Проблема в самовыражении творческой индивидуальности педагога-хореографа.
Пути становления «хореографического почерка»
Михайлова Татьяна Сергеевна,
доцент кафедры народного танца, Тюменский государственный институт культуры, [email protected]
Статья посвящена вопросу подготовки выпускника хореографического отделения вуза, как личности и творческой индивидуальности. Рассмотрены специфические признаки творчества педагога-хореографа в педагогическом процессе. Подчёркивая важность постоянного повышения профессионального педагогического уровня, автор статьи предлагает классификацию индивидуальных стилей деятельности учителя хореографии. Ключевые слова: творческая индивидуальность, хореографический почерк, профессиональный педагогический уровень, самообразование.
0
(Ч *
01 г
Современное педагогическое образование характеризуется значительными изменениями, обусловленными новыми концептуальными подходами к его реформированию, ростом требований к уровню профессиональной подготовки учителя. Его образовательный потенциал должен быть фундаментальным, обогащаться путем глубокого усвоения теоретических и практических профессиональных знаний и умений. Эти положения в полной мере касаются и профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов, деятельность которых предполагает инициативность и самостоятельность, оригинальность мышления, собственный стиль творчества. Для этого у студентов необходимо развивать ценностное отношение к произведениям хореографического искусства, способность к восприятию, пониманию и созданию художественных образов, потребности в духовном самовыражении.
Итак, хореографическая подготовка будущего педагога-хореографа - важное условие развития его духовного потенциала и творческих способностей, профессиональной компетентности, индивидуального стиля культуротворчества. В процессе становления личности будущего педагога-хореографа важное место занимает формирование его индивидуальных умений, что является важной составляющей хореографической подготовки. Уровень сформированности данных умений характеризует степень подготовленности педагога-хореографа к работе в образовательных учреждениях различного направления, выступает предпосылкой ее эффективности.
Существенным вкладом в разработку вопросов формирования творческой индивидуальности педагога-хореографа, посвященные общим аспектам его профессиональной подготовки, стали наработки многих отечественных исследователей, среди которых в рамках данной статьи стоит выделить таких, как: Александрова Л.М., Бирюкова Т.А., Богданов Г.В., Михайлова Т.С., Никитин Ю.В., Сево-стьянова Н.И., Юрьева М.Н. [1-7].
Результативность педагогического творчества учителя в значительной степени обусловлена его умением создать благоприятные условия для эффективного сотрудничества учителя и ученика, которые способны вызвать внутреннюю отдачу как ребенка, так и самого учителя [5]. При этом следует учитывать, что результат творческой педагоги-
ческой деятельности педагога-хореографа может иметь объективную или субъективную новизну и оригинальность, а творческая учебная деятельность учащихся, как правило, всегда имеет своим результатом субъективно новое [1].
Начальным этапом в формировании творческой индивидуальности будущего педагога-хореографа должно быть самовоспитание, стимулирование осознания своей уникальности и значимости, принятие им гуманистических установок (в первую очередь принятие себя и других), развитие воображения, потребности и способности к творчеству. Это позволит преодолеть сложившиеся стереотипы привычных действий, сформирует свободу восприятия. Складывается фундаментальная потребность быть творцом, непохожим на других. Так зарождается творческая индивидуальность, развиваются содержательные духовно-эмоциональные компоненты личности [7].
В творческой деятельности педагога-хореографа максимально проявляется его индивидуальность [2]. Вместе с тем, творчество каждого учителя развивается в процессе коллективной деятельности. Педагог-хореограф проводит учебно-воспитательную работу с учащимися не один, а в тесном контакте и единстве со всем педагогическим коллективом учебно-воспитательного заведения. В связи с этим мы так определяем специфические признаки педагогического творчества педагога-хореографа:
— развитие личностных черт, особенно качеств исполнителя и постановщика, соблюдение определенного репетиционного режима, формирование актерского и исполнительского мастерства;
— совместная творческая деятельность в процессе создания новой хореографической композиции (хореографическая лексика, музыкальное сопровождение, костюмы, грим и т.д.);
— субъективная новизна проявляется через собственную трактовку образа, индивидуальные возможности выполнения тех или иных комбинаций и вариативность образного языка, особенности хореографической подготовки, актерские возможности и тому подобное;
— временная ограниченность связана как с расписанием занятий, так и расписанием репетиций [3].
Формирование педагогической индивидуальности педагога хореографии начинается еще с периода его собственных занятий хореографическим искусством, продолжается во время обучения по специальности. Следует отметить, что творческая индивидуальность учителя хореографии развивается на протяжении всей педагогической деятельности и является решающим фактором его продвижения к вершинам педагогического и творческого мастерства.
На основе анализа психолого-педагогических исследований и собственных наблюдений можно выделить следующие признаки творческой индивидуальности педагога-хореографа:
— высокий уровень социального и нравственного сознания;
— поисково-преобразующий стиль мышления, который находит свое выражение как в постановочной, так и в концертно-исполнительской и репетиционной работе;
— развитые интеллектуально-логические способности (умение анализировать идею хореографического произведения, обосновывать отбор лексики, музыкального сопровождения, костюма, объяснять построение и логическую последовательность движений и комбинаций, выделять главное и т.п.);
— проблемное видение, особенно в создании репертуара, определение солистов и работа с ними;
— творческая фантазия, развитое представление;
— специфические личностные качества (любовь к детям, бескорыстность, постановочные навыки, готовность к творческому риску в профессиональной деятельности, целеустремленность, любознательность, самостоятельность, настойчивость, энтузиазм);
— специфические мотивы (необходимость реализовать свое "Я", желание быть признанным, творческий интерес, увлеченность творческим процессом, своим трудом, стремление достичь наибольшей результативности в конкретных условиях своей педагогической работы);
— коммуникативные способности;
— способность к самоуправлению;
— высокий уровень общей культуры [4].
Индивидуальность педагога играет ведущую
роль в формировании индивидуального стиля деятельности. Творчество является основой для формирования творческой индивидуальности учителя хореографии, для которой характерен неповторимый индивидуальный стиль деятельности. Выдающийся балетмейстер-педагог А. Мессерер считал, что разнообразие творческих индивидуальностей порождает разнообразие методов преподавания [5]. Мы выделяем в структуре индивидуального стиля деятельности учителя хореографии рефлексию, саморегуляцию, интеллект, волю как составляющие индивидуальности педагога и стиль взаимодействия, хореографический стиль, стиль общения, стиль обучения - преподавание на основе творчества как составляющие индивидуального стиля деятельности педагога-хореографа.
Учитывая структуру индивидуального стиля деятельности педагога-хореографа предлагаем следующую классификацию индивидуальных стилей деятельности учителя хореографии в зависимости от склонностей и направленности основных методов реализации педагогической деятельности: эмоционально-творческий, творческо-
индивидуальный, творческо-интеллектуальный, творческо-импровизационный. Такая классификация стилей базируется на принципах гуманистической педагогики и отвергает возможность применения в процессе обучения и воспитания принципов авторитарной педагогики. Однако предлагаемое распределение индивидуальных стилей явля-
о о и и т
г
т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
0
сч *
01 Z
ется обобщенным и условным, так как каждая индивидуальность реализуется в профессиональной деятельности своим неповторимым «почерком», то есть набором личностных качеств, методикой преподавания, способами общения и организации учебной деятельности и т.д. Причем творческая индивидуальность в наибольшей степени выражается не в общих, а в отличительных особенностях индивидуального стиля деятельности.
Творчество является основой и неотъемлемым компонентом всех этапов формирования индивидуального стиля деятельности учителя хореографии. Привлечение процесса творчества к поэтапному формированию индивидуального стиля деятельности будущего педагога обеспечивает разработку плана-стратегии творческо-индивидуального роста преподавателя и запуск механизма самоактуализации личности.
Сегодня, в условиях засилья массовой культуры, проблема сохранения и развития творческой индивидуальности и собственного почерка выступает со всей остротой; возникает необходимость четкого понимания сохранения живой реальности, как определенного способа освоения человеком современного социокультурного пространства. Перед педагогами-хореографами стоит задача найти такие формы и методы работы с молодежью, чтобы, с одной стороны, танец не выступал архаической формой пластического самовыражения, а с другой стороны - в доступной, увлекательной форме знакомил с лучшими образцами танцевальных форм. В процессе создания студентами хореографических композиций в имправиза-ционной манере под предложенный музыкальный материал, по количеству приложенных интересных идей для создания танца начинает формироваться, зачастую "вслепую" и "на ощупь" индивидуальный хореографический почерк и креативность мышления. Важно отметить, что человек способен на саморазвитие. Необходимо, чтоб ребенок захотел сам приобретать знания. Ведь не зря есть изречение: "Я могу привести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!" Человек развивается, учится, воспитывается. но несмотря на это, ему необходим педагог, который поможет ему, направит, посоветует и станет примером [8].
Педагог, в свою очередь должен показывать студентам всю необходимость постоянного профессионального обновления. Мир раздробился на тысячи направлений. Техногенный мир оказывает влияние на тех, кто это приветствует, другие, наоборот, становятся ближе к природе. И вообще понятие техногенности уже в прошлом. Важная задача научить оставаться самими собой, доверять своим чувствам, слушать, что шепчет нам собственное сердце.
Студенты должны отчётливо осознать, что требование постоянного самообразования продиктовано современными условиями. Это не менее важно, чем получить высшее образование и диплом. Каждый день студент, а потом - и профессиональный хореограф - убеждается в том, что знает он ещё очень мало.
Если педагог будет сам следовать этому принципу и внедрять эту мысль в сознание своих студентов, то возможно через несколько лет ситуация может измениться. И абитуриенты, пришедшие поступать в вуз на хореографическое отделение, будут показывать совсем другие результаты.
Вывод. Итак, индивидуальный стиль деятельности педагога-хореографа - это модель деятельности, которая базируется на совокупности разноуровневых свойств индивидуальности и обеспечивает активное становление человека в обществе на основе самоактуализации, творческой самореализации, общественной деятельности в пределах личностного креативного выбора. Структура индивидуального стиля деятельности педагога-хореографа включает составляющие индивидуальности педагога и составляющие индивидуального стиля деятельности учителя хореографии. Результатом формирования индивидуального стиля деятельности учителя хореографии в творчестве есть яркая индивидуальность с неповторимым профессиональным "почерком", способная эффективно формировать творческие личности своих учеников.
Литература
1. Александрова Л.М. Творческая индивидуальность и индивидуальный стиль деятельности учителя в современной педагогике // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. С. 1-2.
2. Бирюкова Т.А. Творческая активность в деятельности человека // Философия образования. 2004. № 3 (11). С. 226-233.
3. Богданов Г.В. О профессиональной компетентности специалистов в области хореографического искусства/Г.В. Богданов//Культура и образование, 2016. №2 (21). С.40 - 43.
4. Михайлова Т.С. Проблема низкого уровня подготовки абитуриентов-хореографов: причины и способы решения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2017. № 9. С. 1-5
5. Никитин Ю.В. Актуальные проблемы хореографического образования // Культура и образование, 2016. №2 (21). С. 17 - 24.
6. Севостьянова Н.И. Развитие творческого потенциала личности учителя и ученика // Школа, 2002. №1. С.63-67.
7. Юрьева М.Н. Личностно-профессиональное становление студента-хореографа в вузе: методология, теория, практика. Тамбов, 2010. 174с.
8. Цепляева, Т. Н. Выявление и развитие творческого потенциала обучающихся. Работа с одаренными и талантливыми детьми [Текст] / Т. Н. Цепляева // Мат-лы V Всеросс. науч.-практич. конф. 27-28 октября 2017 года. Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства : сборник статей - Сургут, 2017 С.157.
The problem is in the self-expression of the creative individuality of the teacher-choreographer. Ways of becoming "choreographic handwriting" Mikhailova T.S.
Tyumen state Institute of culture
The article is devoted to the preparation of graduates of the choreographic department of the university, as a person and creative individuality. The specific features of pedagogical creativity of the teacher-choreographer in the pedagogical process are considered. Emphasizing the importance of continuous improvement of the professional pedagogical level, the author of the article proposes a classification of individual styles of choreography teachers.
Keywords: creative individuality, choreographic handwriting, professional pedagogical level, self-education. References
1. Aleksandrova L.M. Creative individuality and individual style of
activity of a teacher in modern pedagogy // Actual problems of pedagogy: materials of the V Intern. scientific conf. Chita: Young Scientist Publishing, 2014. S. 1-2.
2. Biryukova T.A. Creative activity in human activity // Philosophy of
education. 2004. № 3 (11). Pp. 226-233.
3. Bogdanov G.V. On the professional competence of specialists in
the field of choreographic art / G.V. Bogdanov // Culture and Education, 2016. №2 (21). C.40 - 43.
4. Mikhailova TS The problem of low level of training of applicants-
choreographers: causes and methods of solution // Modern science: actual problems of theory and practice. 2017. № 9. P. 1-5
5. Nikitin Yu.V. Actual problems of choreographic education // Culture and Education, 2016. №2 (21). Pp. 17 - 24.
6. Sevostyanova N.I. The development of the creative potential of the
individual teacher and student // School, 2002. №1. P.63-67.
7. Yuriev M.N. The personal-professional formation of a student
choreographer at a university: methodology, theory, practice. Tambov, 2010. 174s.
8. Tseplyaeva, T.N. Identification and development of the creative
potential of students. Work with gifted and talented children [Text] / T.N. Tseplyaeva // Materials V All-Russia. scientific practical conf. October 27-28, 2017. Theoretical and practical aspects of education in the field of culture and art: a collection of articles - Surgut, 2017 P.157.
o o oo ■o m 5 m
O m n m b A
X £ m O
x o m
0
01 ■o A u o n A X X m