависит от многих факторов, как социально-политических, экономических и образовательных, так и личностных.

Послевузовская научная подготовка для системы образования России регулируется «Положением о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре/адъюнктуре» (2021) [7]. Существуют четкие критерии для освоения программы аспирантуры, которые определяются результатами трех направлений: научной (научно-исследовательской) деятельностью, освоением дисциплин (модулей), результатами прохождения педагогической практики. Многих аспирантов приходится учить основам работы со статистическими данными, развивать навыки анализа и синтеза научной информации, а также способам отражения полученных результатов в ходе выступлений на конференциях и публикационной активности. Педагогическая практика также требует определенных усилий, наставничества не только со стороны научного руководителя, но и преподавателей тех дисциплин, в рамках которых аспирант проводит практические занятия. Кроме того, постдипломное обучение в постсоветский период столкнулось с проблемой под названием «аспирантский пузырь». Так, например, в 2015 году из 25,8 тысяч человек защитили кандидатские диссертации только 4,6 тысяч человек. К сожалению, он продолжит раздуваться, если подготовка научно-педагогических кадров будет и далее осуществляться в массе своей на коммерческой основе, когда большое количество платежеспособных людей придут учиться в аспирантуру, преследуя далеко не академические цели.

Еще одним вызовом в недалеком будущем может стать проблема формирования профессорско-педагогического состава, стремительное старение которого наблюдаются в настоящее время. Выбирая учебу в аспирантуре из-за легитимно поддерживаемых льгот (к ним относится отсрочка от призыва в армию, которая предоставляется военнообязанным обучающимся мужского пола), многие мужчины, получившие поствузовское образование, не написавшие диссертацию, «пересидевшие» призывной возраст в стенах вуза, так и не вливаются в ряды научных или научно-педагогических кадров. Тренд на привлечение в российскую высшую школу преподавателей с ученой степенью будет неизбежно развиваться. Вместе с тем огромная часть «отсидевшихся» в аспирантуре выпускников мужского пола так и не станет работать в образовательных учреждениях, у них были совершенно другие планы, никак не связанные с научной или преподавательской деятельностью. В этой связи нагрузка, скорее всего, будет переложена на плечи женщин, которые, как показывают опросы, проведенные с аспирантами Финуниверситета, проявляют бОльшую готовность к трудоустройству в высшие учебные заведения или к совмещению основной профессиональной деятельности с преподавательской на неполную ставку. При этом число аспиранток в возрасте до 24 лет почти в полтора раза меньше, чем аспирантов (14959 и 21699 соответственно) [8]. Вместе с тем практика показывает, что возможность рассматривать проблемы с разных позиций (мужской и женской) только усиливает положение организации (в том числе и образовательной), делает ее более конкурентоспособной, помогает выживать в условиях турбулентности и все возрастающих рисков.

Безусловно, обозначенные проблемы подготовки научно-педагогических кадров стали более заметными с активным внедрением цифровых технологий, но не только это повлияло на ослабление результативности обучения в аспирантуре. Геополитические процессы, выстраивание ярко выраженных товарно-денежных отношений в научной среде, экономические проблемы, отрыв науки от практики - вот далеко не полный перечень сложностей, которые обесценивают обучение в аспирантуре [9]. Решение данных проблем лежит в изменении политики государства, РАН, Министерства образования Российской Федерации, но многое могут сделать и сами вузы. Кроме того, профессиональные намерения самих аспирантов новой формации, которые описаны в научно-педагогической литературе, нельзя сбрасывать со счетов [10].

Российская аспирантура, как и весь социум в целом, сталкивается с трансформациями, которые сопряжены с цифровизацией общества. Компьютеры и доступный Интернет принесли изменения во все сферы жизнедеятельности современного общества. Человечеству вряд ли удастся остановить дальнейшее масштабное развитие как «цифры», так и ее побочного продукта под названием «искусственный интеллект». Вместе с новыми возможностями научно-педагогическое сообщество сталкивается с проблемами, которые, возможно, еще не в полной мере осознаны, но уже заметны. Это прежде всего дегуманизация образования, его обезличивание, ослабление интеллектуальной культуры людей, рост прагматизма, где в основе лежат товарно-денежные отношения. Нельзя сказать, что советская система подготовки аспирантов была идеальной, в ней тоже была заметна и коррумпированность, и непотизм. Но в ней не было столь ярко

Библиографический список

выраженного индивидуализма, построенного на идеях личного комфорта. Представители научной среды ушедшей эпохи всегда отличались тем, что «горели» за свои идеи, жили ими, творили во благо других. Задача современных российских вузов - сохранить и преумножить то, что было создано, усилив науку теми открытиями, что дают цифровые технологии.

На что стоило бы обратить внимание тем российским учебным заведениям, которые в настоящее время реализуют программы подготовки кадров высшей квалификации?

Во-первых, система вступительных экзаменов должна строиться не на электронном тестировании с возможностью угадывания ответа, а на устном общении с комиссией, в которую входят лучшие представителя когорты ученых, работающих в конкретном вузе. Тесты на определение когнитивных способностей, тестирование с помощью психологов на склонность к научной деятельности тоже можно использовать как один из элементов вступительных экзаменов при поступлении в аспирантуру. Кроме того, промежуточная и итоговая аттестация аспирантов должна строиться на принципах научности и дидактической целесообразности, с участием ученых разных научных специальностей, ведущих практиков, представителей тех научных направлений, которые входят в государственный заказ на подготовку научных кадров. Это поможет скоординировать содержание и виды научных исследований, обозначить «окна роста», даст толчок к возрождению престижа научно-педагогической деятельности.

Во-вторых, традиционные, организованные для всего потока семинары и практические занятия в аспирантуре можно оставить только для общегуманитарных наук (за исключением иностранных языков, когда, согласно методике преподавания дисциплины, количество обучаемых не должно превышать 15 человек в группе). Оптимальным может оказаться не просто модульный блок на основе консультаций в мини-группах аспирантов (2-3 человека) в рамках одной узкопрофильной специальности, а тьюторство и истинное наставничество. В этом случае каждый обучаемый может поставить вопрос и начать поиск проблемы, обсуждая ее не только со своим научным руководителем, но и с ведущими преподавателями выпускающей кафедры. Спектр научной деятельности только расширится и выиграет от такого вида учебного взаимодействия. Для тьюторства в аспирантуре отлично подходит и формат онлайн-консультаций, когда участники общения заранее обмениваются списком проблемных вопросов и в ходе дистанционной коммуникации продуктивно их решают в удобное для обеих сторон время.

В-третьих, необходимо после первого года обучения в аспирантуре попытаться разграничить и отделить научную деятельность, которой готов заниматься аспирант, и подготовку научно-педагогических кадров. Первую категорию (чистую науку и защиту диссертации) выберут те аспиранты, кто реально готов вкладываться и работать на научный результат. Вторая категория обучаемых будет наращивать знания и навыки в области своей специальности и готовиться к педагогической деятельности. Для них должны быть увеличены часы педагогической практики с пресловутых 10 часов до минимум 100 часов. Безусловно, здесь снова потребуется коллаборация с наставником или тьютором для плавного и продуктивного введения в поле преподавательской деятельности, расширения знаний о методике преподавания в высшей школе, особенностей профессионально ориентированной подготовки студентов.

Интегративно-развивающая среда вуза, которую можно и нужно создавать в аспирантуре, способна не только расширить границы научных познаний, но и подготовить хорошую замену стареющему штату профессорско-преподавательского состава. Наиболее показательным для рынка труда является наличие у специалиста ученой степени в соответствующей отрасли знаний, но не диплома об окончании аспирантуры, если защита диссертации не стала логичным завершением обучения в ней. Обозначенная проблема требует постепенного, многоуровневого реформирования действующего законодательства, которое должно быть направлено как на верную расстановку акцентов в действующей системе подготовки кадров высшей квалификации, так и их тщательный отбор и последующее стимулирование. Если поддержка молодых специалистов, готовых и стремящихся заниматься научной и научно-педагогической деятельностью, будет осуществляться на всех уровнях (федеральных, региональных, локальных), а оплата труда ученого и педагога станет конкурентоспособной, то обозначенные проблемы можно будет решить в ближайшие 4-6 лет.

Безусловно, иностранный язык для академических целей, который авторы преподают аспирантам много лет, составляет небольшой процент постдипломного образовательного процесса, но общение с аспирантами и коллегами разных вузов дает право говорить о вызовах сегодняшнего дня, с которыми сталкивается система подготовки кадров высшей квалификации. Если они не будут решены, то угроза «обескровить» высшую школу станет еще более заметной. Это значит, что обучать следующие поколения студентов будут по-прежнему люди предпенсионного возраста или пенсионеры. Возможно, коллеги выпускающих кафедр будут акцентировать внимание на других проблемах. Очевидно одно: вопрос подготовки научно-педагогических кадров требует срочного решения. Для этого понадобятся усилия всех стейкхолдеров образовательной системы.

1. Рукавишников С.М. Проблемы совершенствования системы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Гуманитарные и юридические исследования. 2021; № 3: 120-123.

2. Кириллова Т.В. Проблема плагиата при подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации в образовательных организациях ФСИН России. Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2019; Ч. 1: 94-96.

3. Климова А.С. Обзор новой реформы системы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Наука и образование транспорту. 2021; № 2: 311-313.

4. Кудж С.А., Голованова Н.Б. О совершенствовании механизмов подготовки научно-педагогических кадров и перспективы целевого обучения в интересах вузов. Российский технологический журнал. 2020; Т. 8, № 4 (36): 112-128.

5. Костоломова М.В. Система подготовки научно-педагогических кадров в России: Ph.D. или кандидат наук? Наука. Культура. Общество. 2019; № 1: 67-75.

6. Бекова С.К., Груздев И.А., Джафарова З.И. и др. Портрет современного российского аспиранта. Современная аналитика образования. 2017; № 7 (15): 4-59.

7. Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Available at: http://government.ru/docs/all/137783/

8. Количество аспирантов сокращается и без вмешательства чиновников - Индикатор. Available at: https://indicator.ru/engineering-science/aspirantura

9. Кузьмина Ю.С. Тенденции профессионального развития научно-педагогических кадров высшей школы. Available at: https://scienceforum.ru/2022/article/2018029783

10. Лабынцева И.С. К проблеме подготовки кадров высшей квалификации. Профессиональные намерения аспирантов. Вопросы педагогики. 2022; № 6-1: 187-190.

References

1. Rukavishnikov S.M. Problemy sovershenstvovaniya sistemy podgotovki nauchno-pedagogicheskih kadrov v aspiranture. Gumanitarnye i yuridicheskie issledovaniya. 2021; № 3: 120-123.

2. Kirillova T.V. Problema plagiata pri podgotovke nauchno-pedagogicheskih kadrov vysshej kvalifikacii v obrazovatel'nyh organizaciyah FSIN Rossii. Penitenciarnaya bezopasnost': nacional'nye tradiciiizarubezhnyjopyt: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 ch. Samara: Samarskij yuridicheskij institut FSIN Rossii, 2019; Ch. 1: 94-96.

3. Klimova A.S. Obzor novoj reformy sistemy podgotovki nauchnyh i nauchno-pedagogicheskih kadrov v aspiranture. Nauka i obrazovanie transportu. 2021; № 2: 311-313.

4. Kudzh S.A., Golovanova N.B. O sovershenstvovanii mehanizmov podgotovki nauchno-pedagogicheskih kadrov i perspektivy celevogo obucheniya v interesah vuzov. Rossijskij tehnologicheskijzhurnal. 2020; T. 8, № 4 (36): 112-128.

5. Kostolomova M.V. Sistema podgotovki nauchno-pedagogicheskih kadrov v Rossii: Ph.D. ili kandidat nauk? Nauka. Kul'tura. Obschestvo. 2019; № 1: 67-75.

6. Bekova S.K., Gruzdev I.A., Dzhafarova Z.I. i dr. Portret sovremennogo rossijskogo aspiranta. Sovremennaya analitika obrazovaniya. 2017; № 7 (15): 4-59.

7. Ob utverzhdenii Polozheniya o podgotovke nauchnyh i nauchno-pedagogicheskih kadrov v aspiranture (ad'yunkture). Available at: http://government.ru/docs/all/137783/

8. Kolichestvo aspirantov sokraschaetsya i bez vmeshatel'stva chinovnikov - Indikator. Available at: https://indicator.ru/engineering-science/aspirantura

9. Kuz'mina Yu.S. Tendenciiprofessional'nogorazvitiya nauchno-pedagogicheskih kadrov vysshejshkoly. Available at: https://scienceforum.ru/2022/article/2018029783

10. Labynceva I.S. K probleme podgotovki kadrov vysshej kvalifikacii. Professional'nye namereniya aspirantov. Voprosypedagogiki. 2022; № 6-1: 187-190.

Статья поступила в редакцию 16.10.23

УДК 378

Kondrakhina N.G., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Professor, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: NKondrakhina@fa.ru

Yuzhakova N.E., senior teacher, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: NYuzhakova@fa.ru

DEVELOPMENT OF THE CREATIVITY MODEL OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER WITHIN THE FRAMEWORK OF HIGHER EDUCATION. The article considers problems of the creativity development of the foreign language teacher in the framework of higher education. Attention is drawn to the studied problems of creativity of a high school teacher in modern Russian and foreign psychological and pedagogical literature through the prism of the professional activity of the high school teacher and the content orientation. It is stated that the necessity of improving the qualities of a teacher's personality is significant for pedagogical activity. It is necessary to study its genesis, specifics of development and structure. The state measures currently being implemented in the field of education and upbringing imply special attention to the formation of students' individual qualities such as creativity and independence complemented by a decent level of erudition and general culture. The fulfillment of these tasks largely depends on the competence of specialists in the field of education, their ability to transfer the necessary knowledge in difficult social conditions of modern society.

Key words: creative abilities, creativity, teacher creativity, professional creativity, higher education

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н.Г. Кондрахина, канд. филол. наук, доц., проф., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: NKondrakhina@fa.ruNKondrakhina@fa.ru

Н.Е. Южакоеа, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: NYuzhakova@fa.ru

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье рассматривается проблематика развития креативности преподавателя иностранного языка в рамках высшей школы. Обращается внимание на изученность проблемы креативности преподавателя высшей школы в современной отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе сквозь призму профессиональной деятельности педагога высшей школы и ее содержательной направленности. Это диктует необходимость совершенствования значимых для педагогической деятельности качеств личности педагога, для чего необходимо изучение ее генезиса, специфики развития и структуры. Реализуемые в настоящее время государственные меры в сфере обучения и воспитания подразумевают особое внимание к формированию у студентов таких индивидуальных свойств, как креативность и независимость, дополняемых достойным уровнем эрудированности и общей культуры. Выполнение названных задач в значительной степени зависит от компетентности специалистов в области образования, их умения передавать необходимые знания в непростых социальных условиях для современного социума.

Ключевые слова: творческие способности, креативность, креативность педагога, профессиональная креативность, высшее образование

В научной литературе профессиональная деятельность педагога высшей школы позиционируется как творческий и достаточно тяжелый труд. Этой точки зрения придерживается подавляющее большинство авторов на протяжении уже нескольких десятилетий. Сложность данной деятельности выражается в многообразии составляющих, в качественной разнородности взаимосвязей, существующих между данными элементами, а также между ними и тем контекстом, в котором реализуется образовательный процесс [1-31]. Таким образом, обучение иностранному языку в отечественных вузах должно благоприятствовать формированию актуальных компетенций, необходимых для подготовки грамотных специалистов, востребованных в соответствующей области [1; 6]. Данное тре-

бование зафиксировано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, в Национальном проекте «Образование», позиционируемом в качестве одного из приоритетных [4; 13; 29]. Желаемая траектория отечественного образования трактуется как создание условий для существенного повышения конкурентоспособности учебных заведений, предоставляющих высшее образование, посредством разработки и реализации международных англоязычных программ, а также через обмен студентами с зарубежными вузами (академическая мобильность) [29].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.