Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная учебно-познавательная деятельность / самостоятельная работа / воспитание / магистр / студент / ИКТ / independent educational and cognitive activity / independent work / education / master / student / ICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.С. Мамедова

Конечной целью образовательной деятельности является формирование студента как полноценного субъекта образовательного процесса. В этом случае они способны самостоятельно определять цель и задачи своей учебной деятельности, актуализировать необходимые знания, планировать свои действия, корректировать их в соответствии с целью без помощи преподавателя. В статье рассматривается самостоятельная работа и самостоятельное обучение как специально организованное обучение, при этом творческая активность преподавателей и студентов направлена на самоорганизацию, самовоспитание и самоконтроль. Акцентируется внимание на поиске новых подходов к организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности магистров и студентов, способных расширить рамки традиционного обучения. По мнению автора, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) сегодня играют важную роль в активизации самостоятельного обучения и систематизации знаний студентов. ИТ позволяют использовать словесные, поисковые методы обучения и методы, основанные на самостоятельной творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF MASTERS USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The purpose of educational activity is the formation of a student as a full-fledged subject of the educational process. A prerequisite for this is the achievement by students and masters of this level of development. In this case, they are able to independently determine the goal and objectives of their educational activities, update the necessary knowledge, plan their actions, adjust them in accordance with the goal without the help of a teacher. The organization of independent educational activities of undergraduates involves the creation of pedagogical conditions for managing the activities of students, which lead to the development of the main educational program and the achievement of professional competence, based on acquired knowledge, formed skills and abilities. ICT today play an important role in enhancing independent learning and systematizing the knowledge of masters and students. ICT allow the use of verbal, search methods of teaching and methods based on independent creative activity.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Библиографический список

1. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности. Дополнительное образование. 2002; № 8: 6-10.

2. Амахина Е.В. Структурно-динамическая модель исследовательских способностей и умений. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007; № 36: 161-168.

3. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск: Изд-во Удмуртского гос. ун-та, 2001: 105.

4. Лазарев B.C., Ставринова Н.Н. Критерии и уровни готовности будущего педагога к исследовательской деятельности. Педагогика. 2006; № 2: 14-24.

5. Осипова С.И. Развитие исследовательской компетентности одаренных детей. Available at: www.fkgpu.ru/conf/17.doc

6. Романов П.Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Магнитогорск, 2003.

7. Рыбалёва И.А. Критерии и показатели уровня готовности педагога к исследовательской деятельности. Образование и саморазвитие. 2010; № 5 (21): 18-23.

8. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. Москва: Ось-89, 2006.

9. Самодурова Т.В. Научно-исследовательская работа студентов в условиях разноуровневой профессионально-педагогической подготовки в вузе. Вектор науки Тольят-тинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011; № 4: 257-259.

10. Сандалова Н.Н. Педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Уфа, 2016.

11. Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения. Южно-Сахалинск: Издательство СахГУ, 2014.

References

1. Goloviznina N.L. Uchebno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak perspektivnoe sredstvo vospitaniya tvorcheskoj lichnosti. Dopolnitel'noe obrazovanie. 2002; № 8: 6-10.

2. Amahina E.V. Strukturno-dinamicheskaya model' issledovatel'skih sposobnostej i umenij. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2007; № 36: 161-168.

3. Zimnyaya I.A., Shashenkova E.A. Issledovatel'skaya rabota kak specificheskij vid chelovecheskoj deyatel'nosti. Izhevsk: Izd-vo Udmurtskogo gos. un-ta, 2001: 105.

4. Lazarev B.C., Stavrinova N.N. Kriterii i urovni gotovnosti buduschego pedagoga k issledovatel'skoj deyatel'nosti. Pedagogika. 2006; № 2: 14-24.

5. Osipova S.I. Razvitie issledovatel'skojkompetentnosti odarennyh detej. Available at: www.fkgpu.ru/conf/17.doc

6. Romanov P.Yu. Formirovanie issledovatel'skih umenij obuchayuschihsya v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2003.

7. Rybaleva I.A. Kriterii i pokazateli urovnya gotovnosti pedagoga k issledovatel'skoj deyatel'nosti. Obrazovanie i samorazvitie. 2010; № 5 (21): 18-23.

8. Savenkov A.I. Psihologicheskie osnovy issledovatel'skogo podhoda k obucheniyu. Moskva: Os'-89, 2006.

9. Samodurova T.V. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov v usloviyah raznourovnevoj professional'no-pedagogicheskoj podgotovki v vuze. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2011; № 4: 257-259.

10. Sandalova N.N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya issledovatel'skih umenij umladshih shkol'nikov v urochnoji vneurochnojdeyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ufa, 2016.

11. Seredenko P.V. Razvitie issledovatel'skih umenij i navykov mladshih shkol'nikov v usloviyah perehoda k obrazovatel'nym standartam novogo pokoleniya. Yuzhno-Sahalinsk: Izdatel'stvo SahGU, 2014.

Статья поступила в редакцию 15.09.22

УДК 378

Mammadova G.S., Ganja State University (Ganja, Republic of Azerbaijan), E-mail: ptiyib@mail.ru

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF MASTERS USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES. The purpose of educational activity is the formation of a student as a full-fledged subject of the educational process. A prerequisite for this is the achievement by students and masters of this level of development. In this case, they are able to independently determine the goal and objectives of their educational activities, update the necessary knowledge, plan their actions, adjust them in accordance with the goal without the help of a teacher. The organization of independent educational activities of undergraduates involves the creation of pedagogical conditions for managing the activities of students, which lead to the development of the main educational program and the achievement of professional competence, based on acquired knowledge, formed skills and abilities. ICT today play an important role in enhancing independent learning and systematizing the knowledge of masters and students. ICT allow the use of verbal, search methods of teaching and methods based on independent creative activity.

Key words: independent educational and cognitive activity, independent work, education, master, student, ICT.

Г.С. Мамедова, аспирант, Гянджинский государственный университет, г. Гянджи, Е-mail: ptiyib@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Конечной целью образовательной деятельности является формирование студента как полноценного субъекта образовательного процесса. В этом случае они способны самостоятельно определять цель и задачи своей учебной деятельности, актуализировать необходимые знания, планировать свои действия, корректировать их в соответствии с целью без помощи преподавателя. В статье рассматривается самостоятельная работа и самостоятельное обучение как специально организованное обучение, при этом творческая активность преподавателей и студентов направлена на самоорганизацию, самовоспитание и самоконтроль. Акцентируется внимание на поиске новых подходов к организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности магистров и студентов, способных расширить рамки традиционного обучения. По мнению автора, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) сегодня играют важную роль в активизации самостоятельного обучения и систематизации знаний студентов. ИТ позволяют использовать словесные, поисковые методы обучения и методы, основанные на самостоятельной творческой деятельности.

Ключевые слова: самостоятельная учебно-познавательная деятельность, самостоятельная работа, воспитание, магистр, студент, ИКТ.

Фундаментальным требованием общества к современному образованию является развитие личности, которая имеет сформированные общекультурные компетенции, основанные на умениях на протяжении всей жизни пополнять и расширять необходимые знания на основе самообразования, а также их совершенствовать в процессе профессиональной практической деятельности. Все общемировые изменения, происходящие в образовании большинства развитых стран, нашли своём отражение и в государственном образовательном стандарте Азербайджанской Республики. Среди требований к результатам высшей профессиональной образовательной программы имеются такие как:

- формирование личностных результатов (готовность и способность учащихся к саморазвитию);

- получение метапредметных результатов (самостоятельность при планировании и осуществлении образовательной деятельности, построении индивидуальной образовательной траектории).

В концепциях и государственных программах по развитию образования нашей республики подчеркивается необходимость формирования у студентов навыков самостоятельного обучения. Эта проблема является одной из актуальнейших в современной педагогике.

В этой связи основная цель данной статьи связана с поиском эффективных подходов к организации самостоятельной работы магистров с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Самостоятельное обучение является одной из важных и широко обсуждаемых проблем образования в университетах. Исследования по данному вопросу связаны с такими направлениями, как:

- изучение методов и форм самостоятельной учебной деятельности студентов и магистров;

- анализ объема и структуры самостоятельного обучения студента и магистра;

- анализ и разработка способов управления, планирования и организации самостоятельного обучения в вузах;

- изучение мотивации субъектов образовательного процесса при самостоятельном обучении;

- использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средства организации самостоятельного обучения (электронные образовательные среды, программные оболочки, элементы виртуальной дополненной реальности и др.).

Методы теоретического исследования: эмпирический анализ и синтез, формализация, системный подход, обобщение практического опыта, использования ИКТ.

Научная новизна статьи определяется рассмотрением эффективных подходов к организации самостоятельной работы магистров с использованием информационных и коммуникационных технологий. Теоретическая значимость работы состоит в расширении знаний о способах организации самостоятельной работы магистров с использованием информационных и коммуникационных технологий. Практическая значимость заключается в выявлении возможностей и преимуществ моделей, основанных на использовании системы управления обучением (LMS), а также системы модульного объектно-ориентированного динамического обучения Moodle.

Сегодня в педагогической науке существуют потребности поиска новых подходов к организации самостоятельной учебно-воспитательной работы студентов, познавательной деятельности учащихся в современных условиях, когда ИКТ являются составной частью образовательного процесса.

При этом наблюдаются некоторые противоречия между:

- потребностями общества в решении новых целей и задач образования и неспособностью реализовать их в рамках традиционного дидактического процесса;

- необходимостью создания условий, обеспечивающих формирование самостоятельной образовательной деятельности студентов, и недостаточной подготовленностью образовательных организаций к этому

Организация самостоятельного обучения студентов и магистров с использованием ИКТ способствует частичному решению этих противоречий.

Исходя из определения понятия самостоятельного обучения, мы можем выделить направления развития профессиональных навыков студентов средствами ИКТ:

- формирование умений самостоятельно пользоваться учебной, справочной и специальной литературой, юридической документацией;

- самостоятельно извлекать информацию и структурировать ее;

- систематизация полученных теоретических знаний, их углубление и их расширение для применения на междисциплинарном уровне;

- умение проектирования и исследования;

- способность к самостоятельному и критическому мышлению;

- способность к самоорганизации и самоконтролю;

- навыки межличностного взаимодействия на конструктивной основе;

- презентационные навыки для представления результатов самостоятельного обучения в различных формах [1].

Традиционная система аудиторного обучения не способна обеспечить достижения этих качеств в полной мере. Требуется индивидуальный подход, который трудно реализовать при групповой форме обучения. Слабым звеном в этой цепи является ограниченная способность учителя к ускорению информационных процессов - получение, обработка и передача информации в процессе обучения [1].

Использование ИКТ при самостоятельном обучении в вузе позволит адаптировать традиционный учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей студентов и улучшить усвоение учебного материала за счет разнообразия форм деятельности и усиления контроля за процессом обучения.

Самостоятельное обучение студентов рассматривается нами как многогранная и многофункциональная деятельность. Она имеет не только воспитательное, но и личное и общественное значение. Хотя общепризнано, что самостоятельное обучение является сложным и важным, но термин самостоятельное обучение четко не определен. Тем не менее его содержание интерпре-

Библиографический список

тируется всеми исследователями как целенаправленная практическая работы студентов.

ИКТ предлагают возможности для улучшения организации преподавания и обучения, повышения индивидуализации обучения и труда преподавателя, эффективность самоподготовки студентов. ИКТ поднимает мотивацию к обучению, дает возможность привлекать студентов к научно-исследовательской работе и обеспечивает гибкость учебно-воспитательного процесса, что, в свою очередь, позволяет учитывать фактор мотивации в образовательном процессе. Интерес к определению роли и места современных ИТ в процессе организации самостоятельного обучения студентов стабилен, особое внимание вызывает электронное и мобильное обучение, что свидетельствует о необходимости дальнейших разработок в этой области. В связи с этим увеличилось количество публикаций, в которых исследователи уделяют особое внимание взаимодействию участников в рамках учебного процесса, пытаются по-новому переосмыслить и переоценить позиции преподавателя и студентов [2].

Важная роль ИКТ как средства организации самостоятельной деятельности студентов в процессе обучение рассматривается в исследованиях Т. Г Бекишева, Э.В. Захарова, Т.И. Краснова, Ю.И. Мельченко, Н.В. Михайлова, К.Е. Осетрин, Э.Г Пьяных, А.В. Павлинов, Е.С. Пескова, И.В. Роберт и других. В то же время Э.И. Стариченко предлагает иную модель, основанную на систематическом использовании электронных образовательных средств ИКТ, при решении дидактических задач и для управления процессом обучения.

Модель способствует достижению всеми обучаемыми необходимого минимума учебной дисциплины, с одной стороны, и обеспечивает достижение индивидуального максимума результатов обучения, с другой. Модель, основанная на использовании системы управления обучением (LMS), позволяет более эффективно организовать процесс самостоятельного обучения [3]. Система управления обучением является основой процесса управления учебной деятельностью, используемой для разработки, управления и распространения учебных онлайн-ма-териалов с общим доступом.

Наиболее широко используемыми системами управления обучением являются Blackboard, Edmodo, Google Classroom и Moodle [4]. Однако отмечается преимущество модульного объектно-ориентированного динамического обучения в среде Moodle перед другими системами для самостоятельного обучения студентов. Эффективность Moodle в образовательном процессе обеспечивается такими функциональными характеристиками, как эффективность дизайна, модульность излагаемого материала, гибкость в управлении образовательным процессом, простота публикации учебных материалов и их поддержка в соответствии с форматом международных стандартов, управление группами пользователей, применение сервисов Web 2.0 и возможность интеграции с другими приложениями [4].

Довольно большой потенциал имеет виртуальная и дополненная реальность. Глубоких исследований виртуальной реальности в образовании и психологии немного. В образовании виртуальная реальность в основном используется как специальное информационное пространство, где студент может получать определенную информацию, осуществлять контакты, отработать элементы научно-образовательной проектной деятельности [5-9]. Помимо преимуществ, которые предполагает использование ИКТ для организации самостоятельного обучения, исследователи обращают внимание на значительное повышение требований к педагогическим квалификациям. Процесс разработки заданий для самостоятельного обучения набирает обороты. Студенты должны получать обратную связь от преподавателя на любом этапе обучения, однако значительное внимание уделяется индивидуальной работе.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что использование интерактивных электронных образовательных ресурсов способствует созданию условий для развития самостоятельной творческой деятельности студентов благодаря тому, что обучение осуществляется через совместную деятельность субъектов образовательного процесса. Главным педагогическим условием организации учебного процесса на основе интерактивных образовательных ресурсов является соединение теоретического обучения с практической работой, что расширяет возможности традиционного обучения. В этих условиях возможно рациональное сочетание коллективных и индивидуальных способов познавательной деятельности в зависимости от личности обучаемого. Это способствует не только формированию знаний и развитию творческих способностей учащихся, но и их социальному росту. Современные информационно-коммуникационные технологии играют важную роль в организации самостоятельной познавательной деятельности студентов и магистров в вузе. Использование информационных технологий позволяет адаптировать традиционный процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся для успешного усвоения учебного материала. Результаты любой деятельности, в том числе с использованием информационных технологий, становятся общедоступными. Это способствует социальному взрослению студентов, что немаловажно для их самостоятельной профессиональной деятельности.

1. Голицына И. Информационно-коммуникационные технологии в современном образовании. Saarbrucken: Издательство LAP Lambert Academic Publishing, 2012.

2. Захарова И.Г., Лапчик М.П., Пак Н.И. Современные проблемы информатизации образования: монография. Омск: Издательство «Омский государственный педагогический университет», 2017.

3. Лапчик М.П., Лапчик Е.С. Нормативно-методические основы информатизации образования. Омск: Издательство «Омский государственный педагогический университет», 2021.

4. Носков М.В., Дьячук П.П. и др. Эволюция образования в условиях информатизации. Новосибирск: Издательство «Сибирский федеральный университет», 2019.

5. Данилушкин А.Ю., Кашицин А.М., Сорокопуд Ю.В., Редькина Л.И. Формирование готовности к профессиональной деятельности студентов - будущих педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 141-143.

6. Карпова Н.К., Мареев В.И., Петрова Н.П. Интерпретационно-смысловое понимание человека в аспекте жизненной реальности культуры современного общества. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 38-41.

7. Галеева Н.А. Разработка методики оценки уровня сформированное™ способности к самоорганизации обучающихся вуза. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 23-25.

8. Морозова О.П. Подготовка «элитных» педагогических кадров в классическом университете как гарант устойчивого развития региона. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 59-62.

9. Пургани А.И. Использование Интернета в образовательном процессе как важный фактор повышения его эффективности. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 127-129.

References

1. Golicyna I. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v sovremennom obrazovanii. Saarbrucken: Izdatel'stvo LAP Lambert Academic Publishing, 2012.

2. Zaharova I.G., Lapchik M.P., Pak N.I. Sovremennyeproblemyinformatizaciiobrazovaniya: monografiya. Omsk: Izdatel'stvo «Omskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet», 2017.

3. Lapchik M.P., Lapchik E.S. Normativno-metodicheskie osnovy informatizacii obrazovaniya. Omsk: Izdatel'stvo «Omskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet», 2021.

4. Noskov M.V., D'yachuk P.P. i dr. 'Evolyuciya obrazovaniya v usloviyah informatizacii. Novosibirsk: Izdatel'stvo «Sibirskij federal'nyj universitet», 2019.

5. Danilushkin A.Yu., Kashicin A.M., Sorokopud Yu.V., Red'kina L.I. Formirovanie gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti studentov - buduschih pedagogov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 141-143.

6. Karpova N.K., Mareev V.I., Petrova N.P. Interpretacionno-smyslovoe ponimanie cheloveka v aspekte zhiznennoj real'nosti kul'tury sovremennogo obschestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 38-41.

7. Galeeva N.A. Razrabotka metodiki ocenki urovnya sformirovannosti sposobnosti k samoorganizacii obuchayuschihsya vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 23-25.

8. Morozova O.P. Podgotovka "'elitnyh" pedagogicheskih kadrov v klassicheskom universitete kak garant ustojchivogo razvitiya regiona. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 59-62.

9. Purgani A.I. Ispol'zovanie Interneta v obrazovatel'nom processe kak vazhnyj faktor povysheniya ego 'effektivnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 127-129.

Статья поступила в редакцию 16.09.22

УДК 37.062.1

Manakhova E.B., senior teacher, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia), E-mail: EManahova@fa.ru

MANIFESTATION OF DEVIATIONS IN THE STUDENT ENVIRONMENT AND THEIR INFLUENCE ON TRAINING WITH FUTURE SPECIALISTS. The article highlights some aspects of deviations that can be observed in the student environment at the present stage of development of education and linguodidactics. It is concluded that any new phenomenon is conditionally considered a deviation, since it is perceived at the first stages of manifestation as a deviation from generally accepted norms. Particular research interest concerns the negative manifestations of deviations in the academic environment, since they carry the highest risks for the foundations of the professional environment (through the unsatisfactory level of specialists training), the educational organization (through the destruction of its traditional values), the individuals themselves (through the blurring of ethical norms). A number of psychological, pedagogical and technical conditions have been proposed that allow universities to develop the student's personality through his rejection of deviant behavior.

Key words: deviations, deviant behavior, university students, educational environment, foreign language training.

Е.Б. Манахоеа, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: EManahova@fa.ru

ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАЦИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Статья освещает некоторые аспекты девиаций, которые можно наблюдать в студенческой среде на современном этапе развития образования вообще и лингводидактики в частности. Делается вывод о том, что любой новый феномен условно считается девиацией, поскольку он воспринимается на первых этапах проявления как отклонение от общепринятых норм. Особый исследовательский интерес вызывают негативные проявления отклонений в академической среде, поскольку они несут в себе наиболее высокие риски для устоев профессиональной среды (через неудовлетворительный уровень подготовки специалистов), образовательной организации (через разрушение ее традиционных ценностей), самой личности (через размытие норм этики). Предложен ряд психолого-педагогических и технических условий, которые позволяют вузам развивать личность студента через его отказ от девиантного поведения.

Ключевые слова: девиации, девиантное поведение, студенты вуза, образовательная среда, иноязычная подготовка.

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что система высшего образования России вступает в новый период. Все больше критики слышится в адрес Болонской двухуровневой системы подготовки кадров для экономики страны. Возможные изменения сроков подготовки специалистов, утверждение новых Федеральных образовательных стандартов, создание на основе этого актуальных рабочих программ дисциплин будут влиять на такие понятия, как академическая норма. Вместе с тем будут проявляться отдельные паттерны девиантного поведения как реакция на новые формы учебного взаимодействия. Останутся ли все более заметные в данный момент в академической среде проявления девиаций у студентов или они со временем станут нормой? А, может, с ними удастся бороться и исключить их списка проблем высшей школы? Размышления автора на основе анализа специальной литературы легли в основу этой статьи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель данной работы заключается в исследовании девиантного поведения в студенческой среде и выделении самых знаковых и опасных из них, которые могут влиять негативным образом на качество будущего специалиста для экономики России.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом:

- проанализировать, как определяются девиации с точки зрения базовых гуманитарных наук;

- выделить актуальные и знаковые девиации в поведении студентов;

- предложить рекомендации по уменьшению влияния этих девиаций на процесс подготовки специалиста.

Научная новизна статьи определяется выявлением актуальных в академической среде девиаций студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: выученная беспомощность, академическое мошенничество, сквернословие.

Теоретическая значимость статьи может быть замечена в расширении понятийного аппарата в поле девиантологии через призму иноязычной подготовки специалистов новой формации.

Практическая значимость представлена набором рекомендаций и списком педагогических условий, которые способствуют устранению проблемы девиант-ного поведения в студенческой среде.

Методы исследования в работе над данной статьей включали в себя знакомство с теорией (анализ научной, педагогической, психологической литературы) и практические аспекты (беседы с преподавателями иностранного языка, с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.