Научная статья на тему 'Развитие личностного потенциала студентов в процессе подготовки к профессиональной деятельности'

Развитие личностного потенциала студентов в процессе подготовки к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1436
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СОХРАНЕНИЕ ЕЕ ЗДОРОВЬЯ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / HUMAN POTENTIAL / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / PERSONAL DEVELOP MENT AND PRESERVATION OF THE HEALTH / QUALITY OF EDUCATION / QUALITY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Ирина Юрьевна, Иванова Татьяна Владимировна

В статье представлены компоненты личност ного потенциала человека и психолого-педаго гические условия его актуализации: активная позиция личности обучающихся; эффективность процесса обучения, обеспечиваемая педагогом; создание творческой образовательной среды в предметных областях знаний; применение специально разработанных дидактических, про граммно-методических средств и разнообразных форм, методов, технологий обучения. Их реали зация обеспечивает развитие личности, сохра нение ее здоровья и качество обучения, качество подготовки специалистов, бакалавров, магистров в профессиональном образовании, что теорети чески обосновано и подтверждено эксперимен тально исследованиями авторов и аспирантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Ирина Юрьевна, Иванова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal development students during preparatory process of professional activities

The paper presents the components of the personal potential of human psychological and pedagogical conditions of its actualization: the active position of the individual students, the effectiveness of the learning process provided by the teacher: the creation of a creative learning environment in the subject areas of knowledge, use of specially designed didactic, software and teaching tools and a variety of forms, methods, learning technologies. Their implementation provides personal development, preservation of health and the quality of education, quality of education, bachelors, masters in vocational education is theoretically substantiated and confirmed experimentally studies the authors and graduate students.

Текст научной работы на тему «Развитие личностного потенциала студентов в процессе подготовки к профессиональной деятельности»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ PROFESSIONAL GROwTH AND DEVELOPMENT OF A PERSON

УДК / uDC 378.147 И. Ю. Соколова, Т. В. Иванова

I. Sokolova, T. Ivanova

развитие личностного потенциала студентов в процессе подготовки к профессиональной деятельности PERSONAL DEVELOPMENT STuDENTS DuRING PREPARATORY PROCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES

В статье представлены компоненты личностного потенциала человека и психолого-педаго-гические условия его актуализации: активная позиция личности обучающихся; эффективность процесса обучения, обеспечиваемая педагогом; создание творческой образовательной среды в предметных областях знаний; применение специально разработанных дидактических, программно-методических средств и разнообразных форм, методов, технологий обучения. Их реализация обеспечивает развитие личности, сохранение ее здоровья и качество обучения, качество подготовки специалистов, бакалавров, магистров в профессиональном образовании, что теоретически обосновано и подтверждено экспериментально исследованиями авторов и аспирантов.

The paper presents the components of the personal potential of human psychological and pedagogical conditions of its actualization: the active position of the individual students, the effectiveness of the learning process provided by the teacher: the creation of a creative learning environment in the subject areas of knowledge, use of specially designed didactic, software and teaching tools and a variety of forms, methods, learning technologies. Their implementation provides personal development, preservation of health and the quality of education, quality of education, bachelors, masters in vocational education is theoretically substantiated and confirmed experimentally studies the authors and graduate students.

Ключевые слова: личностный потенциал, психолого-педагогические условия, развитие личности, сохранение ее здоровья, качество обучения, качество подготовки специалистов.

Keywords: human potential, psychological and pedagogical conditions, personal development and preservation of the health, quality of education, quality of training.

Подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных и способных к саморазвитию специалистов, бакалавров, магистров требует создания в вузе психолого-педагоги-ческих условий для развития их личностного потенциала.

Анализ научной литературы и диагностика индивидуально-психологических особенностей студентов технического вуза, проводимая нами на протяжении более 20 лет, позволили выделить наиболее значимые (важные) компоненты личностного потенциала (ЛП): гносеологический (познавательный), аксиологический, творческий, коммуникативный, художественный [1], саморегуляции, самоуправления, саморазвития, самообразования, самореализации, самоактуализации [2].

Согласно концепции (рис. 1), созданной нами с позиций системного психолого-педаго-гического подхода:

• качество обучения выпускников школ, качество подготовки специалистов, бакалавров, магистров в системах профессионального об-

разования оценивается по развитию их научного мировоззрения, интеллекта — самых разных интеллектуальных способностей, и по сформи-рованности психологической готовности школьников к учебной деятельности в последующих образовательных системах, а выпускников средних учебных заведений и вузов — к профессиональной деятельности на производстве;

• качество потребителей образовательных услуг обеспечивается посредством разработки и реализации педагогами в преподавании разных дисциплин дидактического, программно-методического обеспечения и трех групп психолого-педагогических технологий обучения — исследования,проектирования и организации учебного процесса [3, с. 23-29].

Реализация в образовательном процессе посредством этих технологий принципов гуманизации образования, развития, само-

развития и здоровьесбережения личности, основных психологических концепций и дидактических принципов обучения, концепции формирования психологической системы деятельности — психологической готовности к профессиональной деятельности с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов, их склонностей к профессиональной деятельности, может обеспечить качество обучения, качество подготовки специалистов в вузе, их интеллектуальное, профессиональное развитие и сохранение здоровья при активной учебно-познавательной деятельности студентов и эффективности этой деятельности, обеспечиваемой педагогом. Эти принципы согласуются с принципами личностно-развивающего профессионального образования Э. Ф. Зеера [4], их сопоставление представлено в таблице.

Рис. 1. Качество обучения, подготовки специалистов и его обеспечение с позиций системного психолого-педагогического подхода

Таблица

Сопоставление принципов системного психолого-педагогического подхода И. Ю. Соколовой и личностно-развивающего профессионального

образования Э. Ф. Зеера

№ п / п Принципы обеспечения качества обучения, подготовки специалистов, развития личности в профессиональном образовании Принципы личностно-развивающего профессионального образования Э. Ф. Зеера

1 Гуманизация образования Гуманистическая направленность

2 Образование в соответствии со склонностями личности к предметной, профессиональной деятельности Вариативность образования

3 Развитие, саморазвитие, здоровьесбережение (сохранение здоровья) личности Центрация образования на развитии и саморазвитии личности

4 Личностно ориентированное и совместное в малых группах, группах-диадах образование Сочетание автономности с коллективными (групповыми) формами образования

5 Обеспечение качества подготовки специалистов, развитие личности и сохранение ее здоровья в системах профессионального образования Соразвитие личности, образования и деятельности

6 Основные психологические концепции и дидактические принципы обучения, концепция формирования психологической системы деятельности

7 Принципы здоровьесбережения

Педагогический опыт автора и его аспирантов свидетельствует о том, что реализация этих принципов в системах общего и профессионального образования способствует актуализации личностного потенциала, развитию интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей учащихся. Не менее важной при этом является проблема сохранения здоровья школьников, студентов в процессе обучения, жизнедеятельности в целом. Этому, по нашему мнению, может способствовать природосообразное образование, учитывающее возрастные психофизиологические особенности и сензитивные периоды развития личности, одновременно обеспечивающее развитие функций правого и левого полушарий головного мозга учащихся, и культуросообразное образование, способствующее развитию мировоззрения, сознания, творческого потенциала личности, а также реализация в образовательном процессе предложенных нами принципов здоровьесбережения.

Кроме того, нами с позиций системного психолого-педагогического подхода установлено, что активизации и эффективности познавательной деятельности школьников, студентов [3, с. 124] способствует:

• изменение функций участников образовательного процесса, когда педагог становится не транслятором знаний, а направляющим

познавательной деятельности студентов, а они из пассивных слушателей превращаются в активных преобразователей учебной и внешней информации;

• наличие мотивации познавательной деятельности вследствие того, что эта деятельности осуществляется в соответствии со склонностями студентов к определенной предметной или профессиональной сфере;

• обобщение педагогом учебной информации, ее структурирование и систематизация, представление крупными блоками в виде схем: информационных, структурно-логических ориентировочной основы действий, классификационных и по дедуктивному принципу;

• применение проблемных, активных и интерактивных методов обучения, информационных и ТРИЗ-технологий, обеспечивающих активную самостоятельную и совместную познавательную деятельность студентов в малых группах и группах-диадах.

Как и за счет чего в процессе обучения можно обеспечить эти условия?

Изменение функций педагога и студентов возможно, если педагог разрабатывает и применяет такие формы, методы технологии и дидактические средства обучения, которые обеспечивают активную самостоятельную познавательную деятельность студентов исследовательского, проектного, творческого характера.

• Автором на основании теоретического анализа установлено, что обобщение учебной информации, ее систематизация и представление крупными блоками в виде информационных, структурно-логических схем (СЯС] способствуют активизации психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и познавательной деятельности в целом [2]. Кроме того, выявлено, как влияют обобщение, структурирование, систематизация информации и представление по дедуктивному принципу на ее усвоение обладателями разных психофизиологических особенностей (свойств нервной системы, функциональной симметрии-асимметрии полушарий головного мозга), т. к. соответствует:

• лучшему запечатлению (запоминанию] информации личностями с сильной и инертной нервной системой, т. е. обладателями всех темпераментов;

• особенностям целостного (одномомент-ного-симультанного) восприятия информации обладателями художественного, художественно-мыслительного, мыслительно-художественного типов личности и личностям, с синтетическим стилем мышления;

• лучшему запоминанию информации, обработанной по смысловому принципу, обладателями подвижной (холерики, сангвиники) и инактивированной нервной системы, личностями с аналитическим стилем мышления (холерики, меланхолики);

• художникам и синтетикам помогает анализировать детали, элементы блока учебной информации, а мыслителям и аналитикам — увидеть целое по его элементам.

Следует отметить также, что представление учебной информации крупными блоками в виде СЯС или ИЯС способствует:

— улучшению характеристик и развитию у обучающихся психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи;

— возможности установления школьниками, студентами связей и отношений между понятиями, представлениями, разными темами и разделами изучаемой дисциплины;

— осуществлению обучающимися различных мыслительных операций и приемов интеллектуальной деятельности, т. е. развитию мышления.

Таким образом, крупноблочное представление учебной информации способствует активизации познавательной деятельности обладателей различных типов нервной системы и функциональной симметрии—асимметрии

полушарий головного мозга. Поэтому в учебные пособия, учебники, в т. ч. компьютерные, желательно наряду с представлением информации в концептуальной (знаковой) форме включать информационные, структурно-логические схемы, отражающие содержание отдельных тем, разделов учебной дисциплины, что и способствует эффективному формированию обобщенного образа восприятия по соответствующей теме изучаемой дисциплины и обеспечивает ее глубокое осмысление и освоение, формирование системного знания.

Одной из основных задач любой образовательной системы является обеспечение эффективности познавательной деятельности учащихся и учебного процесса в целом.

С позиций системного психолого-педа-гогического подхода эффективность познавательной деятельности обучающихся может быть обеспечена за счет:

• возможного (в большинстве случаев] соответствия стилей обучения стилям индивидуальной познавательной деятельности школьников, студентов;

• обобщения, структурирования, систематизации учебной информации, представления в виде информационных, структурно-логических схем (СЯС);

• конструирования учебного предмета в основном по дедуктивному принципу с раскрытием междисциплинарных связей;

• «внутренней» активности личности, связанной с наличием склонности к предметной, профессиональной деятельности, мотивации к ней и познавательной деятельности;

• совместной познавательной деятельности учащихся в малых группах и группах-диадах.

Подчеркнем, что эффективность познавательной деятельности студентов зависит от уровня развития их интеллектуальных способностей, в т. ч. пространственного мышления.

Анализ особенностей восприятия и переработки информации, соответствующих каждому из полюсов разных когнитивных стилей, позволил сделать выводы о том, что:

1. Представление учебной информации должно соответствовать доминирующему полюсу когнитивного стиля: рефлексивным необходимо представлять информацию зрительно, а импульсивным — на слух и зрительно, синтетикам — в обобщенной форме и по дедуктивному принципу — от общего к частному, а аналитикам — от частного к общему.

2. Для эффективной переработки учебной информации студентам необходимо выполнять

задания-задачи, которые соответствовали бы как доминирующему полюсу когнитивного стиля, так и противоположному. Так, аналитикам следует решать задачи не только на анализ, но и на синтез, а синтетикам — на обобщение информации и ее анализ.

При выполнении положений 1 и 2 может быть обеспечено частичное соответствие стилей обучения стилям индивидуальной познавательной деятельности.

Ориентируясь на это и сказанное выше, подчеркнем значение информационных технологий, учебно-методических (УМК), учебно-диагностических комплексов, в том числе компьютерных, для активизации и эффективности образовательного процесса, создания в системах профессионального образования творческой образовательной среды. При этом студентам предоставляется возможность активной и эффективной (с меньшими затратами их времени и энергии), в большей степени самостоятельной, познавательной деятельности по освоению соответствующей области знаний.

Творческая образовательная среда способствует развитию у школьников, студентов различных интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей. Среди них (рис. 2) особое значение имеют уровень развития пространственного мышления и доминирование идеалистического и аналитического стилей

представления и решения стратегических проблем, тогда как при доминировании прагматического и реалистического стилей возможно решение только тактических, сиюминутных проблем.

Творческая образовательная среда способствует сохранению здоровья подрастающего поколения в процессе обучения, потому что именно в этой среде возможна реализация таких принципов сохранения здоровья, как поисковая активность, аксиологический, самореализации, самоидентификации [2].

Кроме того, творческая среда может способствовать развитию сознания и научного мировоззрения студентов, что позволяет им самим в процессе обучения, жизнедеятельности реализовывать другие принципы здоровьесбе-режения — следование законам развития природы, мироздания, гармонии с окружающей средой, гармонии телесной, душевной и духовной природы человека.

Исследования, педагогический опыт автора [2; 3] и его аспирантов свидетельствуют о том, что реализация представленных выше психолого-педагогических условий в учебном процессе по разным дисциплинам способствует развитию творческих способностей, активизации и эффективности познавательной деятельности студентов; развитию интеллектуальных, профессиональных способностей, компетенций и компетентностей студентов

Рис. 2. Взаимосвязи между интеллектуальными способностями и стилями представления и решения проблем по результатам корреляционного анализа

и при этом сохранению их здоровья в системах профессионального образования.

На основании сказанного выше, с целью развития личности и сохранения ее здоровья в образовательном процессе и повышения качества подготовки специалистов, бакалавров, магистров в вузах и средних специальных учебных заведениях предлагаем следующее.

1. При поступлении в вуз или на 1-м курсе проводить диагностику индивидуально-психологических особенностей абитуриентов и студентов, а именно:

• потенциальных, творческих возможностей, что способствует формированию мотивации и стремлению личности к реализации собственного потенциала в учебной и профессиональной сферах деятельности, выявлению наиболее одаренных студентов;

• личностных и интеллектуальных особенностей студентов, знание которых необходимо им для самопознания и последующего саморазвития и самореализации, а также педагогам для организации образовательного процесса, способствующего активизации и эффективности учебно-познавательной деятельности студентов, развитию их интеллектуальных, творческих, профессиональных способностей, компетенций и компетентностей;

• склонностей к деятельности в сферах: «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — техника», «человек — человек», «человек — художественный образ»;

• склонностей к разным сферам инженерно-технической (конструктор-проектировщик;

технолог, исследователь-разработчик, оператор, программист и т. п.) или инженерно-гуманитарной (менеджер, экономист, эколог, педагог, социолог) деятельности;

• склонностей к разным сферам педагогической деятельности (учитель начальных классов, учитель-филолог, учитель разных естественнонаучных дисциплин, менеджер образования и т. д.) — для педагогического вуза.

2. Реализовать в образовательном процессе вуза мониторинг качества образования для оценивания в процессе обучения не только учебных достижений студентов, но и развития их личностных и профессиональных качеств, способностей, компетентностей, компетенций и сохранения здоровья.

3. Повышать психолого-педагогическую квалификацию педагогов при разных формах обучения, включая стажировку и аспирантуру, что, безусловно, будет способствовать качеству подготовки специалистов, бакалавров, магистров, развитию их профессиональных и личностных качеств, компетенций и компетентностей.

1. Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). — М.: Политиздат, 1974. — 328 с.

2. Соколова И. Ю. Потенциальные возможности личности и их развитие в системе непрерывного образования // Социальный психолог. — 2008. — № 4. — С. 93-97.

3. Соколова И. Ю. Педагогическая психология: учеб. пособие со структурно-логическими схемами. — Томск: Изд-во ТПУ, 2011. — 332 с.

4. Зеер Э. Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. — Екатеринбург, 2006. — 170 с.

УДК / uDC 378.663 : 37.02 Т. В. Васильева, Н. Э. Касаткина

T. Vasilyeva, N. Kasatkina

профессиональные ценностные ориентации СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВУЗА PROFESSIONAL VALuE ORIENTATIONS OF STuDENTS AT THE AGRICuLTuRAL HIGHER EDuCATION INSTITuTION

В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций студентов сельскохозяйственного вуза, выделены факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи. Определены социально-экономические и педагогические

особенности формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов сельскохозяйственного вуза.

The article presents results of research of value orientations of students of agricultural higher education institution, the factors

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.