Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АСПИРАНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АСПИРАНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные подходы в обучении / аспирантура / языковая подготовка аспирантов / совершенствование подготовки научных и педагогических кадров / иностранный язык в неязыковом вузе / innovative approaches in teaching / postgraduate studies / language training of graduate students / improving training of scientific and pedagogical personnel / foreign language in non-linguistic university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф.Р. Мирзоева

На основе анализа текущей социокультурной ситуации производится рассмотрение некоторых аспектов применения инновационных подходов в процессе языковой подготовки аспирантов. Для этого в первую очередь говорится о наиболее существенных чертах образовательного процесса, осуществляемого в пространстве современной аспирантуры. Затем исследуется процесс языковой подготовки аспирантов на современной стадии его развития. Доказывается, что их обучение в целом и преподавание данной категории учащихся указанной дисциплины в частности направлены на подготовку будущих научных работников и вузовских преподавателей к научно-исследовательской деятельности. Далее приводится определение понятия «инновационные подходы в обучении». Говорится о некоторых инновационных подходах, могущих быть интегрированными в процесс обучения аспирантов иностранному языку сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INNOVATIVE APPROACHES IN THE PROCESS OF TEACHING GRADUATE STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE

Based on the analysis of the current socio-cultural situation, some of the innovative approaches application in the graduate students language training process aspects are considered. For this purpose, first of all, it is said about the educational process carried out in the modern postgraduate studies space most essential features. The training process of graduate students at its current development stage is investigated. It is proved that their education in general and the teaching of this discipline in particular are aimed at preparing future researchers and university teachers for research activities. The work provides a definition of the “innovative approaches in teaching” concept. The work mentions some innovative approaches that can be integrated into the process of teaching graduate students a foreign language today.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АСПИРАНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

6. Verzhickij G.A., Schegolenkova E.S., Verzhickaya E.N. Issledovanie social'no-psihologicheskih faktorov gotovnosti pedagogov k professional'noj deyatel'nosti v usloviyah novoj sistemy oplaty truda. Pedagog Kuzbassa. 2017; № 2 (13): 48-54.

7. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Rostov-na-Donu: Feniks, 2020.

8. Katerbarg T.O. Professional'noe razvitie pedagoga v proektnoj deyatel'nosti obscheobrazovatel'noj organizacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2015.

Статья поступила в редакцию 07.03.23

УДК 378

Mirzoeva F.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Diplomatic Academy of the Russian Ministry of Foreign Affairs (Moscow, Russia),

E-mail: fatima_kalaeva@mail.ru

APPLICATION OF INNOVATIVE APPROACHES IN THE PROCESS OF TEACHING GRADUATE STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE. Based on the analysis of the current socio-cultural situation, some of the innovative approaches application in the graduate students language training process aspects are considered. For this purpose, first of all, it is said about the educational process carried out in the modern postgraduate studies space most essential features. The training process of graduate students at its current development stage is investigated. It is proved that their education in general and the teaching of this discipline in particular are aimed at preparing future researchers and university teachers for research activities. The work provides a definition of the "innovative approaches in teaching" concept. The work mentions some innovative approaches that can be integrated into the process of teaching graduate students a foreign language today.

Key words: innovative approaches in teaching, postgraduate studies, language training of graduate students, improving training of scientific and pedagogical personnel, foreign language in non-linguistic university

Ф.Р. Мирзоева, канд. пед. наук, доц., Дипломатическая академия МИД России, г. Москва, E-mail: fatima_kalaeva@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АСПИРАНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

На основе анализа текущей социокультурной ситуации производится рассмотрение некоторых аспектов применения инновационных подходов в процессе языковой подготовки аспирантов. Для этого в первую очередь говорится о наиболее существенных чертах образовательного процесса, осуществляемого в пространстве современной аспирантуры. Затем исследуется процесс языковой подготовки аспирантов на современной стадии его развития. Доказывается, что их обучение в целом и преподавание данной категории учащихся указанной дисциплины в частности направлены на подготовку будущих научных работников и вузовских преподавателей к научно-исследовательской деятельности. Далее приводится определение понятия «инновационные подходы в обучении». Говорится о некоторых инновационных подходах, могущих быть интегрированными в процесс обучения аспирантов иностранному языку сегодня.

Ключевые слова: инновационные подходы в обучении, аспирантура, языковая подготовка аспирантов, совершенствование подготовки научных и педагогических кадров, иностранный язык в неязыковом вузе

Актуальность темы данной статьи может быть обоснована фактом существенной интенсификации большинства процессов, происходящих во всех сферах жизни общества (В.И. Байденко, И.Л. Бим, А.С. Восковская, Т.А. Карпова, М.В. Мельничук) [1, с. 42]. Системе компетенций успешного члена социума, характеризующегося наличием вышеописанной тенденции, естественно, присуща определённая специфика (Н.Ф. Ефремова, И.А. Зимняя, М.В. Мельничук) [2, с. 48-49]. Важные места в её структуре занимают умение эффективно работать с почти безграничными потоками информации, а равно - осознанное стремление к развитию собственных профессиональных и личностных качеств на протяжении всей жизни (М.Ю. Виноградская, М.Э. Волкова, И.А. Зимняя, А.В. Карпов, Т.А. Карпова, Ю.П. Поваренков, Л.К. Раицкая). В свою очередь, действенным средством развития таких компетенций будущих профессионалов является преподавание иностранного языка лицам, осваивающим неязыковые специальности [3, с. 357]. Соответственно, актуализируются проблемы внедрения инновационных методологических подходов в этот сегмент отечественной системы образования.

Сказанное в полной мере относится к процессу подготовки научных и преподавательских кадров [4, с. 79-80]. Таким образом, предпринимаемая на страницах статьи попытка решения некоторых вопросов, связанных с использованием таких подходов в процессе обучения иностранному языку аспирантов, является немаловажным шагом на пути дальнейшего прогрессивного развития российских образования и науки.

Цель исследования - рассмотрение некоторых аспектов применения инновационных подходов в ходе языковой подготовки аспирантов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- привести основные черты образовательного процесса, осуществляемого в пространстве современной аспирантуры;

- охарактеризовать процесс языковой подготовки аспирантов на современной стадии его развития;

- дать определение понятию «инновационные подходы в обучении»;

- раскрыть некоторые инновационные подходы, могущих быть интегрированными в процесс обучения аспирантов иностранному языку сегодня.

Решению указанных задач способствовало использование таких методов, как рефлексия педагогического опыта автора и анализ литературы, в которой затрагивается соответствующая проблематика.

Научная новизна статьи заключается в определении инновационных подходов, могущих быть реализованными на современной стадии развития процесса преподавания ИЯ аспирантам.

Теоретическая значимость состоит в определении путей дальнейшей модернизации данной составляющей подготовки научных и преподавательских кадров.

Практическая значимость заключается в демонстрации конкретных возможностей для внедрения инноваций в процесс преподавания соответствующей дисциплины лицам, осваивающим программы аспирантуры.

Главная отличительная черта учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в пространстве аспирантуры, - создание новых знаний посредством осуществления научного поиска (М.А. Белогаш, Н.Н. Дробышева, М.В. Мельничук, М.А. Татаринова, В.М. Томилова, А.Ю. Широких) [5, с. 154]. С другой стороны, характерное для учебного плана этой ступени образования существенное сокращение аудиторных занятий ведёт к изменению методики преподавания академических дисциплин, включая, конечно, и иностранный язык [6, с. 361]. В такой ситуации приоритетной является задача развития у аспирантов комплекса знаний, умений и навыков, связанных с эффективным осуществлением самостоятельной деятельности, прежде всего, по овладению новыми компетенциями [7, с. 20].

При этом самостоятельное формирование аспирантами образовательных траекторий обусловливает интенсификацию формирования у них таких качеств, как инициативность и когнитивная самостоятельность [8, с. 49-50]. Соответственно, основная задача преподавателя в данном случае - организация самостоятельной работы обучающихся (С.И. Архангельский, Н.А. Гетман, Л.И. Сукач, М.С. Сукач). Эта, последняя в основном сводится к тому, что на первом занятии преподаватель представляет план работы аспирантов, в котором определяются даты отчётных этапов по конкретным видам их учебной деятельности. Поиск источников информации по предложенной теме, их изучение и последующее представление информации способствует формированию у обучающихся умений и навыков, связанных с эффективными действиями в практически безграничных потоках информации [9, с. 208-209]. Кроме того, фиксируется развитие осознанного стремления к самообразованию [3, с. 358].

Во многом на развитие такого рода способностей ориентировано на обучение аспирантов иностранному языку [5, с. 154-155]. В ходе занятий по соответствующей дисциплине первоочередное внимание уделяется формированию навыка самостоятельной работы с источниками на изучаемом языке (Е.С. Блик, Е.В. Коротаева, М.Е. Иванова, И.В. Нужа, С.В. Титова). Результат их анализа - составление обучающимися текстов, структурно оформленных в соответствии с научным жанром представляемого высказывания. При этом в целях формирования мотивации аспирантов к изучению языка педагогу следует осуществлять контроль отбора ими необходимого материала. Анализ информации, содержащейся в источниках, составленных на изучаемом языке, может и

должен использоваться будущими преподавателями и научными работниками как составная часть работы над диссертацией [6, с. 363]. Возможность внесения новейших материалов в её текст может стать эффективным мотивирующим средством для обучающихся.

Хотя подготовка в аспирантуре является третьим уровнем системы высшего образования, изучение на нём ИЯ по-прежнему направлено, в том числе, на развитие лексических и грамматических знаний, умений и навыков [1, с. 43]. Это является необходимым условием корректной реализации ими устной и письменной коммуникации на иностранном языке в ходе будущего осуществления научно-исследовательской и других видов деятельности [2, с. 50]. Овладение практическими иноязычными навыками на ступени аспирантуры является залогом продвижения научных знаний в будущем [8, с. 50].

Как видим, изучение аспирантами ИЯ является той составляющей их подготовки, интеграция в которую инновационных подходов представляется весьма перспективной [4, с. 79-80]. Под этим термином современные педагоги, как правило, понимают такие подходы, которые, во-первых, предполагают новые способы взаимодействия между субъектами образовательных отношений, а во-вторых, вносят какие-либо инновации в их практическую деятельность, связанную с освоением учебного материала (В.Т. Волов, М.В. Волынкина, Е.М. Ганяупфу, И.Ф. Исаев, ГА. Китайгородская, И.П. Подласый).

По мнению автора, рациональным является использование личностно ориентированного подхода в качестве основы для методологии инновационного обучения аспирантов иностранному языку. Эффективная реализация такой методологии предусматривает синтез следующих подходов:

- информационно-технологический [10, с. 312];

- системный;

- экологический;

- деятельностный;

- компетентностный;

- культурологический;

- диалоговый;

- синергетический [11, с. 23].

На практике расширение интеграции вышеперечисленных подходов в процесс преподавания иностранного языка аспирантам позволяет осуществить переход от репродуктивных методов обучения к инновационным. Последнее представляется закономерным шагом, если учесть, что изучение этой дисциплины на интересующей нас ступени в принципе ориентировано на развитие у молодых учёных навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности [7, с. 21].

Таким образом, реализация инновационных методологических подходов в ходе преподавания аспирантам интересующей нас дисциплины предполагает использование двух групп современных методов (табл. 1).

Принимая во внимание описанные выше особенности осуществления образовательного процесса в аспирантуре, внедрение этих методов не должно вызвать сильных затруднений у его участников. При этом их применение с большой вероятностью повысит эффективность подготовки учащихся к научно-исследовательской работе.

Теперь необходимо подвести итоги исследования.

Библиографический список

Таблица 1

Группы методов, интегрируемых в процесс изучения аспирантами ИЯ в ходе реализации инновационных подходов

Группа Примеры методов

Неимитационные Мозговой штурм

Дискуссия [10, с. 115-116]

Имитационные Образовательные проекты

Тренинги [11, с. 24]

Завершая статью, отметим, что сегодня фиксируется существенная интенсификация большинства процессов, происходящих в обществе. Системе компетенций успешного члена социума, характеризующегося наличием вышеописанной тенденции, естественно, присуща определённая специфика. Важные места в её структуре занимают умение эффективно работать с почти безграничными потоками информации, а также осознанное стремление к развитию собственных профессиональных и личностных качеств на протяжении всей жизни.

В свою очередь, действенным средством развития таких компетенций будущих профессионалов является преподавание иностранного языка лицам, осваивающим неязыковые специальности. Соответственно, актуализируются проблемы внедрения инновационных методологических подходов в этот сегмент отечественной системы образования.

Сказанное в полной мере относится к процессу подготовки научных и преподавательских кадров.

В целом самостоятельное формирование аспирантами образовательных траекторий обусловливает интенсификацию формирования у них таких качеств, как инициативность и когнитивная самостоятельность. Изучение же ими ИЯ во многом ориентировано на развитие такого рода способностей. В ходе занятий по соответствующей дисциплине первоочередное внимание уделяется формированию навыка самостоятельной работы с источниками.

Таким образом, освоение его аспирантами является той составляющей их подготовки, интеграция в которую инновационных подходов представляется весьма перспективной.

Рациональным является использование личностно ориентированного подхода в качестве основы для методологии инновационного обучения аспирантов иностранному языку. Эффективная реализация такой методологии предусматривает синтез следующих подходов: информационно-технологического, системного, экологического, деятельностного, компетентностного, культурологического, диалогового, синергетического.

На практике расширение интеграции вышеперечисленных подходов в процесс преподавания иностранного языка аспирантам позволяет осуществить переход от репродуктивных методов обучения к инновационным. Последнее представляется закономерным шагом, если учесть, что изучение этой дисциплины на интересующей нас ступени в принципе ориентировано на развитие у молодых учёных навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности.

1. Кондрахина Н.Г, Южакова Н.Е. Специфика реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку в вузе на современном этапе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 41-43.

2. Мусаелян И.Ф. Контроль как основа эффективного обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 48-51.

3. Абдухаликова Д.А., Содикова М.И. Инновационные подходы к обучению иностранным языкам. Экономика и социум. 2022; № 5-2: 357-359.

4. Мельничук М.В. Когнитивные карты компетенций развития человеческого капитала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях экономики. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2021; № 8: 78-84.

5. Танцура Т. А. Аспекты обучения иностранному языку в аспирантуре. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 153-155.

6. Турманов Т.М. Об эффективности применения инновационных методов на занятиях иностранного языка в вузе. Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies. 2022; Iss. 4: 360-366.

7. Paudel P. Use of TTT method in English as a Foreign Language Classes. Journal of NELTA Surkhet. 2018. Vol. 5: 20-21.

8. Мирзоева Ф.Р Формирование умений в системе универсальных компетенций в процессе изучения иностранного языка в аспирантуре. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 49-51.

9. Даниелян Н.В. Рациональность использования ИКТ при обучении иностранным языкам. Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022; № 2 (34): 206-213.

10. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта. Москва: Луч, 2016.

11. Фоминых Н.Ю. Об инновационных подходах к научно-педагогическому исследованию. Современное педагогическое образование. 2021; № 5: 21-25.

References

1. Kondrahina N.G., Yuzhakova N.E. Specifika realizacii kompetentnostnogo podhoda v obuchenii inostrannomu yazyku v vuze na sovremennom 'etape. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 41-43.

2. Musaelyan I.F. Kontrol' kak osnova 'effektivnogo obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh vuzov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 48-51.

3. Abduhalikova D.A., Sodikova M.I. Innovacionnye podhody k obucheniyu inostrannym yazykam. 'Ekonomika i socium. 2022; № 5-2: 357-359.

4. Mel'nichuk M.V. Kognitivnye karty kompetencij razvitiya chelovecheskogo kapitala v vysokotehnologichnyh i naukoemkih otraslyah 'ekonomiki. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teoriiipraktiki. Seriya: 'Ekonomika i pravo. 2021; № 8: 78-84.

5. Tancura T.A. Aspekty obucheniya inostrannomu yazyku v aspiranture. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 153-155.

6. Turmanov T.M. Ob 'effektivnosti primeneniya innovacionnyh metodov na zanyatiyah inostrannogo yazyka v vuze. Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies. 2022; Iss. 4: 360-366.

7. Paudel P. Use of TTT method in English as a Foreign Language Classes. Journal of NELTA Surkhet. 2018. Vol. 5: 20-21.

8. Mirzoeva F.R. Formirovanie umenij v sisteme universal'nyh kompetencij v processe izucheniya inostrannogo yazyka v aspiranture. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 49-51.

9. Danielyan N.V. Racional'nost' ispol'zovaniya IKT pri obuchenii inostrannym yazykam. 'Ekonomicheskie i social'no-gumanilarnye issledovaniya. 2022; № 2 (Э4): 20б-21Э.

10. Klarin M.V. Innovacionnye modeli obucheniya: issledovanie mirovogo opyta. Moskva: Luch, 201б.

11. Fominyh N.Yu. Ob innovacionnyh podhodah k nauchno-pedagogicheskomu issledovaniyu. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2021; № 5: 21-25.

Статья поступила в редакцию 04.03.23

УДК 378

Simonyan A.V., postgraduate, Department of Coordination of Research and Innovation and Project Activities in the specialty, Master's and postgraduate studies,

Pyatigorsk State University (Pyatigorsk, Russia), E-mail: ooo_druzhba@list.ru

ON THE ISSUE OF MODERNIZATION OF CIVIC EDUCATION IN RUSSIAN GENERAL EDUCATION. In the paper, some civic education as part of the Russian general education system modernization aspects that can be implemented today are considered. Before starting a conversation about the main subject, the Russian civic education in current development stage is investigated. Based on its results, it is concluded that there is a need for theoretical and methodological substantiation of this school education system component improvement and the search for optimal ways of its functioning in modern Russian society. This phenomenon's essential characteristics are given. The most significant features that should characterize the relevant process today are revealed. The system of civic education is demonstrated, which can be implemented at the education development stage characteristic of modern Russia.

Key words: basic general education, secondary general education, civic education of schoolchildren, modernization of education, modernization of civic education

А.В. Симонян, аспирант, Департамент координации научно-исследовательской и инновационно-проектной деятельности в специалитете,

магистратуре и аспирантуре ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск, E-mail: ooo_druzhba@list.ru

К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

На страницах данной статьи производится рассмотрение некоторых, могущих быть реализованными сегодня аспектов модернизации гражданского воспитания как части системы российского общего образования. Перед началом разговора об основном предмете исследуется текущее состояние гражданского воспитания в нашей стране. На основании его результатов делается вывод о необходимости теоретико-методологического обоснования совершенствования этой составляющей системы школьного образования и поиска оптимальных путей его функционирования в современном российском обществе. Далее даётся сущностная характеристика данного феномена. Раскрываются наиболее существенные черты, которыми на сегодняшний день должен характеризоваться соответствующий процесс. Затем демонстрируется система гражданского воспитания, могущая быть реализованной на стадии развития образования, характерной для современной России.

Ключевые слова: основное общее образование, среднее общее образование, гражданское воспитание школьников, модернизация образования, модернизация гражданского воспитания

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, состоит в том, что сегодня в России фиксируются кризисные явления в области гражданского воспитания (В.В. Гаврилюк, А.В. Голев, С.В. Дармодехин, Э.Д. Днепров, Е.А. Краснова). Это, в свою очередь, объясняется последовавшей за распадом Советского Союза фактической ликвидацией воспитательной составляющей отечественного образования [1, с. 78]. Естественным последствием такой образовательной политики первых лет новой России стал дефицит гражданственности [2, с. 26]. Подобная ситуация во многом сохраняется по сей день [3, с. 65]. Критичность положения способствует повышенному вниманию к данной проблематике со стороны педагогов-исследователей и практиков (Д.А. Егоров, С.В. Куликова, А.А. Лаптев, В.И. Лесняк, Б.Т. Лихачев, О.Н. Смолин). Вместе с тем анализ существующих на сегодняшний день публикаций позволяет выделить следующие противоречия:

- между объективной необходимостью дальнейшей теоретической разработки вопросов модернизации гражданского воспитания в нашей стране и пока недостаточной изученностью ряда аспектов соответствующей проблемы в современной педагогике;

- между сохраняющейся актуальностью многих концепций гражданского воспитания, сформировавшихся ещё в недрах советской педагогики, и отсутствием их всестороннего осмысления в контексте современных инновационной и цифровой образовательных парадигм.

Таким образом, необходимым на сегодняшний день представляется теоретико-методологическое обоснование совершенствования гражданского воспитания (А.В. Беляев, Е.Л. Власова, А.С. Гаязов, М.В. Николаев) [4, с. 5-6]. Актуальным остаётся также поиск оптимальных путей его функционирования в инновационном, информационном обществе, характеризующемся интенсификацией большинства процессов социальной, политической, экономической и культурной жизни [5, с. 34].

Вышеописанные тенденции в развитии отечественного образования позволили сформулировать цель статьи - рассмотреть некоторые, могущие быть реализованными сегодня аспекты модернизации гражданского воспитания как части системы российского общего образования.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:

- дать сущностную характеристику феномена гражданского воспитания;

- раскрыть наиболее существенные черты, которыми на сегодняшний день должен характеризоваться соответствующий процесс;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- продемонстрировать систему гражданского воспитания, могущую быть реализованной на стадии развития образования, характерной для современной России.

Решению указанных задач способствовало использование следующих методов:

- анализ специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику;

- рефлексия педагогического опыта автора.

Научная новизна исследования заключается в демонстрации ряда аспектов гражданского воспитания, могущих быть воплощёнными на практике в настоящее время.

Его теоретическая значимость состоит в раскрытии наиболее существенных черт, которыми на сегодняшний день должен характеризоваться успешный процесс гражданского воспитания.

Практическая значимость статьи состоит в том, что на её страницах продемонстрирована система гражданского воспитания, могущая быть реализованной на стадии развития образования, характерной для современной России.

Интересующий нас феномен представляет собой систематическую деятельность по формированию качеств, необходимых гражданину (М.И. Банников, Ю.Г Галанин, Ф.Г Кумбс, В.А. Лекторский, Б.И. Пружинин) [6, с. 113-114]. В число таких качеств входят:

- высокий уровень правовой и политической культуры;

- патриотизм;

- уважение к традициям, обычаям и роли в истории России всех населяющих её народов (А.М. Ваулин, А.С. Волков, А.С. Гаязов, Д.А. Егоров, Е.А. Краснова, В.А. Лекторский) [7, с. 50-51].

Как уже говорилось во вводной части настоящей статьи, начиная с последнего десятилетия XX в., в связи с реформированием экономической системы и построением гражданского общества фиксируется кризис системы гражданского воспитания. Его возникновение обусловлено противоречием. С одной стороны, существует потребность в формировании гражданина, конкурентоспособного в современных условиях, с другой - наблюдается фактическая ликвидация сегмента образовательной системы, который мог бы обеспечить достижение соответствующих результатов в части духовно-нравственных качеств [8, с. 88-89].

В новых условиях само понятие гражданственности трактуется иначе, чем на предыдущих этапах развития отечественной образовательной системы. Большинство современных российских педагогов склонны понимать её как ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.