5. Максименко А. А. Формирование правовой компетенции студентов колледжа в процессе профессионального образования [Текст] / А. А. Максименко // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 2, ч. 1. - С. 59-67.
Педагогика
УДК: 372.8: 81.243
аспирантка Бобунова Анна Сергеева
Московский педагогический государственный университет (г. Москва)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СДО MOODLE
Аннотация. Статья посвящена описанию воспитательных возможностей системы дистанционного обучения (СДО) MOODLE при реализации обучения иностранному языку в среднем звене общеобразовательной школы. Раскрыто содержание предмета иностранный язык, направленное на формирование нравственно-эстетических качеств, обучающихся в условиях СДО MOODLE. Автор подробно описывает содержание воспитательного компонента, реализуемого на базе СДО MOODLE, а также дает характеристику учебным ресурсам, дополняющим содержание электронного курса.
Ключевые слова: нравственно-эстетическое воспитание и обучение, СДО Moodle, электронный языковой портфель, содержание обучение, воспитательный аспект.
Annotation. The article is devoted to the description of educational opportunities of Learning Management System (LMS) Moodle in the process of teaching a foreign language in a secondary school. The article reveals the content of the foreign language curriculum. It aimed at the formation of moral and aesthetic qualities, trained by means of LMS Moodle. The author describes in detail the content of the educational component implemented on the basis of LMS MOODLE and characterizes the educational resources that complement the content of the e-course.
Keywords: moral and aesthetic education, LMS Moodle, electronic language portfolio, the content of training, educational aspects.
Введение. В условиях требований к межпредметным и предметным результатам освоения программ обучения, выдвинутых Федеральными стандартами, а также в связи с расширяющийся тенденцией использования информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях учитель иностранного языка сталкивается с проблемой интерактивной и дистанционной передачи не только учебного содержания предмета, но его культурного и воспитательного аспекта. В последнее время интернет-платформа MOODLE стала самой востребованной системой дистанционного обучения, позволяющей создавать каждому учителю свои индивидуальные электронные курсы обучения иностранному языку. При создании соответствующего алгоритма данная система дает возможность закреплять не только языковые и речевые аспекты языка, но и вносить вклад в нравственно-эстетическое воспитание школьников, а также повышать уровень их культуры и самостоятельности.
Цель и задачи исследования. Целью данной статьи является определение возможностей СДО MOODLE в реализации воспитательного компонента обучения иностранному языку школьников среднего звена общеобразовательной школы. Из заданной цели вытекают следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть определение понятия «содержание обучения» применительно к процессу овладения иностранным языком и его компоненты.
2. Определить диапазон умений и навыков, развиваемых и формируемых в процессе реализации воспитательного компонента обучения иностранному языку в условиях СДО MOODLE.
3. Описать материалы, сопровождающие процесс воспитания и обучения иностранному языку в условиях СДО MOODLE.
Изложение основного материала статьи. В методической литературе под содержанием обучения понимают систему научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения [1]. Применительно к иностранному языку, содержание обучения - это те знания, навыки, умения, компетенции, владение которыми обеспечивает способность пользоваться языком как средством общения, формирование и развитие личности [2].
В свою очередь знания разделяется на знание языкового материала (знание единиц языка и речи, грамматические форм), способов и приемах речевой деятельности (правила образования и оформления слов и их употребления), лексического фона (лингвострановедческий подход), национальной культуры. Содержание обучения иностранному языку зависит от типологии речевых заданий, форм языка и речи (устная, письменная, монолог, диалог и др.), речевых жанров и стилей формы языка и речи, типовых ситуаций и средств общения [3, 77]. Построение теории речевого общения, в процессе нравственно-эстетического воспитания посредством иностранного языка и коммуникации, включает наравне с вышеперечисленными компонентами и соответствующее эмоциональное, эстетическое и нравственное содержание [5, 15]. Наравне с литературно-языковой нормой обучающийся должен строить свою коммуникацию целесообразно культурным нормам и правилам этикета страны-носителя изучаемого языка в устной форме.
Содержание обучения имеет предметную и процессуальную стороны. Предметное содержание касается представлений об окружающем мире, таких сфер общения как социально-бытовая, учебно-трудовая, социально-культурная. Процессуальное содержание начинается с овладения единицами языка и ведет к формированию знаний, речевых умений и навыков и последующему овладению речевой деятельностью на изучаемом языке. Конечным результатом освоения содержания обучения является формирование коммуникативной компетенции, дающей возможность использовать устную и письменную речь в соответствующих условиях общения.
Учебная программа по иностранному языку на среднем этапе обучения в общеобразовательной школе разбита на разделы по грамматике, лексике и фонетике, являющихся элементами речевых умений и навыков (говорение, аудирование, письмо, чтение). Данные умения и навыки имеют свои особенности употребления в речи и ситуативном окружении. Большое значение в языковом самовыражении имеет отбор языковых элементов в речи, в процессе организации высказывания [4, 162]. Ресурсы и элементы курса СДО MOODLE
дают возможность предать нравственно-эстетическое содержание развиваемых и формируемых умений и навыков, тем самым предав им воспитательную направленность. Ниже представлена таблица, показывающая развитие нравственно-эстетических умений и навыков, речевых умений и лексико-грамматических навыков школьников 7-х классов, реализованных на базе СДО МООЭЬЕ.
Умения и навыки, развиваемые и формируемые в процессе реализации воспитательного компонента обучения иностранному языку в условиях СДО МООБЬЕ
Ресурсы и элементы курса
Умения и навыки
База данных Семинар Вики Форум Глоссарий Обратная связь Конференция
Нравственно-эстетические умения говорения
Правильно произносить звуки речи и владеть ритмико-интонационными и слухо-произносительными навыками + +
Делать сообщение с учетом норм речевого поведения, принятых в странах изучаемого языка + +
Передать краткое содержание полученной информации, используя лексику, позволяющую подчеркнуть уважительное отношение к собеседнику +
Вести разговор о фактах и событиях, уважая мнение представителей других культур, знать этикет общения, принятый в иноязычном обществе +
Приводить примеры, аргументы, делать выводы +
Описывать особенности жизни и культуры своей страны и стран изучаемого языка +
Обмениваться информацией о проектной работе в диалоговом общении +
Аудитивные умения восприятия эстетики речи
Определять информационную нагрузку предложений по смысловому ударению + + + +
Определять эмоциональные характеристики речи по интонационному рисунку + + + +
Понимать цель сообщения/аудиотекста + + + +
Понимать логику изложения информации или аргументации в процессе замедления и ускорения темпа речи и изменения интонации + + + +
Определять отношение говорящего к предмету обсуждения. Выделять в речи эстетические компоненты и понимать их значение +
Умения восприятия нравственно-эстетической информации при чтении тестов
Определять структуру и коммуникативную направленность целого текста и его частей + + + + + + +
Определять тему и основную мысль текста + + + + + + +
Понимать структуру и организацию текста, обращать внимание на темы доброты, красоты и их значение для читателя + + + + + + +
Умения письменной речи с усилением ее эстетической формы
Использовать лексические, стилистические, грамматические и орфографические средства для придания эмоциональной окраски письменной речи при написании писем, эссе и в процессе текстового общения +
Вести личную электронную переписку, придерживаясь правил письменного этикета + + +
Излагать информацию о себе в письменной форме + + +
Составлять план, тезисы для презентации с усилением эстетики визуального оформления + + +
Лексико-грамматические навыки эстетической культуры эечи
Использовать нейтральную лексику при формальным речевом общении и на письме + + + + + + +
Уметь заменять слова их синонимами + + + + + + +
Понимать значения многозначных слов и стилистически окрашенную лексику с опорой на контекст + + + + + +
Образовывать грамматические формы и конструкции + + + + + + +
Выбирать и употреблять грамматические конструкции, экспрессивно-эмоциональную и функционально-стилистически окрашенную лексику в зависимости от + + + + +
ситуации общения
Соотносить значение грамматических конструкций с семантикой + + + + +
Устанавливать логические, временные, причинно-следственные, сочинительные и подчинительные связи между элементами предложения + + + + +
Межпредметные нравственно-эстетические умения и навыки
Развитие творческого мышления + + + + +
Обсуждение нравственной проблематики + + + + +
Ознакомление с литературным языком + + + + +
Изучение традиций и истории родного и изучаемого языков + + + +
Знакомство с произведениями и работами великих художников, музыкантов, писателей и поэтов + + + + +
Из представленной таблицы видно, что СДО MOODLE является ёмким и информативным средством выработки основных речевых лексико-грамматических навыков, нравственных качеств, эстетического вкуса и социокультурной компетенции в процессе реализации воспитательно-образовательного курса по иностранному языку.
Поскольку СДО MOODLE является системой, позволяющей объединять в себе другие образовательные ресурсы, добавление внешних элементов в содержание электронного курса является инструментом, способствующим усилению учебно-воспитательного воздействия на обучающихся. По мнению Г.В. Сороковых комплексное применение учебных компьютерных материалов, прикладных и инструментальных программ, предназначенных для сетевого и инструментального применения, создаст интегрированную языковую среду, способную отвечать реализации всех аспектов иноязычного образования [6, 200].
Обучение правильному произношению предполагает создание обучающих сценариев с использованием аудиофрагментов передач и специальных программ по коррекции звуков речи. Правильное произношение звуков речи и владение ритмико-интонационными и слухо-произносительными навыками возможно при дополнительном применении программ Lovely language, озвучивающей необходимое слово, предложение или текст, и Speech pad, распознающей произношение учащегося и корректирующее его. Материалы данных ресурсов и программ можно включить в элемент электронного курса СДО MOODLE, учащиеся смогут по мере необходимости обращаться к данным ресурсам работая в электронном портфеле. Также данные сайты располагают аудиозаписями озвучивания отрывков из английской художественной литературы.
При обучении грамматике формируются продуктивные навыки письменной речи, происходит автоматический контроль лексических навыков. С использованием мультимедийных компьютерных программ расширяется активный и потенциальный словари, обучающихся узнают о применении грамматических конструкций, приемлемых для вежливого обращения в устной письменной речи. Учителя получают возможность сопроводить обучение автоматическими словарями и системами подбора синонимов и антонимов (http://www.lingvo-online.ru/, http://www.multitran.ru/, http://www.translate.ru/, http://www.babla.ru/, http://www.thesaurus.com/, http://www.synonym.com/). На сайте http://interneturok.ru/ даны разработки обучающего материала по грамматике английского языка для каждого этапа обучения иностранному языку в школе. Элементы курса на базе СДО MOODLE могут включать в себя видеоуроки, текстовый уроки, тренажеры, тесты и вопросы к уроку, имеющие необходимые воспитательную направленность и учебную нагрузку.
Для изучения лексики прекрасным помощником является веб-приложение Learning Apps, которое имеет возможности для создания интерактивного тренажера и поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Учителя могут сами создавать обучающие модули или включать уже созданные в содержание обучения. Каждая учебная задача может быть решена обучаемым либо путем ответов на вопросы, либо упражнениями, либо чередованием учебных вопросов и практических заданий. Результаты работы в приложении могут быть вставлены при заполнении школьником электронного портфеля на платформе MOODLE и помогут учителю проконтролировать и оценить работу обучающегося. Воспитательная ценность мобильных приложений наблюдается в проявлении самостоятельности и самоконтроля при изучении иностранного языка.
Ресурс https://www.native-english.ru/ содержит интерактивные уроки по развитию речевых умений и разнообразные материалы по страноведению (анекдоты, песни, видеоклипы, идиомы, пословицы). Ссылка на материалы данного сайта поможет школьникам при выполнении заданий, направленных на поиск экспрессивных выражений, речевых оборотов и конструкций. Данные материалы также могут быть использованы в работе над проектом [7].
Для тренировки навыков восприятия и понимания речи на слух полезны интернет-сайты http://english-study-cafe.ru/ с тренировочными заданиями по восприятию текстов на популярные разговорные темы и вебсайт http://english-study-cafe.ru/, предлагающий задания на прослушивание и понимание англоязычных песен.
Также учитель может использовать готовые интернет-ресурсы, выбирая подходящие теме и задаче урока. К популярным интернет-ресурсам относятся дополнительные материалы к УМК. На сайтах зарубежных УМК представлены дополнительные материалы, а также даны пояснения и рекомендации по их использованию:
• Pearson Longman (интернет-страницы, сопровождающие большинство УМК) http://www.pearsonlongman.com/;
• Oxford University Press (раздел Teachers Club с готовыми методическими разработками) http://www.oup.com/elt/teachersclub/;
• Cambridge University Press (интернет-сопровождение ко всем УМК, методические рекомендации для учителя, образцы разделов УМК, в том числе аудио-, видео-, мультимедийного сопровождения http://www.cambridge.org/elt/, http://www.cambridge.org/elt/ru/;
• Express Publishing (методические разработки, веб-сопровождение УМК, дополнительные материалы) http://www.expresspublishing.co.uk/.
Выводы. С одной стороны, использование информационных технологий по своему усмотрению даёт возможность избирательно подойти к решению методических и педагогических задач, с другой стороны, подготовка заданий с учётом интерактивных технологий является трудоёмким и затяжным требующим времени процессом. Возможности системы МООЭЬЕ широки и зависят от готовности и желания педагога изменить традиционный процесс обучения и воспитания, а также тех целей, которых он хочет добиться от своих учеников. Важно помнить, что компьютерная программа не копирует деятельность педагога, а моделирует ее, поэтому при выборе программы или ресурса, прежде всего, необходимо составить алгоритм работы и определить эффективность работы данного алгоритма для изучения, тренировки, иллюстрации или закрепления материала.
В заключении отметим, что возможности современных СДО МООЭЬЕ позволяют учителю самостоятельно выбирать те аспекты обучения и воспитания, на которые уделяется мало времени на уроке, но с которыми необходимо познакомить обучающихся. Данная платформа при творческом подходе учителя сделает дистанционное обучение не только доступным, но и увлекательным для школьников.
Литература:
1. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. — 2-е изд., доп. — М.: Юрайт, 2011. - 574 с.
2. Лапидус Б.А. Проблемы содержания обучения языку в языковом вузе / Б.А. Лапидус. - М.: Высшая школа, 1986. - 145 с.
3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Ленанд, 2014. - 211 с.
4. Быкова И.А. Язык и символы этнокультур в опосредованной коммуникации / И.А. Быкова. // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: проблемы социально-гуманитарного знания. - Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2013. - № 2 (105) - С. 161-164.
5. Сороковых Г.В., Зыкова А.В. Обучение средствам выражения экспрессивности французской речи // Иностранные языки в школе, - 2012. - №10. - С. 14-20.
6. Сороковых Г.В. Компьютерная обучающая языковая среда как условие индивидуализации обучения / Г.В. Сороковых // И.А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика: Труды и материалы международной конференции. В 2 томах. Под общей редакцией К.Р. Галиуллина, Е.А. Горобец, Д.А. Мартьянова, Г.А. Николаева. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. - С. 200-203.
7. Жабо Н.И. Эволюция проектной методики обучения / Н.И. Жабо, Н.Н. Малахова. - Москва: Международный центр «Искусство и образование», 2008. - № 5. - С. 132.
Педагогика
УДК: 378.2
доктор педагогических наук, профессор Богомаз Ирина Владимировна
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Песковский Евгений Анатольевич
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Степанова Инга Юрьевна
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация. Представлена научно-аналитическая позиция, оценивающая и характеризующая отдельные концептуально-теоретические и практикореализующие аспекты нынешней (реальной) и перспективной (желаемой) организации общеобразовательных и вузовских учебных систем, рассматриваемых в свете их влияния на перспективы формирования и развития в России элементов инновационного общества. В качестве осевой позиции рассмотрения высвечен аспект представления математической науки как универсальной инструментальной основы для развития других наук, для постановки и решения полипредметных задач. Синергия научных знаний и методов разных научно-предметных областей, пронизанных операциональными математическими нитями и дополненных математическими модельными представлениями, даёт возможность организации новых продуктивных образовательных практик в школах и вузах, позволяет на уровне учащихся ставить и решать реалистичные научные, исследовательские и разработческие проблемы и способствует формированию интереса учащихся к наукам, исследованиям, творчеству. Такой интерес является исходным условием формирования научно-технологического кадрового потенциала, и именно этот интерес учащихся потом приведет к развитию технических и социальных инноваций, что в итоге будет способствовать обеспечению лидерских инновационно-технологических позиций России в мире.
Ключевые слова: общеобразовательная школа, профильное обучение, математические науки, модельные представления, математические модели, синергия научных знаний, подготовка педагогических кадров.
Annotation. The scientific-analytical position is represented for evaluating and characterizing some of the conceptually-theoretical and practical aspects of the existing (real) and perspective (desirable) organization of the general education and higher education systems - their influence on prospects for creations and development different elements innovative society of Russia. As the main aim position of the review the aspect is taken to look on the mathematic sciences as on an universal tool for the development of other sciences and for the statement and for solution of polyscientific tasks. Synergy of scientific knowledge and methods of different scientific subject areas, imbued with operational mathematical threads and supplemented by mathematical model concepts, makes it possible to organize new productive educational practices in schools and universities, allows students to put and solve realistic scientific, research and development problems and contributes to the formation of students ' interest in science, research, creativity. This interest is a prerequisite for the formation of scientific and technological personnel potential, and it is this interest of students that will then lead to the development of technical and social innovations, which will eventually contribute to ensuring Russia's leading innovative and technological positions in the world.
Keywords: general education school, specialized education, mathematical sciences, model representations, mathematical models, synergy of scientific knowledge, teachers training.