Научная статья на тему 'Самостоятельное освоение знаний студентами в условиях дистанционного обучения'

Самостоятельное освоение знаний студентами в условиях дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
759
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельное освоение знаний / самообразование / дистанционное обучение / формирование готовности к самообразова нию / деятельность / self-development of knowledge / self-education / distance learning / formation of readiness for self-education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П.А.-Ю. Батчаева

В статье раскрывается проблема необходимости формирования самоссознания и самообразования у студентов посредством организации самостоя тельной работы. Автором рассматриваются вопросы самостоятельного подхода к освоению знаний в системе дистанционного обучения Moodle, при котором студент все больше осмысливается как активно познающий субъект. Система Moodle надежна и проста в использовании. Доступ к ней осуществляется через Интернет, поэтому студенты не привязаны к конкретному заданию, а могут работать в удобное для них время с любого места. Приобретаемые навы ки самостоятельной работы необходимы и в профессиональной деятельности. Автор делает вывод о том, что разнообразие предлагаемых форм работы на платформе дистанционного обучения Moodle представляет собой как раз те условия, которые обеспечат более широкий доступ студентов к сетевым ресурсам в Интернете, к более активному использованию различных электронных учебно-методических материалов, развитию электронных библиотек, самостоятельному освоению знаний, их углубленному изучению посредством информационных и коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — П.А.-Ю. Батчаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-DEVELOPMENT OF KNOWLEDGE BY STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING SELF-DEVELOPMENT OF KNOWLEDGE BY STUDENTS IN CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The article discusses the issues of an independent approach to the development of knowledge in the Moodle distance learning system, in which the student is increasingly understood as an actively learning subject. The acquired skills of independent work are also necessary in professional activities. The Moodle system is reliable and easy to use. Access to it is provided via the Internet, so students are not tied to a specific building, and can work at a convenient time for them from any place. The author concludes that the variety of offered forms of work on the Moodle distance learning platform is just the conditions that will provide students with wider access to online resources, and in general, to a more active use of various electronic educational materials, the development of electronic libraries, independent development of knowledge, their in-depth study through information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «Самостоятельное освоение знаний студентами в условиях дистанционного обучения»

УДК 378.147

Batchayeva P.A.-Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics and Methods of its Teaching,

Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev (Karachaevsk, Russia), E-mail: pavlina-64@mail.ru

SELF-DEVELOPMENT OF KNOWLEDGE BY STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING SELF-DEVELOPMENT OF KNOWLEDGE BY STUDENTS IN CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING. The article discusses the issues of an independent approach to the development of knowledge in the Moodle distance learning system, in which the student is increasingly understood as an actively learning subject. The acquired skills of independent work are also necessary in professional activities. The Moodle system is reliable and easy to use. Access to it is provided via the Internet, so students are not tied to a specific building, and can work at a convenient time for them from any place. The author concludes that the variety of offered forms of work on the Moodle distance learning platform is just the conditions that will provide students with wider access to online resources, and in general, to a more active use of various electronic educational materials, the development of electronic libraries, independent development of knowledge, their in-depth study through information and communication technologies.

Key words: self-development of knowledge, self-education, distance learning, formation of readiness for self-education.

П.А.-Ю. Батчаева, канд. пед. наук, доц., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск,

E-mail: pavlina-64@mail.ru

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ СТУДЕНТАМИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье раскрывается проблема необходимости формирования самоссознания и самообразования у студентов посредством организации самостоятельной работы. Автором рассматриваются вопросы самостоятельного подхода к освоению знаний в системе дистанционного обучения Moodle, при котором студент все больше осмысливается как активно познающий субъект Система Moodle надежна и проста в использовании. Доступ к ней осуществляется через Интернет, поэтому студенты не привязаны к конкретному заданию, а могут работать в удобное для них время с любого места. Приобретаемые навыки самостоятельной работы необходимы и в профессиональной деятельности. Автор делает вывод о том, что разнообразие предлагаемых форм работы на платформе дистанционного обучения Moodle представляет собой как раз те условия, которые обеспечат более широкий доступ студентов к сетевым ресурсам в Интернете, к более активному использованию различных электронных учебно-методических материалов, развитию электронных библиотек, самостоятельному освоению знаний, их углубленному изучению посредством информационных и коммуникационных технологий.

Ключевые слова: самостоятельное освоение знаний, самообразование, дистанционное обучение, формирование готовности к самообразованию, деятельность.

ФГОС ВО третьего поколения построен на компетентностной основе. Вузы страны в процессе обучения перешли от обязательного минимума знаний и умений к конечному результату - освоению профессиональных компетенций [1]. Поэтому каждый студент должен готовить себя к профессиональной деятельности, научиться определять содержание своего образования с учетом своих склонностей к выполнению проектов, а также исследовательской работы.

Говоря конкретнее, студент педагогического факультета, готовясь стать учителем начальных классов, должен осознавать, что ученикам надо не только давать знания, но и воспитывать у них потребность в беспристрастном их совершенствовании, формировать умение заниматься самообразованием. Эти же качества должны быть сформированы у него самого при обучении в вузе [1 - 10].

Самообразовательная деятельность студента должна строиться на активных подходах к овладению знаниями. В настоящее время объем поступающей информации очень большой, и поэтому происходит частая смена одних знаний другими, некоторые знания устаревают. Эти обстоятельства требуют от каждого студента непрерывного повышения уровня своих знаний, умений и навыков, а впоследствии и профессиональной квалификации.

Во многих педагогических исследованиях можно видеть решение проблемы формирования готовности к самообразованию. Например, задача формирования потребности в самообразовании в системе активизации процесса обучения решается в исследованиях М.Г Кузьминой, Н.Г Ковалевской, Б.Ф. Райского и др. [2].

Основным путем, помогающим в овладении всем комплексом компонентов самообразовательной деятельности, является в первую очередь соответствующая организация учебной работы студента.

Существуют различные подходы к самостоятельному освоению знаний: самостоятельная работа студента (СРС), домашние задания, внеаудиторные виды работы, использование электронных образовательных ресурсов, дистанционное обучение. Ранее нами было отмечено: «Электронные образовательные ресурсы способствовали созданию единого образовательного пространства, которое, в свою очередь, было основано на использовании технологии дистанционного обучения и на единстве ключевых подходов к образованию. В современном мире используется смешанное обучение, производится комбинирование различных образовательных технологий, их оптимальное сочетание. Все они, в конечном счете, способствуют активизации учебного процесса и развитию личности обучающихся в целом» [3].

Но, пожалуй, самым современным и совершенным подходом является дистанционное обучение. В настоящее время (в сложившейся обстановке, в условиях самоизоляции) в вузах страны введена форма дистанционного обучения, которая предполагает взаимодействие преподавателя и студента на расстоянии с помощью вспомогательных средств: сети Интернет, персонального компьютера или мобильного устройства.

Согласно статье 16 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями

понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [1].

О результатах получения знаний через дистанционное обучение положительно отзываются. У нас в вузе была внедрена платформа дистанционного обучения Moodle [5]. ногими преподавателями вуза признаны уникальные возможности этой системы.

Во-первых, система Moodle надежна и проста в использовании. Доступ к ней осуществляется через Интернет, поэтому студенты не привязаны к конкретному заданию, а могут работать в удобное для них время с любого места (города).

Во-вторых, материал выстроен в этой системе, задания расписаны преподавателем так, что задают последовательность усвоения курса. Имеются ограничения во времени для некоторых заданий, и это определяет для студентов выбор темпа работы по самостоятельному изучению материала.

В-третьих, выполненная ими работа и созданная в электронном виде может храниться в системе длительное время.

В-четвертых, система насыщена разнообразным материалом от глоссария и Википедии до видеороликов по чтению лекций на YouTube. Каждый инструмент представлен своим ярлыком, имеются теги или гиперссылка.

В-пятых, система Moodle, хотя и предусматривает самостоятельное изучение тем дисциплины или курса, ориентирована на совместную деятельность преподавателя и студента. Об этом свидетельствуют действующие инструменты: лекции, практикумы, семинары, форумы, блоги, вики, конференции в видеокомнате Jitsi Meet [5].

Например, в форуме рассылки производятся автоматически, обсуждаются и оцениваются сообщения, решается какая-то конкретная проблема как с преподавателем лично, так и между студентами группы.

В-шестых, в этой системе можно работать асинхронно, когда каждый студент изучает материал в собственном темпе, так и в режиме реального времени, организовывая онлайн-лекции и семинары.

В-седьмых, система позволяет создавать и хранить портфолио каждого студента: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Система Moodle представлена таким образом, что пользователи делятся на три группы (роли): студенты, преподаватели и администрация. В системе активно осуществляется управление всем учебным процессом: просматривается активность и посещаемость студентов, сколько времени отведено на изучение той или иной темы, оценки (баллы) за результаты деятельности выставляются автоматически.

Преподаватель вносит изменения в структуру курса в зависимости от степени усвояемости материала и контролирует весь процесс обучения.

Нам бы хотелось выяснить границы применимости дистанционного обучения для самообразования. Различают в основном два ее вида:

- репродуктивная деятельность студентов (по аналогии с тем, что показано, как надо делать),

- продуктивная (творческая) деятельность по получению и осознанному освоению знаний.

Задача подготовки студентов к самостоятельному овладению знаниями не может быть решена по репродуктивной деятельности или по деятельности при закреплении объясненного материала. Она может быть решена тогда, когда вся деятельность студента направлена на самостоятельный поиск, на исследование проблемы. Если в центре своего изучения ставить не организационную сторону (надо делать так!), а содержательную сторону самостоятельной работы (а что если попробовать вот так), то можно отследить результаты в первую очередь со стороны мыслительной самостоятельности, которую проявляет студент при выполнении работы.

Каковы возможности дистанционного обучения в этом плане?

При дистанционном обучении студент все больше осмысливается как активно познающий субъект. В процессе такого учения характер познания обусловливается повышенной активностью, что свидетельствует о сознательном подходе к освоению знаний. Известные психологи Л.И. Божович, Н.А. Менчинская, Ю.А. Самарин неоднократно подчеркивали, что «знание есть всегда производное собственных усилий учащегося» [3; 4]. Таким образом, получается, что в условиях дистанционного обучения у студентов появляется возможность для самостоятельного освоения знаний. При рассмотрении данного вопроса нами была прослежена некая параллель между понятиями «познавательная самостоятельность», «самообразование» и «дистанционное обучение». В обучении студента представлены те же структурные элементы познавательной деятельности, что и при самообразовании. В общем плане дистанционное обучение отличается от самообразования тем, что в одном случае познавательная деятельность управляется преподавателем, в другом - самим студентом.

Следовательно, для подготовки студента к самообразовательной деятельности необходимо, чтобы в процессе обучения происходило постепенное наращивание управляющих функций самим студентом с таким расчетом, чтобы к выпуску из стен вуза была обеспечена более активная позиция в учении и сформировалась способность самообразовываться в дальнейшем.

В процессе самостоятельного освоения знаний у студентов формируются следующие виды умений:

- умение работать самостоятельно,

- умение составить план,

- написать доклад, реферат, эссе,

- умение вести рабочие записи,

- умение собрать портфолио в электронном виде и другие.

Конечно же, все эти виды умений вырабатываются в рассмотренной выше системе дистанционного обучения Moodle.

Самостоятельное освоение знаний невозможно представить без активной познавательной деятельности студента. Он должен быть вовлечен в

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Самостоятельное освоение знаний

Освоение знаний под

руководством

преподавателя

ВЫП4Л0Ы0АЫ оаучоо-АССЛЫВ4КаРЫЛЬСК4Ь

работы срувыота (НИРС)

Участи, к конкурсах, КАКРориоах, 4ЛАМПАавы

Выполоыоаы тысток,

самостоятыльных А

контрольных работ

НапАсаоАЫ эссы, рыфырара, подготовка доклада к кыступлыоАю

Рышыоаы оысраоварроык задач, задач покышыоооЬ трудности

Рис. 1. Схема самообразовательной деятельности студента в условиях дистанционного обучения

процесс поиска, накопления и переработки добытых человечеством до него знаний. Он должен сам стать добытчиком этих знаний и почувствовать, что даже самая малая победа над собой в освоении знаний - это результат его труда.

Для проявления такой активности должны быть созданы все условия. Согласно положениям, прописанным в Стандарте, большое внимание уделяется самостоятельной работе студента. Перечислим элементы курса в системе дистанционного обучения, осуществляющие самостоятельный подход к процессу обучения: лекция, задание, глоссарий, семинар, тест, чат, форум, файл, а также ресурсы: папка, пояснение, гиперссылка и журнал оценок. Еще есть блоги, вики, видеоконференции и др.

Попытаемся представить схему самообразовательной деятельности студента в условиях дистанционного обучения (рис. 1).

Таким образом, разнообразие предлагаемых форм работы на платформе дистанционного обучения Moodle представляет собой как раз те условия, которые обеспечат более широкий доступ студентов к сетевым ресурсам в Интернете и к более активному использованию различных электронных учебно-методических материалов, развитию электронных библиотек, самостоятельному освоению знаний, их углубленному изучению посредством информационных и коммуникационных технологий.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г, № 121.

2. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Москва: Высшая школа,1990.

3. Божович Е.Д. Образцы в обучении: их достоинства и недостатки. Москва: Канон + РООИ «Реабилитация», 2008.

4. Менчинская Н.А. О концепции формирования умственных действий. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. Москва - Воронеж: Издательство ИПП, НПО «МОДЭК», 1998: 367 - 383.

5. Система электронного обучения и тестирования Moodle: обзор возможностей. Available at: https://www.ispring.ru/elearning-insights/moodle

6. Батчаева П.А.-Ю. Формирование умений проводить исследовательскую работу у бакалавров средствами изучения исторических объектов и природных явлений. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 2 (63): 275 - 277.

7. Батчаева П.А.-Ю. Использование метода проектов для формирования навыков решения дифференциальных уравнений. Проблемы современного педагогического образования. 2017; № 55-4: 59 - 68.

8. Батчаева П.А.-Ю. Симметрия - средство всестороннего развития личности. Актуальные проблемы современного образования. 2012; № 1 (13): 110 - 115.

9. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики. Гуманитарные науки. 2016. № 4 (36): 11 - 18.

10. Горбунова Н.В., Везетиу Е.В. Медиаобразовательные технологии в системе формирования информационной компетентности будущих педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 5 (66): 66 - 69.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 - Pedagogicheskoe obrazovanie. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 22 fevralya 2018 g., № 121.

2. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya. Moskva: Vysshaya shkola,1990.

3. Bozhovich E.D. Obrazcy v obuchenii: ih dostoinstva inedostatki. Moskva: Kanon + ROOI «Reabilitaciya», 2008.

4. Menchinskaya N.A. O koncepcii formirovaniya umstvennyh dejstvij. Problemy obucheniya, vospitaniya i psihicheskogo razvitiya rebenka. Moskva - Voronezh: Izdatel'stvo IPP, NPO «MOD'EK», 1998: 367 - 383.

5. Sistema 'elektronnogo obucheniya i testirovaniya Moodle: obzor vozmozhnostej. Available at: https://www.ispring.ru/elearning-insights/moodle

6. Batchaeva P.A.-Yu. Formirovanie umenij provodit' issledovatel'skuyu rabotu u bakalavrov sredstvami izucheniya istoricheskih ob'ektov i prirodnyh yavlenij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 2 (63): 275 - 277.

7. Batchaeva P.A.-Yu. Ispol'zovanie metoda proektov dlya formirovaniya navykov resheniya differencial'nyh uravnenij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017; № 55-4: 59 - 68.

8. Batchaeva P.A.-Yu. Simmetriya - sredstvo vsestoronnego razvitiya lichnosti. Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya. 2012; № 1 (13): 110 - 115.

9. Gluzman A.V., Gorbunova N.V. Iskusstvo pedagogiki. Gumanitarnye nauki. 2016. № 4 (36): 11 - 18.

10. Gorbunova N.V., Vezetiu E.V. Mediaobrazovatel'nye tehnologii v sisteme formirovaniya informacionnoj kompetentnosti buduschih pedagogov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 66 - 69.

Статья поступила в редакцию 13.06.20

УДК 378.147.31

Abdusalamov M.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: modolsah@mail.ru

Gazieva A.A., student, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: gazievaya@inbox.ru

WRITTEN VERSION OF SPEECH AND THE GOAL-ORIENTED TYPES OF COMMUNICATIVE WRITTEN SPEECH AS A TEACHING AID FOR MASTERING ENGLISH. The article considers the nature, aims, tasks, place and importance of written speech activity in mastering English as a foreign language. It is performed from the psychological and pedagogical points of view, building on the standpoints of recognized authorities in these areas. The essence and efficiency of a variety of goal-oriented speech exercise (a range of reproductive-productive exercises, "creative letter") are being disclosed. Proceeding from their importance in developing written speech competencies, a separate consideration is given to goal-oriented types of letters as a form of communicative written speech, and also to a system of exercises, aimed at learners' gradual development of skills of writing in English and correctly drawing up various letters and observing appropriate cultural requirements to doing it.

Key words: foreign language written speech, communicative written speech, written speech exercises, "creative letter", English orthography.

М.М. Абдусаламов, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: modolsah@mail.ru

А.А. Газиева, студентка, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: gazievaya@inbox.ru

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ И ЦЕЛЕВЫЕ КАТЕГОРИИ

КОММУНИКАТИВНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ПРИ УСВОЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Статья посвящена рассмотрению целей, задач, роли, места и значения письменной речи как вида речевой деятельности в усвоении программного материала по изучаемому иностранному языку с позиций психологии и методики обучения иностранному языку и с опорой на мнение признанных специалистов в указанных областях науки. Раскрыта сущность и эффективность разнообразных речевых упражнений целевого назначения (серия репродуктивно-про-дуктивных упражнений), «креативное письмо». Как важное средство выработки программных компетенций в письменной речи, отдельно рассматриваются целевые типы писем как вида коммуникативной письменной речи, система упражнений, нацеленных на поэтапное формирование у учащихся навыков и умений написания на английском языке и оформления различных писем с соблюдением требований к их социокультурной составляющей.

Ключевые слова: иноязычная письменная речь, коммуникативная письменная речь, письменно-речевые упражнения, «креативное письмо», англоязычная орфография.

Известные специалисты в области теории обучения иностранному языку практически едины во мнении относительно того, что с точки зрения методики обучения письмо и письменная речь представляют собой как средство обучения, так и, все активнее, цель обучения иностранному языку. Письмо - это форма материального воплощения письменной речи, его технический компонент. Наряду с говорением письменная речь рассматривается как продуктивный вид речевой деятельности и выражается в фиксации определённого содержания письменными символами. При этом взаимодействие двигательного, зрительного и слу-хо-речемоторного анализаторов считается психофизической базой письменной формы речи [1 - 6]. Существенно больший эффект обеспечивает опора на все анализаторы в процессе обучения.

По свидетельству специалистов в области психологии обучения языкам, усвояемость материала, воспринятого по слуховым каналам, составляет 10%, по зрительным каналам - 20%, по слуховым и зрительным - 30%. Усвояемость записанного языкового материала составляет 50%, при проговаривании - 70%, при обучении другого лица - 90%.

По мнению ученых, основой письменной формы речи является устная речь. Как говорение, так и письмо, являясь видами речевой деятельности, проходят последовательные этапы: замысел (что говорить), отбор необходимых средств (какие необходимы слова, как их сочетать в высказывании), реализация замысла языковыми средствами (устно или письменно). Общеизвестна неразрывная взаимосвязь между письмом и чтением как разными видами речевой деятельности, объединяемыми единой графической системой языка. Различия состоят в том, что в процессе письма происходит кодирование языковой информации с помощью графических символов, в то время как при чтении происходит их декодирование. Как справедливо утверждает Кащеева А.В., при адекватном определении цели обучения письму и письменной речи, правильном учете роли письма в формировании и развитии других навыков и умений, подборе и использовании упражнений, полностью отвечающих целям, выполнении данных упражнений на соответствующем этапе обучения, устная речь постепенно становится богаче и логичнее [2, с. 193]. Камянова Т. Г указывает, что в процессе формирования грамматического навыка выполнение письменных заданий в диапазоне от обычного копирования до творческого задания, что создаёт необходимые условия для запоминания, письмо выполняет вспомогательную роль. Многократно доказано, что опора на письменную форму речи, безусловно, необходима обучающимся для закрепления в механизме памяти языкового материала [1, с. 109].

Следует обратить внимание на то, что система языковых и условно-речевых упражнений, выполняемых в письменной форме, относится к учебной письменной речи. К коммуникативной письменной речи причисляются все виды письменных изложений, сочинений, творческих диктантов, разработка планов и тезисов для сообщения и рассказы на заданную тему, написание персонального или делового письма. Иначе говоря, как единая категория, все это представляет собой письменное речевое упражнение по пройденной или смежной теме разговорной практики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как вид речевой деятельности, письменная речь определяется как творческое коммуникативное умение передать в письменной форме свои мысли. Эта цель достигается при условии владения орфографическими и каллиграфическими навыками, подготовленностью структурировать и оформлять речевое произведение в письменной форме, составленное во внутренней речи, а также умении выбрать соответствующие лексико-грамматические единицы. В программу обучения письменной речи входят разнообразные речевые упражнения целевого назначения, к которым относятся разработанные для обучения подготовки письменного сообщения: письменно-речевые упражнения для работы с печатным текстом; письменно-речевые упражнения, предназначенные для обучения чтению, аудированию и устному общению. В процессе аудирования учащимся рекомендуется сделать записи, например, следующего характера: набросать конспект аудиотекста по заранее предложенному плану (по ключевым словам); в процессе прослушивания аудиотекста сделать записи к отпечатанным опорным сигналам); отобрать информацию из аудиотекста и записать её в соответствии с заданной коммуникативной ситуацией [1, с. 19].

В целях выработки надежных навыков понимания иноязычной письменной речи учащимся необходимо регулярно выполнять такие виды учебной работы, как составление списка вопросов для обсуждения с реальным или воображаемым собеседником, подбор письменной лекции на карточках, разработка таблиц для устного сообщения (по определённой теме, проблеме или ситуации), кратких тезисов.

С помощью регулярного и целенаправленного выполнения упражнений по практике письменной речи у учащихся формируются навыки и умения осуществлять воспроизведение печатного текста или аудиотекста по памяти, по плану или сделать письменный вариант решения конкретного вопроса или конкретного проблемы.

По мнению известного отечественного специалиста в области методики обучения иностранным языкам проф. Роговой ГВ., навыки передачи своих мыс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.