Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное развитие педагога / развитие / педагог / начальное общее образование / образовательная среда / professional development of teacher / development / teacher / primary general education / educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Х.Э. Мамалова, А.Б. Курбанова, А.В. Коркмазов

В статье изучен процесс профессионального развития педагога начального общего образования. Образовательная среда профессионального развития педагогов общеобразовательного учебного заведения – это целенаправленно организованная, управляемая, открытая социально-педагогическая система, которая обеспечивает всесторонние условия для развития личности педагога как специалиста, реализацию его творческого потенциала, совершенствование профессиональных компетенций. В процессе профессионального развития формируются мировоззренческие, нравственные качества, специальные научные, технические, технологические знания, умения, навыки, способности личности специалиста. Качество профессионального развития напрямую зависит от создания образовательной среды, которая поможет развивать педагога – самодостаточную личность, конкурентоспособную, успешную и востребованную на рынке труда, способную к самосовершенствованию в профессиональной деятельности и непрерывному саморазвитию в течение всей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER IN PRIMARY GENERAL EDUCATION

The article studies the process of professional development of a teacher of primary general education. The educational environment for the professional development of teachers of a general education educational institution is a purposefully organized, managed, open socio-pedagogical system that provides comprehensive conditions for the development of the personality of a teacher as a specialist, the realization of his creative potential, and the improvement of professional competencies. In the process of professional development, ideological, moral qualities, special scientific, technical, technological knowledge, skills, abilities, abilities of a specialist’s personality are formed. The quality of professional development directly depends on the creation of an educational environment that will help develop a teacher – a self-sufficient personality, competitive, successful and in demand in the labor market, capable of self-improvement in professional activities and continuous self-development throughout life.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

1

12

13

Студенты Хэнаньского университета

Студенты РГУФКСМиТ

9

8

Рис. 1. Приростуровнясформированностиинфо рмационно-аналитическогокомпонента и организационно-регулятивной профессиональной функции у студентов (в баллах)

Библиографический список

1. Кудинова В.А. Информационно-аналитический мониторинг в системе управления развитием сферы физической культуры. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Краснодар. 2019.

2. Поспелов А.В. Формирование метапредметных универсальных учебных действий через интеграцию предметов на базе учебной дисциплины физическая культура. Физическаякультура.Спорт. Туризм.Двигательнаярекреация.2020; Т. 6, №4:42-47

3. Шрейнер И.Ю., Фелорова ГА., Баймакова Л.Г, Каримова Я.Г О проблеме формирования информационно-аналитической компетентности магистров физической культуры и спорта. Современные проблемы науки и образования. 2020; № 5. Available at: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=30128

4. Лозицкий В.Л., Яковлев А.Н. Дидактическая роль электронного учебно-методического комплекса на первой ступени высшего образования (на примере учебной дисциплины «Спортивно-педагогическое совершенствование»). Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017; Т. 9, № 3: 191-200.

5. Тинькова З.С., Макеева В.С. Педагогические условия повышения эффективности образовательного процесса в режиме дистанционного обучения. Мир науки, культуры, образования.2021;№1:42-44.

6. Философский энциклопедический словарь. Москва: Издательство: Советская энциклопедия, 1983.

7. МакееваВ.С., ГуД., ЖаоФ.Спецификапрофессиональнойподготовкитренера побаскетболу ввузахКитая. Перспективынауки.2022; № 2: 104-107.

1. Kudinova V.A. Informacionno-analiticheskij monitoring v sisteme upravleniya razvitiem sfery fizicheskoj kul'tury. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Krasnodar. 2019.

2. Pospelov A.V. Formirovanie metapredmetnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij cherez integraciyu predmetov na baze uchebnoj discipliny fizicheskaya kul'tura. Fizicheskaya kul'tura.Sport.Turizm.Dvigatel'naya rekreaciya.2020; T. 6, №4: 42-47

3. Shrejner I.Yu., Felorova G.A., Bajmakova L.G., Karimova Ya.G. O probleme formirovaniya informacionno-analiticheskoj kompetentnosti magistrov fizicheskoj kul'tury i sporta. Sovremennyeproblemynaukiiobrazovaniya.2020;№5. Availableat: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=30128

4. Lozickij V.L., Yakovlev A.N. Didakticheskaya rol' 'elektronnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa na pervoj stupeni vysshego obrazovaniya (na primere uchebnoj discipliny «Sportivno-pedagogicheskoesovershenstvovanie»). Vestnik Vladivostokskogogosudarstvennogouniversiteta'ekonomiki i servisa. 2017; T. 9, № 3: 191-200.

5. Tin'kova Z.S., Makeeva V.S. Pedagogicheskie usloviya povysheniya 'effektivnosti obrazovatel'nogo processa v rezhime distancionnogo obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; №1: 42-44.

6. Filosofskij 'enciklopedicheskj slovar'. Moskva: Izdatel'stvo: Sovetskaya 'enciklopediya, 1983.

7. MakeevaV.S.,GuD.,ZhaoF. Specifikaprofessional'nojpodgotovkitrenerapobasketboluv vuzah Kitaya. Perspektivy nauki. 2022; № 2: 104-107.

Mamalova Kh.E, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Chechen Philology, Chechen State University n.a. A..A.. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: mamalova_1964@list.ru

Kurbanova A.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: umalaf@mail.ru

Korkmazov A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Organization of Law Enforcement Activities,

North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Grozny, Russia),

E-mail: korkmaz.alim@mail.ru

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER IN PRIMARY GENERAL EDUCATION. The article studies the process of professional development of a teacher of primary general education. The educational environment for the professional development of teachers of a general education educational institution is a purposefully organized, managed, open socio-pedagogical system that provides comprehensive conditions for the development of the personality of a teacher as a specialist, the realization of his creative potential, and the improvement of professional competencies. In the process of professional development, ideological, moral qualities, special scientific, technical, technological knowledge, skills, abilities, abilities of a specialist's personality are formed. The quality of professional development directly depends on the creation of an educational environment that will help develop a teacher - a self-sufficient personality, competitive, successful and in demand in the labor market, capable of self-improvement in professional activities and continuous self-development throughout life.

Key words: professional development of teacher, development, teacher, primary general education, educational environment

References

Статья поступила в редакцию 01.03.23

УДК 378

Х.Э. Мамалова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени АЛ. Кадырова», г. Грозный,

E-mail: mamalova_1964@list.ru

А.Б. Курбанова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: umalaf@mail.ru

А.В. Коркмазов, канд. пед. наук, ст. преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета

МВД России, г. Грозный, E-mail: korkmaz.alim@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье изучен процесс профессионального развития педагога начального общего образования. Образовательная среда профессионального развития педагогов общеобразовательного учебного заведения - это целенаправленно организованная, управляемая, открытая социально-педагогическая система, которая обеспечивает всесторонние условия для развития личности педагога как специалиста, реализацию его творческого потенциала, совершенствование профессиональных компетенций. В процессе профессионального развития формируются мировоззренческие, нравственные качества, специальные научные, технические, технологические знания, умения, навыки, способности личности специалиста. Качество профессионального развития напрямую зависит от создания образовательной среды, которая поможет развивать педагога - самодостаточную личность, конкурентоспособную, успешную и востребованную на рынке труда, способную к самосовершенствованию в профессиональной деятельности и непрерывному саморазвитию в течение всей жизни.

Ключевые слова: профессиональное развитие педагога, развитие, педагог, начальное общее образование, образовательная среда

Развитие научного прогресса человечества, углубление его преобразовательного воздействия на все аспекты человеческой жизнедеятельности и соответствующее расширение образовательных задач побуждают к определению концептуальных основ современной образовательной среды, ориентированной на интересы личности, адекватные тенденциям общественного развития. А это значит, что задачей руководителей является создание образовательной среды в общеобразовательном учебном заведении для профессионального развития педагогов. Так возникает необходимость лишения черт стихийности этого процесса и создание эффективного управления, выступает неотъемлемым атрибутом любой деятельности и является предпосылкой самой возможности ее успешного выполнения [1-8].

Цель данной статьи состоит в изучении процесса профессионального развития педагога начального общего образования.

Основные задачи статьи видятся в следующем: изучить содержание понятий «развитие», «профессиональное развитие», рассмотреть профессиональное развитие педагога начального общего образования.

Научная новизна статьи состоит в изучении образовательной среды профессионального развития педагогов общеобразовательного учебного заведения.

Теоретическая значимость статьи заключается в изучении содержания понятий «развитие», «профессиональное развитие», рассмотрении профессионального развития педагога начального общего образования.

Практическая значимость состоит в рассмотрении образовательной среды профессионального развития педагогов начального общего образования.

Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы.

Ориентация на развитие педагога как личности может быть реализована в педагогической практике только на научно обоснованных принципах педагогической деятельности общеобразовательных учебных заведений, поскольку именно они способны создать образовательную среду, обеспечить устойчивое сбалансированное профессиональное развитие личности педагога. Профессиональное развитие характеризуется многогранностью, что усложняет возможность четкого определения понятия «профессиональное развитие педагогов».

Истоками становления педагогической категории «профессиональное развитие» следует считать психологию и философию. С точки зрения философии концепция развития связана с определенным пониманием времени и представляет собой движение не прямое, а спиралевидное, где поступательное движение чередуется с движением по кругу. Важным условием развития считается разрешение противоречий, возникающих в форме борьбы и взаимодействия противоположностей, отрицания старого и появления нового. Новое прерывает существование старого, забирая у него все положительное. В таком случае ценность отрицания определяется тем, какова его роль в создании нового. Как следствие, происходит переход на качественно новый уровень [1].

С точки зрения психологии сущность процесса профессионального развития личности рассматривается под разными углами и определяется как индивидуальная форма существования личности.

П Яремко отмечает, что эффективное профессиональное развитие педагогов способствует введению положительных изменений в знаниях и убеждениях учителей, практике преподавания и влияет на улучшение результатов учебных достижений учащихся, следовательно, становится ключевым двигателем в реформировании школы, а потому требует детального изучения [2]. Ю. Слипич, анализируя данную проблематику, заключает, что профессиональное развитие педагогов - это спиралевидный постепенный непрерывный процесс получения личностью качественно нового уровня профессиональной деятельности, опирающийся на методологию философии, психологии, педагогики, которые дают теоретическое обоснование содержания, принципов, форм и способов профессионального роста педагогов [3]. Профессиональное развитие педагогов обусловлено единством профессионального интеллекта, индивидуального опыта,

личностных качеств, мотивационной направленности, в процессе которого происходит разрешение противоречий.

Феномен профессионального развития имеет определенную структурированность, которая отражается в мотивах, компонентах, научных подходах, принципах организации, условиях и общих началах развития, рассмотренных нами и приведенных в данной работе. Ученые выделяют разные мотивы, способствующие развитию педагогов. По мнению Л. Подымовой и В. Сластенина, важной мотивацией в раскрытии личности педагога и способности его к дальнейшему профессиональному росту выступает восприятие педагогических инноваций.

Значимым показателем профессионального роста педагога считается и развитие его интеллекта (умственных способностей), который является источником инноваций во всех сферах деятельности человека. Все задачи, стоящие перед человеком, решаются благодаря интеллекту. Ученые (Р Кеттел, Дж. Дас, Р. Стернберг П Парднер) предлагают разные теории интеллекта. Р. Кеттел говорит о двух типах интеллекта, которые отличаются динамикой своего развития -текучей и кристаллизованной.

Р. Элмор, основываясь на анализе исследований и профессиональной литературы, выделяет компоненты, способствующие успешному обучению учащихся. Это профессиональное развитие, которое:

- фокусируется на хорошо сформулированных целях, сосредоточенных на изучении учащимися основных дисциплин и умений, основанных на анализе усвоения ими определенных предметов в соответствующих условиях;

- основывается на изучении конкретных компонентов учебной программы или педагогики, базирующихся на исследованиях или практике, связанных с соответствующими проблемами преподавания или изучения учащимися учебных дисциплин в контексте современной школы;

- предполагает активное участие лидеров и работников школы;

- развивает, укрепляет и поддерживает работу в группах, используя общую практику в рамках школы и сети школ;

- поддерживает внимание в течение длительного периода времени, воплощает ожидания относительно постоянного усовершенствования;

- использует оценки для активного мониторинга процесса обучения учащихся и обеспечения обратной связи по обучению и практике педагогов;

- воплощает в себя четко сформулированную теорию или модель обучения взрослых;

- моделирует эффективную практику преподавания в школах и отвечает

ей [4].

В некоторых работах ученых акцентируется внимание на функциональном и методологическом подходах в педагогике, обеспечивающих реализацию профессионального развития педагогов.

С. Мирошник [5], анализируя современные подходы, усматривает позитив в оптимальном сочетании всех указанных подходов, в значительной степени дополняющим друг друга, которым присущи общие признаки: при реализации всех концептуальных принципов организации профессионального развития педагога привлекается, учитывается и используется его опыт; личность является субъектом обучения и развития; этот процесс имеет профессиональный контекст. Выделяются общие характеристики, объединяющие различные подходы и концепции профессионального развития, а именно - учет закономерностей развития и саморазвития специалиста и определенные условия, в которых осуществляется его профессиональное развитие.

На основе проведенного исследования выделены общие принципы, на которых основывается профессиональное развитие учителей общеобразовательных школ в развитых странах мира: объективная реальность и идеи комплексной системной проекции учебного процесса; социальный аспект профессионального развития и интеграционные связи между наукой, идеологией, реалиями повседневной жизни общества; принципы автономности и разнообразия; конструктивизм, согласно которому знания генерируются под действием внутренних (тео-

рии, идеи, интересы, потребности человека) и внешних (теории, опыт, интересы других людей) факторов и влияний; комплекс профессиональных знаний, развивающихся на основе разнообразных источников происхождения (эмпирические, технологические, личные, нравственные, идеологические, межпредметные, знания школьного предмета, социально-политические знания о содержании школьного образования, знания педагогических дисциплин); содержание практических знаний на основе исследований и профессионального развития учителей.

Итак, профессиональное развитие - процесс формирования субъекта профессиональной деятельности, то есть системы определенных свойств в условиях непрерывного профессионального образования, самовоспитания и осуществления профессиональной деятельности. В процессе профессионального развития формируются мировоззренческие, нравственные качества, специальные научные, технические, технологические знания, умения, навыки, способности личности специалиста. Можно выделить несколько этапов и результатов профессионального развития или профессионального генеза личности: профессиональное самоопределение и выбор профессии, профессиональная подготовка и формирование личностной готовности овладения профессией, профессиональная образованность, компетентность, мастерство, культура специалиста.

По нашему мнению, заслуживает внимания периодизация, связывающая профессиональное развитие с формированием профессиональных компетент-ностей в период определенного жизненного цикла (М. Хуберман) [6]:

I этап - выживание и открытие (первые 3 года работы), то есть процесс вхождения в профессию.

II этап - стабилизация педагогической деятельности (следующие три года работы) - характеризуется личным и профессиональным утверждением, личным посвящением педагогической деятельности как карьере и предоставлением места работы со стороны администрации. Этому этапу также свойственно присоединение к профессиональному сообществу, свобода от непосредственного руководства, более высокий уровень преподавания и комфорт.

III этап - экспериментирование/разнообразие педагогической деятельности или накопление опыта / зарождение сомнений (7-8 лет работы) активности или подведение итогов/зарождение сомнений, появляется кризис середины карьеры. Это период, когда учителя, подведя итоги, готовы к новым вызовам и стимулированию желания разнообразить педагогическую деятельность.

IV этап - стабильности и консерватизма (19-30 лет работы) -характеризуется механической и одновременно более непринужденной деятельностью, причем консерватизму характерно противостояние переменам.

V этап - выход на пенсию, сопровождающийся внутренним спокойствием или разочарованием (31-40 лет работы). В течение этого периода может возникнуть тенденция к уходу или постепенному завершению педагогической деятельности на пользу других интересов.

Большинство ученых-психологов сходятся, что среда детерминирует поведение человека, и эта детерминация может быть 7 видов:

- однонаправленная причинно-следственная детерминация, когда среда влияет на человека;

- однонаправленная причинно-следственная детерминация, когда человек формирует среду;

- когда оба способа существуют одновременно;

- когда происходит взаимодействие между средой и человеком в качестве интерференции/гомеостаза/неустойчивого равновесия;

- когда взаимодействие между средой и человеком происходит в качестве борьбы;

- когда человек и среда составляют единую систему;

Библиографический список

- случайная детерминация, в случае которой общий результат взаимодействия не может быть предусмотрен.

Создание образовательной среды предусматривает обеспечение творческого сотрудничества и духовного взаимодействия педагогов и учащихся на диалогических началах; конструирование педагогических ситуаций для активизации творческого подхода в решении задач, самостоятельности, самосовершенствования, самовыражения и самореализации; использование инновационных технологий; организацию творческой проектной деятельности педагогов; вариативность профессиональной подготовки с ориентацией на индивидуально-творческое развитие личности.

Образовательная среда профессионального развития педагогов общеобразовательного учебного заведения - это целенаправленно организованная, управляемая, открытая социально-педагогическая система, которая обеспечивает всесторонние условия для развития личности педагога как специалиста, реализацию его творческого потенциала, совершенствование профессиональных компетенций. Выясним структурные и содержательные особенности такой системы.

По мнению А. Коноха, необходимо создать такую систему для творческого развития педагога, которая сможет, «с одной стороны, предоставить каждому человеку полную свободу, а с другой - сделать так, чтобы он хотел делать то, что необходимо обществу» [7].

Развитие профессиональной личности и функционирования образовательной среды является взаимообусловленными процессами. Неслучайно значительное внимание заслуживает заинтересованность педагогов вопросами создания образовательной среды внутри учебного заведения и использования его возможностей для всестороннего развития личности.

По мнению П Поляковой, образовательная среда - это открытая, сложная, интегративная, динамическая система [8]. Его составляющими являются:

- субъектный (для развития познавательных процессов и навыков, усвоение социального опыта необходимы: наличие субъектов, которые его имеют и передают посредством взаимодействия, определенных средств, технологий и предметно-пространственных условий);

- социальный (формирование и развитие профессиональных умений, навыков, компетенций на уровне репродукции (воспроизведения), продуктивного действия и творческого применения невозможно без практической деятельности (самостоятельного поиска, совершенствования известных действий, операций, создания новых));

- пространственно-предметный (формирование и развитие общения и действия невозможны без опыта коммуникационных процессов с другими субъектами, овладения эффективными технологиями в определенных условиях);

- психодидактический (программы обучения, система средств и технологий обучения, стиль преподавания и педагогического общения).

Таким образом, образовательная среда профессионального развития педагогов общеобразовательного учебного заведения - это целенаправленно организованная, управляемая, открытая социально-педагогическая система, которая обеспечивает всесторонние условия для развития личности педагога как специалиста, реализацию его творческого потенциала, совершенствование профессиональных компетенций и выражает единство и взаимосвязь управленческого, ресурсного, методического и результативно-содержательных компонентов.

Профессиональное развитие педагога тесно взаимосвязано с образовательной средой, являющейся открытой, сложной, интегративной, динамической системой воздействий и условий формирования личности по заданному образцу.

1. Галинская Е.В., Иващенко А.А., Новиков Д.А. Модели и механизмы управления развитием персонала. Москва: ИПУ РАН, 2017.

2. Гусарова М.Н. Личностное информационное пространство педагога как фактор его профессионального развития. Современные проблемы науки и образования. 2018; № 1: 1-3.

3. Власюк Л.Л. Организационно-педагогические условия обеспечения эффективного управления образовательным учреждением инновационного типа (лицей). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2016.

4. Александрова М.В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе: монография. Великий Новгород: Новгородский государственный университет: имени Ярослава Мудрого, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Беловицкая С.И. Профессиональное развитие педагога путем совершенствования деятельности. Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2016; Т. 3: 2681-2685.

6. Вержицкий ГА., Щеголенкова Е.С., Вержицкая Е.Н. Исследование социально-психологических факторов готовности педагогов к профессиональной деятельности в условиях новой системы оплаты труда. Педагог Кузбасса. 2017; № 2 (13): 48-54.

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2020.

8. Катербарг Т.О. Профессиональное развитие педагога в проектной деятельности общеобразовательной организации. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Красноярск, 2015.

References

1. Galinskaya E.V., Ivaschenko A.A., Novikov D.A. Modeliimehanizmy upravleniya razvitiempersonala. Moskva: IPU RAN, 2017.

2. Gusarova M.N. Lichnostnoe informacionnoe prostranstvo pedagoga kak faktor ego professional'nogo razvitiya. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2018; № 1: 1-3.

3. Vlasyuk L.L. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya obespecheniya 'effektivnogo upravleniya obrazovatel'nym uchrezhdeniem innovacionnogo tipa (licej). Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2016.

4. Aleksandrova M.V. Stanovlenie kar'erypedagoga v territorial'nojobrazovatel'nojsisteme: monografiya. Velikij Novgorod: Novgorodskij gosudarstvennyj universitet imeni Yaroslava Mudrogo, 2017.

5. Belovickaya S.I. Professional'noe razvitie pedagoga putem sovershenstvovaniya deyatel'nosti. Koncept. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal. 2016; T. 3: 2681-2685.

6. Verzhickij G.A., Schegolenkova E.S., Verzhickaya E.N. Issledovanie social'no-psihologicheskih faktorov gotovnosti pedagogov k professional'noj deyatel'nosti v usloviyah novoj sistemy oplaty truda. Pedagog Kuzbassa. 2017; № 2 (13): 48-54.

7. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Rostov-na-Donu: Feniks, 2020.

8. Katerbarg T.O. Professional'noe razvitie pedagoga v proektnoj deyatel'nosti obscheobrazovatel'noj organizacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2015.

Статья поступила в редакцию 07.03.23

УДК 378

Mirzoeva F.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Diplomatic Academy of the Russian Ministry of Foreign Affairs (Moscow, Russia),

E-mail: fatima_kalaeva@mail.ru

APPLICATION OF INNOVATIVE APPROACHES IN THE PROCESS OF TEACHING GRADUATE STUDENTS A FOREIGN LANGUAGE. Based on the analysis of the current socio-cultural situation, some of the innovative approaches application in the graduate students language training process aspects are considered. For this purpose, first of all, it is said about the educational process carried out in the modern postgraduate studies space most essential features. The training process of graduate students at its current development stage is investigated. It is proved that their education in general and the teaching of this discipline in particular are aimed at preparing future researchers and university teachers for research activities. The work provides a definition of the "innovative approaches in teaching" concept. The work mentions some innovative approaches that can be integrated into the process of teaching graduate students a foreign language today.

Key words: innovative approaches in teaching, postgraduate studies, language training of graduate students, improving training of scientific and pedagogical personnel, foreign language in non-linguistic university

Ф.Р. Мирзоева, канд. пед. наук, доц., Дипломатическая академия МИД России, г. Москва, E-mail: fatima_kalaeva@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АСПИРАНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

На основе анализа текущей социокультурной ситуации производится рассмотрение некоторых аспектов применения инновационных подходов в процессе языковой подготовки аспирантов. Для этого в первую очередь говорится о наиболее существенных чертах образовательного процесса, осуществляемого в пространстве современной аспирантуры. Затем исследуется процесс языковой подготовки аспирантов на современной стадии его развития. Доказывается, что их обучение в целом и преподавание данной категории учащихся указанной дисциплины в частности направлены на подготовку будущих научных работников и вузовских преподавателей к научно-исследовательской деятельности. Далее приводится определение понятия «инновационные подходы в обучении». Говорится о некоторых инновационных подходах, могущих быть интегрированными в процесс обучения аспирантов иностранному языку сегодня.

Ключевые слова: инновационные подходы в обучении, аспирантура, языковая подготовка аспирантов, совершенствование подготовки научных и педагогических кадров, иностранный язык в неязыковом вузе

Актуальность темы данной статьи может быть обоснована фактом существенной интенсификации большинства процессов, происходящих во всех сферах жизни общества (В.И. Байденко, И.Л. Бим, А.С. Восковская, Т.А. Карпова, М.В. Мельничук) [1, с. 42]. Системе компетенций успешного члена социума, характеризующегося наличием вышеописанной тенденции, естественно, присуща определённая специфика (Н.Ф. Ефремова, И.А. Зимняя, М.В. Мельничук) [2, с. 48-49]. Важные места в её структуре занимают умение эффективно работать с почти безграничными потоками информации, а равно - осознанное стремление к развитию собственных профессиональных и личностных качеств на протяжении всей жизни (М.Ю. Виноградская, М.Э. Волкова, И.А. Зимняя, А.В. Карпов, Т.А. Карпова, Ю.П. Поваренков, Л.К. Раицкая). В свою очередь, действенным средством развития таких компетенций будущих профессионалов является преподавание иностранного языка лицам, осваивающим неязыковые специальности [3, с. 357]. Соответственно, актуализируются проблемы внедрения инновационных методологических подходов в этот сегмент отечественной системы образования.

Сказанное в полной мере относится к процессу подготовки научных и преподавательских кадров [4, с. 79-80]. Таким образом, предпринимаемая на страницах статьи попытка решения некоторых вопросов, связанных с использованием таких подходов в процессе обучения иностранному языку аспирантов, является немаловажным шагом на пути дальнейшего прогрессивного развития российских образования и науки.

Цель исследования - рассмотрение некоторых аспектов применения инновационных подходов в ходе языковой подготовки аспирантов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- привести основные черты образовательного процесса, осуществляемого в пространстве современной аспирантуры;

- охарактеризовать процесс языковой подготовки аспирантов на современной стадии его развития;

- дать определение понятию «инновационные подходы в обучении»;

- раскрыть некоторые инновационные подходы, могущих быть интегрированными в процесс обучения аспирантов иностранному языку сегодня.

Решению указанных задач способствовало использование таких методов, как рефлексия педагогического опыта автора и анализ литературы, в которой затрагивается соответствующая проблематика.

Научная новизна статьи заключается в определении инновационных подходов, могущих быть реализованными на современной стадии развития процесса преподавания ИЯ аспирантам.

Теоретическая значимость состоит в определении путей дальнейшей модернизации данной составляющей подготовки научных и преподавательских кадров.

Практическая значимость заключается в демонстрации конкретных возможностей для внедрения инноваций в процесс преподавания соответствующей дисциплины лицам, осваивающим программы аспирантуры.

Главная отличительная черта учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в пространстве аспирантуры, - создание новых знаний посредством осуществления научного поиска (М.А. Белогаш, Н.Н. Дробышева, М.В. Мельничук, М.А. Татаринова, В.М. Томилова, А.Ю. Широких) [5, с. 154]. С другой стороны, характерное для учебного плана этой ступени образования существенное сокращение аудиторных занятий ведёт к изменению методики преподавания академических дисциплин, включая, конечно, и иностранный язык [6, с. 361]. В такой ситуации приоритетной является задача развития у аспирантов комплекса знаний, умений и навыков, связанных с эффективным осуществлением самостоятельной деятельности, прежде всего, по овладению новыми компетенциями [7, с. 20].

При этом самостоятельное формирование аспирантами образовательных траекторий обусловливает интенсификацию формирования у них таких качеств, как инициативность и когнитивная самостоятельность [8, с. 49-50]. Соответственно, основная задача преподавателя в данном случае - организация самостоятельной работы обучающихся (С.И. Архангельский, Н.А. Гетман, Л.И. Сукач, М.С. Сукач). Эта, последняя в основном сводится к тому, что на первом занятии преподаватель представляет план работы аспирантов, в котором определяются даты отчётных этапов по конкретным видам их учебной деятельности. Поиск источников информации по предложенной теме, их изучение и последующее представление информации способствует формированию у обучающихся умений и навыков, связанных с эффективными действиями в практически безграничных потоках информации [9, с. 208-209]. Кроме того, фиксируется развитие осознанного стремления к самообразованию [3, с. 358].

Во многом на развитие такого рода способностей ориентировано на обучение аспирантов иностранному языку [5, с. 154-155]. В ходе занятий по соответствующей дисциплине первоочередное внимание уделяется формированию навыка самостоятельной работы с источниками на изучаемом языке (Е.С. Блик, Е.В. Коротаева, М.Е. Иванова, И.В. Нужа, С.В. Титова). Результат их анализа - составление обучающимися текстов, структурно оформленных в соответствии с научным жанром представляемого высказывания. При этом в целях формирования мотивации аспирантов к изучению языка педагогу следует осуществлять контроль отбора ими необходимого материала. Анализ информации, содержащейся в источниках, составленных на изучаемом языке, может и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.