Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковое образование / иноязычное образование / иноязычная компетентность / исследовательская деятельность / исследовательские умения / неязыковой вуз / language education / foreign language education / foreign language competence / research activity / research skills / non-linguistic university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Г. Кондрахина, Н.Е. Южакова

На современном этапе развития системы образования возрастает необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров, способных решать профессиональные задачи на высоком уровне. Учитывая необходимость иноязычной компетенции для развития профессионализма на современном этапе, что продиктовано глобализацией знаний, появляется потребность не только в формировании иноязычной компетенции, но и исследовательских умений в ее рамках, которые дают возможность самостоятельного развития профессионала. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал необходимость проведения опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательских умений у студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Экспериментальное исследование было проведено на базе Финансового университета. Целью опытно-экспериментальной работы является проверка эффективности программы формирования исследовательских умений у студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, программа по формированию исследовательских умений в ходе иноязычного обучения, которая строилась на развитии самостоятельности студентов, свободному поиску материалов при реализации проектов. Сравнительные результаты на констатирующем и контрольном этапах эксперимента в экспериментальной группе значительно улучшились, чего не скажешь о результатах в контрольной. Исходя из этого, очевидна динамика проделанной нами работы, что доказывает эффективность разработанной и апробированной в экспериментальной группе программы формирования исследовательских умений у студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.Г. Кондрахина, Н.Е. Южакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF STUDENTS’ RESEARCH SKILLS IN THE FRAMEWORK OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

At the present stage of the development of the education system, there is an increasing need to train highly qualified personnel capable of solving professional tasks at a high level. Given the need for foreign language competence, for the development of professionalism at the present stage, which is dictated by the globalization of knowledge, there is a need not only for the formation of foreign language competence, but also research skills within its framework, which enable the independent development of a professional. The theoretical analysis of the psychological and pedagogical literature on the research problem has shown the need for experimental work on the formation of research skills among students in the framework of teaching a foreign language in a non-linguistic university. The experimental study is conducted on the basis of the Financial University. The purpose of the experimental work is to test the effectiveness of the program for the formation of research skills among students in the framework of teaching a foreign language in a non-linguistic university, a program for the formation of research skills during foreign language education, which was based on the development of students’ independence, free search for materials during the implementation of projects. The comparative results at the ascertaining and control stages of the experiment in the experimental group improved significantly, which cannot be said about the results in the control group. Based on this, the dynamics of the work is obvious, which proves the effectiveness of the program developed and tested in the experimental group for the formation of research skills among students in the framework of teaching a foreign language in a non-linguistic university.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

Библиографический список

1. Дудкина IO.A., Мирзоев О.М. оглы Мониторинг состояния здоровья в разработке программ развития физической культуры студентов на примере МГИК. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 201У; № Э (УУ): 214-219.

2. Голикова ТА, Шестаков М.М. Показатели физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов направления «Менеджмент», профиль «Логистика». Материалы ежегодной отчетной научной конференции аспирантов и соискателей Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 201У; № 1: 38-42.

3. Подоляка A.E. Развитие профессионально значимых физических качеств средствами физической рекреации студентов гуманитарных специальностей. Известия Саратовского университета. Серия: Философия, психология, педагогика. 2019; Т. 19: Э29-ЭЭЭ.

4. Захаров B.A. Физическая культура как средство формирования и развития «Я - физического» у студентов ССУЗОВ. Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009; № 112: 12Э-12У.

5. Ильинич B.A. Физическая культура студента. Москва, 2000.

6. Павлова A.K, Шлемова М.В., Чернышева И.В., Липовцев С.П. Повышение заинтересованности занятиями физкультурой у студентов специальных медицинских групп. Международный журнал экспериментального образования. 2014; № 7-2: 80-81.

У. Гилев ГГ., Бабинина ТА, Романовский С.К. Лечебная физкультура в системе реабилитации студентов специальной медицинской группы. Педагогический опыт: теория, методика, практика. Чебоксары, 2015; Т. 2, № Э (4): 259-260.

8. Круподеров Д.Д., Шлемова М.В., Егорычева Е.В., Чернышева И.В. Особенности проведения занятий по физкультуре в специальных медицинских группах. Международный журнал экспериментального образования. Пенза: Издательский Дом «Академия естествознания». 2014; № У-2: У6-УУ.

References

1. Dudkina Yu.A., Mirzoev O.M. ogly Monitoring sostoyaniya zdorov'ya v razrabotke programm razvitiya fizicheskoj kul'tury studentov na primere MGIK. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 201У; № Э (УУ): 214-219.

2. Golikova T.A., Shestakov M.M. Pokazateli fizicheskogo razvitiya, fizicheskoj i funkcional'noj podgotovlennosti studentov napravleniya«Menedzhment», profil' «Logistika». Materialy ezhegodnoj otchetnoj nauchnoj konferencii aspirantov i soiskatelej Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma. 201У; № 1: Э8-42.

3. Podolyaka A.E. Razvitie professional'no znachimyh fizicheskih kachestv sredstvami fizicheskoj rekreacii studentov gumanitarnyh special'nostej. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: Filosofiya, psihologiya, pedagogika. 2019; T. 19: Э29-ЭЭЭ.

4. Zaharov V.A. Fizicheskaya kul'tura kak sredstvo formirovaniya i razvitiya «Ya - fizicheskogo» u studentov SSUZOV. Izvestiya rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2009; № 112: 12Э-12У.

5. Il'inich V.A. Fizicheskaya kul'tura studenta. Moskva, 2000.

6. Pavlova A.I., Shlemova M.V., Chernysheva I.V., Lipovcev S.P. Povyshenie zainteresovannosti zanyatiyami fizkul'turoj u studentov special'nyh medicinskih grupp. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2014; № У-2: 80-81.

У. Gilev G.G., Babinina T.A., Romanovskij S.K. Lechebnaya fizkul'tura v sisteme reabilitacii studentov special'noj medicinskoj gruppy. Pedagogicheskij opyt: teoriya, metodika, praktika. Cheboksary, 2015; T. 2, № Э (4): 259-260.

8. Krupoderov D.D., Shlemova M.V., Egorycheva E.V., Chernysheva I.V. Osobennosti provedeniya zanyatij po fizkul'ture v special'nyh medicinskih gruppah. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. Penza: Izdatel'skij Dom "Akademiya estestvoznaniya". 2014; № У-2: У6-УУ.

Статья поступила в редакцию 03.10.22

УДК 378

Kondrakhina N.G., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Professor, Department of Language Training, Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: NKondrakhina@fa.ru

Yuzhakova N.E., senior teacher, Department of Language Training, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: NKondrakhina@fa.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF STUDENTS' RESEARCH SKILLS IN THE FRAMEWORK OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. At the present stage of the development of the education system, there is an increasing need to train highly qualified personnel capable of solving professional tasks at a high level. Given the need for foreign language competence, for the development of professionalism at the present stage, which is dictated by the globalization of knowledge, there is a need not only for the formation of foreign language competence, but also research skills within its framework, which enable the independent development of a professional. The theoretical analysis of the psychological and pedagogical literature on the research problem has shown the need for experimental work on the formation of research skills among students in the framework of teaching a foreign language in a non-linguistic university. The experimental study is conducted on the basis of the Financial University. The purpose of the experimental work is to test the effectiveness of the program for the formation of research skills among students in the framework of teaching a foreign language in a non-linguistic university, a program for the formation of research skills during foreign language education, which was based on the development of students' independence, free search for materials during the implementation of projects. The comparative results at the ascertaining and control stages of the experiment in the experimental group improved significantly, which cannot be said about the results in the control group. Based on this, the dynamics of the work is obvious, which proves the effectiveness of the program developed and tested in the experimental group for the formation of research skills among students in the framework of teaching a foreign language in a non-linguistic university.

Key words: language education, foreign language education, foreign language competence, research activity, research skills, non-linguistic university.

Н.Г. Кондрахина, канд. филол. наук, доц., проф., Департамент языковой подготовки Финансового университета

при правительстве Российской Федерации, E-mail: NKondrakhina@fa.ru

Н.Е. Южакова, ст. преп., Департамент языковой подготовки Финансового университета при правительстве Российской Федерации,

E-mail: NYuzhakova@fa.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

На современном этапе развития системы образования возрастает необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров, способных решать профессиональные задачи на высоком уровне. Учитывая необходимость иноязычной компетенции для развития профессионализма на современном этапе, что продиктовано глобализацией знаний, появляется потребность не только в формировании иноязычной компетенции, но и исследовательских умений в ее рамках, которые дают возможность самостоятельного развития профессионала. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал необходимость проведения опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательских умений у студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Экспериментальное исследование было проведено на базе Финансового университета. Целью опытно-экспериментальной работы является проверка эффективности программы формирования исследовательских умений у студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, программа по формированию исследовательских умений в ходе иноязычного обучения, которая строилась на развитии самостоятельности студентов, свободному поиску материалов при реализации проектов. Сравнительные результаты на констатирующем

и контрольном этапах эксперимента в экспериментальной группе значительно улучшились, чего не скажешь о результатах в контрольной. Исходя из этого, очевидна динамика проделанной нами работы, что доказывает эффективность разработанной и апробированной в экспериментальной группе программы формирования исследовательских умений у студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе.

Ключевые слова: языковое образование, иноязычное образование, иноязычная компетентность, исследовательская деятельность, исследовательские умения, неязыковой вуз.

В образовательной практике современного неязыкового вуза наблюдается бессистемный характер формирования исследовательских умений, что проявляется в острых проблемах обучения, а именно - низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы студентов, их неспособности регулировать собственную деятельность, недостаточной сформированности практически направленных действий и, как следствие, дезадаптации [1]. Важно формировать именно профильные исследовательские умения студентов как связанные с профессиональной деятельностью, так и с ее обеспечением, к чему следует отнести, в частности, исследовательские умения в области иноязычного обучения.

Отчасти данная ситуация обусловливается тем, что педагоги в большинстве своем имеют слабое представление о способах подготовки студентов к исследовательской деятельности, которая выступает важнейшим фактором их практико-ориентированного языкового обучения. В особенности это касается обучения в неязыковом вузе, где процесс обучения выстроен вокруг получения достаточного уровня знаний и минимальных компетенций, а не формирования исследовательских умений, которые дают возможность самостоятельного развития в сфере иностранных языков, самостоятельного получения необходимых знаний и умений [6].

В сложившейся ситуации обществу нужны высокообразованные, инициативные, компетентные граждане, способные творчески мыслить и применять приобретаемые знания, умения, навыки для нестандартных решений максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это диктует необходимость актуализации усилий по формированию исследовательских умений студентов в рамках иноязычного обучения в неязыковом вузе.

Цель статьи - исследование проблемы формирования исследовательских умений студентов в рамках изучения иностранного языка в неязыковом вузе.

Задачи исследования:

- изучить понятие «исследовательские умения студентов»;

- провести экспериментальное исследование педагогических условий формирования исследовательских умений студентов;

- проанализировать результаты использования программы формирования исследовательских умений студентов в рамках изучения иностранного языка.

Методы исследования: для решения поставленных задач были использованы общенаучные методы: а) теоретические: анализ научных источников по проблеме формирования исследовательских умений студентов; б) эмпирические -опрос студентов, педагогический эксперимент.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении педагогических условий формирования исследовательских умений студентов при преподавании иностранного языка в неязыковом вузе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы в процессе формирования исследовательских умений студентов при преподавании иностранного языка в неязыковом вузе.

Научная новизна полученных результатов заключается в том, что предложены и теоретически обоснованы методические подходы к формированию исследовательских умений студентов при преподавании иностранного языка в неязыковом вузе.

Анализ разных подходов к пониманию сущности и содержания понятия «исследовательские умения» и специфики профессиональной деятельности студента позволил нам определить исследовательские умения студента в рамках обучения иностранному языку как совокупность умственных и практических исследовательских действий, успешность формирования и осуществления которых напрямую зависит от приобретенных в рамках языкового обучения знаний и умений.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал необходимость проведения опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательских умений у студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Экспериментальное исследование было проведено на базе Финансового университета.

Целью опытно-экспериментальной работы является проверка эффективности программы формирования исследовательских умений у студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе.

Мы взяли за основу выделенные Н.Н. Сандаловой критерии и показатели оценки уровня сформированности исследовательских умений и адаптировали их под исследовательскую деятельность студентов [10]. Определены три уровня сформированности исследовательских умений:

- репродуктивный уровень, характеризующийся нестабильным интересом студентов к осуществлению исследования и исследовательской деятельности, возможной только под четким руководством педагога или родителя (действия по алгоритму);

- рефлексивный уровень, представленный более стабильной заинтересованностью (внешние мотивы) студентов к осуществлению исследовательской

деятельности, проявление определенной самостоятельности в реализации исследования с частичным применением исследовательских методов и способностью оценить результат своей исследовательской деятельности;

- функциональный уровень, представленный устойчивыми внутренними и внешними мотивами к выполнению исследования, самостоятельное выполнение исследования с проявлением творчества и креативности и использованием разнообразных, соответствующих этапам исследования исследовательских методов, подходов в своей работе, способность проанализировать и оценить результат своей исследовательской деятельности.

Для выявления уровня сформированности исследовательских умений у студентов использовался следующий диагностический инструментарий:

- опросник для оценки практической готовности студентов к исследовательской деятельности;

- тест для оценивания уровня проявления креативности в учебном исследовании;

- адаптированный тест М.В. Матюхиной «Изучение мотивационной сферы студентов»;

- задания на выявление общелогических умений.

Мы обобщили результаты четырех диагностик, определили уровень сформированности исследовательских умений у студентов и отобразили их в табл. 1.

Таблица 1

Результаты уровня сформированности исследовательских умений у студентов в экспериментальной и контрольной группах

Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа

Количество студентов Количество студентов, в % Количество студентов Количество студентов, в %

Функциональный уровень 4 28,6% 5 35,7%

Рефлексивный уровень 5 35,7% 6 42,9%

Репродуктивный уровень 5 35,7% 3 21,4%

Проанализировав количественные данные, представленные в табл., мы сделали вывод, что на функциональном уровне в экспериментальной группе находится 4 (28,6%) студента, а в контрольной группе - 5 (35,7%) студентов, т. е. на 7,1% ниже. На рефлексивном и репродуктивном уровнях в экспериментальной группе по 5 (35,7%) студентов, а в контрольной группе на рефлексивном уровне 6 (42,9%) студентов, на репродуктивном уровне сформированности исследовательских умений 3 (21,4%) студентов. Эти результаты свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе количество студентов, находящихся на функциональном и рефлексивном уровнях, ниже, чем в контрольной группе.

На репродуктивном уровне наоборот - в экспериментальной группе количество студентов выше, чем в контрольной группе. Эти данные свидетельствуют о правильности выбранной нами группы в качестве экспериментальной и необходимости проведения с ней работы на формирующем этапе опытно-экспериментального исследования.

На формирующем этапе была реализована программа по формированию исследовательских умений в ходе иноязычного обучения, которая строилась на развитии самостоятельности студентов, свободном поиске материалов при реализации проектов. Проекты выбирались самостоятельно, с учетом интересов студентов и их профессиональной направленности, было разрешено использовать только иноязычные материалы.

Для оценки эффективности программы по формированию исследовательских умений у студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе нами была проведена опытно-экспериментальное работа на контрольном этапе исследования.

На основании полученных данных по четырем диагностическим методикам мы выявили сравнительные результаты сформированности исследовательских умений у студентов экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе. Эти данные представлены в табл. 2 и диаграмме 1.

Из табл. и диаграммы видно, что в процессе экспериментальной работы уровень исследовательских умений у студентов значительно вырос. Функциональный уровень повысился в два раза (с 28,6% (с 4 студентов) до 57,2% (до 8 студентов)). Показатели рефлексивного уровня остались неизменными - 35,7% (5 студентов) за счет перемещения студентов с этого уровня на функциональный и с репродуктивного уровня на рефлексивный. Репродуктивный уровень сократился на 28,6% (с 35,7% (с 5 студентов) до 7,1% (до 1студента)).

Таблица 2

Результаты уровня сформированности исследовательских умений у студентов в экспериментальной группе (констатирующий и контрольный этапы)

Уровень Констатирующий этап Контрольный этап

Количество студентов Количество студентов, в % Количество студентов Количество студентов, в %

Функциональный уровень 4 28,6% 8 57,2%

Рефлексивный уровень 5 35,7% 5 35,7%

Репродуктивный уровень 5 35,7% 1 7,1%

0

□ Креативный уровень

□ Продуктивный уровень

□ Начальный уровень

Контстатирующий этап

Контрольный этап

Рис. 1. Сравнительная диаграмма сформированности исследовательских умений у студентов в экспериментальной группе (констатирующий и контрольный этапы)

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем констатировать, что сравнительные результаты на констатирующем и контрольном этапах эксперимента в экспериментальной группе значительно улучшились, чего не скажешь о результатах в контрольной группе. Исходя из этого, очевидна динамика проделанной нами работы, что доказывает эффективность разработанной и апробированной в экспериментальной группе программы формирования исследовательских умений у студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе.

Нами обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие эффективность проделанной работы:

1. При формировании исследовательских умений у студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе необходимо использовать следующие педагогические условия:

- учет структурных компонентов исследовательских умений: группы организационных, поисковых, информационных, оценочных, презентационных умений;

- освоение предметного содержания путем организации самостоятельных действий студентов с опорой на эвристические методы познания;

- организация процесса обучения методом проектов;

- поэтапное введение использования классических смысловых ситуаций, включающих род и вид, целое и часть, сопоставление и противопоставление, свойство и качество, причина и следствие и др.

Нами были представлены результаты опытно-экспериментальной работы, проводимой на базе Финансового университета. Опытно-экспериментальное исследование по формированию исследовательских умений у студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе включала три взаимосвязанных и последовательных этапа.

На первом этапе (констатирующем) эксперимента была осуществлена диагностика исходного уровня сформированности исследовательских умений у студентов в экспериментальной и контрольной группах. Для этого был подобран комплекс диагностических методик: опросник для оценки практической готовности студентов к исследовательской деятельности; тест для оценивания уровня проявления креативности в учебном исследовании; тест М.В. Матюхиной «Изучение мотивационной сферы студентов»; задания на выявление общелогических умений.

Затем нами были определены критерии, показатели и уровни сформиро-ванности исследовательских умений у студентов. Мы взяли за основу выделенные Н.Н. Сандаловой критерии и показатели оценки уровня сформированности исследовательских умений у студентов (мотивация к исследовательской деятельности; практическая готовность к реализации исследования; самостоятельность при осуществлении исследования; проявление креативности в исследовательской деятельности). Определены три уровня сформированности исследовательских умений: репродуктивный, рефлексивный и функциональный.

На формирующем этапе эксперимента мы разработали и апробировали программу формирования исследовательских умений у студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Программа по формированию исследовательских умений в ходе иноязычного обучения, которая строилась на развитии самостоятельности студентов, свободном поиске материалов при реализации проектов. Проекты выбирались самостоятельно, с учетом интересов студентов и их профессиональной направленности, было разрешено использовать только иноязычные материалы. На заключительном контрольном этапе проводилась повторная диагностика, которая позволила проследить динамику сформированности исследовательских умений у студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе.

По итогам опытно-экспериментального исследования по формированию исследовательских умений у студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе уровень исследовательских умений у студентов значительно вырос.

70

60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Амахина Е.В. Структурно-динамическая модель исследовательских способностей и умений. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007; № 36. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/strukturno-dinamicheskaya-model-issledovatelskih-sposobnostey-i-umeniy

2. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности. Дополнительное образование. 2002; № 8: 6-10.

3. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск - Москва: Издательство Удмуртского государственного университета, 2001.

4. Лазарев B.C., Ставринова Н.Н. Критерии и уровни готовности будущего педагога к исследовательской деятельности. Педагогика. 2006; № 2: 14-24.

5. Осипова С.И. Развитие исследовательской компетентности одаренных детей. ГОУ ВПО «Государственный университет цветных металлов и золота». Available at: www.fkgpu.ru/conf/17.doc

6. Романов П.Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Магнитогорск, 2003.

7. Рыбалёва И.А. Критерии и показатели уровня готовности педагога к исследовательской деятельности. Образование и саморазвитие. 2010; № 5 (21): 18.

8. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. Москва: Ось - 89, 2006.

9. Самодурова Т.В. Научно-исследовательская работа студентов в условиях разноуровневой профессионально-педагогической подготовки в вузе. Вектор науки Тольят-тинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011; № 4: 257-259.

10. Сандалова Н.Н. Педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности: специальность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Уфа, 2016.

11. Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография. Южно-Сахалинск: Издательство СахГУ 2014.

References

1. Amahina E.V. Strukturno-dinamicheskaya model' issledovatel'skih sposobnostej i umenij. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2007; № 36. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/strukturno-dinamicheskaya-model-issledovatelskih-sposobnostey-i-umeniy

2. Goloviznina N.L. Uchebno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak perspektivnoe sredstvo vospitaniya tvorcheskoj lichnosti. Dopolnitel'noe obrazovanie. 2002; № 8: 6-10.

3. Zimnyaya I.A., Shashenkova E.A. Issledovatel'skaya rabota kakspecificheskij vid chelovecheskojdeyatel'nosti. Izhevsk - Moskva: Izdatel'stvo Udmurtskogo gosudarstvennogo universiteta, 2001.

4. Lazarev B.C., Stavrinova N.N. Kriterii i urovni gotovnosti buduschego pedagoga k issledovatel'skoj deyatel'nosti. Pedagogika. 2006; № 2: 14-24.

5. Osipova S.I. Razvitie issledovatel'skoj kompetentnosti odarennyh detej. GOU VPO «Gosudarstvennyj universitet cvetnyh metallov izolota». Available at: www.fkgpu.ru/conf/17.doc

6. Romanov P.Yu. Formirovanie issledovatel'skih umenij obuchayuschihsya v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2003.

7. Rybaleva I.A. Kriterii i pokazateli urovnya gotovnosti pedagoga k issledovatel'skoj deyatel'nosti. Obrazovanie i samorazvitie. 2010; № 5 (21): 18.

8. Savenkov A.I. Psihologicheskie osnovy issledovatel'skogo podhoda k obucheniyu: uchebnoe posobie. Moskva: Os' - 89, 2006.

9. Samodurova T.V. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov v usloviyah raznourovnevoj professional'no-pedagogicheskoj podgotovki v vuze. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2011; № 4: 257-259.

10. Sandalova N.N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya issledovatel'skih umenij u mladshih shkol'nikov v urochnoj i vneurochnoj deyatel'nosti: special'nost' 13.00.01 Obschaya pedagogika, istoriyapedagogikiiobrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ufa, 2016.

11. Seredenko P.V. Razvitie issledovatel'skih umenij i navykov mladshih shkol'nikov v usloviyah perehoda k obrazovatel'nym standartam novogo pokoleniya: monografiya. Yuzhno-Sahalinsk: Izdatel'stvo SahGU, 2014.

Статья поступила в редакцию 15.09.22

УДК 378

Shcherbaneva A.V., senior teacher, Department of English and Professional Communication of the Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: avshcherbaneva@fa.ru

SOME ASPECTS OF EXTRACURRICULAR STUDIES FOR ENGLISH LANGUAGE LEARNERS, CONSIDERING THE POSSIBILITIES OF MODERN TECHNOLOGY. In accordance with the main provisions of the new Federal State Educational Standard, studying a foreign language at university has several goals, and one of the main goals is to develop students' communicative competence. Foreign language communicative competence has a complex structure; in particular, it includes linguistic competence. Teaching a foreign language implies getting to grips with the cultural specificities of the language. In this sense, linguistic competence plays a special role. In order to develop lexical competence during extracurricular foreign (English) language classes we should use modern information technologies, innovative methods, techniques and teaching aids. To form lexical competence in students during extracurricular training, it is necessary that students not only replenish their passive vocabulary, but also expand the active vocabulary. In this regard, it seems justified and expedient to use modern technologies of distance learning for the formation of lexical competencies.

Key words: extracurricular training, English language, modern technologies, distance learning, lexical competence.

А.В. Щербанееа, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: AVShcherbaneva@fa.ru

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится о том, что изучение иностранного языка в высшем образовательном учебном заведении ставит перед собой цель выработки у обучающихся коммуникативных компетенций. Иноязычная компетенция характеризуется сложной структурой, одна из ее составляющих - языковая или лингвистическая компетенция. Когда студенты учат иностранный язык, они проникают в особенности культуры другой нации. В данном аспекте особое место занимает лингвистическая компетенция. Для того чтобы успешно формировать у обучающихся лексическую компетенцию во время внеаудиторных занятий иностранным (английским) языком, необходимо использовать современные информационные технологии, инновационные приемы, методы и средства обучения. Для формирования лексической компетенции у студентов во время внеаудиторного обучения необходимо, чтобы обучающиеся не только пополняли свой пассивный словарный запас, но и расширяли активный вокабуляр. В связи с этим представляется оправданным и целесообразным использовать для формирования лексических компетенций современные технологи дистанционного обучения.

Ключевые слова: внеаудиторное обучение, английский язык, современные технологии, дистанционное обучение, лексическая компетенция.

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что одна из главных целей изучения иностранного языка в вузе - формирование лексической компетенции обучающихся. Она входит в состав коммуникативной компетенции и включает в себя ряд компонентов: знания обучающегося о системе языка, о том, как единицы языка функционируют в речи, а также способность обучающегося использовать эти знания для понимания и интерпретации мыслей других людей. Кроме этого, в состав лексической компетенции входит способность обучающегося устно и письменно выражать свои мысли. В связи с этим лексическая компетенция неразрывно связана с лингвистической, ведь именно лексика отражает своеобразие языка и некоторые особенности культуры. В современных условиях гармонично развитая личность должна знать иностранный язык на высоком уровне, это необходимо для того, чтобы человек мог общаться с носителями иностранного языка в процессе своей профессиональной деятельности и личной жизни.

Цель данной статьи заключается в исследовании организации внеаудиторной работы студентов, изучающих английский язык в качестве иностранного, с использованием современных информационных технологий.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом:

- исследовать возможные формы и методы внеаудиторной работы студентов, изучающих английский язык;

- определить роль современных информационных технологий в формировании у обучающихся лексических компетенций в процессе внеаудиторной работы.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические аспекты (беседы с преподавателями иностранного языка, анкетирование педагогов).

Научная новизна статьи определяется выявлением дополнительных возможностей использования современных информационных технологий в процессе внеаудиторной работы студентов, изучающих английский язык. Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний о формах и методах внеаудиторной работы студентов, изучающих английский язык. Практическая зна-

чимость представлена через разработку инновационных форм и методов внеаудиторной работы студентов, изучающих английский язык, с использованием современных информационных технологий.

В соответствии с российским законом об образовании, иностранный язык играет важную роль в формировании у обучающихся адекватной картины мира и в развитии у обучающихся интереса к культуре страны изучаемого языка и к мировой культуре в целом. Те же требования устанавливает Федеральный государственный образовательный стандарт. В соответствии с ФГОС высшего образования, в процессе изучения иностранного языка в вузе необходимо формировать у обучающихся коммуникативную и языковую компетенцию, расширять и систематизировать существующие знания обучающихся о языке, также следует расширять лингвистический кругозор и словарный запас обучающихся, знакомить их с общей культурой иноязычной речи [1-7].

Для приобретения обучающимися лексической компетенции требуется овладеть высоким уровнем лексической подготовки. Если обучающийся использует лексику, которая подходит для конкретной ситуации, то его речь на иностранном языке звучит живо и естественно. Высокий уровень владения лексическими компетенциями важен не только в том случае, если обучающийся общается на бытовом уровне, но и в том случае, если он читает художественную или научно-популярную литературу на иностранном языке.

Лингвистическая компетенция обучающихся непосредственно связана с коммуникативной компетенцией. Главное в процессе общения - донести до адресата смысл речи, конкретного высказывания. Если обучающийся имеет высокий уровень лексической компетенции, он обладает следующими способностями:

- к созданию условий для эффективной коммуникации на иностранном языке;

- к четкой формулировке собственных мыслей;

- к развитию когнитивного потенциала;

- к развитию собственной языковой личности [1].

В процессе изучения иностранного языка студенты всегда знакомятся с культурой страны иностранного языка. Поэтому изучение иностранного языка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.