Научная статья на тему 'Сущность, структура и содержание профессионализма преподавателя высшей школы'

Сущность, структура и содержание профессионализма преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / КВАЛИФИКАЦИЯ / QUALIFICATION / КВАЛИФИКАЦИОННО-КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ КАРТА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА / QUALIFICATION AND COMPETENCE-BASED CARD OF PROFESSIONALISM OF A TEACHER / POSSIBILITY TO IMPROVE THE PROFESSIONALISM OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деза Елена Ивановна

В статье рассмотрены проблемы становления профессионализма преподавателя высшей школы в условиях модернизации отечественного образования. Проанализированы структура и содержание профессионального стандарта педагога общего, среднего профессионального и и высшего образования. На основе уточнения терминов «квалификация», «компетентность» и «профессионализм» выявлены основные функции профессионального стандарта педагога и обоснована необходимость использования понятия «профессионализм педагога» как интегральной характеристики специалиста. Обоснована необходимость создания и разработана структура квалификационно-компетентностной карты профессионализма педагога высшей школы. Особенности содержательного, личностного и технологического блоков карты проиллюстрированы на примере предметной составляющей квалификационно-компетентностной карты доцента и профессора преподавателей специальных дисциплин математического факультета педагогического вуза. Проанализированы возможности совершенствования процесса становления профессионализма педагога в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деза Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE, STRUCTURE AND CONTENT OF A HIGHER SCHOOL TEACHER''S PROFESSIONALISM

The article deals with the problems of formation of professionalism of a teacher of the higher school in the conditions of modernization of education. The structure and contents of professional standard of a teacher of general, average professional and higher education are analyzed. On the basis of specification of the terms “qualification”, “competence” and “professionalism” the main functions of the professional standard of a teacher are revealed and need of use of the concept “professionalism of a teacher” as integrated characteristic of the expert is substantiated. The necessity of creating and developing the structure of the qualification and competence-based card of professionalism of the teacher is developed. Features of substantial, personal and technological blocks of the card are illustrated on the example of the substantial part of competence-based card of associate professor and full professor of mathematical faculty of pedagogical university. The possibilities of improving the process of becoming a teacher in the modern conditions are analyzed.

Текст научной работы на тему «Сущность, структура и содержание профессионализма преподавателя высшей школы»

УДК 378

ББК 74.58, 74.262.21

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

■ Е.И. Деза

50

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы становления профессионализма преподавателя высшей школы в условиях модернизации отечественного образования. Проанализированы структура и содержание профессионального стандарта педагога общего, среднего профессионального и и высшего образования. На основе уточнения терминов «квалификация», «компетентность» и «профессионализм» выявлены основные функции профессионального стандарта педагога и обоснована необходимость использования понятия «профессионализм педагога» как интегральной характеристики специалиста. Обоснована необходимость создания и разработана структура квалификационно-компетентностной карты профессионализма педагога высшей школы. Особенности содержательного, личностного и технологического блоков карты проиллюстрированы на примере предметной составляющей квалификационно-компетентност-ной карты доцента и профессора — преподавателей специальных дисциплин математического факультета педагогического вуза. Проанализированы возможности совершенствования процесса становления профессионализма педагога в современных условиях.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, квалификация, компетентность, профессионализм, квалификационно-компетентност-ная карта профессионализма педагога, возможности совершенствования профессионализма педагога.

THE ESSENCE, STRUCTURE AND CONTENT OF A HIGHER SCHOOL TEACHER'S PROFESSIONALISM

| E.I. Deza

Abstract. The article deals with the problems of formation of professionalism of a teacher of the higher school in the conditions of modernization of education. The structure and contents of professional standard of a teacher of general, average professional and higher education are analyzed. On the basis of specification of the terms "qualification", "competence" and "profes-

sionalism" the main functions of the professional standard of a teacher are revealed and need of use of the concept "professionalism of a teacher" as integrated characteristic of the expert is substantiated. The necessity of creating and developing the structure of the qualification and competence-based card of professionalism of the teacher is developed. Features of substantial, personal and technological blocks of the card are illustrated on the example of the substantial part of competence-based card of associate professor and full professor of mathematical faculty of pedagogical university. The possibilities of improving the process of becoming a teacher in the modern conditions are analyzed.

Keywords: professional standard, qualification, competence, professionalism, qualification and competence-based card of professionalism of a teacher, possibility to improve the professionalism of a teacher.

Современное отечественное образование функционирует в условиях стремительно меняющихся требований общества к целям, структуре, содержанию, методам и формам обучения. Ключевой фигурой образовательной реформы является педагог: «в деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). К сожалению, сегодня педагог-практик не успевает адаптироваться к мощному потоку постоянно изменяющихся требований к сущности и уровню квалификации педагогических кадров, что создает множество разноуровневых проблем. Принятие профессиональных стандартов педагога общего (2013 г.) и профессионального (2015 г.) образования подвело под решение указанных проблем правовую базу, дало структурно-технологическую основу для разработки образовательными организациями квалификационных характеристик их педагогических работников. Однако для полного решения глобальной задачи построения многомерного «портрета» современно-

го преподавателя (в том числе высшей школы) необходим комплексный анализ сущности, структуры и содержания профессионализма педагога, тенденций его формирования в современных условиях.

Целью статьи является обоснование и структуризация квалификаци-онно-компетентностной карты профессионализма педагога на базе анализа нормативных документов, педагогической теории и образовательной практики, на основе выделения и систематизации ключевых требований, предъявляемых современным обществом к преподавателю; построение квалификационно-компетентностной карты преподавателя математики педагогического вуза; обсуждение предлагаемых возможностей ускорения и оптимизации процесса становления профессионализма педагога.

Стремительное изменение реалий современного мира, постоянно возрастающий поток требований к профессиональному уровню специалистов поставил общество перед необходимостью разработки и внедрения новых профес-

51

ВЕК

52

сиональных стандартов. Профессиональный стандарт педагога (ПСП) — документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогическим работникам. Он призван стать инструментом реализации стратегии образования в меняющемся мире, повышения качества образования, выхода отечественного образования на международный уровень, объективного измерения квалификации педагога [1].

18 октября 2013 году был принят профессиональный стандарт педагога общего образования: «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [2].

Среди его основных положений выделим следующие.

Виды профессиональной деятельности (совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда), включенные в рассмотрение: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование.

Основная цель видов профессиональной деятельности: оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).

Группа занятий: преподаватели в средней школе (код ОКЗ 2320) (наряду с персоналом дошкольного воспитания и образования, преподавателями в системе специального образования, преподавательским персоналом специального обучения, преподавательским персоналом начального образования).

Виды экономической деятельности: услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования (код КВЭД 80.21.1) (наряду с услугами в области дошкольного и начального общего образования).

В описании трудовых функций (ТФ), входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности), выделены две обобщенных трудовых функции (ОТФ):

• А. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (включает в себя ТФ «Общепедагогическая функция. Обучение», «Воспитательная деятельность», «Развивающая деятельность»);

• В. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования (включает в себя ТФ «Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования», «Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования», «Модуль «Предметное обучение. Математика»», «Модуль «Предметное обучение. Русский язык»»).

Для каждой из ОТФ представлены возможные наименования должностей — учитель, воспитатель — и выделены в виде соответствующих таблиц требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы, особые условия допуска к работе.

Для каждой из ТФ построены карты, подробно перечисляющие соответствующие трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания.

8 сентября 2015 года был принят профессиональный стандарт педагога профессионального образования: «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», вступивший в силу с 1 января 2017 года [3].

Среди его основных положений выделим следующие.

Вид профессиональной деятельности: педагогическая деятельность в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании.

Основная цель вида профессиональной деятельности: организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ.

Группа занятий: профессорско-преподавательский персонал университетов и других организаций высшего образования (2310 код ОКЗ) (наряду с преподавателями средних профессиональных образовательных организаций и специалистов по методике обучения).

Отнесение к видам экономической деятельности: образование высшее — бакалавриат (код ОКВЭД

85.22.1), образование высшее — спе-циалитет (код ОКВЭД 85.22.2), образование высшее — магистратура (код ОКВЭД 85.22.3), подготовка кадров высшей квалификации (код ОКВЭД 85.23) (наряду со средним профессиональным образованием).

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности), включает в себя десять ОТФ:

• А. Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации;

• В. Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности;

• С. Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО; 53

• Б. Организационно-педагоги- 53 ческое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО;

• Е. Проведение профориента-ционных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями);

• Е. Организационно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации;

• О. Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП;

• Н. Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации;

• I. Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации;

• ^ Преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации.

Для каждой из ОТФ представлены возможные наименования должностей, профессий: доцент, профессор (наряду с преподавателем, мастером производственного обучения, старшим преподавателем, ассистентом, методистом и старшим методистом).

Для каждой из ОТФ выделены в виде соответствующих таблиц требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы и особые условия допуска к работе.

Для каждой из ТФ, входящих в ту 54 или иную ОТФ, построены карты, подробно перечисляющие соответствующие трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания.

Так, ОТФ «Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации» (возможные наименования должностей, профессий: доцент) подразделяется на следующие ТФ:

• Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и(или) ДПП;

• Профессиональная поддержка специалистов, участвующих в реали-

зации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей), организации учебно-профессиональной, исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам ВО и(или) ДПП;

• Руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и(или) ДПП;

• Разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата, специа-литета, магистратуры и(или) ДПП.

ОТФ «Преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации» (возможные наименования должностей, профессий: профессор) включает в себя ТФ:

• Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам подготовки кадров высшей квалификации и(или) ДПП;

• Руководство группой специалистов, участвующих в реализации образовательных программ ВО и(или) ДПП;

• Руководство подготовкой аспирантов (адъюнктов) по индивидуальному учебному плану;

• Руководство подготовкой ассистентов-стажеров по индивидуальному учебному плану;

• Разработка научно-методического обеспечения реализации программ подготовки кадров высшей квалификации и(или) ДПП.

Таким образом, построение функциональной карты вида профессио-

нальной деятельности ведется в каждом их двух проанализирован -ных стандартов по одной схеме: выделяются ОТФ, для каждой из которых разработаны требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы и особые условия допуска к работе. Для КЭЖ" дой ОТФ приведена таблица соответствующих ТФ. Для каждой ТФ построена карта соответствующих трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний [2; 3].

Такая структура стандарта отражает его основное предназначение: служить объективным измерителем квалификации педагога, средством отбора педагогических кадров в учреждения образования, основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем, соответствовать международным нормам и регламентам, соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п. Не превращаясь в инструмент жесткой регламентации, стандарт должен избавить педагога от выполнения несвойственных ему функций [1].

Той или иной ТФ присваивается в стандарте соответствующий дифференцированный уровень квалификации (квалификационная категория): иерархический уровень профессионального развития педагога, предъявляющий требования к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы, необходимым для выполнения указанной ТФ [4].

При этом термин «компетентность» в тексте ПСП используется лишь эпизодически (например, в [2],

«ИКТ-компетентность», «коммуникативная компетентность»), то есть, в отличие от квалификационного, ком-петентностный подход не выступает формальной основой построения ПСП. Это вызывает вопросы, поскольку, в соответствии с ФГОС ВО [5—8], требования к результатам освоения образовательных программ высшего педагогического образования формулируются именно в терминах компетенций. Конечно, перечисленные в ПСП необходимые знания и умения нетрудно переформулировать в терминах овладения компетенциями, однако разработчики ПСП предпочли остаться в рамках классической схемы «знания-умения». При этом следует заметить, что термин «квалификация» определяется как уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности [4]. Другими словами, квалификация педагога отражает уровень профессиональной подготовки учителя, его готовность к труду в сфере образования и складывается из его профессиональных компетенций, определяемых как способность применять знания, умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности [там же]. Таким образом, квалификационный подход нисколько не противоречит подходу компетент-ностному, все зависит лишь от соответствующей расстановки акцентов в используемых терминах.

Более серьезная проблема заключается, на наш взгляд, в другом. По своей сути ПСП — «сухой» формальный документ, строго регламентирующий ряд основополагающих

55

56

профессиональных характеристик. С этой точки зрения структура и содержательное наполнение стандарта полностью соответствует его назначению. В частности, разработка тем или иным вузом квалификационных характеристик должностей профессорско-преподавательского состава должна и с успехом осуществляется именно на основе ПСП.

Однако попытка охарактеризовать сущность профессиональной компетентности педагога почти сразу выводит нас за жесткие квалификационные рамки ПСП. Построение полноценного «портрета» современного педагога требует более широкого взгляда на проблему, нахождения и анализа интегративной характеристики, включающей в себя, но не ограничивающийся представленными в ПСП базовыми квалификационными «кирпичиками». На наш взгляд, такой интегральной характеристикой служит профессионализм педагога.

В психологии и педагогике профессионализм рассматривается как интегральное свойство человека, выражающееся в совокупности существенных характеристик, обеспечивающих высокий качественно-количественный уровень профессиональной деятельности индивида при выполнении ее в разнообразных условиях [9]. Для понимания сущности профессионализма педагога (ПП) необходимо выделить основные требования, предъявляемые современным обществом к учителю. Помимо классических ценностей (владение предметом, уважение к личности ученика и т.д.), в список необходимых учителю профессиональных качеств входят сегодня такие «новообразования», как свободное владение

компьютером, умение пользоваться возможностями интернета, знание по крайней мере одного иностранного языка на уровне межличностного общения и др. [10; 11]. Изучение и систематизация этих и других качеств, учет требований ПСП позволили построить квалификационно-компетентностную карту профессионализма педагога (ККК ПП), выделив ряд его базовых составляющих.

Предметная составляющая ПП характеризует качество подготовки преподавателя в его предметной области. Психолого-педагогическая и методическая составляющие отражают уровень владения основными разделами педагогики, психологии, знание общей и частной методики преподавания предмета. Необходимость выделения правовой составляющей вызвана непрерывно увеличивающимся потоком нормативных документов, усложнением структуры отечественной образовательной системы, ускоренное развитие международных контактов и программ. Исследовательская составляющая подразумевает активную работу в одной из областей фундаментальной науки, методики или педагогики. Общекультурная составляющая требует высокого уровня общей и математической культуры, знания классических литературных, художественных и музыкальных произведений, истории науки и искусства. Информационно-коммуникационная составляющая отражает уровень компьютерной грамотности педагога. Необходимость разговорного владения хотя бы одним иностранным языком отражена языковой составляющей [11].

Заметим, что в ПСП общего образования [2] в таком «явном» виде вы-

делена ИКТ-компетентность: квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо. Однако из текста документа следует, что авторы подразумевают под этим термином целый комплекс компетентностей, то есть, в наших терминах, говорят именно об ИКТ-составляющей профессиональной компетентности учителя.

При построении ККК ПП следует рассмотреть «образ» каждой из перечисленных составляющих ПП в трех естественных блоках: содержательном, личностном и технологическом. В первом блоке составляющие представлены содержанием, которым должен владеть специалист. Не бывает математика, который не знает математики. Не бывает учителя, который не владеет методикой своего предмета, базовыми педагогическими, психологическими и правовыми знаниями. Однако профессионализм — это не только владение предметом, но и особое мировоззрение, система отношений к себе, к профессии, к людям, природе и обществу. Рассмотренные с точки зрения профессиональной мотивации, выделенные составляющие ПП образуют личностный блок ККК ПП. Он «подобен» содержательному, но имеет другую «окраску», включая в себя любовь к математике, ценностное отношение к научной работе, уважение к профессии учителя, бережное отношение к личности ученика, стремление к самообразованию и самосовершенствованию, понимание необходимости и стремление к освоению новых технологий и иностран-

ных языков. Поскольку одного желания для формирования профессионала недостаточно, выделенные составляющие ПП нужно рассмотреть и с точки зрения их преломления в технологическом блоке: учителю необходимы свободное владение классическими в его предметной области методами, базовыми психологическими методиками и современными образовательными технологиями, углубленное владение методами избранного научного направления, практические навыки программирования, умение пользоваться текстовыми редакторами, классическими и инновационными методами поиска информации и т.д.

Последующий детальный анализ особенностей выделенных составляющих ПП приводит к усложнению структуры ККК ПП, переводя ее в многомерный формат и позволяя решать множество конкретных проблем, однако уже на базе изложенных соображений можно утверждать, что с каждым днем структура ПП усложняется, дополняясь все новыми гранями. Так, возвращаясь к приведенному выше примеру, мы замечаем, что в профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят общепользовательская ИКТ-компетент-ность, общепедагогическая ИКТ-ком-петентность и предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компе-тентность соответствующей области человеческой деятельности); более того, в каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ [2]. При построении ККК ПП необходимо учитывать специфику предметных областей (математика,

57

русский язык и т.д.), различия в уровнях квалификации педагогических работников (ассистент, доцент, профессор и т.д.), условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность (федеральный университет, педагогический вуз, технический вуз и т.д.), особенности реализуемых образовательных программ (Направления подготовки «Педагогическое образование», «Математика», «Прикладная математика» и др.). Этот список можно дополнить региональными различиями, разбросом в качестве предварительной подготовки контингента обучающихся и многими другими факторами.

Мы приводим в качестве примера ключевые характеристики предметной составляющей профессионализма доцента специальных («математических») кафедр математических факультетов педагогических вузов, реализующих образовательные программы по направлениям подготовки (НП) «Педагогическое образование», уровни бакалавриата (профили подготовки «Математика и Информати-58 ка», «Информатика и Математика», «Математика и Экономика»), магистратуры, аспирантуры. Мы называем их предметно-профессиональными компетенциями доцента (ППКД), разделяя в соответствии с блоками на содержательные ППКД(С), технологические ППКД(Т) и личностные ППКД(Л). Таким образом, профессионализм доцента специальной кафедры математического факультета педагогического вуза характеризуется (но не ограничивается) наличием:

• профессионально-ориентированной системы математических знаний, умений и навыков, необходимых для работы в системе высшего образо-

вания, что включает в себя: системное знание основных разделов математической науки, ведущих идей и методов математики на высоком научном и профессиональном уровне; обладание высоким уровнем знаний в специализированной научной (математической или педагогической) области, знакомство с новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями, относящимися к данной области науки; целостное представление о системе взаимосвязей и взаимозависимостей между математической наукой, курсом высшей математики и школьным курсом математики (ППКД(С)-1); способность различным способом представлять и адаптировать математические знания с учетом уровня аудитории, умение практически осмысливать и интерпретировать новейшие явления в теории и практике научной (математической и педагогической) деятельности (ППКД(С)-2); способность порождать и доказательно обосновывать новые идеи на основе комплексного владения законами логики математических рассуждений (ППКД(С)-3); творческое владение классическими математическими структурами и их аналогами в курсе высшей и школьной математики (ППКД(С)-4); способность построения целостной картины математической дисциплины, определения общих форм и закономерностей для групп математических дисциплин, умение встроить полученную схему в единую структуру математического знания (ППКД(С)-5); владение математическим моделированием при анализе глобальных математических проблем на основе глубоких знаний фундаментальных математических дисциплин, способность использовать

математическое и алгоритмическое моделирование при решении проблем педагогики, умение интерпретировать получаемые результаты на высоком научном уровне (ППКД(С)-6); проявление оригинальности и творчества в том, что касается владения математическими и педагогическими дисциплинами, собственное видение прикладных аспектов в классических постановках математических задач (ППКД(С)-7); сформированное^ целостной картины исторического становления математики и современных тенденций математической науки, умение пользоваться элементами историзма для решения профессиональных задач (ППКД(С)-8); целостное видение места математики в системе наук, общекультурной роли математики, знание основных направлений и перспектив развития математики, образования и педагогической науки (ППКД(С)-9);

• профессионально-ориентированной системы методов исследовательской, преподавательской и трудовой деятельности, необходимых для работы в системе высшего образования, что включает в себя: владение методами научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении, умение выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования, способность конструировать, реализовывать и анализировать результаты процесса обучения в области математики в различных типах учебных заведений, проектировать и реализовывать в практике обучения новое учебное содержание

учебных предметов, организовывать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся (ППКД(Т)-1); владение современными методами получения, анализа, преобразования, систематизации и хранения информации, способность к ситуативно-адекватной актуализации информации, сформированность критического отношения к информации, умение приобретать с помощью информационных технологий и контекстно обрабатывать информацию, относящуюся к новым областям знаний, извлекать актуальную научную информацию из электронных библиотек, реферативных журналов и сети Интернет, формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ППКД(Т)-2); способность и готовность к непрерывному профессиональному и личностному самообразованию, способность эффективно проектировать свою дальнейшую научную и профессиональную карьеру (ППКД(Т)-3); владение современными методами и опытом осуществления разных видов деятельности, в том числе проектной и научно-исследовательской, готовность к систематизации, обобщению и распространению имеющегося профессионального опыта, способность управлять процессом общения, опыт взаимодействия с различными группами (разными по возрасту, статусу, роду деятельности и т.п.) людей (ППКД(Т)-4); умение формулировать и решать проблемы, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний, умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, презентаций, оформленных в соответствии с

59

60

имеющимися требованиями, публично представлять собственные научные результаты (ППКД(Т)-5);

• профессионально-ориентированной системы личностных качеств, необходимых для работы в системе высшего образования, что включает в себя: позитивное отношение к педагогической профессии, понимание ее личностной и социальной значимости (ППКД(Л)-1); системное владение культурой мышления, логической и алгоритмической культурой, сформированность научного мировоззрения (ППКД(Л)-2); готовность к непрерывному развитию творческих способностей и креативности, к интенсивной научно-исследовательской деятельности, способность внести оригинальный вклад в один из разделов математической или педагогической науки (ППКД(Л)-3); широкий опыт оценочной деятельности всех уровней, способность к рефлексии, адекватной оценке уровня своей профессиональной компетентности, умение использовать современные технологии диагностики и оценивания качества математической подготовки обучающихся, определять стратегию формирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся при изучении математического содержания (ППКД(Л)-4); сформированность системы морально-этических и волевых качеств личности, инициативности, лидерства, заботы о качестве, стремления к успеху, готовность осуществлять профессиональную коммуникацию на русском и иностранном языках (ППКД(Л)-5); способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы в целях популяризации научных мате-

матических знаний (ППКД(Л)-6); способность непрерывно совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень средствами математики и другими средствами (ППКД(Л)-7).

К сожалению, соответствующее «экстенсивное» расширение списка профессиональных обязанностей педагога не решает проблему повышения уровня его профессионализма в условиях ограниченности временных, финансовых и технологических ресурсов. Необходимо искать «интенсивные» возможности ускорения и оптимизации процесса становления ПП.

Представленная модель ППКД является составной частью системы ППК профессорско-преподавательского состава вузов (помимо ППК профессора, старшего преподавателя, ассистента), которая, в свою очередь, представляет собой естественное продолжение построенной автором [12— 14] уровневой модели ППК будущего учителя математики, которые должны быть достигнуты на основных этапах (выпускник школы — бакалавр-магистр) его индивидуальной образовательной траектории. В настоящий момент модель ППК обучающегося в высшем учебном заведении должна быть дополнена этапом аспирантуры ([15]). Формирующаяся обобщенная модель ППК педагога-математика будет включать в себя, кроме того, ППК учителя математики общеобразовательной школы.

Оптимальная модель достижения педагогом высокого уровня профессионализма обеспечивается сочетанием множества факторов: разработкой и внедрением в педагогическую практику Закона об образовании в РФ, Федеральных государственных образова-

тельных стандартов всех уровней образования, профессиональных стандартов, других нормативных актов; наличием у образовательных организаций достаточной материальной и технологической базы; осознание современным социумом необходимости повышения статусности работы педагога; установки администрации образовательных учреждений на реализацию нормативных актов и всестороннюю поддержку преподавателя; принятие локальных нормативных актов различного уровня и т.д.

Однако все эти факторы останутся пустым звуком без наличия у преподавателя потребности в постоянном мониторинге уровня своего профессионализма, осознания важности поддерживать высокую планку этого уровня, желания и возможностей эту планку повышать. На наш взгляд, основными предпосылками формирования такой личностной позиции педагога являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обеспечение широкого доступа к источникам информации, обогащение и обновление библиотечного фонда образовательных организаций;

• увеличение времени для самостоятельной научной и методической работы: подготовки научных статей, учебных и учебно-методических пособий, разработки образовательных программ, самообразования;

• дополнительная оплата за самостоятельную научную и методическую работу, выполняемую во внерабочее время;

• повышение статусности профессии, престижа научных исследований, введение системы поощрений инновационной деятельности;

• упрощение и демонетизация процесса публикации научных, на-

учно-методических, учебных и учебно-методических трудов;

• предоставление широкого спектра возможностей повышения профессиональной квалификации.

Анализ сущности, структуры и содержания профессионализма педагога позволяет утверждать, что решение актуальной проблемы подготовки учителей-профессионалов возможно на основе создания «интенсивных» условий для их профессионального становления и роста, в число которых входят повышение престижа профессии, формирование ценностного отношения к научной деятельности, самообразованию и использованию инновационных технологий, обеспечение соблюдения интересов учителя в условиях рыночной экономики.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. — URL: httpV/ми-нобрнауки.рф/документы/3071/файл/17 34/12.02.15-Профстандарт_педагога_ (проект).pdf (дата обращения: 29.09.2017). ß]

2. Профессиональный стандарт педагога общего образования: «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.) [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 29.09.2017).

3. Профессиональный стандарт педагога профессионального образования: «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н) [Электронный ресурс]. — URL:

62

http://www.fgosvo.ru/news/21/1344 (дата обращения: 29.09.2017).

4. Терминология и информационный комплекс, обеспечивающий внедрение профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.krao.ru/rb-topic_t_1087.htm (дата обращения: 29.09.2017).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.03.01 Математика (уровень бакалавриата) (Приказ Ми-нобрнауки России от 7.08.2014 № 7.943) [Электронный ресурс]. — URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/010301_Mat ematika.pdf (дата обращения: 29.09.2017).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 4.12.2015 № 1426) [Электронный ресурс]. — URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 29.09.2017).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.04.01 Математика (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 17.08.2015 № 827) [Электронный ресурс]. — URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/010 401.pdf (дата обращения: 29.09.2017).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 № 1505) [Электронный ресурс]. — URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvom/440401.pdf (дата обращения: 29.09.2017).

9. Дружилов, С.А. Обобщенный (интегральный) подход к обеспечению становления профессионализма человека [Текст] / С.А. Дружилов // Психологические исследования. — 2012. — № 1 (21). — С. 2.

10. Деза, Е.И. Особенности реализации концепции создания индивидуальных траекторий фундаментальной подготовки учителя математики в условиях вариативного

образования [Текст] / Е.И. Деза // Наука и школа. — 2012. — № 2. — С. 28-34.

11. Деза, Е.И. Ценностные приоритеты современного учителя математики // Материалы Международной научно-практической конференции «Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития». Часть II [Текст] / Е.И. Деза. — М.: МАНПО, 2017. — С. 332-334.

12. Деза, Е.И. Подготовка учителя математики в условиях вариативного образования: Монография [Текст] / Е.И. Деза. — М.: МПГУ, 2012. — 176 с.

13. Деза, Е.И. Многоуровневая предметная подготовка учителя математики новой формации [Текст] / Е.И. Деза // Наука и школа. — 2013. — № 2. — С. 86-94.

14. Деза, Е.И. Уровневая модель предметно-профессиональных компетенций учителя математики [Текст] / Е.И. Деза // Педагогическое образование и наука. — 2012. — № 3. — C. 30-37.

15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: httpV/минобрнауки.рф/доку-менты/2974 (дата обращения: 29.09.2017).

REFERENCES

1. Deza E.I., Features of implementation of the concept of creation of individual trajectories of fundamental training of the mathematics teacher in the conditions of variable education, Science and school, 2012, No. 2, pp. 28-34. (in Russian)

2. Deza E.I., "Valuable priorities of the modern mathematics teacher", in: Materials of the International scientific and practical conference "Professionalism of the teacher: essence, contents, prospects of development', Part II, Moscow, MANPO, 2017, pp. 332334. (in Russian)

3. Deza E.I., Training of the mathematics teacher in the conditions of variable education: Monograph, Moscow, MPGU, 2012, 176 p. (in Russian)

4. Deza E.I., Multilevel subject training of the mathematics teacher of a new formation, Science and school, 2013, No. 2, pp. 86-94. (in Russian)

ЕК

5. Druzhilov S.A., The generalized (integrated) approach to ensuring formation of professionalism of the person // Psychological researches, 2012, No. 1 (21), p. 2. (in Russian)

6. E.I. misinformation. Level model of subject and professional competences of the mathematics teacher, Pedagogical education and science, 2012, No. 3, pp. 30-37. (in Russian)

7. Federal law "Education in the Russian Federation", available at: http://MHHo6pHayKH. p$/goKyMeHTti/2974 (accessed: 9/29/2017). (in Russian)

8. Professional standard of the teacher, available at: http://MHHo6pHayKH.p$/goKyMeHT ti/3071/$aHJi/1734/12.02.15-npo$CTaHgapT _negarora_(npoeKT).pdf (accessed: 9/29/2017). (in Russian)

9. Professional standard of the teacher of the general education: "The teacher (pedagogical activity in the preschool, primary general, main general, secondary general education) (the tutor, the teacher)" (The order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October 18, 2013 № 544h.), available at: http://www.ros-mintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (accessed: 9/29/2017). (in Russian)

10. Professional standard of the teacher of professional education: "Teacher of vocational education, professional education and additional professional education" (The order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation of September 8, 2015 № 608h), available at: http://www.fgo svo.ru/news/21/1344 (accessed: 9/29/2017). (in Russian)

11. Terminology and the information complex providing introduction of the professional

standard of the teacher, available at: URL: http://www. krao.ru/rb-topic_t_1087.htm (accessed: 9/29/2017). (in Russian)

12. The Federal State educational standard of the higher education in the direction of preparation 01.03.01 Mathematics (bachelor degree level) (The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 8/7/2014 № 7.943), available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/01 0301_Matematika.pdf (accessed: 9/29/2017). (in Russian)

13. The Federal State educational standard of the higher education in the direction of preparation 44.03.01 Pedagogical education (bachelor degree level) (The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 12/4/2015 № 1426), available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301. pdf (accessed: 9/29/2017). (in Russian)

14. The Federal State educational standard of the higher education in the direction of preparation 01.04.01 Mathematics (magistracy level) (The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 8/17/2015 № 827), available at: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/010401.pdf (accessed: 9/29/2017).

15. The Federal State educational standard of the higher education in the direction of preparation 44.04.01 Pedagogical education (magistracy level) (The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 11/21/2014 № 1505), available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos-vom/440401.pdf (accessed: 9/29/2017). (in Russian)

63

Деза Елена Ивановна, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор, кафедра теоретической информатики и дискретной математики, математический факультет, Московский педагогический государственный университет, Elena.Deza@ gmail.com

Deza E.I., PhD in Mathemathics, ScD in Pedagogy, Professor, Department of the Theoretical Informatics and Discrete Mathematics, Faculty of Mathematics, Moscow Pedagogical State University, Elena.Deza@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.