Научная статья на тему 'Критерии и показатели профессионально-творческого становления будущих педагогов-хореографов'

Критерии и показатели профессионально-творческого становления будущих педагогов-хореографов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПЕДАГОГ-ХОРЕОГРАФ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орынбай А. Ж., Тауекелова Г. Е.

Современное развитие общества требует от будущего педагога хореографа высокого уровня профессиональной подготовки, знаний закономерностей воспитательно-педагогического процесса и правовых норм общества, основ философских, эстетических, психолого-педагогических наук, основ становления многонационального государства Казахстан (историю, искусство, религию). В связи с этим, главной целью системы высшего образования специалистов сферы искусств является создание педагогических условий для их профессионально-творческого становления. Профессионально-творческое становление педагога представляет собой одновременно процесс и результат развития таких компонент педагогической деятельности, как «профессионализм», «творчество», «становление личности педагога». Профессиональная компетентность педагога-хореографа представляет собой интегральную характеристику уровня сформированности его профессиональных умений. Кроме того, тут неотъемлемо присутствует компонент творчества и творческого развития. Многоаспектность феномена «профессионально-творческое становление»будущего педагога хореографа обуславливает множество различных способов и подходов к определению критериальной основы, оценке уровней и методологии формирования и развития совокупности профессиональных и творческих качеств будущего педагога-хореографа. Следовательно, для целей создания необходимых педагогических условий профессионально-творческого становления будущих педагогов-хореографов необходимо, в первую очередь, выявить критерии и показатели профессионально-творческого становления будущих педагогов-хореографов, которые можно будет использовать: при исследовании профессионально-творческой неповторимости личности будущего педагога хореографа как результата содержательно-смысловой интеграции компонентов его профессионально-творческого становления; при формировании совокупности возможностей образовательной иматериально-пространственной среды (специальных педагогических условий) для эффективного и качественного формирования и развития совокупности профессиональных и творческих качеств будущего педагога-хореографа. Представленная совокупность критериев и показателей охватывает все компоненты профессионально-творческого становления будущих педагогов-хореографов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орынбай А. Ж., Тауекелова Г. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели профессионально-творческого становления будущих педагогов-хореографов»

Критерии и показатели профессионально-творческого становления будущих педагогов-хореографов

Орынбай Айболат Жолдыбайулы

преподаватель, кафедра исполнительского искусства, деятель культуры Республики Казахстан, Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави, [email protected]

Тауекелова Гульназия Есенгельдиевна

преподаватель, кафедра исполнительского искусства, деятель культуры Республики Казахстан, Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави, [email protected]

Современное развитие общества требует от будущего педагога

- хореографа высокого уровня профессиональной подготовки, знаний закономерностей воспитательно-педагогического процесса и правовых норм общества, основ философских, эстетических, психолого-педагогических наук, основ становления многонационального государства Казахстан (историю, искусство, религию). В связи с этим, главной целью системы высшего образования специалистов сферы искусств является создание педагогических условий для их профессионально-творческого становления.

Профессионально-творческое становление педагога представляет собой одновременно процесс и результат развития таких компонент педагогической деятельности, как «профессионализм», «творчество», «становление личности педагога». Профессиональная компетентность педагога-хореографа представляет собой интегральную характеристику уровня сформированности его профессиональных умений. Кроме того, тут неотъемлемо присутствует компонент творчества и творческого развития. Многоаспектность феномена «профессионально-творческое становление»будущего педагога - хореографа обуславливает множество различных способов и подходов к определению критериальной основы, оценке уровней и методологии формирования и развития совокупности профессиональных и творческих качеств будущего педагога-хореографа. Следовательно, для целей создания необходимых педагогических условий профессионально-творческого становления будущих педагогов-хореографов необходимо, в первую очередь, выявить критерии и показатели профессионально-творческого становления будущих педагогов-хореографов, которые можно будет использовать:

- при исследовании профессионально-творческой неповторимости личности будущего педагога - хореографа как результата содержательно-смысловой интеграции компонентов его профессионально-творческого становления;

- при формировании совокупности возможностей образовательной иматериально-пространственной среды (специальных педагогических условий) для эффективного и качественного формирования и развития совокупности профессиональных и творческих качеств будущего педагога-хореографа. Представленная совокупность критериев и показателей охватывает все компоненты профессионально-творческого становления будущих педагогов-хореографов.

Ключевые слова: педагогические условия, критерии и показатели, профессионально-творческое становление, педагог-хореограф, профессиональная компетентность.

0

«9

01 г

В настоящее время система образования Республики Казахстан переживает период встраивания в существующую модель концепции модернизации общественного сознания, предложенную Президентом Республики Казахстан

Н.А.Назарбаевым в апреле 2017 года. При этом под модернизацией общественного сознания понимаются изменения в сознании граждан в сторону повышения значимости ценностей и идеалов духовности.

Система высшего образования в современном Казахстане должна опираться не только на уже имеющийся педагогический опыт, но и на новые социально-политические задачи общественного развития, т.е. интегрировать в систему подготовки будущих специалистов научно-методические и дидактические средства формирования следующих обозначенных Президентом ценностных смыслов духовного сознания личности: конкурентоспособность; формирование прагматизма, культуры рационального, умеренного поведения; сохранение национальной идентичности; стремление к образованию, выбор образования как важнейшего фундаментального фактора успеха; эволюционное развитие (формирование на личностном, индивидуальном уровне каждого казахстанца ценности постепенного, закономерного совершенствования социально-экономических и политических систем; открытость сознания.

В данных условиях возрастают требования к качеству подготовки творческих специалистов в вузах культуры и искусств, в частности, к образовательно-профессиональному развитию будущих педагогов-хореографов, призванных к реализации объемного духовного потенциалаказахстанского искусства танца.

Представляя собой целенаправленную активность студента, хореографическая деятельность является способом освоения и преобразования социального опыта и окружающей действительности, а также фактором духовного изменения и профессионального развития личности.

Необходимость совершенствования, улучшения подготовки педагогов в области искусства уже рассматривалась в научной литературе.

Так, одним из первых к вопросам педагогической подготовки к преподаванию специальных дисциплин обратился Терентьев А.Е., который раскрыл ее значение, указал на необходимость сближения художественных и психолого-

педагогических дисциплин [16, с.292]. Давлятшина Н.С. решает в своих исследованиях проблему совершенствования уровня профессионально-педагогической подготовки учителей изобразительного искусства в начальных классах [3].

Задачи развития способностей к эмоциональному переживанию и выражению у педагога выделяли в художественно-эстетическом образовании Окуненко Л.А., Тагильцева Н.Г. и Заплатина Е.А. [10].

Однако до сих пор вне поле зрения исследователей остается вопрос создания необходимых педагогических условий для профессионально-творческого становления педагогов в области хореографического искусства.

Профессиональная компетентность педагога-хореографа представляет собой интегральную характеристику уровня сформированности его профессиональных умений, профессионального мастерства. Кроме того, в явлении профессионально-творческого становления педагога неотъемлемо присутствует компонент творчества и творческого развития. Многоаспект-ность данного явления обуславливает множество различных способов и подходов к определению критериальной основы, оценке уровней и методологии формирования и развития совокупности профессиональных и творческих качеств будущего педагога-хореографа.

Основная функция учебного познания - приобретение студентом профессионально важных качеств. Согласно точке зрения философа Бердяева Н.А., готовность к предстоящей профессиональной деятельности является продуктом учебного познания [2, с.77]. ((посмотрите внимательно в работе Бердяева: по терминологическому поиску в тексте отсутствует термин «учебный», равно как и «профессиональный»???? В работе рассматриваются философские аспекты творчества как такового + вопросы опредмечивания/объективации творческих продуктов. Уточните смысл и терминологию цитирования))))

В связи с этим определяется педагогическая необходимость исследования критериев и показателей профессионально-творческого становления будущих педагогов-хореографов.

Юрьева М.Н. и Макарова Л.Н. делают вывод о том, что профессионально-творческая компетентность предполагает, с одной стороны, умение педагога-хореографа обучать учеников искусству танца, а с другой - потребность и умение самообразовательной деятельности [14].

Таким образом, компетентность студента-хореографа как педагога представляет собой синтез знаний (психолого-педагогических, общеобразовательных, специально-предметных), умений (профессионально-педагогических, специальных, самообразовательных), навыков творческой педагогической деятельности, необходимых преподавателю для проектирования собственной технологии обучения учеников, конструирования логики учебно-воспитательного процесса, разрешения возникающих трудностей, приемов самостоятельного и мобильного решения педагогических задач

в сфере хореографического образования, генерирования идей, нестандартного мышления.

Для оценки качественных характеристик профессионально-творческого становления педагогов сферы искусств необходимо обосновать соответствующие содержательно-смысловой интеграции феномена «профессионально-творческое становление» компоненты, а также выделить конкретные показатели, характеризующие уровневую сторону этих критериев.

Критерий как философская категория (от греч. criterion - средство-для суждения) - признак, на основании которого производится, оценка, средство проверки, мерило оценки [13, с.314].

Поваренков Ю.П. отмечает, что критерии должны быть взаимосвязаны между собой, а также иметь устойчивые связи с различными характеристиками личностного развития педагога [11, с.71].

Специфика хореографической деятельности отражается в особенностях профессиональных компетенций педагога-хореографа.

Поскольку, кроме хореографической деятельности, будущий педагог-хореограф должен овладеть педагогической деятельностью, а также, развить необходимые для осуществления творческой деятельности мотивационно-ценностные и твор-ческо-креативные аспекты личности, мы рекомендуем выделить следующие критерии для отражения качественных характеристик феномена «профессионально-творческое становление личности педагога-хореографа» (рисунок 1):

интеллектуальный

догтслыюстно-крсативныи

ценностно-мотивационныи

Рисунок 1 - Критерии для отражения качественных характеристик феномена «профессионально-творческое становление личности педагога-хореографа»

Эти критерии должны раскрываться в конкретных показателях, совокупность которых будет отражать как общие признаки процесса профессионально-творческого становления хореографа, так и его специфические проявления.

По мнению Исаева И.Ф. показатель определяется как характеристика какого-либо аспекта критерия [5, с.36].

Одним из важнейших показателей, демонстрирующих интеллектуальный критерий феномена «профессионально-творческое становление педагога-хореографа» является уровень развития его комбинаторных способностей. В самом общем виде, комбинаторика - это система способов и приемов поиска и нахождения разнообразных соединений, перестановок, сочетаний, размещений данных или заданных частей и элементов в порядке и отношениях, определенных целью и условиями какой-то задачи.

о о ш и m 5 m

О m э m й А

X £ m

О

х О m

0

01 и А ы о ш А X X m

0

«9

01 г

Комбинаторные способности студента-хореографа позволяют легко оперировать элементами композиции танца (движения, позы, расположения в пространстве, рисунок, ракурс тела, мимика и т. д.).

Вторым показателем, раскрывающим интеллектуальный критерий, является познавательно-профессиональная активность студента, под которой понимается основа освоения нормативно-одобренного способа деятельности, в процессе которого обучаемый превращает его в индивидуальный способ деятельности. Способности студента к познавательной деятельности выражаются через его профессионально-познавательную активность, как особое свойство субъекта познания, являющуюся одним из базовых качеств личности профессионала.

Педагог-хореограф, обладающий сформированной профессионально-познавательной активностью, актуализирует собственный потенциал, совершенствуется как в хореографической деятельности, так и в педагогической деятельности, оттачивая собственное мастерство и креативность, что является базой для дальнейшего карьерного роста.

Следующим критерием является деятельност-но-креативный, отражающий аспекты творческо-исполнительской деятельности студента-хореографа. Данный критерий выражает технологическую и креативную составляющую процесса подготовки будущих педагогов-хореографов.

Одним из основных показателей развития творческо-исполнительной деятельности будущего педагога-хореографа является уровень владения техникой танца.

Никитиным В.Ю. установлено, что практический уровень владения студентами техникой танца определяется интенсивностью проявления отдельных признаков движений, качественное своеобразие которых определяется комплексом методических и предметных знаний, двигательными способностями, творческой активностью, уровнем рефлексии, стремлением к самовыражению[9].

Для оценки уровня владения техникой танца необходимо установить конкретные понятия, характеризующие уровень владения техникой танца, мы рекомендуем следующие:

1. Техничность, динамичность и координиро-ванность исполнения программных движений;

2. Стилистическая точность, темп и соответствие движений характеру музыки;

3. Артистичность, выразительность и эмоциональность исполнения.

Данные характеристики представлены как некоторая иерархическая упорядоченная совокупность свойств, которая рассматривается в одновременной целостности и дифференцированности, что позволяет нам выявить внутренние специфические отношения между ее элементами.

Также для достижения поставленных целей педагог должен обладать определенным уровнем профессионализма, который в современных усло-

виях непосредственно связан со способностью человека к творчеству, как своеобразному показателю степени готовности будущего педагога к реализации своих профессиональных функций в современной социокультурной ситуации. Так, по мнению Ж.А.Сокольской, творческая активность преподавателя дисциплины цикла искусства - это «конкретное проявление общечеловеческого свойства, отражающего реальные отношения индивида со сложным, постоянно изменяющимся миром» [12, с.55].

Педагог-хореограф должен быть универсальным профессионалом, стремящимся к творческой самореализации и способным к принятию нестандартных решений. Только научившись работать творчески и осознав средства и стимулы для раскрытия своих собственных возможностей, педагог сможет создать соответствующие условия для развития творческого потенциала учащихся. Однако, сегодня в высшем образовании, в частности хореографическом, проблема состоит в том, что многие студенты ограничиваются репродуктивным перениманием опыта предшественников, осуществляя, таким образом, отстраненную, псевдотворческую деятельность. Следовательно, творческая активность педагога-хореографа не должна быть выражена через репродуктивную деятельность, а выступать самостоятельным субъектом творческой деятельности.

Представляя собой целенаправленную активность студента, хореографическая деятельность является способом освоения и преобразования социального опыта и окружающей среды, а также фактором изменения и личностного развития. При этом одним из условий профессионально-творческого становления будущего педагога-хореографа выступает его вовлеченность в критический анализ, отбор и конструирование личност-но-значимого содержания хореографического образования.

Одним из важнейших условий формирования профессионально-творческой компетентности будущих педагогов-хореографов является сформированная профессиональная рефлексия, которая позволяет личности соотнести себя и свои возможности с требованиями к профессии, с существующими о ней представлениями, а также с требованиями модернизации общественного сознания граждан Республики Казахстан. Она помогает сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.

Мы считаем, что без рефлексивности невозможно обеспечить развитие профессионально-познавательной активности у будущих педагогов, невозможно подготовить студентов к работе в условиях инновационной системы образования.

Процесс профессионально-творческого становления будущего педагога - хореографа связан с интеграцией свойств и качеств личности, формирующих ее целостную систему. Целостность означает, прежде всего, уровень развития системы, внутреннюю связь ее компонентов, их гармониче-

ское взаимодействие и развитие. Ведущую роль в этом процессе играет ценностно-мотивационный компонент, который выступает в роли побудительной силы, является регулятором высшего порядка, мобилизуя индивидуальные ресурсы личности студента-хореографа, так и преодолевая или ограничивая негативные тенденции, зависящие от других внутренних компонентов.

Юсов Б.П. считает, что развитый ценностно-мотивационный компонент включает осознание педагогических ценностей, ценностное отношение к конструированию педагогического процесса, к исследованию в педагогической деятельности; ценностей как средства реализации педагогического мышления; педагогического общения и поведения, педагогических технологий; принятия и осмысления инновационных компонентов профессиональной деятельности [15].

При определении мотивационно-смыслового содержания профессиональной направленности личности студентов, будущих педагогов - хореографов мы рекомендуем оперировать понятиями «внутреннего мотива» и «внешнего мотива», подробно рассмотренными в трудах Богословской О., Кетько С.М., Пакулиной С.М. Мы согласны с данными авторами в том, что мотивация внутреннего типа, характеризующаяся личностным смыслом, - это реальная внутренняя мотивация развития, которая является необходимым фактором построения внутренне гармоничной предметной структуры учебной деятельности, оптимальным образом организующей весь процесс ее реализации. При доминировании внешних мотивов создается неадекватная, инвертированная предметная структура учебной деятельности [6].

Таким образом, из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что профессионально-творческое становление будущего педагога-хореографа действительно можно качественно оценить на основе следующих критериев и показателей:

- интеллектуальный, отражающий уровень развития комбинаторных способностей студента-хореографа, его способностей к познавательной, интеллектуальной деятельности;

- деятельностно-креативный, отражающий аспекты его творческо-исполнительской деятельности: уровень владения студентами конкретными умениями хореографа, его творческая активность и самостоятельность;

- ценностно-мотивационный (ценностная ориентация на учебно-профессиональную деятельность).

Результатом содержательно-смысловой интеграции выделенных в данном параграфе компонентов профессионально-творческого становления будущего педагога-хореографа выступает профессионально-творческая неповторимость личности педагога.

Литература

1. Абдыкаримов Б.А., Абдыров А.М., Баубекова Г.Д. Профессиональная педагогика: Учебное по-

собие. - Астана: типография КазАТУ им. С. Сей-фуллина, 2009 г.

2. Бердяев Н.А.Творчество и объективизация. -Минск: Экономпресс, 2000. - 386с.

3. Давлетшина Н. С. Совершенствование обучению рисованию с натуры в системе подготовки учителей начальных классов в педагогических институтах автореферат к дис. канд. пед. наук / Н. С. Давлетшина. М., 1998. -147с.

4. Ильинец Г.В. Применение принципов ТДТ в работе хореографа // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб.ст. по материалам XXVIII студ. междунар. Заочной науч.-практ.конф.-М.:«МЦНО».-2015- №9(27)

5. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Академия, 2002. -208 с.

6. Кетько С.М., Пакулина С.А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза// Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» -http://psyedu.rU/joumal/2010/1/Pakulina.phtml

7. Майгельдиева Ш. и соавторы Духовное обновление - успех развития современного образования // от05 декабрь 2017 г.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. -М. : Международный гуманитарный фонд Знание, 2005.-312с

9. Никитин В.Ю. Теория и практика формирования художественно-творческого мышления балетмейстера в современной хореографии : монография. -М.: МГУКИ,2005.-216с.

Ю.Окуненко Л.А. Тагильцева Н.Г., Заплатина Е.А. Современные образовательные технологии в развитии творческой активности учащихся в условиях школы с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности// Эксперимент и инновации в школе.-2012.- М.-С. 15-21.

11. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека М.: Просвещение,2002. - 160с.

12.Сокольская Ж.А.Теоретические основыфор-мирования творческой активности студентов в процессе музыковедческой подготовки // Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете: Сб.науч.тр./ Свердлов. гос. пед. ин-т. - Свердловск: Свердлов. ГПИ,1991.-С.55-65.

13.Философский энциклопедический словарь /ред.-сост.Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лут-ченко. -М.:ИНФРА-М, 1998.-576с.

14. Юрьева М.Н., Макарова Л.Н. Личностно-профессиональное становление студента- хореографа в вузе: методология и теория.- Тамбов,2009. - 283с.

15. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурологических факторов в формировании совренного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» // Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного

о о и и m 5 m

О

m э

m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

й А

X £ m О

х

0

m О

01

и

А

ы о

и А

X X m

воспитания детей. -М.: Компания Спутник, 2004. -252с.

16.Ярцева Н.В., Терентьев А.Е., Гришин А.В. Влияние физического развития на актуализацию творческого потенциала у будущих учителей музыки //Вестник Поморского университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - №11. -С. 292-297

Criteria and indicators of professional and creative development of future teachers-choreographers Orynbai A.Zh., Tauekelova G.E.

Yassawi International Kazakh-Turkish University The modern development of society requires the future teacher-choreographer high level of training, knowledge of the laws of educational and pedagogical process and legal norms of society, the foundations of philosophical, aesthetic, psychological and pedagogical Sciences, the foundations of the formation of the multinational state of Kazakhstan (history, art, religion). In this regard, the main goal of the system of higher education of specialists in the field of arts is to create pedagogical conditions for their professional and creative development.

Professional and creative formation of the teacher is both a process and a result of the development of such components of pedagogical activity as "professionalism", "creativity", "formation of the teacher's personality". Professional competence of the teacher-choreographer is an integral characteristic of the level of formation of his professional skills. In addition, there is an integral component of creativity and creative development. The multi-aspect phenomenon of "professional and creative formation" of the future teacher - choreographer causes a lot of different ways and approaches to the definition of criteria, assessment of levels and methodology of formation and development of the set of professional and creative qualities of the future teacher-choreographer.

Therefore, in order to create the necessary pedagogical conditions for professional and creative development of future teachers-choreographers, it is necessary, first of all, to identify the criteria and indicators of professional and creative development of future teachers-choreographers, which can be used:

- in the study of professional and creative uniqueness of the

personality of the future teacher-choreographer as a result of meaningful and semantic integration of the components of his professional and creative formation;

- in the formation of a set of educational opportunities and material-

spatial environment (special pedagogical conditions) for effective and qualitative formation and development of a set of professional and creative qualities of the future teacher-choreographer.

The presented set of criteria and indicators covers all components of professional and creative formation of future teachers-choreographers.

Key words: pedagogical conditions, criteria and indicators, professional and creative formation, teacher-choreographer, professional competence. References

1. Abdykarimov B.A., Abdyrov A.M., Baubekova G.D. Professional

Pedagogy: Tutorial. - Astana: printing house KazATU them. S. Seifullin, 2009

2. BerdyaevH.A. Creativity and objectification. - Minsk: Ekonompress, 2000.-386c.

3. Davletshina N. S. Perfection in teaching drawing from nature in

the system of training primary school teachers in pedagogical institutes the dissertation abstract to dis. Cand. ped. Sciences / N. With. Davletshina. M., 1998. -147s.

4. IlintsyG.V.Application of the principles of DTDT in the work of a

choreographer // Youth Forum: Humanitarian sciences: electrical materials and materials XXXVIIIcourse intermediary scientific and practical conference.M.

5. Isaev I.F.Professional-pedagogical culture of the teacher.Tutorial

methods for students. Higher educational institutions.-M.: Academy, 2002.-208c.

6. Ketko S.M., Pakulina S.A. Methods for diagnosing the motivation

of teaching students of a pedagogical university // Electronic journal "Psychological and Pedagogical Research" -http://psyedu.ru/journal/2010/1/Pakulina.phtml

7. Maygeldieva S. and co-authors Spiritual renewal - the success of

the development of modern education // from 05 December 2017

8. Markova, A.K.Psychologyprofessionalism.-M .: International Humanitarian Foundation, 2005.-312c

9. Nikitin, V.Yu. Theory and the practice of shaping artistic and creative thinking of the ballet master and contemporary choreography: monograph. -M.: MGUKI, 2005.-216c.

10. Okunenko L.A. Tagiltseva N.G., Zaplatina E.A. Modern educational technologies in the development of creative activity of students in the school with an in-depth study of individual subjects of artistic and aesthetic orientation. Experiment and Innovations in Schools. - 2012.- N4.-S. 15-21.

11. Povarenkov, U.P., Psychological content of professional man making, M.: Enlightenment, 2002. - 160s

12. Sokolskaya, Zh.A., Theoretical Basis for Forming Creative Activity of Students in the Process of Music Study Preparation // Improving the Preparation of a Teacher of Music by Music and Music and Pedagogical Faculty: Sb.nauch.t.

13. Philosophical encyclopedic dictionary / red.-comp. E.F. Gubsky, G.V. Korableva, V.A. Lutchenko.-M.: INFRA-M, 1998.-576 p.

14. Yuriev.N., MakarovL.N.Personal-professionalinstallation of a student-choreographer at the institution: methodology, theory.-Tambov, 2009. - 283s.

15. YusovB.P. Interrelation of cultural factors in the formation of the creative art of the educational field "Art" // Elected work on the history, theory and psychology of art education and most of the children educated.-M.: Kompaniya Sputnik, 2004.-252s.

16. Yartseva N.V., Terentyev A.E., Grishin A.V. The influence of physical development on the actualization of creative potential of future music teachers // Bulletin of the Pomeranian University. Ser. Humanities and social sciences. - 2009. - №11. - p. 292-297

о

(4

«9

SI

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.