Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык как учебная дисциплина / иностранный язык в вузе / исследовательские умения студентов / студент / преподаватель / foreign language as academic discipline / foreign language at university / research skills of students / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Г. Кондрахина, Н.Е. Южакова

На страницах настоящей статьи продемонстрированы наиболее характерные черты процесса формирования исследовательских умений у студентов, осваивающих программы профессиональной подготовки в пространстве неязыковых вузов в ходе изучения иностранного языка. Для этого в начале статьи разбирается содержание понятия «исследовательские умения». Затем демонстрируется их место в структуре компетентности выпускника современного неязыкового вуза. Далее представлена программа развития исследовательских умений у студентов средствами преподавания иностранного языка в стенах современного неязыкового вуза. Описан процесс экспериментальной проверки эффективности этой программы. Приведены её результаты. На их основании сделан ряд выводов, касающихся существующих сегодня возможностей для совершенствования процесса формирования исследовательских умений студентов в ходе преподавания иностранного языка в неязыковых вузах нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.Г. Кондрахина, Н.Е. Южакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RESEARCH SKILLS OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The article demonstrates how to develop research skills among students mastering vocational training programs in the space of non-linguistic universities formation process’s most characteristic features, during the foreign language study. To do this, the content of the concept “research skills” is analyzed. Their place in the competence structure of the modern non-linguistic university graduate is demonstrated. The following is a program for the development of research skills among students by means of teaching a foreign language within the modern non-linguistic university walls. The process of this program effectiveness experimental verification is described. Its results are presented. Based on them, a number of conclusions have been made concerning the existing opportunities for improving the process of forming students’ research skills during teaching a foreign language in Russian non-linguistic universities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

процесса возможно при реализации индивидуально-интегративного подхода на фоне поддержания в высшем учебном заведении соответствующей среды - креативной.

Преподаватели высшего учебного заведения, где ведется подготовка студентов по художественно-эстетическому направлению, как обозначено в трудах таких ученых, как ПТ. Гарипова [1], Т.М. Сорокина [5], А.А. Ушаков [7] и других, должны стремиться к тому, чтобы организовывать работу по эстетическому воспитанию студентов на фоне усвоения ими художественных представлений и саморазвития; стимулировать креативность, побуждать обучающихся искать нестандартные решения педагогических задач; определять концептуальные идеи и устанавливать, обеспечивать педагогические, психологические условия применения индивидуально-интегративного подхода к организации образования студентов; развивать у обучающихся не только художественно-эстетические компетенции, но и нравственность, ум, интеллект, стремление к физической и трудовой активности в соответствующих обучению направлениях (живопись, дизайн и пр.).

На фоне этого необходимым является разработка модели организации образования студентов в художественно-эстетическом направлении, основанном на интегративном и индивидуальном подходах; внедрение в практику специальной вариативной технологии художественно-эстетической подготовки студентов с целью развития соответствующей культуры, а также ряда компетенций на следующих уровнях: потребностно-мотивационном; когнитивном; эмоционально-чувственном; действенно-практическом.

Индивидуально-интегративная подготовка будущих специалистов художественно-эстетического профиля в креативной среде вуза - это целостный, субъект-субъектный образовательно-воспитательный процесс, нацеленный на развитие и совершенствование личностных качеств каждого студента посредством формирования эстетических ценностей; чувства вкуса; корректных художественных представлений; профессиональных компетенций в контексте художественно-эстетической деятельности.

Индивидуально-интегративный подход к организации образовательно-воспитательной работы в высшем учебном заведении способствует улучшению процесса формирования эстетической компетентности по потребностно-мотиваци-онному, когнитивному, эмоционально-чувственному и другим критериям.

Благодаря реализации соответствующих мероприятий на практике достигаются лучшие результаты подготовки будущих специалистов, обучающихся по

Библиографический список

программам художественно-эстетического профиля в высших учебных заведениях.

В результате анализа источников по теме и обобщения информации получены следующие выводы:

1. Подготовка специалистов художественно-эстетического профиля требует переосмысления в вопросах применения традиционных методов и подходов к организации образовательного процесса в высших учебных заведениях, потому как они постепенно утрачивают соответствие современным требованиям.

2. Индивидуально-интегративная подготовка способствует овладению студентами творческими навыками, формированию эстетического восприятия. Подход способствует эстетическому воспитанию, гармонизации личностного и профессионального становления каждого студента.

3. Благодаря реализации индивидуально-интегративного подхода можно раскрыть интеллектуальный потенциал студентов, создать основу для развития личности и сформировать профессиональные компетенции, а также обеспечить специальные психолого-педагогические, предметно-развивающие условия в высшем учебном заведении.

4. Интегративная образовательная среда - это в первую очередь развивающая система. Именно в ней происходит становление современных специалистов. Интегративная среда тесно связана с креативной, без которой полноценная подготовка специалистов художественного-эстетического профиля невозможна.

5. Креативность предполагает поиск множества решений проблемных задач, подготовку творческих, нестандартных гипотез, их подтверждение или опровержение, а также получение значимых выводов о перспективах преодоления определенных ситуаций.

6. Креативная среда высшего учебного заведения - это системное пространство, где взаимодействуют обучающиеся и преподаватели.

7. Высшее учебное заведение как центр креативной среды должно функционировать в режиме развития. Без этого индивидуально-интегративная подготовка объективно осложняется.

8. Преподаватели высшего учебного заведения должны стимулировать креативность студентов, развивать у обучающихся нравственность, ум, интеллект, формировать художественно-эстетические компетенции, создавать и поддерживать необходимые условия для реализации индивидуально-интегративно-го подхода.

1. Гарипова Г.Т. Сравнительное литературоведение. Методология и практика изучения русской литературы в системе компаративного анализа: учебное пособие. Владимир: Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 2022.

2. Лобашев В.Д. Элементы системы профессионального образования: монография. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2020.

3. Петрунина М.А. Музыкально-творческая деятельность младших школьников: технологии и организация интегративных занятий: учебное пособие для студентов педагогических вузов, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профили «Начальное образование» и «Иностранный язык». Оренбург, 2018.

4. Сивухина Е.А. Формирование художественного вкуса студента в курсе фортепиано: учебное пособие. Нижний Новгород, 2017.

5. Сорокина Т.М. Развитие социально-профессиональной компетенции будущих педагогов начальной школы в интегративной образовательной среде вуза: монография. Москва: Флинта; Нижний Новгород, 2017.

6. Томаков В.И. Интегративный подход как основа повышения результативности образовательного процесса: монография. Курск, 2018.

7. Ушаков А.А. Акмеологические основы высшего образования: учебно-методическое пособие. Краснодар, 2019.

References

1. Garipova G.T. Sravnitel'noe literaturovedenie. Metodologiya i prakíika izucheniya russkoj literatury v sisteme komparativnogo analiza: uchebnoe posobie. Vladimir: Vladimirskij gosudarstvennyj universitet imeni Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya Grigor'evicha Stoletovyh, 2022.

2. Lobashev V.D. 'Elementy sistemyprofessional'nogo obrazovaniya: monografiya. Petrozavodsk: Izdatel'stvo Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020.

3. Petrunina M.A. Muzykal'no-tvorcheskaya deyatel'nost' mladshih shkol'nikov: tehnologii i organizaciya integrativnyh zanyatij: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov, obuchayuschihsya po napravleniyam podgotovki44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie», profil' «Nachal'noe obrazovanie», 44.03.05 «Pedagogicheskoe obrazovanie» (s dvumya profilyamipodgotovki), profili «Nachal'noe obrazovanie» i «Inostrannyj yazyk». Orenburg, 2018.

4. Sivuhina E.A. Formirovanie hudozhestvennogo vkusa studenta v kurse fortepiano: uchebnoe posobie. Nizhnij Novgorod, 2017.

5. Sorokina T.M. Razvitie social'no-professional'noj kompetencii buduschih pedagogov nachal'noj shkoly v integrativnoj obrazovatel'noj srede vuza: monografiya. Moskva: Flinta; Nizhnij Novgorod, 2017.

6. Tomakov V.I. Integrativnyjpodhod kakosnova povysheniya rezul'tativnostiobrazovatel'nogoprocessa: monografiya. Kursk, 2018.

7. Ushakov A.A. Akmeologicheskie osnovy vysshego obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Krasnodar, 2019.

Статья поступила в редакцию 10.09.22

УДК 378

Kondrakhina N.G., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Professor, Department of Language Training, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: NKondrakhina@fa.ru

Yuzhakova N.E., senior teacher, Department of Language Training, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: NKondrakhina@fa.ru

FORMATION OF RESEARCH SKILLS OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. The article demonstrates how to develop research skills among students mastering vocational training programs in the space of non-linguistic universities formation process's most characteristic features, during the foreign language study. To do this, the content of the concept "research skills" is analyzed. Their place in the competence structure of the modern non-linguistic university graduate is demonstrated. The following is a program for the development of research skills among students by means of teaching a foreign language within the modern non-linguistic university walls. The process of this program effectiveness experimental verification is described. Its results are presented. Based on them, a number of conclusions have been made con-

cerning the existing opportunities for improving the process of forming students' research skills during teaching a foreign language in Russian non-linguistic universities.

Key words: foreign language as academic discipline, foreign language at university, research skills of students, student, teacher.

Н.Г. Кондрахина, канд. филол. наук, доц., проф., Департамент языковой подготовки Финансового университета

при правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: NKondrakhina@fa.ru

Н.Е. Южакоеа, ст. преп., Департамент языковой подготовки Финансового университета при правительстве Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: NKondrakhina@fa.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

На страницах настоящей статьи продемонстрированы наиболее характерные черты процесса формирования исследовательских умений у студентов, осваивающих программы профессиональной подготовки в пространстве неязыковых вузов в ходе изучения иностранного языка. Для этого в начале статьи разбирается содержание понятия «исследовательские умения». Затем демонстрируется их место в структуре компетентности выпускника современного неязыкового вуза. Далее представлена программа развития исследовательских умений у студентов средствами преподавания иностранного языка в стенах современного неязыкового вуза. Описан процесс экспериментальной проверки эффективности этой программы. Приведены её результаты. На их основании сделан ряд выводов, касающихся существующих сегодня возможностей для совершенствования процесса формирования исследовательских умений студентов в ходе преподавания иностранного языка в неязыковых вузах нашей страны.

Ключевые слова: иностранный язык как учебная дисциплина, иностранный язык в вузе, исследовательские умения студентов, студент, преподаватель.

Проблематика реализации стратегической задачи развития высшего образования в настоящее время предполагает обновление его содержания, методов обучения и достижение на этой основе нового качества образовательно-воспитательного процесса. В особенности это является значимым для языкового образования, поскольку в современном мире развитие языковых компетенций выступает фундаментом для развития человеческого капитала, что связано с глобализацией знаний [1-11]. В сложившейся ситуации обществу нужны высокообразованные, инициативные, компетентные граждане, способные творчески мыслить и применять приобретаемые знания, умения, навыки для нестандартных решений максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это диктует необходимость актуализации усилий по формированию исследовательских умений студентов в рамках иноязычного обучения в неязыковом вузе.

Образовательные стандарты высшего профессионального образования и Профессиональный стандарт педагога также предполагают наличие у современного учителя сформированных на высоком уровне исследовательских умений. Они позволяют педагогу качественно осуществлять свою профессиональную деятельность, в частности методически грамотно организовать работу обучающихся в учебном процессе и создать необходимую среду для формирования интеллектуальной сферы каждого ребенка.

В виду вышеизложенного цель настоящей статьи состоит в рассмотрении наиболее характерных черт процесса формирования исследовательских умений у студентов неязыковых вузов в ходе изучения иностранного языка.

С целью коррелируются следующие задачи:

- разобрать содержание понятия «исследовательские умения»;

- определить место исследовательских умений в структуре компетентности выпускника современного неязыкового вуза;

- представить программу развития исследовательских умений у студентов средствами преподавания иностранного языка в стенах современного неязыкового вуза;

- описать процесс экспериментальной проверки эффективности этой программы;

- продемонстрировать её результаты.

При подготовке настоящей статьи использовались как теоретические, так и практические методы исследования. При этом в число теоретических входили:

- анализ специальной литературы, посвящённой интересующей нас проблематике;

- осмысление педагогического опыта авторов.

Эмпирические же методы включали:

- опрос лиц, обучающихся в неязыковых вузах;

- педагогический эксперимент.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении специфики процесса формирования исследовательских умений студентов в ходе изучения иностранного языка в пространстве современного российского неязыкового вуза.

Его практическая значимость - в определении основных потенций, существующих для развития исследовательских умений в ходе обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов на настоящем этапе развития системы отечественного ВО.

Научная новизна заключается в выявлении основных черт процесса формирования исследовательских умений лиц, осваивающих неязыковые специаль-

ности, на занятиях по иностранному языку, а равно - и перспектив, существующих для его дальнейшего совершенствования.

Термин «исследовательские умения» в науке используется довольно активно, однако далеко не все ученые дают четкое определение этому понятию, многие ограничиваются классификациями данных умений. Можно выделить несколько подходов к определению понятия «исследовательские умения». Рассмотрим наиболее важные из них с точки зрения проблемы нашего исследования.

Так, в рамках компетентностного подхода такие ученые, как Б.П Ананьев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.В. Лаптев, А.К. Маркова, Е.В. Попова, А.П. Тряпи-цына, В.Д. Шадриков и др., трактуют исследовательские умения как способность решать исследовательские задачи и проблемы с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей обучающегося. При этом данные умения выступают индивидуальными особенностями личности. По мнению сторонников компетент-ностного подхода в образовании, в понятие «исследовательские умения» включаются функционально-деятельностный и личностный аспекты [9].

С точки зрения П.В. Середенко, «исследовательские умения и навыки - это возможность и реализация выполнения совокупности операций по осуществлению интеллектуальных и эмпирических действий, составляющих исследовательскую деятельность и приводящих к новому знанию» [11].

И.А. Зимняя и Н.Л. Половизнина и др. исследовательские умения рассматривают как «результат и меру исследовательской деятельности», как «способности к проведению самостоятельных наблюдений, экспериментов, приобретаемой в процессе решения различного рода исследовательских задач» [1; 3].

С.И. Осипова определяет исследовательские умения как «умения самостоятельно осваивать и получать системы новых знаний в результате переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразовательному, базируясь на имеющихся знаниях, умениях, навыках и способах исследовательской деятельности» [5].

П.Ю. Романов рассматривает исследовательские умения как «способность к действиям, необходимым для выполнения исследовательской деятельности» [6].

А.И. Савенков к «общим исследовательским умениям» относит «умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи» [8].

И.А. Рыбалёва среди исследовательских умений педагога называет такие, как «умение увидеть проблему и перевести её в исследовательскую задачу; умение выдвинуть гипотезу, генерировать максимально большее количество идей в ответ на проблемную ситуацию; умение давать определение понятиям, классифицировать; умение анализировать, делать выводы и умозаключения; умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи» [7].

Компетентностный подход, приоритетность реализации которого определяется ведущими программными документами в области модернизации отечественного образования, а также Федеральными государственными образовательными стандартами, подчеркивает невозможность бесконечного расширения передаваемой следующим поколениям информации и знаний, которые, с одной стороны, «нарастают в современном обществе лавинообразно, а с другой - устаревают каждые 3-4 года» [4; 9].

Анализ разных подходов к пониманию сущности и содержания понятия «исследовательские умения» и специфики профессиональной деятельности студента позволил нам определить исследовательские умения студента в рам-

ках обучения иностранному языку как совокупность умственных и практических исследовательских действий, успешность формирования и осуществления которых напрямую зависит от приобретенных в рамках языкового обучения знаний и умений.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал необходимость проведения опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательских умений у студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Экспериментальное исследование было проведено на базе Финансового университета.

Целью опытно-экспериментальной работы является проверка эффективности программы формирования исследовательских умений у студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе.

В ходе решения задач констатирующего этапа эксперимента нами был осуществлён подбор диагностических методик, определены критерии, показатели и уровни сформированности исследовательских умений у студентов.

Для выявления уровня сформированности исследовательских умений у студентов использовался следующий диагностический инструментарий:

- опросник для оценки практической готовности студентов к исследовательской деятельности;

- тест для оценивания уровня проявления креативности в учебном исследовании;

- адаптированный тест М.В. Матюхиной «Изучение мотивационной сферы студентов»;

- задания на выявление общелогических умений.

Методика 1: «Опросник для оценки практической готовности студентов к исследовательской деятельности». Полученные результаты по этой методике отражены в табл. 1.

Таблица 1

Уровни сформированности исследовательских умений у студентов по методике «Опросник для оценки практической готовности студентов к исследовательской деятельности»

Экспериментальная группа Контрольная группа

Уровень Количество Количество Количество Количество

студентов студентов, в % студентов студентов, в %

Исходный уровень 2 14,3% 1 7,1%

Начальный уровень 3 21,4% 2 14,3%

Продуктивный уровень 6 42,9% 7 50%

Креативный уровень 3 21,4% 4 28,6%

По результатам диагностики 3 (21,4%) студентов экспериментальной группы и 4 (28,6%) студентов контрольной группы находятся на креативном уровне. Педагог высоко оценивает практическую готовность студентов к исследовательской деятельности. В экспериментальной группе 6 испытуемых (42,9%) и в контрольной группе 7 (50%) студентов находятся на продуктивном уровне. Начальный уровень у 3 (21,4%) студентов в экспериментальной группе и у 2 (14,3%) в контрольной группе, а исходный уровень наблюдается у 2 (14,3%) студентов экспериментальной группы и 1 (7,1%) студентов контрольной группы.

Методика 2: «Тест для оценивания уровня проявления креативности в учебном исследовании». Количественные результаты по данной методике отражены в табл. 2.

Таблица 2

Уровни сформированности исследовательских умений у студентов по методике «Тест для оценивания уровня проявления креативности в учебном исследовании»

Экспериментальная группа Контрольная группа

Уровень Количество студентов Количество студентов, в % Количество студентов Количество студентов, в %

Исходный уровень 3 21,4% 2 14,3%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начальный уровень 4 28,6% 3 21,4%

Продуктивный уровень 5 35,7% 6 42,9%

Креативный уровень 2 14,3% 3 21,4%

Из табл. 2 видно, что результаты в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной. На креативном уровне в экспериментальной группе находится 2 человека (14,3%), а в контрольной группе 3 человека (21,4%). На продуктивном

уровне в экспериментальной группе находится 5 (35,7%) студентов, а в контрольной - 6 студентов (42,9%). На начальном уровне в экспериментальной группе 4 студентов (28,6%) и 3 (21,4%) студентов в экспериментальной группе. Исходный уровень сформированности исследовательских умений у студентов в экспериментальной группе выявлен у 3 (21,4%) человек, а в контрольной группе - у 2 (14,3%).

Методика 3: Тест М.В. Матюхиной «Изучение мотивационной сферы студентов». Количественные результаты по данной методике отражены в табл. 3.

Таблица 3

Уровни сформированности исследовательских умений у студентов по тесту М.В. Матюхиной «Изучение мотивационной сферы студентов»

Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа

Количество студентов Количество студентов, в % Количество студентов Количество студентов, в %

Исходный уровень 2 14,3% 1 7,1%

Начальный уровень 3 21,4% 1 7,1%

Продуктивный уровень 5 35,7% 7 50%

Креативный уровень 4 28,6% 5 35,8%

Полученные результаты уровня сформированности исследовательских умений у студентов по тесту М.В. Матюхиной «Изучение мотивационной сферы студентов» свидетельствуют о том, что:

- креативный уровень имеют 4 (28,6%) студента экспериментальной группы и 5 (35,8%) студентов контрольной группы, т. е. на 7,5% результаты экспериментальной группы ниже, чем в контрольной;

- на продуктивном уровне находятся 5 (35,7%) студентов экспериментальной группы и половина студентов (7 студентов (50%)) контрольной группы, т. е. на 14,3% ниже;

- начальный уровень обнаружен у 3 (21,4%) студентов экспериментальной группы и всего лишь у 1 (7,1%) студента контрольной группы;

- исходный уровень в экспериментальной группе у 2 (14,3%) студентов и 1 (7,1%) обучающегося контрольной группы.

Методика 4: «Задания на выявление общелогических умений». Полученные результаты по методике отражены в табл. 4.

Таблица 4

Уровни сформированности исследовательских умений у студентов по методике «Задания на выявление общелогических умений»

Экспериментальная группа Контрольная группа

Уровень Количество студентов Количество студентов, в % Количество студентов Количество студентов, в %

Исходный уровень 1 7,1% 1 7,1%

Начальный уровень 3 21,5% 2 14,3%

Продуктивный уровень 5 35,7% 4 28,6%

Креативный уровень 5 35,7% 7 50%

В результате выполнения заданий на выявление общелогических умений студентами мы выяснили, что отлично справились с этим видом работы 5 (35,7%) человек в экспериментальной группе и 7 (50%) человек в контрольной, т. е. они имеют креативный уровень исследовательских умений. В экспериментальной группе на продуктивном уровне также 5 (35,7%) студентов, а в контрольной группе 4 (28,6%) студента. Начальный уровень имеют 3 (21,5%) студента экспериментальной группы и 2 (14,3%) студента контрольной группы. На исходном уровне в обеих группах по одному студенту, что составляет 7,1%.

На формирующем этапе была реализована программа по формированию исследовательских умений в ходе иноязычного обучения, которая строилась на развитии самостоятельности студентов, свободном поиске материалов при реализации проектов. Проекты выбирались самостоятельно, с учетом интересов студентов и их профессиональной направленности, было разрешено использовать только иноязычные материалы. Для оценки эффективности программы по формированию исследовательских умений у студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе нами была проведена опытно-экспериментальное работа на контрольном этапе исследования. Были получены следующие результаты.

Методика №1. «Опросник для оценки практической готовности студентов к исследовательской деятельности». После проведения повторной диагностики в экспериментальной группе и интерпретации полученных результатов нами были получены количественные данные, отражённые в табл. 5.

Таблица 5

Результаты сформированности исследовательских умений у студентов по методике «Опросник для оценки практической готовности студентов к исследовательской деятельности» экспериментальной группы (констатирующий и контрольный этапы)

Констатирующий этап Контрольный этап

Уровень Количество Количество Количество Количество

студентов студентов, в % студентов студентов, в %

Исходный уровень 2 14,3% - -

Начальный уровень 3 21,4% 2 14,3%

Продуктивный уровень 6 42,9% 4 28,5%

Креативный уровень 3 21,4% 8 57,2%

Из табл. видно, что количество студентов, находящихся на креативном уровне сформированности исследовательских умений, значительно возросло - с 21,4% (3 студента) до 57,2% (8 студентов), т. е. показатели выросли на 35,8%. На констатирующем этапе эксперимента на продуктивном уровне было 6 (42,9%) студентов, а на контрольном этапе их количество сократилось до 28,5% (4 студентов), т. е. на 14,4% (на 2 студента). На начальном этапе результаты уменьшились с 21,4% (3 студентов) до 14,3% (2 студентов), т. е. сокращение произошло на 7,1%, а на исходном уровне не осталось ни одного студента. Количественные результаты по методике № 2 «Тест для оценивания уровня проявления креативности в учебном исследовании» представлены в табл. 6.

Таблица 6

Результаты сформированности исследовательских умений у студентов по методике «Тест для оценивания уровня проявления креативности в учебном исследовании» экспериментальной группы (констатирующий и контрольный этапы)

Констатирующий этап Контрольный этап

Уровень Количество Количество Количество Количество

студентов студентов, в % студентов студентов, в %

Исходный уровень 3 21,4% - -

Начальный уровень 4 28,6% 2 14,3%

Продуктивный уровень 5 35,7% 7 50%

Креативный уровень 2 14,3% 5 35,7%

Анализируя данные, представленные в табл., можно констатировать, что количество студентов, находящихся на креативном уровне сформированности исследовательских умений, возросло с 14,3% (с 2 студентов) до 35,7% (5 студентов), т. е. показатели выросли на 21,4%. На констатирующем этапе эксперимента на продуктивном уровне было 53 (5,7%) студентов, а на контрольном этапе их количество увеличилось до 50% (7 студентов), поскольку часть студентов с исходного уровня переместились на начальный уровень, а с начального - на продуктивный. На начальном этапе результаты сократились с 28,6% (с 4 студентов) до 14,3% (до 2 студентов), т. е. сокращение произошло в два раза, а на исходном уровне не осталось ни одного студента.

Результаты повторного тестирования по методике 3 по тесту М.В. Матюхи-ной «Изучение мотивационной сферы студентов» отражены в табл. 7.

Из табл. видно, что количество студентов, находящихся на креативном уровне сформированности исследовательских умений, значительно возросло - с 28,6% (с 4 студентов) до 57,2% (до 8 студентов), т. е. показатели выросли в два раза. На продуктивном уровне количество студентов осталось неизменным - 35,7% (5 студентов). Часть студентов с этого уровня поднялись на креативный уровень, а некоторые переместились с начального на продуктивный. На начальном уровне 7,1,3% (1 студент), а на исходном уровне, так же как и по результатам предыдущих двух методик, не осталось ни одного студента.

Результаты диагностики студентов экспериментальной группы по методике 4 «Задания на выявление общелогических умений отражены в табл. 8.

Анализируя данные, представленные в табл. 8, мы видим, что количество студентов, находящихся на креативном уровне сформированности исследова-

Таблица 7

Результаты сформированности исследовательских умений у студентов по тесту М.В. Матюхиной «Изучение мотивационной сферы студентов» экспериментальной группы (констатирующий и контрольный этапы)

Уровень Констатирующий этап Контрольный этап

Количество Количество Количество Количество

студентов студентов, в % студентов студентов, в %

Исходный уровень 2 14,3% - -

Начальный уровень 3 21,4% 1 7,1%

Продуктивный уровень 5 35,7% 5 35,7%

Креативный уровень 4 28,6% 8 57,2%

Таблица 8

Результаты сформированности исследовательских умений у студентов по методике «Задания на выявление общелогических умений» экспериментальной группы (констатирующий и контрольный этапы)

Констатирующий этап Контрольный этап

Уровень Количество Количество Количество Количество

студентов студентов, в % студентов студентов, в %

Исходный уровень 1 7,1% - -

Начальный уровень 3 21,5% 1 7,1%

Продуктивный уровень 5 35,7% 4 28,6%

Креативный уровень 5 35,7% 9 64,3%

тельских умений, возросло с 35,7% (5 студентов) до 64,3% (9 студентов), т. е. показатели выросли на 28,6%. На констатирующем этапе эксперимента на продуктивном уровне было 5 (35,7%) студентов, а на контрольном этапе их количество сократилось до 4 (50%) студентов. На начальном результаты сократились показатели с 21,5% (3 студентов) до 7,1% (1 студент), а на исходном уровне не осталось ни одного обучающегося.

Из табл. видно, что в процессе экспериментальной работы уровень исследовательских умений у студентов значительно вырос. Функциональный уровень повысился в два раза (с 28,6% (с 4 студентов) до 57,2% (до 8 студентов)). Показатели рефлексивного уровня остались неизменными - 35,7% (5 студентов) за счет перемещения студентов с этого уровня на функциональный и с репродуктивного уровня на рефлексивный. Репродуктивный уровень сократился на 28,6% (с 35,7% (5 студентов) до 7,1% (1студент)).

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем констатировать, что сравнительные результаты на констатирующем и контрольном этапах эксперимента в экспериментальной группе значительно улучшились, чего не скажешь о результатах в контрольной группе.

Нами обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие эффективность проделанной работы:

1. Исследовательские умения студентов представляют собой совокупность прикладных действий и умственных операций. Они позволяют мотивированно включаться в учебно-исследовательскую деятельность или ее отдельные этапы, что становится основой формирования метапредметных и предметных компетенций, выступает основой профессионального развития.

2. Установлен перечень исследовательских умений, необходимых для успешной реализации исследовательской деятельности студентов: умения, связанные с осуществлением исследования (поисковые); умения работать с информацией (информационные); умения организовать свою работу (организационные); умения, связанные с оценочной деятельностью (оценочные); умения представить результат своей работы (презентационные).

По итогам опытно-экспериментального исследования по формированию исследовательских умений у студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе уровень исследовательских умений у студентов значительно вырос. Это доказывает эффективность разработанной и апробированной программы формирования исследовательских умений у студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, тем самым подтверждая выдвинутую нами гипотезу.

Библиографический список

1. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности. Дополнительное образование. 2002; № 8: 6-10.

2. Амахина Е.В. Структурно-динамическая модель исследовательских способностей и умений. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007; № 36: 161-168.

3. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск: Изд-во Удмуртского гос. ун-та, 2001: 105.

4. Лазарев B.C., Ставринова Н.Н. Критерии и уровни готовности будущего педагога к исследовательской деятельности. Педагогика. 2006; № 2: 14-24.

5. Осипова С.И. Развитие исследовательской компетентности одаренных детей. Available at: www.fkgpu.ru/conf/17.doc

6. Романов П.Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Магнитогорск, 2003.

7. Рыбалёва И.А. Критерии и показатели уровня готовности педагога к исследовательской деятельности. Образование и саморазвитие. 2010; № 5 (21): 18-23.

8. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. Москва: Ось-89, 2006.

9. Самодурова Т.В. Научно-исследовательская работа студентов в условиях разноуровневой профессионально-педагогической подготовки в вузе. Вектор науки Тольят-тинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011; № 4: 257-259.

10. Сандалова Н.Н. Педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Уфа, 2016.

11. Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения. Южно-Сахалинск: Издательство СахГУ, 2014.

References

1. Goloviznina N.L. Uchebno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak perspektivnoe sredstvo vospitaniya tvorcheskoj lichnosti. Dopolnitel'noe obrazovanie. 2002; № 8: 6-10.

2. Amahina E.V. Strukturno-dinamicheskaya model' issledovatel'skih sposobnostej i umenij. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2007; № 36: 161-168.

3. Zimnyaya I.A., Shashenkova E.A. Issledovatel'skaya rabota kak specificheskij vld chelovecheskoj deyatel'nosti. Izhevsk: Izd-vo Udmurtskogo gos. un-ta, 2001: 105.

4. Lazarev B.C., Stavrinova N.N. Kriterii i urovni gotovnosti buduschego pedagoga k issledovatel'skoj deyatel'nosti. Pedagogika. 2006; № 2: 14-24.

5. Osipova S.I. Razvitie issledovatel'skojkompetentnosti odarennyh detej. Available at: www.fkgpu.ru/conf/17.doc

6. Romanov P.Yu. Formirovanie issledovatel'skih umenij obuchayuschihsya v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2003.

7. Rybaleva I.A. Kriterii i pokazateli urovnya gotovnosti pedagoga k issledovatel'skoj deyatel'nosti. Obrazovanie i samorazvitie. 2010; № 5 (21): 18-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Savenkov A.I. Psihologicheskie osnovy issledovatel'skogo podhoda k obucheniyu. Moskva: Os'-89, 2006.

9. Samodurova T.V. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov v usloviyah raznourovnevoj professional'no-pedagogicheskoj podgotovki v vuze. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2011; № 4: 257-259.

10. Sandalova N.N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya issledovatel'skih umenij umladshih shkol'nikov v urochnoji vneurochnojdeyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ufa, 2016.

11. Seredenko P.V. Razvitie issledovatel'skih umenij i navykov mladshih shkol'nikov v usloviyah perehoda k obrazovatel'nym standartam novogo pokoleniya. Yuzhno-Sahalinsk: Izdatel'stvo SahGU, 2014.

Статья поступила в редакцию 15.09.22

УДК 378

Mammadova G.S., Ganja State University (Ganja, Republic of Azerbaijan), E-mail: ptiyib@mail.ru

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF MASTERS USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES. The purpose of educational activity is the formation of a student as a full-fledged subject of the educational process. A prerequisite for this is the achievement by students and masters of this level of development. In this case, they are able to independently determine the goal and objectives of their educational activities, update the necessary knowledge, plan their actions, adjust them in accordance with the goal without the help of a teacher. The organization of independent educational activities of undergraduates involves the creation of pedagogical conditions for managing the activities of students, which lead to the development of the main educational program and the achievement of professional competence, based on acquired knowledge, formed skills and abilities. ICT today play an important role in enhancing independent learning and systematizing the knowledge of masters and students. ICT allow the use of verbal, search methods of teaching and methods based on independent creative activity.

Key words: independent educational and cognitive activity, independent work, education, master, student, ICT.

Г.С. Мамедова, аспирант, Гянджинский государственный университет, г. Гянджи, E-mail: ptiyib@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Конечной целью образовательной деятельности является формирование студента как полноценного субъекта образовательного процесса. В этом случае они способны самостоятельно определять цель и задачи своей учебной деятельности, актуализировать необходимые знания, планировать свои действия, корректировать их в соответствии с целью без помощи преподавателя. В статье рассматривается самостоятельная работа и самостоятельное обучение как специально организованное обучение, при этом творческая активность преподавателей и студентов направлена на самоорганизацию, самовоспитание и самоконтроль. Акцентируется внимание на поиске новых подходов к организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности магистров и студентов, способных расширить рамки традиционного обучения. По мнению автора, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) сегодня играют важную роль в активизации самостоятельного обучения и систематизации знаний студентов. ИТ позволяют использовать словесные, поисковые методы обучения и методы, основанные на самостоятельной творческой деятельности.

Ключевые слова: самостоятельная учебно-познавательная деятельность, самостоятельная работа, воспитание, магистр, студент, ИКТ.

Фундаментальным требованием общества к современному образованию является развитие личности, которая имеет сформированные общекультурные компетенции, основанные на умениях на протяжении всей жизни пополнять и расширять необходимые знания на основе самообразования, а также их совершенствовать в процессе профессиональной практической деятельности. Все общемировые изменения, происходящие в образовании большинства развитых стран, нашли своём отражение и в государственном образовательном стандарте Азербайджанской Республики. Среди требований к результатам высшей профессиональной образовательной программы имеются такие как:

- формирование личностных результатов (готовность и способность учащихся к саморазвитию);

- получение метапредметных результатов (самостоятельность при планировании и осуществлении образовательной деятельности, построении индивидуальной образовательной траектории).

В концепциях и государственных программах по развитию образования нашей республики подчеркивается необходимость формирования у студентов навыков самостоятельного обучения. Эта проблема является одной из актуальнейших в современной педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.