5. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Bolshoy tolkovyiy slovar. M., 2003.
6. Olizko N. S. Hudozhestvennyiy diskurs kak polilog avtora, chitatelya i teksta // URL: http://cyberleninka. ru/article/n/hudozhestvennyy-diskurs-kak-polilog-avtora-chitatelya-i-teksta (data obrascheniya: 23.03.2016).
7. Rudnev V. P. Teoretiko-lingvisticheskiy analiz hudozhestvennogo diskursa: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. M., 1996.
8. Russkiy semanticheskiy slovar. Tolkovyiy slovar, sistematizirovannyiy po klassam slov i znacheniy / Ros-siyskaya akademiya nauk. In-t rus. yaz. im. V. V. Vinogradova; pod obsch. red. N. Yu. Shvedovoy. M., 1998.
9. Samarskaya T. B., Martirosyan E. G. Hudozhestvennyiy diskurs: spetsifika sostavlyayuschih i osoben-nosti organizatsii hudozhestvennogo teksta // URL: http://journal.kfrgteu.ru/files/1/2012.10.20.pdf (data obrascheniya: 30.03.2016).
10. Slovar russkogo yazyika: v 4 t. / pod red. A. P. Evgenevoy. 2-e izd., ispr. i dop. M., 1981-1984.
11. Slovar sinonimov russkogo yazyika: v 2 t. / pod red. A. P. Evgenevoy. M., 2003.
Г. А. Жуковская, А. Ю. Пентина
СПЕЦИФИКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ» В СИСТЕМЕ MOODLE ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ
Применение интернет-технологий в образовании позволяет изменить содержание деятельности преподавателя и студента в процессе подачи и получения знаний, повысить эффективность учебного процесса. Одной из форм дистанционной поддержки аудиторного обучения дисциплине «Культура речи», обязательной для всех факультетов, являются курсы в Moodle (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Бесспорно то, что только преподаватель высокого уровня квалификации способен разработать дистанционные ресурсы, осуществлять контроль качества, сравнительный анализ, обеспечить уровень самостоятельности студентов и их творческую вовлеченность в процесс.
Ключевые слова: компьютерные технологии, система дистанционного образования (СДО), система Moodle, культура речи, речевые нормы, вебинар, аудио- и видеосюжеты, тестовые задания, речевое общение, технологическая карта, преподаватель, студент.
G. Zhukovskaya, A. Pentina
SPECIFIC FEATURES OF E-LEARNING IN «CULTURE OF RUSSIAN SPEECH» COURSE FOR STUDENTS OF NON-LIBERAL ARTS DEPARTMENTS
The application of Internet technologies in education allows changing the contents of a teacher and a student common educational activity, to raise the productivity of the educational process. One of the e-learning support inside a classroom during the course «Culture of Russian Speech» (the course is mandatory for students of all the departments) is the Moodle System (from Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Definitely, high proficiency level teacher is able to make e-learning courses, monitor the quality of educational process and its analysis, and control the level of students' self-dependence and their creative engagement into the process.
Keywords: computer technologies, system of e-learning, Moodle system, culture of speech, speech norms, webinar, audio- and video-pieces, testing tasks, speech communication, process sheet, teacher, student.
Использование компьютерных коммуникаций — примета нашего времени, его неотъемлемая часть. В современном обще-
стве гораздо проще получить знания, а также сведения в тех или иных областях науки или просто жизни благодаря этим технологиям.
Частичный (но пока не полный) переход на такой вид обучения, как дистанционное, постепенно находит все больше сторонников. В РГПУ им. А. И. Герцена продолжает осуществляться разработка теоретико-методических основ дистанционного сопровождения общего и профессионального педагогического образования [1]. В 1995 году РГПУ внес предложение о необходимости создания педагогической отраслевой системы дистанционного образования (СДО), которая охватывает общеобразовательные школы, средние и высшие педагогические учебные заведения (так называемый Виртуальный Педагогический Институт). В связи с этим применение интернет-технологий в образовании стало вполне обычным как для преподавателя, так и для студента педагогического вуза. Таким образом, изменилось содержание деятельности преподавателя и студента в процессе подачи и получения знаний, в частности, по такой дисциплине, как «Культура речи». Однако реализация дистанционной формы в обучении студента не является и не должна являться единственной, несмотря на все растущую ее популярность в мире. Непосредственное общение преподавателя со студентами во многом помогает развитию способностей, связанных с умением логично и последовательно изложить свою мысль с помощью вербальных средств звучащей или письменной речи. В современном российском обществе владение указанными навыками, к сожалению, представляется во многих случаях проблематичным. Получение знаний или любой информации в процессе обучения может осуществляться опосредованно, то есть дистанционно с помощью интернет-технологий. Наиболее эффективным, на наш взгляд, является использование лек-ционно-семинарно-аудиторной организации учебного процесса, то есть обучения «здесь и сейчас» в совокупности с реализацией дистанционной формы обучения [2].
Дистанционное обучение имеет те же цели и задачи, что и традиционное, но
формы взаимодействия между обучающим и обучаемым иные: структура представления теоретического материала, организация самостоятельной работы. Самостоятельная работа студента на базе новых технологий заключается в том, чтобы преподаватель регулировал, направлял деятельность студента для получения последним знаний, умений, навыков, определенных программой высшего учебного заведения. Во многом эффективность полученного студентом образования зависит также от уровня подготовки преподавателя и, в частности, от того, как и какие им будут предложены сведения и разработаны задания для самостоятельной работы с помощью системы дистанционного обучения. Преподаватель должен быть в состоянии разработать дистанционные ресурсы, а также корректировать задания после их апробации студентами в течение семестра.
Одной из форм дистанционной поддержки аудиторного обучения дисциплине «Культура речи» являются курсы в Moodle (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), которая широко используется в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена уже в течение нескольких лет. К сожалению, количество аудиторных часов для освоения указанного курса очень невелико, поэтому самостоятельная работа в студентов в рамках данной электронной обучающей системы просто необходима. На сайте http://moodle.herzen.spb.ru студент может найти курс «Культура речи», зарегистрироваться на нем и далее ознакомиться с предложенными материалами теоретического и практического характера.
Указанный дистанционный курс выстраивается таким образом, чтобы, с одной стороны, пополнить теоретические знания студента по тем темам, которые были заявлены на аудиторных лекционных и практических занятиях, с другой стороны, чтобы проверить полученные теоретические знания и практические навыки и умения, свя-
занные с употреблением единиц языка в процессе общения личности в современном обществе. Ориентиром для осуществления самостоятельной работы в пределах данного курса является технологическая карта, в которой отражены темы или задания по курсу культуры речи, также виды текущей аттестации и минимальное / максимальное количество баллов, которое студент может получить за каждую выполненную дистанционно или в аудитории работу. Например: тема «Морфологические нормы современного русского языка (выполнение заданий на умение использовать в речи грамматические формы разных частей речи)». По данной теме планируется проведение тестовой внеаудиторной работы в системе Moodle, за выполнение которой студент получает максимально 15 баллов. Таким образом, в технологической карте имеются сведения о плане работы студента в течение всего семестра, на который рассчитан данный курс изучения особенностей современного русского языка. Например, туда включена итоговая аудиторная контрольная работа, оценка работы студента на практических аудиторных занятиях. Такой тематический план работы дает возможность студенту психологически настроиться и рационально распределить свое время. Интересно, что далеко не все студенты заглядывают в предложенную техкарту. Промежуточная аттестация студента возможна только при наличии всех выполненных дистанционно тестовых контрольных заданий.
Кроме того, очень важным моментом в осуществлении работы по освоению норм и правил речевого общения является наличие ссылок на сайты Грамота.ги, gramma.ru, Русские словари, где студент имеет возможность обратиться к словарям и справочникам, узнать, как используется та или иная единица языка в современной русской речи [5]. Данный вид дистанционного обучения является неотъемлемой частью курса «Культура речи». По теме, связанной с особенностями устной речи, предлагается
орфоэпический минимум, который студент должен освоить, чтобы успешно выполнить внеаудиторный (на сайте в системе Moodle) и аудиторный тесты. Например, в минимуме предложены такие слова: асимметрИя, газопровОд, некролОг, недУг, ветеринАрия, усугубИть, флюорогрАфия, экспЕрт, ходАтайство, оптОвый, красИвее, тОрты, шАрфы, брюнЕт [н'э], шинЕль [н'э], тЕрмин [т'э] и др., то есть те единицы языка, в которых большинство носителей делают ошибки при произношении. Неплохим способом коррекции произношения могло бы стать аудирование, однако пока данная форма работы для указанной категории обучающихся представляется недостижимой. Для студентов же филологического факультета аудирование имеет несомненный смысл [3].
Внутри каждой указанной темы имеется вложенный материал, который, на наш взгляд, должен заинтересовать обучающегося. Это в одних случаях видеосюжеты из каких-либо передач (например, сюжеты о произношении слова «факсимиле», «приурочивать», о роде существительного «евро», о жаргонизмах из киножурнала «Фитиль», «Темный лес числительных. Викторина») либо вебинары (например, «Орфоэпические нормы русского языка», автор Каленчук М. Л.), в других — тренировочные упражнения, выполнение которых может послужить подготовкой к контрольным тестовым заданиям (например, тренировочные упражнения по теме «Паронимы», «Заимствования»). Вебинары, предложенные внутри той или иной темы курса «Культура речи», дают возможность проверить понимание (процесс восприятия новой информации) и полученные студентами знания по этой теме во время опроса на практических аудиторных занятиях. Во время аудиторных занятий по теме «Морфологическая норма» осуществляется проверка знаний на умение склонять сложные и составные числительные и употреблять их в речи. Для этого на сайте была размещена, например, викторина «Темный лес
числительных», которую студент должен пройти, ответив на предложенные непростые вопросы. Среди десяти вопросов, например, такие: Найдите сочетание без ошибки: со ста проблемами, со стами проблемами, со стами проблем; или: «Этот уникальный эксперимент длился 23 суток». Какое сочетание со словом «сутки» будет правильным: двадцать трое суток, двадцать три сутки? Правильного варианта нет, надо сказать «двадцать три дня». После получения ответов на вопросы викторины может возникнуть много подобных вопросов, которые уже обсуждаются на практических аудиторных занятиях.
Помимо тренировочных заданий, в системе Moodle по всем темам курса «Культура речи» предлагаются контрольные тесты. В течение каждого семестра около 500 студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» на различных факультетах и в институтах, выполняют в системе Moodle следующие предложенные тесты: словари и речевая культура, орфоэпические нормы, лексические нормы, грамматические нормы. Данные тесты проверяются автоматически, то есть не нуждаются в ручной проверке. Это упрощает процесс подведения итогов в целом. Чтобы проделанная студентами удаленно (дистанционно) работа не считалась формальностью, у преподавателя есть возможность проанализировать сделанные обучающимися ошибки и обсудить их в аудитории на практическом занятии. Кроме того, преподаватели, ведущие занятия в группах, имеют возможность сравнить результаты студентов внутри одного факультета или сравнить результаты, полученные студентами разных факультетов/институтов. Если взять отдельные темы, то сравнение степени успешности выполнения тестов также возможно (см. табл.).
Из таблицы видно, что знания, связанные с умением произносить единицы языка или ставить их в определенную грамматическую форму, существенно ниже, чем знание, например, теоретического материала, связанного с типами словарей русского языка.
Чтобы студенты могли проверить свои возможности, связанные с нормативным употреблением единиц языка в речи, необходимо составить корректные тесты и внести их в базу вопросов дистанционного курса системы Moodle. Это требует от преподавателя знаний и навыков работы в системе. Одним из способов пополнения базы является привлечение студентов к подбору материала по предложенному заданию. В курсе «Культура речи» данный вид работы со студентом практикуется уже давно. Подбор студентом материала к заданиям на разные темы способствует развитию их творческих способностей, внимательному взгляду на проблемы современной речи, знакомству с разными типами словарей русского языка, к которым они вынуждены обратиться, чтобы правильно подобрать материал для теста. Для создания тестов используются различные материалы: газетные и рекламные тексты, произведения публицистической и художественной литературы. Кроме того, тексты сочиняют и сами студенты для создания задания с вложенным текстом.
Например, к заданию «Составить микротекст, в котором использовано 5 глагольных форм, вызывающих у говорящих трудности», был составлен следующий текст: «Их беззаботности можно только позавидовать. Я как-то предложила: "{Езжайте~=Поезжайте} отдохнуть", — и они, ни секунды не колеблясь, отправились в путь. Друзья зашли в дом и сказали своим детям: "{Ляжте~=Лягте} поспать", а сами пошли во двор, позвав меня с собой.
Тема Словари и речевая культура Орфоэпическая норма Лексическая норма Грамматическая норма
Результат в %, все студенты 77 57 67 54
Я предложила им посмотреть за детьми, а им посоветовала {ехать~=езжать} в город за продуктами. Пока дети спали, я принялась {сажать~=садить} любимые растения в саду». Или, например, другое задание: «Составьте микротекст, в котором имеется два причастных/деепричастных оборота, первый из которых употреблен неправильно, второй — правильно». Текст, который предлагает студент: «По соседству с Кириллом жила довольно милая девушка Лиза. Она очень любила животных. Помимо аквариума с рыбками, хомяка и кролика, у Лизы был кот. Его звали Борис. Борис был из котов, проживающий в приюте для животных. Этот очаровательный котенок не мог не затронуть доброе сердце Лизы, когда она посетила приют в роли волонтера по спасению домашних животных. Ее не смущало большое количество животных в доме, и она была готова забрать к себе каждого несчастного питомца. Хозяйка приюта высоко оценила поступки Лизы, дарующей частичку добра и любви каждому зверьку». Однако многие материалы, предложенные студентами, требуют редактуры со стороны сначала самого студента, а затем и со стороны преподавателя, прежде чем они будут внесены в банк заданий. При выполнении данного типа заданий (с вложенным текстом) уже в виде контрольного теста студент должен вникнуть в само содержание, а затем только выбрать необходимый вариант словоформы, словосочетания или другой единицы языка.
Использование заданий с вложенными микротекстами, способы их внесения в банк заданий очень подробно описаны Т. В. Губернской как противоположность обычным тестам: «Компромиссом могут считаться так называемые задания с вложенными ответами, сочетающие удобство автоматической проверки и гибкость традиционных упражнений. Вопросы с вложенными ответами в системе MOODLE представляют собой текст с пропусками, которые необходимо заполнить, либо впи-
сав правильный ответ, либо выбрав один из вариантов на выпадающей вкладке» [4, с. 335]. Такой тип заданий позволяет гибко и подробно проверять не только знания и умения, связанные с владением основными нормами русского языка (орфоэпическими, акцентологическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), но и установить способность студента выбирать языковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения, ориентироваться при использовании словарей различного типа, узнавать, комментировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи. Кроме того, навыки текстопорождения помогают студенту строить монологические и диалогические высказывания.
С целью проверки умений студентов объединять единицы языка в группы по семантическим, грамматическим, сочетательным и другим признакам предлагаются тесты с множественным выбором. Например: «Какое(-ие) существительное(-ые) от-носится(-ятся) к общему роду?» Предлагаются варианты ответов на знания о грамматической категории рода существительного: 1) бедняга, 2) симпатяга, 3) дворняга,
4) бродяга. Возможен такой вариант вопроса с множественным выбором на лексическую сочетаемость: «Какие словосочетания являются нетавтологичными?»: 1) звучный голос, 2) предварительный анонс, 3) тактичное обращение, 4) прейскурант цен,
5) жизненная биография.
Следует отметить, что в целом при освоении курса «Культура речи» индивидуальный образовательный маршрут студента состоит из сочетания аудиторной и внеаудиторной работы, технической поддержки с помощью электронных ресурсов, единого пакета диагностических материалов (тренировочных и контрольных тестов, индивидуальных заданий), балльно-рейтин-говой системы оценивания достижений учащегося по указанному курсу, сроков отчетности и других не менее существенных компонентов. Индивидуальный марш-
рут может относиться как конкретно к студенту, так и к группе студентов. В этих случаях во время освоения проблем, связанных с культурой речи, слабому студенту (или студенту с ограниченными возможностями, или в качестве компенсации пропущенного аудиторного материала) можно предложить внеаудиторное (в системе Moodle) задание типа: «Сравнить данные разных словарей о постановке ударения в прилагательном лавровый с целью проверки информации видеосюжета». Студент знакомится со словарями и с предложенным видеосюжетом, только затем сравнивает их и делает самостоятельное заключение. В ряде случаев неравноценными с точки зрения имеющихся или полученных знаний бывают целые группы студентов того или иного негуманитарного факультета, для которых предлагается задание с целью более тщательного изучения вопросов культуры речи. Например, задание такого типа: «Законспектировать раздел "Изменения в русском произношении" из монографии Н. С. Валгиной "Активные процессы в современном русском языке" (М.: Логос, 2001)». Для выполнения указанного
задания необходимо обратиться к курсу «Культура речи» в системе Moodle. Дальнейшая работа, связанная с усвоением данного материала, будет осуществляться с помощью проверочного теста, который также размещен в обучающей электронной системе.
Таким образом, цель преподавателей, создающих дистанционный курс «Культура речи» в системе Moodle, заключается в том, чтобы студент, обучающийся на негуманитарных факультетах, мог найти ответы на многие вопросы, возникающие у него в различных речевых ситуациях. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо при построении указанного дистанционного курса отражать те проблемы в речи, которые возникают в современном социуме, то есть здесь и сейчас. Поэтому внесение новых видеосюжетов, отражающих нашу речевую действительность с разных сторон, обновление банка заданий с новыми видами вопросов, включение вебинаров, аудиокурсов по проблемам русского языка — это есть путь дальнейшего развития дистанционного курса обучения студентов негуманитарных факультетов на базе системы Moodle.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахаян А. А., Берлина Т. Р., Лаптев В. В. Виртуальный педагогический институт: дистанционное сопровождение общего и профессионального педагогического образования. [Электронный ресурс]. URL: ftp://arbicon.ru/etu/ahayan98_2.pdf
2. Ахаян А. А. К вопросу о технологии подготовки специалистов в области образования: информационно-образовательная среда педагогической магистратуры // Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. 2009. № 10. [Электронный ресурс]. URL: https://www.herzen.spb.ru/main/structure/ fukultets/ppf/1385642360/1386669440/
3. Губернская Т. В. Аудирование в курсе «Современный русский язык»: Орфоэпия // Слово, словарь, словесность: Динамические процессы в языке, речи и словаре: материалы Всероссийской научной конференции (к 50-летию издания академического «Словаря современного русского литературного языка»). СПб.: САГА, 2016. С. 240-245.
4. Губернская Т. В. Использование комплексных заданий по анализу текста в дистанционных курсах в системе MOODLE // Слова и словари: сборник научных статей, посвященный профессору Валентине Даниловне Черняк. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. С. 332-337.
5. Четырина А. М. Дистанционный курс «Культура речи» в системе Moodle: организация самостоятельной работы студентов при изучении темы «Словари русского языка» // Слово. Словарь. Словесность: Русский язык в научном, культурном и образовательном пространстве (к 190-летию со дня рождения К. Д. Ушинского): материалы Всероссийской научной конференции. РГПУ им. А. И. Герцена, 12-13 ноября 2014 года / отв. ред. В. Д. Черняк. СПб.: САГА, 2015. С. 215-219.
REFERENCES
1. Ahayan A. A., Berlina T. R., Laptev V. V. Virtualnyiy pedagogicheskiy institut: distantsionnoe so-provozhdenie obschego i professionalnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. [Elektronnyiy resurs]. URL: ftp://arbicon.ru/etu/ahayan98_2.pdf
2. Ahayan A. A. K voprosu o tehnologii podgotovki spetsialistov v oblasti obrazovaniya: informatsionno-obrazovatelnaya sreda pedagogicheskoy magistraturyi // Pisma v Emissiya.Offlayn: elektronnyiy nauchnyiy zhurnal. 2009. N 10. [Elektronnyiy resurs]. URL: https://www.herzen.spb.ru/main/structure/fukultets/ppf/ 1385642360/1386669440/
3. Gubernskaya T. V. Audirovanie v kurse «Sovremennyiy russkiy yazyik»: Orfoepiya // Slovo, slovar, slovesnost: Dinamicheskie protsessyi v yazyike, rechi i slovare: materialyi Vserossiyskoy nauchnoy konfe-rentsii (k 50-letiyu izdaniya akademicheskogo «Slovarya sovremennogo russkogo literaturnogo yazyika»). SPb.: SAGA, 2016. S. 240-245.
4. Gubernskaya T. V. Ispolzovanie kompleksnyih zadaniy po analizu teksta v distantsionnyih kursah v sisteme MOODLE // Slova i slovari: sbornik nauchnyih statey, posvyaschennyiy professoru Valentine Danilovne Chernyak. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2015. S. 332-337.
5. Chetyirina A. M. Distantsionnyiy kurs «Kultura rechi» v sisteme Moodle: organizatsiya samostoyatelnoy rabotyi studentov pri izuchenii temyi «Slovari russkogo yazyika» // Slovo. Slovar. Slovesnost: Russkiy yazyik v nauchnom, kulturnom i obrazovatelnom prostranstve (k 190-letiyu so dnya rozhdeniya K. D. Ushinskogo): materialyi Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii. RGPU im. A. I. Gertsena, 12-13 noyabrya 2014 goda / otv. red. V. D. Chernyak. SPb.: SAGA, 2015. S. 215-219.
Д. И. Лапшина
КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К РЕШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрывается современная ситуация развития высшего образования в условиях возрастающих требований к современному специалисту. Рассматриваются основные подходы к конструированию модели подготовки будущих специалистов к решению педагогических задач в профессиональной деятельности, а также принципы и условия этой подготовки. Раскрыты педагогические задачи и критерии оценки результатов реализации конструкта по подготовке будущих юристов к решению педагогических задач в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: будущие юристы, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, профессиональная деятельность, профессиональные задачи, педагогические задачи.
D. Lapshina
CONSTRUCTION OF THE PREPARATION MODEL OF FUTURE LAWYERS TO SOLVE PEDAGOGICAL PROBLEMS IN PROFESSIONAL ACTIVITY
The article reveals the current situation in the development of higher education in the face of increasing demands on the modern specialist. The main approaches to designing the model of future specialists training for solving pedagogical problems in their professional activities are considered. The principles and conditions for the preparation of future specialists for the solution of pedagogical problems are considered. Pedagogical tasks and criteria for evaluating the results of implementing a constructfor trainingfuture lawyers to solve pedagogical problems in professional activity are revealed.
Keywords: future lawyers, federal state educational standard, professional standard, professional activity, professional tasks, pedagogical tasks.