Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАЦИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАЦИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиации / девиантное поведение / студенты вуза / образовательная среда / иноязычная подготовка / deviations / deviant behavior / university students / educational environment / foreign language training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.Б. Манахова

Статья освещает некоторые аспекты девиаций, которые можно наблюдать в студенческой среде на современном этапе развития образования вообще и лингводидактики в частности. Делается вывод о том, что любой новый феномен условно считается девиацией, поскольку он воспринимается на первых этапах проявления как отклонение от общепринятых норм. Особый исследовательский интерес вызывают негативные проявления отклонений в академической среде, поскольку они несут в себе наиболее высокие риски для устоев профессиональной среды (через неудовлетворительный уровень подготовки специалистов), образовательной организации (через разрушение ее традиционных ценностей), самой личности (через размытие норм этики). Предложен ряд психолого-педагогических и технических условий, которые позволяют вузам развивать личность студента через его отказ от девиантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATION OF DEVIATIONS IN THE STUDENT ENVIRONMENT AND THEIR INFLUENCE ON TRAINING WITH FUTURE SPECIALISTS

The article highlights some aspects of deviations that can be observed in the student environment at the present stage of development of education and linguo-didactics. It is concluded that any new phenomenon is conditionally considered a deviation, since it is perceived at the first stages of manifestation as a deviation from generally accepted norms. Particular research interest concerns the negative manifestations of deviations in the academic environment, since they carry the highest risks for the foundations of the professional environment (through the unsatisfactory level of specialists training), the educational organization (through the destruction of its traditional values), the individuals themselves (through the blurring of ethical norms). A number of psychological, pedagogical and technical conditions have been proposed that allow universities to develop the student’s personality through his rejection of deviant behavior.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАЦИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

3. Лапчик М.П., Лапчик Е.С. Нормативно-методические основы информатизации образования. Омск: Издательство «Омский государственный педагогический университет», 2021.

4. Носков М.В., Дьячук П.П. и др. Эволюция образования в условиях информатизации. Новосибирск: Издательство «Сибирский федеральный университет», 2019.

5. Данилушкин А.Ю., Кашицин А.М., Сорокопуд Ю.В., Редькина Л.И. Формирование готовности к профессиональной деятельности студентов - будущих педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 141-143.

6. Карпова Н.К., Мареев В.И., Петрова Н.П. Интерпретационно-смысловое понимание человека в аспекте жизненной реальности культуры современного общества. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 38-41.

7. Галеева Н.А. Разработка методики оценки уровня сформированное™ способности к самоорганизации обучающихся вуза. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 23-25.

8. Морозова О.П. Подготовка «элитных» педагогических кадров в классическом университете как гарант устойчивого развития региона. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 59-62.

9. Пургани А.И. Использование Интернета в образовательном процессе как важный фактор повышения его эффективности. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 127-129.

References

1. Golicyna I. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v sovremennom obrazovanii. Saarbrucken: Izdatel'stvo LAP Lambert Academic Publishing, 2012.

2. Zaharova I.G., Lapchik M.P., Pak N.I. Sovremennyeproblemyinformatizaciiobrazovaniya: monografiya. Omsk: Izdatel'stvo «Omskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet», 2017.

3. Lapchik M.P., Lapchik E.S. Normativno-metodicheskie osnovy informatizacii obrazovaniya. Omsk: Izdatel'stvo «Omskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet», 2021.

4. Noskov M.V., D'yachuk P.P. i dr. 'Evolyuciya obrazovaniya v usloviyah informatizacii. Novosibirsk: Izdatel'stvo «Sibirskij federal'nyj universitet», 2019.

5. Danilushkin A.Yu., Kashicin A.M., Sorokopud Yu.V., Red'kina L.I. Formirovanie gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti studentov - buduschih pedagogov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 141-143.

6. Karpova N.K., Mareev V.I., Petrova N.P. Interpretacionno-smyslovoe ponimanie cheloveka v aspekte zhiznennoj real'nosti kul'tury sovremennogo obschestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 38-41.

7. Galeeva N.A. Razrabotka metodiki ocenki urovnya sformirovannosti sposobnosti k samoorganizacii obuchayuschihsya vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 23-25.

8. Morozova O.P. Podgotovka "'elitnyh" pedagogicheskih kadrov v klassicheskom universitete kak garant ustojchivogo razvitiya regiona. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 59-62.

9. Purgani A.I. Ispol'zovanie Interneta v obrazovatel'nom processe kak vazhnyj faktor povysheniya ego 'effektivnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 127-129.

Статья поступила в редакцию 16.09.22

УДК 37.062.1

Manakhova E.B., senior teacher, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia), E-mail: EManahova@fa.ru

MANIFESTATION OF DEVIATIONS IN THE STUDENT ENVIRONMENT AND THEIR INFLUENCE ON TRAINING WITH FUTURE SPECIALISTS. The article highlights some aspects of deviations that can be observed in the student environment at the present stage of development of education and linguodidactics. It is concluded that any new phenomenon is conditionally considered a deviation, since it is perceived at the first stages of manifestation as a deviation from generally accepted norms. Particular research interest concerns the negative manifestations of deviations in the academic environment, since they carry the highest risks for the foundations of the professional environment (through the unsatisfactory level of specialists training), the educational organization (through the destruction of its traditional values), the individuals themselves (through the blurring of ethical norms). A number of psychological, pedagogical and technical conditions have been proposed that allow universities to develop the student's personality through his rejection of deviant behavior.

Key words: deviations, deviant behavior, university students, educational environment, foreign language training.

Е.Б. Манахоеа. ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: EManahova@fa.ru

ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАЦИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Статья освещает некоторые аспекты девиаций, которые можно наблюдать в студенческой среде на современном этапе развития образования вообще и лингводидактики в частности. Делается вывод о том, что любой новый феномен условно считается девиацией, поскольку он воспринимается на первых этапах проявления как отклонение от общепринятых норм. Особый исследовательский интерес вызывают негативные проявления отклонений в академической среде, поскольку они несут в себе наиболее высокие риски для устоев профессиональной среды (через неудовлетворительный уровень подготовки специалистов), образовательной организации (через разрушение ее традиционных ценностей), самой личности (через размытие норм этики). Предложен ряд психолого-педагогических и технических условий, которые позволяют вузам развивать личность студента через его отказ от девиантного поведения.

Ключевые слова: девиации, девиантное поведение, студенты вуза, образовательная среда, иноязычная подготовка.

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что система высшего образования России вступает в новый период. Все больше критики слышится в адрес Болонской двухуровневой системы подготовки кадров для экономики страны. Возможные изменения сроков подготовки специалистов, утверждение новых Федеральных образовательных стандартов, создание на основе этого актуальных рабочих программ дисциплин будут влиять на такие понятия, как академическая норма. Вместе с тем будут проявляться отдельные паттерны девиантного поведения как реакция на новые формы учебного взаимодействия. Останутся ли все более заметные в данный момент в академической среде проявления девиаций у студентов или они со временем станут нормой? А, может, с ними удастся бороться и исключить их списка проблем высшей школы? Размышления автора на основе анализа специальной литературы легли в основу этой статьи.

Цель данной работы заключается в исследовании девиантного поведения в студенческой среде и выделении самых знаковых и опасных из них, которые могут влиять негативным образом на качество будущего специалиста для экономики России.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом:

- проанализировать, как определяются девиации с точки зрения базовых гуманитарных наук;

- выделить актуальные и знаковые девиации в поведении студентов;

- предложить рекомендации по уменьшению влияния этих девиаций на процесс подготовки специалиста.

Научная новизна статьи определяется выявлением актуальных в академической среде девиаций студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: выученная беспомощность, академическое мошенничество, сквернословие.

Теоретическая значимость статьи может быть замечена в расширении понятийного аппарата в поле девиантологии через призму иноязычной подготовки специалистов новой формации.

Практическая значимость представлена набором рекомендаций и списком педагогических условий, которые способствуют устранению проблемы девиант-ного поведения в студенческой среде.

Методы исследования в работе над данной статьей включали в себя знакомство с теорией (анализ научной, педагогической, психологической литературы) и практические аспекты (беседы с преподавателями иностранного языка, с

представителями психологической службы Финансового университета при Правительстве РФ, опросы студентов данного вуза).

Современные условия существования система высшего образования в России претерпевают очередные изменения. Отказ от Болонской системы, внедрение гибридных форм образования (симбиоз бакалавриата - магистратуры и специалитета) обещают быть болезненными. Возможно, вузы столкнуться с введением новых образовательных программ, существенно изменятся номенклатуры специальностей, произойдет урезание бюджетного финансирования системы образования и т. д. Все эти преобразования, скорее всего, окажут влияние на уровень подготовки специалистов для российской экономики. Одновременно с этим у абитуриентов увеличивается спрос на среднее специальное образование, которое дает возможность за относительно короткий отрезок времени освоить основы профессии и стать финансово независимыми от родителей. В вузы будут поступать те выпускники школ и колледжей, которым важно получить качественное образование и занимать в будущем руководящие позиции. Наличие бюджетных мест, престиж вуза по подготовке специалиста в области выбранной специальности, достойная зарплата после окончания учебного заведения остаются тремя китами, на которых абитуриенты будут делать ставки при выборе университета. Ожидания целевой аудитории в области качественной подготовки все больше будут оказывать влияние на составителей рабочих программ дисциплин, как и запрос родителей и абитуриентов на количество часов аудиторной подготовки по наиболее важным (с их точки зрения) дисциплинам. Возможности включения в процесс академической мобильности (стажировки, обучение за границей в течение семестра), а также программы двойных дипломов становятся для многих студентов в текущих геополитических условиях только мечтой, но некоторые вузы Европы, все страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки по-прежнему готовы принимать и учить русских студентов специфике выбранной профессии, а это значит, что иноязычная подготовка будет востребована, хотя и претерпит изменения.

Выпускникам вузов в ближайшие годы, помимо профессиональных компетенций на родном и иностранном языках, придется наращивать коммуникативные навыки, об этом все чаще пишут исследователи образовательных процессов [1]. К ним относятся такие умения, как формирование эффективных рабочих групп на производстве и в сфере услуг, управление людьми в отделе/ департаменте/подразделении, организация совместной деятельности в команде, оценивание и мотивация сотрудников, организация работы исполнителей, формирование благоприятной психологической атмосферы в трудовом коллективе, работа с клиентами и т. д. Часть данных компетенций можно развить на занятиях по родному и иностранному языкам, если они организованы на основе коммуникативного и компетентностного подходов [2]. Дополнительным преимуществом можно считать тот факт, что именно на занятиях по иностранному языку студенты знакомятся с основами кросс-культурной коммуникации в профессиональной среде, учатся решать задачи коммуникативного характера, что в будущем может им пригодиться в ходе общения с иностранными стей-кхоледрами (т. е. с потенциальными инвесторами, клиентами, поставщиками, партнерами по бизнесу и т. д.).

Современная система высшего образования даже с учетом преобразований будет по-прежнему обеспечивать для экономики страны подготовку специалистов, которые могут демонстрировать профессиональное мышление, проявлять свои знания не только в рамках рабочих процессов, использовать свои креативные способности и при этом сохранять готовность к длительному обучению (так называемый life-long learning) и переобучению в короткие сроки. Профессиональное становление будет осуществляться в рамках квазипрофессиональной среды, созданной вузом. При этом основным содержанием такой профессиональной подготовки станет процесс постановки и решения студентами реальных задач. Но современные условия существования, опыт студентов (порой негативный) заставляют преподавателей смотреть на обучение с учетом возможных девиаций (и их неуклонного роста), учитывать их во время практических занятий и в период проведения текущего или рубежного контроля.

Понятие девиации становится все более актуальным в сфере общественных отношений. Зачастую не нужно владеть специальной терминологией, чтобы понимать, что для человека является ненормальным, а, следовательно, де-виантным или отклоняющимся от принятых в обществе норм. Девиации могут проявляться в разных сферах, начиная от поведения индивида вне рамок тех самых норм и заканчивая связью между объектом и субъектом межличностных и социальных отношений [3]. Дихотомичность социального бытия, выражаемая в девиации и норме, определяется чаще всего через противоположные понятия: «добро - зло», «плохо - хорошо» и т. д. Для многих сообществ именно они служат регуляторами отношений.

Зарубежная девиантология оказала сильное влияние на ученых, занимающихся изучением девиаций в российской науке. Так, Я. Гилинский на основе анализа иностранной литературы по данному вопросу приходит к выводу, что «социальные девиации, девиантность (deviance) - это социальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, группе) нормам и ожиданиям» [4, с. 7]. Новый энциклопедический словарь рассматривает девиации и девиантное поведение в социальных науках как «поведение,

нарушающее общепринятые в обществе нормы и правила (правонарушения, преступность, алкоголизм, наркомания и др.)» [5, с. 364].

Социокультурные условия в эпоху глобализации особенно наглядно демонстрируются в процессе смешения социальных норм и утверждения новых идей. Это отражается в создании новых архитектурных форм, в инновационных способах самовыражения, в появлении привычек, не свойственных устоявшемуся образу жизни. Ученые-социологи сходятся в мысли, что толерантность воспитывает в обществе принятие новых установок, которые со временем воспринимаются как норма. Соответственно, любой новый феномен (и, как следствие, его проявление в поведении объекта) условно можно считать девиацией, проявляющейся как отклонение от общепринятого. При этом наибольший исследовательский интерес вызывают именно негативные проявления отклонений, поскольку они несут в себе наиболее высокие риски для устоев социума, организации, самой личности.

В современной высшей школе педагоги не перестают говорить о девиант-ном поведении обучающихся. Когда-то палочная дисциплина в классе считалась нормальным явлением, но сейчас педагогика рассматривает это как девиацию. Какие отклонения на данном этапе развития российской системы образования беспокоят преподавателей больше всего? Будут ли они отмирать (как палочная дисциплина в свое время) или дадут толчок к переходу в статус нормы?

Во-первых, к девиантному поведению можно отнести всё более проявляющиеся признаки выученный беспомощности у студентов. К ним относятся три вида дефицита: мотивационный (студент слабо или вовсе не реагирует на негативные повторяющиеся стимулы); ассоциативный (обучающийся при новой встрече с проблемой все хуже реагирует на нее и связанные с ней негативные стимулы); эмоциональный (человек проявляет недостаточные реакции на негативные стимулы). Описанные признаки демонстрируют линейный характер и могут легко переходить из одного вида в другой. Также выделяют три механизма формирования выученной беспомощности. Это, во-первых, переживания индивидом неблагоприятных событий; во-вторых, наблюдение за беспомощностью других людей; в-третьих, зависимость, преобладающая в детстве. В ходе иноязычной подготовки выученная беспомощность проявляется в том, что студенты демонстрируют низкую самооценку и уровень притязаний, не хотят развивать когнитивные навыки, испытывают страх отвержения. Выученная беспомощность у таких обучаемых может проявляться в девиантном поведении: грубость, отвержение всего, что предлагает преподаватель, жалобы и просьбы сменить педагога, который является, по их мнению, слишком требовательным.

Во-вторых, длительное обучение онлайн в период пандемии обострило у многих студентов желание использовать академическое мошенничество с целью улучшения своей успеваемости. Это также рассматривается педагогическим сообществом как элемент девиантного поведения в учебных ситуациях. Данный вид девиации можно условно разделить на два типа: обман с помощью различных ухищрений и приспособлений (наушник, «умные часы», плохой свет в помещении, где находится компьютер студента во время ответа, искусственно создаваемый сторонний шум, очки с полупрозрачными линзами и т. д.) и коллаборация с более подготовленным студентом, который делает подсказки из «слепой зоны» с помощью шпаргалок, системы знаков или зеркал.

В-третьих, более частое употребление ненормативной лексики также относится к девиантному поведению. Если раньше выражаться матом считалось признаком дурного тона и плохого воспитания (при этом в мужской среде на это часто закрывали глаза), то сейчас девушки и женщины не уступают в этом вопросе сильной половине человечества. В этой связи возникает вопрос: то ли слабый пол таким образом отстаивает свои права на равенство, то ли пытается мимикрировать в гетерогенной среде, то ли следует тренду на вызывающее поведение. Некоторые студенты считают особым шиком умение сквернословить не только на родном, но и на иностранном языке. Провокационное поведение и употребление учащимися табуированной лексики на занятиях по иностранному языку отмечают многие преподаватели. Общая культура, безусловно, будет влиять на профессиональную культуру будущего специалиста, а это значит, что употребление ненормативной лексики может привести к возникновению напряжения во время сотрудничества или переговоров с иностранными партнерами. Важно донести эту мысль до студентов, как и то, что знание подобной табуированной лексики на иностранном языке, ее употребление в речи не является критерием определения уровня владения иностранным языком.

Исследователь О.А. Зигмунт подразделяет девиантное, или отклоняющееся поведение на преступное и непреступное. Основным критерием такого разделения, по его мнению, является уровень объективности нарушаемых норм, где высокая степень объективности определяет высокую опасность для общества [6]. Перечисленные выше проявления девиантного поведения в студенческой среде не являются сами по себе преступными, они не несут в себе «социальный негатив», но следует признать, что они в любом случае находятся вне устоявшихся академических норм, и об этом нужно не только говорить, но и решать их как назревшую проблему.

Вместе с тем можно (с большой долей осторожности) говорить и о позитивных изменениях в поле девиантного поведения. Например, студенты осознают проблемы девиантного поведения и готовы их обсуждать с профессионалами (педагогами и психологами) [7]. Радует также и снижение уровня насилия в студенческой среде (драки, «разборки», склоки на общей кухне в общежитиях,

острые конфликты и противостояние в учебных группах), которое отмечают сами учащиеся. Возможно, более «сытым» детям родителей из полукриминальных 90-х годов прошлого века уже не нужно биться за место под солнцем, у многих из них с рождения были приемлемые условия жизни и достойное школьное образование в комплексе с воспитанием. Может быть, причина снижения уровня насилия в какой-то степени лежит в желании и возможности многих вузов создать более-менее индивидуальное пространство для жизни и подготовки к занятиям. Все больше общежитий, принадлежащих высшим учебным заведениям, имеют «блочную» систему, где проживает 2 + 2 студента с отдельной зоной для готовки и удовлетворения гигиенических потребностей, все больше организуется зон ко-воркинга для студентов в холлах вуза. Это однозначно помогает снизить уровень социальной напряженности в студенческой среде.

Однако нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что выпускники вуза на современном этапе сталкиваются с все более растущим числом нового вида трудовых взаимоотношений. Мировая биржа труда претерпевает изменения, что тоже можно рассматривать как девиацию. Например, такие понятия, как дауншифтинг, фриланс, аутсорсинг, аутстаффинг, экономика свободного заработка (от англ. gig-economy), становятся все более популярными. Под да-уншифтингом понимается определенный образ жизни, когда человек добровольно отказывается от успешной карьеры (значит, и связанных с ней высоких доходов) и философии потребления [8]. Фриланс по сути своей - это рабочий процесс вне офиса, когда человек ставит свободу перемещения во главу угла, а оплату получает по результату выполненной работы (в отличие от оклада офисных сотрудников). При этом фрилансеры в своем субъектном проявлении считаются полноценными участниками бизнес-процессов, и от них требуют специфических навыков исполнения заказа и контроля выполненной работы [9]. На аутсорсинг и аутстаффинг предприятия переходят, когда часть работы (иногда очень большая) осуществляется сторонними силами - отдельной компанией или персоналом, не входящим в штат организации. С одной стороны, подобная деятельность направлена на оптимизацию бюджета организации, с другой - на снижение рисков по трудовым спорам с сотрудниками [10]. Можно ли рассматривать эти проявления трудовых взаимоотношений как девиации? Ответ будет положительный, пока большая часть предприятий не перейдет в форматы работы, описанные выше, и не начнет относиться к ним как к норме. Многие выпускники вузов не готовы в начале своей карьеры к такому виду взаимодействия с работодателем, поскольку у них нет вообще никакого опыта работы, а это значит, диктовать условия с позиции опытного фрилансера они не могут. В этой связи могут возникнуть разногласия: вуз учит традиционной (т. е. в пределах устоявшейся нормы) форме взаимоотношений на рабочем месте, а выпускник на практике сталкивается с тем, что ему нужно организовать эффективное выполнение задач, поставленных работодателем, и отличный тайм-менеджмент, не выходя из дома. Это создает напряженность как личностную, так и межличностную. Вместе с тем современная геополитическая ситуация не способствует снижению уровня напряженности в социуме. Так, экономические и политические санкции против России и, в свою очередь, ответные меры Российской Федерации по отношению к другим странам формируют не столько новые модели управления организацией и взаимоотношений среди сотрудников, сколько изменяют и продлевают цикл принятия и реализации управленческих решений по достижению целей организации. В первую очередь в данной ситуации страдает оптимизация и эффективность производственного процесса. Явления, связанные с отходом от норм в системе управления, требуют понимания и описания процессов, при которых новые проявления в системе менеджмента становятся нормой в жизненном цикле предпринимательской деятельности. Определение причин девиаций в системе управления организаций, их форм, проявлений и последствий является важным инструментом контроля

Библиографический список

деятельности организации со стороны вышестоящих или надзорных органов, а также эффективным инструментом администрирования для руководства организации. Этому тоже нужно учить еще в стенах вуза, а не потом, в ходе трудовой деятельности, когда на адаптацию порой нет времени.

Делая вывод об учебно-воспитательных мероприятиях с целью митигиро-вания девиантного поведения студентов, стоит отметить, что описанные выше проявления отклонений от нормы (академическое мошенничество, выученная беспомощность, злоупотребление ненормативной лексикой) однозначно считаются уходом от принятых социальных норм. Норма по-прежнему является сводом общественных правил, превалирующих в обществе идеей, которые регулируют и обеспечивают сохранность и функциональность социума. Девиантность в студенческой среде, в свою очередь, характеризует действие, направленное на нарушение действующих социальных и учебных норм. Поскольку данные явления рассматриваются в социальном контексте, то девиантное поведение обучающихся - субъектов социальных отношений - есть выражение неудовлетворенностью процессов и явлений, происходящих в социуме. Зачастую они проявляются в поступках, нацеленных на создание связей, не только разрушающих принятые нормы и действующих в обход поставленных обществом ограничений, но и создающих позитивное, развивающее или усиливающее существующее положение отклонение.

Движущей силой профессионально-личностного развития студента выступает его осознанная потребность «стать собой». Это подразумевает возможность реализовать по максимуму собственное «Я» в поле профессиональной деятельности. Социализация индивида невозможна без стремления влиться в общественно полезный труд. Это становится возможным в процессе разрешения диалектических противоречий, когда человек поставлен в ситуацию выбора: ему приходится принять или отторгнуть профессию, которую он выбрал, как форму социализации и индивидуализации. Выбор может быть отражен и в возможности/ желании обучающегося получить основу профессиональных знаний осознанно и честно или через принятие девиантного поведения.

Говоря о качественной реализации задачи по подготовке конкурентоспособного специалиста, следует создавать в вузе не только квазипрофессиональную среду, но подумать о формировании и активном развитии творческой интегратив-но-развивающей среды. Залог интересного и продуктивного студенчества - это практика на ведущих предприятиях и мастер-классы успешных в своей сфере людей, досуговые практики, спортивные мероприятия и т. д.

Каковы же психолого-педагогические и технические условия, позволяющие вузам развивать личность студента, который избегает девиантного поведения? Во-первых, необходимо создание в вузе трех видов среды: академической, квазипрофессиональной и интегративно-развивающей, которая носит творческий характер и способствует сплочению. Во-вторых, вуз должен активно пропагандировать возможности получения знаний с учетом всех имеющихся в своем распоряжении средств и при поддержке психологической службы университета. В-третьих, нужны жесткие ограничительные меры по отношению к тем студентам, которые сквернословят, разъяснительные беседы о важности сохранения родного языка без примеси нецензурной лексики. В-четвертых, активнее внедрять систему прокторинга на экзаменах и во время промежуточного/рубежного контроля. Выполнение данных условий поможет удовлетворить запросы сразу нескольких заказчиков: Министерства образования, будущих работодателей, родителей абитуриентов, педагогов вуза и самих студентов.

В качестве вывода можно отметить, что парадигма современного образования (в отличие от целей и задач высшей школы 20 века) - это инвестирование в человеческий капитал. Данный процесс включает не только получение знаний, навыков, умений, но и воспитание культурной личности, которая является носителем не только своих традиций, но и способна следовать нормам общества.

1. Николаева Е.А. Коммуникативная компетентность как фактор конкурентоспособности выпускника системы профессионального образования. Трудоустройство выпускников вуза: реалии и перспективы: материалы научно-практической конференции. Казань: Информационно-технологический центр ЧОУ ВО «Академия социального образования», 2015.

2. Шумакова А.В. Реализация компетентностного подхода в условиях модернизации российской высшей школы. European social science journal. 2014; № 7-1 (46): 179-182.

3. Звягинцева Е.П., Коваль О.П. О проблемах девиаций в системе управления бизнес-структур и образовательной организации в период пандемийной турбулентности. Экономика образования. 2021; № 3 (124): 35-42.

4. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля. Мир России. Социология. Этнология. 1997; Т. 6, № 1: 163-184.

5. Новый энциклопедический словарь. Москва: РИПОЛ классик, 2012.

6. Зигмунт О.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: понятие, виды, профилактика. Уголовно-правовое воздействие и его роль в предупреждении преступности (IV Саратовские уголовно-правовые чтения): сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Саратов: Саратовская государственная юридическая академия, 2019: 147-150.

7. Белинская Д.В., Задонская И.А., Томилин В.Ф. Социальный портрет современного студента (на примере студентов ТГУ имени ГР Державина). Социально-экономические явления и процессы. 2014; Т. 9, № 7: 76-85.

8. Ермакова С.Н. Дауншифтинг: социально-психологический феномен. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012; № 6 (112): 97-107.

9. Дереглазова Д.А. Фриланс как способ организации трудовой деятельности. Человек и современный мир. 2017; № 9 (10): 3-7.

10. Гуляева Т.Б. Актуальные вопросы аутстаффинга персонала. Наука и инновации - современные концепции: сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. Москва: Инфинити, 2019: 73-77.

References

1. Nikolaeva E.A. Kommunikativnaya kompetentnost' kak faktor konkurentosposobnosti vypusknika sistemy professional'nogo obrazovaniya. Trudoustrojstvo vypusknikov vuza: realiiiperspektivy: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan': Informacionno-tehnologicheskij centr ChOU VO «Akademiya social'nogo obrazovaniya», 2015.

2. Shumakova A.V. Realizaciya kompetentnostnogo podhoda v usloviyah modernizacii rossijskoj vysshej shkoly. European social science journal. 2014; № 7-1 (46): 179-182.

3. Zvyaginceva E.P., Koval' O.P. O problemah deviacij v sisteme upravleniya biznes-struktur i obrazovatel'noj organizacii v period pandemijnoj turbulentnosti. 'Ekonomika obrazovaniya. 2021; № 3 (124): 35-42.

4. Gilinskij Ya.I. Sociologiya deviantnogo povedeniya i social'nogo kontrolya. Mir Rossii. Sociologiya. 'Etnologiya. 1997; T. 6, № 1: 163-184.

5. Novyj 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: RIPOL klassik, 2012.

6. Zigmunt O.A. Deviantnoe povedenie nesovershennoletnih: ponyatie, vidy, profilaktika. Ugolovno-pravovoe vozdejstvie i ego rot' v preduprezhdenii prestupnosti (IV Saratovskie ugolovno-pravovye chteniya): sbornik statej po materialam IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya, 2019: 147-150.

7. Belinskaya D.V., Zadonskaya I.A., Tomilin V.F. Social'nyj portret sovremennogo studenta (na primere studentov TGU imeni G.R. Derzhavina). Social'no-'ekonomicheskieyavleniya i processy. 2014; T. 9, № 7: 76-85.

8. Ermakova S.N. Daunshifting: social'no-psihologicheskij fenomen. Monitoring obschestvennogo mneniya: 'ekonomicheskie isocial'nye peremeny. 2012; № 6 (112): 97-107.

9. Dereglazova D.A. Frilans kak sposob organizacii trudovoj deyatel'nosti. Chelovek i sovremennyj mir. 2017; № 9 (10): 3-7.

10. Gulyaeva T.B. Aktual'nye voprosy autstaffinga personala. Nauka i innovacii- sovremennye koncepcii: sbornik nauchnyh statej po itogam raboty Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. Moskva: Infiniti, 2019: 73-77.

Статья поступила в редакцию 15.09.22

УДК 378

Mirzoeva F.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of English Language № 2, Diplomatic Academy of the Russian Ministry

of Foreign Affairs (Moscow, Russia), E-mail: fatima_kalaeva@mail.ru

COMPILING LEXICAL MINIMUMS ON TOPICS AS AN EFFECTIVE METHOD FOR DEVELOPING PROFESSIONAL LEXICAL COMPETENCE. The article is dedicated to a problem of expanding the professional vocabulary of foreign language learners (on the example of graduate students) through the creation of lexical minimums on professionally oriented topics. The article discusses Russian national and foreign approaches to compiling thematic dictionaries and glossaries. The specificity of compiling such lexical minimums lies in the fact that at the stage of building a vocabulary base, lexical units selected according to certain principles are combined into topics. The article reveals goals, principles of selection and stages of work of students in compiling lexical minimums on current topics. The author concludes that the method of compiling lexical minimums on current political and economic topics and events in the process of learning a professional oriented foreign language by postgraduate students has demonstrated its effectiveness and can be used in the practice of developing lexical skills.

Key words: graduate students, target vocabulary selection, thematic dictionary, lexical minimums, professional lexical competence, lexical skills.

Ф.Р. Мирзоева, канд. пед. наук, доц., Дипломатическая академия МИД России, г. Москва, E-mail: fatima_kalaeva@mail.ru

СОСТАВЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ МИНИМУМОВ ПО ТЕМАМ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Статья посвящена проблеме расширения запаса профессиональной лексики у обучающихся иностранным языкам (на примере аспирантов) посредством создания лексических минимумов по профессионально ориентированным темам. В статье рассматриваются отечественные и зарубежные подходы к составлению тематических словарей и глоссариев. Специфичность составления подобных лексических минимумов заключается в том, что на этапе построения словарной базы лексические единицы, отобранные по определенным принципам, объединяются в темы, исследуемые аспирантами. В статье раскрываются цели, принципы отбора и этапы работы обучающихся по составлению лексических минимумов по актуальным темам. В заключение статьи представлены выводы об эффективности использования метода составления аспирантами лексических минимумов по актуальным политическим и экономическим темам, событиям, явлениям в процессе изучения иностранного языка профессиональной деятельности.

Ключевые слова: аспиранты, выбор целевой лексики, тематический словарь, лексический минимум, профессиональная лексическая компетенция, профессиональная коммуникативная компетенция.

Активизация процесса модернизации академического образования предусматривает комплексное формирование коммуникативной и профессиональной компетенции в процессе изучения иностранных языков в аспирантуре. Формально, конечная цель курса «Иностранный язык» в аспирантуре обозначена как успешная сдача кандидатского экзамена по иностранному языку, однако задачи курса охватывают все аспекты использования речевой коммуникации в научной сфере.

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы заключается в том, что перед практическим курсом иностранного языка в аспирантуре стоит задача обеспечить подготовку выпускника аспирантуры, который владел бы иностранным языком как инструментом осуществления научной деятельности в иноязычной языковой среде, а также как действенным средством межкультурной профессиональной коммуникации [1-9].

Очевидно, что научная работа аспирантов заключается в развитии информационно-коммуникативной деятельности в профессиональной сфере, эффективном участии в международном профессиональном сотрудничестве, международных проектах.

Для достижения научных целей и проведения эффективного исследования аспиранты должны овладеть стойкими умениями и навыками в различных видах речевой коммуникации на иностранном языке, а именно:

- чтения оригинальной иностранной литературы (прежде всего, по профессиональной тематике);

- навыками перевода и дальнейшего оформления извлечённой из иностранных источников информации в аннотации, рефераты;

- подготовки сообщений, презентаций и докладов на иностранном языке на темы, связанные с научной работой;

- навыками осуществления общения на общие и научные темы.

Особое внимание в процессе обучения иностранным языкам в аспирантуре уделяется расширению лексического запаса по специальности. Органической частью работы с лексикой является обучение оптимальному использо-

ванию различных видов лексикографических источников, которые в учебном процессе выполняют справочную, систематизирующую, учебную и нормативную функции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целью данной статьи является анализ эффективности работы над лексическим минимумом в плане развития профессиональной лексической компетенции. Исходя из цели, рассматриваются следующие задачи:

- определить понятие лексического минимума по темам (тематического словаря);

- проанализировать структуру и принципы отбора лексического материала;

- отметить трудности работы с иноязычной лексикой при составлении лексических минимумов по темам;

- доказать эффективность метода работы по созданию аспирантами лексических минимумов по темам.

Нами применялись следующие методы исследования: теоретический анализ специальной литературы; обобщение личного педагогического опыта, основанного на практике изучения иностранного языка аспирантами направления «Международные отношения» и «Мировая экономика» Дипломатической академии МИД РФ.

Научная новизна статьи заключается в определении алгоритма развития межкультурной профессиональной коммуникации обучающихся при использовании метода составления лексических словарей по темам при изучении иностранного языка.

Теоретическая значимость статьи отражается в представлении метода составления лексического словаря по темам как эффективного инструмента формирования у студентов необходимых речевых умений профессионального общения.

Практическая значимость представлена в разработке процедуры отбора тематической лексики в профессиональных целях и для дальнейшей работы над лексическим минимумом по темам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.